Встречая нового человека

Встречая нового человека

(4 голоса5.0 из 5)

Все мы хотим себе самых здо­ро­вых, доб­рых, кра­си­вых детей. Ожи­да­ние ребен­ка в семье – это боль­шой празд­ник, надеж­да на пере­ме­ны, радость и сча­стье. Обык­но­вен­но роди­те­ли пла­ни­ру­ют рож­де­ние ребен­ка: по край­ней мере, так это при­ня­то в совре­мен­ном свет­ском обще­стве. Люди зара­нее высво­бож­да­ют для ново­го чело­ве­ка место в сво­ей жиз­ни и бюд­же­те, созна­тель­но идут на мно­гие само­огра­ни­че­ния и испы­ты­ва­ют раз­лич­ные труд­но­сти – ради про­дол­же­ния рода, из люб­ви к детям.

В Хри­сти­ан­ской семье отно­ше­ние к рож­де­нию детей – чадо­ро­дию быва­ет ана­ло­гич­ным обще­при­ня­то­му. Мно­гие из нас так­же пла­ни­ру­ют бере­мен­ность. По раз­ным при­чи­нам, веру­ю­щие люди отка­зы­ва­ют­ся от надеж­ды на Бога в вопро­се опре­де­ле­ния коли­че­ства чле­нов сво­ей семьи. И даже есть духов­ни­ки, кото­рые, назы­ва­ют мно­го­дет­ность – при­зва­ни­ем, то есть, уде­лом избран­ных: тех, у кого есть на это соот­вет­ству­ю­щие талан­ты. Вопрос, как опре­де­лить нали­чие этих талан­тов, ни разу не попро­бо­вав их «в деле» — в усло­ви­ях хотя бы мини­маль­но мно­го­дет­ной семьи, прав­да, не пояс­ня­ют. Да и от кого долж­но про­изой­ти «при­зва­ние» на сте­зю мно­го­ча­дия — не ясно. Тако­вы доволь­но извест­ные сло­ва прот. Алек­сия Умин­ско­го о мно­го­дет­но­сти, кото­рая «не все­гда несет бла­го». Увы, их весь­ма агрес­сив­но, цити­ру­ют его после­до­ва­те­ли, искус­ствен­но раз­де­ляя наш неболь­шой пра­во­слав­ный мир на «соци­аль­но без­от­вет­ствен­ных мно­го­дет­ных» и «нор­маль­ных людей».

Тем не менее, обык­но­вен­ное вос­при­я­тие бра­ка в хри­сти­ан­стве — это мно­го­дет­ная семья, вос­пи­та­ние детей в вере и молит­ве, пол­ный отказ от кон­тра­цеп­ции, абор­тов… Одним сло­вом, сле­до­ва­ние свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции, кото­рая пола­га­ет вме­сто совре­мен­ных меди­цин­ских мето­дов пла­ни­ро­ва­ния семьи — цер­ков­ный Устав. Реше­ние отка­зать­ся от дето­рож­де­ния здесь обыч­но под­ра­зу­ме­ва­ет какие-то очень серьез­ные при­чи­ны, о чем, соб­ствен­но доволь­но подроб­но рас­ска­зы­ва­ет доку­мент о соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Как бы скуч­но и офи­ци­оз­но ни зву­ча­ли изло­жен­ные там мыс­ли, на деле, обык­но­вен­ная пра­во­слав­ная цер­ков­ность ведет к умно­же­нию люб­ви в семье и, в ито­ге, к спа­се­нию души. Напро­тив, если хри­сти­ане созна­тель­но идут на послаб­ле­ния в основ­ных вопро­сах семей­ной жиз­ни, то про­ис­хо­дит секу­ля­ри­за­ция – обмир­ще­ние. Для нас, веру­ю­щих, живу­щих в вен­чан­ных бра­ках, это может стать при­чи­ной нема­лых бед.

Итак, под­го­тов­ка к бере­мен­но­сти начи­на­ет­ся с выбо­ра спут­ни­ка жиз­ни. Мне кажет­ся, что здесь самую боль­шую роль игра­ет, соб­ствен­но, не сам выбор, а сте­пень серьез­но­сти отно­ше­ния к это­му вопро­су. Как все­гда в Пра­во­сла­вии, нам пред­ла­га­ет­ся начи­нать с себя, и ста­рать­ся быть чест­ны­ми веру­ю­щи­ми. Гос­подь, гля­дя на наше стрем­ле­ние к чисто­те, разу­ме­ет­ся, не оста­нет­ся без­уча­стен! Вся­кие доб­рые чув­ства и поступ­ки обя­за­тель­но най­дет адек­ват­ная награ­да. Но, в нача­ле пути ко Хри­сту, перед нами вста­нет мно­го вопро­сов, кото­рые, иной раз, тяже­ло раз­ре­шить без посто­рон­ней помо­щи: как «отверг­нуть­ся себя и взять свой крест», насколь­ко воз­мож­но реа­ли­за­ция Хри­сто­ва при­зы­ва не слу­жить одно­вре­мен­но Богу и Мам­монне, каким обра­зом воз­мож­но, воз­лю­бив себя, полю­бить еще и ближ­не­го, а преж­де всех чувств – питать любовь к Богу? Ответ на эти веч­ные вопро­сы луч­ше хотя бы «нащу­пать» пока ты еще не обре­ме­нен таким хло­пот­ли­вым пред­при­я­ти­ем, каким явля­ет­ся семья.

Я бы пред­ло­жи­ла веру­ю­щим пра­во­слав­ным моло­дым людям, преж­де пла­ни­ро­ва­ния брач­ных отно­ше­ний, осу­ще­ствить свое лич­ное воцер­ко­в­ле­ние. Для это­го сто­ит выбрать руко­во­ди­те­лем опыт­но­го духов­ни­ка: фило­со­фия хри­сти­ан­ско­го бра­ка вся насквозь свя­за­на с цер­ков­ным кален­да­рем, его реаль­ным, а не мни­мым пре­лом­ле­ни­ем в нашей жиз­ни. Цель тако­го добрач­но­го оди­но­че­ства в хра­ме – при­об­ре­те­ние неко­то­рых навы­ков пра­во­слав­ной аске­ти­ки, без кото­рых потом вдво­ем может быть тяже­ло и грустно.

Бере­мен­ность, как извест­но, насту­па­ет с момен­та зача­тия. Не смот­ря на неко­то­рые бого­слов­ские спо­ры в этом вопро­се, Цер­ковь сво­ей исто­ри­ей сви­де­тель­ству­ет имен­но о таком под­хо­де к бытию чело­ве­ка, празд­нуя Зача­тие Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, Пред­те­чи Хри­сто­ва, само­го Хри­ста (к сло­ву о при­сут­ствии цер­ков­но­го кален­да­ря в жиз­ни хри­сти­а­ни­на). Поэто­му, зачи­ная чело­ве­ка, мы сра­зу ока­зы­ва­ем­ся оду­хо­тво­ре­ны новым тво­ре­ни­ем Божи­им. Толь­ко жен­щи­на может соче­тать две души в одном теле! Если заду­мать­ся об ответ­ствен­но­сти, кото­рую нала­га­ет на нас это состо­я­ние, то ста­но­вит­ся немно­го не по себе. Но имен­но с осо­зна­ния это­го фак­та и начи­на­ет­ся, соб­ствен­но, под­го­тов­ка к родам.

«Спа­сет­ся же чадо­ро­дия ради, аще пре­бу­дет в вере и люб­ви и во свя­ты­ни с цело­муд­ри­ем» (1 Тим. 2:15)

Само по себе дето­рож­де­ние, конеч­но, нико­го не спа­са­ет. Это про­цесс физио­ло­ги­че­ский, как нам спра­вед­ли­во воз­ра­зят вра­чи-гине­ко­ло­ги, — и будут пра­вы. Что же име­ет в виду апо­стол Павел? Вот необ­хо­ди­мые усло­вия это­го пути – свя­тость с цело­муд­ри­ем. То есть, в обще­при­ня­том смыс­ле, чисто­та пре­бы­ва­ния в Хри­сти­ан­ской люб­ви. Эти воз­вы­шен­ные сло­ва озна­ча­ют обыч­ное для жен­щи­ны семей­ное попри­ще – вос­пи­ты­вать детей соб­ствен­ным при­ме­ром, начи­ная с их внут­ри­утроб­но­го бытия. Полу­ча­ет­ся, что мате­рин­ство пред­по­ла­га­ет раз­ви­тие сво­их луч­ших качеств – ради детей, и, в ито­ге, соб­ствен­но­го спасения.

На прак­ти­ке во вре­мя бере­мен­но­сти это может выгля­деть как частое при­ча­ще­ние, хра­не­ние супру­же­ско­го цело­муд­рия, отвра­ще­ние от алко­го­ля, про­смот­ра филь­мов, содер­жа­щих сце­ны наси­лия, неуча­стие в шум­ных и сует­ли­вых собы­ти­ях обще­ствен­ной жиз­ни, молит­ва и чте­ние хоро­ших книг. Вопро­сы эти каж­дая бере­мен­ная мамоч­ка реша­ет для себя сама, но, мне кажет­ся, что все мы от Бога име­ем внут­ри себя какой-то «огра­ни­чи­тель ско­ро­сти» жиз­ни в этом состо­я­нии. Это замед­ле­ние необ­хо­ди­мо для погру­же­ния в свое новое есте­ство и для пони­ма­ния фак­та, что отныне мы с ребен­ком будем вме­сте: даже когда он под­рас­тет и опе­рит­ся, женит­ся или даже уйдет в Веч­ность… Молит­ва и любовь – вот пупо­ви­на, соеди­ня­ю­щая мать и ее чад. И перед Богом нам вста­вать рядом с детьми, отда­вая отчет в нашем, — и их спасении.

Мы в нашей семье рас­ска­зы­ва­ем детям о при­бав­ле­нии доволь­но рано. Дети молят­ся за «маму со чадом», пони­мая, что вот – нам всем пред­сто­ит новая радость и рабо­та. Бере­мен­ность име­ет педа­го­ги­че­ское вли­я­ние на чле­нов семьи. Это такие армей­ские уче­ния – всем при­хо­дит­ся чем-то немно­го жерт­во­вать ради малень­ко­го, даже когда он в утро­бе. Мама, быва­ет, попа­да­ет в боль­ни­цу и не име­ет уже столь­ко сил для домаш­не­го тру­да на послед­них меся­цах. В семье обыч­но боль­ше молят­ся, когда я бере­мен­на, стар­шие помо­га­ют млад­шим и раз­де­ля­ют груз ответ­ствен­но­сти за них с мамой и папой. У нас шум­но и не очень мно­го «тихих вече­ров». Но, видя, что я при­лег­ла и отды­хаю, все бегут ко мне пова­лять­ся и побол­тать. И это быва­ет все­гда осо­бен­ное время…

Уси­ли­ва­ет­ся роль отца семей­ства. Папа серьез­не­ет и мате­ре­ет. Да и все мы немно­го взрос­ле­ем — с каж­дой новой моей бере­мен­но­стью, осо­бен­но – самый млад­ший член семьи. Потом, когда рож­да­ет­ся малыш, и начи­на­ют­ся буд­ни, — счаст­ли­вые, труд­ные, раз­ные, жизнь сно­ва ста­но­вит­ся пол­но­кров­ной и нетер­пе­ли­вой, — я часто вспо­ми­наю как без­об­лач­но и свет­ло быть бере­мен­ной, невзи­рая на все недо­мо­га­ния и труд­но­сти это­го периода.

Имя мы выби­ра­ем ребе­ноч­ку по свят­цам, но при­ни­ма­ем во вни­ма­ния прось­бы бабу­шек и деду­шек. Напри­мер, Иван родил­ся в день Рома­на-слад­ко­пев­ца, но назван Иоан­ном в честь Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Хри­сто­ва и кре­щен в день пере­не­се­ния его дес­ни­цы, пото­му что таким обра­зом в семье появил­ся пол­ный тез­ка наше­го люби­мо­го дедуш­ки — Ива­на Андре­еви­ча Ромаш­ко. Думаю, такие тра­ди­ции есть в каж­дой семье и мы тут не ори­ги­наль­ны. Имя обыч­но выби­ра­ем зара­нее, — и молим­ся свя­то­му, в честь кото­ро­го соби­ра­ем­ся дитя назвать.
Что каса­ет­ся дру­гих про­стых вопро­сов про то, что из свя­тынь брать с собой в родиль­ный дом – я обыч­но не беру свя­тую воду, боюсь ее про­лить, да и из сооб­ра­же­ний после­ро­до­во­го очи­ще­ния жен­ско­го орга­низ­ма. В ситу­а­ции угро­зы жиз­ни ребен­ку, окре­стить его может любой чело­век обыч­ной водой. Ико­ну Бого­ро­ди­цы имею при себе все­гда, а молит­во­слов сей­час досту­пен по теле­фо­ну. Это как раз тот слу­чай, когда бла­га циви­ли­за­ции очень удоб­но впи­сы­ва­ют­ся в хри­сти­ан­скую жизнь.

Сами роды я вос­при­ни­маю как нату­раль­ный суд Божий. Это все­гда кри­ти­че­ские пере­жи­ва­ния, свя­зан­ные с осо­бы­ми труд­но­стя­ми. Дома порой оста­ет­ся мно­го мел­кой под­го­то­ви­тель­ной рабо­ты, кото­рую берут на себя муж и дети – и я вол­ну­юсь, что­бы они не пере­тру­ди­лись и не раз­бо­ле­лись от стрес­са. Так одна­жды уже было, и мне при­шлось с малы­шом выпи­сы­вать­ся к роди­те­лям, пото­му что мои домаш­ние все тем­пе­ра­ту­ри­ли. Жела­тель­но, конеч­но, не остав­лять на вре­мя пре­бы­ва­ния мамы в род­до­ме ника­ких «авра­лов». Далее, в послед­ние неде­ли бере­мен­но­сти, мы всей семьей осо­бен­но молим­ся о бла­го­сло­ве­нии вра­чей, — и Гос­подь нико­гда не посты­жа­ет наше­го упо­ва­ния. Все про­хо­дит бла­го­успеш­но, по мило­сти Божи­ей. С док­то­ром луч­ше, конеч­но, дого­во­рить­ся зара­нее, — лич­но для меня так все­гда спо­кой­нее и теп­лее. Обыч­но когда начи­на­ют­ся схват­ки, мы сна­ча­ла вста­ем перед ико­на­ми, муж обла­ча­ет­ся, и мы успе­ва­ем послу­жить ака­фист Бого­ро­ди­це. Дети, даже если спят, про­сы­па­ют­ся и молят­ся с нами. Но если ото­шли воды, конеч­но – луч­ше пото­ро­пить­ся вызвать “ско­рую помощь”.

В родиль­ном доме самое важ­ное – не терять само­об­ла­да­ния и слу­шать­ся вра­чей. Мно­го печаль­ных послед­ствий в родах на моих гла­зах про­ис­хо­ди­ло из-за пове­де­ния самой роже­ни­цы. Это и родо­вые трав­мы ново­рож­ден­ных, и швы на мамах. Мне кажет­ся, осо­бен­но важ­но созна­вать свою ответ­ствен­ность за ребен­ка имен­но теперь и не рас­пус­кать­ся. Пожа­леть себя мож­но потом – сей­час вре­мя собрать­ся и услы­шать, что от вас хочет аку­шер. В родах я тоже молюсь о док­то­рах и, учи­ты­вая соб­ствен­ные гре­хи, рас­счи­ты­ваю все­гда на мило­сер­дие Бога боль­ше, чем на помощь людей.

Гос­подь все­гда устра­и­ва­ет меня в такие после­ро­до­вые пала­ты, что­бы я учи­лась. Часто перед гла­за­ми про­хо­дят душе­раз­ди­ра­ю­щие сце­ны, из кото­рых мож­но уже вполне соста­вить книж­ку, если не ленить­ся запи­сы­вать. Когда-нибудь я отва­жусь вспом­нить все ситу­а­ции, сви­де­те­лем кото­рым мне при­хо­ди­лось бывать в уди­ви­тель­ном, ого­лен­ным как нерв, мире родиль­ных домов. Могу толь­ко ска­зать, что очень мно­го горя испы­ты­ва­ют наши рус­ские жен­щи­ны, рожая детей. Я не могу судить о при­чи­нах – либо это преды­ду­щие родам абор­ты, кото­рые часто ста­но­вят­ся пред­ме­том непри­нуж­ден­но­го обсуж­де­ния родиль­ниц, либо пол­ное отсут­ствие куль­ту­ры нор­маль­ной семей­ной жиз­ни. Сей­час это не ред­кость, увы.

Нико­гда не забу­ду, осе­нен­ные чер­ны­ми кру­га­ми, гла­за жен­щи­ны после кеса­ре­ва сече­ния, изжел­та-блед­ное лицо, огром­ный шов… И теле­фон­ный раз­го­вор с мужем, очень корот­кий, из двух фраз. Вопрос, про­из­не­сен­ный сми­рен­но и тихо: «Вася, ты уже бухал?»
И еще одна мамоч­ка, моло­дая жен­щи­на с оча­ро­ва­тель­ной кро­шеч­ной дочур­кой… Папа позво­нил в род­дом ска­зать, что он не при­дет их заби­рать, пото­му что теперь он может со спо­кой­ным серд­цем уйти в свою новую семью.
Или – сосед­ка по пала­те, кото­рая немыс­ли­мым обра­зом изво­ди­ла меня, узнав, что мы веру­ю­щие. Руга­ла матом мое­го пла­чу­ще­го ребен­ка… А потом, когда у ее сына никак не рас­са­сы­ва­лась кефа­ло­ге­ма­то­ма и слу­чи­лась оста­нов­ка дыха­ния… Как она пре­об­ра­зи­лась и про­си­ла всех помолиться…

И мама тро­их детей, успеш­ная биз­не­сву­мен, кото­рая все воз­му­ща­лась тем, что я молюсь, что у нас, веру­ю­щих все так пес­си­ми­стич­но, скуч­но… Хотя я про­сто тихо лежа­ла с молит­во­сло­вом в руках, пере­жи­вая, что дома все раз­бо­ле­лись и я еще не ско­ро с ними уви­жусь… Потом она сама лила горь­кие без­утеш­ные сле­зы, пото­му что муж запил в гара­же, оста­вив малень­ких детей одних дома голод­ных, не выхо­дит на связь… У нее разо­шел­ся шов и нача­лось кро­во­те­че­ние, пря­мо в пала­те вра­чи ока­зы­ва­ли ей первую помощь, выдав­ли­вая ско­пив­шу­ю­ся меж­ду швов кровь и встав­ляя в рану вме­сто дре­на­жа отре­зан­ные паль­цы от сте­риль­ных перчаток.

Поэто­му роды – это серьез­но, и лег­ко­мыс­лие тут губи­тель­но, и без молит­вы про­па­дешь. Как, соб­ствен­но, и в жиз­ни. Это дра­ма­ти­че­ский опыт, доволь­но про­ти­во­ре­чи­вый, дол­гий путь к при­ня­тию Хри­ста в жиз­ни – в каче­стве един­ствен­но­го Руко­во­ди­те­ля, путь, на кото­ром все мы наде­ем­ся дой­ти до Цели… Могу сви­де­тель­ство­вать: если раз­ре­шить Богу пла­ни­ро­вать нашу жизнь, то Он напол­ня­ет ее все­ми мыс­ли­мы­ми и немыс­ли­мы­ми бла­га­ми. Давай­те пом­нить, что иде­ал хри­сти­ан­ской семьи это бла­го­ча­дие, бла­го­че­стие, и — благосостояние.

Анна Ромаш­ко, мно­го­дет­ная мама

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Ксения, 22.04.2019

    Спа­си Гос­подь, матуш­ка Анна! Очень про­ник­но­вен­но напи­са­но. Ваши сло­ва попа­да­ют пря­мо в сердце.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки