Библиотеке требуются волонтёры

Бес, бесы

Аудио-версия статьи

***

Бес, бе́сы (иначе: демоны, черти, нечи­стые, лука­вые, падшие духи, злые духи, диа­волы) – сво­бодно-разум­ные бес­плот­ные суще­ства, бывшие неко­гда свет­лыми анге­лами, но взбун­то­вав­ши­еся против Бога и отпав­шие от Него, в резуль­тате чего были изгнаны с небес.

besy - Бес, бесы

Исто­рия гре­хо­па­де­ния анге­лов объ­яс­няет про­ис­хож­де­ние зла в сотво­рен­ном мире.

Отри­ца­ние бытия злых духов как личных и разум­ных существ неиз­бежно при­во­дит к отри­ца­нию гре­хо­па­де­ния и, сле­до­ва­тельно, искуп­ле­ния.

Святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский  писал, что упор­ное неве­рие в бытие злых духов – это  насто­я­щее бес­но­ва­ние, так как идет напе­ре­кор Боже­ствен­ному Откро­ве­нию. Тот, кто отри­цает злых духов, уже погло­щен диа­во­лом.

Паде­ние анге­лов и их нынеш­нее состо­я­ние

Согласно Свя­щен­ному Пре­да­нию, име­ю­щему осно­ва­ние в Свя­щен­ном Писа­нии (Откр.12:7-9;Ис.14:11-15), один из высших анге­лов Бога – Люци­фер, вос­стал против Него и увлек за собой вели­кое мно­же­ство небес­ных сил, после чего он стал диа­во­лом, а они – злыми духами. О вре­мени их паде­ния неиз­вестно ничего, кроме того, что оно про­изо­шло до гре­хо­па­де­ния первых людей.

Цер­ков­ное учение гово­рит о том, что «все они сотво­рены Богом доб­рыми, ибо то, что Бог сотво­рил, было сотво­рено добрым. Но они стали злыми по своей воле, как сви­де­тель­ствует Гос­подь наш об их началь­нике:  „Он был чело­ве­ко­убийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда гово­рит он ложь, гово­рит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Ин. 8:44). Они вожди вся­кого нече­стия, посто­ян­ные хули­тели Боже­ствен­ного Вели­чия, обман­щики чело­ве­че­ских душ, и они, и их орудия, согласно Писа­нию:  „Трез­ви­тесь, бодр­ствуйте, потому что про­тив­ник ваш диавол ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить” (1Пет. 5:8) (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопр. 21).

Обще­ство падших духов имеет стро­гую иерар­хи­че­скую струк­туру с под­чи­не­нием кня­зьям тьмы. Во главе нахо­дится сатана. В эту струк­туру вовле­чены и земные сооб­ще­ства людей, пре­дав­шихся воле злых духов и слу­жа­щих им.

Страш­ное состо­я­ние демо­нов свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) опи­сы­вает так: «Плот­ское муд­ро­ва­ние в обла­сти духов полу­чило обшир­ней­шее, полное раз­ви­тие, какого оно только может достиг­нуть. Глав­ней­ший грех их – исступ­лен­ная нена­висть к Богу, выра­жа­ю­ща­яся страш­ным, непре­стан­ным бого­хуль­ством. Они воз­гор­ди­лись над Самим Богом; покор­ность Богу, есте­ствен­ную тварям, они пре­вра­тили в непре­ры­ва­ю­ще­еся про­ти­во­дей­ствие, в непри­ми­ри­мую вражду. Оттого паде­ние их глу­боко и язва вечной смерти, кото­рою они пора­жены, неис­це­лима. Суще­ствен­ная страсть их – гор­дость; они пре­об­ла­да­ются чудо­вищ­ным и глупым тще­сла­вием; нахо­дят насла­жде­ние во всех видах греха, вра­ща­ются посто­янно в них, пере­ходя от одного греха к дру­гому. Они пре­смы­ка­ются и в среб­ро­лю­бии, и в чре­во­объ­яде­нии, и в пре­лю­бо­де­я­нии. Не имея воз­мож­но­сти совер­шать плот­ские грехи телесно, они совер­шают их в меч­та­нии и ощу­ще­нии; они раз­вили в себе эти неесте­ствен­ные им пороки несрав­ненно более, нежели сколько они могут быть раз­ви­тыми между чело­ве­ками».

Несмотря на свое паде­ние, бесы сохра­нили все свой­ства своей ангель­ской при­роды, так что они обла­дают созна­нием, высо­ким интел­лек­том, памя­тью, чув­ствами, имеют само­со­зна­ние, бес­плотны, мгно­венно пере­ме­ща­ются в про­стран­стве, хотя и огра­ни­чены в нем, спо­собны, при попу­ще­нии Божьем, пре­об­ра­жаться в тот вид, в какой захо­тят.

Место оби­та­ния падших духов

Одно из мест оби­та­ния бесов в Свя­щен­ном Писа­нии назы­ва­ется «адом», «пре­ис­под­ней» или «без­дной». Однако есть и другие места их оби­та­ния. В Новом Завете, гово­рится о «духах злобы под­не­бес­ной» и о диа­воле как о «князе, гос­под­ству­ю­щем в воз­духе» (Еф.6:12;2:2). Эти слова свт. Феофан Затвор­ник тол­кует так: «Обык­но­вен­ный.. образ пере­вода и пони­ма­ния сего слова «под­не­бес­ный» озна­чает, что духи витают между небом и землей – в воз­духе, и как воздух обни­мает нас повсюду, так повсюду окру­жают нас и духи злобы, и непре­станно при­ра­жа­ются к нам, как комары в сыром месте».

В чем отли­чие гре­хо­па­де­ния анге­лов от гре­хо­па­де­ния людей?

В отли­чие от диа­вола, чело­век «согре­шил не сам собой, но по нау­ще­нию врага, диавол же согре­шил само­про­из­вольно, безо вся­кого чужого нау­ще­ния, и, кроме того, в срав­не­нии с чело­ве­ком имел более высо­кие даро­ва­ния и каче­ства», – пишет свт. Димит­рий Ростов­ский. Грех падших анге­лов повре­дил им самим. По своим послед­ствиям этот грех не похож на грех пер­во­род­ный, совер­шен­ный Адамом и Евой. Ангелы, согре­шив­шие после Люци­фера, пали через его пример и вли­я­ние. Ангелы, сохра­нив­шие вер­ность Богу, оста­лись доб­рыми и не сде­ла­лись склон­ными ко злу. В Адаме и Еве в резуль­тате греха повре­ди­лось само чело­ве­че­ское есте­ство, и все их потомки (исклю­че­ние – Гос­подь Иисус Хри­стос) рож­да­лись зара­жен­ными грехом и повре­жден­ными по душе и по телу, со склон­но­стью ко злу. Таким обра­зом, грех пра­ро­ди­те­лей нало­жил отпе­ча­ток на весь чело­ве­че­ский род.

Воз­можно ли пока­я­ние для бесов и, если нет, то почему?

Цер­ков­ное учение сви­де­тель­ствует о том, что бесы нико­гда не будут вос­ста­нов­лены в своем досто­ин­стве свет­лых анге­лов и не станут снова слу­жить Богу.

  1. Будучи бес­плотны и, сле­до­ва­тельно, сво­бодны от всех иску­ше­ний плоти, бесы пали исклю­чи­тельно по обду­ман­ному и окон­ча­тель­ному опре­де­ле­нию своей воли, по чистому вле­че­нию к злу. Их выбор опре­де­лялся только их жела­нием и ничем больше.   Кроме того, они пали именно дерз­ким мяте­жом против самого Бога, оже­сто­чен­ным и упор­ным.
  2. Бесы бес­плотны, поэтому лишены воз­мож­но­сти пока­яться. По словам прп. Иоанна Дамас­кина, «чело­век полу­чил рас­ка­я­ние по при­чине немощи тела». Также он ука­зы­вает на то, что «чем именно служит для людей смерть, этим для Анге­лов служит паде­ние. Ибо после паде­ния для них невоз­можно пока­я­ние, подобно тому, как и для людей, оно невоз­можно после смерти».

Хотя, по мнению свт. Димит­рия Ростов­ского, диавол, в отли­чие от чело­века, был лишен шанса на пока­я­ние в силу своих высо­ких даро­ва­ний и качеств, а также отсут­ствия внеш­него иску­ше­ния ко греху, свт. Васи­лий Вели­кий допус­кал воз­мож­ность такого шанса, но только до тех пор, пока лука­вый не погу­бил чело­века: «Может быть, что до сотво­ре­ния чело­века и для диа­вола оста­ва­лось еще какое-нибудь место пока­я­нию. И эта гор­дыня, как ни заста­рела была болезнь, могла однако вос­ста­но­вить себя в пер­во­быт­ное состо­я­ние, поза­бо­тив­шись увраче­вать в себе болезнь пока­я­нием. Но как скоро яви­лись и устро­е­ние мира, и насаж­де­ние рая, и чело­век в раю, и запо­ведь Божия, и зависть диа­вола, и уби­е­ние воз­ве­ли­чен­ного, с тех пор заклю­чено для диа­вола и место пока­я­нию. Ибо, если Исав, продав пер­во­род­ство, не нашел места пока­я­нию, то оста­ется ли ка­кое место пока­я­нию для того, кто умерт­вил пер­во­здан­ного чело­века и через него внес смерть? Гово­рят же, что пятно, сде­ланное на одежде чело­ве­че­ской кровью из раны, никак не может быть отмыто, но вместе с одеж­дой соста­ре­ва­ется изме­не­ние цвета, про­из­ве­ден­ное кровью. Посему и диа­волу невоз­можно изгла­дить с себя кро­ва­вое пятно и стать чистым».

Учение о невоз­мож­но­сти пока­я­ния и вос­ста­нов­ле­ния для бесов в их нынеш­нем поло­же­нии, явля­ется дог­ма­ти­че­ским и осно­ван­ным на Слове Божием: «Поскольку же они осуж­дены навечно, они нико­гда не смогут стать при­част­ни­ками Боже­ствен­ной бла­го­дати, как ска­зано: „Идите от Меня, про­кля­тые, в огонь вечный, уго­то­ван­ный диа­волу и анге­лам его” (Мф.25:41)» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопр. 21). Падшие ангелы соблю­да­ются Богом «в вечных узах, под мраком, на суд вели­кого дня» (Иуд.1:6).

Дея­тель­ность падших духов в мире людей

Падшие духи стре­мятся к рас­про­стра­не­нию своего цар­ства в этом мире и к тому, чтобы погу­бить мак­си­маль­ное коли­че­ство людей. Они борются за осу­ществ­ле­ние своих целей, как на обще­ствен­ном, так и на инди­ви­ду­аль­ном уровне.

При­ме­рами дея­тель­но­сти бесов служат иску­ше­ние пра­ро­ди­те­лей и уста­нов­ле­ние духов­ной власти над госу­дар­ствами. Сатана сам гово­рит, что власть над зем­ными цар­ствами при­над­ле­жит ему (Мф.4:8–9). Хотя  он и пре­уве­ли­чи­вает, тем не менее, его власть зна­чи­тельна, потому как Гос­подь назвал его «князем мира сего» (Ин.12:31). Язы­че­ство явля­ется одним из самых могу­ще­ствен­ных средств рас­про­стра­не­ния цар­ства диа­вола. Бесов­ское вли­я­ние в нашем мире про­яв­ля­ется через раз­лич­ные сата­нин­ские учения, оккуль­тизм, ереси, рас­колы и другие раз­но­об­раз­ные иска­же­ния Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, попытки одо­леть Цер­ковь Хри­стову. Падшие духи про­ти­во­дей­ствуют рас­про­стра­не­нию Еван­ге­лия (Мф.13:19). Осо­бенно же цар­ство диа­вола уси­лится при конце мира, когда сатана будет осво­бож­ден из своей тем­ницы (Откр.20:7).

Помимо попы­ток  реа­ли­за­ции гло­баль­ных планов, падшие духи воз­дей­ствуют и на каж­дого чело­века инди­ви­ду­ально. До кре­ще­ния каждый чело­век нахо­дится в их власти. После при­ня­тия кре­ще­ния и вступ­ле­ния в Пра­во­слав­ную Цер­ковь чело­век полу­чает воз­мож­ность осво­бо­диться от власти злых духов, при усло­вии, что он будет непре­рывно вести про­ти­во­сто­я­ние им (Еф.6:12). Бесов­ское воз­дей­ствие на чело­века мно­го­об­разно. Бесы могут воз­дей­ство­вать на душу чело­века, напри­мер, ослеп­ляя ум и делая его неспо­соб­ным видеть и вос­при­ни­мать истину. Могут воз­дей­ство­вать на волю, воз­буж­дая пороч­ные жела­ния; на чув­ства, вызы­вая в чело­веке недоб­рые чув­ства. Бесы осо­бенно любят вну­шать чело­веку дурные мысли, так, чтобы они пред­став­ля­лись порож­ден­ными созна­нием самого чело­века. Злые духи могут иметь воз­дей­ствие и на чело­ве­че­ское тело, что может слу­жить при­чи­ной болез­ней и раз­лич­ных рас­стройств (см.: Мф.9:32;9:28; Лк.13:11–16). Нечи­стые духи спо­собны и на физи­че­ское наси­лие (см.: Деян.19:16). Они могут иметь воз­дей­ствие и на внеш­нее бла­го­по­лу­чие людей, как это было, напри­мер, с мно­го­стра­даль­ным Иовом. Вместе с тем, демоны также готовы наобо­рот, дать чело­веку вре­мен­ные блага (напри­мер, «исце­лить» болезнь или мате­ри­ально обо­га­тить) в обмен на власть над его душой. Поэтому Цер­ковь предо­сте­ре­гает от вся­кого обра­ще­ния к силам зла, неза­ви­симо от того, в какой тяже­лой жиз­нен­ной ситу­а­ции чело­век или его близ­кие нахо­дятся в данный момент.

Обычно злые духи дей­ствуют неза­метно для чело­века, однако они могут иску­шать людей, пред­ста­вая перед ними в чув­ствен­ных обра­зах. Так, иску­шая пра­ро­ди­те­лей, сатана дей­ство­вал в образе змея (по другой версии: вещал через змея). Бесы неод­но­кратно иску­шали подвиж­ни­ков, явля­ясь им в визу­аль­ных формах, о чем есть масса сви­де­тельств в житий­ной лите­ра­туре и раз­лич­ных пате­ри­ках. Одним из спо­со­бов бесов­ского обо­льще­ния, по словам свт. Иоанна Зла­то­уста, явля­ется вера в блуж­да­ю­щих при­ви­де­ний. Апо­стол Павел сви­де­тель­ствует, что сатана «при­ни­мает вид Ангела света» (2Кор.11:14), так что зло может дей­ство­вать обма­ном под видом добра. См. пре­лесть духов­ная.

Наи­бо­лее явно для окру­жа­ю­щих вли­я­ние бесов на чело­века выра­жа­ется в бес­но­ва­нии (одер­жи­мо­сти). Бес­но­ва­ние под­ра­зу­ме­вает силь­ней­шую сте­пень пле­не­ния чело­века демо­ном. В этом случае демон может исполь­зо­вать раз­лич­ные спо­соб­но­сти своей жертвы, в том числе речь.

Одер­жи­мость может быть выра­жена до чрез­вы­чай­но­сти сильно, как это было, напри­мер, с гада­рин­скими бес­но­ва­тыми, кото­рые не вла­дели собой (см.: Мф.8). Но она может иметь и более легкую форму, харак­те­ри­зу­е­мую пери­о­ди­че­скими при­пад­ками, как это было с бес­но­ва­тым отро­ком, кото­рому не могли помочь уче­ники Спа­си­теля (см.: Мф.17). В неко­то­рых тяже­лых слу­чаях для изгна­ния из чело­века злого духа может потре­бо­ваться чин экзор­цизма, совер­ша­е­мый свя­щен­ни­ком по бла­го­сло­ве­нию архи­ерея. При этом нужно пони­мать, что само по себе состо­я­ние бес­но­ва­ния не явля­ется при­зна­ком буду­щего осуж­де­ния чело­века на вечные муки.

При всем этом, хри­сти­а­нину важно пони­мать, что, согласно цер­ков­ному учению, «демоны не могут при­ме­нять какое-либо наси­лие ни к одному чело­веку или дру­гому суще­ству, если им не попу­щено Богом, как сви­де­тель­ствует Писа­ние: “Бесы про­сили Его: если выго­нишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите” (Мф.8:31-32). Также каж­дому сле­дует знать и то, что они не могут заста­вить чело­века согре­шить, а только обо­льщают его иску­ше­нием; потому что чело­век наде­лен сво­бод­ной волей, и его сво­боде даже Сам Бог не делает какого-либо наси­лия или при­нуж­де­ния» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние, Ч. 1, вопрос 21). Отсюда сле­дует важный вывод, кото­рый прп. Ана­ста­сий Синаит изла­гает так: «Диавол никого не понуж­дает, но только тайно засе­вает [в нас] семена [зла]. Пороч­ный же навык понуж­дает чело­века [ко злу и делает] так, что он ста­но­вится все более и более лука­вым и [даже в своей гре­хов­но­сти] более силь­ным, чем [сам] диавол. Поэтому сле­дует [все грехи] вме­нять в вину самому себе».

Как про­ти­во­сто­ять бесов­ским иску­ше­ниям и козням?

Веру­ю­щие в Гос­пода Иисуса Христа имеют особые сред­ства для того, чтобы про­ти­во­сто­ять иску­ше­ниям – это пост и молитва: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9:29). Могу­ще­ствен­ным сред­ством против злых духов явля­ется при­зы­ва­ние имени Иисуса Христа. Сам Гос­подь сказал, что Его именем «будут изго­нять бесов» (Мк.16:17). Необ­хо­ди­мыми сред­ствами здесь явля­ются духов­ное бодр­ство­ва­ние и трез­ве­ние (см.: 1Пет.5:8).

Прп. Мака­рию Вели­кому диавол сам при­зна­вался: «Я терплю от тебя вели­кую скорбь, потому что не могу побе­дить тебя, у тебя есть оружие, кото­рым ты отра­жа­ешь меня, это – твое сми­ре­ние».

 Из аске­ти­че­ской лите­ра­туры известны и многие другие спо­собы борьбы с бесами: это почи­та­ние Живо­тво­ря­щего Креста и упо­треб­ле­ние крест­ного зна­ме­ния, уча­стие в цер­ков­ных таин­ствах, исполь­зо­ва­ние святой воды и других свя­щен­ных пред­ме­тов и свя­щен­но­дей­ствий. Так, свя­тому Иоанну Востр­скому бесы при­зна­ва­лись, что более всего боятся свя­того креста, святой воды (или таин­ства Кре­ще­ния) и осо­бенно достой­ного при­ча­ще­ния Тела и Крови Хри­сто­вых. Авва Мар­келл, чьи слова пере­дает блж. Иоанн Мосх в «Луге духов­ном», гово­рил своим слу­ша­те­лям: «Поверьте мне, чада, ничто так не воз­му­щает, не бес­по­коит, не раз­дра­жает, не уязв­ляет, не уни­что­жает, не оскорб­ляет и не воору­жает против нас демо­нов и самого винов­ника зла сатану, как посто­ян­ное упраж­не­ние в псал­мо­пе­нии. Все свя­щен­ное Писа­ние полезно и чтение его немало при­чи­няет непри­ят­но­сти демону, но ничто столь не сокру­шает его, как Псал­тирь. Подобно тому, как среди народа – если одна часть его про­слав­ляет царя, другая не оскорб­ля­ется этим, не воору­жа­ется против про­слав­ля­ю­щих и только, под­верг­шись оскорб­ле­ниям, воз­му­ща­ется и под­ни­мется против них, так и демоны: они не столько огор­ча­ются и воз­му­ща­ются чте­нием св. Писа­ния, как пением псал­мов. Упраж­ня­ясь в псал­мо­пе­нии, мы с одной сто­роны воз­но­сим молитву Богу, с другой – про­кли­наем диа­вола».

Вообще, для того чтобы быть недо­ступ­ным дей­ствию злых сил, надо жить насто­я­щей хри­сти­ан­ской жизнью, регу­лярно испо­ве­до­ватьсяпри­ча­щаться Святых Хри­сто­вых Таин и ста­раться испол­нять запо­веди Божии.

Говоря о духов­ной брани с диа­во­лом, свт. Иоанн Зла­то­уст сове­тует: «Нам нужны щит веры, шлем спа­се­ния и меч духов­ный, чтобы не только не потер­петь нам зла, но, если диавол захо­чет напасть на нас, отсечь ему голову; нам нужны непре­стан­ные молитвы, чтобы попрать его ногами. Диавол бес­сты­ден и нагл; к тому же напа­дает снизу, однако, и таким спо­со­бом побеж­дает. А при­чина этого та, что мы сами не ста­ра­емся ока­заться выше его ударов: ведь он не может под­няться высоко, но пре­смы­ка­ется по земле, и потому змей есть его образ. А если Бог такое указал ему место в начале, тем более таков он ныне. Если же ты не знаешь, что значит напа­дать снизу, я попы­та­юсь объ­яс­нить тебе способ такой борьбы. Итак, что значит напа­дать снизу? Одо­ле­вать посред­ством земных вещей, посред­ством удо­воль­ствий, богат­ства и всего житей­ского. Потому, если диавол увидит, что кто-нибудь парит к небу, то, во-первых, он не может наско­чить на него, а во-вторых, если и реша­ется, то быстро сам упадет: ведь он не имеет ног – не бойся, не имеет и кры­льев – не стра­шись, он пол­зает только по земле и пре­смы­ка­ется среди земных дел. Пусть же у тебя не будет ничего общего с землей, тогда тебе не потре­бу­ется и труда. Диавол не умеет сра­жаться открыто, но, как змей, скры­ва­ется в тер­ниях, часто таясь в пре­ле­сти богат­ства. Если ты посе­чешь это терние, то он, тотчас придя в робость, убежит, а если ты умеешь заго­во­рить его боже­ствен­ными закли­на­ни­ями, то тотчас ранишь его. Есть у нас духов­ные закли­на­ния – имя Гос­пода нашего Иисуса Христа и сила Креста. Это закли­на­ние не только изго­няет дра­кона из его лого­вища и ввер­гает в огонь, но даже исце­ляет раны».

Знают ли бесы наши мысли, а также буду­щее?

Отве­чая на этот вопрос, прп. Исидор Пелу­сиот гово­рит, что «диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исклю­чи­тельно при­над­ле­жит одной силе Божией, но по телес­ным дви­же­ниям улов­ляет он думы. Увидит ли, напри­мер, что иной пыт­ливо смот­рит и насы­щает глаза чуж­дыми кра­со­тами? Вос­поль­зо­вав­шись его устро­е­нием, тотчас воз­буж­дает такого чело­века к пре­лю­бо­де­я­нию. Увидит ли одо­ле­ва­е­мого чре­во­уго­дием? Тотчас живо пред­ста­вит ему стра­сти, порож­да­е­мые чре­во­уго­дием и достав­ляет слу­жа­щее к при­ве­де­нию наме­ре­ния своего в дей­ствие. Поощ­ряет к разбою и непра­вед­ному при­об­ре­те­нию». Прп. Иоанн Лествич­ник также пишет, что бесы не знают наших помыс­лов: «Не удив­ляйся тому, что бесы тайным обра­зом вла­гают нам часто и добрые помыш­ле­ния, а потом про­ти­во­ре­чат им дру­гими помыс­лами. Сии враги наши наме­рены только убе­дить нас этою хит­ро­стию, что они знают и сер­деч­ные наши помыш­ле­ния».

Отно­си­тельно же знания буду­щего прп. Иоанн Дамас­кин сооб­щает, что его «не знают ни Ангелы Божии, ни демоны; однако они пред­ска­зы­вают: Ангелы, когда Бог откры­вает им и пове­ле­вает пред­ска­зы­вать; почему то, что они гово­рят, сбы­ва­ется. Пред­ска­зы­вают же и демоны: иногда, потому что видят то, что про­ис­хо­дит вдали, иногда же потому, что дога­ды­ва­ются; почему они часто и лгут, и им не должно верить, даже если они много раз и гово­рят истину таким спо­со­бом, о каком мы ска­зали. Знают же они и Писа­ния». Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) добав­ляет к этому то, что иногда «они могут пред­воз­ве­стить собы­тие, кото­рое уже пред­на­зна­чено в мире духов, но между чело­ве­ками не при­ве­дено еще в испол­не­ние: так прежде, нежели постигли пра­вед­ного Иова иску­ше­ния, попу­ще­ние этих иску­ше­ний уже было решено в совете Божием и было известно падшим духам (Иов.1); так решена была на суде Божием, известна святым небес­ным силам и отвер­жен­ным анге­лам, пере­дана к испол­не­нию духу лука­вому поги­бель в сра­же­нии царя изра­иль­ского Ахава, прежде нежели царь высту­пил в поход (3Цар.22:19–23); так пред­ска­зал диавол свя­тому Иоанну, архи­епи­скопу Нов­го­род­скому, иску­ше­ние, кото­рое впо­след­ствии навел на него».

Могут ли бесы тво­рить насто­я­щие чудеса?

На осно­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния и учения святых отцов можно твердо гово­рить, что бесы не спо­собны тво­рить насто­я­щие чудеса, кото­рые совер­шает Гос­подь и Его святые, исполь­зуя боже­ствен­ную силу. Так, свт. Кирилл Иеру­са­лим­ский заме­чает об анти­хри­сте: «Будучи отец лжи, он посред­ством ложных дей­ствий будет обо­льщать вооб­ра­же­ние, так что народу пред­ста­вится, будто видит вос­кре­шен­ного мерт­веца, между тем как он не вос­кре­шен, будет видеть хромых ходя­щих и слепых про­зи­ра­ю­ших, тогда как не было исце­ле­ния». Они не могут тво­рить чудеса (в пра­виль­ном пони­ма­нии этого тер­мина) даже по попу­ще­нию Божию, так как попу­ще­ние пред­по­ла­гает, что Бог не пре­пят­ствует какому-либо разум­ному суще­ству так или иначе упо­треб­лять свои есте­ствен­ные силы и спо­соб­но­сти, кото­рые у бесов, как твар­ных существ, огра­ни­чены.

Итак, те места Св. Писа­ния, где пред­став­ля­ется, что бесы или их слу­жи­тели якобы творят насто­я­щие чудеса, нужно пони­мать либо как прямое обо­льще­ние с их сто­роны, либо как совер­шен­ные при посред­стве высших, тайных для нас сил духов­ной и веще­ствен­ной при­роды, то есть есте­ствен­ные явле­ния, лишь кажу­щи­еся необык­но­вен­ными для людей.

Почему Бог попус­кает бесам иску­шать пра­вед­ни­ков?

Не имея воз­мож­но­сти куль­ти­ви­ро­вать зло в Цар­стве Небес­ном, бесы множат его среди людей. Так как Бог Сам одарил их сво­бо­дой выбора, Он попус­кает им дей­ство­вать в соот­вет­ствии с этой сво­бо­дой. Хотя Бог и не бла­го­во­лит ко грехам, однако попус­кает бесам гре­шить. Между тем, это не значит, будто бесы вольны зло­дей­ство­вать столько, сколько им поз­во­ляют их есте­ствен­ные силы. Гос­подь огра­ни­чи­вает их злую дея­тель­ность, соиз­ме­ряя это огра­ни­че­ние с целями Выс­шего Про­мысла. Ярким при­ме­ром такого рода огра­ни­че­ний во вре­мена Вет­хого Завета слу­жила исто­рия с Иовом (Иов.1:12)[/speaker-mute], а с наступ­ле­нием новой эпохи Сам Хри­стос про­де­мон­стри­ро­вал мно­же­ство слу­чаев укро­ще­ния бесов, изгна­ния их из людей.

Помимо назван­ной, есть ещё одна важная при­чина, по кото­рой Гос­подь доз­во­ляет демо­нам сеять соблазны среди людей. Как Пре­муд­рый Вла­дыка и Про­мыс­ли­тель, Он и злые дела обра­щает к добрым послед­ствиям. Сокру­шив ад и создав Цер­ковь, Гос­подь наде­лил её всеми необ­хо­ди­мыми сред­ствами для борьбы чело­века с вла­стью греха, в том числе с гре­хов­ными иску­ше­ни­ями, навя­зы­ва­е­мыми бесами. В рамках неви­ди­мой брани с лука­выми анге­лами подвиж­ники укреп­ля­ются духом, зака­ляют свою волю, опытно осо­знают опас­ность и мер­зость греха, цен­ность добра, нако­нец, удо­ста­и­ва­ются за свои подвиги венцов славы. Прп. Ана­ста­сий Синаит выра­жает это так: «Если не появ­ля­ется враг, то и не про­яв­ля­ются испы­тан­ные воины и [под­лин­ные] друзья царя; если нет сра­же­ния и борьбы, то нет и победы и не раз­да­ются [побе­ди­те­лям] венки и награды».

Лишь те люди, кото­рые игно­ри­руют Божьи запо­веди, или те, кто стре­мятся бороться с демон­скими ухищ­ре­ни­ями само­сто­я­тельно, не при­бе­гая долж­ным обра­зом к Богу, к содей­ствию Его Церкви, к помощи святых, могут под­пасть под их злое вли­я­ние настолько, что в итоге будут под­верг­нуты той же участи, что и их иску­си­тели, падшие духи. Они сами лишат себя вечной славы, вечной награды, веч­ного бла­жен­ства.

***

«Кто верит бесу, для тех он часто бывает про­ро­ком, а кто пре­зи­рает его, пред теми всегда ока­зы­ва­ется лжецом».
пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник

См.: ДЬЯВОЛ, БЕС­НО­ВА­НИЕ
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки