Этические проблемы «суррогатного материнства»

Этические проблемы «суррогатного материнства»

(7 голосов4.6 из 5)

Автор: Л.Б. Ляуш, стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры био­ме­ди­цин­ской эти­ки РНИМУ им. Н.И.Пирогова

В ст. 55 Феде­раль­но­го зако­на от 21 нояб­ря 2011 г. «Об осно­вах охра­ны здо­ро­вья граж­дан Рос­сий­ской Феде­ра­ции» пред­став­лен юри­ди­че­ский поря­док при­ме­не­ния сур­ро­гат­но­го мате­рин­ства (далее — СМ), мето­да, дале­ко отсто­я­ще­го от прин­ци­пов эти­ки и мора­ли. Исполь­зо­ва­ние мето­да СМ сопря­же­но с рядом эти­че­ских проблем: 

- угро­за пси­хи­че­ско­му и физи­че­ско­му здо­ро­вью сур­ро­гат­ной мате­ри и ребёнка;

- раз­ру­ше­ние поня­тий, обо­зна­ча­ю­щих кров­но­род­ствен­ные связи;

- сохра­не­ние тай­ны про­ис­хож­де­ния ребёнка; 

- нега­тив­ное вли­я­ние на пси­хи­ку потен­ци­аль­ных родителей;

- ком­мер­ци­а­ли­за­ция мате­рин­ства (мат­ка напрокат); 

- куп­ля-про­да­жа детей.

Угроза психическому и физическому здоровью суррогатной матери и ребенка.

Риск ослож­не­ния бере­мен­но­сти у сур­ро­гат­ной мате­ри ран­ним ток­си­ко­зом бере­мен­ных выше, чем у жен­щин, бере­мен­ных гене­ти­че­ски сво­им ребен­ком. При обыч­ной бере­мен­но­сти поло­ви­на гено­ти­па пло­да при­над­ле­жит мате­ри, а сур­ро­гат­ная мать вына­ши­ва­ет пол­но­стью гене­ти­че­ски чуже­род­ный плод. Реак­ции оттор­же­ния, кото­рые выра­жа­ют­ся сла­бо­стью, поте­рей аппе­ти­та, рво­той, сни­же­ни­ем веса, апа­ти­ей, тре­во­гой, мни­тель­но­стью, раз­дра­жи­тель­но­стью, у сур­ро­гат­ных мате­рей могут быть физио­ло­ги­че­ски гораз­до силь­нее выра­же­ны чем у жен­щи­ны, вына­ши­ва­ю­щей соб­ствен­но­го ребен­ка[1].

Защит­ни­ки СМ посто­ян­но, гово­ря о сочув­ствии к жен­щине, поте­ряв­шей воз­мож­ность (или изна­чаль­но не имев­шей) самой выно­сить сво­е­го ребен­ка, или о непо­вто­ри­мом сча­стье тех, кто обрел мате­рин­ство с помо­щью сур­ро­гат­но­го мате­рин­ства, умал­чи­ва­ют про дру­гую жен­щи­ну – сур­ро­гат­ную мать. Как пра­ви­ло сур­ро­гат­ная мать во вре­мя и после пере­да­чи ребён­ка роди­те­лям-заказ­чи­кам, т.е. после того как она отде­ле­на от сво­е­го ребён­ка, испы­ты­ва­ет силь­ней­шую пси­хо­ло­ги­че­скую трав­му. Сур­ро­гат­ная мать может глу­бо­ко при­вя­зать­ся к вына­ши­ва­е­мо­му ребен­ку в силу тес­ной био­ло­ги­че­ской свя­зи с ним в пери­од его созре­ва­ния. Раз­рыв свя­зи с мате­рью, выно­сив­шей тего, при­во­дит к глу­бо­кой пси­хо­ло­ги­че­ской трав­ме и ребёнка.

Более того, мож­но ожи­дать и прин­ци­пи­аль­ное изме­не­ние со сто­ро­ны пси­хо­ло­ги­че­ско­го ста­ту­са жен­щи­ны, кото­рая носит ребён­ка и зна­ет, что он нико­гда не будет ей при­над­ле­жать. Невоз­мож­ность реа­ли­за­ции есте­ствен­ных потреб­но­стей бере­мен­ной мате­ри, вызы­ва­ет стресс, депрес­сию, пси­хо­па­ти­че­ские реак­ции вред­ные, и жен­щине, и ребен­ку.[2] Под дей­стви­ем стрес­са, мозг сур­ро­гат­ной мате­ри выде­ля­ет мень­ше гор­мо­нов эндор­фи­нов, от коли­че­ства кото­рых зави­сит ско­рость обмен­ных про­цес­сов и рабо­та всех орга­нов орга­низ­ма бере­мен­ной жен­щи­ны, а, сле­до­ва­тель­но, и состо­я­ние орга­низ­ма ребен­ка. По мне­нию аку­ше­ра-гине­ко­ло­га и пери­на­таль­но­го пси­хо­ло­га Ново­сё­ло­вой Е. Г. стресс во вре­мя бере­мен­но­сти уве­ли­чи­ва­ет риск как пси­хо­ло­ги­че­ской ущерб­но­сти ребен­ка в буду­щем, так и может при­во­дить к физи­че­ским пато­ло­ги­ям раз­ви­тия.[3]

Э. Сгре­ча и В. Там­боне отме­ча­ют, что оче­вид­ная мани­пу­ля­ция телес­ной при­ро­дой ребен­ка, полу­ча­ю­ще­го гене­ти­че­ское насле­дие от двух опре­де­лен­ных лиц и вме­сте с тем кровь, пита­ние, жиз­нен­ное внут­ри­ма­точ­ное обес­пе­че­ние от тре­тье­го лица — сур­ро­гат­ной мате­ри, в буду­щем может иметь послед­ствия и на пси­хи­че­ском уровне[4].
Срав­не­ние сур­ро­гат­ной мате­ри с кор­ми­ли­цей и утвер­жде­ние, что тако­го рода «помощь» не толь­ко допу­сти­ма, но и явля­ет­ся выра­же­ни­ем аль­тру­из­ма, крайне сомни­тель­ны, т. к. интен­сив­ность отно­ше­ний меж­ду сур­ро­гат­ной мате­рью и пло­дом и меж­ду няней и ребён­ком в корне отличны.

Разрушение понятий, обозначающих кровнородственные связи.

В 1991 году Арлет Швей­цер ста­ла пер­вой в США сур­ро­гат­ной мате­рью для эмбри­о­на соб­ствен­ной доче­ри. Она роди­ла через кеса­ре­во сече­ние двой­ню соб­ствен­ных вну­ков – маль­чи­ка и девоч­ку[5]. Подоб­ный слу­чай был в Южной Афри­ке: яйце­клет­ка моло­дой жен­щи­ны (с врож­ден­ным отсут­стви­ем мат­ки), опло­до­тво­рен­ная спер­ма­то­зо­и­дом её мужа, была пере­са­же­на в мат­ку её мате­ри — буду­щей бабуш­ки. В при­ве­ден­ных при­ме­рах одна жен­щи­на одно­вре­мен­но и бабуш­ка, и мать. Подоб­ные ситу­а­ции порож­да­ют сме­ше­ние, раз­мы­ва­ние поня­тий (мать, бабуш­ка, сын, внук), тра­ди­ци­он­но слу­жа­щих для обо­зна­че­ния кров­но­род­ствен­ных свя­зей. В ситу­а­ции утра­ты смыс­ла и одно­знач­но­сти поня­тий дети могут стать жерт­вой лич­ност­но­го кри­зи­са на поч­ве недо­ста­точ­ной ясно­сти их про­ис­хож­де­ния и отно­ше­ний с тем или иным чле­ном семьи[6]. Как повли­я­ет на ребен­ка изве­стие, что бабуш­ка в тоже вре­мя дово­дит­ся ему мамой? Как объ­яс­нить эту ситу­а­цию ребен­ку, и смо­жет ли сам он внят­но объ­яс­нить её учи­те­лям и одно­класс­ни­кам, не пре­вра­ща­ясь в мишень для насмешек?

Сохранение тайны происхождения ребёнка.

Не менее зна­чи­ма и про­бле­ма сохра­не­ния тай­ны про­ис­хож­де­ния ребен­ка. Те, кто был так или ина­че при­ча­стен ситу­а­ции с СМ, при­зна­ют, что бук­валь­но раз­ры­ва­ют­ся меж­ду необ­хо­ди­мо­стью блю­сти тай­ну и жела­ни­ем открыть её. Спе­ци­а­лист в обла­сти био­ме­ди­ци­ны И. Брек, зада­ва­ясь вопро­сом: «Что же пред­по­чти­тель­ней для ребен­ка?», отве­ча­ет: «Без сомне­ния, не ока­зать­ся в такой ситуации».

Негативное влияние на психику потенциальных родителей.

Нега­тив­ное вли­я­ние на пси­хи­ку био­ло­ги­че­ских роди­те­лей может быть вызва­но сле­ду­ю­щи­ми причинами:

- опа­се­ние за рас­тор­же­ние дого­во­ра сур­ро­гат­ной мате­рью или её исчезновение;

- стра­хи жен­щи­ны, свя­зан­ные с вына­ши­ва­ни­ем её ребен­ка дру­гой жен­щи­ной (а не дела­ет ли она что-нибудь непо­лез­ное ребён­ку, не полю­би­ла ли она его боль­ше, чем я?);

- отсут­ствие гаран­тии того, что после рож­де­ния ребён­ка био­ло­ги­че­ские роди­те­ли не будут под­со­зна­тель­но искать у него чер­ты сход­ства с той жен­щи­ной, кото­рая его носи­ла, осо­бен­но, если напри­мер, воз­ник­нут про­бле­мы в под­рост­ко­вом воз­расте (“А это прав­да мой ребё­нок? А может быть, все-таки не мой, пото­му что не я его носи­ла?”).[7]

Коммерциализация материнства («матка напрокат»).

Если сур­ро­гат­ная мать — это мать (или род­ствен­ни­ца) бес­плод­ной жен­щи­ны, абсо­лют­ность аль­тру­и­сти­че­ских моти­вов поступ­ка несо­мнен­на. Это слу­чай неком­мер­че­ско­го сур­ро­гат­но­го мате­рин­ства. Если же сур­ро­гат­ная мать — посто­рон­няя жен­щи­на, то это слу­чай ком­мер­че­ской услу­ги. Ком­мер­че­ские пред­ло­же­ния для потен­ци­аль­ных сур­ро­гат­ных мате­рей сего­дня уже откры­то раз­ме­ща­ют­ся в газет­ных руб­ри­ках по пред­ло­же­нию рабо­чих мест или газе­тах. Например,в газе­те «Куда пой­ти рабо­тать?» раз­ме­ще­но объ­яв­ле­ние Мос­ков­ской кли­ни­ки репро­дук­ции «ВИТА НОВА» с при­гла­ше­ни­ем жен­щин в воз­расте от 20 до 35 лет в каче­стве сур­ро­гат­ных мате­рей и доно­ров яйце­кле­ток за «гаран­ти­ро­ван­ную ком­пен­са­цию до 900000 руб­лей».[8]

Купля-продажа детей.

Объ­ек­том дого­во­ра куп­ли-про­да­жи явля­ет­ся не толь­ко био­ло­ги­че­ская спо­соб­ность к дето­рож­де­нию сур­ро­гат­ной мате­ри, но и сам ребе­нок.[9] Если бы объ­ек­том куп­ли-про­да­жи являл­ся толь­ко про­цесс вына­ши­ва­ния ребен­ка, то назна­чен­ная в дого­во­ре сум­ма долж­на была бы выпла­чи­вать­ся сур­ро­гат­ной мате­ри в самом нача­ле бере­мен­но­сти в каче­стве «гаран­тии» пре­бы­ва­ния ребен­ка в мат­ке. Но то обсто­я­тель­ство, что часть денег выпла­чи­ва­ет­ся лишь в кон­це бере­мен­но­сти, после родов, ука­зы­ва­ет на то, что такой дого­вор име­ет сво­ей конеч­ной целью постав­ку про­из­ве­ден­но­го «про­дук­та», т. е. куп­лю-про­да­жу детей. Если, к при­ме­ру, ребё­нок име­ет дефек­ты раз­ви­тия, заказ­чи­ки могут от него отка­зать­ся: зачем выпла­чи­вать всю сум­му за «про­дукт», не удо­вле­тво­ря­ю­щий всем требованиям?

Сур­ро­гат­ное мате­рин­ство – это явле­ние с отри­ца­тель­ны­ми послед­стви­я­ми для всех участ­ву­ю­щих в дан­ной сдел­ке: и для сур­ро­гат­ной мате­ри, и для ребён­ка, и для потен­ци­аль­ных родителей.Существует ли реаль­ная аль­тер­на­ти­ва дан­но­му явле­нию? Да. Это — такая откры­тая для мно­гих без­дет­ных пар воз­мож­ность, как усы­нов­ле­ние ребён­ка, остав­ше­го­ся без роди­те­лей. В этом слу­чае «выиг­ры­ва­ют» все: роди­те­ли, полу­чая дол­го­ждан­но­го ребён­ка, а дети — любя­щих родителей.

_____________

[1] Сечи­на И. Сур­ро­гат­ное мате­рин­ство: за день­ги, но под сердцем/ Нескуч­ный сад, №4(75), апрель 2012, С.53.

[2] Там же, с.54

[3] Там же.

[4] Элио Сгре­ча, Вик­тор Там­боне. Био­э­ти­ка. Учеб­ник. М.:ББИ, 2002, С.250.

[5] New York Times, 13 October, 1991.

[6] Про­то­пре­сви­тер Иоанн Брек. Свя­щен­ный дар жиз­ни. М.: «Палом­ник», — 2004, С. 260.

[7] Сечи­на И. Сур­ро­гат­ное мате­рин­ство: за день­ги, но под сердцем/ Нескуч­ный сад, №4(75), апрель 2012, С.54.

[8] Газе­та «Куда пой­ти рабо­тать?» № 2 от 5.03.2012 , С. 15.

[9] Элио Сгре­ча, Вик­тор Там­боне. Био­э­ти­ка. Учеб­ник. М.:ББИ, 2002, С.251.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки