Аграфа

архиеп. Сера­фим Чикаг­ский

Все глав­ное о Гос­поде нашем Иисусе Христе ска­зано в Св. Еван­ге­лии и в апо­столь­ских посла­ниях. Почти все мы эту святую книгу имеем, но боль­шин­ство из нас редко в эту книгу загля­ды­вает. Не правда ли? Читали, мол. Все там напи­сан­ное нам давно известно. Это, конечно, невер­ное утвер­жде­ние, ибо духов­ные люди опытно уве­ри­лись, что, чем больше читать сию вели­кую книгу жизни, тем больше таин Божиих нам в ней откры­ва­ется.

Однако эта книга вме­щает только часть того, что делал и гово­рил Спа­си­тель во время своей земной жизни. Об этом ясно сви­де­тель­ствует св. апо­стол Иоанн Бого­слов в конце своего Еван­ге­лия, говоря:

«Многое и другое сотво­рил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вме­стить бы напи­сан­ных книг».

И вот, люби­тели Слова Божия неод­но­кратно тща­тельно соби­рали из всех доступ­ных им источ­ни­ков неза­пи­сан­ные в Свя­щен­ном Писа­нии дела и изре­че­ния Христа Спа­си­теля. Такие сбор­ники име­ну­ются «Аграфа», что значит в пере­воде с гре­че­ского «неза­пи­сан­ное». Недавно мне попался в руки один из таких сбор­ни­ков, состав­лен­ный уже в наше время и издан­ный в Польше на рус­ском языке в 1938 г. Сбор­ник чрез­вы­чайно инте­ре­сен, и мне захо­те­лось поде­литься хоть малой частью его сокро­вищ духов­ных.

Прежде всего необ­хо­димо ска­зать, что в под­лин­но­сти этих неза­пи­сан­ных в Св. Писа­нии изре­че­ний Христа сомне­ваться не при­хо­дится. Они взяты не из апо­кри­фов, т.е. не при­знан­ных Цер­ко­вью, под­лож­ных ска­за­ний о Иисусе Христе, а из сохра­нен­ных Свя­щен­ным Пре­да­нием писа­ний св. отцов первых веков хри­сти­ан­ства.

Немало слов Хри­сто­вых, не име­ю­щихся в Еван­ге­лиях, мы можем найти в Дея­ниях Апо­сто­лов, напи­сан­ных святым еван­ге­ли­стом Лукой, и в посла­ниях свя­того апо­стола Павла. Напри­мер: «Бла­жен­нее давать, нежели полу­чать». Этот почти всем извест­ный текст, нахо­дится в Дея­ниях, глава 20, ст. 35.

Слова Хри­стовы, тоже почти всем извест­ные: «Солнце да не зайдет во гневе твоем», нахо­дятся не в Еван­ге­лии, а в посла­нии св. апо­стола Павла к Ефе­ся­нам, гл. 4, ст. 26. Таких изре­че­ний много, но о них я больше гово­рить не стану, отсы­лая инте­ре­су­ю­щихся ко всем доступ­ной книге Нового Завета.

Вам же хочу при­ве­сти теперь несколько заме­ча­тель­ных изре­че­ний, под­лин­ность кото­рых сви­де­тель­ству­ется мужами апо­столь­скими. Многие из вас нередко слышат и в храмах на про­по­ве­дях, и в част­ных раз­го­во­рах на духов­ные темы: «В чем застану, в том и сужу». Их нет в Новом Завете» Но Цер­ковь счи­тает их под­лин­ными сло­вами Хри­сто­выми. Их сохра­нил для хри­сти­ан­ства вели­кий муж апо­столь­ский св. Иустин Фило­соф в своем диа­логе с Три­фо­ном.

А вот заме­ча­тель­ный отры­вок об явле­нии Христа своему брату Иакову, сохра­нен­ный для нас блаж. Иеро­ни­мом, зна­ме­ни­тым пере­вод­чи­ком Свя­щен­ного Писа­ниня с гре­че­ского на латин­ский язык. Этот пере­вод назы­ва­ется «Вуль­гата».

В Новом Завете св. апо­стол Павел в своем 1‑м посла­нии к Корин­фя­нам, в 15 гл., 7 ст. гово­рит пре­дельно кратко: «Потом явился Иакову, также всем апо­сто­лам».

А вот как о сем повест­вует блаж. Иеро­ним на осно­ва­нии най­ден­ных им древ­них запи­сей: «Гос­подь пошел к Иакову и явился ему. Ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеба с того часа, как он пил чашу Гос­пода, пока не увидит Его воз­став­шим из мерт­вых… Сказал Гос­подь: «При­не­сите стол и хлеб». Взял хлеб и бла­го­сло­вил, и пре­ло­мил, и дал Иакову Пра­вед­ному и сказал ему: «Брат мой, ешь­хлеб свой, ибо воз­стал Сын Чело­ве­че­ский из спящих».

Не правда ли, какое заме­ча­тель­ное допол­не­ние к словам св. апо­стола Павла?

Зна­ме­на­тель­ные слова Хри­стовы при­во­дит св. апо­стол Вар­нава (из 70-ти) в своем посла­нии, счи­та­ю­щемся Цер­ко­вью вполне авто­ри­тет­ным:
«Жела­ю­щие узреть Меня и обре­сти Цар­ство Мое должны достичь Меня через скорбь и стра­да­ние».

А Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, равно и Ориген, при­во­дят, как под­лин­ную, сле­ду­ю­щую запо­ведь Хри­стову:
«Про­сите вели­кого, и малое при­ло­жится вам; про­сите Небес­ного, и земное при­ло­жится вам».

Это, конечно, пере­фра­зи­ро­ва­ние зна­ме­ни­того еван­гель­ского:
«Ищите же прежде Цар­ствия Божия и правды его, и это все при­ло­жится вам» (Мф.6:33), но какое инте­рес­ное пере­фра­зи­ро­ва­ние!

В откры­той в 1897 г. в Египте «Логиях Иисуса», счи­та­ю­щейся бого­слов­ской наукой «Пра­е­ван­ге­лием», нахо­дятся такие уте­ши­тель­ные слова Спа­си­теля:

«Где кто один (одинок), там Я с ним есть». Это заме­ча­тель­ное изре­че­ние сохра­нил нам в своих писа­ниях и зна­ме­ни­тый преп Ефрем Сирин.

Вот инте­рес­ное добав­ле­ние к повест­во­ва­нию о бога­том юноше, име­ю­щемся у еван­ге­ли­стов Матфея, Марка и Луки:
«Услы­шав слово Хри­стово о про­даже имения и раз­даче денег нищим, начал бога­тый юноша чесать голову, и не понра­ви­лось это ему. И сказал ему Гос­подь: «Как ты гово­ришь — я соблюл закон и про­ро­ков, ибо напи­сано в законе: «Люби ближ­него твоего, как самого себя, а вот, многие из бра­тьев твоих, детей Авра­ама, покрыты грязью, уми­рают от голода, а дом твой полон многим добром, и ничего им из него не доста­ется». И, обра­тив­шись, сказал Симону, уче­нику Своему, сидя­щему около Него: «Симон, сын Ионин, легче вер­блюду войти сквозь иголь­ные уши, чем бога­тому в Цар­ство Небес­ное».

Эта аграфа взята из древ­ней­шего апо­кри­фи­че­ского Еван­ге­лия Евреев, часть тек­стом кото­рого, в том числе и выше­при­ве­ден­ный, мно­гими св. отцами счи­та­ются под­лин­ными сло­вами Иисуса Христа. В данном случае, ясность, непо­сред­ствен­ность повест­во­ва­ния гово­рят крас­но­ре­чиво сами за себя.

А вот, оттуда же еще одна инте­рес­ная аграфа:
«Гово­рит Гос­подь: будьте как овцы среди волков. Петр же, пре­ры­вая, гово­рит Ему: Ну, а если волки разо­рвут овец? Сказал Иисус Петру: не убо­ятся овцы волков (ничего не могу­щих сде­лать сверх умерщ­вле­ния их); и вы не бой­тесь уби­ва­ю­щих вас и ничего дру­гого не могу­щих вам сде­лать, а бой­тесь име­ю­щего власть над душой и телом поуби­е­нии вашем вверг­нуть вас в геенну огнен­ную».

Неправда ли, какой инте­рес­ный вари­ант извест­ных еван­гель­ских слов Хри­сто­вых об овцах и волках?

А вот какие слова Хри­стовы запи­саны в «Учении Св. Апо­сто­лов», памят­нике 1‑го века:
«Горе име­ю­щим и лице­мерно (еще) беру­щим или могу­щим самим себе помочь и жела­ю­щим брать у других; ибо каждый даст ответ Гос­поду Богу в день суда».

Да, каждый даст ответ Гос­поду в день суда, осо­бенно имущие и лице­мерно еще беру­щие у других!

Об этом полезно бы было очень поду­мать бога­тым аме­ри­кан­ским поли­ти­кам, бро­са­ю­щим боль­шие деньги, чтобы добиться власти, вместо того, чтобы упо­треб­лять свое богат­ство на бого­угод­ные дела. Но каса­ется сие и каж­дого, накоп­ля­ю­щего имение для себя, тра­тя­щего на это боль­шую часть своего вре­мени, а о бого­угод­ных делах почти не помыш­ля­ю­щаго.

Закон­чим нашу беседу еще одной агра­фой, кото­рую при­во­дит свят. Кли­мент, чет­вер­тый епи­скоп Рим­ский (91–100 гг.):
«Даже если бы вы были собраны со Мною на лоне Моем, а запо­ве­дей Моих не испол­нили, то Я отвергну вас и скажу вам: Отой­дите от Меня, Я не знаю вас, откуда вы, дела­тели без­за­ко­ния!»

Над этими гроз­ными сло­вами Хри­сто­выми всем нам сле­дует хорошо заду­маться и про­ве­рить при помощи нашей сове­сти — не отно­сятся ли они ко многим из нас?

из сбор­ника «И свет во тьме светит», Чикаго, 1972 г.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки