Гомеопатия: мистика, шарлатанство или малоизученный метод?

Гомеопатия: мистика, шарлатанство или малоизученный метод?

(5 голосов4.0 из 5)

Сего­дня ассор­ти­мент аль­тер­на­тив­ных меди­цин­ских мето­дик для разо­ча­ро­ван­ных паци­ен­тов клас­си­че­ской меди­ци­ны зна­чи­тель­но рас­ши­рил­ся. Осо­бен­ной попу­ляр­но­стью поль­зу­ет­ся гомео­па­тия. Насколь­ко вер­но про­ти­во­по­став­ле­ние клас­си­че­ской меди­ци­ны и гомео­па­тии, что это за метод — рас­ска­зал заве­ду­ю­щий при­ем­ным отде­ле­ни­ем мос­ков­ской боль­ни­цы свя­ти­те­ля Алек­сия Андрей Дя, выпуск­ник кур­сов гомео­па­тии Инсти­ту­та повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции меди­ко-био­ло­ги­че­ских про­блем и экс­тре­маль­ных ситу­а­ций Управ­ле­ния дела­ми пре­зи­ден­та РФ.

 Прин­цип подо­бия и малых доз 

Глав­ный прин­цип гомео­па­тии — прин­цип подо­бия (подоб­ное лечит­ся подоб­ным), сфор­му­ли­ро­ван немец­ким уче­ным, осно­ва­те­лем гомео­па­тии Саму­элем Ган­не­ма­ном в 1790 году. Это откры­тие было сде­ла­но им в резуль­та­те наблю­де­ний за забо­лев­ши­ми маля­ри­ей: Ган­не­ман знал, что маля­рию лечат корой хин­но­го дере­ва, и когда-то наблю­дал симп­то­мы отрав­ле­ния хиной у людей, не болев­ших маля­ри­ей. У мно­гих отра­вив­ших­ся хиной были симп­то­мы, похо­жие на маля­рию. Поче­му? Ган­не­ман стал про­во­дить опы­ты на себе и здо­ро­вых доб­ро­воль­цах. Брал какое-либо лекар­ство или не при­ме­няв­ше­е­ся в меди­цине рас­те­ние, мине­рал, соли, яды и начи­нал с малых доз их при­ни­мать. В ходе экс­пе­ри­мен­тов уда­лось выявить, что отрав­ле­ния неко­то­ры­ми веще­ства­ми по симп­то­мам подоб­ны опре­де­лен­ным состо­я­ни­ям при извест­ных забо­ле­ва­ни­ях. Ган­не­ман попро­бо­вал сопо­ста­вить болез­ни и подоб­ные симп­то­мы болез­ней, выяв­лен­ные при испы­та­ни­ях. Эффект был уди­ви­тель­ный: ока­за­лось, что мно­гим веще­ствам свой­ствен­но вызы­вать болез­нен­ное состо­я­ние у здо­ро­во­го чело­ве­ка и вме­сте с тем устра­нять подоб­ное же состо­я­ние у боль­но­го. Так, опий в боль­ших дозах про­из­во­дит у здо­ро­во­го чело­ве­ка сон­ли­вость, а в самых незна­чи­тель­ных — выле­чи­ва­ет от тако­го же состо­я­ния. То есть подоб­ное лечи­лось подоб­ным. Как? На этот вопрос может дать ответ имму­но­ло­гия. На этом осно­ван прин­цип при­ви­вок, дей­ствие вак­ци­ны. Толь­ко в при­вив­ках дей­ству­ет не подоб­ное, а иден­тич­ное веще­ство, вирус или мик­ро­ор­га­низм, уби­тый или ослаб­лен­ный, но все-таки насто­я­щий агент болезни.

Уче­ние свое Ган­не­ман назвал гомео­па­ти­ей, что в пере­во­де с гре­че­ско­го озна­ча­ет «подоб­ный», а ста­рой шко­ле, со все­ми ее систе­ма­ми, дал назва­ние «алло­па­тия» (иной). Дей­ствие гомео­па­тии направ­ле­но на вклю­че­ние имму­ни­те­та, гар­мо­нич­ное рас­пре­де­ле­ние сил орга­низ­ма без при­вле­че­ния лекар­ствен­ной химии. И на этом осно­ва­на ее популярность.

Вто­рой глав­ный прин­цип гомео­па­тии, откры­тый так­же Ган­не­ма­ном, — прин­цип малых доз. Было крайне рис­ко­ван­но давать доб­ро­воль­цам боль­шие дозы лекарств. Поэто­му изу­ча­е­мые пре­па­ра­ты наста­и­ва­лись на спир­те, а если это были соли, то их силь­но мель­чи­ли (толк­ли в фар­фо­ро­вой ступ­ке), добав­ляя инерт­ное веще­ство — сахар, а далее сно­ва раз­во­ди­ли в спир­те и встря­хи­ва­ли доволь­но интен­сив­но, что­бы при­дать веще­ству мел­ко­дис­перс­ный вид (нерас­тво­ри­мый до кон­ца состав, но с очень малой мас­сой веще­ства в осад­ке). И ока­за­лось, что чем интен­сив­нее был про­цесс измель­че­ния, раз­ве­де­ния и встря­хи­ва­ний, тем силь­нее ока­зы­вал­ся эффект от при­е­ма пре­па­ра­тов. При­чем в этом слу­чае у веще­ства выяв­ля­лось боль­ше несвой­ствен­ных ему симп­то­мов, то есть в резуль­та­те меха­ни­че­ской обра­бот­ки (встря­хи­ва­ния) меня­лись и его свой­ства. Напри­мер, если от упо­треб­ле­ния соли в обыч­ном виде (сверх меры) у чело­ве­ка воз­ни­ка­ет симп­том отрав­ле­ния, нару­ше­ние элек­тро­лит­но­го балан­са, гипер­то­ния, то в резуль­та­те при­го­тов­ле­ния соле­во­го рас­тво­ра встря­хи­ва­ни­ем он дает совер­шен­но иную симп­то­ма­ти­ку: ане­мию, эндо­крин­ные рас­строй­ства, лихо­рад­ку, забо­ле­ва­ния кожи, диа­бет. С похо­жи­ми изме­не­ни­я­ми свойств веще­ства в резуль­та­те меха­ни­че­ской обра­бот­ки мы стал­ки­ва­ем­ся на про­стом при­ме­ре: когда моло­ко взби­ва­ет­ся в масло.

— Извест­но, что гомео­па­тия, появив­ша­я­ся в кон­це XVIII века, не сра­зу была при­зна­на клас­си­че­ской науч­ной меди­ци­ной. Мно­гие до сих пор счи­та­ют ее анти­на­уч­ной. В чем при­чи­на тако­го отношения? 

— Гомео­па­тию сего­дня пре­по­да­ют в меди­цин­ских вузах, в Москве в ММА им.Сеченова есть кафед­ра неле­кар­ствен­ных мето­дов лече­ния, в СПбГ­МА им. И. И. Меч­ни­ко­ва — кафед­ра тра­ди­ци­он­ной меди­ци­ны и гомео­па­тии и т. д. В дру­гих мед­ву­зах так­же есть курс по гомео­па­тии. Этот меди­цин­ский метод заре­ги­стри­ро­ван При­ка­зом № 335 мини­стра здра­во­охра­не­ния Рос­сии от 29 нояб­ря 1995 года «Об исполь­зо­ва­нии мето­да гомео­па­тии в прак­ти­че­ским здра­во­охра­не­нии». Для того что­бы врач мог рабо­тать этим мето­дом, он дол­жен предо­ста­вить свой меди­цин­ский диплом и полу­чить лицен­зию Мин­здра­во­охра­не­ния РФ. Так что меди­цин­ский ста­тус гомео­па­тии совер­шен­но легален.

