Сергей Небалуев: «Спасает только Бог» <br><span class="bg_bpub_book_author">Сергей Небалуев</span>

Сергей Небалуев: «Спасает только Бог»
Сергей Небалуев

Сергей Небалуев – довольно известный в Саратове человек. Он доцент кафедры компьютерной алгебры и теории чисел СГУ, кандидат физико-математических наук, советник ректора. С пиететом о нем отзываются поклонники различных видов единоборств, в том числе русской школы рукопашного боя. Свое давнее спортивное увлечение Сергей Иванович не оставляет и сегодня, по-прежнему делится своими знаниями и умениями с теми, кому они нужны по роду занятий. С момента открытия университетского храма во имя царственных страстотерпцев он его постоянный прихожанин. Наш разговор с ним о пути к вере, о важном и о второстепенном в жизни.

О единоборствах и русском воинстве

– Крещен я был в детстве, в несознательном возрасте. Но сформировали меня, конечно, полностью среда и система воспитания социалистического времени. В детстве, юности я занимался гимнастикой. Когда повзрослел, увлекся дзюдо, карате, а потом и другими единоборствами. Позже узнал, что есть, ничуть не хуже японских или китайских, отечественные единоборства. И сейчас я интересуюсь в основном ими. У отечественных методик есть преимущество перед зарубежными – они более прямо ведут к результату. Но, однако, нельзя забывать, что единоборства – это оружие. Раскрывать все методики и предлагать их для широкого употребления ни одному нормальному человеку в голову не придет.

Для меня занятие единоборствами – давнее увлечение, которому уже около тридцати лет, и сейчас оно всего лишь удовлетворяет мой личный исследовательский интерес. Не более того.

Пришло и понимание того, что занятие единоборствами должно идти рука об руку с Православием. Православная традиция – та основа, которая не дает впасть в искушения. А они многообразны. Человеку кажется, если он чему-то научился, то он становится лучше других. И в этой гордости есть очень большая опасность.

В России до революции была своя серьезная система подготовки православных воинов. Разговоры о том, что мы шапками закидывали противника,– глупость, никаких шапок не хватило бы. И наш русский опыт неплохо бы и сегодня использовать в большем объеме.

Дорога к храму

– Как ни странно, мой путь к вере начался с обычного интереса к различным религиям. Знакомился с буддизмом, даосизмом, суфизмом и различными другими учениями. Располагала к этому научно-интеллектуальная среда, люди, которые меня окружали. Я прочитал Евангелие от Иоанна, потому что в кругу моего общения было распространено мнение, что интеллигент обязательно должен быть с ним знаком. Все тогда что-то читали, потом обменивались мнениями. Но теперь я понимаю, что по большому счету вся эта любознательность – лишь способ заплутаться. Я, слава Богу, этого избежал. Мною двигало стремление выработать свой взгляд на вещи. А со временем осознал, что на таких увлечениях молодости жизнь не построишь.

И сейчас молодые ребята увлекаются буддизмом, эзотерикой, еще чем-то, задают вопросы. Я тогда говорю: «Скорей всего ваше увлечение пройдет, и я очень на это надеюсь. Начните ходить в храм, и тогда сами во всем разберетесь».

У Руми есть притча «Поселянин и Лев». Ночью в хлев пробрался лев, съел корову и лег. А хозяину померещилось, что к нему в хлев пробрались воры и хотят украсть его корову. Он побежал в хлев, не зажигая лампу, ощупал. Бока, хвост, всё на месте. Успокоившись, ушел. А Лев лежал и думал: «Двуногий сей осел видать меня своей коровой счел. Пузырь бы желчный лопнул у него от одного бы вида моего, когда бы видел он меня при свете дня». Люди, которые чрезмерно увлекаются различными течениями и учениями, думают, что держат за хвост корову. Но, как известно, хвосты есть не только у коров.

Обретение веры

– На все мои увлечения и хобби ушел большой промежуток личной жизни, за это время в стране многое поменялось, началась перестройка. Когда я начал увлекаться отечественными единоборствами, у меня появились новые знакомые, у них были свои друзья. И так в моей жизни появились люди, через которых я приблизился к Православию. Познакомился в то время с послушником Псково-Печерского монастыря Георгием Шевкуновым, теперь он архимандрит Тихон. Это было в Москве, куда он приехал, как профессиональный режиссер, на 1000-летие Крещения Руси снимать торжества. В квартире нашего общего друга мы смотрели фильм о монастыре. Всё это сопровождалось рассказом о людях, героях фильма, что произвело на меня огромное впечатление. Я потом многое из того, что узнал тогда, рассказывал своим студентам. Чтобы они знали об образцах достойной жизни, если даже при этом они не считают себя верующими людьми.

За окном была тогда весна, праздновали Пасху. Ребята, мои новые знакомые, пошли в храм, я, конечно, с ними, потом разговлялись. Какие у православного человека переживания на Пасху? Понятно, что это ощущение праздника распространялось и на меня. Так я потихоньку начал дрейфовать в сторону Православия.

И потом у каждого человека есть свои проблемы, есть они у близких тебе людей, и их надо как-то нести. Так в начале 90‑х я начал ходить в храм. Иногда слышишь от людей: «А я не знаю, что в храме делать». Да и не надо сначала ничего делать. Стой, внимательно слушай, смотри, что происходит, и учись постепенно.

Так начиналось мое воцерковление. Сейчас уже что-то вызывает улыбку, но тогда, будучи новоначальным, я сверхсерьезно ко всему отнесся – в первые и последние три дня Великого поста ничего не ел, не пил. А при этом еще и на тренировки ходил и лекции читал. Потом, конечно (Сергей Иванович смеется.– Авт.), успокоился, стал избегать «крайностей». Что важнее всего – постепенно пришло уже ясное, твердое понимание, что православная вера – лучшая опора в жизни.

О главном

– Ведь спасает только Бог, и уж никак не единоборства. Наше дело молиться, а Господь всё управит должным для нас образом. Это, конечно, не означает, что можно расслабиться, ничему не учиться, не развиваться. Человек должен чем-то заниматься, увлекаться и деньги зарабатывать, но приоритеты меняются. Молитва, причащение, общение с церковными людьми приносят понимание того, что существенно, а что нет.

И хотя я ничего из своих занятий не оставил, по-прежнему преподаю математику, увлекаюсь единоборствами, но понимаю, что главное не в этом. Всё может кончиться в любой момент. Самое главное – как перед Богом стоять будем.

Университетский храм

– В Саратовском госуниверситете в начале 2000‑х годов образовалась инициативная группа, которая сошлась во мнении, что в нашем вузе должен появиться храм. Я ее поддержал. Ведь человеку православному хочется, чтобы храм был не потому, что он намеревается окружающим что-то навязать, как порой кому-то кажется со стороны. Ему хочется поделиться своей радостью. Мы пришли к решению организовать домовую церковь и написали на имя ректора соответствующее письмо. К тому времени как раз освободились комнаты, которые сдавались прежде в аренду под оружейный магазин. И таким образом появилось помещение. Ремонт храма делался полностью на пожертвования.

Аспирантом физфака, а ныне диаконом храма в честь Рождества Христова Максимом Плякиным было тогда высказано очень удачное и замечательное, на мой взгляд, предложение: освятить храм во имя святых царственных страстотерпцев. Ведь государь император явился основателем нашего университета. Он же оказал серьезную финансовую поддержку строящемуся вузу: на свои личные средства выкупил землю и покрыл часть расходов на строительство. Если посмотрите, у нас на корпусах три герба. Два из них восстановлены – гербы Саратовской губернии со стерлядями, а третий, посередине, просто затерт. А это был как раз герб святого государя Николая II, и университет назывался Николаевский императорский университет в честь своего основателя. Какие же мы после этого благодарные потомки? Поэтому почтить память основателей и благодетелей университета было святым делом.

Жизнь прихода

– У нас сложилась особая, очень добрая атмосфера. Владыка нам подарил икону Божией Матери «Утоли моя печали», и она у нас замироточила как раз в день празднования иконе 7 февраля. Чувствуется, что Божия Матерь проявляет к нам внимание. Другое дело, что часто мы оказываемся этого недостойны. Всё время чем-то заняты, некогда на небо смотреть, всё больше – под ноги. Человек слаб и грешен, но Господь милостив.

Прихожане наши – преподаватели, студенты, университетские пенсионеры и просто люди, которые знают о храме. Батюшка у нас замечательный, отец Кирилл Краснощеков. Произносит очень глубокие проповеди, люди приходят и специально их послушать. Работает воскресная школа для детишек, библиотека, лекторий. Очень отрадно, что идет такая жизнь, какой она и должна быть на приходе. Сейчас, когда в праздничные дни человек сто на службу приходят, уже тесновато всем становится. Но и радостно, что столько людей собираются и живут общей жизнью.

Юлия Семенова

Источники: газета «Православная вера» № 1 (381), 2009 г. / информационно-аналитический портал «Православие и современность»

Комментировать