34

Правило 35

36

О процедуре согласования продажи церковной собственности не приносящей дохода, в случае крайней нужды.

Решено, чтобы никто не продавал церковной собственности. Если же собственность не приносит доходов, а между тем крайняя необходимость заставляет ее продать, нужно объявить об этом первенствующему той митрополичьей области и посоветоваться с определенным числом епископов, как поступить. А если необходимость заставляет Церковь так спешить, что совещаться перед продажей нет возможности, пусть епископ призовет в свидетели хотя бы соседних епископов, а вместе с тем позаботится сообщить на Соборе о всех сложившихся в его Церкви обстоятельствах. Если он не позаботится об этом, то да будет повинен пред Богом и Собором и лишен своей чести.

Ὁμοίως ἤρεσεν, ἵνα πρᾶγμα ἐκκλησιαστικὸν μηδεὶς πιπράσκῃ. Ὅπερ πρᾶγμα, ἐὰν προσόδους μὴ ἔχῃ, καὶ πολλή τις ἐπείγῃ ἀνάγκη, τοῦτο ἐμφανίζεσθαι τῷ πρωτεύοντι τῆς αὐτῆς ἐπαρχίας, καὶ μετὰ τοῦ ὡρισμένου ἀριθμοῦ τῶν ἐπισκόπων βουλεύεσθαι, τὶ δεῖ πράξαι. Εἰ δὲ τοσαύτη ἐπεῖγοι ἀνάγκη τῆς ἐκκλησίας, ὡς μὴ δύνασθαι πρὸ τοῦ πωλεῖν βουλεύεσθαι, κἃν τοὺς γειτνιῶντας πρὸς μαρτυρίαν καλέσῃ ὁ ἐπίσκοπος, φροντίδα ποιούμενος τοῦ ἁποδεῖξαι τῇ συνόδῳ πάσας τὰς συμβάσας τῇ ἐκκλησίᾳ αὐτοῦ περιστάσεις· ὅπερ εἰ μὴ ποιήσει, ὑπεύθυνος τῷ Θεῷ καὶ τῇ συνόδῳ φανῇ ὁ πιπράσκων, καὶ ἀλλότριος τῆς οἰκείας τιμῆς.[1]

Толкования

Зонара. Церковные имущества должны быть неотчуждаемы; если же настоит какая-либо великая нужда и могущее подлежать ради сей нужды отчуждению бездоходно, то об этом, что имение не приносит дохода и что настоит великая нужда, должно представлять первенствующему в области, то есть митрополиту, и совещаться с определенным числом епископов, что должно сделать. А определенным числом почитает, как думаю, 12, – каковому количеству епископов определено сходиться для слушания обвинений против епископов. Если же будет какая-нибудь крайняя нужда, так что епископу невозможно будет явиться к митрополиту и посоветоваться с епископами, тогда епископ должен хотя соседних епископов призвать во свидетельство как крайности нужды и обстоятельств, так и отчуждения имущества. Если же не поступит так, то повинен будет пред Богом, то есть и Богу даст отчет и собором будет лишен собственной чести, то есть архиерейской. И великий Кирилл в своем послании к Домну говорит: утвари и недвижимые стяжания надлежит хранити церквам неотчуждаемыми. Прочти еще 12‑е правило 7‑го Вселенского собора.

Аристен. Церковное имущество не продаемо; если же оно не приносит доходу, то продается с согласия епископов. А если нужда не дозволяет посоветоваться, то продающий должен призвать соседних епископов; если же не сделает так; то повинен пред Богом и собором.
Епископы не должны отчуждать церковных имуществ; ибо они пользуются божественным правом и потому не подлежат продаже. А если кто имеет бездоходное имущество и свою церковь, обременяемую долгами или стесняемую другими обстоятельствами, и пожелает продать оное с тем, чтобы цену его употребить на покрытие долгов, или на другие какие-нибудь неотложные нужды, то не должен продавать оное без согласия митрополита той области и своих соепископов. Если же по причине неотложной для него нужды не имеет времени посоветоваться с ними относительно бездоходного недвижимого имущества, что хочет продать оное; то должен призвать хотя соседних епископов для свидетельства, дабы они имели сведение о случившихся с его церковию обстоятельствах, по которым он продает эту недвижимость, и после представили бы о сем собору. Если же он не соблюдет сего; но самовольно сделает продажу, то будет повинен и пред Богом и пред собором, и чужд своей чести.

Вальсамон. 12‑е правило 7‑го Вселенского собора рассуждает об отчуждении угодий епископии или монастыря и об отдаче их в наймы; прочти что в толковании на сие правило написано нами. А настоящее правило определяет, что не продается церковная собственность, если она доставляет доход и есть, очевидно, недвижимая, А если, говорит, будет обременять церковь великая нужда и поэтому понадобится прибегнуть к отчуждению церковной недвижимой собственности, конечно бездоходной (ибо приносящая доход ни в каком случае не отчуждается), то должно представлять об этом первенствующему в области, то есть митрополиту, и советоваться о том, что нужно сделать, с определенным числом епископов, то есть с 12‑ю архиереями, каковому числу архиереев определено сходиться и слушать обвинения против епископа, как много раз сказано. А если великая нужда побуждает церковь к отчуждению и епископ не имеет возможности сделать представления об этом митрополиту и надлежащим епископам, то он должен призвать соседних епископов для засвидетельствования крайности нужды и настоятельности отчуждения собственности; если же не сделает так, то и пред Богом будет повинен и будет извержен. Таково содержание правила. – А ты прочти весь 2‑й титул 5‑й книги Василик, который есть 120‑я Юстинианова новелла и говорит об отдаче в наймы, продаже и вообще о всяком отчуждении имуществ не только церквей, но и епископий и монастырей, а также имуществ принадлежащих благочестивым домам, равно как и об отчуждении священных сосудов. И согласно с этою новеллою, которая много позднее настоящего правила и после составления номоканона принята и помещена в Василиках, говори, что отчуждения церковных и монастырских движимых и недвижимых имуществ иногда не возбраняются, а иногда воспрещаются, Почти также 2‑ю главу послания святого Кирилла к Домну. А заметь из настоящего правила, что постановления (σημειώματα) по каким-нибудь церковным делам, постановляемые соборно и заступающие место указов (δεχρέτη), необходимо должны составляться первенствующим в стране и двенадцатью архиереями, и постановляемые как-нибудь иначе не должны, по моему мнению, иметь силы, как не действительные. Еще заметь, что извержению подлежит епископ, если отчуждает церковный сосуд или недвижимую собственность не на основании указанной Юстиниановой новеллы, хотя этого не прибавлено к указанной новелле. Ибо отчуждение, совершенное не на основании новеллы, есть прямо святотатство.

Славянская кормчая. Правило 26. Церковных вещей не продавати, кроме нужды. Не продаемы суть церковные вещи: аще ни откуду же несть прихода в церковь, епископ по совету всех епископ да продаст нечто. Аще же нужда не даст пождати совещания хотяй продати, соседы да созовет. Аще ли не тако, Богови и собору повинен есть.

Толкование. Несть достойно епископом церковных вещей и стяжании продаяти: Божия бо суть таковая стяжания и того ради не продаема суть. Аще ли некий епископ село имый, или ино что от таковых в немже несть прибытка, или церкви будет отягчена долгом, или инеми некиими напастьми стужаеми, и восхощет таковое продати, яко да цену его взем отдаст долг, или ины некия нашедшия нужди тем управит, да не продаст того без совету митрополита, и сущих во области той епископ. Аще же не имать времене належащия ради нужди, со всеми совещати о том еже хощет продати, поне близ его сущые епископы да созовет на свидетельство, да приключшыяся ему церковные напасти уведят, их же ради и таковое стяжание продаст, и тии потом собору таковая да возвестят. Аще же сих не сохранит, но сам по своей воли сотворит продание, и Богови, и собору повинен будет, и своея чести чужд.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΚΣΤ´

Комментировать