Священство

Литература по теме

Священство

1) сан, звание священника;
2) духовенство;
3) одно из семи Таинств Церкви, в котором на посвящаемого в диаконский, священнический, или епископский сан низводятся, посредством архиерейского рукоположения, особые Дары Святого Духа для этого служения.

svjashhenstvo - Священство

Должен ли христианин слепо подчиняться священнику?

В настоящее время нередко приходится сталкиваться с мнением, что истинно верующий христианин должен безропотно подчиняться священнику-духовнику; при этом подразумевается, что слово «безропотно» означает и «безоговорочно».

В основании названого мнения лежат два аргумента: 1) священник, в отношении опекаемого им христианина, является орудием Божественного Промысла; через него действует Сам Господь; 2) безропотное подчинение пастырю необходимо ради отсечения собственной воли и выработки христианского cмирения.

В чём состоит привлекательность данной аргументации, понять нетрудно. Ведь священник и действительно может выступать в качестве исполнителя Божественной воли. Не поспоришь и с тем, что послушание способствует формированию смирения, одной из главных христианских добродетелей.

Между тем, мнение о необходимости безусловного послушания духовнику следует считать ошибочным. И вот почему. Далеко не каждый пастырь, руководя своим духовным чадом, действует безупречно.

Бывает, например, что тот или иной священник впадает в заблуждение или даже в ересь. Бывает, что он действует под влиянием греховного пристрастия или страсти. Наконец, бывает, что в тех или иных жизненных ситуациях священнику попросту не хватает духовного опыта, мудрости, знаний. Отсюда — неграмотные советы, ошибочные рекомендации.

Слепое безоговорочное послушание пастырю в этих случаях может иметь дурные последствия: отступление вверенного ему христианина от догматических или нравственных норм.

Что касается мнения о необходимости отсечения собственной воли, заметим: отсекать следует не волю вообще, а волю греховную, подчиняться же воле Божественной. Стало быть, когда духовник руководит своим чадом в соответствии с Божьей волей, чаду уместно внимать духовнику. Но когда тот, советуя или требуя, действует вопреки Божьей воле, следует руководствоваться словами апостолов Петра и Иоанна, высказанными им в ответ на требование иудейского начальства, не отвечавшее Божьему повелению: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19).

Что значит: Царственное священство?

Однажды, обращаясь к братьям по вере, апостол Петр провозгласил: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Как следует из контекста речи апостола, под царственным священством он подразумевает не только представителей церковной иерархии (епископов, пресвитеров, диаконов), а христиан вообще — членов Церкви Христовой.

Выражение «царственное священство» прилагается к христианам в связи с тем, что они посвящены на особое служение Богу, просвещены, освящены Его благодатью, участвуют в Таинствах, богослужениях, имеют доступ к престолу Божию, имеют дерзновение молитвенно обращаться к Богу как к Небесному Отцу, участвуют в призывании в Церковь неверующих и иноверцев, и пр. Не обойдем молчанием и то, что в принципе, всякий (более или мене взрослый) христианин (при определенных условиях) имеет право совершать Таинство — Таинство Крещения.

Почему женщина не может быть священницей?

Невозможность рукоположения женщин в священство, основанная на Предании Церкви, обусловлена:

а) примером Господа нашего Иисуса Христа, Который не избрал ни одной женщины в число Своих апостолов;
б) примером Богородицы, Которая не исполняла сакраментальной священнической функции в церкви, хотя и была удостоена стать Матерью воплощенного Сына и Слова Божьего;
в) примером апостолов, не рукополагавших женщин в особое священство в церкви; хотя женщины служили Церкви и проповеди Евангелия, за что удостоивались не меньшей признательности (Рим.16);
г) наставлениями ап. Павла о месте женщины в церкви (1Кор.11:2-16, 1Кор.11:3, 1Кор.14:34-35);
д) богоустановленной ролью помощницы мужчине (Быт.2:18, Тов.8:6), физиологией и материнским служением.

Церковь прославила некоторых женщин как равноапостольных — они проповедовали о Христе многим. Но всё равно не дерзали принимать священный сан.

Действительны ли таинства грешных священников?

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели. Все происходит от благодати — дело священника отверзать уста, а все совершает Бог; священник же исполняет только видимые действия… Случается, что миряне живут в благочестии, а священники в неправде, и потому через них не надлежало бы совершаться ни крещению, ни приношению Тела Христова, если бы благодать искала везде только достойных. Но ныне Господь обыкновенно действует и через недостойных, и благодать крещения нимало не оскорбляется жизнью священника. Говорю это, чтобы кто-либо, строго рассматривая жизнь священника, не стал соблазняться в рассуждении им совершаемого в Таинствах. Ибо человек ничего не привносит от себя в предлагаемое, но все это есть дело силы Божией, и Бог освящает вас в Таинствах. Благодать действует и через недостойных, не ради них, но ради ищущих пользы».

Блаженный Августин: «Богу всегда принадлежит благодать, Богу — и таинство, а человеку — одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если плох, то чрез него совершает Бог видимую форму таинства, а Сам дарует невидимую благодать… Не думайте, будто от нравов и действий людей зависят божественные таинства: они святы от Того, Кому принадлежат»

Святитель Феолипт Филадельфийский: «Какой бы ни был повод для суда над священником и кто бы ни желал этого суда, грех священника не уменьшает благодати, но благодать действует ради достоинства священнического сана, дабы мы, приступая к священнику, понимали, что не к человеку, но к Богу приступаем, через него подающему нам дары и освящающему нас. О недостойном священнике мысли так: Бог ради достоинства священного сана действует через него, за беспечность же его жизни Он судит его в тот день, когда каждому надлежит дать отчет, ведь суд принадлежит Богу».

Цитаты о священстве

«Священство двояко: одно – духовное, другое – сакраментальное. Священство духовное имеют все православные христиане, как учит апостол Петр, говоря: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (1Пет.2:9). И святой Иоанн в Откровении: Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему (5:9–10). И соответственно, каково это священство, таковы и его приношения, а именно: молитвы, благодарения, умерщвление плоти, добровольные мученические страдания за Христа и тому подобное, к чему призывает нас апостол Петр: И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2:5). Также и Павел: Итак, призываю вас, братья, милосердием Божиим предать тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу: духовное служение ваше (Рим.12:1)».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka