«Встань и иди

Ни­ко­лай Бру­ни. Ов­чая ку­пель
(ис­це­ле­ние рас­слаб­лен­но­го).
1885. СПб., Рус­ский му­зей

По­ста­ра­ем­ся ещё раз уяс­нить ло­ги­ку че­ре­до­ва­ния «недель» (вос­кре­се­ний) Пас­халь­но­го цик­ла. Мы пом­ним, что две сле­ду­ю­щие за Пас­хой неде­ли по­свя­ще­ны со­бы­ти­ям, непо­сред­ствен­но свя­зан­ным с этим ве­ли­чай­шим празд­ни­ком. Со­мне­нию неве­ру­ю­ще­го (то есть невер­но­го) апо­сто­ла Фо­мы про­ти­во­по­став­ле­ны вер­ность и лю­бовь про­стых жен­щин-ми­ро­но­сиц и двух тай­ных уче­ни­ков Иису­са Хри­ста. В этом – глу­бо­кий смысл и на­зи­да­ние.

Сле­ду­ю­щие же три неде­ли (пред­ше­ству­ю­щие празд­ни­ку Воз­не­се­ния Гос­под­ня) слов­но бы воз­вра­ща­ют нас в про­шлое, на­по­ми­ная о трёх со­бы­ти­ях, от­но­ся­щих­ся ещё ко вре­ме­ни об­ще­ствен­но­го слу­же­ния Иису­са Хри­ста, про­те­кав­ше­го меж­ду 27 и 30 го­да­ми I ве­ка. В этих спа­си­тель­ных де­я­ни­ях Он от­крыл Своё Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство и си­лу. Те­перь, в све­те Вос­кре­се­ния, они вполне уяс­ни­мы как под­го­то­ви­тель­ные к нему сту­пе­ни, – но то­гда, при жиз­ни Спа­си­те­ля, вос­при­ни­ма­лись по-раз­но­му и не смог­ли вра­зу­мить да­же бли­жай­ших уче­ни­ков, ма­ло­душ­но оста­вив­ших сво­е­го Учи­те­ля.

Чет­вер­тую неде­лю по Па­схе Пра­во­слав­ная Цер­ковь по­свя­ща­ет вос­по­ми­на­нию ис­це­ле­ния Иису­сом Хри­стом од­но­го па­ра­ли­зо­ван­но­го че­ло­ве­ка во вре­мя ев­рей­ско­го празд­ни­ка Пя­ти­де­сят­ни­цы. Ис­це­лив без­на­деж­но боль­но­го че­ло­ве­ка так без­услов­но «про­сто» – при­ка­зав ему встать и хо­дить! – Иисус Хри­стос вновь от­крыл Своё Цар­ское до­сто­ин­ство, по­ка­зав, что Он – во­ис­ти­ну Вла­ды­ка жиз­ни.

Этот важ­ный эпи­зод свя­щен­ной ис­то­рии на­по­ми­на­ет нам так­же о тес­ной свя­зи меж­ду гре­хом и неду­гом, о том, что бо­лезнь те­лес­ная яв­ля­ет­ся ча­сто след­стви­ем ду­хов­ной рас­слаб­лен­но­сти и неве­рия, и о том, что ис­тин­ное ис­це­ле­ние да­ру­ет­ся че­ло­ве­ку Свы­ше. По­че­му в дан­ном слу­чае Хри­стос из мно­же­ства боль­ных вы­брал имен­но это­го че­ло­ве­ка, ока­зав­ше­го­ся яв­но недо­стой­ным та­ко­го да­ра, – мы не зна­ем. (Ведь имен­но всё умно­жа­ю­щи­е­ся об­ви­не­ния в на­ру­ше­нии Мо­и­се­е­ва За­ко­на и, на­ко­нец, в бо­го­хуль­стве, в том, что Иисус «де­ла­ет Се­бя рав­ным Бо­гу», и по­слу­жи­ли в ко­неч­ном ито­ге при­чи­ной вы­не­се­ния Ему смерт­но­го при­го­во­ра.) Воз­мож­но, Он хо­тел дать это­му че­ло­ве­ку шанс осо­знать смысл по­ра­зив­шей его ко­гда-то бо­лез­ни и на­чать но­вую жизнь? «Бо­же­ствен­ная ло­ги­ка» нам, лю­дям, ни­ко­гда не станет до кон­ца оче­вид­ной и «непро­ти­во­ре­чи­вой».

В сре­ду чет­вёр­той сед­ми­цы по Па­схе празд­ну­ет­ся Пре­по­ло­ве­ние Пя­ти­де­сят­ни­цы, – т. е. день, на­хо­дя­щий­ся в цен­тре пя­ти­де­ся­ти­днев­но­го ка­лен­дар­но­го пе­ри­о­да и как бы зри­мо со­еди­ня­ю­щий со­бой два ве­ли­чай­ших празд­ни­ка по­движ­но­го цик­ла – Пас­ху и Пя­ти­де­сят­ни­цу (День Свя­той Тро­и­цы). Те­мой Пре­по­ло­ве­ния яв­ля­ет­ся про­по­ведь Иису­са Хри­ста в Иеру­са­ли­ме на осен­нем празд­ни­ке Ку­щей (Ша­тров, Па­ла­ток) – тре­тьем ве­ли­чай­шем празд­ни­ке Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви.

«В по­след­ний, са­мый ве­ли­кий день празд­ни­ка Иисус встал и гром­ким го­ло­сом вос­клик­нул: „Тот, кто жаж­дет, пусть при­хо­дит ко Мне! И кто ве­рит в Ме­ня, пусть пьет! Ибо так го­во­рит Пи­са­ние: „Из серд­ца его по­те­кут ре­ки во­ды жи­вой“. – Иисус ска­зал так о Ду­хе, Ко­то­ро­го по­лу­чат те, кто по­ве­рит в Него», – по­яс­ня­ет еван­ге­лист Иоанн (Ин.7:37-39).

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Случайный тест