- Вступление
- Глава I. Литература XVII столетия
- 1. Культурный процесс XVII столетия
- 2. Своеобразие литературных произведений XVII столетия
- Глава II. Литература XVIII столетия
- 1. След петровской эпохи
- 2. На путях гуманизма
- 3. Ф. Прокопович, М. Ломоносов, А. Кантемир
- Феофан Прокопович
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Антиох Дмитриевич Кантемир
- 4. Г. Державин, К. Батюшков
- Гаврила Романович Державин
- Константин Николаевич Батюшков
- 5. И. Дмитриев, Н. Карамзин, А. Радищев
- Иван Иванович Дмитриев
- Николай Михайлович Карамзин
- Александр Николаевич Радищев
- 6. Андрей Тимофеевич Болотов
- Глава III. Литература начала XIX века
- 1. На пороге XIX столетия. Романтизм
- 2. Василий Андреевич Жуковский
- 3. Отличительные черты революционного романтизма
- 4. П. Вяземский, И. Козлов, Д. Веневитинов
- Пётр Андреевич Вяземский
- Иван Иванович Козлов
- Дмитрий Владимирович Веневитинов
- 5. Александр Сергеевич Грибоедов
- 6. Иван Андреевич Крылов
- Глава IV. Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837)
- 1. Пророческий дар
- 2. Трагедия «Борис Годунов»
- 3. Цикл драматических произведений «Маленькии трагедии»
- 4. Роман в стихах «Евгений Онегин»
- 5. «Повести Белкина»
- 6. Осмысление Пушкиным русской государственности и русского бунта в поэме «Медный всадник» и повести «Капитанская дочка»
- 7. Невольник чести
- 8. Эпилог
- Краткая библиография первой части
Иван Иванович Козлов
Молитвенный настрой помогает каждому, но может быть, сильнее других искал утешения в молитве, и находил его в ней — Иван Иванович Козлов (1779-1840), другой старший современник Пушкина. В последние двадцать лет его жизни ему выпало совсем уж тяжкое испытание: паралич ног и неподвижность, и слепота.
Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
Не страшны мне мои страданья:
Они залог любви святой;
Но дай, чтоб пламенной душой
Я мог лить слезы покаянья.
Взгляни на сердца нищету,
Дай Магдалины жар священный,
Дай Иоанна чистоту;
Дай мне донесть венец мой тленный
Под игом тяжкого креста
К ногам Спасителя Христа.
1839
Стихотворение называется «Молитва». Оно и есть молитва.
Как удивительно созвучие названий у многих поэтов XIX столетия, с самых первых начиная. У Вяземского: «Молитвенные думы», «Любить. Молиться. Петь», «К молящейся». У Козлова: «Молитва», «Моя молитва». У Веневитинова: «Моя молитва». У Лермонтова: «Молитва», «Молитва». У Языкова: «Молитва». У Никитина: «Молитва», «Сладость молитвы», «Молитва дитяти». У К.Р. : «Молитва»…
И в отличие от поэтов предшествующего века, с их общехристианскими в большей части идеалами, здесь несомненно ощущается именно православное религиозное чувство, ошибиться в котором невозможно.
Тревожной совести угрозы,
О милосердный, успокой;
Ты видишь покаянья слёзы, —
Молю, не вниди в суд со мной.
Ты всемогущ, а я бессильный,
Ты Царь миров, а я убог,
Бессмертен Ты — я прах могильный,
Я быстрый миг — Ты вечный Бог!
О, дай, чтоб верою святою
Рассеял я туман страстей
И чтоб безоблачной душою
Прощал врагам, любил друзей;
Чтоб луч отрадный упованья
Всегда мне в сердце проникал,
Чтоб помнил я благодеянья,
Чтоб оскорбленья забывал!
И на Тебя я уповаю;
Как сладко мне любить Тебя!
Твоей я благости вверяю
Жену, детей, всего себя!
О, искупя невинной кровью
Виновный, грешный мир земной, —
Пребудь торжественной любовью
Везде, всегда, во мне, со мной!
1833
Цитировать строки, подобные этой «Моей молитве» И.И. Козлова можно долго — и хочется много. Но ограничимся отрывками из дневника поэта, записанного дочерью под его диктовку (и собранного для нас исследователем): «Я имел небесную радость — причаститься, Господь Иисус Христос видит душу мою». «Святой и прекрасный для меня день: я проснулся, молясь…» «Я лёг спать с сердцем сокрушенным, но с надеждой, что божественный Спаситель Иисус Христос во всем будет ко мне милосердным…» «Я лёг спать в вере, надежде и любви к моему Спасителю»[74].
[74] Православная беседа. 1992. № 1. С. 39.
Комментировать