Из наследия Оптинских старцев — Ольга Рожнева

Из наследия Оптинских старцев — Ольга Рожнева

(19 голосов4.8 из 5)

Как могли старцы иметь такое пре­вос­ход­ное пред­став­ле­ние о лите­ра­туре, про­жи­вая в мона­стыре? Мно­гие Оптин­ские старцы были бле­стяще обра­зо­ваны. Напри­мер, пре­по­доб­ный Амвро­сий окон­чил духов­ное учи­лище пер­вым из 148 чело­век, затем учился в семи­на­рии, знал пять ино­стран­ных язы­ков. Таланты и интел­лект сулили ему самое бле­стя­щее буду­щее в миру. Но буду­щий ста­рец пред­по­чёл жизнь духов­ную, монашескую.

Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий курс семи­на­рии окон­чил тре­тьим уче­ни­ком, много читал, пре­красно знал миро­вую лите­ра­туру. Затем была учёба в Орен­бург­ском воен­ном учи­лище, штаб­ные офи­цер­ские курсы в Петер­бурге. Посте­пенно повы­ша­ясь в чинах, он скоро стал началь­ни­ком моби­ли­за­ци­он­ного отде­ле­ния, а затем и пол­ков­ни­ком. Увле­кался клас­си­че­ской музы­кой и хорошо раз­би­рался в музыке и лите­ра­туре. Позд­нее, будучи стар­цем, отец Вар­со­но­фий часто гово­рил о пользе чте­ния для души, осо­бенно сове­то­вал читать житий святых.

Неко­то­рые из стар­цев, не имея выс­шего обра­зо­ва­ния, тем не менее, зани­ма­лись само­об­ра­зо­ва­нием. Пре­по­доб­ный Нек­та­рий, напри­мер, не имел выс­шего обра­зо­ва­ния, но, по бла­го­сло­ве­нию стар­цев, уйдя в затвор, про­чи­тал всю биб­лио­теку Опти­ной пустыни. В Оптин­ской биб­лио­теке в те годы было более 30 тысяч книг. Сна­чала пре­по­доб­ный Нек­та­рий изу­чал тво­ре­ния свя­тых отцов: аввы Доро­фея, пре­по­доб­ных Иоанна Лествич­ника, Иса­ака Сирина, Симеона Нового Бого­слова, Мака­рия Вели­кого, свя­ти­те­лей Тихона Задон­ского и Димит­рия Ростов­ского.

Через десять лет пре­бы­ва­ния в затворе духов­ные отцы бла­го­сло­вили его читать свет­ских авто­ров и изу­чать свет­ские науки. Видимо, для того, чтобы при­об­ре­сти позна­ния, кото­рые могли бы ему помочь при­во­дить к спа­се­нию души мяту­щейся и ищу­щей твор­че­ской интел­ли­ген­ции. Так пре­по­доб­ный стал изу­чать гео­гра­фию, мате­ма­тику, ино­стран­ные языки, латынь, читать Данте и Шекс­пира, Пуш­кина, Гоголя, Достоевского.

В един­ствен­ный час отдыха, после обеда, он читал Пуш­кина или народ­ные сказки, Пуш­кина и Дер­жа­вина цити­ро­вал наизусть. Как-то пре­по­доб­ный ска­зал: «Мно­гие гово­рят, что не надо читать стихи, а вот батюшка Амвро­сий любил стихи, осо­бенно басни Кры­лова». И до послед­них дней своей жизни пре­по­доб­ный Нек­та­рий про­сил при­во­зить ему книги, инте­ре­со­вался направ­ле­ни­ями совре­мен­ного искус­ства, рас­спра­ши­вал о поста­новке обра­зо­ва­ния в новое время. Окон­чив лишь сель­скую цер­ковно-при­ход­скую школу, пре­по­доб­ный мог легко общаться с писа­те­лями, учёными.

Таким обра­зом, хоть неко­то­рые из стар­цев и не полу­чили систе­ма­ти­че­ского обра­зо­ва­ния, но бла­го­даря само­об­ра­зо­ва­нию, а, глав­ное, своей духов­ной муд­ро­сти, могли хорошо пони­мать направ­ле­ние писа­те­лей и поэтов, их внут­рен­нее устро­е­ние, тон­чай­шие дви­же­ния их души. Могли дать совет о том, насколько полезно нам читать те или иные произведения.

Глав­ный кри­те­рий – направ­лен­ность к Богу

Оптин­ские старцы судили о твор­че­стве писа­теля, исходя из мно­гих кри­те­риев. Но глав­ным кри­те­рием для них была направ­лен­ность авто­ров к Богу. Этот век­тор духов­ной направ­лен­но­сти мог вос­пи­ты­вать в чело­веке луч­шие чув­ства и будить совесть, побуж­дать к работе ум, обра­щаться к долгу, ответ­ствен­но­сти, любви. А направ­лен­ный в про­ти­во­по­лож­ную сто­рону, мог уво­дить людей в пучину стра­стей и похоти, в глу­бины тём­ных и мрач­ных теней подсознания.

Старцы высоко ценили луч­ших писа­те­лей, кото­рые «под­ни­мали над буд­нич­ной серой обы­ден­ной жиз­нью и при­во­дили к Богу». Ста­рец Вар­со­но­фий в беседе объ­яс­нял это так:

«Опять повто­ряю: луч­шие наши писа­тели стре­ми­лись к Богу, хотя теперь как-то забыли об этом; сту­ден­че­ство сей­час ничего не читает и не имеет поня­тия ни о Шекс­пире, ни о Пуш­кине. А эти писа­тели могли бы под­нять их от буд­нич­ной серой обы­ден­ной жизни и при­ве­сти к Богу».

Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий при­во­дил при­меры того, как чте­ние вели­ких писа­те­лей обла­го­ра­жи­вает душу:

«Когда я был в гим­на­зии, в моём классе были два това­рища, отча­ян­ные шалуны. В общем, они были доб­рые малые, и их шало­сти нико­гда не были сквер­ными. Но вот начали заме­чать, что маль­чики изме­ни­лись: неза­метно уже их преж­них выхо­док, всё сво­бод­ное от заня­тий время они стали про­во­дить за чте­нием. Спро­сишь, бывало: «Что ты чита­ешь?». И полу­чишь ответ: Пуш­кина, Ники­тина или вообще кого-нибудь из наших вели­ких писа­те­лей. Под вли­я­нием чте­ния даже лица их изме­ни­лись, сде­ла­лись более серьез­ными, осмысленными».

«Если чте­ние вели­ких писа­те­лей так обла­го­ра­жи­вает душу, то не тем ли более обла­го­ро­дит и освя­тит её чте­ние Слова Божия и свя­тых Отцов? Про­ник­но­ве­ние в Свя­щен­ное Писа­ние вво­дит чело­века в глу­бину Бого­по­зна­ния и дарует ему такое бла­жен­ство, с кото­рым не может срав­ниться ника­кая зем­ная радость. Внеш­ний мир с его кра­со­тами бла­го­творно дей­ствует на чело­века, и душа, спо­соб­ная насла­ждаться кра­со­тою мира, есть душа воз­вы­шен­ная, но чело­век, достиг­ший совер­шен­ства, созер­цает в душе своей такую кра­соту, перед кото­рой види­мый мир ничего не стоит».

Оптин­ские старцы и рус­ские писатели

Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий высоко оце­ни­вал твор­че­ство Гоголя. В одной из бесед ста­рец подробно рас­ска­зы­вал о при­езде Нико­лая Васи­лье­вича в Оптину к старцу Мака­рию и о том, какой духов­ный пере­лом про­изо­шёл в вели­ком писа­теле после этой встречи:

«…Есть пре­да­ние, что ста­рец отец Мака­рий пред­чув­ство­вал при­ход Гоголя. Гово­рят, он был в это время в своей кел­лии, и, кто знает, не в этой ли самой, так как при­шел-то Гоголь прямо сюда. Отец Мака­рий, быстро ходя взад и впе­ред по кел­лии, гово­рил быв­шему с ним иноку:

– Вол­ну­ется что-то сердце у меня. Точно что-то необык­но­вен­ное должно совер­шиться, точно ждет оно кого-то.

В это время докла­ды­вают, что при­шел Нико­лай Васи­лье­вич Гоголь.

– Проси!

И вот Гоголь у Старца. Начи­на­ется беседа. Без сви­де­те­лей про­ис­хо­дила она, никем не запи­сана, но Бог при­сут­ство­вал во время неё неви­димо, и Боже­ствен­ная бла­го­дать пре­об­ра­зила душу Гоголя.

Как бы я желал, да и вы, я думаю, тоже не отка­за­лись бы послу­шать эту заме­ча­тель­ную беседу вели­кого Старца с вели­ким писа­те­лем. Веро­ятно, была она весьма содер­жа­тельна и пред­став­ляла вели­чай­ший инте­рес. Ста­рец Мака­рий в выс­шей сте­пени обла­дал даром власт­ного слова, и речи его ока­зы­вали огром­ное вли­я­ние на душу слу­ша­теля. Выйдя от Старца, Гоголь говорил:

– Да, мне ска­зали правду, это един­ствен­ный из всех извест­ных мне людей, кто имеет власть и силу пове­сти на источ­ники воды живой.

И Гоголь пере­ро­дился. Он сам гово­рил: «Вошёл я к Старцу одним, вышел другим».

Гоголь хотел изоб­ра­зить рус­скую жизнь во всей её раз­но­сто­рон­ней пол­ноте. С этой целью он начал свою поэму «Мёрт­вые души» и напи­сал уже первую часть. Мы знаем, в каком свете там отра­зи­лась рус­ская жизнь: плюш­кины, соба­ке­вичи, нозд­ревы, чичи­ковы – вся книга пред­став­ляет собой душ­ный и тём­ный погреб пош­ло­сти и низ­мен­но­сти инте­ре­сов. Гоголь сам испу­гался того, что напи­сал, но уте­шал себя тем, что это только накипь, только пена, сня­тая им с волн житей­ского моря. Он наде­ялся, что во вто­ром томе ему удастся нари­со­вать рус­ского пра­во­слав­ного чело­века во всей его кра­соте, во всей чистоте. Как это сде­лать, Гоголь не знал.

Около этого вре­мени и про­изо­шло его зна­ком­ство с батюш­кой отцом Мака­рием. С обнов­лён­ной душой уехал Гоголь из Опти­ной, но не оста­вил мысли напи­сать вто­рой том «Мерт­вых душ» и рабо­тал над ним. Но потом, чув­ствуя, что ему не по силам вопло­тить во всей пол­ноте тот идеал хри­сти­а­нина, кото­рый жил в его душе, он разо­ча­ро­вался в своем про­из­ве­де­нии, – вот при­чина сожже­ния вто­рого тома «Мерт­вых душ».

Стр. 1 из 3 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

3 комментария

  • Фотиния М., 05.10.2016

    При­со­еди­ня­юсь к ком­мен­та­рию Ларисы, думаю, что тоже не раз вер­нусь к душе полез­ным исто­ри­ями Ольги.

    Ответить »
  • Лариса, 03.08.2016

    Книги и ста­тьи напи­са­ные Оль­гой, я пере­чи­тала уже раз по 10 точно. Они пре­красны, духовны и поучительны.

    Ответить »
  • тамара, 21.09.2014

    спасибо.ещё больше узнала о наших писателях.Храни всех, ГОСПОДИ.

    Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки