Ошибки при приёме препаратов, снижающих давление

Ошибки при приёме препаратов, снижающих давление

Логинова Мария Павловна
(113 голосов3.6 из 5)

Статья обновлена 09.04.2019

Наблюдая пациентов с гипертонической болезнью, врачу приходится на своих консультациях повторять изо дня в день одни и те же рекомендации. Потому что ошибки у пациентов с гипертонической болезнью одинаковы. Ошибки, инерция жизни, где-то у врача не хватает времени сказать, где-то пациент не расслышал. И так из года в год. Между тем практически всё для того, чтоб хорошо себя чувствовать у нас есть. Ниже основные ошибки или неправильные жизненные установки, которые сводят на нет назначенное лечение и труд врачей.

Ошибка 1. Препарат можно принимать не всегда, только когда повышается давление

Самая распространенная ошибка. Многие принимают препараты, назначенные врачом, только если артериальное давление повышается, болит голова, мучает головокружение. Но это неправильно. Неправильно также игнорировать схемы приема препаратов, если терапевт или кардиолог расписал эти схемы по часам. Как правило, после выписки из стационара в выписном эпикризе очень подробно рекомендуются схемы, советы по образу жизни. Мы принимаем эти лекарства, нам становится хорошо, и мы что делаем? Правильно, отменяем. Зачем пить так много таблеток, это и дорого, да и печень можно «посадить». Так многие рассуждают. И вот действие лекарств заканчивается, и мы получаем гипертонические кризы со всеми вытекающими осложнениями – инфаркты, инсульты, энцефалопатия, нарушение функции почек, диабет.

Поэтому нельзя ни в коем случае игнорировать назначенную схему лечения! Нужно принимать лекарства по схеме, если что то идет не так – обратиться к лечащему врачу и вместе с ним решить как поменять схему.

«…дни лет наших…семьдесят лет, если же кто в силах – восемьдесят лет» (Псалом 89).

По данным современной медицины ген старения активируется после 45 лет (у каждого человека по-разному), и все, что мы имеем, чтобы сопротивляться изменениям, это лекарства (если образ жизни скорректирован).

Ошибка 2. Прием лекарств в разное время

Часто мы забываем принимать лекарства — или спим, или не считаем нужным это делать. Часто нас сбивает с толку хорошее самочувствие, тогда включается обычная обывательская логика и мы смотрим сквозь пальцы на то, что забыли принять таблетку. Это неправильно, и это потерянное время и средства. Лекарственный препарат, попадая в организм, активируется ферментными системами. Многие лекарства действуют по накопительному принципу (например лозартан, периндоприл, эналаприл). Они накапливаются в организме и начинают эффективно работать – блокировать вредный альдостерон, который вызывает кризы. Если мы сегодня приняли, а завтра забыли, то концентрация лекарства в крови неодинакова, может понизиться давление, может и «подскочить».

Лекарства от давления нужно принимать по часам. Например, в 9-00 утра и в 19-00 вечера за 20 минут до еды, если не написано кардиологом по-другому. Препараты, снимающие сердцебиение – метопролол, бисопролол, принимают в 12-00. Мочегонные, конечно же утром. Не надо вечером принимать мочегонные средства или препараты, комбинированные с мочегонными.

Примером для меня в этом является одна знакомая, которая, в силу генетики, с 25 лет на схеме антигипертензивных препаратов. Так как она принимает их пунктуально (уже в течение 20 лет), органы ее не страдают, она ведет полноценную, активную жизнь. Между тем ее отец умер, когда ему было около 40 лет.

Ошибка 3. Совместный прием несовместимых лекарств

Это бывает очень часто. Порой даже и врачи не обращают внимание на несовместимость этих групп препаратов. Основные группы для лечения гипертонии – ингибиторы АПФ (заканчивается название на «прил» — эналаприл, каптоприл, рамиприл, лизиноприл) и сартаны (лозартан, валсартан, кандесартан и т.д.) эти две группы несовместимы между собой!

Каптоприл назначают для снижения давления при кризах, но забывают, что его нельзя принимать, если основной препарат из группы сартанов. Также некоторые, побывав у нескольких врачей, и все переварив в голове, назначают себе смешанную из разных назначений схему, например, утром пьют лозартан, а вечером эналаприл. Этого делать категорически нельзя. Если от одной таблетки каптоприла может и ничего не будет, то систематический прием или прием нескольких таблеток одновременно для купирования криза может привести к резкому скачку давления, который будет очень сложно купировать.

Ошибка 4. Отказ от статинов, контроля холестерина

По всем зарубежным рекомендациям все-таки необходимо держать «в узде» холестерин. У гипертоников, или у тех, кто уже перенес инфаркты и инсульты, уровень общего холестерина не должен превышать 3.8 ммоль/л, уровень «плохого» холестерина ЛПНП не должен быть выше 1.8 ммоль/л, это отличается от норм для здоровых людей. В стационаре назначают статины, но многие в первую очередь отказываются от них, потому что не видят смысла, а зря.

Статины поддерживают сосуды чистыми, регулируют обмен холестерина. Существует мнение, что они действуют на печень, например аторвастатин. Этот препарат может привести к повышению печеночных показателей. Нет ничего страшного, если они повышены незначительно, обычно это проходит в течение трёх месяцев. Положительным действием аторвастатина является ещё и то, что он прочищает желчевыводящие пути от холестериновых отложений, как прочищает и сосуды. Ведутся исследования по поводу растворения холестериновых камней. Если все-таки душа не лежит к статинам, можно попробовать растительные средства снижения холестерина, такие как атероклефит, ну и, конечно, диета, лечение патологии желудочно-кишечного тракта.

Ошибка 5. Отказ от наблюдения кардиологом

Люди, перенесшие сердечно-сосудстые события (инфаркты, инсульты) или страдающие «давлением», должны 1-2 раза в год консультироваться у кардиолога. Врач по определенным таблицам рассчитывает риски повторных катастроф, отслеживает уровень холестерина в крови, кардиограмму, УЗИ сердца при необходимости, дает рекомендации по образу жизни. По системе ОМС нужно обратиться сначала к терапевту, пройти обследование, затем уже записываться к кардиологу с результатами. В платных центрах все можно пройти за один день.

Ошибка 6. Несоблюдение диеты

Многое в нашей жизни зависит от того, что мы едим. Опыт и современные исследования показывают, что нет на сегодняшний день более сбалансированной диеты, чем средиземноморская. Идея этой диеты заключается в изучении того, что едят долгожители Греции, Кипра, Франции. Основу диеты составляют свежие овощи и фрукты (последние в качестве ежедневного десерта), оливковое масло, злаки, крупы, картофель, качественные молочные продукты (чаще в виде йогурта и нежирных сыров), рыба с высоким содержанием омега-3,6, , мясо 1-2 р. в неделю. Конечно, в чистом виде мы не можем этой диетой пользоваться, у нас просто нет таких продуктов или они дорого стоят. Там же это обычная еда. Но основные принципы мы можем взять за основу питания и не пренебрегать ценным опытом.

Ошибка 7. Образ жизни не меняем, живем по инерции

Как врач я вижу, как живут люди после того, как у них было обнаружено заболевание. Те, для кого это послужило стимулом к началу новой жизни обычно избегают сердечно-сосудистых осложнений в будущем. Те же, кто ничего не изменил, с болезнями справиться не могут. Много значит и психологическое состояние. Воля человека к жизни, желание жить, дает ему силы преодолеть даже самые опасные заболевания, а не только справиться с артериальным давлением.

Ошибка 8. При гипертоническом кризе не умеем себя вести

К сожалению, при повышении давления многие впадают в панику, начинают горстями пить самые разные лекарства. Кризы часто бывают на фоне эмоционального напряжения, неприятностей в жизни, нарушения диеты (избыточное употребление соли). Прежде всего, нужно успокоиться, принять лекарство. При кризах выбор не очень велик. Обычно это каптоприл (нужно помнить, что его нежелательно совмещать с сартанами).

Чаще всего, применяют дозировку каптоприла в 25 мг. Нужно рассосать назначеннную врачом дозу таблетки (зависит от веса, показателей АД, стадии гипертонической болезни), принять горизонтальное положение и через 20 – 30 минут измерить давление. Если оно еще более повысилось, а самочувствие ухудшается, вызвать службу «скорой помощи». От предложенной госпитализации отказываться не надо. Если не будет показаний и в больницу не возьмут, обследование в приемном отделении даст информацию для оценки лечащим врачом вашего состояния.

Кроме каптоприла, чаще при приеме сартанов, используют нифедипин или физиотенз. Нужно запомнить, какое лекарство хорошо помогает и самостоятельно снижать артериальное давление. После криза нужно проконсультироваться с лечащим врачом, возможно необходим дополнительный прием препаратов, например, мочегонных.

Ошибка 9. Гипертония и сахарный диабет – ничего страшного, думают многие

Часто эти болезни сочетаются между собой, потому что при том и другом заболевании страдает сердечно-сосудистая система. И, конечно, надо всеми силами пытаться компенсировать то и другое. Тут нужна более строгая диета, большее количество лекарств. Риск неприятных событий увеличивается в разы, однако нужно не паниковать, а строго следовать схеме лечения (в том числе немедикаментозного). При борьбе с давлением и приёме антигипертензивных не забывать про гипогликемические препараты и наоборот.

Гипертония – нарушение баланса в организме, но сейчас изобретены хорошие лекарства практически для любой ситуации. С современными препаратами можно без особого труда контролировать артериальное давление. Тогда и сердце, и почки, и сосуды будут работать хорошо, а это значит улучшение качества жизни и ее продолжительности.

Автор: Врач-терапевт Логинова Мария Павловна

Статья обновлена 09.04.2019

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать

67 комментариев

  • Попова Алла Ибрагимовна, 11.12.2018

    Большое спасибо за статью  доктор. Много полезного взяла себе на заметку.

    Ответить »
  • Александр, 15.12.2018

    Самое  интересное, что  все врачи говоря  о  пожизненном  приёме  лекарств,  но  ни  один  не  может  сказать  отчего  поднимается  давление,  а  причин  может  быть  множество. Например  стрессы   в  семье,  на  работе,  по  жизненной  ситуации (  деньги  в  долг, Банковский  кредит, ипотека , Женщины  в  своём  амплуа) или  частичная  закупорка  сосудов (  вопрос  каких), или неверная  работа  клапанов сердца и  перенапряжение  мышц   желудочков  сердца,  а  может  быть влияние атмосферного  давления  при  проживании  в  горной  местности  или  на равнине. Какой  врач  даст  правильные  рекомендации —  разве что  посоветует  правильно  питаться  и  больше  гулять  на  свежем  воздухе  и  эти  советы  справедливы, но, к  сожалению , не  могут   излечить  гипертонию так  как  она  не  является  самостоятельной  болезнью,  а  только  следствием   неправильной  работы  внутренних  органов и  самого  образа  жизни.

    Вывод : Только  верный  диагноз  даст  возможность  избавиться  от  гипертензии и  этот  диагноз  может  поставить  себе  сам  страждущий путём  исследований  своего  образа  жизни.

    Ответить »
    • Олег, 07.01.2019

      Хотелось бы, чтобы профессионалы поскорее отреагировали бы на этот очень вредный и опасный комментарий Александра.
      К тому же комментарий содержит много некорректностей.
      Как это «ни  один  не  может  сказать  отчего  поднимается  давление,  а  причин  может  быть  множество» ? Поднимается, действительно, от разных причин, а вот диагноз Гипертензия, требующий пожизненного лечения, не зависит ни от одной из этих разовых причин, а зависит от состояния ССС больного. Любой врач-специалист такой диагноз после обследования ставит с высокой степенью достоверности. 
      Как это «какой врач даст правильные рекомендации»? Любой врач-специалист.
      И где логика ? Александр пишет, что советы правильно  питаться  и  больше  гулять  на  свежем  воздухе (т.е. вести правильный образ жизни) не могут излечить гипертонию, поскольку гипертония является следствием … самого образа жизни. Хм …
      Ну, и странный (и опасный) вывод: «Только  верный  диагноз  даст  возможность  избавиться  от  гипертензии и  этот  диагноз  может  поставить  себе  сам  страждущий путём  исследований  своего  образа  жизни».
      Очевидно, что В ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ случаев врач, имея подготовку и диагностическое оборудование, поставит более правильный диагноз, чем страждущий. А в РЕДЧАЙШИХ случаях страждущий, забыв про работу, семью и друзей, сможет глубоко исследовать свой образ жизни. Но ему еще придется заставить себя следовать идеальному образу жизни, поселиться в местности с благоприятным климатом, избавиться от всех забот и проблем, не брать денег в долг, избегать женщин в своем амплуа и т.д. От всего этого легко нажить инфаркт …
       

      Ответить »
  • елена, 28.12.2018

    Полностью согласна  с Александром.

    Ответить »
  • Ирина, 10.01.2019

    Большое спасибо за статью. Все понятно и доступно объяснили.К сожалению, врачи, назначая лечение, не предупреждают о несовместимости некоторых лекарств. В моём случае были назначены сартвал и амлодипин для постоянного приёма. А вот в экстренных случаях приходилось принимать каптоприл, кстати, так делали и врачи скорой помощи, которые приезжали по вызову, несмотря на то, что им показывали предыдущие назначения кардиолога. Получается, что сам больной должен контролировать назначения и действия врачей, для своей же безопасности. Всем хорошего здоровья, и берегите себя!

    Ответить »
  • Таир, 11.01.2019

    Добрый день!

    По большей части согласен с комментарием Александра. К сожалению современная медицина гипертоническую болезнь определяет как диагноз! Хотя любому здравомыслящему человеку должно быть абсолютно понятно, что это симптом, той или иной неисправности в организме. Не хочу ни с кем спорить и что-то доказывать, исхожу исключительно из собственного опыта.

    Мне 44 года. Пару лет назад начались скачки давления до 220-ти. Обратившись к врачу получил диагноз — гипертоническая болезнь (кажется 2-й степени), назначения на пожизненный прием таблеток (количество которых, знаю не по наслышке, со временем будет только расти). На вопрос о причинах повышения давления получил ответы — наследственность, холестерин и т.д. и т.п. (к слову сказать, оба моих родителя действительно гипертоники со стажем). Как привыкшего рассуждать логически, меня такой ответ и перспективы естественно не устроили, с учетом того, что все проведенные анализы, за исключение слегка повышенного холестерина, были практически идеальными, со слов самого же врача. Пошел в поисках альтернативного мнения и объяснений по другим врачам. Слава Богу, 5-й из них догадался отправить меня на МРТ шеи и головы, где и были обнаружены протрузии шейных позвонков, вкупе с плохой проходимостью одной из позвоночных артерий, вследствие анатомических особенностей моего организма (если по простому, то отверстие через которое проходит артерия, сужено, а расплющенные позвоночные диски поддавливают ее еще больше, что и явилось причиной плохого кровоснабжения головного мозга).

    Вывод: когда головной мозг плохо кровоснабжается, ему элементарно не хватает кислорода и он дает сигнал сердцу поднять кровяное давление. Вот вам и «гипертоническая болезнь»!

    Эта же врач назначила какие-то уколы в область шеи и порекомендовала гимнастику для шеи доктора Шишонина А.Ю. (есть в интернете), за что ей нижайший поклон!!! Скажу откровенно, уколы делать не стал, потому, как на вопрос, как они помогут увеличить отверстие где проходит артерия, внятного ответа не получил, а протрузии лечатся не уколами, а питанием позвоночных дисков опять же кислородом и не только, что достигается работой окружающих их мышц, то есть регулярными упражнениями и активностью, что и пришлось взять на вооружение. С той поры прошло больше полутора лет. Из них год, как давление совершенно не беспокоит. И все это без лекарств!!! (ну кроме ситуационного применения каптоприла в первые, наверное, пару месяцев, после того, как начал делать гимнастику.)

    Естественно, при всем вышеописанном, я понимал, что причины не могут быть только «внешними», ну или «внутренними», пришлось разбираться и с собственным образом жизни, а это, как и у большинства гипертоников: гиподинамия, офисная сидячая работа, передвижение практически везде на автомобиле, любовь к поесть и попить, чего надо и не надо, соответственно лишний вес, ну и все в таком духе. Так что, на работу и с работы (и не только) стал ходить пешком, во время обеденного перерыва гулять вокруг офиса, откорректировал питание, отказался от спиртного, по утрам начал делать гимнастику Цигун, по вечерам (через день) гимнастику Шишонина, походил на китайский точечный массаж и иголки для восстановления работы внутренних органов (в частности печени, которая являясь естественным фильтром организма, при ненадлежащей работе, тоже может выдать вам повышенное давление). В общем, чтобы не питаться горстями таблетками, не травить собственный организм и не мучиться приступами давления, пришлось провести полный «ребрендинг» себя, что и возымело соответствующий результат.

    Справедливости ради надо сказать, что конечно существуют и серьезные, объективные причины гипертонии, из разряда опухолей надпочечников и т.д. Но это ничтожно малый процент. Минимум в 90% случаев, человеку под силу самостоятельно навести порядок в собственном организме. Если хотите жить полноценной жизнью, занимайтесь собой и будет Вам счастье!!! А-то посмотришь на людей: вываливается он 110-ти килограммовый из тачки, с сигаретой в одной руке и кружкой кофе в другой, и недоуменно сообщает, что у него давление!? А чего ты хотел?

    Как сказал маршал Жуков (в исполнении Меньшова В.В. в фильме «Ликвидация) — «Жрать надо меньше! Вот и весь обмен веществ!»

    P.S. найдите в интернете и делайте гимнастику Шишонина! Не рекламирую, а искренне, от души рекомендую. Там же есть и его объяснения причин гипертонии и борьбы с ней. По крайней мере все мои знакомые, имевшие проблемы с давлением, воспользовавшись гимнастикой, на 100% избавились них.

    Всем здоровья! Автору статьи, терапевту Марии Павловне Логиновой, большой привет!

    Да! И не вздумайте принимать статины! Гадость несусветная! Убьете печень! Если захочется  заняться ее здоровьем, введите в рацион шрот расторопши. Шикарная, дешевая, эффективная (понятное дело не в течение трех дней) штука (никакие дорогущие гепатопротекторы рядом не стоят)!

    Ответить »
    • Ан, 07.02.2020

      Я никогда не была полной.может конституция такая. В школу и наработу каждый день ходила 4км.туда и обратно. Но аот стало прыгать дааление.Да с позвоночником тоже также.Холестерин всегда в норме.Мясо может не люблю.НО!Мои подруги и знакомые и три мои двоюродные сёстры имеют очень большой вес мин.90макс 110при росте 160прим. И никто не страдает давлением. Никто пока. Моя мама 85лет пьёт энап н и давление ни разу не скачет. Брат двоюродный имеет мерцательную аритмию.Никак её не чувствует.Когда на права издавал никак ЭКГ не писалась. Они направили в Кардиоцентр. Там перезапускали сердце.но все осталось также. Он сухощавый.служил в армии. И никак не чувствует это.давление в норме. У меня лет с 18митральная регургитация.раньше 1-2.степени сейчас 2-3. Думаю только это причина. Из-за этого пока небольшая гипертрофия лж. Холтер.норма.тредмил тест норма.а давление скачет.хоть принимаю постоянно.хоть не принимала первые 4года((( Врачи только меняют схемы. Не слышат что говорю обычно у меня низкое давление и без таблеток.но вот эти подскоки. И теперь на фоне таблеток также.

      Ответить »
    • Наталья, 01.02.2020

      Спасибо огромное!!

      Я из «начинающих» гипертоников после гипотонии. Но на препараты не «подсела», хотя 57 уже, а врачи не особенно стесняясь намекают, что пора и болеть в этом возрасте…

      Шея — источник моей проблемы! Вот))

      Здоровья Вам!

      Ответить »
    • Мария Павловна Логинова, 22.03.2019

      Дорогой Таир. К сожалению, только сейчас прочитала ваш комментарий. И отвечу, пусть немного поздно. Гипертоническая болезнь это не симптом, а диагноз. Высокое давление может быть симптомом у молодых людей, когда не произошли изменения в органах и тканях. Когда эти изменения происходят и симптомы замыкаются в патологический круг, тогда мы говорим о болезни. Не буду вдаваться в подробности патогенеза (то есть происхождения) гипертонической болезни, они доступны в справочниках. Генетическая предрасположенность важна, при этом заболевании она достигает 25 процентов в факторах риска развития болезни. Все остальное – образ жизни, питания, хронический стресс, нарушения почек, гормональной системы организма. В молодом возрасте это просто скорректировать.

      Когда начинается болезнь, то есть когда происходят изменения, прежде всего в сердце (увеличивается масса сердечной мышцы, особенно левого желудочка), сосудах, почках, головном мозге, тогда не поможет коррекция образа жизни. Нужно начинать принимать лекарства. Эта статья писалась как крик души терапевта, который ходит по вызовам и видит везде одни и те же ошибки в приёме лекарств. То есть это не теоретическая, а чисто практическая статья, направлена тем людям, которым из-за болезни приходится принимать большое количество лекарств. Я часто видела, что люди их принимают неправильно, тогда вместо пользы от приёма препаратов, можно получить вред. Эффекта нет, но много побочных действий. Тратятся большие средства – свои и государственные – и всё впустую.

      Что касается статинов. Есть люди, которые не могут обойтись без приёма этих препаратов. Это те, у кого был инсульт или инфаркт, сосуды покрыты холестериновыми бляшками (сосуды, которые идут к мозгу, сосуды ног, сосуды сердца). Призывать таких людей отказываться от статинов, говоря, что разрушится печень, это, простите, преступление. Потому что только статины могут затормозить процесс изменения в сосудистой стенке. Есть люди с высоким холестерином в молодом возрасте и статины – единственное, что может отсрочить их гибель или наступление инвалидности. В 30 лет сосуды могут быть как у глубокого старика, и мы это видим. Особенно когда такой человек не желает лечиться, соблюдать диету, ест вредные жиры, много сахара.

      Моя близкая подруга принимает антигипертензивные лекарства с 25 лет, вот уже 20 лет. Тогда это были 2 препарата, теперь, по состоянию внутренних органов, кардиолог ей назначил пять. Её отец умер от инфаркта, когда ему было около сорока лет. Эти препараты дали ей возможность жить активно все эти годы, а не мучиться от кризов. Мы не думаем о повышении давления, в молодом возрасте мы их не замечаем. Значит, не придаем значения. Но наши внутренние органы все-таки страдают от давления, в них происходят изменения, они быстрее изнашиваются (сосуды, мозг, почки, сердце).

      Я против лишних назначений, но если лекарства необходимы, надо принимать их правильно.

      Ответить »
    • Тамараg0, 06.02.2019

      вы пока обошлись без постоянных таблеток, потому что вам еще только 44 года, правильно взялись за себя и врача толкового нашли, но в старшем возрасте никуда не денетесь и все равно придется пить таблетки, возраст и износ организма и всякие упражнения и ЗОЖ и питание-это будет только дополнительная помощь организму, тем более, если по наследству уже есть такие болезни у родственников

      Ответить »
      • Таир, 15.02.2019

        Если Вы внимательно читали мой комментарий, то там написано: «По крайней мере все мои знакомые, имевшие проблемы с давлением, воспользовавшись гимнастикой, на 100% избавились них.», естественно при соблюдении и рациона питания, и физической нагрузки соответствующей возрасту. Видимо нужно было расшифровать, что среди тех моих знакомых есть люди и 30-ти, и 50-ти, и 60-ти с лишним лет (про 90 летних не скажу, там, на мой взгляд, уже если у тебя вообще есть хоть какое-нибудь давление, уже хорошо). Все остальное отговорки, нежелание, лень. Чего далеко ходить, моя собственная мама точно такая же, любит поесть и т.д. и т.п. Порекомендовал ей гимнастику, она один раз сделала и на этом все! Мне кажется очевидно, что НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДАВЛЕНИЯ ПРОСТО ТАК! ПОТОМУ ЧТО — ГИПЕРТОНИЯ! Должна быть причина: атеросклероз сосудов, остеохондроз, постоянный стрессовый мышечный спазм (на что многие не обращают внимания) и т.д. и т.п. Вы же не ходите (например) с поломанной ногой просто потому, что она сама сломалась!? Вы или упали, или вас сбила машина, или что-то еще. А еще очень часто люди ЛЮБЯТ чувствовать себя больными, им это очень удобно. Снисхождение и забота близких, повышенное внимание к своей персоне, возможность погундеть, поохать. Ну и естественно ОЧЕНЬ ВАЖЕН сам настрой человека. Болячки не нужно холить и лелеять, о них нужно забывать и избавляться от них. Так что, кому нравиться ощущать себя больным — пожалуйста! А кто хочет жить полной жизнью — занимайтесь собой, и будет вам счастье!

        Ответить »
    • Тамара, 19.01.2019

      Прочитала .Таиру большая благодарность за статью. Полностью с Вами согласна.Здоровье всем читающим и Вам.

      Ответить »
    • Ника, 19.01.2019

      Спасибо большое за статью доктору Марие Павловне Логиновой и Таиру .

      Ответить »
  • Евгений, 14.02.2019

    Согласен с мнением что гипертония это симптом…и врачи лечат симптомы но никому не хватает образования и смелости разобраться в причинах…
    А что вы скажите на то что мне сейчас 30 и мне тоже ставят диагноз гипертония??? В 30 лет!!!…замечу что я не курю и ни одной сигареты в жизни не выкурил…если выпиваю то очень редко….я не толстый…да по материнской линии родственники страдают этим недугом…но мне 30!!! Не 50 и не 40….а еще после окончания университета в 21 год когда я призывался в армию врачи мне говорили тоже самое и диагноз такой же был!!! В 21 год КАРЛ!!!! И прописывали пить таблетки всю жизнь уже тогда…прошло 10 лет…на прошлой неделе сделал экг несколько раз…гипертрофии никакой нет…все анализы в идеале!…бывают у меня периодически проблемки типа перебоев…вот сейчас в этим разбираюсь….найти грамотного врача нынче очень сложно…врача который будет разбираться с проблемой и ее причинами а не лечить симптомы….и это касается все и кардиологов и терапевтов и лоров и прочих…и да у меня тоже протрузия в шейном отделе…после прочтения комментариев выше пришел к выводу что надо ей заняться

    Ответить »
  • Алия, 16.02.2019

    Маме 80 лет страдает гипертонией в течении 10 лет. Принимала Фозикарт Конкор . В последние недели отмечается повышение давления по утрам после 5 часов утра АД — 170/90 про консультировал ист с кардиологом пьем утром Айра 16 1 таб в обед Конкор вечером в 19 Фозиарт 1 таб и в 21 часов Амлодипин и в 5 часов утра давление плдскакивает до 170/90 как быть. Правильно ли пьеи или надо поменять комбинацию и часы приёма лекарств.

    Ответить »
    • валерий, 24.04.2019

      какое правильное название препарата Айра?

      Ответить »
    • Мария Павловна, 20.02.2019

      Здравствуйте, складывается впечатление, что вы приняли новые назначения, а старые таблетки тоже оставили. Айра (кандесартан), который принадлежит к группе сартаны, нельзя сочетать с фозикардом (фозиноприл), который принадлежит к группе ингибиторов АПФ, что я и писала в своей статье. Айра — сильный препарат, в сочетании с амлодипином должен хорошо держать давление. Если давление начинает скакать, то можно добавить днем курсом мочегонное — верошпирон. Потом при нормализации давления можно его убрать, иногда достаточно нескольких дней, чтобы все встало на место.

      Ответить »
  • елена, 18.02.2019

    и Таира,бальзам на душу,А ДЕНЬ был обычный,без всяких там т.д и т.п.На ночь пила как обычно леркапин и чай с мелиссой/это иногда пью,чтобы спать/.21вечера.А где-то в половине одиннадцати начались недомогания,давление поднимается..уже 198/108,трясет,короче все так жутко.К семейному не попасть сразу.Вот прочитала комментарии Таира ,стало лучше,

    Ответить »
  • Любовь, 19.02.2019

    Совершенно верно. Нельзя заниматься самолечением. А вести здоровый образ жизни — жизненная необходимость!

    Ответить »
  • Валентина, 21.02.2019

    Валентина,Какой молодец Таир. Может кто-то мне подскажет по каким результатам анализов платный врач терапевт определила ,что у меня разрушаются косточки. Она мне повыписала столько принимать препаратов от кальция что печень моя не выдержала.У меня после еды начались боли и я прекратила их пить,пришлось пить расторопшу,боли утихают.

    Ответить »
    • Таир, 22.02.2019

      Кости можно увидеть либо на МРТ, либо на рентгене.
      Она же платный врач. Просто ответить — «Не знаю, что с вами», они не могут, не солидно как-то, да и деньги нужно отрабатывать!

      Ответить »
  • Виктор, 23.02.2019

    Статья Таира и его реплика «… все мои знакомые, имевшие проблемы с давлением, воспользовавшись гимнастикой, на 100% избавились них.»… среди тех моих знакомых есть люди и 30-ти, и 50-ти, и 60-ти с лишним лет » сразу же воспринимаются как многочисленные рекламы о чудодейственных универсальных средств.
    Комплекс гимнастики Шишонина — бесплатно, обследование в клинике Шишонина — бесплатно. запись на обследование — бесплатна. И куда деться от само собой возникающего вопроса, а зачем это Шишонину за просто так, где и когда с ним придется все-таки расплачиваться?

    Ответить »
  • Станислав, 16.03.2019

    Уважаемая Мария Павловна! Я с интересом прочитал Вашу статью и она представляется мне убедительной. Мне 82 года, стоит кардиостимулятор из-за мерцательной аритмии и я принимаю набор лекарств, среди которых есть и аналаприл. Чаще всего мое давление крови не превышает 140-145. При этом не было и нет никаких неприятных симптомов со стороны сердца. На самом деле меня беспокоят суставы и плохое кровообращение в ногах при небольшом варикозе. Но это никто не лечит, а частные клиники берутся за лечение, требуя много денег и без всякой гарантии. Меня не покидает ощущение, что я медленно убиваю свою печень лекарствами и, в частности, эналаприлом без необходимости. Это ощущение усиливается, когда я читаю мнение немецкого профессора о нашей медицине, которая травит людей эналаприлом и не занимается чисткой сосудов препаратом Giperium. прочитайте в Интернете интервью с профессором Иллерхаузом и не сочтите за труд сообщить, что думаете об этом.

    Ответить »
  • валерий, 25.03.2019

    Все правильно и красиво написано . Но в моих условиях человеку инвалиду 2 группы , болеющему = гипертония , сахарный диабет 2 типа, аденома простаты , перенесшего операцю на серлце шунтирование, ходить к врачам безполезно. Что к так называемому семейному врачу , что к кардологу.. На фоне приема утренних и вечерних препаратов от давления, по утрам довольно часто при просыпании давление быват от160 до 194 верхнее , нижние от65 до 85, ч\п от от 54 дл 80 , а иногда в состоянии покоя возникает тахкардия и пульс до 110, появляется и аритмия Семейному врачу все рассказывашь попрубуйтепопробуйте это толку нет. Ну не знаю онзводит идите к кардилогу, а кардиолог говорит что вы ко мне пришли идите к семейному и сидит с таким каменным лицом без всяких эмоций и нечего т олком назначить не может и все молчит и нечего не рассказывает и не обьясняет.Вот так и лечимся.

    Ответить »
    • Ан, 07.02.2020

      Такаяже ситуация. Давление скачет 8лет.Футболят туда сюда. На сайтах пишут обращайтесь к кардиологу. А как быть если лекарства не держат давление.а записаться к терапевту только дней через 20. А он уж должен записать в область (за 200км)к кардиологу.минимум 1.5месяца.А что делать в это время с неподходящей схемой лечения.? И уже наизусть знаешь.что назначают либо сартаны либо АПФ.А услышать не хотят. Или сами ничего не знают.Почему вдруг на ровном месте.на фоне приёма лекарств частые кризы. И без лекарств они с такой же частотой случаются.Значит зря пьём. Я пробовала не пить сначала года 4 только при кризах.случались 3раза в месяц.Теперь пью лекарства.хожу с низким для меня давлением и вдруг кризы с такой же частотой. Иногда терапевт сам говорит подбирай что тебе подходит. А в рекомендациях пишут под контролем врача. Какой контроль? Контроль это думаю носишь холтер и он регистрирует изменения на фоне лекарств. А так через 1.5месяца пятиминутный приём. Какой контроль

      Ответить »
      • Алла, 16.01.2022

        Абсолютно согласна. Пришла и ко мне гипертония. Посадили на бисопролол и лористу. Около 7 месяцев давление было норм, пила в итоге только 1/4 от бисопролола. Затем прививка модерной, тут же скачок давления, с этих пор давление так и не пришло в норму. Пью уже 5 мг бисопролола, 50 мг лористы -давление каждый вечер скачет до 150. Врачи не хотят назначать др препараты, говорят, пейте дальше, повышайте дозу(( Анализы все сдала в н раз.. ничего нового

        Ответить »
  • валерий, 27.03.2019

    Если человек метео зависимый и когда магнитные бури подымается давление , какие для таких людей надо пить препапраты для снижения давления по утрам. Те что пью не помогают.Кто знает ответьте.

    Ответить »
  • Гость, 04.04.2019

    () Советуете при кризе принять 1-2 таблетки каптоприла!!! Это же лошадиная доза!!!! Даже «скорая» даёт четвертинку, максимум половину таблетки (капотена). А иногда даже достаточно элементарно валерьянки+глицин, например при нервном перенапряжении. Возможен скачек давления связанный со спазмом, например пережат сосуд, тогда достаточно спазмолитика.

    Ответить »
    • Екатерина, 09.04.2019

      Здравствуйте! В данном случае автор имел в виду более поздние стадии гипертонической болезни, когда пациент сам знает дозировку капотена, которая на него действует. Если вес человека за 100 килограмм или верхние цифры АД за 160, то 1/4 и 1/2 таблетки дозировкой 25 мг не помогут. Здесь зависимость от показателей давления, веса пациента и индивидуальной реакции на конкретную дозировку. Мы поясним это в тексте в обновлении к статье. Благодарим за неравнодушие!

      Ответить »
  • валерий, 24.04.2019

    Все красиво рассписано, но в жизни совсем по другому не семейный врач не кардиолог не может назначить мне схему лечения от давления. Какие прпараты надо мне принимать. Подбираю их сам.Жалуюс им, что по утрам после пробуждения давление может быть от 150 до 197 они друг к другу посылают и разводят руками.

    Ответить »
  • валерий, 24.04.2019

    Прошу ответа и совета врача . Пью от давления утром Арифон ретард1.5,вчером Ко-Амлесса 8\2.5\10 в основном днем давление более менее но по утрам при пробуждении бывает от 160 до 197 ,но не всегда, что делать как изменить схему приема препаратов на какие? До этого пил Лозап плюс 50 утром ,а вечером комбисарт 10\160.У меня сахарный диабет 2 типа , аденома предстательной в феврале 2014 сделали шунтирование принимаю еще диабетон ,диаформин. омикс.и когда учащается пуль бисипрелол 0.5 Подскажите комбинацию прпаатов от давления чтоб по утрам и ночью наверне не было высокого давления.

    Ответить »
  • Дмитрий, 01.05.2019

    А если на сутки заступаеш на смену, то как тогда принимать курс лечения?

    Ответить »
  • Марина, 14.05.2019

    Уважаемая Мария Павловна, посоветуйте,пожалуйста, как быть в этом случае. У мужа был инсульт в конце апреля. Выписались из больницы с рекомендациями пить утром 1,5мг индапамида, 5 мг эналаприла,вечером 5мг эналаприла,20мг аторвастатина. Но доза эналаприла для него великовата. Давление по утрам — 110/69,пульс 56. Давала утром 1,5мг индапамида+2,5мг эналаприла, а вечером — 2,5мг эналаприла и 20мг аторвастатина (так посоветовала участковый). Вчера после приема утром, давление, видимо упало и муж отказался пить вечером таблетку от давления. Утром сегодня опять давление 110/74.И опять отказался пить таблетки. Что делать в этом случае. Убрать индапамид на время и все равно давать эналаприл, только еще меньше дозу утром? А вечером 2,5мг?

    Ответить »
  • Елена, 30.07.2019

    Хотела уточнить про несовместимость лекарств. Мужу прописали от давления Престариум, от холестирина Розулип или Вазилип, время приема — на ночь после еды. утром во время еды Небилет. Это правильно?

    Ответить »
    • Екатерина, 02.08.2019

      Да, все эти лекарства совместимы.

      Ответить »
      • Татьяна, 14.12.2019

        Утром принимпю конкор 5мг,вечером лизиноприл 5мг,но болит голова,Совместимы ли эти препараты?возможна ли временная почка и лиз ноприл -препарат накопительный?Спасибо@

        Ответить »
        • Екатерина, 15.12.2019

          Временная почка? Уточните, пожалуйста, что Вы имеете в виду.

          Ответить »
  • Алёна, 06.08.2019

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, почему каптоприл нельзя принимать длительно , а эналаприл или энап можно ? У меня от эналаприла самочувствие хуже (((, а каптоприл хорошо переношу. Возраст- 52 года. Ставят атеросклероз сосудов, сердечная аорта развёрнута и уплотнена. Ранее пила лозартан — от него совсем плохо было, появилась одышка, сильная заложенность носа , кашель, головокружения. Перешла на каптоприл. Врач говорит, нельзя его постоянно пить.

    Ответить »
    • Сергей, 08.08.2019

      Я пью лизиноприл препарат того же действия от него меньше побочных реакций.

      Ответить »
    • Екатерина, 06.08.2019

      Здравствуйте! Каптоприл применяется только при кризах.

      Ответить »
  • Олег Зайцев, 29.09.2019

    здравствуйте……мне назначили розувастатин при нормальном холестерине и нормальном сахаре…….стоит ли его пить?…….пью от давление лизиноприл…амлодипин и бисопролол

    Ответить »
  • Ирина, 18.10.2019

    Здравствуйте, мне никак не могут подобрать препараты для снижения давления…сейчас пью 0.5 лориста.0.2 физиотенз и 5 амлодипина…давление скачет от 125 до 160.Я уже устала , шум и звон в голове…подскажите что можно еще

    Ответить »
    • Иван Владимирович, 23.10.2019

      Можно попробовать Ко-эксфорж 5/160/12,5 мг по 1 таб утром и Физиотенз 0,2 по 1 таб вечером. Если не сработает, то нужно обратиться к специалистам.

      Ответить »
  • Олег, 20.10.2019

    Я гипертоник, месяца четыре назад началась мерцательная аритмия. Назначили Эликсир, Кордарон, Метопролол. Когда стал принимать лекарства резко упало давление. Вот уже три месяца я вообще не принимаю препараты от давления, так как оно низкое. Последнее время аритмия не всегда. Но стоит выпить метопролол, сразу аритмия и давление 90/60/46. Можно ли мне прекратить принимать метопролол? К кардиологу я смогу попасть только через полтора месяца, В связи с условиями работы. Спасибо.

    Ответить »
    • Иван Владимирович, 23.10.2019

      Метопролол можно не принимать, если от его приёма резко урежается пульс и снижается АД. Эликвис и Кордарон принимать обязательно. Если есть трудности с записью к кардиологу или другому узкому специалисту, то со всеми вопросами можно обратиться к участковому терапевту, он компетентен во всех вопросах!

      Ответить »
  • Савельева Ирина, 24.10.2019

    Мне кардиолог очень подробно рассказывала, как именно нужно принимать лекарства, когда, в каком количестве и в какой последовательности. Хотя по большей части все свелось к тому, что Индап с утра, а остальные лекарства только в случае повышения артериального давления))))

    Ответить »
  • Елена Данильцева, 30.10.2019

    Я после инсульта. В больнице мне подобрали препараты. Принимать их рекомендовано утром и вечером. Утром Бисопролол 2,5 мг и Лозартан 50 мг , Спиронолактон 25 мг . Вечером Лозартан 50 мг , Аторвастатин 20 мг и Ацитилсалицилоую клисту 100 мг, Амлодипин 5мг . И При подъеме давления выше 160/90 мм рт.ст. Каптоприл 25 мг под язык . Нужно ли вечером принимать лекарства от гипертонии, если давление в норме? Спасибо за ответ.

    Ответить »
    • Иван Владимирович, 05.11.2019

      Конечно нужно! Если после приёма препаратов АД снижается чрезмерно, необходимо обратиться к врачу для коррекции дозировок, рекомендованных ранее препаратов.

      Ответить »
  • Иван Владимирович, 02.11.2019

    Здравствуйте! А что говорит Ваш лечащий врач?

    Ответить »
  • Ирина вязовец, 26.11.2019

    А вот, если человек не чувствует, что у него давление высокое-это плохо, она чувствует, когда 180/100,а 150-160 нет

    Ответить »
  • Елена, 05.12.2019

    После очень сильного стресса, на фоне потери близкого человека, началась сильная аритмия, сердце непонять как бьется, редко повышается давление до 150/90. Кардиограмма нормальная, но кардиолог прописал таблетку утром беталок 30К 25мг. пить 10 дней.Выпив 1 таблетку при давлении 120/80 и пульсе 81 , у меня началось двоение в глазах, упала резкость, хотя свое зрение хорошее. Врач сказал что эти таблетки только нормализуют пульс.

    Ответить »
    • Екатерина, 07.12.2019

      Возможно, индивидуальная реакция на препарат.

      Ответить »
  • Юлия, 31.12.2019

    Здравствуйте, назначены препараты бетагистин 16 мг 2 раза в день -2 месяца, карведиол12,5 мг-утром длительно, триметазидин-20 мг 2 раза в день 1 месяц, уколы мексикор-2.0 10 раз, милдронат5.0 10 дней, схему приёма что с чем не обозначили. Подскажите, пожалуйста, как принимать?

    Ответить »
    • Екатерина, 09.01.2020

      Здравствуйте! Обратитесь за уточнением к врачу, сделавшему назначения.

      Ответить »
  • Ирина, 26.01.2020

    Здравствуйте ..назначили эдарби 40 и беталок зок 12.5 это утром, а вечером леркамен 10 и статин 10….увеличивается пульс и сердцебиение …становится не комфортно..звон в ушах…давление вечером до 160 повышается..можно убрать беталок…

    Ответить »
    • Иван Владимирович, 28.01.2020

      Добрый день. Убирать бета-блокаторы (беталок) нельзя, пульс будет все время зашкаливать. Принимайте эдарби утром и вечером, вместо беталока можно попробовать небилет 5 мг по 1/2 таб утром и вечером. А от леркамена пока можно воздержаться. Если к ночи АД будет высоким, то дабавить физиотенз 0,2 на ночь.

      ВАЖНО!!!
      Все мои комментарии носят исключительно гипотетический и информационный характер, т.к. никаких данных о пациенте, даже минимальных — рост, вес, возраст, я не имею. Основная рекомендация это обратиться к лечащему врачу, при неэффективности — в специализированные центры за ОЧНОЙ консультацией.

      Ответить »
  • Ольга, 27.01.2020

    Гипертония с 2005 года. Сейчас принимаю :утром вальсакор — 80, веропамил- 80, идапамид 1.5. ; вечером вальсакор 120. веропамил 80. Давление в течении дня нормальное, но нижнее всегда повышеное (разница меньше сорока) Утром, до принятия лекарства, нижнее давление высокое, при нормальном верхнем (например 112 на 90). Можно ли добавить индапамид и на вечер, хоть пол таблетки? Назначали индапамид в дозе 2.5, давление было 90 на 60 весь день, слабость и головокружение. Отменили. А 1.5мг видимо не хватает на сутки.

    Ответить »
    • Иван Владимирович, 28.01.2020

      Добрый день. Можно попробовать сменить мочегонное. Вместо индапамида, например, принимать Гипотиазид 12,5 мг утром. Это позволит убрать задержку жидкости и снизить уровень диастолического («нижнего») АД.

      ВАЖНО!!!
      Все мои комментарии носят исключительно гипотетический и информационный характер, т.к. никаких данных о пациенте, даже минимальных — рост, вес, возраст, я не имею. Основная рекомендация это обратиться к лечащему врачу, при неэффективности — в специализированные центры за ОЧНОЙ консультацией.

      Ответить »
  • Лариса, 04.08.2020

    Здравствуйте, очень полезная статья. Особенно про статины. Мне врач в санатории сказала, что нельзя их принимать постоянно, потому что Альцгемера болезнь будет. Теперь я понимаю, что надо. У меня вопрос, много лет скачет давление, принимала престариум много лет, перестал помогать. Кардиолог назначил валсартан 160/80.Вначале очень помог. у меня еще брад икардия. Снижалось давление, повышался пульс. Сейчас я бросила работать,дома все спокойно. Стало очень снижаться давление, снизила дозировку, пила 80/ и то половинку, давление 80/50.Меняла на престариум, та же ситуация. Без таблеток, давление 100/80.К кардиологу сейчас не попасть. Что посоветуете? Пью по четвертинке все равно. Раньше поднималось до 160, при физических и нервных нагрузках. Я инвалид 2 группы с 30лет,бронхиальная астма средней тяжести. Сейчас мне 58лет.Заранее спасибо

    Ответить »
    • Мария Павловна, 05.08.2020

      Здравствуйте, если есть возможность, пройдите обследование у участкового терапевта. Обязательно ЭКГ, контроль холестерина, общего анализа крови, мочи, гормоны щитовидной железы. Контроль давления. Если при контрольном давлении оно стабильно понижено, попробуйте отменить антигипертензивные, но при этом контролируйте давление 2 раза в день. Если начнет повышаться. можно вернулься на престариум 5мг или вальсокор 40мг 2р для профилактики кризов. По опыту у пациетов с бронхиальной астмой часто бывает пониженное давление и тахикардия. Это связано с основными препаратами для лечения — будесонидом и беродуалом и механизмами компенсации гипоксии (снижение кислорода в крови). То, что у вас брадикардия и снижение давления, говорит о необходимости обследования не откладывая в долгий ящик.

      Ответить »
      • Лариса, 05.08.2020

        Огромное Вам спасибо за такой подробный ответ, всё поняла.. Постараюсь попасть к терапевту.

        Ответить »
  • Наталья, 12.11.2020

    Мария Павловна! Огромное вам спасибо за очень полезную и доступную для понимания статью. Я для себя открыла много нового. Но вся проблема в том, что сейчас практически не попасть на приём к врачу, кроме как идти в платную клинику, где очень высокие цены для простых небогатых людей. Вот и приходится заниматься самолечением на свой страх и риск. У меня давление постоянно скачет:то 156-160, а то 110 -100. Никак не могу вырваться из этого круга. Помогал валз, но его сняли с производства! Кроме того, у меня бронхиальная астма, сейчас цистит и ещё некоторые заболевания.Пью статины, дышу релвар. Подскажите, пожалуйста, чем держать давление в норме

    Ответить »
  • Василий, 06.01.2021

    Была очень понятная и полезная статья. Прочитал с удовольствием ! Сам я принимаю кардипин LX 40 и аторвостатин чувствую прекрасно. Принимаю на ночь и статин и нефедепин . Утро лазортан и верошпирон…правильно ли я это делаю …самочувствие хорошее.

    Ответить »
  • Александр Васильевич, 07.02.2021

    Уже 20 лет принимаю препараты для борьбы с гипертонией . Испытал на себе очень много таблеток… Последние два года принимал эдарби с начало 20 мг/сут.
    а перед Новым 2021 годом перестала помогать и максимальная дозировка. Наступило привыкание к препарату. Усилилась одышка,а кардиограмма показала наличие экстрасистол. Кардиолог выписал всё тот же эдарби 80 мг и заменил верапамил на бенилок . Январь прошёл с постоянным давлением 170/100 по утрам и приёмом моксонидина 0,2 мг. при повышении давления до 190/110. Предполагаю ,что моё состояние болезни переходит в неуправляемую стадию.
    Мария Павловна ! С большим интересом прочитал Вашу статью и обратил внимание на то что Вы упоминаете нифедипин как средство для снятия гипертонического криза,а 14 февраля 2020 года Роспотребнадзор постановил изъять из обращения лекарственные препараты с действующим веществом фенспирид, Оказывается они нарушают сердечный ритм. Думаю и другие побочные проявления препаратов со временем действуют и на печень и на почки и на поджелудочную железу угнетая их работу.

    Ответить »
  • Светлана, 07.03.2021

    Спасибо за статью, узнала что кандесартан не пьют с каптоприлом, что мне советовал врачь ,в промежутках сбивать резкие скачки давления.

    Ответить »