Array ( )
12

Правило 13

14

Об извержении епископа, давшего устное согласие на избрание известного кандидата, но затем откажется от данного им голоса без доказательств вины ставленника.

Многие епископы, собравшись, да поставляют епископа. А по нужде 3 епископа, в каком бы месте ни были они, по повелению первенствующего, да поставят епископа. И если кто поступит в чем-либо вопреки своему согласию или подписанию, то сам себя лишит чести.

Αὐρήλιος ἐπίσκοπος εἶπε· Τὶ πρὸς ταῦτα λέγει ἡ ὑμετέρα ἁγιωσύνη; Ἀπὸ πάντων τῶν ἐπισκόπων ἐλέχθη. Ὀφείλει παρ᾽ ἡμῶν τὰ ὁρισθέντα ἐκ τῶν πρὸ ἡμῶν φυλαχθῆναι, ὧν τινων ὡς ἔτυχεν ἀβούλως οἱ πρωτεύοντες τῆς οἱασδήποτε ἐπαρχίας ἀμελεῖν κατατολμῶσι. Πολλοὶ οὖν ἐπίσκοποι συναχθέντες, ἐπίσκοπον χειροτονήσουσιν. Εἰ δὲ ἀνάγκη γένηται, τρεῖς ἐπίσκοποι, ἐν οἱῳδήποτε ἂν τόπῳ ὦσι, τῷ τοῦ πρωτεύοντος παραγγέλματι χειροτονήσουσι τὸν ἐπίσκοπον. Καὶ ἐάν τις ἔν τινι ἐναντιωθῇ τῇ ἰδίᾳ ὁμολογίᾳ ἢ τῇ ὑπογραφῇ, αὐτὸς ἑαυτὸν ἀποστερήσει τῆς τιμῆς.

Толкования

Зонара. 4 правило 1 Никейского собора определяет, что епископа должно поставляти всем тоя области епископам; если же будет какое-либо неудобство, то 3 должны собраться в одно место, а прочие должны изъявить согласие посредством грамот, и, таким образом, должно совершаться рукоположение. Итак, что постановляет указанное правило, тоже и отцы сего собора говорят, должно соблюдать, как определенное отцами бывшими прежде них. А под словом поставление (χειροτονία) здесь должно разуметь не руковозложение и посвящение, а избрание, дабы не казалось, будто оно противоречит первому правилу святых Апостолов, в котором определяется, что епископа поставляют и два епископа.
А что нет между ними противоречия, об этом сказано в изъяснении 4‑го правила 1 Никейского собора, что и должно прочесть. Первенствующими здесь называет областных митрополитов, приглашением которых, то есть повелением, предписывается епископам поставлять, то есть избирать епископа. Если же, говорит, кто-нибудь из совершивших избрание, и после избрания будет противоречить изъявленному им самим согласию или своей подписи, то есть, если кого признал достойным быть епископом, или подписался под выбором его, и после того будет говорить о нем, что он не достоин, и будет противоречить самому себе; таковый лишит себя архиерейской чести, то есть будет извержен, если не докажет обвинения представляемого против обвиняемого.
Аристен. По повелению первенствующего и 3 епископа поставляют епископа; а поступающий вопреки своему согласию, или подписанию, из-за себя будет лишен чести.
Все, если возможно, епископы области должны присутствовать, когда имеет совершиться избрание епископа во вдовствующих епископиях, как постановляется и в 4 правиле 1 Никейского собора и в 19 Антиохийского. Если же это неудобно или по дальности пути, или по какой-нибудь другой необходимости, то, по меньшей мере, 3, по повелению и согласию митрополита их, должны произвести избрание, когда и отсутствующие изъявляют согласие чрез грамоты.
А если кто из епископов даст свое согласие и подтвердит, что известный человек достоин степени епископства, потом по какой-нибудь страсти пойдет против своего согласия, или подписания, и назовет этого, им самим избранного, недостойным, тогда как и прежде знал, каков он был, таковый должен быть лишен собственной чести. Ибо и закон – давших ложное или само себе противоречащее свидетельство наказывает чрез подлежащие начальства, как говорит четырнадцатая глава 1‑го титула 21‑й книги.

Вальсамон. Поставление здесь разумей не в смысле рукоположения и посвящения, а в смысле избрания, потому с одной стороны, что это видно из конца правила, определяющего извергать того епископа, который поступает вопреки своему подписанию и согласию, а это подписание бывает не на хиротонии или посвящении, а на избрании; и, с другой стороны, потому что, когда 1 Апостольское правило определяет, что епископ поставляется двумя епископами, то – если примем хиротонию за руковозложение, можем оказаться в противоречии сказанному правилу.
А так как 4 правило 1 Никейского собора заповедует, чтобы избрания производились всеми принадлежащими к области епископами, а если это не удобно, то 3 должны собираться в одно место, когда изъявляют согласие на избрание посредством грамот и прочие, то вероятно, что некоторые митрополиты (ибо их настоящее правило называет первенствующими в области) не соблюдали сего правила; почему отцами и определено, что избрания должны совершаться многими епископами. А если это неудобно, то необходимо 3‑мя, которые должны с ведома и дозволения 1‑го, то есть митрополита, собраться в каком-нибудь месте; а если кто из производивших избрание будет противоречить своему подписанию, то должен быть извержен. Правило состоит в этом.
А когда 1 митрополит был некогда обвинен в том, что произвел избрание епископа не с принадлежавшими к его области, но с митрополитами имеющими пребывание в царствующем городе, некоторые его защитники пользовались настоящим правилом и говорили, что если на основании 4 правила 1 Никейского собора, и необходимо, чтобы совершали избрания по меньшей мере трое из принадлежащих к области епископов, то настоящим правилом, которое издано позднее, предоставляется митрополиту призывать 3‑х епископов, каких ему угодно, и совершать избрание чрез них, в каком бы ни захотел месте; и хотели, чтобы на основании этого правила митрополит был освобожден от обвинения. Но они услышали, что, поскольку настоящее правило не какой-нибудь новый закон дает, но определяет, чтобы постановленное отцами прежде было соблюдаемо и в последующее время, то предписание относительно созываемых епископов должно, конечно, разуметь согласно с тем правилом, и избрания необходимо должны быть производимы епископами, принадлежащими к области.
А тем, чтобы сходиться в каком бы то ни было месте – избрание не лишается силы, только пусть будет совершено принадлежащими к области в числе по меньшей мере трех, когда и прочие изъявляют свое согласие на избрание чрез грамоты. А когда правило определяет, что избрания совершаются тремя епископами, если только неудобно собраться многим, то иной может спросить: если есть удобство собраться многим, будет ли признано избрание недействительным, или нет?
Решение. Написанного выше об извержении епископа, произнесенном 12‑ю епископами, когда было удобно собраться и большему числу, достаточно для решения настоящего вопроса; а слова: «в каком бы то ни было месте» – написаны для тех, которые говорят, что церковные избрания должны быть совершаемы митрополитом в митрополии, находящейся под его управлением; но это не было принято; ибо не место поставляет епископа, а избрание и приговор архиереев.
Заметь и из настоящего правила, что первенствующий, то есть, митрополит, не должен присутствовать на выборах, а одни епископы.
«Но что будет, – если кто из участвовавших в избрании будет говорить вопреки своему подписанию, немедленно ли он подпадет извержению, или после исследования и несостоятельности представляемых им объяснений?»
Решение. Если слова правила принимать так, что участвовавший в избрании признает свою подпись, а говорит, что он после того узнал нечто препятствующее избранному получить епископский сан, то он не иначе может быть подвергнут извержению, как если не представит твердых доказательств.
А если противоречие подписи принимать в смысле отрицания оной, то когда откроется дело из сличения грамот или каким-нибудь другим способом, епископ будет подлежать извержению немедленно.
Итак, заметь настоящее правило, которое говорит, как мне кажется, об отречении от подписи. Прочти также 75 главу 1‑го титула 22‑й книги Василик и 1‑ю главу 3‑го титула той же книги, и весь 4‑й титул той же книги, и 60‑ю главу 1‑го титула 23 книги, и узнаешь, что отрекающийся от своей подписи иногда изобличается сличением подписей, a иногда чрез показания свидетелей под присягою, и что после обличения осужденный принуждается дать в удовлетворение своему противнику не только то количество, какое заключается в записи, но и еще столько.
А 72‑я новелла императора господина Льва Философа определяет, что всякая запись, на которой рукою составителя ее начертан образ честного и животворящего креста, должна иметь силу и неизменность, хотя бы и не была обеспечена указанием пени. Прочти эту новеллу, и в заключение скажи, что предписание извергать архиереев, отказывающихся от своих подписей на избраниях, есть совершенно частное и должно иметь силу в этом и только в этом случае. Ибо если епископ, или клирик, отречется от другой своей записи, то, как мне кажется, он не будет извержен, как говорят некоторые, но подвергнется наказанию на основании приведенных выше законов.

Славянская кормчая. Старейшему повелевшу, и 3 епископи поставляют епископа. А еже своему исповеданию или писанию противится, от дому да имать безчестие.

Толкование. Вся области епископом подобает снитися, егда хотят избрати и поставити епископа во вдовствующих церквах, якоже и 4 правило повелевает, 1 Вселенского собора, иже в Никеи, и 19 правило, иже в Антиохии. Аще же несть можно всем собратися, или за долготу пути, или иные некия ради нужди, но аще и мало, то поне три епископи повелением своего митрополита, суд и поставление да творят, и сложившемся грамотами, и всем пришедшим епископом, якожо любити и угодно имети избрание, и поставление еже тии творят.
Аще ли некий от епископ известно исповесть о некоем глаголя, яко достоин есть епископского степене, и потом некоего ради страстного изволения противу своему исповеданию и подписанию начнет глаголати, не достойна суще епископи нарицая, егоже сам избра, ни прежде несведый его каков беяше, таковый своея чести да будет лишен, рекше да будет извержен: ибо градский закон ложно или противно себе свидетельствующих, на то поставленными судиями мучит, якоже и якоже и 14 глава 1‑я грани 21‑х царских книг повелевает.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Комментировать