Раздумья православного врача
М.Ю. Волков

Раздумья православного врача

(6 голосов4.3 из 5)

Михаил Юрьевич Волков – врач-рентгенолог, заведующий отделением крупного медицинского объединения города Костромы.

Является членом Православного Кирилло-Мефодиевского братства при храме свв. Кирилла и Мефодия Костромской Государственной Сельскохозяйственной академии. Данная работа, сложившаяся из нескольких статей – попытка ответить на множество вопросов, которые задают верующие и неверующие люди православному врачу.

От автора – вместо предисловия

Живет обычный человек, учится или ходит на работу, но в отличие от соседей каждое воскресенье, да еще и в праздники православные ходит в церковь. Не на загородный участок или дачу, не на рынок или рыбалку! Как называют такого человека его знакомые, сотрудники, друзья и даже родственники? “Фанатиком” – ответил дружный хор голосов современных интеллигентов – “чудак, не от мира сего”. “Зачем терять драгоценное время в церкви? Я честно работаю, приношу пользу обществу. Меня и так защитит и оправдает Господь”.

Что же общего у “фанатика” и “интеллигента”? А то, что без размышлений и излишнего погружения в смысл вещей, автоматически наши образованные современники помещают каждого в свою категорию. Первого – за честное исполнение своего православного долга, а второго – просто за наличие диплома о высшем образовании. Но даже докторский диплом – гарантия ли интеллигентности его владельца? Печать ума и благородства не требует документального подтверждения. Кто-то, с “корочками” и степенями – только номинально интеллигент, а по сути – “прослойка”.

Наш интеллигент правильно понимает, что религиозный фанатизм – патология. Но как удивится, узнав, что это явление и Церковь Православная считает глубоко ненормальным. Обо многом судят мои просвещенные собратья, не вникая в суть того или иного предмета. Вера, культура и медицина – им достается больше всех.

Рискну и я поразмышлять на эти темы, чтобы понять, почему вокруг “все не так, как вчера”? Ведь что-то происходит со мной и с другими? Только ли врачу интересно, что – норма, а что – болезнь? И где же граница между нормой и патологией?

Отцов у медицины – не один, так же много и ответов на данный вопрос. Я не берусь исправлять великих учителей и не осмелюсь даже дополнить, но обязан ответить на некоторые вопросы, которые мне, верующему православному врачу, одновременно “фанатику” и “интеллигенту”, задают мои коллеги, знакомые и родственники, больные и здоровые люди, чаще всего “интеллигенты”, но не “фанатики”. И еще: где найти лекарство? к какому врачу идти? Но сначала – диагноз.

А диагноз сегодня один на всех – недостаток любви. Это болезнь мира сего, эпидемия, охватившая планету в жестокое предантихристово время. “… Что есть знамение Твоего пришествия и кончина века?” – спросили ученики Иисуса Христа на горе Елеонской (Мф.24:3). И одно из знамений мы видим сейчас: “… По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь” – ответил Господь.

“Как же так?! – возражает мир, – любовь везде: и на прилавках киосков, и на экранах телевизоров, и на кассетах видео, любовь – во всех видах и формах…” Вот что сказал по этому поводу епископ Феофан Затворник; “Любовь, проповедуемая миром сим – болезнь. И опасна она тем, что больному хочется болеть до безумия”.

Своим друзьям, братьям и сестрам, пришедшим к вере, но так редко приходящим в храм, я и посвящаю свои скудные размышления с надеждой, что для кого-то они окажутся небесполезными.

Кострома, М.Волков

“Все мне позволительно, но не все полезно;
все мне позволительно, но ничто
не должно обладать мною…”
(1 Кор.6:12-13)

dura lex, sed lex!

К любому прибору, аппарату, словом, к любому техническому устройству обязательно прилагаются правила пользования. Но многие из нас, только изрядно намучившись, а иногда поломав предмет, вспоминают об инструкции и, прочитав, воскликнут: “Ах, вот оно что!”

Подчас мы не видим смысла в простых, обыденных, необходимых для нас вещах? Подумайте, кто лучше создателя прибора знает, как им правильно пользоваться? Только грамотному специально подготовленному мастеру доверено исправлять поломки. Очень сложные и дорогие аппараты имеют систему самотестирования, без которой, порой, и мастер бессилен. Так обстоит дело с техникой. А с нами, людьми, как? Ведь человек гораздо сложнее любого прибора.

Почти все в наше время – верующие. Кто во что, но большинство русских – традиционно православные христиане. Многие из нас уже не хотят и слышать, что их пра-пра-пра…бабками были обезьяны. Значит, у человека должен быть Создатель. И если уж Он человека создал, то дал ему Закон во спасение – заповеди, своего рода инструкцию: как прожить, чтобы до времени не сломаться и при этом не повредить других. И если что-то не так, надо взять в руки закон, прочитать и понять – где причина, как это исправить? А причина всегда одна – отступление от правил, нарушение закона. Это и есть грех. Если нет Бога, значит нет закона, ибо законом познается грех (Рим.3:20). Если нет контроля, то есть свобода творить все, что бы нам не заблагорассудилось. Оглянитесь вокруг, вспомните сами, прислушайтесь к ближним, тоскующим о недавнем прошлом: та иллюзия утерянного счастья основана именно на работе законов. И вот прошел десяток лет, подросло новое поколение, такое, которому все – трын-трава… Но в большинстве из нас, старших, сохранился ли след хотя бы тех самых правил октябрят, юных пионеров, морального кодекса строителя коммунизма (именно той части уставов, что касается чисто общечеловеческих, пусть безбожных, моральных принципов)? Ведь они не являлись чем-то новым, а были видоизмененными Заповедями Божьими, чтобы люди, вышедшие из христианства, не отторгая новых принципов, смогли бы постепенно, исподволь, воспитываясь в безбожии, сформироваться в то общество, которое сейчас мы имеем. Да, без Бога строилось то царство, но жило по правилам. А Запад? Почему им живется лучше, чем нам, православным? Беззаконие смуты, порожденное перестройкой, коснулось неверующих и верующих. А последних-то много ли? И в вере свои правила: недостаточно сознавать, что Бог есть, надо что-то делать! Как ни моли умом и устами “Господи помилуй”, не бывая в храме, ты уже беззаконник!

Прислушаемся, это мудрец сказал: “Счастье человека где-то между свободой и дисциплиной, одна свобода без строгой дисциплины и правила без чувства свободы не могут создать полноценную личность” (И.П.Павлов).

Итак, по определению святого Иоанна Богослова, грех есть беззаконие (1 Ин.3:4). За нарушением Закона непреложно следует повреждение, которое проявляется на разных уровнях. Так же непреложно, как за ночью следует день, за весной лето… Живых примеров нарушения хотя бы законов механики и всемирного тяготения, открытых Ньютоном (но также данных Богом), в отделениях травматологии немало.

Тяжелее последствия нарушения Заповедей Божиих. Нарушение только одной из них автоматически влечет за собой нарушение всего Закона. Да, всего Закона в целом! “Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем” (Иак.2:10). У таких пострадавших, как правило, отказывает та самая система самотестирования, без которой поставить диагноз крайне трудно. А пока нет диагноза, нет и лекарства, и промедление бывает смерти подобно. “Как болит душа!” – часто говорит человек, сделав что-то нехорошее. Следствием греха бывают не только угрызения совести,но и телесные страдания. “За что мне все это, ведь я не заслужил?” “Отчего это со мной?” И мечется человек, не зная, к кому обратиться. Кто же те грамотные мастера, кому доверил Создатель устранять поломки? Их двое: врач и священник. К кому идти?

Прививочная реакция или сама болезнь?

Первый уровень, на котором заметнее повреждение, телесный. Инстинкт, заложенный Творцом еще до рождения, не позволяет долго терпеть боль, употреблять в пищу гнилое, испорченное. Оно заявляет о себе само: невкусно, некрасиво на вид, отвратительно пахнет. Утрата телесного чувства – зрения, обоняния, вкуса… опасна: съел и отравился. Преодолеть барьеры этого физического уровня нелегко. Ведь здоровому человеку не докажешь, что горячо – это холодно, горькое – сладко, запах отбросов – волнующий свежестью аромат…

Другой уровень – душевный. Это уровень нашей психики – уровень мыслей, чувств, эмоций… Тут преодоление барьера недозволенного происходит тем легче, чем свободней от предыдущего воспитания данный человек. Ведь культурными не рождаются. Воспитание – результат прививки, и на это требуется время. А привить можно всякое – принятие негодного вида за красоту, несъедобного – за “взрыв изысканного вкуса”, извращенного полового поведения – за нормальное. Бесконечные повторы, примеры и давление авторитетов заглушают голос инстинкта. Примеры?

Многих уже убедили, что какофония и примитивный ритм – верх музыкальной гармонии. Включите радио или телевизор, и в любое время услышите то, что “у нас песней зовется”. Трудно представить, как чувствует себя целую смену кондуктор в новеньком “Мерседесе”, где десяток динамиков в режиме “нон-стоп” бубном колотят по головам, и даже пассажиру трудно в течение нескольких минут пути вынести такую агрессию. Однажды не выдержал, спросил. Девушка-кондуктор удивилась: “Что вы, такая хорошая музыка!” И это – результат прививки. Но знает ли она наизусть хотя бы одну песню своего народа? Ритм африканских дикарей – еще не музыка. Кроме ритма должна быть гармония – согласованность, созвучие, целесообразность, мелодия. Как успокаивает, умиротворяет хорошая музыка, на полезные раздумья наводят слова народных песен. Привычка к однообразному ритму вызывает в организме те же ответные реакции, что и химические допинги. Обманный, искусственный эффект возбуждения, наличия жизненного тонуса, истощает психику. Утрачивается способность к тонкому ощущению мира, исчезает восприятие красоты и стройности – чувство прекрасного.

Посмотрите: пассажиры того “Мерседеса” синхронно дергаются, словно к ним подключили какой-то генератор. Представить анекдотичность данной картины легче, если отвлечься от звукоряда. Поставьте домашний эксперимент: уберите громкость при передаче рок-концерта, и вам покажутся нелепо смешными, а то и страшными судороги исполнителей и зрителей в зале. А если без взгляда со стороны, то все нормально, привычка!

В течение нескольких лет ежедневно с восьми до восьми, перекрывает шум перекрестка рев колонок из будки “Королевское видео”. Какого только срама (уже не говорю о качестве “музыкальных произведений”) не наслушаешься, если выдается выходной день. Не спасают даже двойные рамы. Как врач, не могу представить, какие нечеловеческие пороги имеют чувства молоденьких продавщиц этого киоска?

Не верите, что разбитая телега, груженная тряпьем и рухлядью – шедевр изобразительного искусства? Не поленитесь, сходите в выставочный зал, что на месте бывшего магазина “Пропагандист”. А ведь если эту “композицию” выставить у входа на ту самую выставку на тротуаре, ее незамедлительно, как должное, подберет первый же мусоровоз.

Телевизионный конкурс – кто лучше нарядит куклу Барби. Побеждает девочка из Костромы. Точно не помню, но говорит она примерно следующее: “Надоели блестящие наряды, украшения… мне очень приятно было нарядить Барби в уродливое, грязного цвета платье… это так отвратительно и красиво” Неужели то же скажет это юное дарование своей маме, например, посетившей в таком наряде родительское собрание в ее школе?

Детская передача “Лукоморье”. Кукольные уроды, визжа и перебивая друг друга, несут явную бессмыслицу вперемешку с изящной словесностью. Тут вам родные писатели и поэты наряду с кикиморой и лешим. И эта нечисть учит: дети, умейте себя правильно вести, любите свой язык, родную литературу, школу, родителей!

Голоногий ведущий детского телешоу “Зов джунглей” обходится только жаргоном. Он изощренно хохмит над участниками: выпытывает привязанности и привычки, выделяя плохое, как похвальное. А то и прямо унижает ребятишек, обзывая обезьяной или рептилией. А то заставляет и впрямь почувствовать себя свиньей – поесть (простите, пожрать!) на четвереньках из плошки даже без помощи рук. Мне непонятно, чем же так довольны родители в студии? А вам?

Передача “До 16 и старше”. Тринадцатилетний мальчик, совращенный взрослым гомосексуалистом, мечтает жить с ним семьей, официально зарегистрировать брак… Интервью у извращенцев берет молоденькая девчушка, комментируют “эксперты” – молодежная рок-группа. Музыкальный клип этой группы предлагает вниманию один из видов половых извращений – пигмалионизм, влечение к статуям. Что это, запись материалов следствия? Нет. Это программа для юноши, вступающего в жизнь: “Не надо бояться. Часть вчерашних преступлений в нашей стране – сегодня уже норма поведения. Будь готов!”

Вот – иллюстрации работы закона диалектики по переводу физического количества в духовное качество? Да, переводу, а не переходу, ибо это движение принудительное. И результат такой прививки – не иммунитет к болезни, а сама болезнь. Но все ли таковы?

Никогда не бывавший на дискотеках выпускник средней школы (теперь студент академии, образованный как духовно, так и музыкально), прибежал ко мне с аттестатом зрелости, встревоженный и взволнованный до предела. После вручения аттестатов в арендованном кафе началась “культурная программа”: выключили свет, по глазам ударили лучи мигалок, по ушам – визг акустических систем и скачущих одноклассников. “Мне стало жутко, так, наверное, будет в аду”. Другому знакомому московскому школьнику первое знакомство с дискотекой пошло на пользу. Ощутив комплексное воздействие на мозг запредельного звука и мелькания стробоскопа, он понял, почему так неинтересны ему сверстники: “Еще пара вылазок, и моему интеллекту конец!”

Ферапевт или терапевт?

Регулировать работу системы внутренних органов – сердца, сосудов, легких, кишечника можно физическими и химическими средствами. Это – воздействие тепла и холода, звука, вибрации и различных волн, это – лекарственные, наркотические препараты. Таким образом, отчасти можно воздействовать и на психику – дать успокоительное при возбуждении, или каким-то шоковым приемом вывести из оцепенения. Это – телесный уровень, на котором может работать врач. “Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от Царя получает он дар”.(Сирах 38, 1,2); “Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими”. (Сирах 38,4).

О роли врача хорошо сказал в беседе митрополит Антоний Сурожский, сам в прошлом врач-невролог. “…Люди “благочестивые” часто мне говорят: зачем мне идти к доктору, если я могу пойти и попросить священника помолиться, или попросить помазать меня святым маслом?” Да, можешь, но зачем это делать, когда Бог нам дал другие средства, более доступные, более простые, и которые не требуют от тебя той целостной, глубокой веры, которая требует обращения к Таинствам и к действиям Церкви?.. А это святой Серафим Саровский говорит, перефразируя Иисуса, сына Сирахова: “Лечись, потому что Бог создал и врача и лекарства, и в Его руках твое оздоровление”.

Что же получается – в церковь идти не надо вообще? “На Бога надейся, а сам не плошай”, иди к врачу? Да, именно так. Но не пренебрежение к Господу в данной пословице, не самонадеяние, а мудрость: для того, чтобы получить от Бога награду, надо самому приложить к тому определенные усилия, потрудиться надо. Вот и ответ: “Обратитесь к лекарю, но в то же время паче Господа и святых Его молите, чтобы вразумили его угадать лекарство” (Феофан Затворник, из письма 38, стр. 30).

Лекарств много. Индивидуальная восприимчивость к ним, сочетания лекарств и многих неучтенных факторов, совместное применение с определенными пищевыми продуктами, могут быть не только бесполезными, но и смертельными. Лекарство в широком понимании – не только препарат, но и способ излечения. Например, операция. Такие операции, как пересадка органов, благословляет Церковь. Человек, искренне, безвозмездно, с любовью отдавший один из своих парных органов страдальцу, получит вознаграждение на Небесах. Но, как положено, есть и другая сторона медали.

Наука трансплантология еще очень молода. Мы, врачи и студенты, окрыленные первыми успехами в пересадке почек, сердца, гордые за отечественную медицину и медицину вообще, не думали, что дело зайдет в тупик. И тяжесть проблемы не только в том, что отторгается чужой орган: больному всю оставшуюся жизнь приходится дрожать от страха. Можно ли привыкнуть к мысли, что пересаженный орган в любую минуту откажет? Любая ничтожная инфекция может привести к смерти реципиента. Наконец, вдруг не найдется астрономической суммы денег на препараты, подавляющие процесс отторжения? Какова цена такому качеству жизни?

Трансплантология поставила много и других вопросов, суть решения которых в современном секулярном, освобожденном от влияния Церкви, обществе оказывается чудовищной. Один из них – извлечение органов из тела еще живого человека для продажи. Жутких примеров в нашей стране достаточно. Это торговля рожденными и еще нерожденными детьми. Это умышленное прекращение медицинского пособия (например, отключение дыхательного аппарата) для поддержания жизни больного, находящегося в тяжелейшем состоянии или в клинической смерти. Это и преступное использование безвыходного положения того или иного человека. Больных, которым требуется пересадка органов, во много раз больше, чем случаев, предоставляющих им эти органы в пользование. Какой простор для деятельности прямых и косвенных убийц!

Гораздо страшнее то, о чем рассказывает А. Акопян, возглавляющий Центр репродукции человека. Трогательно жалея детишек, ждущих в очереди на пересадку, он совершенно не хочет видеть самую главную сторону данного явления: очередь формирует в ребенке душу людоеда. Эти дети с нетерпением и надеждой, выглядывая в окно, ждут погодных условий, при которых увеличивается количество травм. Они ждут, и даже молят чьей-то смерти! “А правда, доктор, сегодня гололед? Возможно, привезут для меня сердце?” Пусть этим детям после пересадки будет отпущено несколько лет. Боюсь, не будет ли то жизнью чудовищ, пожирающих ближних для сохранения самих себя? Не оставят ли они без ответа вопрошение “Любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего”? (Втор.13:3). “Сердце предназначено не только для чувствования и для общения с Богом. Священное Писание свидетельствует, что оно есть и орган желания, источник воли, добрых и злых намерений”

С трансплантологией тесно связаны эксперименты по клонированию животных и человека. Из клетки мечтают создать жизнеспособные копии данного организма, которые будут использовать, как банк органов для пересадки. Чиста ли моральная подкладка таких экспериментов? Не потому ли безуспешны опыты по клонированию человека? “Хэлло, Долли!”, – снова взревел мир, приветствуя научную сенсацию 1997 года – появление на свет первой “искусственной” овечки. Однако, и в данном случае, чистоту эксперимента Яна Вильмута ученые ставят под сомнение, считая это научной фальсификацией, либо заблуждением ума.

Медицина теряет смысл, она бессильна, когда врач берется не за свое дело. Вот пример: эпилепсия, или, как прежде ее называли, падучая. Причинами ее начала может быть повреждение определенных участков мозга в утробе матери и после родов – отравления лекарствами, алкоголем и ядами, удушье, кровоизлияния, опухоли и травмы головы.Некоторые из таких случаев поддаются обычному лечению, так как это по сути – повреждения материальные. Но есть вторая разновидность болезни, причину которой врачи установить не могут. То есть, повреждения психики, имея разные причины – физические или духовные, внешне часто проявляются одинаково. А врач, как правило, материалист, который дальше натуральных причин видеть не научен. Простая и узаконенная в нашем веке безграмотность. Так и страдают долгие годы те пациенты психиатрических больниц, которым в дореволюционное православное время безошибочно ставили диагноз простые верующие люди. Такой больной совершенно по-иному ведет себя во время богослужения в храме, особенно, в определенные моменты службы, при чтении определенных молитв. И все видели: одержимый, бесноватый, – в монастырь надо! Прежде знали, что это болезнь духовная, и врачевание души таких пациентов – удел священства. Более того, в особых случаях, помочь может только монах-аскет.

В ходе недавнего разговора с пожилым, очень опытным врачом-психиатром, я услышал его просьбу. Уже много лет он думает о судьбе тех пациентов, страдания которых не укладываются ни в какие рамки, определенные современной медицинской наукой. Это были только его размышления. Я предложил познакомиться с православной литературой, и не ошибся. С какой радостью стал восполнять доктор то, чего не получил в свое время, сколько ответов он находит на мучившие долгие годы вопросы!

Как много зависит от врача, которому мы доверяем себя! Как ценны его знания и опыт, также ценно и содержание его сердца. Фундаментальный принцип “не навреди!” сможет соблюсти только врач с православной душой. Только он начнет дело с самого начала – с благословения Божия. И полезное совершится, а бесполезное и вредное не состоится или разрушится.

В первые века христианства аскетов, взявших обет пустынного уединения и молчания, называли ферапевтами. Великим трудом искреннего служения Богу, очищали отшельники свою душу, а потому исцеляли от злых страстей и болезней с верою приходящих к ним. Современный терапевт (врач в широком смысле), сам суетный и страстный, может ли прикасаться к душе? Имеет ли он тот камертон, с помощью которого производится настройка столь тонкого инструмента?

Мудрость без благодати есть безумие

(прп. Амвросий Оптинский)”)?>

“Врачу должна быть противна роль волшебника” – так думал немецкий психиатр и психолог Эрнст Кречмер. Рекламные щиты, бегущие строки, листовки, объявления в прессе, говорят о том, что в России теперь не так. Ни с медициной, ни с Православием не имеющих общего, врачевателей души сейчас – пруд пруди. Они преследуют явно спекулятивные цели. Чтобы убедить простака в принадлежности к науке и религии, на видном месте выставляют сертификаты с замысловатыми названиями обучавших их “академий”, с оккультной символикой, и тут же рядом – кресты, иконы, Евангелие… Кто-то из них посылает больных перед сеансом очиститься в церкви в Таинстве исповеди, кто-то предлагает вместе читать молитвы. Многие лекари сами посещают богослужения или просто храмы для “энергетической подкачки”. Что, это действительно придает им силы? На какое-то время такие целители, действительно, испытывают приток сил, но это объясняется тем, что в храм-то зовет их собственная загубленная душа, которая по природе своей, как сказал Тертулиан, христианка. Вот и временное облегчение. Но душа-то понимает, а до людей никак не может дойти, что “Никто не может служить двум господам: или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть”? (Мф.6:24).

Руководит таким врачевателем дух, а содержание его души – духовность, которую часто путают с образованностью или культурой. Эта путаница породила модное в последнее время слово “бездуховность”, слово, однако, не для расхожего употребления. Если быть скрупулезно точным, то человек духовен всегда. Духовность – это свойство и мера духа, который живет в нашем сердце и управляет всей нашей человеческой природой. И видов духовности – два, как две противоположности, как две разновидности духа. Под выражениемДухъ Божiй в Библии подразумевается духовная сила, которой Бог оживотворяет, пробуждает и укрепляет, Им поддерживается бытие и продолжение мира (Иов.27:3, 33:4; Ис.42:1,6), он руководит судьбой отдельного человека (Иов.32:8) и всего человечества (Агг.2:6). Миром правит Любовь. И водимое Духом Божiим сердце ответит достойно: любовью к Богу и любовью к ближнему – вот смысл Заповедей Господних.

В противоположность доброму началу выступает диавол – носитель духа зла, родоначальник и виновник греха. В момент совершения греха духовная жизнь человека меняет полярность: был плюс, стал минус. Был человек приятен и добр, стал зол и окаянен. Помню случаи из детства – батарейка, вставленная “задом наперед”, заставила игрушечную машину неправильно выполнять команды. Я ей “вперед!”, а она – назад. И уж совсем трагедией был для меня сгоревший транзисторный приемник, в который я также неправильно вставил источник питания. “Соблюдай полярность!” – пишут в инструкции. И вот – грех, момент поломки, смены полярности. Грех – начало болезни, разъедающей душу и плоть. Где грех, там нет любви, где нет любви – там боль. Это ощущал каждый.

Из всего этого следует, что физические, соматические, т.е. телесные страдания, а также часть психических, душевных болезней, подвластны и врачу и священству. Духовные болезни может лечить только священник властью, полученной им через рукоположение от святых Апостолов. Но любое дело надо начинать с самого начала.

В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова сказано: “Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Богу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. …и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен” (Сир.38:9-10,12). Но как долго, и порой безуспешно, мы бегаем от знахаря к врачу, от профессора к академику, из поликлиники в клинику, забыв, а то и не зная, что залог исцеления от болезни – очищение души в Таинстве покаяния. Сначала на исповедь, затем к врачу, не наоборот! В тропаре – молитве святому чудотворцу целителю Пантелеимону, к которому во времена гонений на православную веру, в случаях, когда в лечении болезни исчерпано все, с верой тайно обращались даже представители богоборческой власти, говорится: “Страстотерпче святый и целебниче Пателеимоне, моли милостивого Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим”.

Истинное раскаяние сопровождается не только стремлением не повторять грех, но и прибавлением сил на борьбу с ним. Это в полной мере относится как к отдельному человеку, так и к обществу в целом. Пример тому – так называемые социальные болезни. “Социально-экономическая и культурная среда оказывают большее влияние на здоровье, чем профилактические и лечебные мероприятия” (Washington Post, 22.09.75). Только нездоровая, грешная коллективная жизнь – условие распространения туберкулеза, венерических болезней, а теперь еще и СПИДа в обществе. Только духовно больное общество порождает такие явления, как безработица и голод, безудержно растущая преступность, поражающие масштабами проституция, наркомания, алкоголизм, травматизм и шквал самоубийств стариков и подростков. И это в наше время, когда человек, кажется, победил все стихии!

Особенно страшно, что эти явления происходят в стране, которая прежде именоваласьСвятОЙ РусьЮ.

Выстрел в прошлое

“Если выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки” – не о нас ли то сказано?

Начало 17-го века. Безвластие, беззаконие, голод, болезни и смерти – одним словом, смута, измотали русский народ. Вот-вот, и снова жестокое иго иноземцев, еще чуть-чуть, и гибель. Но в год 1613‑й все изменилось. Наша история богата и другими подобными примерами. Что всегда являлось спасением от зла? Появление героя? Нового закона? Принятие конституции? Разрешение революционной ситуации? Спасало чудо! И не на новом законе основанное, а на старом, вечном, неизменном. Чего больше всего боятся враги человечества – диавол с его воинством? Сам Бог говорит нам в Евангелии: поста и молитвы”…сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф.17:21). Так обстоит дело в спасении себя, так и в спасении всего народа. Но в последнем случае главным требованием должен быть момент соборности. Если интересоваться настоящей историей, нам откроется череда чудес… чудес, основанных на глубокой вере наших православных предков. Да! В самый горький час налагал на себя народ строгий пост, шел в Храм Божий, и с молитвой вставал на колени. Не поодиночке, как теперь, стыдливо, ставили свечку, молились соборно! Результат? Все наши победы, о которых можно прочитать в учебниках русской и новейшей истории. Вывод? Спасение России – дело Божие!

Тогда, 21 февраля 1613-го, представители духовенства, депутаты со всех краев и волостей России выразили соборную волю народа – подписали Грамоту Московского Земско-Поместного собора, и в Костроме в монастыре святого Ипатия дали обет не только за себя, но и потомков, верно служить помазаннику Божию, первому Царю из рода Романовых. “Душой Божьи, а телом Государевы”, праотцы знали, что только данное условие – залог необоримости России, ибо служа Царю, служишь Богу. А как устрашить дерзнувшего нарушить обет? И записали в грамоте такие строки: “И кто же пойдет против сего Соборного постановления… да проклянется таковой в сем веке и в будущемне буди на нем благословения от ныне и до века”. Почему же русские люди в наше время совершили такую страшную ошибку – сами отвернулись от благословляющей руки Божией; как же так – Самого Бога, Отца своего изгнали из сердец своих?

Всенародное нераскаянное клятвопреступление проклятьем легло на наш народ. Болезнь не ограничилась одним поколением, она наследуется, продолжаясь многие десятилетия. Не зря человек испокон веков боялся проклятия, даже если оно вырвалось из уст ненормального или нетрезвого человека – по коже мороз от ужаса, жди беды. “Мистика!”, – скажете вы?

Почти нет сообщений об исследованиях нашего ученого Петра Гаряева . Работы его по квантовой генетике лидируют в мировой науке, и данный наш разговор о причинно-следственных связях, в свете исследований лаборатории Гаряева приобретает не мистическую, а научную окраску. Черты наследственности, оказывается, определяются не только чередованием атомов в биологических молекулах, а особой структурой электромагнитного поля, волнами, излучаемыми молекулами, атомами и частицами. Это поле невидимо, неощутимо, хотя, воздействуя на материю, может вызвать ее изменения. Доказано, что информация, содержащаяся в слове (написанном, произнесенном мысленно или вслух), услышанная, прочитанная, продуманная человеком, меняет структуру данного поля в его организме, а следовательно, влияет на генетический аппарат. Особенно благотворно влияет на организм молитва: силою благодати Божией исправляются дефекты наследственного материала, ремонтируются поврежденные мутациями молекулы ДНК, происходит исцеление от болезней. Люди знают: просто доброе, ласковое слово может лечить, потому что это слово произносится с любовью. Ведь где любовь, там и Господь, ведь Он – Сам Любовь. “Если после разговора с врачом человеку не становится легче, это – не врач!”, – это мы помним еще с института. В противоположность любви, добру работает зло, носитель которого – диавол. Грубым, злым словом можно не только вызвать болезнь, но и убить человека. Наибольшая концентрация зла – в проклятии. Исследованиями Петра Петровича Гарява доказано, что речь, преобразованная в электромагнитные колебания, произнесенная на любом существующем языке, “понимается” не только организмом человека, но и растениями; и бранное слово вызывает мутации так же верно, как и радиация. Где брань, где зло, там отступает благодать, там организм беззащитен, он не может противостоять натиску зла и повреждается, заболевает. Вот такова “мистика” и научная подоплека наследования проклятия.

Кому-то покажется жестоким проклятие предков, но не могли они даже представить, что вырастут целые поколения неверующих во Христа. А для неверующих что миропомазание, что инаугурация, что Царь, что номенклатура – все равно, и никакое проклятие не страшно… И вот, результаты налицо.

Испанский журнал “Комба” так пишет о стихии разврата, охватившей Россию: “Это невиданное массовое распутство происходит в стране, где национальной добродетелью веками были нравственная чистота и воздержание”.

В Свято-Троицкой Лавре в Сергиевом Посаде продается видеокассета “Почему мы православные”. Прислушаемся к беседе профессора-богослова А. И. Осипова: “То состояние, в котором находится …человечество всю свою историю – это состояние глубокой ненормальности. Чем занят мир? Поисками наслаждений, богатства и славы. …В каждом из нас… эти страсти являют себя. И увы! – в том христианине, который сознательно с ними не борется, они приобретают господство, и под личиной внешне православной жизни человек живет вполне язычником… Это говорит Христос: “Когда нечистый дух выйдет из человека, ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее горше первого…” (Мф.12, 43-45). К кому обращается Спаситель? К христианам, не к язычникам! Ибо где дом может быть выметен, чист, убран? У христиан – в святом крещении, в таинстве покаяния и причащения… но если нет борьбы со страстями,… вот тогда вселяется еще семь злейших… и бывает “последнее горше первого”. Самые, мне кажется, отъявленные негодяи могут встречаться только среди так называемых христиан, которые не следуют христианству”.

Грех, сказано, распространяется от человека к человеку, как гниль от овоща к овощу. Давайте посмотрим со стороны, не стал ли каждый из нас причиной катастрофы, погубившей Святую Русь? Ведь “мы” слагаемся из отдельных “я”. Давайте попробуем разобраться, так ли отчетлива граница между дефектом воспитания и болезнью. Приглядимся не к другим, а к себе, ведь именно себя мы должны узнать в этих примерах. Узнать и честно ответить на вопросы: только ли кто-то другой болен, и чем я, называющий себя христианином, отличаюсь от него, неверующего, или инославного? Не будет ли второе сравнение “горше первого”?

Ум, совесть и закон святой и логика пиры пируют…

Зимнее событие потрясло не только православных, возмутились и неверующие люди. В рядах протестантов, прописавшихся в здании филармонии, тоже переполох: “Какой ужас! Здесь в филармонии развешены голые натуры!” – кричит кому-то в трубку вахтерского телефона представитель общины. А вот – те, что зовут себя православными: не о них ли речь в предыдущей главе?

“Включите телевизор! На выставке в филармонии нас снимали!” – вбежал, запыхавшись, знакомый юноша. Он и его двоюродная сестра в возрасте выпускников средней школы. И вот передача новостей. К сожалению юноши, их с кузиной из репортажа “вырезали”. Но знакомых лиц немало, некоторых встречал даже в храме. А вот дети знакомых. Все “с умным видом” на фоне тех самых “голых натур” что-то увлеченно обсуждают. На полотнах выпячено именно то, что нормальный человек прячет под одеждой. Вернее, под бельем. Помните? – совсем недавно на людях в белье мог появиться только умалишенный. “Ну и как выставка?”, – спрашиваю расстроенного юношу. “Да так, ничего особенного”… Не дорос, что ли? Или это уже приелось, большего хочется? Не дай Бог!

Если с художником, как теперь говорят, “без комментариев”, то что же со всеми нами? Спросить бы у членов художественного совета, учредителей, пособников, просто посетителей выставки: “Скажите честно, что вас тут привлекает?” Будут говорить сложно и долго. Попробуем спросить по-другому: “А если бы “натуры” были не безымянны? Если бы под каждой картиной красовались конкретные имена ваших матерей, жен, дочерей?..” Позорище на весь мир, согласитесь? Зачатки стыда можно найти и у животных: понаблюдайте, как ведет себя нашкодившая собака… Нам, людям, видимо, не стыдно. А мимо каждый день ходят чьи-то дети. Наверное, их отправляют в филармонию, чтобы росли более культурными, чем у соседей. И если уж современный интеллигент запросто мешает духовность с культурой, будьте уверены! – его чадо обязательно поставит знак равенства между понятиями культуры и срама. Что будут высматривать они, дети, в программах телевидения? Рассказы о Третьяковке? Сокровища Петербурга?.. “Видали мы ваших “братьев Андерсен”! Давай “Про это”, “Империю страсти”!

Анна Ахматова вспоминала о Чуковском: стареющий, подслеповатый Корней Иванович не был в Третьяковке сорок лет. Он посмотрел современный отдел, пришел домой, и с горечью сказал: “Почему я не ослеп раньше?” Он умер в конце 60‑х…

А результаты воспитания налицо: дамы “без верха” на пляжах – уже обычное дело. Вот и продолжение: на “подиуме высокой моды” в Москве не представительницы прекрасной половины человечества (людьми или дамами их даже не называют), а просто модели в совершенно прозрачной упаковке. Одобряют, аплодируя и млея, самые известные люди страны – политики и актеры. Неужели это они – носители высокой культуры?!

Времена, следовавшие за отменой Патриаршества, были также трудны. Вот как характеризует их Г.Р.Державин в стихотворении “На Счастие”:

В те дни, как всюду ерихонцы
Не сеют, но лишь жнут червонцы,
Иcх денег куры не клюют;
Как вкус и нравы распестрились,
Весь мир стал полосатый шут;
Мартышки в воздухе явились,
По свету светят фонари,
Витийствуют уранги в школах;
На пышных карточных престолах
Сидят мишурные цари.

Ерихонцы у Державина – чиновники, мартышки – масоны… Вспоминаются слова из Книги Екклесиаста (1, 9–10): “Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас”.

Вернусь к теме выставки. “И тебе не стыдно?”, – хотел спросить у юного любителя вернисажей, но промолчал. Захлестнуло чувство горечи за всех нас. И за себя тоже. Как-то пришел домой, выгребаю продукты из пакета, и оторопел: на нем красочно оттиснута такая гадость, а я с ним по городу, к знакомым, в храм зашел… И самое главное – ничего! Ни я, никто не заметил! Привыкли?

Девочка-пятилетка, играя с малышами, выкрикивает рекламную фразу: “Я выбираю безопасный секс!” И заметьте, это в благочестивой семье! Не смеяться, а задуматься бы после этого родителям: что дает телевидение их ребенку, кому перед Богом отвечать, если через пять-шесть лет эта девочка выберет секс в “безопасной” форме. Почему в кавычках? Да потому, что “секс” – не просто “пол”. Секс – это блуд. А блуд в современном понимании – не только не грех, но условие нормальной социальной жизни индивидуума (не хочу даже сказать – человека), и даже карьеры! Невидимые режиссеры нашей жизни с экрана телевизора зовут блудить изощренно, “красиво” и безопасно. Только замалчивается факт, что латексная резина имеет поры, во много раз превышающие не только размер вируса СПИДа, но даже микробов-возбудителей венерических болезней. На самих резиновых изделиях, автоматах, торгующих ими, за границей пишут: “Warning! Condoms do not protect you from the HIV Virus!” – предупреждение о том, что эта мерзость не защищает от вируса СПИДа. Да и в СПИДе ли дело?! И “девочек” одиннадцати лет с венерическим болезнями сегодня не единицы.

Спид – это все болезни сразу

В романе индийского писателя Нарайана местные дамы, чтобы показать свою культуру и образованность, украшают свой постылый родной язык заимствованиями из словаря народа-завоевателя. А говорят примерно следующее: “Как трудно в наше время найти хорошую “джобу”. В энциклопедии читаем, что к середине 19 века Индия была превращена в объект прямого грабежа, жестокой налоговой эксплуатации, в источник сырья и рынок сбыта англ. фабр. товаров. Ничего нам это не напоминает? Сравните: это “имидж” России конца 20-го столетия: шопы и шейпинги, департаменты и мэрии, супер– и мини– маркеты, фристайлы и геймы, спикеры и парламенты, гамбургеры и хотдоги, сенаторы и президенты, попкорны, макдональдсы, сникерсы, крекеры, снэки, тампаксы, памперсы и спрайты… не дай своему языку отсохнуть! Как смешно, наверное, с точки зрения американца, слышать исковерканные нашим безграмотным произношением английские слова? Наверное, так же, как нам – разговор цыган. В их бедный язык они часто вставляют русские слова и выражения. Обидное сравнение, тем более, что о богатстве нашего языка никто в мире и не спорит. Диалог современных юнцов слушать страшно – русские слова только для связки, остальное – смесь мата, фени (уголовного жаргона), слэнга (американский вариант той же фени) и неприличной жестикуляции. Из какой колонии вынесли они манеру часами сидеть на корточках на площадях и остановках, заплевывая все вокруг? Какая эпидемия порождает ту неукротимую жажду, что заставляет мальчиков и девочек, молодежь и старых теток прямо на ходу присасываться к банкам и бутылочным горлышкам? Кто их учителя?

На страницах Медицинской газеты (№ 74, 16.09.98) известный поэт рассказывает о себе: “Мы… боролись против стереотипов. Ныне мат заполнил издания, стал официальной феней депутатского корпуса…” Далее, смакуя, вспоминает, как на сцене Политехнического вставил мат в строку. И все сошло маститому рифмоплету. Подумать только! Предки его были из духовенства, дед написал учебник хирургии, сам поэт относит себя к русской интеллигенции. И вот продолжение той интеллигенции – интеллигенция наша. Вот они – наши учителя! С какими стереотипами они боролись? Да с теми истинно культурными ограничениями, отделявшими человеческое от скотского. С теми ценностями, что хранили предки и этого “великого” поэта – священники, врачи, русские интеллигенты. Неужели произведения известного “шестидесятника” – это и их педагогическая поэма? Нет, здесь замешана совсем иная, нерусская генетика…Я с раннего детства помню, как мои прабабушки “грубо” называли провинившихся в семье Липахой Сорокинской или Сидором Баклановским. Это – предел их гнева на домашних. А нарицательные эти имена они вынесли из прошлого века со своей родины, как и географическую привязку – вологодские деревни Сорокино и Бакланово. Липаха и Сидор – две непутевые личности, которых чуждались окружающие деревни и села, именами которых клеймили нашкодивших ребятишек и серьезно провинившихся взрослых домочадцев. Чтобы выругаться матом – упаси Господь! – тебя дружно вытолкают за околицу в придорожную пыль, и ты – навеки изгой.

Газеты, журналы, фильмы (даже мультфильмы!), научно-популярные программы, реклама и мода учат, как наиболее “культурно”, грамотно и изощренно заниматься тем, что испокон веков не приемлет здоровое человечество, – блудом. И что же мы, считавшие себя здоровее всех, противопоставили сексуальной агрессии? В первые годы перестройки в общественных местах, в транспорте появились плакаты, унижающие достоинство женщины. Вспомните: на главной площади Москвы награждают совсем юного мальчика – победителя в конкурселамбады - латиноамериканского танца, имитирующего акт соития. Кто из нас и каким образом оградил малышей от данного вида растления? И вот результаты анонимных опросов в школах больших городов выявляют, что пределом мечтаний российских школьниц стала валютная проституция. М.П.Стурова, доктор педагогических наук и юрист, профессор Академии МВД, в передаче радиостанции “Радонеж” говорит об опросе студентов 1–2‑х курсов московских ВУЗов по поводу ценностных ориентаций. Долгие годы работавшая с преступным контингентом, полковник Стурова ошеломлена: студенты, дети из благополучных семей, на первое место ставят секс, на второе – деньги, на пятнадцатое-шестнадцатое – долг и честь, и на последнее – Родину! И в этом она видит закономерность. Это – результат планомерного разрушения нашего Отечества, реализация планов уничтожения русского народа, за которыми стоят реальные лица – как на Западе, так и у нас в стране. Понятно, что это люди нерусского образа мышления, чуждые традиционной русской вере и культуре. Эти люди не без воли Божией оказались у кормила корабля с названием “Русь”, команда и пассажиры которого из всех стволов судна расстреляли собственное прошлое. Сожгли они и собственную пристань, хранившую генеральный план навигации – Соборное постановление 1613 года.

А средства информации доносят: провинциальные школьницы и лицеистки прямо “с пеналами и книжками” понеслись на отборочные конкурсы – начало 1999-го ознаменовано небывалом маршем стриптиза по просторам родины. Областные газеты (не какие-то бульварные малотиражки!), транспаранты на центральных улицах, телеканализация и местное радио “эф-эм”, (манерой и репертуаром вещания напоминающее передачи прежних радиохулиганов) зазывают “оторваться” и провести ночь с Клеопатрой. Где, простите, в борделе? Нет, в мотеле… Сенсация! Мужской стриптиз! Где – в гей-клубе? Нет! В молодежном культурно-развлекательном центре! Такое почти невозможно на Западе. Там есть все, но всему отведено свое время и место: здесь храм, здесь парламент, здесь театр, а здесь, пардон, сортир. Так и нормальный организм устроен: здесь глаза, уши и рот, здесь конечности, а здесь, извините, клоака. И только врожденное уродство или результат безумного эксперимента могут все поменять местами.

“Почему ваши земляки ведут себя в России так бесцеремонно?” – спрашиваю знакомого кавказской национальности. “Как можно уважать народ, женщины и даже девочки которого – проститутки?”.

Итальянский юрист Р. Баллестрини 100 лет назад сказал: “Самым верным доказательством того, что некий народ дошел до крайней точки своего нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет считаться делом обычным и абсолютно приемлемым”.

Тот синдром, при котором организм перестает сопротивляться возбудителям болезней (любому чужеродному вредоносному фактору), называется приобретенным иммунодефицитом. Особой иммунной системой нашей души является совесть. Ау!..

Вне брака – только брак

Церковь учит – любое зачатие вне брака, Богом благословленного, греховно. И не только зачатие, не только близость без зачатия, но даже созерцание чужих интимных отношений, ибо это, по сути дела, соучастие: “…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф.5:28). Говорят, что в известных местах за тайное подглядывание платят больше, чем за самую возможность согрешить. Говорят, в Китае за порнографию – смертная казнь!

Оскорбительно для человека, который “звучит гордо”, такое сравнение: даже породистую собаку “погулявшую” с дворовым псом, вычеркивают из родословной, так как она уже определенно не может дать стандартно качественного потомства. И не только ветеринарная генетика знает: первый внебрачный половой контакт никогда не проходит бесследно, в наследственном аппарате женщины остаются пожизненные изменения. Подумайте только: изменения пожизненные и наследуемые, наследуемые всеми детьмиэтой женщины, рожденными от другого партнера или мужа!

В популярных медицинских изданиях причинами роста отдельных болезней рассматриваются социальные условия существования. Там речь не идет о моральных устоях, но легко прочитывается именно это – крушение нравственности. Такие, вовсе не венерические заболевания, как рак и иммунодефициты, произрастают на аморальной почве. Вернее, на искусственной гидропонной системе, в питательном растворе которой циркулируют наркомания, ранняя половая активность, промискуитет, контрацепция, аборты и другие средства для разрушения нормальной жизни. Вот таким образом складываются, накапливаются от поколения к поколению в генофонде народа вредные признаки, которые реализуются болезнью. Скажете: а как же хваленый естественный отбор, результат которого – накопление полезных признаков и поколение, которое лучше предыдущего приспособляется к меняющимся условиям среды обитания? Насильственное внедрение программ растления школьников, пропаганда свободы половых отношений, реклама абортов и противозачаточных средств – это инструменты отбора искусственного,результат которого – вырождение. Это подтверждают факты: только 4% детей (статистика Москвы и Санкт-Петербурга) рождаются здоровыми. И откуда им взяться, здоровым полезным признакам, если количество добрачных связей у русских женщин перевалило 90%, почти 100% внебрачных зачатий – в состоянии опьянения, если множество рожденных детей – нежеланные, а каждый первый и второй ребенок – не рождается, погибает в абортарии.

И это только приблизительно. Опять недоговорки, опять ложь: умалчивается то, что результат действия противозачаточной таблетки – тот же аборт, то же убийство, только без хирургического вмешательства. Представьте масштаб жертвоприношения! Не из официальной статистики, а из наблюдений и опыта работы в ИТУ, знаю: женщины, убившие своих “мужей” и сожителей, наказанные по закону не так уж и большим сроком, чаще других сходят с ума, мучительно умирают от опухолевых заболеваний, туберкулеза, осложненного течения разных болезней. Тишину тюремной санчасти время от времени раздирают вопли несчастных: “Доктор, отравите меня, я не могу жить! Он каждую ночь стоит у моей постели!”. Не страшно ли вдруг осознать, что миллионы живущих с нами рядом, на свободе, представительниц “прекрасного пола” – убийцы собственных детей! Многие ли раскаялись? Наверное, многие. Но и раскаявшихся всю оставшуюся жизнь терзают болящие шрамы совести.

Что есть лучшего? – Сравнив прошедшее,
свести его с настоящим

Жалко, не запомнил (но это нетрудно определить), дату передачи, номер школы и телеканал. Сообщение о ходе секс-просвещения в костромских школах: детям читали лекции по избранной анатомии и физиологии, знакомили со способами предупреждения нежелательной беременности, раздавались бесплатно гигиенические прокладки, учебные пособия, где каждая страница напоминает расписанный забор в хулиганском квартале. Поразило интервью с немолодой школьной директрисой, ее недоумение: “…Только одинмальчик почему-то отреагировал ненормально: он бросил книжку и вышел из класса”. Нет, не он один: юноша, учащийся медицинского училища, со стыда сгорает на уроках валеологии, “сидеть невыносимо!”. Другие слушают с напряженным интересом. Зачем им какая-то валеология, ведь это медицинское училище, где преподается курс анатомии, где не обходят стороной вопросы деторождения, а изучают их очень подробно? А затем, что это та же, но закамуфлированная программа растления. Одно и то же можно подать по-разному. И кому-то это нужно.

Вернемся в ту школу. Почему только один мальчик? И почему, г‑жа директор, он ведет себя ненормально? А как вы вели бы себя в свое время? Может, были больной, а теперь, превратившись в г‑жу из товарища, поправились?

Если вдруг перед глазами этой школьной чиновницы окажется наша статья, пусть вспомнит она нежный возраст, свой первый курс. Пусть представит, как на одном из торжественных собраний юноши дарят девушкам к празднику пачки ватно-марлевых прокладок, изготовленных собственными руками. Или лучшему спортсмену группы, она, староста, торжественно вручает большую аптечную упаковку известных резиновых изделий: “Новых рекордов, Вася!” Вот это был бы праздник! Думаю, такое из ряда вон выходящее событие на некоторое время парализовало бы работу всех комсомольских организаций города! Знали ли она тогда, не изучавшая в институте валеологию (такого слова до сих пор не слыхали многие врачи), откуда сама появилась на свет? А знали ли вообще про это ее родители?

Не наше дело выяснять, какие перипетии заставили ее утратить естественный для каждого человека стыд. Но наше дело напомнить: она не имеет права отнимать это чувство у доверенных ей сотен, А ТО И ТЫСЯЧ детей. Наше дело довести до ее внимания следующее:

– Управление МВД г. Ярославля и городской кожно-венерологический диспансер предоставили Ярославскому комитету в защиту семьи и личности официальную статистику: введение полового воспитания в школах Ярославля (1993г.) дало двукратный рост преступлений на сексуальной почве среди несовершеннолетних и десятикратный рост болезней, передаваемых половым путем;

– аналогичная статистика роста венерических болезней несовершеннолетних после введения “секс-просвещения”, наблюдается во всех странах;

– после введения подобных программ за рубежом (1970), количество абортов среди несовершеннолетних удвоилось; появились проблемы импотенции подростков, и как следствие, резкий рост извращенных форм полового сожительства, сексуального домогательства родителей по отношению к детям; катастрофически снизилась рождаемость;

– аборты и контрацептивы – причины роста воспалительных заболеваний половых органов женщин, стойкого бесплодия, злокачественных опухолей не только у пользующихся этими средствами женщин, но и потомства (в том числе врожденных уродств, слабоумия и формирования уголовной личности).

Знает ли она, давно не покупавшая методическую (тем более, другую полезную) литературу, что

– в нашем Отечестве действуют организации, влияющие на государственную политику в смысле снижения численности населения, а в рамках президентской программы “Планирование семьи” предусматривается широкое внедрение стерилизации населения. (“Одной из главных обязанностей государства является проведение практического контроля над рождаемостью”. Адольф Гитлер).

– Российская ассоциация планирования семьи (РАПС) – филиал IPPF (International Planned Parenthood Federation) – откровенно фашистской иностранной организации, целью которой, в интересах богатого Запада, является сокращение неполноценного населения стран “третьего мира”, к которым сейчас отнесена и Россия;

– вымирание нашего народа носит столь стремительный характер, что скоро мы не сможем поддерживать территориальную целостность и обороноспособность. Уже в начале XXI века русских должно остаться не более 50 миллионов. Через несколько десятилетий нас ждет судьба таких могущественных когда-то народностей, как ацтеков и инков, судьба Карфагена и Трои;

– на программу “Планирование семьи” из госбюджета с 1994 по 1997 гг. выделено 88 млрд. рублей, а Фонд народонаселения ООН на программу по развращению русских детей выделил 500 тысяч долларов. Получателями денег были Министерство образования РФ и Минздрав, и это в то время, как учителя и врачи месяцами не получают зарплату.

Считаю важным сообщить г‑же директору, что ПО ФАКТУ ПРЕПОДАВАНИЯ СЕКСОЛОГИИ В ШКОЛЕ БЕЗ СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОЗМОЖНО ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО СТАТЬЕ 135 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ О РАЗВРАТНЫХ ДЕЙСТВИЯХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Родителям подскажу: в суд надо подавать на директора школы. Желательно подать групповое заявление и предъявить доказательства: образцы учебных пособий, магнитофонные записи занятий, свидетельские показания. Основанием для подачи в суд является сам факт полового воспитания (в любой форме) без предварительного согласия родителей, т.е. факт нарушения прав родителей на воспитание ребенка. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: это уже сработало не раз!

И опять предвидится чье-то негодование: “Не жестоко ли?” Это вопрос тех, кто сам, косвенно или прямо, участвует в процессе дальнейшей криминализации нашей Родины. Аксиома: преступление морали, нравственности, влечет за собой и преступление уголовных законов.

Хорошо, если в данном месте, читающий статью учитель задумается и повторит уже звучавший вопрос: “Не стал ли каждый из нас причиной катастрофы, погубившей Святую Русь?”

За морем телушка полушка, да рубль перевоз

А тем временем общественность в Соединенных Штатах Америки уже поняла, что здоровье нации гибнет в пропаганде разврата, в рекламе абортов и противозачаточных средств. Сохранить нацию от гибели может только укрепление в сознании всех граждан таких вечных ценностей, как воздержание и целомудрие. В 1996 году Президент Клинтон подписал Публичный Закон № 104–193, известный как “Социальная реформа”, направленная на обучение детей и подростков США воздержанию и целомудрию, а также на воспитание взрослого населения с целью пропаганды воздержания, предотвращения внебрачных отношений. На реализацию этой программы в течение пяти лет Конгресс должен ежегодно выделять по 50 миллионов долларов. Вспомнив известную книгу Чуковского, порадуемся за экс-врага: “Так им и надо, буржуям!”

Кем же он стал, бывший возможный противник? Многие считают – другом. Вот так распределяются этим другом блага: лучшее от сырной головы себе на стол, а корочки – в крысоловку. Одной рукой – лакомство господам, другой рукой – смертельное пособие рабам. Дабы так! А то и крысоловку-то эту, и пилюли от самих себя покупаем сами!

“…Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов”. Бывший директор ЦРУ Ален Даллес (1893–1969), идеолог “холодной войны”, старался вовсю. Но его план уничтожения СССР и его народа – нас с вами, – сначала сработал на Западе. Судите сами.

Девятиклассник Паша не глуп, но в России был обычным “середнячком”. И вот одна из немецких газет пишет о нем, как лучшем ученике престижной гимназии города D. “Как же ты смог, Паша?” “Программа для девятого класса немецкой школы соответствует российской для пятиклассников. Немецкие ребята плохо знают географию, немецкую и зарубежную литературу, кое-как – древнюю историю, и совсем никак современную, классическая музыка их не интересует, с грубыми ошибками пишут они на родном языке, очень мало читают. Зато хорошо ориентируются в истории… рок-музыки, спорта, могут дать почти профессиональный совет по индивидуальному подбору контрацептивов. На переменах говорят только о роке, компьютерных играх, любимых спортивных командах, о сексе и сексуальных приключениях, на виду у всех обнимаются и целуются. Я не участвую в их шалостях, и меня считали неполноценным, но вскоре зауважали: ведь я учусь на сплошные единицы, и всем даю списывать. Учиться в такой “дурацкой” школе мне совсем неинтересно”. Продолжает отец Павлика: “Я был удивлен, увидев их учебники: какие-то надерганные, куцые сведения для домохозяек. Знакомство с литературой ограничивается рамками хрестоматии. Поражает безграмотность молодых немцев, узость интересов сотрудников моей фирмы. И это не просто национальная черта, зашоренность немцев, как я думал сначала. Это результат многолетней обработки – унификации и упрощения всего и во всем. Вижу, что процесс реформации школы сейчас захватил и Россию”, – сожалеет Пашин отец, бывший “русский”.

А я в раздумьях еду дальше: диалог человек-компьютер в любой стране мира происходит на основе одного и того же интерфейса – продукта лидирующей фирмы. Миллиарды людей нажимают на одни и те же кнопки, видят одни и те же экранные заставки, выполняют совершенно одинаковые команды, их мозги клонируют шеренги близнецов – идентичные мыслительные шаблоны и схемы. Наверное, потому с первых страниц газет исчез лозунг “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”: программа выполнена.

Это мои путевые заметки. А вот – официальная статистика. Сами американцы пишут, как поставлено дело образования за океаном. Около 40% учащихся вторых-третьих классов можно оставлять на второй год обучения, но это в США не разрешено. Читают и пишут с ошибками 85% учеников 10–11 классов, успевающих среди них только 2%, причем 89% старшеклассников получают удовлетворительную оценку по математике “условно”. Это пример Вашингтона, столицы, годовой бюджет которой в расчете на одного школьника, вдвое превышает средний по Штатам, составляя 10.180 долларов.

“Разве не очевидно, что европейский человек в своей культуромании превратил Европу в фабрику идолов? Нигде так не пресмыкаются перед идолами, как в Европе. Она создала идолов из всего: из науки и ее гипотез и открытий, из техники, из религии и ее представителей, из политики и ее партий, из моды и ее манекенов” (сербский архимандрит Иустин (Попович), “Православие и экуменизм”, Святая Гора Афон, Солунь, 1974).

Куда бежим мы, стыдясь своей богатой, Любовью созданной, самобытной, нетиражируемой культуры, неповторимой потому, что воспринять ее в полноте может только православная душа! Погоня за западными идолами для нас не только бег на месте, бежим мы назад, да и то задом наперед. Еще немного так, и снова мы превратимся в языческий сброд, а может, кто-то и поймет, что только Православием держалось, и до сих пор держится государство, ныне именуемое Россия.

Есть два мнения – сми и неправильное

На аршине мнений сегодня только две метки: “мое и неправильное”. А “мое” – это воззрение так называемой референтной группы. И эта группа универсальна. Это – СМИ – средства массовой информации. На этом предприятии общественного питания работают искусные повара. Это только впечатление, что мы сами выбираем, и сами кладем себе в рот: мы все сидим в одном ресторане, и меню заготовлено заранее. Пищу умело готовят, разнообразно гарнируют, разжевывают, и кладут прямо на корень языка (есть такой прием, чтобы младенец наверняка проглотил лекарство).

И вот, бледные и отупевшие от ночного теле-бдения школьники, не могут не только ответить на простейший вопрос по теме занятия, но часто не ориентируются в пространстве и времени. Как часто слышишь жалобы образованных людей: “Какую гадость показывают!.. Так противно, а я все смотрю и смотрю”. Да, эта пища обладает наркотическим свойством. И не только молодежь поддается действию гипноза.

Две старые интеллигентные женщины. Первая поражает точностью суждений о происходящем, трезвостью оценки, ненасытным интересом к чтению книг, живым умом, задором, какой-то непонятной и странной в таком возрасте молодостью – это замечают все. Вторая еще пару лет назад была душой компании, не унывала, радовалась людям, много читала, интересно пересказывала. И вот ей подарили телевизор, у которого она проводит по две “рабочих смены” без выходных. Через год заметно “поплыл” интеллект, интересы сузились до проблем героев телесериалов, не прекращаются жалобы на “давление”, “голову” и бессоницу, каждое слово собеседника вызывает бурю беспричинных негодований и обид. Она перестала читать, почти не ходит в церковь, а в словаре бывшей интеллигентки появились ого-го какие словечки!.. Скажете – возраст берет свое?

В многодетной семье после приобретения телевизора и “видака” детей как подменили: стали хуже запоминать прочитанное, пока совсем не перестали читать; словарный запас снижается до междометий и рекламных выкриков; развивающие игры сменились бесконечными потасовками и капризами; старшие дети стали скрытными, младшие – непослушными…

Семилетний С. злобным, недетским голосом вопит: “Не выключайте телевизор, я вам кишки выпущу!”. Подкравшись к бабушке, деревянным молотком бьет по загипсованной руке; на лице бабушки – ужас, слезы от боли, а у мальчика – неописуемый восторг. Сказки, обучающие и развивающие программы ТВ (хороших мало, но все-таки они есть), детские концерты мастеров искусств, рассказы о живописи и природе ему неинтересны. “Переключай, противно!” Часами готов он “балдеть” под мельтешение напичканных бесами, чудовищами, убийцами, переполненных кровью и долларами мультиков, изготовленных за океаном в стране, которая, как мы убеждаемся, дала миру наибольшее количества зла. Ребенок все меньше спит, уроки не учит, под глазами – синие круги, матовая, почти пепельная кожа… Неужели он растворится в массе безликих выкрестов, не полюбивших, не знающих своей Родины? Участь их – одиноко болтаться, наподобие мультипликационной нежити, в мертвом, холодном и темном мировом пространстве.

Мне всегда приятно беседовать с другом-крестьянином. Я ему – информацию из СМИ, он мне – продукт собственного анализа. Никакого “верхнего” образования, но как точно он характеризует любое политическое событие, как неожиданно просто, правильно и ясно комментирует происходящее в мире. И ни одного стандартного мнения! Часто он просто предсказывает события. Почему? Да потому, что в стороне от той самой наглой своры – “референтной” группы, называемой СМИ, от “наших” телепрограмм, составленных и жестко контролируемых забугорными даллесами. Он просто живет – работает, помогает нуждающимся, молится, ходит в церковь. Он читает, но даже здесь старается потреблять пищу поздоровее и попроще (попроще ли?!) – творения святых отцов, книги духовных писателей, старые русские журналы…

Как напряженно чувствуешь себя с образованными и высокопоставленными людьми, хотя разговор нетрудно поддержать в любом салоне. Главное не робеть: каждый из них вскормлен в том же самом элитном кабаке с вывеской “СМИ”, и далее цитирования фрагментов из обширного, но все-таки комплексного меню, дело не пойдет. Но попробуй особо не уважить это самое “уникальное” мнение! И опять все они верующие… Но соборная церковная молитва, пост, Таинство исповеди и приобщения Святых Христовых Таин для них даже не обуза, в храм они не ходят вообще: “Зачем?” Некоторые самые-самые нет-нет, да и постоят на праздничном богослужении со свечой в правой руке, чтобы не креститься. У них свои цели. “Подсвечники” или “канделябры” – метко прозвал их народ.

В контексте размышлений о вечных ценностях, о сугубой важности и способах сохранения индивидуальности, вспоминается афонский старец Силуан, говоривший: “Газеты пишут не о людях, а о событиях, и то неверно; они приводят ум в смущение, и правды от них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все” . Ведь обо всем можно узнать от окружающих, все происходящее можно ощущать собственными органами чувств и разуметь своими собственными мозгами. Тогда обо всем можно судить самому и не бояться, а радоваться, что твое мнение – не мнение большинства; и пусть оно пугает или удивляет то самое, пусть даже самое образованное большинство. Хотя, неплохо помнить:слово – серебро, а молчание – золото.

К месту здесь притча из той же книги о старце Силуане. Орел, пролетевший большие пространства, видевший мир – людей, зверей, горы, города и океаны, решил рассказать петуху о красотах этого мира. Весь мир петуха – его двор, и он, весело гулявший среди кур, при рассказе орла заскучал, ибо рассказ для него был непонятен. Опечалился и орел, видя, что петух ничего не понимает. Однако, каждый из них был доволен своей собственной судьбой. Так бывает, когда ученый говорит с неученым. Но еще тяжелее общение духовного с недуховным. Духовный – орел, а недуховный – петух. Духовный мыслит о стратегии, а недуховный роет и роет окопы, трясет атмосферу холостыми выстрелами на бесконечных тактических занятиях. Никакое светское образование здесь ничего не изменит. И как часто бывает, малообразованный, но воцерковленный человек, уже вышел из состояния недуховности, а солидно образованный и важный там еще не бывал. И как часто бывает интересен первый, и занудливо скучен второй. Как хорошо понимает второго первый, и не может понять первого второй. “Ты равен тому, кого понимаешь” – это из Гете. А это Оруэлл: “Все равны, но некоторые более равны, чем другие”. Уверен, “первый” и “второй” понимают эти изречения по-разному.

И все-таки надо верить

Говорю об этом потому, что здесь – и мой личный опыт общения с родными и близкими, друзьями и сотрудниками, подчиненными и начальством. Кого ни спроси – все верующие, все православные. Но так мало среди них воцерковленных. “Зачем ходить в церковь? Бог мне поможет за веру в то, что Он есть. Если я знаю, что был неправ, за это знание Он простит мой грех. Честно работая, я творю добрые дела, а значит, автоматически спасаюсь”. Задумаемся, “православные”, не протестанты ли мы? Не до того ли допротестовался отец протестантов Лютер: “Он превратил попов в мирян, превратил мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека”. Многие из таких верующих не раз затыкали меня за пояс знаниями сюжетов Писания, богословскими рассуждениями, да еще и упрекали: “В храм ходишь, а ответить грамотно не можешь…” И не понимает верующий так человек, что словами все объяснить нельзя, что богословие – для богословов, а для всех прочих – теплота и действенность веры. Ведь вера – это еще и духовный опыт, который надо пережить самому. Ведь каждому известно и очень понятно: то, что прошло через чувства, через сердце, узнается и понимается сразу. И не нужны тут тебе никакие теоретические выкладки. “Не в бревнах церковь, а в ребрах” – говорили наши предки.

Что же касается рассуждений на данную тему опытных пастырей, не могу удержаться от следующих “наглядных пособий”. “Представьте себе студента, который пришел в стены академии, посмотрел и решил: “Мне не нужны эти профессора и преподаватели со своими методиками. Я как-нибудь и сам во всем разберусь”. Или вот в больницу пришел больной, увидел множество больных, да и врачи имеют свои недуги, и подумал: “Тут нет здоровых, буду лечиться сам. Мне не нужны ваши врачи, ваши рецепты, ваши лекарства”. Можно представить человека, желающего переплыть море, и решившего, что ему не нужны капитан корабля, и лоцман, и боцман, и матросы, да и сам корабль. Или еще младенца, который бы заявил: “Я ходить уже умею сам, все вижу, все знаю – мне не нужны отец и мать”. А теперь спросим: куда приплывет тот незадачливый путешественник, получит ли исцеление больной, сможет ли стать специалистом высшего класса тот студент, и не упадет ли в первую же яму самонадеянный младенец? Ответ очевиден.”

Вот зачем требуется бывать в храме, по меньшей мере, еженедельно, участвовать в общей молитве, слушать проповедь священника, очищать грехи покаянием, причащаться, делиться опытом своей христианской жизни с другими, такими же, как ты, верующими людьми. Даже в обыденной жизни, чтобы быть профессионалом, надо заниматься деломнепрерывно и постоянно. Даже в нашей обычной жизни, в медицине, в школе и на производстве, мы часто видим в одном лице крупного теоретика и жалкого практика.

Вот и выходит, что иногда твой вклад в общее дело спасения – равен нулю, как бы искренне ты не веровал, как бы ни плакал об участи погибающей России, ни молил Бога перед сервантом, на полках которого позади дорогого фарфора, с любовью расставлены иконы. Мы готовы поверить в предупреждение диктора о погодных аномалиях в районе города, где при “соборном бдении” на сцене дворца культуры камлает заезжий колдун. Мы можем согласиться, насколько значительнее сила соборной молитвы Господу, не раз спасавшей Отечество от врага. Теоретически. А на практике ворчим, проснувшись от коридорных шорохов в воскресное утро: “Не спится матери, чуть свет, а она в церковь пошла”…

А что же те, кто чуть свет – в храме. Неужели наша молитва всегда изменяет мир? Об этом точно и ясно сказал Высокопреосвященнейший Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский: “…почему же часто бессильна наша молитва? Почему нередко остаются холодными и черствыми наши сердца? Есть в этом какая-то тайна… Есть. Но тайной она остается только для нас – современных немощных христиан, христиан скорее по имени, чем по духу. Для нас, молящихся об избавлении от своих личных, малых скорбей и соблазнов, устами произнося “избави нас”, а на деле разумея “меня, меня”! Эта тайна – тайна церковной СОБОРНОСТИ, когда КАЖДЫЙ молится и просит за ВСЕХ, как за себя”.

“И все-таки я верю”. Так назвал свой документальный фильм режиссер Михаил Ромм. В начале безбожных 70‑х эту ленту назвали “Анатомией ХХ века”. Более двух часов хроники пролетают незаметно: великие люди, изобретения и происшествия, революции и войны, катастрофы и катаклизмы. Как страшно, но интересно смотреть! Как много зла в этом мире! “Все, что изобрели ученые, в конечном счете превращается в оружие”. Но не это основная мысль фильма. Оптимизм режиссера передается зрителю, и он уходит из кинотеатра вовсе не в печали, а задумавшись о причинах промелькнувших событий, о том, что их связала не только задумка автора, не только черно-белая лента, а нечто огромное по масштабам своих планов. “Как избежать позорного конца? Будет ли ценным мой собственный вклад?” – Эти мысли шевельнулись у многих. Исправляться надо! – говорят все. А некоторые из верующих думают так: “Все должно быть на уровне власти, так как человек удобопреклонен ко злу”. Но какая земная власть заставит жить по Заповедям Божиим? Разве можно приказать любить, используя аппарат насилия? Грубовато, но точно прокомментировал выпечку человека будущего по рецептам социалистической кулинарии болгарский сатирик Радой Ралин: “Человек человеку друг, товарищ и брат, слышишь ты, скотина?”

“Не слишком ли мрачно?”, – спрашивал я, дав текст на пробу читателя. Большинство отвечали: “Невесело. Но заставляет думать” Я сам, оценивая происходящее, иногда чувствую: скоро из туч, нависших над Россией, прольется огненный дождь. Как похоже наше время на те периоды истории, за которыми следовали катастрофы. “…повсюду одно стремление к удовлетворению животных страстей; алчность к корысти и обогащение хищническим образом; огульное пьянство, неуважение брачных союзов. Смотрите и сами судите: мир окончательно растлен и нуждается в решительном обновлении, как некогда через всемирный потоп” (Св. прав. Иоанн Кронштадтский (1907). “…Православие, Самодержавие и Народность. Вот что надобно сохранить! – когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя” (Святитель Феофан Затворник (8.9.1864).

Грешен, в моменты слабости кажется – вот он, край пропасти, ощутимы усилия врага: уже раскачивает, чтобы столкнуть. Страшно порой за Россию. Но вспоминаю добрый, полный надежды взгляд старого священника: “А лучше-то – где?” И правда. Много ли прихожан у костромских протестантов? Соблазненные бесплатными книжками и обедами, приходят и… уходят. Не молчит генетическая память, срабатывает иммунитет души – совесть. Пусть не ежедневно, но все праздники православные храмы полны. Слышим: Православие – вера старух. Но в эти дни лишь кое-где мелькнет бабушкин платок – так много мужчин, детей и молодежи. Даже в храмах Русской Православной Церкви в просвещенной протестантами Европе, поверьте! И не только русские! И не глазеют, а молятся за судьбу всего мира, как Лот в надежде: “…не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?” (Быт.18:25).

Молимся, значит, вера жива, значит, надежда теплится, любовь не иссякла. Значит, не угас интерес к окружающему миру. Мы ищем ответы в литературе, встречаемся с людьми учеными и просто мудрыми, в памяти всплывают благородные лица и рассказы давно ушедших предков…

Для выводов нужен опыт поколений, знания, почерпнутые не в отталкивающих чем-то не нашим учебниках Сороса, не в обучающих передачах транснационального ТВ, где расфуфыренные русские дети походят на туземцев после визита Миклухо Маклая, нет.

Надо вернуться к истокам. Начинать надо с начала. А “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин.1:1).

PS. При подготовке данного сообщения, наиболее интересными мне показались материалы Православного медико-просветительского центра “Жизнь” при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке в Москве.

М.В.

От автора – вместо заключения

“Перестройка” близилась к завершению, многие наши соотечественники тогда, в 1991‑м, не понимали смысла происходящих событий, но уже чувствовали, что хорошим это не кончится. На книжных развалах и в киосках появился номер солидного, пользовавшегося спросом журнала. Его покупали, и взяв в руки, смеялись. Почему и над кем? Судите сами – снимок рядом.

Увидев яркую обложку, я остолбенел: вот она, чья-то “правда”, такая, что может быть высказана только в глаза ненавистному, поверженному, обессиленному врагу. Кто автор? Тот самый Ален Даллес, один из создателей проекта уничтожения русского народа? Нет, список доморощенных даллесов – состав редакции – приведен на второй странице обложки.

Только страшная духовная болезнь может так испоганить душу. Только сожаления достойны эти больные люди. И те из них, кто до сих пор живы, еще имеют время излечиться. Да захотят ли? В надежде на это вместе со Христом вознесем молитву: “Отче! Прости им, ибо не знают, что делают” (Лк., 23, 34).

Источник: orthomed.ru

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать

*

2 комментария

  • Тамара, 30.10.2015

    огромное спасибо за статью! она и вдохновляет, и слезы наворачивает!
    Будем стараться!

    Ответить »
    • Надежда, 13.06.2017

      ХРАНИ ВАС БОГ! НИЗКИЙ ПОКЛОН ЗА ПРАВДУ! Долгие годы ( с советских времен еще) ТВ в доме не держу — невыносимо даже и 5 минут слушать ту муть. Согласна с каждым вашим словом — беда, страшная беда — практически не могу общаться с людьми, особенно со своими сверстниками (мне 63) — ощущение, что включается программа и человек начинает вещать сам по себе.Ему даже не интересно, слушаешь ты его или нет. Очень много себя ругала за нетерпимость (часто были мысли такие — “все сошли с ума, все сошли с ума”). Поражает, что очень многие верующие проводят время у ТВ, но такие программы, как tv-soyz.ru (программа Читаем Евангелие вместе с церковью — просто бесценна) их не интересуют.Даже образованные, постоянно посещающие церковь и так называемые “воцерковленные” удивляются, когда я ссылаюсь на Евангелие. Полное отсутствие интереса к духовной жизни. “Нельзя служить Богу и маммоне”, нельзя быть здоровым. добровольно участвуя в сумашествии. Спасибо вам огромное. И Богу спасибо за таких как вы.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки