Библиотеке требуются волонтёры

Стихира

Аудио-версия статьи

***

Стихи́ра (от греч. στιχηρόν – мно­го­сти­шие) – бого­слу­жеб­ное пес­но­пе­ние, состо­я­щее из несколь­ких стихов, напи­сан­ное, в ори­ги­нале, одним сти­хо­твор­ным раз­ме­ром, пою­ще­еся за бого­слу­же­нием после стихов из Свя­щен­ного Писа­ния.

Число стихир на Все­нощ­ном бдении зави­сит от празд­ника, чем важнее празд­ник, тем больше стихир. Сти­хиры обычно раз­ли­чают по назва­нию псал­мов, с кото­рыми они свя­заны (сти­хиры на «Гос­поди воз­звах», сти­хиры на «Хва­ли­тех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на сти­ховне).

Совре­мен­ный цер­ков­ный Устав знает несколько видов стихир, раз­ли­чая их по месту, зани­ма­е­мому ими в круге суточ­ного бого­слу­же­ния. Это:

  1. Сти­хиры на «Гос­поди воз­звах»,
  2. Литий­ные сти­хиры,
  3. Сти­хиры на сти­ховне,
  4. Сти­хиры на «Хва­ли­тех».

1. Сти­хиры на «Гос­поди воз­звах»

Это те цер­ков­ные пес­но­пе­ния, что при­пе­ва­ются к отдель­ным стихам вечер­него псалма «Гос­поди воз­звах» (точнее псалмы 140, 141, 129 и 116). В опи­са­нии синай­ской утрени, то есть повест­во­ва­нии о посе­ще­нии патр. Иеру­са­лим­ским Софро­нием и Иоан­ном Моском пре­по­доб­ного Нила Синай­ского, уже упо­ми­на­ются при­певы на «Гос­поди воз­звах» (VI–VII вв.). Они назы­ва­ются в данном случае «тро­па­рями». Назва­ние «сти­хира» еще долго не было твердо уста­но­вив­шимся. В XV в., напри­мер, св. Симеон Солун­ский назы­вает еще сти­хиры «тро­па­рями». Полные списки Сав­ва­ит­ского и Сту­дий­ского уста­вов уже поль­зу­ются тер­ми­ном «сти­хира».

Древ­ние сти­хиры были короче. Это видно осо­бенно по первым сти­хи­рам на «Гос­поди воз­звах» в Окто­ихе. Вообще со вре­ме­нем размер отдель­ных стихир непо­мерно воз­рас­тает, что осо­бенно заметно в наших сла­вян­ских, в част­но­сти рус­ских, про­из­ве­де­ниях.

Совре­мен­ный устав знает еже­днев­ное упо­треб­ле­ние стихир на «Гос­поди воз­звах». Коли­че­ство их варьи­рует в зави­си­мо­сти от сте­пени важ­но­сти празд­ну­е­мого собы­тия: 6, 8 или 10. В день собора арх. Гав­ри­ила (26 марта) поется и один­на­дца­тая сти­хира с при­пе­вом «Творяй ангелы своя духи…» и только на день Вели­кого Канона, то есть в среду 5 сед­мицы Вели­кого Поста, к обыч­ным 6 сти­хи­рам добав­ля­ются еще и особые 24, поемые особым же напе­вом, так что в этот день на «Гос­поди воз­звах» поются всего 30 стихир, и так было издавна. Сту­дий­ский и Евер­ге­ти­дский Типи­коны имели на вос­кре­се­ние только 8 стихир; Сту­дий­ско-Алек­се­ев­ский устав – 9.

Из совре­мен­ных нам 10 стихир вос­крес­ной вечерни (точнее, поемых на Вели­кой вечерне в суб­боту) можно отме­тить три группы, а именно:

Первые 3 вос­крес­ные сти­хиры, наи­бо­лее крат­кие и, сле­до­ва­тельно, более древ­ние. Как заме­чает Ска­бал­ла­но­вич, их нельзя при­пи­сы­вать св. Иоанну Дамас­кину, как это обычно, по тра­ди­ции, дела­ется, так как они проще по содер­жа­нию, чем пес­но­пе­ния Дамас­кина и, кроме того, в неко­то­рых уста­вах сту­дий­ских, в кото­рых «сти­хов­ные сти­хиры» под­пи­сы­ва­ются именем Дамас­кина, эти первые три на «Гос­поди воз­звах» назы­ва­ются «древ­ние».

Вторую группу стихир на «Гос­поди воз­звах» состав­ляют т.н. «Ана­то­ли­евы» сти­хиры. Что значит это при­ла­га­тель­ное ска­зать не легко. Пред­по­ла­гают неко­то­рые, что это озна­чает имя автора, Ана­то­лия, сту­дий­ского игу­мена IX в., или пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского V века. В пользу этого мнения гово­рит то, что в Окто­ихе 4 гласа эти сти­хиры прямо над­пи­саны: «тво­ре­ние Ана­то­ли­ево». Но, как гово­рит Ска­бал­ла­но­вич, гре­че­ское слово άνατολικά едва ли может быть пере­ве­дено, как это дела­ется в сла­вян­ских книгах на полях: «Ана­то­ли­евы»; это по гре­че­ски было бы Áνατολιακά, причем имя автора в над­пи­са­нии всегда выра­жа­ется роди­тель­ным паде­жом, а не при­ла­га­тель­ным. Пра­виль­нее было бы поэтому читать эти сти­хиры, как «восточ­ные», как это дела­ется в неко­то­рых редак­циях бого­слу­жеб­ных книг. Оче­видно, это ано­ним­ные сти­хиры, назван­ные так потому, что вошли, веро­ятно, впер­вые в службу в восточ­ных Иеру­са­лим­ских уста­вах, и не были известны в древ­ней­ших сту­дий­ских типи­ках. Их не было и в Евер­ге­ти­дском Типике, но зато они попали в итало-сици­лий­ские. «Восточ­ные» сти­хиры несколько длин­нее и содер­жа­тель­нее, чем первая группа.

Третью группу стихир на «Гос­поди воз­звах» в суб­боту вечера состав­ляют т.н. сти­хиры Павла Амор­рей­ского (Осно­ва­теля Евер­ге­ти­дского мона­стыря †1054). В гре­че­ских книгах этих стихир не поло­жено. Содер­жа­ние их пока­ян­ное. Они, в сущ­но­сти, по уставу, и не могут почти быть испол­нены на «Гос­поди воз­звах», так как всегда име­ются сти­хиры свя­того Минеи или отда­ния, или пред­празд­не­ства, кото­рые и встав­ля­ются, вместо стихир Павла Амор­рей­ского. В наших печат­ных Окто­и­хах они появи­лись очень поздно, в самом конце XVIIв.

Послед­няя сти­хира в ряду стихир на «Гос­поди воз­звах», поемая обычно на «и ныне», носит особое наиме­но­ва­ние «Дог­ма­тика», или иногда просто «дог­мата». Автор их, по-види­мому, св. Иоанн Дамас­кин. По содер­жа­нию они вели­ко­лепны и исклю­чи­тельно богаты. Они служат лучшим под­твер­жде­нием того, что наше бого­слу­же­ние, по своему внут­рен­нему содер­жа­нию, есть хра­мо­вое испо­ве­да­ние в слух народа наших дог­ма­тов, нашего веро­уче­ния и нра­во­уче­ния.

Ска­бал­ла­но­вич пре­красно уста­нав­ли­вает вза­им­ную связь содер­жа­ния всех восьми дог­ма­ти­ков.

  • В дог­ма­тике 1 гласа – догмат вопло­ще­ния с ука­за­нием все­мир­ной славы Пре­свя­той Девы в связи с обе­то­ва­нием о семени Жены;
  • дог­ма­тик 2 гласа пока­зы­вает отно­ше­ние вет­хо­за­вет­ных про­об­ра­зов к ново­за­вет­ным собы­тиям;
  • в дог­ма­тике 3 гласа пока­зан образ рож­де­ния Гос­пода;
  • цель рож­де­ния Гос­пода и соте­рио­ло­ги­че­ское зна­че­ние дано в дог­ма­тике 4 гласа;
  • в дог­ма­тике 5 гласа пока­зано прис­но­дев­ство Бого­ро­дицы через вет­хо­за­вет­ные про­об­разы;
  • нес­лит­ное и нераз­дель­ное соеди­не­ние естеств в лице Гос­пода дано нам в дог­ма­тике 6 гласа, рас­кры­ва­ю­щем, таким обра­зом, сущ­ность Хал­ки­дон­ского веро­оп­ре­де­ле­ния;
  • сверхъ­есте­ствен­ность и таин­ствен­ность вопло­ще­ния рас­крыты в дог­ма­тике 7 гласа;
  • и, нако­нец, в послед­нем, 8 гласа, дано нам поло­жи­тель­ное и крат­кое изло­же­ние этого важ­ней­шего дог­мата хри­сти­ан­ства.

Таким обра­зом, при вни­ма­тель­ном слу­ша­нии этих поучи­тель­ных стихир, хри­сти­а­нин во время бого­слу­же­ния посвя­ща­ется в таин­ствен­ные глу­бины нашей веры.

2. Литий­ные сти­хиры

Они поются при выходе свя­щен­но­слу­жи­те­лей в при­твор на литию. В неко­то­рых празд­нич­ных после­до­ва­ниях поло­жены особые литий­ные сти­хиры, кото­рые и поются. Но в обыч­ный вос­крес­ный (недель­ный) день, когда нет ника­ких стихир на литии, они заме­ня­ются хра­мо­выми сти­хи­рами, т.е. в честь хра­мо­вого свя­того.

Устав не ука­зы­вает, какие именно. В службе 1 гласа добав­лено, что поются, кроме хра­мо­вой сти­хиры, и сти­хиры Павла Амо­рей­ского (что и понятно, так как на своем месте на «Гос­поди воз­звах» они обычно вытес­ня­ются днев­ными сти­хи­рами Минеи), или что насто­я­тель изво­лит.

3. Сти­хиры «на сти­ховне» или «сти­ховны»

Они названы так потому, что при­со­еди­ня­ются не к повсе­днев­ному псалму, а к особым стихам, при­уро­чен­ным к дан­ному дню или празд­нику. По Симеону Солун­скому они названы так, ибо литий­ные сти­хиры не имеют стихов. В суб­боту вечера, напри­мер, к сти­хов­нам служат при­пе­вом стихи:
(«Гос­поди воз­звах», на вечерне или «Всякое дыха­ние» на утрене)
«Гос­подь воца­рися, в лепоту обле­чеся.
Ибо утверди все­лен­ную, яже не подви­жится.

Дому Твоему подо­бает свя­тыня. Гос­поди, в дол­готу дний».

В будние дни:
«К Тебе воз­ведох очи мои. Живу­щему на небеси. Се яко очи раб в руку гос­по­дий своих, яко очи рабыни в руку гос­пожи своей: тако очи наши ко Гос­поду Богу нашему, дон­деже ущед­рит ны».
«Поми­луй нас, Гос­поди, поми­луй нас, яко по многу испол­ни­хомся уни­чи­же­ния. Наи­паче напол­нися душа наша поно­ше­ния гобзу­ю­щих, и уни­что­же­ния гордых».

На Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы:
«Вос­кресни, Гос­поди, в покой Твой, Ты и кивот свя­тыни Твоея».
«Клятся Гос­подь Давиду исти­ною, и не отвер­жется ея».

«Сти­хов­ные» сти­хиры поются не только на вечерне, но также и на повсе­днев­ной утрене, и в таком случае они имеют стихи:
«Испол­ни­хомся заутра мило­сти Твоея, Гос­поди, воз­ра­до­ва­х­омся и воз­ве­се­ли­хомся: во вся дни наша воз­ве­се­ли­хомся. За дни, в няже смирил ны еси, лета в няже виде­хом злая, и призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их».
«И буди свет­лость Гос­пода Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи».

На вечерне сти­хов­ные сти­хиры тор­же­ствен­нее и зна­чи­тель­нее по своему содер­жа­нию, чем сти­хиры на «Гос­поди воз­звах». Также и на празд­ники, в част­но­сти, на Пасху, на Рож­де­ство и др.

Про­ис­хож­де­ние «сти­хо­вен» доста­точно древ­нее. В синай­ской утрене VII века уже име­ется одна сти­ховна, назы­ва­е­мая там «Тро­парь на Свете Тихий или на Спо­доби Гос­поди». «Сти­хов­нами» они названы в уста­вах IX в. и встре­ча­ются уже в том же числе, что и в наше время. Вос­крес­ные сти­ховны, назы­ва­е­мые «сти­хи­рами по алфа­виту», напо­ми­нают первую главу трех стихир на «Гос­поди воз­звах». При­пи­сы­ва­ются они св. Иоанну Дамас­кину, как о том сви­де­тель­ствуют уставы сту­дий­ские в южно-ита­льян­ской редак­ции и типики гру­зин­ские. Неко­то­рые гре­че­ские иеру­са­лим­ские уставы их име­нуют «восточ­ные по алфа­виту» (Дока­за­тель­ство того, что anatolika – не Ана­то­ли­евы, а восточ­ные.).

4. Хва­лит­ные сти­хиры

Хва­лит­ные сти­хиры названы по имени «хва­лит­ных псал­мов» (Пс.148, 149, 150). Эти псалмы при­зы­вают всю тварь к тор­же­ствен­ному про­слав­ле­нию Гос­пода, почему и при­уро­чен­ные к ним сти­хиры по содер­жа­нию тор­же­ственны и полны сла­во­сло­вия. В архи­тек­то­нике нашего суточ­ного круга это осо­бенно заметно и пока­за­тельно. Вечерня начи­на­ется с пока­янно-скорб­ных стихир на «Гос­поди воз­звах»; несколько более вели­че­ственны сти­хиры «сти­хов­ные», однако, все это в тонах вет­хо­за­вет­ных, про­об­ра­зо­ва­тель­ных, как и соот­вет­ствует вечер­нему бого­слу­же­нию. Утреня, начи­на­ю­ща­яся три­ни­тар­ной док­со­ло­гией «Слава Святей, Еди­но­сущ­ной…» и по суще­ству уже более близ­кая к ново­за­вет­ному бла­го­ве­стию, нарас­тает в своем настро­е­нии через весь канон и чтения, и к моменту хва­лит­ных дости­гает своего апогея. Это – самая тор­же­ствен­ная часть утрени.

Это заклю­чи­тель­ная часть утрен­ней сина­го­галь­ной молитвы (Ска­бал­ла­но­вич). С древ­ней­ших времен она вхо­дила в состав хри­сти­ан­ского утрен­него бого­слу­же­ния, чему дока­за­тель­ством служит их нали­чие и в римо-като­ли­че­ской утрени в виде laudes и у всех восточ­ных дис­си­ден­тов: коптов, армян, несто­риан, иако­ви­тов. В утрен­нем бого­слу­же­нии VII века эти сти­хиры уже при­сут­ствуют под именем «тро­па­рей». Позд­ней­шие типики, как Кон­стан­ти­но­поль­ский Сту­дий­ский, так и Сав­ва­ит­ский Иеру­са­лим­ский их содер­жат. Вос­крес­ные сти­хиры пред­пи­саны даже в уве­ли­чен­ном числе – восемь.

Как осо­бенно тор­же­ствен­ные, эти сти­хиры имеют свой наро­чи­тый «слав­ник» в вос­крес­ные дни и свое всегда одно и то же «и ныне» – «Пре­бла­го­сло­венна еси…» «Слав­ник» носит особое наиме­но­ва­ние «еван­гель­ской» сти­хиры, так как подобно экса­по­сти­ла­рию (о чем ниже), он пере­ска­зы­вает содер­жа­ние утрен­него вос­крес­ного Еван­ге­лия. Авто­ром их счи­тают импе­ра­тора Льва VI Муд­рого (886–911). Если почему-либо при соче­та­нии празд­ника, име­ю­щего свой «слав­ник», еван­гель­ская сти­хира усту­пает ему место, то все же она не отпус­ка­ется совсем. Ее поло­жено испол­нить в конце утрени, перед огла­ше­нием преп. Фео­дора Сту­дита.

***

Cм. ЛИТУР­ГИКА, ГИМ­НО­ГРА­ФИЯ

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки