- Основатель и Глава Церкви – Господь наш Иисус Христос: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).
- Церковь Божия будет пребывать до скончания века, «врата ада не одолеют её» (М.16:18).
- Господь Иисус Христос будет пребывать с Церковью до скончания века (Мф.28:20), как её Глава.
- Церковь – это не политическая партия, призванная решать проблемы земного благоустройства людей, не клуб по интересам, созданный для поиска единомышленников, не организация, где оказывают психологические консультации, но Церковь – это тело Христово, и мы все являемся Его членами (Еф.1:23, Еф.5:29-30).
- Первое свойство Церкви – единство. Это единство обусловлено единым Главой Церкви – Иисусом Христом, единым вероучением, едиными Таинствами (Еф.4:5) и пр. Церковь единит, объединяет тех, кто принадлежит к ней .
- Истинной Церковью может быть только одна, и никакой иной, альтернативной соборной, апостольской Церкви, где можно получить спасение, быть не может. В подобном случае был бы нарушен принцип единства во Христе и тогда следовало бы признать разделение Христа (1Кор.1:10-13).
- Церковь свята святостью ее Основателя и Главы – Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, свята Духом Святым, свята святыми ангелами, святыми людьми / душами почивших о Господе людей, свята святынями, свята призванием, целью, учением.
- Соборность («вселенскость») Церкви не должна пониматься лишь в географическом смысле: Церковь соборна или, сказать иначе, кафолична, в том смысле, что в ней в полноте присутствуют благодатные дары, которые необходимы для спасения всего мира (всей Вселенной), в неё призваны все люди, в ней возможно исцеляться от всех видов грехов и пр.
- Вступающие в Церковь получают особое освящение через Таинства. Вне Церкви не может быть Таинств, не может быть благодатных даров, необходимых для спасения.
- Церковь является апостольской, так как она основана на проповеди апостолов (Еф.2:20) и продолжает апостольское служение – то есть проповедь веры Христовой во всем мире (Мф.28:19). Кроме того апостолы, как члены Небесной Церкви, и теперь участвуют в церковной жизни.
- Церковь проповедует не набор мешающих прогрессу отживших догм, как считают некоторые, а глаголы вечной жизни. Церковь призывает всех в Царство Божье, Царство святых: «Чаю [ожидаю] … жизни будущего века».
- В Церкви существуют различные виды служения, но они не взаимоисключают, а дополняют друг друга (1Кор.12:4-13, 28).
- Церковь черпает мудрость святых подвижников прошлого, разумно применяет ее в нынешних реалиях, ожидая воссоединения со Христом в Его грядущем Царствии.
- Невозможно быть просто верующим христианином вне Церкви: Церковь – это единство во Христе, а единство подразумевает собирание многих. В сам день своего основания она уже была собранием и таковой будет всегда. Церковь – собрание многих, которые благодатью «соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол.2:2).
- Условное разделение Вселенской Церкви на Поместные не противоречит учению о единстве Церкви. Это деление носит административный характер.
***
Есть два понимания Церкви. Понимание Церкви как духовного организма, в который человек может входить только праведной жизнью. И другое – Церковь как внешняя организация, в которую он может вступить, приняв крещение. Не нужно путать эти понятия.
прот. Константин Пархоменко
Принадлежность к Церкви не есть некое статическое состояние... Жизнь в Церкви осуществляется через участие в Евхаристическом собрании, без которого не может быть Церкви.
протопресв. Н. Афанасьев
Большинство неразрешимых жизненных противоречий, несчастий, внутренних затруднений, о которых слышишь на исповеди, происходят оттого, что люди живут вне церкви, а искать разрешения своих трудностей приходят в церковь. Ни решимости переменить свою жизнь, ни даже мысли об этом – поэтому церковь бессильна им помочь.
свящ. Александр Ельчанинов
…народ начинает потихоньку воцерковляться, но все-таки в массе своей он пока воспринимает Церковь как что-то отдельное от себя. Часто можно слышать, как многие даже крещеные люди говорят: «Ну что же Церковь не реагирует?» И приходится говорить: «Но ты тоже Церковь, давай реагируй».
прот. Димитрий Смирнов
Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является.
игумен Петр (Мещеринов)
Словами «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» Христос открыл нам, что Его Церковь будет всегда только та, которую Он создал чрез Своих Апостолов – Православная Церковь. Поэтому слово «Церковь» указано в единственном числе. И она будет существовать до скончания этого мира, если даже врата адовы не смогут одолеть её.