- Вступление
- Глава I. Литература XVII столетия
- 1. Культурный процесс XVII столетия
- 2. Своеобразие литературных произведений XVII столетия
- Глава II. Литература XVIII столетия
- 1. След петровской эпохи
- 2. На путях гуманизма
- 3. Ф. Прокопович, М. Ломоносов, А. Кантемир
- Феофан Прокопович
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Антиох Дмитриевич Кантемир
- 4. Г. Державин, К. Батюшков
- Гаврила Романович Державин
- Константин Николаевич Батюшков
- 5. И. Дмитриев, Н. Карамзин, А. Радищев
- Иван Иванович Дмитриев
- Николай Михайлович Карамзин
- Александр Николаевич Радищев
- 6. Андрей Тимофеевич Болотов
- Глава III. Литература начала XIX века
- 1. На пороге XIX столетия. Романтизм
- 2. Василий Андреевич Жуковский
- 3. Отличительные черты революционного романтизма
- 4. П. Вяземский, И. Козлов, Д. Веневитинов
- Пётр Андреевич Вяземский
- Иван Иванович Козлов
- Дмитрий Владимирович Веневитинов
- 5. Александр Сергеевич Грибоедов
- 6. Иван Андреевич Крылов
- Глава IV. Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837)
- 1. Пророческий дар
- 2. Трагедия «Борис Годунов»
- 3. Цикл драматических произведений «Маленькии трагедии»
- 4. Роман в стихах «Евгений Онегин»
- 5. «Повести Белкина»
- 6. Осмысление Пушкиным русской государственности и русского бунта в поэме «Медный всадник» и повести «Капитанская дочка»
- 7. Невольник чести
- 8. Эпилог
- Краткая библиография первой части
3. Отличительные черты революционного романтизма
Более пагубным было воздействие на русскую литературу романтизма революционного. Байрон был кумиром едва ли не всеобщим — в среде молодежи начала XIX столетия. Вспомним, что и Пушкина нарекли «северным Байроном» — хоть и нелепое прозвище, но не без причины возникшее.
Богоборческие настроения английского поэта полнее всего проявились, пожалуй, в его мистерии «Каин». Прямее всего, откровеннее. Англиканская сотериология, несомненно, явилась сильным побудительным началом при создании мистерии. Бог изображён автором как жестокий и несправедливый деспот, тиран, выбор которого изначально несет в себе высшую неправду. Неправду предпочтения слабого недостойного Авеля гордому и могучему Каину, отвергнутому в силу самодурства и даже страха перед его внутренней силою. Эту неправду обличает Люцифер, романтически поэтизированный, превращённый гением Байрона в носителя истинно справедливого начала. (Задумаемся: случайно ли вообще, что сатана как начало светлое и прекрасное впервые появляется в новой литературе именно у английского автора, у поэта XVII века Мильтона, пуританина, сблизившегося в определенный период жизни с итальянскими гуманистами?) Конечно, человек Каин слишком слаб, чтобы победить в своем бунте против несправедливости, но уже сам вызов, который он бросает Богу, определяет его нравственную победу.
Пафос борьбы, бунтарский дух, стремление к абсолютной, ничем не сдерживаемой свободе — отличительные черты революционного романтизма вообще.
Романтический же герой — всегда исключительная личность, обуреваемая сильнейшими страстями (и в добре и в зле), всегда возносящаяся над жалкой толпою, одинокая, непонятая, страждущая в своем незыблемом эгоцентризме. Опять-таки, Пушкин точно охарактеризовал подобного героя
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
(«Евгений Онегин».
Глава седьмая, XXII)
Нередко этот герой — вечный странник, подобный Чайльд-Гарольду, или одинокий затворник, часто угрюмый человеконенавистник.
Его бытие сопровождают романтические образы, символизирующие состояние его души — буря, море, бунтующая стихия, безграничное и необозримое небо и т.п. Забегая вперед, скажем, например, что Мцыри просто не может убежать из монастыря в равнинной России ясным тихим вечером, равно как Буревестник не может летать над тихим заросшим прудом.
Действия и характеры реализуются в таком романтизме всегда в контрастном противопоставлении с прямо противоположными началами (если прибегнуть опять к русской литературе, то можно вспомнить: Мцыри — монахи, Сокол — Уж, Данко — Ларра и т.д. ).
Развитие романтических характеров во времени отсутствует, они всегда односторонни и схематичны. Они всегда являются воплощением какой-либо отвлеченной идеи сильной страсти.
Революционный романтизм нередко поэтизирует сатанинское начало, а также разного рода уголовных преступников, разбойников, корсаров и т.п., в которых его привлекает необузданность свободы и неординарные страсти. Именно революционные романтики превознесли Наполеона, сотворили из него кумира на долгие времена. Недаром в кабинете Онегина стоит «столбик с куклою чугунной», изображение Наполеона.
Для иллюстрации всех этих особенностей достаточно вспомнить прежде всего лермонтовские поэмы или произведения молодого Горького, хорошо знакомые по школьной программе. Но речь о них — впереди.
Комментировать