Но спо­ры вокруг гомео­па­тии объ­яс­ни­мы. Гомео­па­тия, с одной сто­ро­ны, явля­ет­ся вполне экс­пе­ри­мен­таль­ным мето­дом (ее глав­ные прин­ци­пы откры­ты Ган­не­ма­ном в резуль­та­те экс­пе­ри­мен­та, наблю­де­ний и про­ве­рок, как любое науч­ное откры­тие) и в этом рав­ня­ет­ся на точ­ные нау­ки. С дру­гой же, она стре­мит­ся про­ник­нуть в область, кото­рая усколь­за­ет от экс­пе­ри­мен­та, в глу­би­ны субъ­ек­тив­но­го мира лич­но­сти, недо­ступ­но­го пока чисто науч­но­му под­хо­ду. Этим она отли­ча­ет­ся от дру­гих обла­стей меди­ци­ны, напри­мер, хирур­гии, где врач, рас­по­знав симп­том болез­ни, лечит навер­ня­ка, точ­но устра­няя при­чи­ну. Но гомео­па­тия — доволь­но новый метод, кото­рый еще дале­ко не изу­чен. Как и вооб­ще мно­гое, свя­зан­ное с чело­ве­ком. Ее ино­на­уч­ность или пара­на­уч­ность начи­на­ет­ся там, где закан­чи­ва­ет­ся изу­чен­ность дей­ствия ее пре­па­ра­тов. Глав­ный вопрос гомео­па­тии — как подо­брать пре­па­рат, кото­рый подой­дет чело­ве­ку? Здесь нуж­но очень мно­го знать о чело­ве­ке, не толь­ко о его физи­ке, но и о его пси­хи­ке и об их свя­зи. Ведь издрев­ле извест­ны пре­па­ра­ты, тра­вы, кото­рые ока­зы­ва­ли не толь­ко физи­че­ское, но и пси­хи­че­ское воз­дей­ствие, воз­буж­да­ю­щее или успо­ка­и­ва­ю­щее. Гомео­па­тия осно­ва­на на прин­ци­пе подо­бия, то есть под­бо­ре для чело­ве­ка лекар­ства, подоб­но­го его симп­то­му. И вот это соот­вет­ствие пол­но­стью еще не най­де­но, поиск про­дол­жа­ет­ся. Но раз­ве мно­го обла­стей меди­ци­ны могут ска­зать, что зна­ют о чело­ве­ке все?

Науч­ный метод позна­ния, кото­рым мы сего­дня поль­зу­ем­ся, изве­стен из декар­тов­ской физи­ки и выра­жа­ет­ся через отно­ше­ние к миру как субъ­ек­та к объ­ек­ту: у нас есть какой-то объ­ект, мы его изу­ча­ем. Декар­ту при­над­ле­жит идея созда­ния еди­но­го науч­но­го мето­да — «уни­вер­саль­ной мате­ма­ти­ки». Глав­ное место в нем отво­ди­лось разу­му, рацио. Такие кри­те­рии науч­но­сти, во мно­гом спра­вед­ли­вые для точ­ных наук уров­ня XVII века, рас­про­стра­ня­лись не толь­ко на физи­ку, но и на дру­гие обла­сти позна­ния, и на миро­воз­зре­ние в целом. Одна­ко со вре­ме­нем раци­о­наль­ный под­ход пере­стал быть уни­вер­саль­ным. Нача­лось все с фило­со­фии. Имма­ну­ил Кант гово­рил о том, что есть вещи, а есть их явле­ния, и по сути сво­ей вещь непо­зна­ва­е­ма — он назвал их «веща­ми в себе». В прак­ти­че­ском смыс­ле этот фило­соф­ский аргу­мент менял взгляд на мир (схе­му «субъ­ект-объ­ект»); мир из объ­ек­та ста­но­вит­ся субъ­ек­том позна­ния, то есть в общей кар­тине мира появ­ля­лось духов­ное, нрав­ствен­ное, лич­ное изме­ре­ние. Когда лич­ность чело­ве­ка ста­ли изу­чать фило­со­фы, антро­по­ло­ги, меди­ки, био­ло­ги, пси­хо­ло­ги и социо­ло­ги, ока­за­лось, что чело­век боль­ше сво­ей «физи­ки», что с ним все не так, как в физи­ке: поста­вил экс­пе­ри­мент и решил вопрос. Поэто­му не сто­ит пугать­ся тер­ми­на «ино­на­уч­ность». Как писа­ла извест­ный рус­ский уче­ный, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, дей­стви­тель­ный член Нью-Йорк­ской ака­де­мии наук, глу­бо­ко веру­ю­щий чело­век Тама­ра Фло­рен­ская, мно­го раз­мыш­ляв­шая над мето­до­ло­ги­ей позна­ния чело­ве­ка: «Авто­ри­тет науч­но­го мыш­ле­ния, ори­ен­ти­ро­ван­но­го преж­де все­го на физи­ку, сего­дня отвер­га­ет­ся сами­ми физи­ка­ми, глу­бо­ко пере­осмыс­ли­ва­ю­щи­ми роль сво­ей нау­ки в позна­нии. Зна­ме­на­тель­ны мыс­ли извест­но­го бель­гий­ско­го физи­ка, лау­ре­а­та Нобе­лев­ской пре­мии И. Р. При­го­жи­на, адре­со­ван­ные к пред­ста­ви­те­лям гума­ни­тар­ных наук о том, что физи­ка сего­дня не явля­ет­ся незыб­ле­мой систе­мой зако­нов, она обна­ру­жи­ва­ет в сво­ей обла­сти ряд про­блем, свой­ствен­ных гума­ни­тар­ным нау­кам и рас­смат­ри­вав­ших­ся ранее как “нена­уч­ные”».

Возможно ли доказать гомеопатию? 

— Чело­век, кото­рый лечил­ся у раз­ных гомео­па­тов, зна­ет, что их реко­мен­да­ции неред­ко про­ти­во­ре­чат друг дру­гу и вопро­сы они зада­ют на пер­вый взгляд не меди­цин­ские. Напри­мер, спра­ши­ва­ют, фрук­ты како­го цве­та ты пред­по­чи­та­ешь или что любил есть в дет­стве. Это след­ствие того, что в гомео­па­тии мно­го раз­ных школ и нет еди­ных критериев? 

— Гомео­па­ти­че­ский метод рань­ше осно­вы­вал­ся на каче­ствен­ных мето­дах обсле­до­ва­ния и опро­са, кото­рый напо­ми­на­ет восточ­ную меди­ци­ну, где прак­ти­ку­ет­ся целост­ный под­ход к паци­ен­ту, лече­ние не столь­ко отдель­ных болез­ней, сколь­ко помощь орга­низ­му в целом. Здесь важ­на инфор­ма­ция, осно­ван­ная на зна­нии кон­сти­ту­ции чело­ве­ка: тол­стый-тон­кий, смуг­лый-блед­ный, зяб­кий-горя­чий, эмо­ци­о­наль­ный-неэмо­ци­о­наль­ный. Лече­ние назна­ча­ет­ся исхо­дя из инди­ви­ду­аль­ных качеств чело­ве­ка, опре­де­ля­е­мых его кон­сти­ту­ци­ей. Кон­сти­ту­ция — это пси­хо­фи­зи­че­ский спо­соб реа­ги­ро­ва­ния чело­ве­ка. Если гово­рить упро­щен­но, одни люди, напри­мер, на стресс, реа­ги­ру­ют отно­си­тель­но спо­кой­но, дру­гие воз­му­ща­ют­ся, у них повы­ша­ет­ся дав­ле­ние, тре­тьи гру­стят, впа­да­ют в депрес­сию. Алко­го­лизм одних бьет по пече­ни, дру­гих по голо­ве, тре­тьих по серд­цу. Где тон­ко, там и рвет­ся, и у каж­до­го это тон­кое — свое. Поня­тие кон­сти­ту­ции — поня­тие не толь­ко восточ­ной меди­ци­ны, но и запад­ной, еще Гип­по­крат гово­рил о четы­рех видах тем­пе­ра­мен­та чело­ве­ка: холе­ри­че­ском, санг­ви­ни­че­ском, мелан­хо­ли­че­ском и флег­ма­ти­че­ском — в зави­си­мо­сти от типа его реа­ги­ро­ва­ния. Этой эмпи­ри­че­ской клас­си­фи­ка­ции соот­вет­ству­ют типы выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти, кото­рые уста­но­вил И. П. Павлов .

