Азбука веры » Молитвослов » Ежедневные молитвы НАСТРОЙКИ
  виньетка  
Система Orphus

Молитвы утренние

Скачать как:


АУДИО. Молитвы утренние АУДИО. Молитвы утренние

Скачать утреннее молитвенное правило молитвы утренние

 

(1)Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:

Во имя[1] Отца, и Сына, и Свята́го Ду́ха[2], Ами́нь[3].

[1] Во имя – в данном случае означает, что все последующее говорится непосредственно Богу, перед Богом.

[2] Во имя Отца и Сына и Святаго Духа – см. слова Господа, обращенные к Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28,19), т.е. Бога, Единого в Трех Лицах.

[3] Аминь – верно, истинно, истинно так, подлинно (с др. – евр. яз.). Это слово употребляется при окончании многих молитв для большей силы утверждения истинности сказанного.

 

Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

 

Молитва мы́таря

Боже, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (Поклон)

См. Лк. 18,13: Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Мытарь – сборщик податей и пошлин в Палестине. «Грешник», «язычник» и «мытарь» были синонимами у евреев того времени (см. Мф. 5, 46; Лк. 5, 30). Тем не менее многие из мытарей уверовали во Христа.

 

Молитва предначина́тельная

[1]

Го́споди Иису́се[2] Христе́[3], Сы́не Божий[4], моли́тв ра́ди[5] Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва[6] Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

[1] Предначинательная - первоначальная, начальная.

[2] Иисус – с евр. Спаситель.

[3] Христос – с греч. Помазанник, по-еврейски Машиах, отсюда слово Мессия.

[4] См. 2 Ин. 1,3 … Да будет с вами благодать… от Господа Иисуса Христа. Сына Отчего.

[5] Молитв ради - по молитвам.

[6] Слава – от слова слыть (быть известным). Соответствующее еврейское слово в Ветхом Завете имеет такие значения, как весомость, значительность, почет, уважение.

 

Молитва Святому Духу

Царю́[1] Небе́сный, Уте́шителю[2], Ду́ше и́стины[3], И́же везде́ сый и вся исполня́яй[4], Сокро́вище благи́х[5] и жи́зни Пода́телю[6], прииди́ и всели́ся в ны[7], и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бл́аже[8], ду́ши на́ша.(2)

Молитва Святому Духу – это стихира праздника Пятидесятницы. С периода от Пасхи до Пятидесятницы не читается. По слову апостола Павла, мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26)

[1] Царю, Утешителю, Душе (Дух), Подателю, Блаже (Благой) – формы звательного падежа.

[2] Утешителю – означает призываемый на помощь, Покровитель, Заступник. Греческий глагол утешать имеет также значения: успокаивать, умиротворять, утешать в скорби, а также убеждать, наставлять к добродетельной жизни.

[3] См. Ин. 15,26: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.

[4] Иже везде сый и вся исполняяй – пребывающий везде, как Бог, и все (весь мир, все бытие) наполняющий.

[5] Сокровище благих - Источник, Сокровищница всего благого, доброго. См. Лк. 6,45 (по церк.-слав.): Благий человек из благого сокровища сердца своего износит благое…

Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

[6] Жизни Подателю – букв. значение греч. слова хориго́с (податель) – тот, кто за свой счет поставлял (в Афинах) хор для празднеств (что было одной из самых расходных общественных повинностей, а потому вменялось в обязанность лишь самым богатым гражданам города). Позднее это слово стало означать вообще помощник, тот, кто доставляет что-либо или снабжает чем-либо: провиантом, жизненными припасами, принимая на себя все расходы. Сравните в Новом Завете (подчеркнуты слова с этим корнем): Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей (2 Кор. 9,10); говорит ли кто, говори как слова Божии; Служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. (1 Пет. 4,11).

[7] В ны – в нас.

[8] Блаже – Благим Святой Дух именуется как одно из лиц Пресвятой Троицы, ибо никто не благ, как только один Бог (Мк. 10,18).

 

Трисвятое

[1]

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий[2], Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

[1] В 438 году в Константинополе было землятресение. Во время покаянного молебна одному молящемуся мальчику раскрылось небо, и он услышал, как ангелы поют Трисвятую песнь. Народ стал повторять эти слова, добавляя Помилуй нас!, и землятресение прекратилось.

[2] Крепкий - Всесильный

 

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в[1]. Ами́нь.

[1] Ныне и присно и во веки веков – ныне, и всегда, и в бесконечные веки. Ныне и присно относятся к нашему миру, а во веки веков – к вечности.

 

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша[1], и́мене Твоего́ ра́ди.

[1] Посети и исцели немощи наша – приди (к нам) и уврачуй наши духовные немощи, бессилие, слабость.

Го́споди, поми́луй. (Трижды[1]). Сла́ва, и ны́не.(3)

[1] Трижды – по числу Лиц Святой Троицы.

 

Молитва Господня

[1]

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́[2], да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный[3] даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние[4], но изба́ви нас от лука́ваго[5].

[1] Этой молитвой заповедал Своим ученикам и всем христианам молиться Сам Господь Иисус Христос (см. Мф. 6,9-13; Лк. 11, 2-4)

[2] Да святится имя Твое – да прославится. Комментарий св. Иоанна Златоуста: «Говоря да святится имя Твое, мы не приносим Богу якобы не существующую у Него святость, но существующую прославляем».

[3]Насущный – букв. с греч. – необходимый для существования. Свв. отцы помимо обычного хлеба понимали под насущным хлебом Святые Дары, подаваемые причащающимся.

[4] Не введи нас во искушение – не допусти нам впасть в соблазн. Ср. Иак. 1, 14-14: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 2 Пет. 2,9: Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения; 1 Кор. 10, 13: Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести; Мф. 26, 41: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

[5] От лукавого – от диавола и, вообще, от всякого зла.

 

Тропари Тро́ичные

[1]

Воста́вше от сна, припа́даем Ти[2], Бла́же, и а́нгельскую песнь вопие́м[3] Ти, Си́льне: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею[4] поми́луй нас.

[1] Тропари Троичные – тропари, обращенные ко Пресвятой Троице.

[2] Припадаем Ти - припадаем к Тебе (букв. к Твоим стопам).

[3] Ангельскую песнь вопием – воспеваем песнь, которой Ангелы славят Бога. Пророк Исаия повествует о Серафимах, стоящих вокруг Престола Господня и взывающих друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6, 2-3). (Господь Саваоф – Господь Небесных (Ангельских) сил, воинств).

[4] Богородицею – по молитвам Богородицы.

 

Сла́ва: От одра́ и сна воздви́гл мя еси́[1], Го́споди, ум мой просвети́ и се́рдце, и устне́ мои́ отве́рзи, во е́же пе́ти Тя[2], Свята́я Тро́ице: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

[1] Воздви́гл мя еси́ – поднял меня.

[2] Во е́же пе́ти Тя – чтобы воспевать Тебя.

 

И ны́не: Внеза́пно Судия́ прии́дет[1], и коего́ждо дея́ния обнажа́тся[2], но стра́хом зове́м (4) в полу́нощи[3]: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

[1] Внеза́пно Судия́ прии́дет – внезапно придет Господь судить каждого из нас (наша смерть), и все человечество (Страшный Суд). См. Мк. 13,36 и др.

[2] Коего́ждо дея́ния обнажа́тся – дела каждого (человека) откроются (См. 1 Кор. 3, 13).

[3]Но стра́хом зове́м в полу́нощи – но со страхом, в страхе зовем в ночи греховной.

Полночь – время полуночных молитв. Кроме того, полночь здесь употребляется, возможно, и как образ внезапности пришествия Судии (см. притчу о 10 девах (Мф. 25, 1-13), где жених приходит также в полночь, а также Песнь Песней, 5, 2-7).

Го́споди, поми́луй (12 раз).

 

Молитва ко Пресвятой Троице

От сна воста́в, благодарю́ Тя, Свята́я Тро́ице, я́ко мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости[1] и долготерпе́ния не прогне́вался еси́ на мя, лени́ваго и гре́шнаго, ниже́ погуби́л мя еси́[2] со беззако́ньми мои́ми; но человеколю́бствовал еси́ обы́чно[3] и в неча́янии лежа́щаго[4] воздви́гл мя еси́, во е́же у́треневати[5] и славосло́вити держа́ву[6] Твою́. И ны́не просвети́ мои́ о́чи мы́сленныя[7], отве́рзи моя́ уста́ поуча́тися словесе́м Твои́м[8], и разуме́ти за́поведи Твоя́, и твори́ти во́лю Твою́, и пе́ти Тя во испове́дании серде́чнем[9], и воспева́ти всесвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[1] Я́ко мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости – ибо по Твоей великой милости, потому что ты благ (ср. Мк. 10,18).

[2] Ниже́ погуби́л мя еси́ – и не погубил (лишил жизни) меня.

[3] Человеколю́бствовал еси́ обы́чно - явил обычное, постоянное (Твое) человеколюбие.

[4] В неча́янии лежа́щаго – без сознания лежащего.

[5] Во е́же у́треневати – чтобы, встав рано, вознести (Тебе) утреннюю молитву.

[6] Державу - власть (также – силу, могущество, господство).

[7] О́чи мы́сленныя – мысли, ум.

[8] Поуча́тися словесе́м Твои́м – при чтении Священного Писания и в молитве размышлять над словом Божиим и учиться понимать волю Его.

[9] Пе́ти Тя во испове́дании серде́чнем – прославлять, воспевать Тебя (с) благодарным сердцем.

 

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон) Прииди́те, поклони́мся и припаде́м[1] Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)

[1] Ср. Пс. 94, 6-7: Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем, сотворшим нас: яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити (пастбища) Его, и овцы руки Его (послушные руке Его).

Припадем – букв. припадем к стопам.

Псалом 50

[1]

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости[2] Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че[3] омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну[4]. Тебе́ Еди́ному[5] согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х[6], и победи́ши внегда́ суди́ти Ти[7]. Се бо[8], в беззако́ниих[9] зача́т есмь, и во гресе́х роди́[10] мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́[11]; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси[12]́. Окропи́ши мя иссо́пом[13], и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си[14] ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя[15]. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди[16] во мне, Бо́же, и дух прав[17] обнови́ во утро́бе мое́й[18]. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь[19] ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним[20] утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й[21], Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́[22]; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й[23]. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́[24]. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо[25]: всесожже́ния не благоволи́ши[26]. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т[27]. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на[28], и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския[29]. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая[30]; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́[31].

[1] 50-й псалом представляет собой покаянную молитву царя Давида, написанную после того, как к нему пришел пророк Нафан и обличил его в содеянных преступлениях: подстроенной им смерти в бою воина Урия и прелюбодеянии с его женой Вирсавией.

По глубине покаяния и по силе выраженного в нем смирения 50-й псалом превосходит, быть может, все остальные. Он входит в состав малого повечерия, полунощницы, третьего часа, утренних молитв, последования ко святому Причащению и др.

[2] По велицей милости – по беспредельной милости, т.к. и грехи мои беспредельны.

[3] Наипаче – особенно, преимущественно, многократно.

[4] Выну – всегда, постоянно.

[5] Тебе единому – Тебе Одному, именно Тебе.

[6] Я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х - так что Ты будешь праведен в приговоре Твоем.

[7] Победи́ши внегда́ суди́ти Ти - победишь, когда Ты будешь меня судить (одержишь победу в суде надо мною).

[8] Се бо – ибо вот (вводные слова, обычно не переводятся).

[9] В беззакониих – по святоотеческому толкованию под беззакониями здесь разумеется унаследованная от прародителей тленная (т.е. подверженная смерти) природа, с которой сопряжено множество грехов, беззаконий. О том же говорится и дальше.

[10] Во гресех роди – в грехах родила. Роди – букв. страстно возжелала (и в евр. оригинале, и в греч. переводе).

[11] Истину возлюбил еси – (Ты) любишь истину.

[12] Безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси – неизреченные тайны Промысла Твоего открываешь мне.

[13] Окропиши мя иссопом – окропи меня иссопом. Иссоп – душистый полукустарник с розовыми, белыми или голубыми цветами. Прутики его, связанные в пучок, использовались для окропления. Ими кропили прокаженных для очищения их болезни. Давид говорит об окроплении своей души.

[14] Слуху моему даси – букв. сделай так, чтобя я услышал, возгласи во мне (радость о моем помиловании).

[15] Возрадуются кости смиренныя – здесь: да укрепятся вновь кости сокрушенные, т.е. душа удрученная, подавленная (злостраданием).

[16] Сердце чисто созижди – очисти сердце мое, (падшую) мою душу восстанови в первоначальной красоте.

[17] Дух прав – дух правильный, справедливый, правдивый, верный. Ср. И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них (Иез. 11, 19).

[18] Обнови во утробе моей – возобнови внутри меня, во мне.

[19] Воздаждь - верни, дай.

[20] Владычним – владычествующим, способным предводительствовать мною, вести меня.

[21] От кровей - возможно, речь идет о пролитой крови Урии, а также о Божией каре по ветхозаветному закону за неправедно пролитую кровь. Так Ною Бог говорит (Быт. 9,6): Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.

[22] Боже спасения моего – Боже, Спаситель мой.

[23] Возрадуется язык мой правде Твоей – да в радости поведает язык мой о правде и милости Твоей.

[24] Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́ - Господи, открой уста мои, и уста мои будут прославлять Тебя.

[25] Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо – если бы Тебе угодны были жертвы (бессловесных животных) которые законом повелевалось приносить), то я, конечно, принес бы их (Тебе).

[26] Всесожже́ния не благоволи́ши – (но Ты) таких жертв не принимаешь или они стали уже не так благоугодны Тебе (хотя всесожжения) считались выше других жертвоприношений.

[27] Се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т – от души сокрушенной и смиренной Бог не отвращается.

[28] Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на – благотвори Господи, по благоволению Твоему, Сиону. Здесь Давид, пророчествуя, просит о возобновлении Иерусалима после Вавилонского плена.

[29] Да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския – да будут построены стены Иерусалима, разрушенные вавилонянами.

[30] Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая – тогда Ты примешь правильную жертву, которую иудеям можно было приносить только в Иерусалимском храме. Возношение - приносимая в жертву часть животного, всесожигаемая – все тело.

[31]Тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы - тогда иудеи принесут жертву всесожжения. В ветхозаветном храме было два алтаря: для жертвоприношений (жертвенник) и алтарь кадильный (Лк. 1, 11). Здесь имеется в виду жертвенник.

По толкованию свв. отцов последние строки псалма – это пророчество о Жертве Христовой, Христианской Церкви и Евхаристии.

 

Символ веры

[1]

Ве́рую во еди́наго[2] Бо́га Отца́, Вседержи́теля[3], Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым[4].

И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго[5], И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век[6]; Све́та от Све́та[7], Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна[8], единосу́щна Отцу́[9], И́мже вся бы́ша[10].

Нас ра́ди челове́к[11] и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с[12] и воплоти́вшагося[13] от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы[14] и вочелове́чшася[15].

Распя́таго же за ны[16] при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша[17], и погребе́нна.

И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием[18].

И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́[19].

И па́ки гряду́щаго[20] со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́[21].

И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго[22], И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки[23].

Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.

Испове́дую еди́но креще́ние[24] во оставле́ние грехо́в.

Ча́ю[25] воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка[26]. Ами́нь.

[1] Символ веры является кратким изложением основных догматов Православной веры. Принят на Никейском соборе 325 года (I часть) и дополнен на Константинопольском (Цареградском) Соборе 381 года. Имеет охранительную функцию в защите от еретических учений.

[2] Единаго – одного единственного; ср. Ин. 17, 3: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

[3 ]Вседержителя – все творение содержащего в Своей власти; ср. Откр. 1,8: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

[4] Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым – см. Кол. 1, 16: Ибо Им (Богом) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое…

[5] Единороднаго – ср. Ин. 3, 16: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

[6] Прежде всех век – прежде всего творения, т.е. Сын так же вечен, как Бог Отец.

[7] Света от Света – ср. 1 Ин. 1, 5: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

[8] Рожденна, несотворенна – ср. Евр. 5, 5: Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; а также 1 Ин. 5, 1: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего (т.е. Бога Отца, Первое Лицо Пресвятой Троицы), любит и Рожденного (т.е Иисуса Христа, Бога Сына, Второе Лицо Пресвятой Троицы) от Него.

[9] Единосущна Отцу – одной природы (сущности с Отцом). Ср. Ин. 10, 30: Я и Отец – одно; Ин. 14, 11: Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне.

[10] Имже вся быша – Им (т.е. Словом Божиим, Вторым Лицом Пресвятой Троицы) сотворено все; ср. Ин. 1, 3: Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть.

[11] Нас ради человек – ради нас, людей, для спасения всех вообще и каждого в отдельности.

[12] Сшедшего с небес - см. Ин. 3, 13: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах; Ин. 6, 38: Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

[13] Воплотившагося – см. Ин. 1, 14: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины.

[14] От Духа Свята и Марии Девы – см. Лк. 1, 30-31, 35: И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

[15] Вочеловечшася - т.е. сделался вполне человеком, принял не только тело, но и душу человеческую, не перестав при этом быть Богом. См. Флп. 2, 6-7: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек.

[16] Распятого же за ны – распятого за нас.

[17] Страдавша – страдавшего на кресте как Человек. Божественная природа Его оставалась при этом непричастной к страданиям, бесстрастной.

[18] По Писанием – ср. 1 Кор. 15, 3-4: Я (т.е. ап. Павел) первоначально преподал вам…что Христос… воскрес в третий день по Писанию (букв. в греч. по Писаниям). Речь идет о предсказаниях из Священного Писания Ветхого Завета. Вот некоторые из них: Пс. 15, 10: Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Иона 2, 1: И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи (В Новом Завете на это место ссылается Сам ГосподьМф. 12, 40).

[19] Седяща одесную Отца – ср. Мф: 26, 64: …отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Пс. 109, 1: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Вообще, сидение одесную (т.е. справа)царского престола означает равенство чести и, следовательно, царской власти. Таким образом, о Сыне говорится, что Он равночестен и равен Отцу.

[20] Паки грядущаго – намеревающегося прийти вновь. Ср. Мф. 16, 27: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его; Деян. 1, 10-11: И когда они (Апостолы) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся о вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

[21] Егоже Царствию не будет конца – Его Царство, т.е. Царство Небесное, будет вечным.

[22] Иже от Отца исходящаго – Который (Дух Святой) исходит от Бога Отца; см. Ин. 15, 26: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.

[23] Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки – (и верую в Духа Святого,) Которому покланяемся и Которого прославляем наравне с Отцом и Сыном (как Бога, как Третье Лицо Пресвятой Троицы), и Который (ранее, в Ветхом Завете) говорил через пророков. Ср. Мф. 28, 19: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа; 1 Ин. 5, 7: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино; а также 2 Пет. 1, 21: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

[24] Едино крещение – одно единственное крещение; ср. Еф. 4, 5: один Господь, одна вера, одно крещение.

[25] Чаю – ожидаю, надеюсь.

[26] Жизни будущаго века – будущей жизни (вечной), Царствия Небесного; ср. 1 Ин. 5, 11: …Бог даровал нам жизнь вечную, и ся жизнь в Сыне Его.

 

Молитва первая, святого Макария Великого

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю[1]; но изба́ви мя от лука́ваго[2], и да бу́дет во мне во́ля Твоя́[3], да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя недосто́йная[4] и восхвалю́ и́мя Твое́ свято́е, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в Ами́нь.

[1] Я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю – ибо я никогда не сделал ничего благого, доброго перед Тобой.

[2] От лукаваго – от диавола, от всякого зла.

[3] Да будет во мне воля Твоя – см. молитву «Отче наш» (Мф. 6, 10; 11, 2).

[4] Да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя недосто́йная – да открою мои недостойные (хвалить Тебя) уста, не подвергаясь за это осуждению (ибо: Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное (Мф. 7, 21).

 

Молитва вторая, того же святого

От сна воста́в, полу́нощную песнь[1] приношу́ Ти, Спа́се, и припа́дая вопию́ Ти[2]: не даждь ми усну́ти во грехо́вней сме́рти[3], но уще́дри мя[4], распны́йся во́лею[5], и лежа́щаго мя в ле́ности[6] ускори́в возста́ви[7], и спаси́ мя в предстоя́нии и моли́тве, и по сне нощне́м[8] возсия́й ми день безгре́шен[9], Христе́ Бо́же, и спаси́ мя.

[1] Полунощную песнь – ср. Пс. 118, 62: В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои. Или отрывок из притчи о 10 девах (Мф. 25, 6): В полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

[2] Припадая вопию Ти – припадая (букв. к стопам Твоим), восклицаю.

[3] Не даждь ми уснути во греховной смерти - ночь является образом греховной смерти (тьма ночи – тьма смерти, греха). Середина ночи (полночь – самый темный ее час) символизирует сгущенность тьмы греховной. Так как пробуждение от сна есть образ восстания от смерти телесной, то мы просим Господа о восстании от смерти греховной.

[4] Но ущедри мя - но умилосердись надо мной (смилуйся надо мной).

[5] Распныйся волею – (Ты,) принявший распятие по Своей воле.

[6] В лености- в беспечности (о своем спасении).

[7] Ускорив возстави – поспеши поднять, восставить.

[8] По сне нощнем – после ночного сна (расширительно: после греховного помрачения).

[9] Возсияй ми день безгрешен – ниспошли мне день светлый, безгрешный (расширительно; жизнь безгрешную).

 

Молитва третья, того же святого

К Тебе́, Влады́ко Человеколю́бче, от сна воста́в прибега́ю[1], и на дела́ Твоя́ подвиза́юся милосе́рдием Твои́м[2], и молю́ся Тебе́: помози́ ми[3] на вся́кое вре́мя, во вся́кой ве́щи[4], и изба́ви мя от вся́кия мирски́я злы́я ве́щи[5] и диа́вольскаго поспеше́ния[6], и спаси́ мя, и введи́ в Ца́рство Твое́ ве́чное. Ты бо еси́ мой Сотвори́тель[7] и вся́кому бла́гу Промы́сленник и Пода́тель[8], о Тебе́[9] же все упова́ние мое́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ю, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[1] Прибегаю – спешу обратиться (с молитвой).

[2] На дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим – в надежде на милосердную Твою помощь устремляюсь, поспешаю на совершение дел во имя Твое, дел, Тебе угодных. Ср. Ин. 15, 5: Без Меня не можете делать ничего.

[3] Помози ми – помоги мне.

[4] На всякое время, во всякой вещи – всегда и во всем.

[5] От всякия мирския злыя вещи – от всякого зла этого мира; вообще мирским именуется все, относящееся к страстям мира сего. Ср. Тит. 2, 11-13: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1 Ин. 2, 15-17: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

[6] Диавольскаго поспешения – церк.-слав. слово поспешение означает собственно действие, в данном случае – настойчивое стремление диавола действовать на нас через наши страсти (через мирское). Ср. Рим. 7, 5: Когда мы жили во плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти. Ср. также из молитвы пятой св. Василия Великого ко Св. Причащению: И да будут ми святая сия… во отгнание… действа диавольскаго, мысленне во удесех моих действуемаго (т.е. через мысли внушая склоняться ко злу).

[7] Ты бо еси мой Сотворитель – ибо Ты – мой Творец.

[8] Промысленник и Податель – Премудрый Попечитель и Источник (всякого блага).

[9] О Тебе – на Тебя.

 

Молитва четвертая, того же святого

Го́споди, И́же мно́гою Твое́ю бла́гостию[1] и вели́кими щедро́тами Твои́ми дал еси́ мне, рабу́ Твоему́, мимоше́дшее[2] вре́мя но́щи сея́ без напа́сти прейти́ от вся́каго зла проти́вна[3]; Ты Сам, Влады́ко, вся́ческих Тво́рче[4], сподо́би мя и́стинным Твои́м све́том и просвеще́нным се́рдцем твори́ти во́лю Твою́[5], ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[1] Господи, Иже многою Твоею благостию – Господи, Ты, по многой Твоей благости.

[2] Мимошедшее – прошедшее.

[3] Без напасти прейти от всякаго зла противна – провести без искушений от всякого противостоящего (мне) зла.

[4] Всяческих Творче – Творец (Создатель) всего.

[5] Сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою – удостой меня озарения (озари, просвети меня) истинным Твоим светом (ср. Ин. 1, 9: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир) и просвети светом Твоим (удостой просвещения) сердце мое, чтобы я творил волю Твою.

 

Молитва пятая, святого Василия Великого

Го́споди Вседержи́телю, Бо́же сил и вся́кия пло́ти[1], в вы́шних живы́й и на смире́нныя призира́яй[2], сердца́ же и утро́бы испыту́яй и сокрове́нная челове́ков я́ве предве́дый[3], Безнача́льный[4] и Присносу́щный[5] Све́те, у Него́ же несть премене́ние, или́ преложе́ния осене́ние[6]; Сам, Безсме́ртный Царю́, приими́ моле́ния на́ша, я́же[7] в настоя́щее вре́мя, на мно́жество Твои́х щедро́т дерза́юще[8], от скве́рных к Тебе́ усте́н твори́м[9], и оста́ви[10] нам прегреше́ния на́ша, я́же де́лом, и сло́вом, и мы́слию, ве́дением[11], или неве́дением согреше́нная на́ми; и очи́сти ны от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха. И да́руй нам бо́дренным се́рдцем[12] и тре́звенною мы́слию[13] всю настоя́щаго жития́ нощь прейти́[14], ожида́ющим прише́ствия све́тлаго и явле́ннаго дне[15] Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, в о́ньже[16] со сла́вою Судия́ всех прии́дет, кому́ждо[17] отда́ти по дело́м его; да не па́дше и облени́вшеся, но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание обря́щемся гото́ви, в ра́дость и Боже́ственный черто́г сла́вы Его́ совни́дем[18], иде́же пра́зднующих[19] глас непреста́нный, и неизрече́нная сла́дость зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизрече́нную[20]. Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвеща́яй и освяща́яй вся́ческая[21], и Тя пое́т вся тварь во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[1] Боже сил и всякия плоти – Бог Бесплотных Небесных сил и всего наделенного плотью творения.

[2] В вышних живый и на смиренная призираяй – пребывающий (в Своей полноте) в Вышнем (Небесном) мире и милостиво взирающий на (все) земное, дольнее.

[3] Сердца́ же и утро́бы испыту́яй и сокрове́нная челове́ков я́ве предве́дый – наблюдающий (проникающий) сердца и сокровеннейшие помыслы и провидящий (знающий наперед) тайны человеческие.

[4] Безначальный – не имеющий начала Своему существованию.

[5] Присносущный – Вечный (всегда Существующий).

[6] У Него́ же несть премене́ние, или́ преложе́ния осене́ние – (Свет), у Которого нет изменения в силе (в противоположность видимому свету) и Который не оставляет затененного места на Своем пути (освещая, озаряя все). Ср. Иак. 1, 17: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (т.е светил), у Которого нет изменения и ни тени перемены. По церк.-слав.: Всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Негоже несть пременение или преложения стень. Ср. также 1 Ин. 1, 5: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

[7] Яже – которые (т.е. наши моления).

[8] На множество Твоих щедрот дерзающе – надеясь на Твое многое сострадание, милосердие.

[9] От скверных к Тебе устен творим - (которые, т.е. моления) возносим к Тебе (нашими) нечистыми устами.

[10] Остави – прости.

[11] Ведением – сознательно.

[12] Бодренным сердцем – букв. с бодрствующим сердцем, т.е. хранящим заповеди Господни, ожидающим посещения Божия. Ср. Откр. 3, 20: Се, стою у двери (т.е. у двери сердца) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною, а также Мк. 13, 37: А что вам (апостолам) говорю, говорю всем: бодрствуйте.

[13] Трезвенною мыслию – мыслью трезвящейся, способной сопротивляться всякой диавольской лести (т.е. обману), прелести.

[14] Всю настоя́щаго жития́ нощь прейти́ – провести (пройти) всю (греховную) ночь нынешней (земной) жизни.

[15] Явленнаго дне – славного дня (т.е. времени Второго Пришествия); день – в противоположность ночи здешней земной жизни, как свет противоположен тьме.

[16] В оньже – в который (день).

[17] Комуждо – каждому.

[18] Да не па́дше и облени́вшеся, но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание обря́щемся гото́ви, в ра́дость и Боже́ственный черто́г сла́вы Его́ совни́дем – в греческом оригинале молитвы: ...в делание обрящемся, и готови в радость… В этом случае перевод указанного фрагмента следующий: да будем найдены (Господом) не лежащими и сонными, но бодрствующими, и (букв. поднявшимися в делании заповедей Его) усердно исполняющими заповеди Его, и готовыми (подготовленными) войти с Ним в радость и божественный чертог славы Его. Ср. Мф. 24, 42: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Рим. 13, 11-12: Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Еф. 5, 14: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. Ср. также тропарь 8-го гласа из Полунощницы (кроме этого он поется на утрене в первые три дня Страстной седмицы): Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа…

[19] Идеже празднующих – где торжествующих.

[20] Неизрече́нная сла́дость зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизрече́нную – невыразимая, несказанная радость видящих непередаваемую красоту Твоего лица.

[21] Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвеща́яй и освяща́яй вся́ческая – ибо Ты есть истинный Свет, весь мир просвещающий и освящающий; ср. Ин. 1, 9: Был свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

 

Молитва шестая, того же святого

Тя благослови́м[1], вы́шний[2] Бо́же и Го́споди ми́лости, творя́щаго при́сно с на́ми вели́кая же и неизсле́дованная, сла́вная же и ужа́сная, и́хже несть числа́[3], пода́вшаго нам сон во упокое́ние не́мощи на́шея[4], и ослабле́ние трудо́в многотру́дныя пло́ти[5]. Благодари́м Тя, я́кo не погуби́л еси́ нас со беззако́ньми на́шими, но человеколю́бствовал еси́ обы́чно[6], и в неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси́[7], во е́же славосло́вити держа́ву Твою́[8]. Те́мже[9] мо́лим безме́рную Твою́ бла́гость, просвети́ на́ша мы́сли, очеса́[10], и ум наш от тя́жкаго сна ле́ности возста́ви[11]: отве́рзи на́ша уста́, и испо́лни я Твоего́ хвале́ния[12], я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися Тебе́[13], во всех, и от всех[14] сла́вимому Бо́гу, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[1] Благословим – воссылаем хвалу, славословим.

[2] Вышний – находящийся превыше всего.

[3] Вели́кая же и неизсле́дованная, сла́вная же и ужа́сная, и́хже несть числа – великие и непостижимые, славные и вызывающие изумление (трепет, страх) дела, которым нет числа.

[4] Во упокоение немощи нашея – для отдыха, необходимого из-за нашей телесной немощи.

[5] Ослабле́ние трудо́в многотру́дныя пло́ти – (и для) расслабления, облегчения от трудов (т.е. страданий, болезней) многострадальной, многоболезненной плоти.

[6] Но человеколю́бствовал еси́ обы́чно – но явил обычное (Твое) человеколюбие.

[7] В неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси – во сне, словно бессознательном состоянии, лежащих поднял, пробудил нас.

[8] Во е́же славосло́вити держа́ву Твою – чтобы мы прославляли Твое владычество (силу, могущество).

[9] Темже – поэтому.

[10] Очеса – очи. О чистоте очей наших говорит Господь: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 6, 22-23).

[11] Ум наш от тяжкаго сна лености возстави – восстанови (верни в изначальное состояние) наш ум, находящийся во сне греховных мирских помышлений, ленящийся восходить к Богу и отгонять лукавые помыслы.

[12] Исполни я Твоего хваления - наполни их хвалами, Тебе возносимыми. Ср. с тем, что от лица всех верующих по Причащении поет хор (при перенесении Святых Даров с престола на жертвенник): Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою…

[13] Я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися Тебе – да сможем мы с непоколебимой (ничем, никакими искушениями) верой приносить Тебе хвалебное пение и исповедывать Тебя (нашим Богом).

[14] Во всех и от всех – во всем творении и всеми созданиями (славимому).

 

Молитва седьмая, ко Пресвятой Богородице

Воспева́ю благода́ть Твою́, Влады́чице, молю́ Тя, ум мой облагодати́[1]. Ступа́ти пра́во мя наста́ви, путе́м Христо́вых за́поведей[2]. Бде́ти к пе́сни укрепи́[3], уны́ния сон отгоня́ющи. Свя́зана плени́цами грехопаде́ний[4], мольба́ми Твои́ми разреши́[5], Богоневе́сто. В нощи́ мя и во дни сохраня́й, борю́щих враг[6] избавля́ющи мя. Жизнода́теля Бо́га ро́ждшая, умерщвле́на мя страстьми́[7] оживи́. Я́же Свет невече́рний ро́ждшая[8], ду́шу мою́ осле́пшую[9] просвети́. О, ди́вная Влады́чня пала́то[10], дом Ду́ха Боже́ственна мене́ сотвори́[11]. Врача́[12] ро́ждшая, уврачу́й души́ моея́ многоле́тныя стра́сти. Волну́ющася[13] жите́йскою бу́рею, ко стези́ мя покая́ния напра́ви. Изба́ви мя огня́ ве́чнующаго[14], и че́рвия же зла́го, и та́ртара[15]. Да мя не яви́ши бесо́м ра́дование, и́же мно́гим грехо́м пови́нника[16]. Но́ва сотвори́ мя, обетша́вшаго нечу́вственными, Пренепоро́чная, согреше́нии[17]. Стра́нна му́ки вся́кия покажи́ мя[18], и всех Влады́ку умоли́[19]. Небе́сная ми улучи́ти весе́лия, со все́ми святы́ми, сподо́би[20]. Пресвята́я Де́во, услы́ши глас непотре́бнаго[21] раба́ Твоего́. Струю́ дава́й мне слеза́м[22], Пречи́стая, души́ моея́ скве́рну очища́ющи. Стена́ния от се́рдца приношу́ Ти непреста́нно, усе́рдствуй, Влады́чице. Моле́бную слу́жбу мою́ приими́, и Бо́гу благоутро́бному[23] принеси́. Превы́шшая А́нгел, мирска́го мя превы́шша сли́тия сотвори́[24]. Светоно́сная Се́не небе́сная[25], духо́вную благода́ть во мне напра́ви[26]. Ру́це возде́ю[27] и устне́ к похвале́нию, оскверне́ны скве́рною, Всенепоро́чная. Душетле́нных мя па́костей изба́ви[28], Христа́ приле́жно[29] умоля́ющи; Ему́же честь и поклоне́ние подоба́ет, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[1] Облагодати – наполни благодатью.

[2] Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей – научи меня прямо, правильно идти по пути Христовых заповедей, поступать по заповедям Христа.

[3] Бдети к песни укрепи – даруй силы (бодрствовать) для молитвенного пения.

[4] Пленицами грехопадений – узами (цепями) моих грехов.

[5] Разреши – освободи.

[6] Борющих враг – от нападающих (на меня) врагов.

[7] Умерщвле́на мя страстьми – меня, (душой, совестью) омертвевшего от страстей.

[8] Я́же Свет невече́рний ро́ждшая – (Ты,) родившая Свет Незаходящий (Немеркнущий).

[9] Ослепшую – не способную видеть истину.

[10] Владычня палато - Чертог, храм Владыки.

[11] Дом Духа Божественна мене сотвори – соделай (и) меня домом Духа Божия. Ср. 1 Кор. 3, 16: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 1 Кор. 6, 19: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога?

[12] Врача – Христа – Врача душ. См. Мк. 2, 16-17: Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. См. также Мф. 9, 11-12; Лк. 5, 30-31.

[13] Волнующася – колеблемого (сотрясаемого).

[14] Вечнующаго – вечного.

[15] Червия же злаго, и тартара – от злого (адского) червя (змия), и от бездны ада. См. Мк. 9, 43-48.

[16] Да мя не яви́ши бесо́м ра́дование, и́же мно́гим грехо́м пови́нника – не допусти, чтобы я, виновный во многих грехах, стал радостью бесам.

[17] Обетша́вшаго нечу́вственными, Пренепоро́чная, согреше́нии – ослабевшего и одряхлевшего от бесчуственных грехов (т.е. грехов неощущаемых, к котороым я уже потерял чувствительность), о, Пренепорочная.

[18] Странна муки всякия покажи мя – отдали (отстрани) меня от всех мучений.

[19] Умоли – … о моем спасении.

[20] Небе́сная ми улучи́ти весе́лия, со все́ми святы́ми, сподо́би- сподоби меня достичь небесного веселия со всеми святыми.

[21] Непотребнаго – негодного, бесполезного.

[22] Струю давай мне слезам – даруй мне потоки слез.

[23] Благоутробному – милосердному, сострадательному.

[24] Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори – находящаяся превыше Ангелов, возвысь (вознеси) меня над страстями, сотвори меня выше смешения, слияния со всем мирским (со страстями), букв. возвысь меня над суетой, смятением, возмущением и беспорядочностью мира сего.

[25] Сене небесная – Сень (Палата), вмещающая Бога, живущего на небесах.

[26] Духовную благодать во мне направи – устрой, управь действие во мне духовной благодати.

[27] Воздею – поднимаю, обращаю (к Тебе в молитве).

[28] Душетленных мя пакостей избави – избавь меня от зла, растлевающего мою душу.

[29] Прилежно – усиленно.

 

Молитва восьмая, ко Господу нашему Иисусу Христу

Многоми́лостиве и Всеми́лостиве[1] Бо́же мой, Го́споди Иису́се Христе́, мно́гия ра́ди любве́ сшел и воплоти́лся еси́[2], я́ко да спасе́ши[3] всех. И па́ки[4], Спа́се, спаси́ мя по благодати, молю́ Тя; а́ще бо[5] от дел спасе́ши мя, несть се благода́ть, и дар, но долг па́че[6]. Ей[7], мно́гий в щедро́тах и неизрече́нный в ми́лости! Ве́руяй бо в Мя, рекл еси́[8], о Христе́ мой, жив бу́дет и не у́зрит сме́рти во ве́ки. А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую[9], спаси́ мя, я́ко Бог мой еси́ Ты и Созда́тель. Ве́ра же вме́сто дел да вмени́тся мне, Бо́же мой, не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя[10]. Но та ве́ра моя́ да довле́ет[11] вме́сто всех, та да отвеща́ет, та да оправди́т мя, та да пока́жет мя прича́стника[12] сла́вы Твоея́ ве́чныя. Да не у́бо похи́тит мя сатана́, и похва́лится, Сло́ве[13], е́же отто́ргнути мя[14] от Твоея́ руки́ и огра́ды[15]; но или́ хощу́, спаси́ мя, или́ не хощу́, Христе́ Спа́се мой, предвари́ ско́ро, ско́ро погибо́х[16]: Ты бо еси́ Бог мой от чре́ва ма́тере моея́. Сподо́би мя, Го́споди, ны́не возлюби́ти Тя, я́коже[17] возлюби́х иногда́[18] той са́мый грех; и па́ки порабо́тати Тебе́ без ле́ности то́щно[19], я́коже порабо́тах пре́жде сатане́ льсти́вому[20]. Наипа́че же[21] порабо́таю Тебе́, Го́споду и Бо́гу моему́ Иису́су Христу́, во вся дни живота́[22] моего́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[1] Многомилостиве и Всемилостиве – (Ты), исполненный многой и совершенной милости.

[2] Сшел и воплотился еси – сошел (с Небес) и воспринял плоть человеческую. (См. пояснения 12 и 13 к Символу веры).

[3] Яко да спасеши – чтобы спасти.

[4] Паки – снова (вновь).

[5] Аще бо – ибо если.

[6] Несть се благодать и дар, но долг паче – (то) это не благодать и дар, но более долг (т.е. то, что должным образом причитается как награда за дела).

[7] Ей – да, истинно.

[8] Веруяй бо в Мя, рекл еси - ибо верующий в Меня, – сказал Ты (Христе) (см. Ин. 6, 47: Верующий в Меня имеет жизнь вечную).

[9] А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую – итак, если вера в Тебя спасает отчаявшихся (потерявших всякую надежду), то вот, я верую (и прошу).

[10] Не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя – ибо не найдешь никаких дел, оправдывающих меня.

[11] Да довлеет – да будет (ее, т.е. веры) достаточно.

[12] Та да отвеща́ет, та да оправди́т мя, та да пока́жет мя прича́стника – но да даст она ответ (за меня), да оправдает меня, да соделает меня участником.

[13] Да не у́бо похи́тит мя сатана́, и похва́лится, Сло́ве – итак, да не завладеет мною сатана и не будет (этим) хвалиться, о, Слово (Божие).

[14] Еже отторгнути мя – что я отторгнут.

[15] Ограды – защиты (ограждения).

[16] Или́ не хощу́… предвари́ ско́ро, ско́ро погибо́х – но если и не хочу, то поспеши и опереди меня, иначе я вскоре погибну.

[17] Якоже – так же, как.

[18] Иногда - некогда, однажды.

[19] Тощно – прилежно, с усердием.

[20] Льстивому - лживому, коварному.

[21] Наипаче же – но особенно (но более всего).

[22] Живота – жизни.

 

Молитва девятая, к Ангелу хранителю

Святы́й А́нгеле, предстоя́й окая́нной мое́й души́ и стра́стной мое́й жи́зни[1], не оста́ви мене́ гре́шнаго, ниже́ отступи́ от мене́[2] за невоздержа́ние мое́. Не даждь ме́ста лука́вому де́мону облада́ти мно́ю, наси́льством сме́ртнаго сего́ телесе́[3]; укрепи́ бе́дствующую и худу́ю мою́ ру́ку и наста́ви мя на путь спасе́ния[4]. Ей[5], святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю и покрови́телю окая́нныя моея́ души́ и те́ла, вся мне прости́, ели́кими тя оскорби́х[6] во вся дни живота́ моего, и а́ще что согреши́х в преше́дшую нощь сию́, покры́й мя[7] в настоя́щий день, и сохрани́ мя от вся́каго искуше́ния проти́внаго[8], да ни в ко́ем гресе́ прогне́ваю Бо́га[9], и моли́ся за мя ко Го́споду, да утверди́т мя в стра́се Свое́м[10], и досто́йна пока́жет мя раба́ Своея́ бла́гости. Ами́нь.

[1] Предстоя́й окая́нной мое́й души́ и стра́стной мое́й жи́зни – поставленный для охраны, оберегающий бедную, жалкую, исполненную борьбы мою душу и несчастную (подверженную бедствиям и страстям) мою жизнь.

[2] Ниже отступи от мене – и не отступай, не отходи (не удаляйся, не отказывайся) от меня.

[3] Не даждь ме́ста лука́вому де́мону облада́ти мно́ю, наси́льством сме́ртнаго сего́ телесе́ – не дай возможности (не попусти) злому и коварному демону завладеть мной (подчинить себе) через угнетение, порабощение моего смертного тела (через мои страсти телесные).

[4] Укрепи́ бе́дствующую и худу́ю мою́ ру́ку и наста́ви мя на путь спасе́ния – укрепи (букв. крепко возьми)мою несчастную, опустившуюся, слабую, безвольную руку (под рукой обычно понимают волю) и выведи меня на путь спасения.

[5] Ей – да, истинно.

[6] Вся мне прости, еликими тя оскорбих – прости мне все, чем я оскорбил тебя.

[7] А́ще что согреши́х в преше́дшую нощь сию́, покры́й мя – если в чем-либо согрешил в эту прошедшую ночь, защити, огради меня.

[8] От всякаго искушения противнаго – от всякаго вражеского (т.е. диавольского) искушения.

[9] Да ни в коем гресе прогневаю Бога – чтобы мне никаким грехом не прогневать Бога.

[10] Да утвердит мя в страсе Своем – и да укрепит Он во мне страх (огорчить) Его. Ср. Притч. 1, 7: Начало мудрости – страх Господень.

 

Молитва десятая, ко Пресвятой Богородице

Пресвята́я Влады́чице моя́ Богоро́дице, святы́ми Твои́ми и всеси́льными мольба́ми отжени́ от мене́[1], смире́ннаго и окая́ннаго[2] раба́ Твоего́, уны́ние, забве́ние[3], неразу́мие, нераде́ние[4], и вся скве́рная[5], лука́вая[6] и ху́льная помышле́ния от окая́ннаго моего́ се́рдца и от помраче́ннаго ума́ моего́; и погаси́ пла́мень страсте́й мои́х, я́ко нищ[7] есмь и окая́нен. И изба́ви мя от мно́гих и лю́тых воспомина́ний и предприя́тий[8], и от всех де́йств злых свободи́ мя. Яко благослове́нна еси́ от всех родо́в[9], и сла́вится пречестно́е и́мя Твое́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[1] Отжени от мене – отгони, удали от меня.

[2] Смиреннаго и окаяннаго – удрученнаго, изможденнаго, бедного, жалкого, достойного сожаления.

[3] Забвение -забывчивость, невнимательность ( в деле спасения).

[4] Нерадение – отсутствие старания, усилия; небрежение.

[5] Скверная – нечистые.

[6] Лукавая – злые, завистливые.

[7] Нищ – здесь: нищий добродетелями, их не имеющий.

[8] Лютых воспоминаний и предприятий – жестоких, пагубных мыслей (образов) и замыслов, намерений.

[9] Яко благословенна еси от всех родов – ибо Тебя благословляют (прославляют) все народы, все поколения.

 

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

Моли́ Бо́га о мне, святы́й уго́дниче Бо́жий (имя), я́ко аз[1] усе́рдно к тебе́ прибега́ю[2], ско́рому помо́щнику и моли́твеннику о душе́ мое́й.

[1] Яко аз – ибо я.

[2] Прибегаю – обращаюсь, прибегаю за помощью.

 

Песнь Пресвятой Богородице

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся[1], Благода́тная[2] Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х[3] и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́[4] душ на́ших.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах – см. Лк. 1, 28 – слова Архангела Деве Марии.

Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего – см. Лк. 1, 42 – слова праведной Елизаветы.

[1] Радуйся – обычная форма распространенного на Востоке приветствия.

[2] Благодатная - исполненная благодати Божией; букв. облагодатствованная.

[3] В женах – среди женщин.

[4] Яко Спаса родила еси – ибо Ты родила Спасителя.

 

Тропарь Кресту и молитва за отечество

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́[1], и благослови́ достоя́ние Твое́[2], побе́ды на сопроти́вныя[3] да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство[4].

[1] Люди Твоя – людей Твоих, народ Твой.

[2] Достояние Твое – букв. – наследие Твое (т.е. верующих).

[3] На сопротивныя – над врагами, противниками.

[4] Твое сохраняя Крестом Твоим жительство – силой Твоего Креста сохраняя Твой народ (здесь жительство в значении жителей), Твоих людей (т.е. христиан).

 

Молитва о живых

Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (имя), роди́телей мои́х (имена), сро́дников (имена), нача́льников, наста́вников, благоде́телей (имена их) и всех правосла́вных христиа́н.

 

Молитва о усопших

[1]

Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена их), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.

[1] О усопших – об умерших (о почиивших). Умершие называются «усопшими», потому что они некогда встанут из гробов (как бы ото сна), воскреснут.

 

Если можешь, читай вместо кратких молитв о живых и усопших этот помянник:

 

О живых

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящаго. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Богом хранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе Православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии, и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха (имя), преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия, и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй благотворящия нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающия нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)

Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)

 

О усопших

Помяни, Господи, от жития сего отшедшия правоверныя цари и царицы, благоверныя князи и княгини, святейшия патриархи, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, во иерейстем же и в причте церковнем, и монашестем чине Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениих со святыми упокой. (Поклон.)

Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена их), и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение. (Поклон)

Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия, отцы и братию нашу, и сестры, и зде лежащия и повсюду, православныя христианы, и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего, всели, и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон)

Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. (Трижды)

 

Окончание молитв

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу[1], Присноблаже́нную и Пренепоро́чную[2] и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м[3] и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м[4], без истле́ния[5] Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу[6] Тя велича́ем.(5)

Автором песни «Честнейшую Херувим…» считается прп. Косма, епископ Маиумский, творец канонов (†787 г.). А первую часть – «Достойно есть…» – по преданию воспел пред иконой Пресвятой Богородицы Ангел, явившийся в X веке одному иноку на Афоне.

[1] Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу – поистине справедливо прославлять Тебя, Богородицу.

[2] Присноблаже́нную и Пренепоро́чную – всегда ублажаемую, всегда славимую и в высшей степени, совершенно Непорочную.

[3] Честнейшую Херувим – удостоенную большей почести, чем Херувимы (Ангелы, ближайшие к Богу после Серафимов).

[4] Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м – несравненно славнейшую, славимую более, чем Серафимы (Ангелы, ближе всех находящиеся к Богу, высшие из девяти чинов Небесных сил, чинов Ангельских).

[5] Без истления – безболезненно, неповрежденно.

[6] Сущую Богородицу – истинную Богородицу.

 

Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй.(Трижды)

 

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди[1] Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй нас. Ами́нь.

[1] Молитв ради – по молитвам.

 

Примечания

(1)Напечатанное курсивом (пояснения и названия молитв) не читается во время молитвы.

(2) От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Трижды) От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со «Святый Боже…», опуская все предшествующие.

Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.

(3)Когда написано «Слава», «И ныне», надо читать полностью: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»

(4)В церковнославянском языке нет звука ё, а поэтому надо читать «зовем», а не «зовём», «твое», а не «твоё», «мое», а не «моё» и т.д.

(5)От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона:

«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего».

Это замечание относится и к вечерним молитвам.


 

Группа Вконтакте


Страница на Facebook

Группа на Одноклассниках



Комментарии

  1. Светлана

    Прекрасный, очень полезный сайт! Огромное спасибо, давно искала, не могла найти, духовник посоветовал.

  2. Наталия

    Спаси Вас Господи за сайт. Сегодня мелкий шрифт в молитвослове с трудом читала — перешла на сайт и прочла утренние молитвы крупным шрифтом. А вчера вечером включала аудиозапись вечерних молитв, так как мама просила почитать вслух, а сил не было. После смены в детском саду хочется помолчать, а ваш сайт выручил. Низкий Вам поклон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  виньетка  
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Как помочь