Библиотеке требуются волонтёры

Стих

Стих:

1) Неболь­шая про­ну­ме­ро­ван­ная часть текста Свя­щен­ного Писа­ния. Библия вклю­чает 66 кано­ни­че­ских книг, раз­де­лен­ных на 1189 глав, состо­я­щих из 31173 стихов.

2) Строка из Свя­щен­ного Писа­ния, воз­гла­ша­е­мая и поемая в раз­лич­ные моменты бого­слу­же­ния.

Эти­мо­ло­гия поня­тия

Стих (от др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй; строка в книге, стих (в сти­хо­тво­ре­нии)) мно­го­знач­ное поня­тие, как пра­вило, исполь­зу­е­мое в сти­хо­ве­де­нии и лите­ра­ту­ро­ве­де­нии для обо­зна­че­ния худо­же­ствен­ной речи, орга­ни­зо­ван­ной с помо­щью деле­ния на рит­ми­че­ски соиз­ме­ри­мые отрезки. Это же поня­тие при­ме­ня­ется и для опи­са­ния полу­чен­ной в ходе деле­ния худо­же­ствен­ной речи строки сти­хо­твор­ного текста, кото­рая выде­ля­ется согласно опре­де­лен­ному рит­ми­че­скому образцу и строю. Именно в этом смысле слова поня­тие «стих» при­ме­нимо к рит­ми­че­ски задан­ным отрез­кам про­из­ве­де­ний хри­сти­ан­ской гим­но­гра­фии.

В широ­ком смысле поня­тие «стих» упо­треб­ля­ется при­ме­ни­тельно к любому отрезку текста. Как пра­вило, данное упо­треб­ле­ние отно­сится к деле­нию свя­щен­ных книг миро­вых рели­гий. Так, напри­мер, первый яшт (гимн) Авесты (собра­ние свя­щен­ных тек­стов зоро­аст­ризма) раз­де­лен на четыре стиха, каждый из кото­рых имеет девять строк.

Исто­рия поня­тия в Свя­щен­ном Писа­нии

В Свя­щен­ном Писа­нии поня­тие «стих» исполь­зу­ется для нуме­ра­ции (индек­са­ции) и упо­ря­до­чи­ва­ния фраг­мен­тов текста.

Изна­чально Свя­щен­ное Писа­ние (кано­ни­че­ские и нека­но­ни­че­ские книги) не были раз­де­лены ни на стихи, ни на главы. Попытки упо­ря­до­чи­ва­ния текста Свя­щен­ного Писа­ния пред­при­ни­ма­лись уже в иудей­ской среде. Так, вет­хо­за­вет­ные тексты раз­де­ля­лись на т. н. pesukim (от евр. pesuk — отдел), кото­рые могли быть довольно раз­ного раз­мера, но их меди­ан­ный размер при­мерно соот­вет­ство­вал совре­мен­ному биб­лей­скому стиху. Более круп­ные раз­делы назы­ва­лись sedarim (от евр. sedra — поря­док) и вклю­чали несколько pesukim. Чуть позже, в меж­за­вет­ный период появ­ля­ется раз­де­ле­ние на параши (от евр. parashiot / parasha — глава). Параша пред­став­ляла собой главу текста, завер­шен­ную по смыслу или ком­по­зи­ции. Так, Пяти­кни­жие Мои­се­ево было раз­де­лено на 669 параш. Раз­де­ле­ние гре­че­ского текста Библии впер­вые было сде­лано на полях Вати­кан­ского кодекса и дати­ру­ется IV веком н. э. Более про­ду­ман­ное и мас­штаб­ное раз­де­ле­ние на главы пред­при­нял в начале XIII века кар­ди­нал Стефан Лэнг­тон (англ. Stephen Langton; ок. 1150–1228), англий­ский бого­слов, архи­епи­скоп Кен­тер­бе­рий­ский. Его работу завер­шил в 1240 году фран­цуз­ский кар­ди­нал Гуг-де-Сен-Шир из Каро. Изна­чаль­ное деле­ние на главы было пред­при­нято для Вуль­гаты, а деле­ние на стихи текста Вуль­гаты было сде­лано фран­цуз­ским кни­го­пе­чат­ни­ком Робер­том Этье­ном (фр. Robert Estienne; также изве­стен как «Роберт Сте­фа­нус»; 1503 год, Париж — 7 сен­тября 1559 год, Женева) По неко­то­рым вер­сиям, это собы­тие дати­ру­ется 1551 годом. Однако, до него в начале XVI века подоб­ную попытку пред­при­ни­мал ита­льян­ский доми­ни­кан­ский монах, фило­лог и бого­слов Сантос Панино.

Обще­при­ня­тая нота­ция цити­ро­ва­ния Библии имеет непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к ее деле­нию на главы и стихи, и выгля­дит сле­ду­ю­щим обра­зом:

Наиме­но­ва­ние книги из Библии (как пра­вило, в сокра­щен­ной форме). Глава:стих–стих(или: Наиме­но­ва­ние книги из Библии.Глава:стих,стих.

Напри­мер:

Прем. 2:2 – Книга Пре­муд­ро­сти Соло­мона, глава вторая, стих второй: «Слу­чайно мы рож­дены и после будем как небыв­шие: дыха­ние в ноздрях наших — дым, и слово — искра в дви­же­нии нашего сердца».

Еккл.1:9,11 – Книга Еккле­си­а­ста, глава первая, стих девя­тый и один­на­дца­тый: «Что было, то и будет; и что дела­лось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солн­цем. <…> Нет памяти о преж­нем; да и о том, что будет, не оста­нется памяти у тех, кото­рые будут после».

Откр.8:10-12 – Книга Откро­ве­ния Иоанна Бого­слова, глава вось­мая, стихи с деся­того по две­на­дца­тый: «Третий Ангел вос­тру­бил, и упала с неба боль­шая звезда, горя­щая подобно све­тиль­нику, и пала на третью часть рек и на источ­ники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сде­ла­лась полы­нью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. Чет­вер­тый Ангел вос­тру­бил, и пора­жена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затми­лась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи».

Также суще­ствуют аль­тер­на­тив­ные спо­собы нота­ции, напри­мер, замена двое­то­чия запя­той или точкой.

«Стих» в бого­слу­же­нии Пра­во­слав­ной Церкви

В бого­слу­же­нии Пра­во­слав­ной Церкви поня­тие «стих» обо­зна­чает рит­ми­че­ски орга­ни­зо­ван­ную часть, отре­зок гим­но­гра­фи­че­ского бого­слу­жеб­ного текста без нуме­ра­ции этого отрезка. В бого­слу­жеб­ных книгах текст подчас сопро­вож­дался пев­че­скими зна­ками – нев­мами, что помо­гало в бого­слу­жеб­ном песен­ном испол­не­нии гим­но­гра­фии. Именно поэтому раз­де­ле­ние на стихи имело своей целью не только и не столько упо­ря­до­чи­ва­ние текста, как в случае со сти­хами в Свя­щен­ном Писа­нии, сколько ука­за­ние на кор­рект­ное испол­не­ние того или иного гим­но­гра­фи­че­ского эле­мента.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки