Чтения Священного Писания и Богослужебные указания

Радоница. Как правильно помянуть усопших,
чего делать не следует

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Во вторник, св. Иоанну Предтече

Тропарь во вторник, св. Иоанну Предтече, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.

Кондак во вторник, св. Иоанну Предтече, глас 2

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́ я́ко ши́пок свяще́ннейший от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Перевод: Пророк Божий и Предтеча благодати, главу твою как священнейшую розу в земле обретя, мы всегда получаем исцеления, ибо снова, как и прежде, ты возвещаешь в мире о покаянии.

показать все

Апостолам

Тропарь апостолам, глас 3

Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостолы святые, молите милостивого Бога, да подаст душам нашим прощение прегрешений.

Кондак апостолам Аристарху, Пуду и Трофиму, глас 4

Яви́ся апо́стольский честны́й сей пра́здник,/ просвеща́я нас и грехо́вную мглу прогоня́я, зову́щим:// яви́ся Свет, и прии́де избавле́ние.

Перевод: Настал почитаемый праздник апостолов, просвещая нас и прогоняя греховную мглу, взывающим: «Явился Свет и пришло избавление».

Мысли свт. Феофана Затворника

(Деян.4:1–10; Ин.3:16–21)

«Неверующий в Сына Божия уже осужден» (Ин.3:18). За что же? За то, что, когда кругом свет, он остается во тьме по любви к ней. Тьмолюбие, ненавидение света делает его кругом виноватым, даже без определения в чем истина; потому что у кого есть эта искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины. 

Пример – св. ап. Павел. Он был искренний истинолюбец, вседушно преданный тому, что считал истинным, без всяких интересов. Потому, как скоро указана была ему истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это древнее, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, осязательно доказанному истинным. То же самое бывает и со всяким искренним истинолюбцем. Истина о Христе ясна как день: взыщи и обрящешь. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. Потому, если кто остается во тьме неверия, тот остается только по любви ко тьме, и за это уже осужден.

Притча дня

О чтении Слова Божьего.

Один инок, придя к своему духовному отцу, сказал: «Отче! Я брошу читать слово Божие». «Что так?» — спросил старец. «Да не понимаю написанного», — отвечал инок. «Чадо, — сказал ему тогда старец, — овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью хватают траву и проглатывают ее не жуя, стараясь только как можно больше захватить, потом, уже наевшись, пережевывают ее. Так и ты, пока имеешь время и возможность, сколь можно больше, без лености читай божественные книги, и темное для тебя будет светлым. Ибо благодаря навыку непонятное поймешь, или от отцов и учителей Церкви узнаешь, или наконец, если некому будет растолковать тебе, просветит тебя Сам Господь».

протоиерей В. Гурьев. Пролог

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты


Основы православия

Тема 118. Пятая заповедь Ветхого ЗаветаПочитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

В этой заповеди пересекаются две составляющие христианской нравственности — вертикальная (отношения с Богом) и горизонтальная (отношения между людьми). Богопочитание начинается с почитания родителей, которых можно назвать сотворцами Богу. По словам апостола: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1Тим.5:8). Народ Израиля, который получил эту заповедь, представлял собой, прежде всего религиозное сообщество. А отец и мать в этом сообществе были для человека самыми первыми учителями Божественного Закона (особенно отец). Они первыми рассказывали ему о Боге, о том, как праведно жить перед Ним на земле, учили различать добро и зло. Тот, кто не почитал родителей-учителей, не почитал и сам Закон. Отвергающие же Закон — отвергали и Бога. Такова внутренняя логика этой заповеди, в которой безусловно предполагалось, что отец и мать будут словом, делом и собственным примером наставлять своих детей в праведной жизни.

Почему в этой заповеди говорится о почитании, а не о любви? Любовь – высшая добродетель, поэтому Бог призывает нас хотя бы почитать родителей. В идеале, конечно, любить их. Как любить родственников, которые вызывают неприязнь? Любовь – это не просто чувство, а дела, поэтому следует творить дела любви и к тем, к кому нет расположения.

Как почитать тех родственников, которые разрушают семью? По словам прот. Димитрия Смирнова, «Почитать их лучше всего на расстоянии. Есть же другая заповедь. «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей» (Мф.19:5). Ну и, собственно, наоборот:  жена – к мужу. Это о чем говорит? Отъехала километров за 50 – и почитай. Иначе всё рухнет. Почему эту заповедь видим, а ту нет?».

В какой мере  проявлять послушание родителям? Не в безусловной. В той, что не противоречит воле Божьей в самом широком смысле: отношениях с Богом, миру в семье, не потакании их страстям (гневу, манипулированию, греховным зависимостям).

Многие считают, что чтить родителей – это значит материально заботиться о них. Однако не менее важно быть терпеливыми по отношению к ним, молиться об их здравии и спасении, а когда они преставятся – молиться об упокоении их душ.

Практические советы

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл: «Заповедь о почитании родителей не ограничивается пределами мира живых. Усопшие еще больше нуждаются в нашей помощи и заботе. Мы заботимся о наших родителях, пока они живы, но оставляем наших усопших предков без всякого участия. Наши молитвы нужны усопшим не меньше, чем земная пища живым. Трудно представить себе человека, который бы отказал больной матери или отцу в стакане воды. Как же назвать человека, который оставляет своих усопших родителей без молитвенной помощи в мире ином?».

Посещая кладбище, мирянам принято совершать краткий молебный чин: Литию об усопших.

Тест