Эортоло́гия или праздниковедение (от греч. ἑορτή праздник + греч. λόγος слово, речь, разум; мнение, учение) – (в богословии) наука о церковных праздниках (теологическая научная дисциплина, отрасль литургики – науки о христианском богослужении). Предметом эортологии являются христианские праздники, история их возникновения и развития, символика, духовный смысл, особенности богослужения в праздничные дни, связь праздников друг с другом, их место в церковном календаре и пр.
Специалист в эортологии – эортолог.
В широком смысле слова научная дисциплина, изучающая праздники в свете культурологии / истории / психологии / прочих наук, как феномен социальной активности, их структурное содержание и технологии их организации и т. д.
Краткая история понятия
Понятие «эортология», как официальное название научного направления в богословии, утвердилось значительно позже того, как стало формироваться обозначаемое им научное направление. Распространение и утверждение этого названия в науке нередко относят к периоду начала - середины XIX века и связывают с достижениями в области немецкой (heortologie) исторической и теологической наук. Заметим, что в это время вышел ряд значимых научных работ по эортологии. К этому ряду относят цикл творений прусского католического священника и теолога Антона Джозефа Бинтерима под общим заглавием «Von der kirchlichen Heortologie und Chronologie, oder Von den heil. Festen und Zeiten. In: Die vorzüglichsten Denkwürdigkeiten der Christ-Katholischen Kirche aus den ersten, mittlern und letzten Zeiten, mit besonderer Rücksichtnahme auf die Disciplin der katholischen Kirche in Deutschland» (О церковной эортологии и хронологии, или о спасении, праздниках и временах. Самые превосходные памятные события Католической церкви первого, среднего и последнего времен, с особым вниманием к дисциплине католической церкви в Германии) (1825–1832), а также исследование Вильгельма Дибелиус (Wilhelm Dibelius) «Christliche Heortologie, oder die heiligen Zeiten der Christen: nach ihrem Ursprunge, ihrer Bedeutung und ihrer Feier dargestellt» (Христианская эортология, или Священные времена христиан: проиллюстрированные их происхождением, значением и празднованием) (1841), работу Августа Моммсена «Heortologie. Antiquarische untersuchungen über die städtischen feste der Athener» (Эортология. Антикварные исследования городских праздников афинян) (1864).
Эортология в Русской Православной Церкви
Весомый вклад в развитие эортологии в рамках русского богословия внесли: историк Церкви, патролог и литургист Василий Васильевич Болотов (1853–1900) и литургист архимандрит Киприан (Керн) (в миру Константин Эдуардович Керн; 1899–1960).
В частности, В. В. Болотов занимался исследованиями православных богослужебных уставов и богослужебного календаря. Ему также принадлежит первое полноценное узкоспециализированное эортологическое исследование на русском язык: «Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд)».
Архимандриту Киприану (Керну) принадлежит обобщающий специализированный труд по эортологии – «Литургика. Гимнография и эортология». Данная работа была опубликована посмертно на русском языке в 1964 году в Париже, где о. Киприан читал лекции по данному предмету в Свято-Сергиевом богословском институте (где занимал профессорскую должность в период с 1945 года до своей смерти в 1960 году). Много позже данная работа была опубликована и в России, в Москве в 1997 году. Ключевым вкладом автора стало не только и не столько исследовательское обобщение основных достижений в эортологии, известных автору на момент его жизни, сколько популяризация данной теологической дисциплины, и даже популяризация самого понятия «эортология», которое нередко ассоциируется с трудом о. Киприана.
Помимо этого, значительный исследовательский вклад в русскоязычную православную эортологию внесли литургист и византинист И.Д. Мансветов (1844–1885; его работа: «Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви»), исследователь прот. М.А. Лисицын (1872–1918; «Первоначальный славяно-русский Типикон»), известный литургист М.Н. Скабалланович (1871–1931; «Толковый Типикон») и архиеп. Владимирский Сергий (Спасский) (1830–1904; «Полный Месяцеслов Востока»).
Особого внимания также заслуживают эортологические изыскания советского грузинского историка прот. Корнелия Кекелидзе «Грузинская эра и эортологический год» (1940), труд сербского историка и литургиста Лазаря Мирковича: «Хеортологиjа или историjски развитак и богослужење празника православне источне Цркве» (Эортология, или Историческое развитие и богослужение праздников православной Восточной Церкви) (1961).
Литература по теме
- Литургика. Гимнография и эортология архим. Киприан (Керн)
Комментировать