86

Правило 87

88

О порядке созыва епископов на общий собор всей Африканской церкви.

Было угодно, чтобы всякий раз, когда должен собраться Собор, епископы, которым не препятствуют ни возраст, ни болезнь, ни какое-либо затруднительное обстоятельство, своевременно приходили на него. И первенствующим каждой области пусть будет объявлено относительно (περί) всех епископов – 2 или 3 собрания состоится, и пусть от каждого собрания епископы, сколько их будет избрано, поочередно и с настоянием приходят ко дню Собора. Если же они не смогут прийти из-за того, что, может быть, возникнут неожиданные обстоятельства, а причину, помешавшую им прийти, перед лицом своего первенствующего епископа не объявят, то они обязаны довольствоваться общением их собственной Церкви.

Ὁμοίως ἤρεσεν, ἵνα, ὁσάκις δήποτε σύνοδον δεῖ συναχθῆναι, οἱ ἐπίσκοποι, οἵτινες οὔτε κείρᾳ, οὔτε ἀσθενείᾳ, οὔτε τινὶ βαρυτέρᾳ ἀνάγκῃ ἐμποδίζονται, ἁρμοδίως ἀπαντῶσι· καὶ τοῖς πρωτεύουσιν ἑκάστης ἰδίας αὐτῶν ἐπαρχίας ἐμφανισθείη περὶ πάντων τῶν ἐπισκόπων, εἴτε δύο, εἴτε τρεῖς συναθροίσεις γένωνται· καὶ ἀπὸ ἑκάστου δὲ ἀθροισμοῦ εἰς ἀμοιβὴν ὁσοιδήποτε ἐπιλεγῶσι πρὸς τὴν ἡμέραν τῆς συνόδου ἐνστατικῶς ἀπαντήσωσιν· ἐὰν δὲ μὴ δυνηθῶσιν ἀπαντῆσαι, ἀθρόον τινῶν ἀναγκῶν ὡς εἰκὸς ἀναφυομένων, εἰ μὴ τὸν λόγον τοῦ οἰκείου ἐμποδισμοῦ παρὰ τῷ οἰκείῳ πρωτεύοντι ἀποδώσωσιν, ὀφείλειν τοὺς τοιούτους τῇ κοινωνίᾳ τῆς ἰδίας αὐτῶν ἀρκεῖσθαι ἐκκλησίας.[1]

Толкования

Зонара. Правило непременно требует, чтобы епископы каждой области собирались, как только явится нужда быть собору, если не воспрепятствует им старость (κεῖρα), т. е. преклонный возраст, близкий к глубокой старости (γῆρας), или болезнь, или не удержит какое-нибудь другое затруднительное обстоятельство, и, собравшись, должны давать ведение митрополиту области, откуда каждый, и от каждого собрания, в 2‑х ли, или 3‑х местах будут собрания (ибо может случиться, что дабы не иметь стеснения ни в помещениях, ни в необходимом, не все соберутся в одном городе, но в 2‑х или 3‑х, соседних с митрополию), – должны являться неотменно (ἐνστατικῶς, то есть неотложно, безотговорочно) ко дню собора, по чреде (εὶς ἀμοιβἤν), то есть по определенному порядку дней (ἀμοιβαδόν) (ибо соборы распускались не в один день, но во многие, и это открывается из деяний настоящего собора, которые были в различные дни); или «по чреде» (ἀμοιβαδόν) означает: попеременно, т. е. что епископы должны являться иногда одни, а в другой раз другие, сколько будет избрано. Если же не будут иметь возможности явиться, когда вдруг и неожиданно представится множество настоятельных дел, то правило требует, чтобы каждый из тех, кто не может явиться, отдавал отчет своему митрополиту; если же не даст, пусть довольствуется только общением своей церкви, между тем как другие не будут в общении с ним,

Аристен. Не являющиеся на ежегодный собор, если только не будут удержаны от того против своей воли, должны довольствоваться общением собственной церкви.
Было определено, чтобы те из епископов, которые не явятся на собор своей области, не быв удержаны от того старостию, или болезнию, или какою-нибудь тягчайшею нуждою, но поступая так по беспечности, или пренебрежению, были братски наказываемы. Настоящее правило полагает и вид наказания, повелевая, чтобы соепископы и собратия не явившихся не были в общении и не литургисали с ними, но чтобы они довольствовались только собственными своими церквами и служили в них.

Вальсамон. Правило требует, чтобы епископы каждой области, которым не препятствует старость (κεῖρα), т. е. возраст, близкий к глубокой старости, или болезнь, или какая-нибудь другая нужда, собирались на установленные соборы, и собравшись давали ведение митрополиту области, – откуда каждый, и от каждого собрания, в 2‑х ли или 3‑х местах будут собрания (ибо могло случиться, что дабы не иметь стеснения ни в помещениях, ни в необходимых вещах, не все собирались в одном городе, но в 2‑х или 3‑х соседних митропиолии), должны являться неотменно, т. е. неотложно, – почередно, т. е. попеременно (ибо соборы распускались не в один день, а во многие); если же не будут иметь возможности явиться по той причине, что будут удержаны нечаянной нуждою, то должны давать отчет о препятствии первенствующему; а если не сделают этого, то должны довольствоваться только общением собственной церкви, между тем как другие не будут с ними в общении. Таково содержание правила. А ты заметь из него, чем новейшее отлучение (отличается от прежнего); ибо другие правила представляют отлучение, поскольку оно относится к епископам, так, что они совсем не должны совершать ничего священнического; а настоящее правило не удерживает их от священнодействия, но удаляет только от общения с прочими братьями.

Славянская кормчая. Правило 77. Не приходящии по вся лета на собор, аще не воля не возбранит им, своея церкве общение довлеет им.

Толкование. Еликоже убо епископ в коейждо области не приидут на собор, иже бывает по вся лета, ни старостию, ни болезнию, ни иною же никоею тяжкою нуждею возбраняеми, но леностию, или небрежением се творяще, таковые повеле собор братски наказати; се же правило и образ наказанию полагает: повелевает бо епископом братии их не приобщатися, ни служити с ними, но токмо в своих церквах таковии да имут общение и служат вних.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΟΣΤ´

Комментировать