Когда жизнь истинствует… Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны

Когда жизнь истинствует… Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны - Послесловие

Кучмаева И.К.
(9 голосов4.4 из 5)

Послесловие

У каждого человека есть право на особое видение мира культуры прошлого и одновременно возрастающая с годами потребность во взыскательном отношении к формированию глубоких смысловых уровней освоения культурного наследия. Не случайно поэтому сегодня так актуально звучат два давних вопроса: «что наследовать?», «как наследовать?». Современного человека уже не удовлетворяют ответы на эти вопросы, построенные на компромиссе с капризной модой. Необходимо обращение к надежным критериям, способным стать своеобразным ключом к раскрытию сущности тех или иных явлений культуры прошлого.

Однако можем ли мы быть уверены в том, что, выбирая направление жизни, обращаясь к необъятным пластам культурного наследия, мы обладаем наилучшими критериями для этого? Но где же как не внутри духовной культуры возможно разыскать такие критерии, ориентированные на абсолютные ценности, которые можно и должно чтить всегда и повсюду, что бы ни случилось.

Можем ли мы обрести свое подлинное призвание, свои ценности-критерии, не совершая подвига памяти, то есть не становясь наследниками и продолжателями жизни наших авторитетов внутри духовной культуры?

Может ли каждый из нас состояться как личность, если мы не рождаемся духовно, если память не становится максимой нашего поведения?

Понимаем ли мы до конца, что бытие окружающего мира существенно зависит от того, сумеем ли мы разыскать и обрести в культурном наследии своих духовных родителей, принимаемых за совестно чтимые авторитеты?

Эти вопросы неотступно вставали перед автором при подготовке к печати рукописи, посвященной подвигу Великой княгини преподобномученицы Елисаветы Феодоровны.

Книга создается в надежде на то, что обращаясь к памяти этого уникального человека, среди множества разных ролевых обликов и привычных нам образов поведения, в делах серьезных и досужных, мы сможем догадаться и осмыслить, какова могла бы быть наша наиболее подлинная и достойная жизнь, ради которой стоило родиться на свет, никогда не сожалея об этом.

Благодарное отношение к прошлому, к дорогим именам, к старинному дому на Тверской или Ордынке, любимым тропикам в Нескучном саду, к дереву, склоненному над рекой в Ильинском, к стенам Ливадийского храма, стерегущим молитвы царского дома, к дивному храму в Дармштадте — все это путь к истокам культуры. Всматриваясь в причудливые изгибы давно умолкнувшей жизни, мы начинаем осознавать устойчивую тенденцию к росту «проницаемости» культурных эпох, ясно ощущать дефицит общения с культурой великокняжеской семьи, обретающей сегодня непреходящую ценность.

Самая, быть может, для кого-то горькая, но и самая реалистическая, самая трудная, но и самая необходимая, самая суровая, но одновременно простая истина состоит в том, что людям следует без колебаний отказаться от тех исчерпавших себя, хотя и живучих иллюзий, которые не соответствуют новой ситуации. Это сложно, подчас невыносимо сложно, но неотвратимо, поскольку без отказа от груза некоторых былых убеждений возникает риск отрыва от действительности, который может повести к трагическим последствиям.

Каждый непредубежденный человек видит, что Москва и Россия вплотную подошли к тому рубежу, когда установка на приоритет ценностей православной культуры становится требованием жизни, выработки своеобразного этического кодекса.

К счастью, в конце XX — начале XXI вв. люди опомнились от синдрома забвения многих великих людей. И в отношении к имени Великой княгини Елисаветы Феодоров-ны произошли существенные изменения. Можно говорить даже о подлинном духовном взрыве в оценках этого редкого бытия с его трагическим завершением.

Панорама жизни Великой княгини свидетельствовала о ее стремлении жить деятельно и духовно, очищая мир от равнодушия. Вся сила личности Елисаветы Феодоровны проявилась в том большом деле, которому была посвящена ее жизнь. Пустых промежутков времени у нее вовсе не было. А поэтому творчество жизни умножало первоначальные силы, венчая долгий путь борьбы за новый, наивысший этап ее развития.

В ряду событий, которые остались центральными, судьбоносными в жизни Великой княгини, нельзя не назвать 4 февраля 1905 года — день убийства мужа — Великого князя Сергея Александровича. Именно в эти дни вызревало понимание, что любой разрушительной ситуации, даже такой, как смерть любимого человека, можно противостоять только духовно, становясь великой и милосердной заступницей всех униженных и оскорбленных.

Идея преображения мира на самой высокой духовно-нравственной основе требовала созидания духовной среды, где возможна достойная жизнь единомышленников, готовых противостоять злу бескорыстием и любовью.

Обретая добрый круг общения, радость духовного союза с сестрами Марфо-Мариинской обители милосердия, Великая княгиня приступила к самому важному делу своей жизни. Каждый шаг в развитии обители свидетельствовал, что огромная работа в обществе, погруженном в беды и страдания, невозможна, немыслима без любви к человеку. Именно так направляла работу обители Елисавета Феодоровна в годы Первой мировой войны, в дни чрезвычайных ситуаций (голод, наводнения, пожары).

Особой страницей в этой жизни была культура благотворения, затронувшая все стороны бытия Великой княгини: помощь монастырям и храмам, приютам детей и инвалидов, учебным заведениям и больницам, музеям и творческим организациям, поддержка старых больных людей, от которых отказались родные и хозяева; организация лазаретов, мастерских в помощь фронту, экипирование санитарных поездов, отправляющихся в действующую армию; благотворительные издания книг, брошюр, плакатов, открыток; организация выставок и концертов, устройство новогодних елок для детей с раздачей подарков; подготовка ярмарок, гуляний, празднеств для крестьян с непременным одариванием приятными для них вещами; неизменная забота о похоронах близких людей, активное участие в создании Братского кладбища погибших героев и т.д.

Несмотря на трагические обстоятельства жизни, это была самая счастливая пора активного участия Великой княгини в милосердной помощи людям, в культурном и духовном обустройстве столицы.

Великая княгиня входила в круг тех выдающихся людей начала XX века, которые в области социального и духовного творчества были носителями национальной идеи в ее наиболее тонком и высоком воплощении. Императорский исторический музей, Московская Духовная Академия, Строгановское художественно-промышленное училище, Императорское Православное Палестинское общество, Московское археологическое общество, Музей изящных искусств, Синодальное училище, Московское музыкальное филармоническое общество и множество других организаций ощутили значительное влияние и поддержку Великой княгини.

Культура в лице ее персонифицированных носителей, таких как Великая княгиня Елисавета Феодоровна и Великий князь Сергей Александрович, своими способами боролась против сил, направленных на ее истребление. Поэтому целостное осмысление своеобразного завещания о культуре благотворения выдающихся представителей Дома Романовых — это не просто дань уважения их памяти, но и необходимая сторона самого бытия культуры.

Любовь к беднякам, открытие и опека лазаретов, забота о детях, создание кремлевского склада, многообразных благотворительных обществ, помощь монастырям и храмам, память о муже-мученике и почивших друзьях — все это и многое другое, что наполняло жизнь Великой княгини, позволило современникам называть ее «небочеловеком», Ангелом-Хранителем Москвы.

«Любовью преданных сердец
Плетется Вам златой венец»
[784]

таким образом губернский секретарь Иван Гончаров выразил всенародную веру и благодарность Великой княгине.

Изучение архивных материалов, дореволюционных публикаций, не искаженных более поздней цензурой, помогает понять, что для Елисаветы Феодоровны вся жизнь, все отношения, любая благотворительная деятельность, паломнические поездки и даже музыкальные вечера — это в первую очередь православное строительство. Неудивительно, что почти скульптурная завершенность и оформленность этой жизни во всем предполагала гармонию, лад, соответствие, соразмерность, смирение. Вопрос о бесконечных духовных ожиданиях и исканиях, который мучит многих в течение всей жизни, решался у Елисаветы Феодоровны в младенчестве, а затем в первые годы замужества, когда православное понимание духовного аристократизма становится незыблемым. Это первично, это ведет к духовному очищению и спасению души.

Действенная и молитвенная память о ближних и дальних, о русских, и нерусских, о верующих и неверующих, о православных и неправославных — такова максима поведения Великой княгини, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны.

«Ты теперь на Святой Земле, — пишет королева Румынии Мария, — жертва мира, который слишком мрачен для твоего света; и вместе с тем одержана полная победа, ибо ничто не сможет заслонить память о тебе. Они смогли расправиться только с твоей земной красотой, но память о твоем обаянии, доброте, любви будет жить с нами всегда, подобно звезде в ночи»[785].

Великая княгиня жила и совершала свой подвиг памяти во имя будущих поколений России, которые ныне имеют шанс совершить свой подвиг памяти во имя нее.

И наши современники совершают этот подвиг. Развивается жизнь возрожденной Марфо-Мариинской обители. Умножаются научные и публицистические издания, посвященные этому удивительному бытию. В 2007 году состоялись уже девятые и десятые Свято-Елисаветинские чтения, посвященные памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, организуемые Паломническим центром Московского Патриархата, Марфо-Мариинской обителью милосердия и Государственной академией славянской культуры.

В России, Белоруссии, Украине создаются монастыри и храмы во имя преподобномученицы Елисаветы. Люди приносят цветы к подножию памятника святой Елисаветы в Марфо-Мариинской обители, созданного известным скульптором В.М.Клыковым; возносят усердные покаянные молитвы в женском монастыре Алапаевска, в часовне, построенной рядом с шахтой — местом убийства Великой праведницы.

Нет сомнения в том, что изучение жития такой личности, как Великая княгиня Елисавета Феодоровна, — это духовная опора для развития самосознания людей. Такое развитие пойдет тем интенсивнее, чем глубже будет осознаваться, что житие Великой княгини — это свое, родное, что это дорогая часть прошлого Отчизны.

В процессе самостоятельного изучения жизни преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны было бы целесообразно разделить этот процесс на несколько смысловых частей. Первым направлением самостоятельного поиска мог бы стать анализ основных истоков этого удивительного бытия. Второе направление может быть посвящено особенностям благотворительной деятельности Великой княгини. Третьим — изучение исторического центра Москвы и его главных памятников, с которыми была связана жизнь Великой княгини. Четвертое может быть направлено на исследование вопросов духовного учительства в бытии Елисаветы Феодоровны, ее отношения к паломническим путешествиям. Пятое — могло бы коснуться изучения особенностей художественного и музыкального творчества Великой княгини. Но это лишь примеры возможного исследования богатой и поучительной жизни величайшей подвижницы XX века.

Жизнь в златоглавой Москве отвечала изысканному вкусу Великой княгини, сформированному по критериям эстетики высшего порядка. Эта жизнь органично вписалась в сложный виток развития национального самосознания первой четверти XX века. В ней отразилась та мера личностного совершенства, которая является особой наградой обществу на любом отрезке исторического времени.


[784] ГАРФ, ф. 648, on. 1, ед. хр. 145

[785] Marie, Queen of Roumania. The story of My Life. P. 87-88

Комментировать