Бес, бесы

***

Бес, бе́сы (иначе: демоны, черти, нечи­стые, лука­вые, падшие духи, злые духи) – бес­плот­ные суще­ства, бывшие неко­гда свет­лыми Анге­лами, но воз­гор­див­ши­еся и во главе с сата­ною вос­став­шие против Бога, за что были низ­вер­жены с Неба на землю.

Бесы обла­дают умом, памя­тью, чув­ствами, имеют само­со­зна­ние; мгно­венно пере­ме­ща­ются в про­стран­стве. Отри­ца­ю­щий злых духов уже пора­бо­щён ими.

***

Грехопадение злых духов было настолько глубоким, что они по своему внутреннему состоянию уже неспособны раскаяться. Почему же они столь укоренились во зле?

Гре­хо­па­де­ние злых духов было настолько глу­бо­ким, что они по своему внут­рен­нему состо­я­нию уже неспо­собны рас­ка­яться:

  • Злые духи отпали от Бога без какого-либо вли­я­ния извне, это был не чей-то соблазн.
  • Отпали они вполне осо­знанно, ведь Гос­подь даро­вал им вели­кий разум.
  • Как бес­плот­ные духи, они не имеют тел. «Ангел неспо­со­бен к рас­ка­я­нию, потому что бес­те­ле­сен» (ТИПВ).

Почему Бог попускает бесам искушать праведников?

Изна­чально все ангелы были созданы совер­шен­ными, сво­бод­ными от зла. Однако их сво­бода выра­жа­лась не в прин­ци­пи­аль­ной невоз­мож­но­сти гре­шить, но в прин­ци­пи­аль­ной воз­мож­но­сти не гре­шить, в воз­мож­но­сти осо­знанно и доб­ро­вольно стре­миться к Добру. Бла­го­даря этой спо­соб­но­сти они могли стать не просто без­греш­ными, но и пра­вед­ными (ведь в отли­чие от без­греш­но­сти, свой­ствен­ной и живот­ным, и рас­те­ниям, пра­вед­ность под­ра­зу­ме­вает сво­бод­ное рас­по­ло­же­ние к добру).

Все без исклю­че­ния ангелы обла­дали воз­мож­но­стью нрав­ствен­ного само­опре­де­ле­ния. Часть из них зло­упо­тре­били сво­бо­дой и после­до­вали за воз­му­ти­те­лем Небес­ного порядка — сата­ной. В резуль­тате они были изгнаны с Небес (Ис.14:12). Не имея воз­мож­но­сти куль­ти­ви­ро­вать зло в Цар­стве Небес­ном, они множат его среди людей.

Так как Бог Сам одарил их сво­бо­дой выбора, Он попус­кает им дей­ство­вать в соот­вет­ствии с этой сво­бо­дой. Между тем, это не значит, будто бесы вольны зло­дей­ство­вать столько, сколько им поз­во­ляют их есте­ствен­ные силы. Гос­подь огра­ни­чи­вает их злую дея­тель­ность, соиз­ме­ряя это огра­ни­че­ние с целями Выс­шего Про­мысла.

Ярким при­ме­ром такого рода огра­ни­че­ний во вре­мена Вет­хого Завета слу­жила исто­рия с Иовом (Иов.1:12), а с наступ­ле­нием новой эпохи Сам Хри­стос про­де­мон­стри­ро­вал мно­же­ство слу­чаев укро­ще­ния бесов, изгна­ния их из людей.

Помимо назван­ной, есть ещё одна важная при­чина, по кото­рой Гос­подь доз­во­ляет демо­нам сеять соблазны среди людей.

Как Пре­муд­рый Вла­дыка и Про­мыс­ли­тель, Он и злые дела обра­щает к добрым послед­ствиям. Сокру­шив ад и создав Цер­ковь, Гос­подь наде­лил её всеми необ­хо­ди­мыми сред­ствами для борьбы чело­века с вла­стью греха, в том числе с гре­хов­ными иску­ше­ни­ями, навя­зы­ва­е­мыми бесами.

В рамках неви­ди­мой брани с лука­выми анге­лами подвиж­ники укреп­ля­ются духом, зака­ляют свою волю, опытно осо­знают опас­ность и мер­зость греха, цен­ность добра, нако­нец, удо­ста­и­ва­ются за свои подвиги венцов славы.

В этом отно­ше­нии уместно срав­не­ние хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков с пер­во­здан­ным Адамом. Адам был чист и неви­нен, однако не обла­дал той духов­ной силой, кото­рой обла­дают хри­сти­ан­ские святые. В этом отно­ше­нии их духов­ное состо­я­ние выше, чем состо­я­ние пер­вого чело­века.

***

Неви­димо бесы борются с нами через помыслы, а ося­за­емо посред­ством других людей, от кото­рых мы терпим неспра­вед­ли­вые оскорб­ле­ния и при­тес­не­ния. Если демо­нам уда­ется пол­но­стью овла­деть каким-нибудь чело­ве­ком, тогда они начи­нают исполь­зо­вать его для еще более грубых напа­де­ний на нас.

Бесы не могут читать чело­ве­че­ские мысли, опре­де­ляя их только по внеш­ним про­яв­ле­ниям, но могут вну­шать свои.

Обще­ство падших духов имеет стро­гую иерар­хи­че­скую струк­туру с под­чи­не­нием кня­зьям тьмы. В эту струк­туру вклю­чены и земные сооб­ще­ства людей, пре­дав­шихся воле злых духов и слу­жа­щих им.

«Кто верит бесу, для тех он часто бывает про­ро­ком, а кто пре­зи­рает его, пред теми всегда ока­зы­ва­ется лжецом».
пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник

***

См. также: ДЬЯВОЛ, БЕСНОВАНИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки