Чтения Священного Писания и Богослужебные указания

Тропари, кондаки, молитвы и величания

В среду, св. Кресту

Тропарь в среду, св. Кресту, глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

Кондак в среду, св. Кресту, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

показать все

Мученицам Агапии, Ирине и Хионии

Кондак мученицам Агапии, Ирине и Хионии, глас 4

Кре́пко ду́шу, Ири́но, ополчи́ла еси́ ве́рою,/ я́ве лука́ваго посрами́вши,/ и ко Христу́ привела́ еси́ тмы́ люде́й мно́жества, блаже́нная,/ и, порфи́ру от крове́й нося́щи,// со а́нгелы ны́не весели́шися.

Перевод: Ты сильно вооружила душу верой, Ирина, открыто посрамив лукавого (диавола), и ко Христу привела ты бесчисленное множество людей, блаженная, и, нося порфиру, сотканную из крови, ты радуешься сейчас вместе с ангелами.

Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тамбовской»

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тамбовской», глас 4

Днесь све́тло красу́ется град Тамбо́в,/ и святи́тель Христо́в Питири́м ра́дуется./ Сия́ет бо ны́не чудесы́ ико́на Твоя́, Влады́чице,/ ю́же из первопресто́льнаго гра́да Москвы́ святи́тель принесе́,/ и ди́вное лю́дем явля́ет Твое́ заступле́ние,/подаю́щи исцеле́ние всем, с ве́рою к Тебе́ притека́ющим./ Те́мже уми́льно вопие́м Ти:/ спаса́й нас ико́ною Твое́ю,// Де́во Всепе́тая.

Перевод: Сегодня светло ликует город Тамбов и святитель Христов Питирим радуется. Потому что чудесно сияет сейчас икона Твоя, Владычица, ее же из первопрестольного города Москвы святитель принес, и являет людям Твое удивительное заступление, подавая исцеление всем, прибегающим к Тебе с верой. Потому смиренно взываем к Тебе: «Спасай нас иконой Твоей, Дева, Воспеваемая всеми».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тамбовской», глас 3

А́нгели Бо́жии и вси святи́и на Небеси́ ны́не ра́дуются,/ ви́дяще сла́ву Твою́, Пречи́стая Де́во./ Ве́рнии бо лю́дие пред ико́ною Твое́ю/ прино́сят Тебе́ благода́рственныя моли́твы,/ ра́ди ми́лости и щедро́т, явле́нных всем нам,/ наипа́че же гра́ду на́шему./ Потщи́ся, Богоро́дице Де́во,// и в пре́дния дни спаса́ти нас Твои́м заступле́нием.

Перевод: Ангелы Божии и все святые на Небесах сейчас радуются, видя славу Твою, Пречистая Дева, поскольку верующие люди перед иконой Твоей приносят Тебе благодарственные молитвы за милость и сострадание, явленные всем нам, более всего же городу нашему. Постарайся, Богородица Дева, и в будущие дни спасать нас Твоим заступлением.

Мысли свт. Феофана Затворника

(Деян.4:13–22; Ин.5:17–24)

«Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян.4:19–20). Так говорили властям св. апостолы Петр и Иоанн, когда им запрещали говорить о Господе Иисусе Воскресшем, после того, когда они именем Его исцелили хромого от детства. Не побоялись они угроз, ибо очевидность истины не позволяла им молчать: мы видели и слышали, говорили они, и руки наши осязали, как после прибавил св. Иоанн (1Ин.1:1).

Они очевидцы: очевидцы же, по началам человеческого познания, – первые надежные свидетели истины. В этом отношении ни одна область человеческих знаний не имеет подобных свидетелей. Оттого, что с того времени прошло 18 1/2 веков (теперь уже 20. – ред.), сила свидетельства их не умалилась нисколько, а следовательно, не умалилась и очевидность истины, ими свидетельствуемой. Если отпадают в неверие, – а ныне отпадающих очень много, – то отпадают не почему другому, как по недостатку здравомыслия. Не хотят обсудить и увлекаются призраками, которым лесть сердца порочного охотно придает некоторую вероятность. Бедные души! Гибнут, воображая, что попали, наконец, на должный след, и радуясь тому особенно, что первые вступили в эту колею и стали для других передовыми вожаками. Но не велика радость сидеть на седалище губителей.

Притча дня

Один старец сказал:
– Всякий, кто полагает, что может познать Божии Таинства с помощью научных теорий, похож на глупца, который хочет увидеть рай в телескоп. Точно так же невозможно увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом. В основе здравого смысла лежит выгода. В основе Евангелия – любовь.

Проповедь дня


Перейти в раздел «Проповеди»

Основы православия

Тема 119. Шестая заповедь Ветхого Завета: Не убивай.

 Шестой заповедью Бог запрещает лишать жизни других людей, руководствуясь личными мотивами по злому или корыстному умыслу, и убивать самого себя от отчаяния и по иным греховным побуждениям. Использованный глагол «убивать» обозначает безнравственное преднамеренное убийство, в отличие от любого вообще убийства в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (как и в английском kill - любое и murder - незаконное). Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда, то этот глагол не означает убийство вообще, при любых обстоятельствах. Т.е. водораздел – мотив убийства, его цель.

 Может ли Бог отнимать от человека телесную жизнь? Бог дал нам жизнь, Он же может временно лишить нас тела, если мы неправильно распоряжаемся земной жизнью.  Бог Творец и Законодатель, он приказывал Своему народу уничтожать язычников для того, чтобы пресечь глобальное распространения зла на земле. В то же время заметим, что Сам Бог и воскресит всех людей при Втором Пришествии Христа.

 Грех ли убийство врага в освободительной войне?  Это грех, но это меньший грех, чем трусость и предательство ближнего, это выбор меньшего зла. Мы не должны требовать от Бога чуда там, где чудом должны быть мы сами.

 Грехи против шестой заповеди: аборты (и такие противозачаточные средства, как спираль, гормональные таблетки – обладают и абортивным действием); соучастие в убийстве советом, согласием; ненависть (1Ин.3:15). 

 Самоубийством является самовольное лишение себя жизни в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери смысла жизни. Самоубийство от отчаяния – бунт против Бога – единственный грех, в котором невозможно покаяться. Почти всякое самоубийство есть одержимость, убийство демоном человека – руками самого человека. Атеизм в какой-то мере может считаться формой самоубийства, т.к. представляет собой отказ от Источника жизни – Бога. 
 В свою очередь добровольная смерть может иметь своей целью и исповедание веры во Христа. История знает примеры, когда христиане имели выбор, но предпочли смерть. Разница здесь в намерении, в акте воли, который совершает человек. Если человек идет на неизбежную смерть, исходя из христианской любви к Богу, к ближнему, – он им отдает свою жизнь, а не бросает её (эвтаназия сюда не относится).

 Кроме убийства телесного существует не менее страшное убийство – духовное, когда кто-то своим поведением или словами отвращает ближнего от Бога и Его Церкви.

Случайный тест