Причетники

Ап. 2

О том, что пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ.

Ап. 18

О препятствиях к пребыванию в клире со стороны брачного статуса.

Ап. 19

О том, что не могут быть клириками женатые на двух сестрах или племяннице.

Ап. 20

О запрещении клирикам быть поручителями.

Ап. 21

О том, что скопец, ставший таковым по независящим от него причинам, может быть епископом.

Ап. 22

О том, что не может быть принят в клир оскопивший себя.

Ап. 23

О том, что клирик, оскопивший себя, должен быть извержен из клира.

Ап. 26

О том, что из вступивших в клир безбрачными, могут жениться только чтецы и певцы.

Ап. 30

О симонии: извержении и отлучении клириков, поставленных и поставивших в священный сан под давлением светской власти.

Ап. 31

О том, что отделившийся от епископа без вины и устроивший другой алтарь, будет лишен сана вместе с принявшим его.

Ап. 71

О том, что подлежит отлучению тот христианин, который празднует вместе с иудеями или язычниками, или возжигает елей, или светильник при их ложном богослужении.

Ап. 84

О том, что князю и царю не по правде досаждающий клирик подлежит извержению, мирянин – отлучению.

Анкир. 3

О принятии в общение клириков и мирян, которые убегали от гонителей, но быв схвачены, исповедали христианство, даже если приняли по принуждению идоложертвенное.

Анкир. 14

О необходимости клирикам, воздерживающихся от вкушения мяса, отведывать его во времена собраний. Неповинующийся этому и гнушающийся мяса должен быть извержен из сана.

Анкир. 15

О необходимости вернуть проданное пресвитерами вдовствующей кафедры церковное имущество или деньги за него.

IВс. 3

О возбранении одиноким клирикам держать у себя дома посторонних женщин.

IВс. 5

О том, что отлучённые одним епископом не должны приниматься другими.
Предписание каждой областной церкви собирать два раза в год епископский собор.

IВс. 10

О невозможности падшим (отрекшимся) находиться в священном сане.

IВс. 15

О воспрещении клирикам переходить из одной епархии в другую.

IВс. 16

О непринятии клириков, самовольно покинувших свои церкви.

Неокес. 8

О невозможности принять священный сан тому, чья жена обличена в прелюбодеянии. О невозможности совершать церковное служение до необходимого развода в этом случае для клирика.

Гангр. 7

Об анафеме принимающим или дающим плодоприношение без епископа, или того лица, которому введена церковная экономия.

IVВс. 3

О запрете клирикам и монахам вступать в распоряжение мирскими делами «из сребролюбия».

IVВс. 5

О подтверждении запрета клирикам самовольно переходить в другую епархию.

IVВс. 7

О недопустимости самовольного сложения священного сана или оставления монашества.

IVВс. 9

Обо порядке судебных тяжб между клириками (и запрете обращения в светский суд).

IVВс. 11

О допустимости только «мирных» писем, а не «представительных» грамот для бедных.

IVВс. 13

О запрете служения в другом городе клирикам [и чтецам] без «представительных» грамот.

IVВс. 18

Против церковных заговоров и «составления скопищ» (злонамеренных совещаний).

IVВс. 20

О запрете перехода клириков в другую епархию без благословения своего епископа.

IVВс. 21

О том, что обвиняющий клириков, не должен быть принимаем без исследования.

IVВс. 22

Об извержении клириков, расхищающих имущество умершего епископа.

IVВс. 23

О том, что клирики и монашествующие, без дозволения епископа пребывающие в Константинополе и производящие смятения, должны быть изгоняемы из города.

IVВс. 26

О необходимости епископам иметь для управления имуществом эконома из состава клира.

Антиох. 4

О том, что священнослужитель, изверженный собором, по упорству будет совершать богослужение; то он не может иметь восстановления в чине.

Антиох. 8

О том, что представительные грамоты для отлучающихся из епархии пресвитеров могут выдавать только епископы.

Антиох. 24

О том, что епископ должен сделать опись своего имущества и сделать его известным, а также имущества церковного, и это должны знать пресвитеры и диаконы, дабы по кончине его собственное имущество было употреблено по его воле.

Сард. 6

Об избрании епископа, о поставления митрополита и о том, что не должно поставлять епископов в малонаселённые места.

Сард. 10

О том, что не подобает поспешно поставлять в различные степени иерархического служения. Также требуется основательно убедиться в том, каковы вера, постоянство, кротость ставленника.

Трул. 4

О епитимии для совративших женщину, посвятившую себя Богу.

Трул. 5

О возбранении одиноким клирикам держать дома посторонних женщин.

Трул. 6

О запрете вступать в брак клирикам (и иподиаконам) после поставления.

Трул. 7

О должностной субординации между клириками разных степеней.

Трул. 11

О запрете клирикам и мирянам общаться с держащимися иудейского вероисповедания.

Трул. 17

О необходимости клирикам для перехода в другую епархию иметь отпускную грамоту от своего епископа.

Трул. 18

О необходимости клирикам, по уважительной причине оставившим свои церкви, возвратиться после прекращения этих причин.

Трул. 22

О запрете симонии и извержении не только того, кто таким путем достиг какой-либо иерархической степени, но и того, кто его поставил

Трул. 24

О запрете клирикам и монахам ходить на скачки и театральные представления.

Трул. 27

Предписание клирикам носить одежду, специально для них установленную.

Трул. 34

Против церковных сговоров и «составления скопищ».

Трул. 41

О 4‑х летнем испытании в монастыре, желающих нести монашеские подвиги в затворе.

Трул. 51

О запрете быть зрителем или исполнителем развлечений вносящих рассеянность в душу (смехотворства, театра, плясок) для клириков и мирян.

Трул. 77

О запрете клирикам и монахам мыться в общественных банях вместе с женщинами.

Трул. 88

О запрете вводить в храм животных без величайшей нужды.

Вас. 6

О том, что духовные лица, лишённые сана по причине блуда, не могут вступать в брак с женщиной, ради которой лишились чина.

Вас. 14

Об условиях, при которых мирянин, промышлявший лихоимством, может быть удостоен священства.

Вас. 43

О том, что нанесший ближнему смертный удар, есть убийца, даже если защищался.

Вас. 51

О том, что все падшие клирики наказываются одинаково – запретом церковного служения.

Вас. 88

О возбранении одиноким клирикам держать у себя дома посторонних женщин.

Лаод. 14

О запрете обычая в посылать из одного прихода в другой Святые Дары, в качестве подарка на праздник Пасхи.

Лаод. 15

О запрете мирянам, не принадлежащие к клиру в качестве певцов, становиться на амвон и самовольно петь.

Лаод. 18

О том, что вполне достаточно существующих молитв и для вечерни и для девятого часа и потому никто не имеет права составлять новых молитв и читать их в церкви.

Лаод. 20

О том, что не подобает диакону сидеть в присутствии пресвитера без его повеления. Подобно и причётникам с иподиаконами в присутствии диакона.

Лаод. 21

О запрете иподиаконам прикасаться к святому дискосу и святому потиру в то время, когда приносится Святая Жертва, или переносить их во время Великого входа.

Лаод. 22

О запрете иподиаконам носить орарь и напоминание им находиться неотлучно при церковных вратах.

Лаод. 25

О запрете диаконам исполнять во время богослужения священнические обязанности и воспрещении им раздавать народу Святое причастие.

Лаод. 57

Повеление периодевтам и пресвитерам ничего не творить без воли епископа.

Лаод. 59

Предписание употреблять при церковных богослужениях только канонические книги Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле.

Лаод. 60

Перечисляются канонические книги Ветхого и Нового Завета (см. предыдущее Правило), кроме Апокалипсиса, который не был ещё известен во Фригии как каноническая книга Нового Завета.

VIIВс. 1

О том, чтобы все принявшие священнический сан, знали и свято хранили предписания правил, изданных законною церковною властью, в т.ч. предыдущих 6 Вселенских Соборов.

VIIВс. 4

О запрете еписк. симонии – епитимии клирикам и закрытие храмов «ради истязания злата».

VIIВс. 5

О еще одном новом, более утонченном, виде симонии: «хвастовство» прежними приношениями и поставлением в клир.

VIIВс. 15

О воспрещении клирикам служения в двух церквах ради корысти.

VIIВс. 16

О возбранении для клириков щегольства и пышности в одежде.

Карф. 4

О необходимости клирикам воздерживаться от своих жён, готовясь приступить к святыне.

Карф. 5

О запрете епископам переходить границы своих областей ради корысти и вообще всем клирикам заниматься ростовщичеством.

Карф. 9

О том, что, если епископ или пресвитер примет в церковное общение праведно изверженных, да будет сам извержен.

Карф. 12

О чрезвычайном суде для рассмотрения жалобы против клирика, когда невозможен Собор епископов. Этот суд должен состоять для епископа – из 12 епископов, для пресвитера – из 6 епископов и для диакона – из трех.

Карф. 14

О достаточности представительства на ежегодных соборах лишь одного епископа из Триполи и о представительстве клириков в церковном суде этой небольшой области.

Карф. 15

О запрете клирикам пренебрегать церковным судом в угоду светскому по церковным делам.

Карф. 16

О том, что церковным судьям первой инстанции нет никакого оскорбления в том, если в высшем суде, т.е. во второй инстанции, решение их будет изменено, за исключением того случая, когда будет доказано, что эти судьи судили несправедливо.

Карф. 17

О запрете аппеляции против приговора, вынесенного избранными по согласию обеих сторон судьями, хотя бы число судей было менее указанного 12 правилом этого собора.

Карф. 19

О том, что ни одно духовное лицо не имеет права зарабатывать себе пропитание каким-либо постыдным или бесчестным делом.

Карф. 29

О порядке проведения судебного процесса, возбужденного вследствие жалобы на пресвитера, диакона и низших клириков.

Карф. 31

О воспрещении всем членам клира уступать что-либо из своего имущества неправославным христианам по завещанию, дарственной, или иным способом, хотя бы они были и их родственники.

Карф. 33

Перечисление всех книг Священного Писания, которые должно признавать каноническими для чтения в церкви.

Карф. 37

Об отлучении от церковного общения осуждённых клириков, которые будут апеллировать к Римскому престолу.

Карф. 38

О том, что каждый, осужденный первым судом клирик, должен оставаться под тем наказанием, которое на него наложено первым судом, до тех пор, пока высший суд не освободит его от этого наказания.

Карф. 39

О возможности для членов клира, которые участвуют в судебном разбирательстве, с позволения правящего епископа, переносить тяжбу в суд ближайшей епархии.

Карф. 40

О том, что клирики, не повинующиеся своему епископу, желающему возвести их на высшие степени, лишаются и имеющегося сана.

Карф. 41

Об имуществе клириков, приобретённом или полученном в наследство во время своего служения.

Карф. 44

Рекомендация клирикам не предоставлять своим детям свободы до тех пор, пока последние не приобретут полной выдержки и не сумеют вести себя сообразно своему положению.

Карф. 45

Воспрещение принимать в клир имеющего из своих родных кого-либо, не исповедующего православной веры.

Карф. 49

О запрете клирикам без нужды питания в пути посещать корчемницы.

Карф. 56

О возможности чтения в храме, в те дни года, когда совершается воспоминание о смерти святых мучеников, описание их страданий.

Карф. 59

О невозобновляемости крещения, о невозобновляемости правильно совершенного рукоположения, о запрете епископу оставлять свою кафедру и самовольно занимать другую.

Карф. 65

О том, что ни один епископ не должен принимать и рукополагать в своей церкви клирика, принадлежащего юрисдикции другого епископа.

Карф. 66

О рукоположении во епископа какой-либо епархии духовного лица, не принадлежащего к той митрополичьей области, в состав которой входит данная епархия.

Карф. 70

О ходатайстве к императорам о возвращении церковным судам права решения вопросов частного права между христианами, с тем, чтобы решения этих судов считались окончательными.

Карф. 73

О ходатайстве к императорам о воспрещении знатным лицам брать под свою защиту и настаивать на освобождении от наказания клириков, осуждённых церковным судом.

Карф. 81

О необходимости воздержания в определённое время от жён епископам, пресвитерам, диаконам и иподиаконам. Правило не простирается на низших клириков, как не прикасающихся к святыне.

Карф. 90

О порядке рассмотрения жалоб и обвинений клириков. Обвиняемые должны употребить все усилия, чтобы в течение года оправдать себя перед церковным судом и вместе с тем показать перед общественным мнением свою невинность. Если же они не успеют сделать этого в течение означенного времени, то теряют право на оправдание и предаются суду.

Карф. 91

Об отлучении от общения с остальными епископами того из них, кто примет без увольнительной (отпускной) грамоты от подлежащего епископа какого-либо монаха с тем, чтобы зачислить его в свой клир или поставить его игуменом одного из своих монастырей.

Карф. 101

О том, что каждый, посвященный в известной епархии в чтеца, не может без согласия подлежащего епископа быть принятым в другую епархию.

Карф. 109

О необходимости ходатайствовать перед государственной властью о назначении экдиков для защиты как церковных интересов, так и интересов неимущих.

Карф. 116

Предписание читать в церкви только те молитвы, которые просмотрены на соборах и одобрены последними для употребления в церкви.

Карф. 117

О том, что спорные дела, возникающие между членами клира, могут разбираться только на церковных судах. О возможности клирикам в исключительных случаях ходатайствовать перед императором о назначении ему епископского суда.

Карф. 121

Об отношении епископа к решению церковного суда своей епархии (постановление данного правила недостаточно ясно).

Карф. 136

О том, что после суда избранных судей нельзя больше, под угрозой наказания, обращаться к высшему суду.

Карф. 143

О запрете принимать жалобы на клириков от тех (клириков и мирян), кто отлучён от церковного общения.

Карф. 144

О запрете принимать жалобы на членов клира от актёров, от лиц, на которых лежит пятно бесчестия (инфамии); от еретиков и язычников.

Карф. 145

О том, что если кто-либо подаст одновременно несколько жалоб на клирика, и первая из них будет опровергнута, то не должно допустить обвинителя до подачи прочих жалоб.

Карф. 146

Предписание не принимать в качестве свидетелей против членов клира всех тех лиц, которые лишены права подавать на них жалобы.

Карф. 147

О хранении клириками тайны исповеди, выражающемся в лишении значения свидетельства епископа, в том случае, если он говорит, что некто исповедался ему в совершенном им преступлении, чего тот не желает признать.
О том, что епископ, отлучивший кого-либо незаконно за тот грех, который он исповедал ему наедине, сам должен быть лишен общения со стороны других епископов до покаяния.

Двукр. 9

О запрете священнослужителям, под угрозой извержения, применять телесные наказания собственноручно или посредством других лиц.

Двукр. 10

Об извержении присвоивших или обративших в личное небогослужебное употребление алтарные священные сосуды или облачения, и отлучении так же использующих церковные вещи, находящиеся вне алтаря.

Двукр. 11

Об извержении низших клириков, вступающих в мирские начальственные должности.

Двукр. 17

О том, чтобы впредь никто из мирян, или монахов не был внезапно возводим на высоту епископства, но провел на всякой священнослужительской ступени положенное законом время.

Феоф. 1

О том, как надлежит поститься накануне Богоявления, если таковое случится в воскресенье.

Феоф. 3

О необходимости предварительного испытания ставленников.

Феоф. 4

Об обжаловании пресвитером решения епископа о его низложении.

Феоф. 5

О том, что преступление, совершенное до крещения, не принимается во внимание при принятии в клир, а совершенное после крещения, препятствует рукоположению.

Феоф. 6

О том, чтобы перед осуждением клирика была расследована жалоба против него.

Феоф. 8

О том, что приношения для евхаристии, по употреблении нужного для таинства, должны разделять между собою принадлежащие к клиру.

Феоф. 9

О порядке расследований обвинений против священника.

Феоф. 10

Об избрании при каждом епархиальном управлении эконома.

Феоф. 11

Об употреблении церковных доходов и на содержание вдовиц, убогих и странствующих.

Кир. 1

О праве подсудимого на отвод судей по сомнению в их беспристрастии (дело еп. Петра).

Кир. 3

О недопустимости удаления от священнослужения через отречение от него.

Кир. 4

О необходимости проверки ставленников на то, не состояли ли они в браке и не извержены ли из монастыря или иной епархии.