Запад­ная меди­ци­на достиг­ла боль­ших успе­хов при исполь­зо­ва­нии коли­че­ствен­ных мето­дов: напри­мер, уро­вень глю­ко­зы кро­ви при сахар­ном диа­бе­те мож­но и нуж­но знать, что­бы назна­чить адек­ват­ные дозы инсу­ли­на. Но сего­дня вра­чу, прак­ти­ку­ю­ще­му мето­дом гомео­па­тии, необ­хо­ди­мы как каче­ствен­ные, так и коли­че­ствен­ные мето­ды, ина­че боль­но­му не полу­чит­ся помочь.

Гомео­па­тия, как и любой метод в меди­цине, раз­ви­ва­ет­ся. А новый опыт необ­хо­ди­мо иссле­до­вать, ана­ли­зи­ро­вать и про­ве­рять, чего имен­но у нас в Рос­сии и не про­ис­хо­дит. Отсут­ствие еди­ных стан­дар­тов — глав­ная беда совре­мен­ной гомео­па­тии. Имен­но поэто­му вокруг нее столь­ко мифов и откро­вен­ных спе­ку­ля­ций. В клас­си­че­ской меди­цине есть такой про­ве­роч­ный метод: двой­ное сле­пое ран­до­ми­зи­ро­ван­ное иссле­до­ва­ние. Испы­ту­е­мо­му доб­ро­воль­цу дают лекар­ство и не гово­рят, что это такое. А дру­го­му чело­ве­ку дают пустыш­ку и не гово­рят, что это пустыш­ка. Оба начи­на­ют при­ни­мать один — пустыш­ку, дру­гой — лекар­ство. За состо­я­ни­ем их здо­ро­вья, раз­ни­цей в изме­не­ни­ях всех пока­за­те­лей орга­низ­ма во вре­мя иссле­до­ва­ния ведут­ся наблю­де­ния, на осно­ва­нии кото­рых потом дела­ют­ся выво­ды. Такие иссле­до­ва­ния могут про­дол­жать­ся дол­гие годы — десять и более. Сюда вклю­че­ны колос­саль­ные интел­лек­ту­аль­ные, орга­ни­за­ци­он­ные, финан­со­вые ресур­сы. Поэто­му совре­мен­ная клас­си­че­ская меди­ци­на и назы­ва­ет­ся дока­за­тель­ной. И вот такое же иссле­до­ва­ние долж­но про­во­дить­ся в гомео­па­тии. Тогда мы смог­ли бы опи­рать­ся на вполне науч­ные кри­те­рии, кото­рые и появ­ля­ют­ся толь­ко в резуль­та­те иссле­до­ва­ний и про­ве­рок. Но в Рос­сии у гомео­па­тии нет сво­ей базы, чет­кой систе­мы, сво­их боль­ниц, феде­раль­ной про­грам­мы, финан­си­ро­ва­ния, как это есть, напри­мер, в Гер­ма­нии. Поэто­му у нас вра­чи-гомео­па­ты окан­чи­ва­ют кур­сы, а потом каж­дый сам себе режис­сер, и у каж­до­го свой отри­ца­тель­ный и поло­жи­тель­ный опыт, кото­рый пока невоз­мож­но обоб­щить и про­ана­ли­зи­ро­вать. Посколь­ку еди­ных рос­сий­ских стан­дар­тов нет, начи­на­ют обра­щать­ся к запад­но­му опы­ту. Но и зару­беж­ных еди­ных стан­дар­тов нет. Зару­беж­ный опыт весь­ма раз­но­об­ра­зен, преж­де все­го в сво­ей миро­воз­зрен­че­ской осно­ве. В Индии гомео­па­тия осно­ва­на на сво­их тра­ди­ци­он­ных мето­ди­ках, свя­зан­ных с миро­воз­зре­ни­ем, кли­ма­том, пищей и т. д. И это дале­ко не все­гда то, что может подой­ти евро­пей­цу. В Китае своя спе­ци­фи­ка, там тра­ди­ци­он­ная меди­ци­на осно­ва­на на кон­цеп­ции дуа­лиз­ма, прин­ци­пах инь-янь; в Евро­пе очень мно­го оккульт­ных уче­ний при­ме­ша­но. В Гер­ма­нии, напри­мер, суще­ству­ет извест­ная фир­ма по про­из­вод­ству гомео­па­ти­че­ских пре­па­ра­тов — Hell , где зани­ма­ют­ся серьез­ны­ми раз­ра­бот­ка­ми, дей­ству­ют целые науч­но-иссле­до­ва­тель­ские инсти­ту­ты. Но у них свои осо­бен­но­сти. Напри­мер, извест­ный метод Фол­ля — немец­ко­го меди­ка — соеди­ня­ет несколь­ко тра­ди­ций: и тра­ди­ци­он­ную восточ­ную меди­ци­ну, тибет­скую меди­ци­ну, оккульт­ные уче­ния, гомео­па­тию и клас­си­че­скую меди­ци­ну. Вот и полу­ча­ет­ся, что то, как будет при­ме­нен метод, зави­сит от лич­но­сти вра­ча. Но так не толь­ко в гомео­па­тии. Точ­но так же мож­но взять любой пред­мет или метод, вве­сти его в свой кон­текст и скомпрометировать.

— А как чело­ве­ку защи­тить себя от недоб­ро­ка­че­ствен­но­го гомео­па­та? Как понять, что тот не шарлатан? 

— Если чело­век при­хо­дит к гомео­па­ту и ему гово­рят: вот вам аму­лет, мы его заря­ди­ли, — это чистое шар­ла­тан­ство, абсо­лют­но ника­ко­го отно­ше­ния к гомео­па­тии как меди­цин­ско­му мето­ду не име­ю­щее. Перед тем, как идти к гомео­па­ту, необ­хо­ди­мо узнать, есть ли у него лицен­зия Мини­стер­ства здра­во­охра­не­ния РФ и име­ет ли он меди­цин­ский диплом. Гомео­па­тия — это меди­цин­ский метод, поль­зо­вать­ся им име­ет пра­во толь­ко врач.

У аптек, про­да­ю­щих гомео­па­ти­че­ское лекар­ство, долж­на быть сиг­на­ту­ра, ГОСТ — стан­дарт при­го­тов­ле­ния пре­па­ра­тов. Эти стан­дар­ты про­ве­ря­ют­ся Госу­дар­ствен­ным фар­ма­ко­ло­ги­че­ским коми­те­том, так же как и все лекар­ства. Соглас­но ГОСТу каче­ство саха­ра и даже вес гомео­па­ти­че­ской круп­ки долж­ны быть определенными.

Конеч­но, пой­мать за руку тако­го вра­ча слож­нее, чем в клас­си­че­ской меди­цине. Если тера­певт начи­на­ет на при­е­ме аму­ле­ты вешать, то для него это может кон­чить­ся лише­ни­ем дипло­ма. В дока­за­тель­ной меди­цине все чет­ко: вот пра­ви­ла осмот­ра, вот меди­цин­ские стан­дар­ты лече­ния забо­ле­ва­ний, а если я это­го не выпол­няю, меня уволь­ня­ют. Пока гомео­па­тия не будет дока­за­тель­ной меди­ци­ной — спе­ку­ля­ции неиз­беж­ны. А пока их нет, каж­дый гомео­пат может осно­вать свою шко­лу, свое тече­ние, не забо­тясь о том, насколь­ко она про­ти­во­ре­чит дру­гой. Но отсут­ствие общих стан­дар­тов в гомео­па­тии кому-то выгод­но, поэто­му сего­дня, несмот­ря на офи­ци­аль­ное при­зна­ние, гомео­па­тия все еще на задвор­ках меди­ци­ны, при­чем она силь­но ком­мер­ци­а­ли­зи­ро­ва­на. Ведь у нас все неле­кар­ствен­ные фор­мы лече­ния име­ют огром­ный потен­ци­ал дове­рия и это боль­шие деньги.

Пер­вый враг гомео­па­та — самонадеянность 

— Часто мож­но наблю­дать у вра­чей-гомео­па­тов несколь­ко снис­хо­ди­тель­ное отно­ше­ние к клас­си­че­ской меди­цине, а к гомео­па­тии, наобо­рот, как пана­цее, кото­рая помо­жет там, где все дру­гое не помог­ло. А есть ли у гомео­па­тии свои сла­бые стороны? 

— Здесь, с одной сто­ро­ны, про­бле­ма в самих гомео­па­тах, неко­то­рые из кото­рых убеж­де­ны во все­мо­гу­ще­стве сво­е­го мето­да, для них это насто­я­щее эти­че­ское уче­ние, с помо­щью кото­ро­го они видят по-сво­е­му мир и людей, с дру­гой сто­ро­ны — в людях, кото­рые очень хотят выздо­ро­веть без таб­ле­ток и гото­вы дер­жать­ся до послед­не­го, толь­ко бы не при­ни­мать химию. Вам гово­рят: слу­шай, тут без таб­ле­ток лечат все болез­ни, врач такой вни­ма­тель­ный, про все спра­ши­ва­ет, про твой харак­тер, при­выч­ки и т. д. Такой чело­век при­хо­дит к гомео­па­ту, а тот ему убеж­ден­но с поро­га гово­рит: мы все это выле­чим, оставь­те дру­гие лекар­ства, не бегай­те по вся­ким док­то­рам. Верь­те нам, слу­шай­тесь, и толь­ко тогда все будет хоро­шо. А если у вра­ча еще пару раз полу­чи­лось что-то выле­чить, ему кажет­ся, что он открыл метод от всех болез­ней. Но в меди­цине спе­шить не сто­ит, кро­ме, конеч­но, ско­ро­по­мощ­ной. Хоро­ший врач так не ска­жет! Гомео­па­ту очень важ­но себя не пере­оце­нить. Гомео­па­тия — все­го лишь один из мно­же­ства меди­цин­ских мето­дов. Давай­те на мину­ту пред­ста­вим, что все вра­чи мира ста­ли хирур­га­ми и лечить­ся при­хо­дит­ся толь­ко у них, что будет?

Для того что­бы гомео­па­тия дала мак­си­маль­ный эффект, нуж­но несколь­ко усло­вий: что­бы чело­век при­шел вовре­мя, то есть что­бы у вра­ча было вре­мя его поле­чить. Напри­мер, чело­век с холе­ци­сти­том при­шел после при­сту­па. Хирург про­вел обсле­до­ва­ния, ска­зал, что кам­ней нет, опе­ра­ция сей­час не нуж­на, мож­но лечить­ся кон­сер­ва­тив­но, назна­чил дие­ту и т. д., реко­мен­до­вал лекар­ства. Тера­певт назна­чил свои пре­па­ра­ты, и чело­век спра­ши­ва­ет, а вот если я еще к гомео­па­ту схо­жу. Да пожа­луй­ста, може­те при­ни­мать и наши лекар­ства, и у гомео­па­та лечить­ся. И если после таких кон­суль­та­ций и назна­чен­но­го лече­ния чело­век при­дет к гомео­па­ту, то это будет более разум­но. Но если паци­ент при­шел с ост­рым при­сту­пом из-за кам­ней в желч­ном пузы­ре, когда опе­ра­ция — един­ствен­но пра­виль­ный метод лече­ния, в этом слу­чае гра­мот­ный гомео­пат ска­жет: я сей­час не могу вам помочь, обра­ти­тесь к хирур­гу. Если вы не нач­не­те лечить­ся у хирур­га, будет пло­хо. К гомео­па­ту хоро­шо идти, захва­тив так­же мак­си­мум резуль­та­тов ваше­го обсле­до­ва­ния, чем боль­ше док­тор зна­ет о чело­ве­ке, тем яснее диа­гноз и успеш­нее лечение.

Ино­гда мож­но услы­шать, что гомео­па­ти­че­ские пре­па­ра­ты нель­зя при­ни­мать вме­сте с обыч­ны­ми лекар­ства­ми. Здесь опять-таки есть раз­ный под­ход раз­ных школ: есть шко­лы, кото­рые лечат вооб­ще толь­ко одним гомео­па­ти­че­ским пре­па­ра­том, есть шко­лы, где при­ме­ня­ют очень высо­кие раз­ве­де­ния (совсем малые дозы), тысяч­ные, есть шко­лы, где допус­ка­ют соче­та­ние гомео­па­ти­че­ских и алло­па­ти­че­ских препаратов.

Сего­дня очень важен син­тез каче­ствен­но­го и коли­че­ствен­но­го под­хо­дов, содру­же­ство вра­чей. Где каж­дый врач делал бы свое дело и умел бы кон­так­ти­ро­вать с дру­ги­ми спе­ци­а­ли­ста­ми. Доб­ро­со­вест­ность и про­фес­си­о­на­лизм вра­ча-гомео­па­та состо­ит в том, что­бы он в сво­ей обла­сти посто­ян­но раз­ви­вал­ся, про­ве­рял, а не замыкался.

Я сам, прак­ти­куя гомео­па­тию, ощу­тил увле­чен­ность этим, на мой взгляд, эле­гант­ным мето­дом. Что-то полу­ча­лось, и мне это при­но­си­ло радость, хоте­лось этим зани­мать­ся. Были момен­ты, когда была уве­рен­ность, что раз на мне это про­ве­ре­но, то и паци­ен­ту будет хоро­шо, но вре­мя шло, а помочь не уда­ва­лось. У моих детей были аде­но­и­ды. Я лечил их и гомео­па­ти­ей, и алло­па­ти­ей, и к дру­гим гомео­па­там езди­ли, дол­го лечи­лись, а дети все не выле­за­ли из болез­ней, пока мы не при­шли к выво­ду, что, види­мо луч­ше аде­но­и­ды уда­лить, как нам реко­мен­до­ва­ли неко­то­рые вра­чи. Мы согла­си­лись на опе­ра­цию и потом были очень рады. Дети пере­ста­ли так часто болеть. А опе­ри­ро­вав­ший врач ска­зал, что аде­но­ид­ная ткань у наших детей была с при­зна­ка­ми хро­ни­че­ско­го гной­но­го вос­па­ле­ния и преды­ду­щее лече­ние было неэф­фек­тив­ным, т. к. вре­мя ушло.

Мне при­хо­дят на память сло­ва одно­го очень хоро­ше­го вра­ча-гомео­па­та, у кото­ро­го я учил­ся, о том, что сек­ре­ты гомео­па­тии не в ней самой, кото­рую мы можем хоро­шо выучить и знать, а в пони­ма­нии о кон­крет­ной лич­но­сти, чело­ве­ке, кото­рый при­шел к тебе, и уме­нии уви­деть его внут­рен­нее, с тем что­бы помочь.

Ири­на ЛУХМАНОВА

Источ­ник: Жур­нал «Нескуч­ный Сад»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Елизавета Шарновская, врач-гомеопат, 01.02.2018

    Как врач, я пол­но­стью с Вами соглас­на, и очень радост­но, что заве­ду­ю­щий при­ем­ным отде­ле­ни­ем мос­ков­ской боль­ни­цы свя­ти­те­ля Алек­сия Андрей Дя явля­ет­ся вра­чом-гомео­па­том. Была бы искрен­но рада сотруд­ни­че­ству. На “фейс­бу­ке” ( Ели­за­ве­та Шар­нов­ская) у меня есть стра­ни­ца “Гомео­па­тия”, где опуб­ли­ко­ва­ны про­фес­си­о­наль­ные ста­тьи и видео­филь­мы. При­гла­шаю. Все­гда рада помочь.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки