- Вступление
- Глава I. Литература XVII столетия
- 1. Культурный процесс XVII столетия
- 2. Своеобразие литературных произведений XVII столетия
- Глава II. Литература XVIII столетия
- 1. След петровской эпохи
- 2. На путях гуманизма
- 3. Ф. Прокопович, М. Ломоносов, А. Кантемир
- Феофан Прокопович
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Антиох Дмитриевич Кантемир
- 4. Г. Державин, К. Батюшков
- Гаврила Романович Державин
- Константин Николаевич Батюшков
- 5. И. Дмитриев, Н. Карамзин, А. Радищев
- Иван Иванович Дмитриев
- Николай Михайлович Карамзин
- Александр Николаевич Радищев
- 6. Андрей Тимофеевич Болотов
- Глава III. Литература начала XIX века
- 1. На пороге XIX столетия. Романтизм
- 2. Василий Андреевич Жуковский
- 3. Отличительные черты революционного романтизма
- 4. П. Вяземский, И. Козлов, Д. Веневитинов
- Пётр Андреевич Вяземский
- Иван Иванович Козлов
- Дмитрий Владимирович Веневитинов
- 5. Александр Сергеевич Грибоедов
- 6. Иван Андреевич Крылов
- Глава IV. Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837)
- 1. Пророческий дар
- 2. Трагедия «Борис Годунов»
- 3. Цикл драматических произведений «Маленькии трагедии»
- 4. Роман в стихах «Евгений Онегин»
- 5. «Повести Белкина»
- 6. Осмысление Пушкиным русской государственности и русского бунта в поэме «Медный всадник» и повести «Капитанская дочка»
- 7. Невольник чести
- 8. Эпилог
- Краткая библиография первой части
Дмитрий Владимирович Веневитинов
Из всех русских поэтов, которые были наделены незаурядным художественным даром, Дмитрию Владимировичу Веневитинову (1805-1827) выпал самый недолгий жизненный срок — чуть более двадцати одного года. И написал он не так уж и много стихов — около пятидесяти. Однако о задатках его поэтического гения говорили и пережившие его современники, и почитатели поэзии в более поздние времена.
Конечно, поэзия Веневитинова есть своего рода приуготовление великого поэта к совершенному творчеству, хотя осуществить заложенные в него возможности ему не было даровано. Но всякий опыт истинного таланта всегда интересен и важен, ибо и в малой крупице золото родственно тому, что составляет большие слитки. В стихах Веневитинова заметно тяготение к глубокой философии (недаром входил он в Общество «любомудров», многие из которых стали позднее столпами славянофильства), пусть даже незрелость молодости и не дала ему развернуться в полную силу. Это чувствуется и в тех его созданиях, где он обращается к религиозному осмыслению действительности. Молитвенный настрой сочетается в них с некоторою неотчётливостью духовных образов, однако иные поэтические идеи автора не могут не поразить оригинальностью и неожиданной для молодого поэта зрелой мудростью.
Души невидимый хранитель!
Услышь моление моё:
Благослови мою обитель
И стражем стань у врат её.
Да через мой порог смиренный
Не прешагнёт, как тать ночной,
Ни обольститель ухищренный,
Ни лень с убитою душой,
Ни зависть с глазом ядовитым,
Ни ложный друг с коварством скрытым.
Всегда надёжною бронёй
Пусть будет грудь моя одета,
Да не сразит меня стрелой
Измена мстительного света.
Не отдавай души моей
На жертву суетным желаньям,
Но воспитай спокойно в ней
Огонь возвышенных страстей.
Уста мои сомкни молчаньем,
Все чувства тайной осени;
Да взор холодный их не встретит,
И луч тщеславья не просветит
На незамеченные дни.
Но в душу влей покоя сладость,
Посей надежды семена
И отжени от сердца радость:
Она — неверная жена.
1826
Это — «Моя молитва», одно из последних стихотворений Веневитинова.
Комментировать