Беседа с одним из бывших лидеров «Нью эйдж» в России Александром Чернавским,
который смог преодолеть искушение «Нового века»
– Александр, что привело вас в «Нью эйдж»?
– Я закончил военно-политическое училище, служил в ракетной части. Но с конца восьмидесятых годов у меня начался период богоискательства, написал в то время несколько работ по психологии, философии. В 90-м начал преподавать на кафедре педагогики и психологии Вологодского пединститута и много ездил на разные семинары по экстрасенсорике, необычным явлениям.
Закончилось это тем, что уехал в Горный Алтай, где встречался и с рерихами (так их называют местные), кришнаитами, поклонниками Блаватской и так далее. Там, в одной долине недалеко от горы Белуха, эзотерики всех направлений попытались основать некий Город солнца. В 70-80 годы в те места уезжали сотни людей, покупали дома, обосновывались. В основном это была молодежь, стремящаяся к мистическому опыту.
Год я там пробыл и уехал после того, как в Приднестровье погиб мой брат. После похорон постепенно начал приходить в себя и обнаружил, что, пока я был в горах, вокруг многое изменилось. Появилось много интересного для психолога – гимнастики, танцы, арт-терапия, психологические семинары, работающие с новыми методиками. Они и привели меня в «Нью эйдж».
– Почему вы в тот момент прошли мимо Церкви?
– Люди в те годы были очень растеряны. С одной стороны, рушился материализм, с другой – до православия многие не доросли. И когда нам предлагалось поверить, что христианство – это вчерашний день, нужно шире смотреть на вещи, это было искусительно. Тот нигилизм, внутренняя пустота, которые разрушили нашу экономику, в духовной сфере тоже толкали нас к либеральным решениям, к программам типа «Пятьсот дней», за которые можно попасть в продвинутые.
– А что происходит через «пятьсот дней»?
– По милости Божией иногда приходит понимание, что главное – не скорость, а направление. Разобраться в этом с помощью ума почти невозможно, потому что в «Нью эйдж» всякое сомнение мгновенно забалтывается. Там достаточно неглупых людей, которых переиграть на их поле невозможно. Только Господь может разрушить это наваждение.
– Насколько «Новый век» завязан на оккультизм?
– Оккультизм, неосознанный сатанизм, пронизывает все практики «Нью эйдж», даже самые скромные. Но в чем трудность борьбы с ним? Если православный батюшка придет и назовет ньюэйджеров сатанистами – его не поймут и совершенно искренне отвергнут. Невоцерковленный человек приходит в общину, где ему говорят, что если Бог – это добро, то, значит, и добро – это Бог. А что такое добро? Это то, что нам полезно, приятно. Такая вот подмена, очень удобная.
– Вы могли бы кратко охарактеризовать идеологию «Нью эйдж»?
– Мысль заложена примерно такая. Наступает эпоха Водолея. Она требует новых идей и новых людей, которые не признают никаких авторитетов, лояльно относятся ко всем религиям, в том числе к христианству. Но при этом они считают Христа не Богом, а одним из великих учителей. Внешне это все выглядит презентабельно. Предлагается экологическое отношение к телу, к природе. Другое название «Нью эйдж» – холистическое движение, от «хол» – целый. Речь идет о целостности духа, души и тела. Это мне вначале тоже очень понравилось.
– С чего начиналось движение «Нью эйдж» в нашей стране?
– Вы знаете, приход либерализма, разрушение компартии и проникновение «Нью эйдж» каким-то образом оказались у нас завязаны на одну фигуру – Александра Яковлева, был такой секретарь ЦК КПСС. А его дочь Саша Яковлева и стала создателем первого холистического центра в России «Путь к себе». Я лично был с ней знаком. По натуре Саша – космополитка, но с такой установкой: «Мой внутренний мир важнее всего остального». Это привлекло в «Новый век» часть рериховцев, уфологов, сторонников нетрадиционных методов лечения и т.д.
Когда мне в руки попал журнал «Путь к себе», я как психолог тоже заинтересовался. Стал одним из организаторов холистического центра в Вологде. Сначала прошел, а потом сам стал вести ряд семинаров по усовершенствованию способностей человека.
– Вы упомянули Яковлева. Насколько организованно внедрялся «Новый век» в нашу страну?
– Увлечение «Нью эйдж», по самым скромным оценкам, охватывает треть американцев. Центр этого движения есть там почти в каждой деревне, и все кандидаты в президенты работают с этой аудиторией, дают какие-то обещания, тем более, что это отвечает интересам Соединенных Штатов.
Это движение оформилось в Америке благодаря хиппи, которые отвергали материальные ценности, техногенность современной цивилизации. Но потом повзрослели, стали «почтенными членами общества» – яппи, которые задумались о том, как хранить и лелеять свое тело.
– В чем главная приманка «Нью эйдж»?
– Сегодня благодаря развитию транспорта и коммуникаций люди все больше убеждаются, что они очень похожи и хотят одного и того же – счастья, хороших отношений в семье, денег. И им задается вопрос – вы хотите все это быстро, гарантированно получить?
– Это обман?
– Знаете, как это бывает в сказках, суть дела не в том, выполнит ли черт ваше условие, а в том, что попросит взамен. Формально все выглядит очень солидно. Я посетил все крупнейшие «Нью эйдж»-центры в США: Опен-центр, Омега-институт, Наропа-институт. Это целая, мощная индустрия. В Опен-центре проводится, например, 900 семинаров в год. Он расположен в огромном здании, с залами для танцев, медитаций, где все оборудовано по последнему слову техники, имеется мощное компьютерное обеспечение, работают первоклассные менеджеры.
Мы познакомились с директором этого центра Ральфом Уайтом. Очень милый человек. Стремится к гуманистическим отношениям между людьми, к тому, чтобы они были лучше, пребывали в состоянии гармонии, покоя, любви. И, действительно, миллионы людей к этому удалось привести. Не к спасению души, к которому стремится православие, а к состоянию духовного комфорта и финансовому благосостоянию.
– При чем тут финансовая сторона? Вы же сказали, что «Новый век» вырос из движения хиппи, которые материальные ценности отвергали. Каким образом эти идеи могли развернуться на 180 градусов?
– Здесь есть один хитрый поворот. Я сам вел бизнес-семинары, и там первое правило на пути к богатству – если хочешь что-то получить, научись сначала отдавать. А ловушка в том, что, несмотря на оговорки, все равно все вертится вокруг денег.
– Насколько эффективно обучение на семинарах?
– Я знаю сотни случаев, когда люди приходили и получали результат. Была, например, такая журналистка Евгения Л. Ездила на семинары, в Шотландии участвовала в «духовной игре в деньги». И стала миллионершей.
– Каким образом происходит обучение?
– Суть в подробном исследовании – что мешает нам получить желаемый результат?
Я опишу эпизод одного из семинаров, который проводил Александр Эверест. Эверест – это псевдоним человека, который создал ряд больших школ, связанных с развитием способностей человека, раскрытием духовного потенциала. Одно из направлений было посвящено как раз бизнесу. И вот, собирается огромная аудитория, причем каждый платит по 300-500 долларов. Задаются простые вопросы. Хорошо ли быть богатыми? Ответ: богатство, счастье, здоровье – это норма. Они позволяют тебе путешествовать, дарить подарки, жить в полную силу. Ты хочешь быть ненормальным? Нет.
Эверест достает толстую пачку денег и предлагает аудитории – подходите, берите. Народ мнется, потом кто-то решается. Его спрашивают, что он чувствовал, когда брал деньги. Страх. Эверест начинает разбирать эту проблему – страх перед деньгами и т.д. Показывает, как деньги передвигаются по миру, раскрывает философию отношения к деньгам. В ответ на мнение, что есть нечто, чего нельзя купить, например, любовь, дается такой ответ: «Тот, кто считает, будто любовь нельзя купить, тот просто не ходит со мной в один магазин».
– Не имеет возможности ходить в дорогие магазины?
– Нет, утверждается, что есть такой «магазин», в котором покупается любовь.
– И там тебя учат любить?
– Имеется в виду, что можно, например, завоевать любовь щедростью и т.д. Что деньги дают нам свободу.
Еще доказывается, что богатый – этот тот, кто с Богом, а бедный – тот, кто с бедой. Поэтому, если ты беден, тебе нужно изменить отношение к жизни. Эгоизм здесь четко стоит во главе угла. При этом все виды страстей – прелюбодеяние, тщеславие, гордыня, жадность – «Нью эйдж» развивает с огромной скоростью. Человеку говорят: ты все можешь. Если пройдешь семинар – будешь богатым, совершенным, но… откажись от Бога. Конечно, не так прямо, а «не придерживайся старых догм, учителей. Бог в твоем сердце. Это не дедушка на облаках. Ты сам – сын Божий».
Тебя не наставляют творить зло, красть. Наоборот, спрашивают: ты хочешь сделать доброе дело? И каким-то образом это доброе дело всякий раз расходится с учением Христовым.
Ну и, конечно, те люди, которые смогли разбогатеть благодаря этим семинарам, ведь не даром все получили, тут не должно быть иллюзий. Все, что дает им «Новый век», – это ключ к тому, как с помощью методик научиться обмануть свою совесть, оправдать жадность.
– Вспоминается богатый юноша из Евангелия, который был добр, благочестив, но отказался ради спасения души расстаться с богатством.
– Все искушения, которые превозмог Господь в пустыне, в «Нью эйдж» получают свое обоснование.
– Насколько активно на семинарах учат манипулировать людьми?
– Это одна из основ, первейших признаков человека нового времени. Его оружие – не пистолет, не отмычка, а способность влиять на себя и управлять окружающими. Методики есть самые разные – от простых, в духе Карнеги, до нейролингвистического программирования (НЛП).
– Что это такое?
– Я расскажу, при каких обстоятельствах впервые прозвучал этот термин – НЛП. Его создатель ехал на свой семинар, но был остановлен полицейским за превышение скорости. На вопрос, куда он так мчится, изобретатель вдруг ответил представителю закона: «На семинар по нейролингвистическому программированию». Полицейский отдал честь и отпустил нарушителя – вместо того, чтобы взять с него штраф.
То есть НЛП – это методика управления сознанием – своим, чужим, во благо, во зло. Основами его владеют, например, многие мошенники. У них это называется «запудрить мозги». Идея НЛП в том, что человека можно программировать и перепрограммировать подобно компьютеру. Но только с помощью слов.
– Как в «Нью эйдж» рассматривается проблема антихриста?
– Там говорят, что это просто система страха в одной из мировых религий. Впереди – лучезарное будущее.
– А агрессивность к христианству никак не проявляется?
– На встрече лидеров «Нью эйдж» в Польше одна русская женщина предложила зайти в православный храм. Был праздник Николая Чудотворца, и все дружно пошли, всем понравилось. Попадая в Россию, некоторые нью-эйджеры проникаются симпатией к нашей вере, начинают помогать Церкви. Это все очень лично. Агрессии, как правило, нет. Наоборот, прививается терпимость ко всем религиям. И ты сам любую можешь исповедовать, использовать ее как средство, но не как цель, разумеется.
Это норма поведения, и она, к сожалению, проникает и в нашу Церковь. Некий священник из Москвы попал на очередное экуменическое сборище, где язычники исполняли какой-то обряд. Но священник в это время читал «Отче наш». И когда его спросили, что он делал на шабаше, ответил: читал «Отче наш». Ответ был признан остроумным. С точки зрения «Нового века» – это тоже образец поведения в современном мире. Читай про себя тихо, культурно все, что хочешь, главное – не досаждай никому и сам не мучайся.
Но есть течения в «Нью эйдж», например, работаюшие с тантра-йогой, которые могут быть агрессивны. Тантризм – это такое обоснование блуда, через который в человеке высвобождается ум и еще что-то там высвобождается, что и не запланировано. Не случайно революционеры, включая даже таких тихих, как Жан-Жак Руссо, были половыми извращенцами. И явные бесноватость, агрессивность в тантризме присутствуют.
Очень опасно вовлечение людей в «Новый век» через язычество, славянские эзотерические практики, где не только хороводы учат водить. Через эти практики втягиваются баркашовцы, ребята из РНЕ и других фашиствующих организаций.
– Это оборотная сторона «Нового века»?
– Лишь небольшая ее часть. Знакомство с оборотной стороной в Америке начинается с того, что человек должен принести для участия в семинаре справку о том, что он психически здоров. Затем подписать документ, согласно которому «Нью эйдж»-центр не несет ответственности за то, что может произойти с человеком в дальнейшем.
И это отнюдь не лишние предосторожности. Там есть, например, такая методика, когда человеку прививают решимость. Начинается скромно. Нужно подойти, преодолев стеснительность, и о чем-то попросить. Дальше – больше. Одну девочку уговорили прыгнуть со второго этажа (она боялась высоты). Девочка прыгнула и сломала позвоночник. Но это, конечно, исключение, а не правило. Обычно повреждения носят другой характер.
Например, у Андрея Л. на семинарах люди занимались изучением суфийских танцев, тантры. Они учились прекрасно танцевать, играть на многих инструментах, рисовать, снимать фильмы, изучали иностранные языки. Есть также семинары, где вас учат предсказывать будущее, искать потерянные предметы, включать свет в комнате «силой мысли» (дьявол помогает очень многие вещи делать).
Но что при этом происходило с душами этих людей?
Многие ученики покончили с собой, стали наркоманами, сошли с ума, потеряли семьи. Некоторые теряли рассудок прямо во время этих самых суфийских танцев. У нас, правда, все общество больное, находится в пограничном состоянии. Но на семинарах «Нью эйдж» это все обостряется.
– Какую роль играют в методиках этого движения наркотики?
– С помощью ЛСД там практикуется лечение от психических болезней, есть другие показания к употреблению наркотиков. Но главное – это поиск полунаркотических состояний, с помощью, например, глубокого холотропного дыхания. В результате гипервентиляции легких человек впадает особое состояние, у него начинаются галлюцинации, бесовские наваждения. Этого можно добиться и с помощью динамических медитаций.
– Насколько связана с движением «Новый век» рок-музыка?
– Музыка «Нью эйдж» – это не рок, она медитативная, расслабляющая.
– Можно подробнее сказать о вашем пути через «Нью эйдж»?
– Я прошел несколько семинаров, создал в Вологде холистическую общину «Род». Что меня подкупало, кроме самореализации, как психолога? Однажды я был участником международной встречи лидеров холистических центров, где очень много говорилось о том, что Россия – это особая страна, за которую ньюэйджеры всего мира испытывают гордость. Один француз сказал, заплакав, что, когда он пересек границу России, у него раскрылось духовное сердце. Что у нас здесь дух особый.
Все это стимулировало мои националистические чувства. После этой встречи я написал огромную статью: «Я горжусь тем, что я русский». А на следующий год пригласил в Вологду лидеров «Нью эйдж»-общин, главным образом, из Восточной Европы и с постсоветского пространства. Это поощряло во мне тщеславие.
Я был свидетелем многих интересных практик. Одна женщина, бельгийка Моника С., доказывала, что дельфины помогают исцеляться, с их помощью можно управлять снами. Было интересно.
Но вот чего я никак не мог взять в толк. Формально все обстоит прекрасно, а на душе камень, который с каждым днем становится все тяжелее. Меня постигли скорби душевные, отчаяние. И я пытался понять – почему? Ведь все так хорошо шло. И вдруг открывается, что не все хорошо. Что раскрепощение сознания, которого я достиг, – это на самом деле вседозволенность и наглость. Что лучше Церкви мне никакие гуру не помогут.
Когда я покинул общину, часть людей ушла за мной в православие, а часть осталась. Не могу сказать, что они счастливы. Человек в «Нью эйдж» рано или поздно вступает на путь необратимых разрушений. Здесь и уныние, и утрата всякого покаянного чувства, самосознания – все это его постепенно разрушает как личность. А кто-то улыбается и говорит, что всем доволен. Но это не менее страшно – это веселье, в котором нет жизни.
Чтобы исцелиться, я ездил в Троице-Сергиеву лавру на отчитку, соборовался, подолгу жил в монастырях. В одном из них я начал писать статью, где пересмотрел отношение к психологии. Статья небольшая, но я писал ее целый год, потому что, с одной стороны, пытался избавиться от нью-эйджевского взгляда на мир, с другой – невольно его оправдывал, он слишком глубоко мной овладел. Поэтому я до сих пор причащаюсь каждое воскресенье. Борьба была очень тяжелой и продолжается по сей день.
– В свое время отец Серафим Роуз тоже побывал в «Новом веке».
– Да, и написал другому бывшему ньюэйджеру, принявшему православие: «Хорошо, что ты прошел через это. Теперь ты знаешь, что это такое».
Беседовал В. Григорян
ИСКУШЕНИЯ «НОВОГО ВЕКА»
Насколько мы готовы к тому, чтобы их отвергнуть?
В этом номере газеты мы опубликовали беседу с Александром Чернавским, посвященную учению «Нью эйдж». Однако ряд особенностей этой идеологии оказался за рамками интервью. Попытаемся восполнить это, сформулировав еще раз, в чем суть учения.
По мнению теоретиков «Нью эйдж», в наши дни заканчивается эпоха традиционных религий и наступает эра Водолея, когда раскроются все скрытые возможности человека и он сможет перейти на новую ступень эволюции.
Одним из способов такого перехода считаются роды в воде, другим – усиленное занятие экстрасенсорикой, третьим – раскрытие ума с помощью самовнушения и т.д. После чего люди эры Водолея, согласно задумке, должны стать настолько же выше нас, простых смертных, насколько обезьяна выше человека.
Иногда это движение называют языческим. Да, действительно в нем принимают участие те же индуисты, например. Можно также встретить и мусульман, и иудеев. Но в основном это люди, предки которых были христианами. И очень много тех, кто продолжает считать себя православным (например, последователи Ольги Асауляк), католиком, протестантом. Ведь от них не требуется отказа от обрядов. Нужно лишь «поверить в себя», «расширить сознание», то есть впасть в прелесть.
Более того, это движение не могло возникнуть, не будь христианства, потому что язычникам не знакомо такое понятие, как «личность». Оно появилось лишь после распятия и Воскресения Спасителя, когда человек благодаря жертве Христовой был облечен в царские одежды.
Но вот вера стала уходить в многочисленные трещины, однако мало кто согласился вернуть эти одежды обратно. Было заявлено: «Бог в твоем сердце» и т.п. Вот как сформулировала новое учение о человеке известная американская актриса Ширли Маклейн: «Каждый должен обратиться к своему внутреннему «я», и ваша внутренняя сущность откроет вам, что вы есть бог».
Поэтому «Новый век» нельзя назвать даже сектой. Сектанты и раскольники всех времен и народов полагали, что истиной обладает не Церковь, а их община. Ньюэйджеры идут дальше – в сторону чистого эгоизма. У них каждый сам себе Церковь.
В чем роль «Нью эйдж» в современном мире? Прежде чем проявить свою мерзейшую мощь, антихрист должен стать псевдохристом – волком в овечьей шкуре. Прежде гонений против малого стада он должен завладеть умами значительной части верующих, прельстить их, не требуя расстаться со своими конфессиями. Что и происходит сегодня.
Надо сказать, «Нью эйдж» предлагает нам целый спектр искушений, первым из которых стало отвержение ревности о Боге. Нам, христианам, задан был вопрос – с тем ли мы Христом, который несет добро, радость, или другим, признавшим, что не мир Он нам принес, а меч?
В ответ на отказ принять это разделение нас стали называть догматиками, отсталыми людьми и, что еще хуже, нетерпимыми, мрачными, говорить, что половым воздержанием, постами, строгостью, черными одеяниями монахов и неприятием разного рода новшеств, отрицанием мира, лежащего во зле, и ожиданием конца времен мы убиваем в себе и мире любовь.
О, если бы нас гнали! Но, нет, нам покровительственно улыбаются, а иногда просто смеются. Правда, некоторые уже отсмеялись еще в первые десятилетия прошлого века, когда увидели, как охотно вчерашние толстовцы становятся чекистами, палачами. И тогда мороз прошел по спинам людей, подобных Дмитрию Мережковскому. Они ждали наступления «Царства Духа», а вместо этого с людей заживо начали сдирать кожу.
Катастрофы ХХ века задержали распространение идеологии «Нового века», однако на сегодняшний день движение полностью оправилось. Каждый год появляется множество фильмов и книг в духе «Нью эйдж», где нам предлагается добро без Бога, христианство без Христа и, разумеется, «путь к себе».
Самые известные фильмы, которые можно назвать, – это «Титаник» Джеймса Камерона и «Матрица» братьев Уачовски. Это картины по форме почти христианские, но это почти на самом деле является обманом, который достигается с помощью одного приема. В обоих фильмах мы видим акт самопожертвования. Мы видим, как в «Титанике» герой погибает, чтобы его возлюбленная могла найти «путь к себе», взяла от жизни все.
Высота подобной жертвы позволяет Камерону высказать нелицеприятное мнение о христианах, которые тонут вместе с кораблем, вверив себя Господу. Они отказались от борьбы, что для человека нового времени выглядит дикостью.
Правда, режиссеру при этом пришлось серьезно исказить обстоятельства реальной трагедии. Когда не вымышленный персонаж, а сотни мужчин-христиан погибли, чтобы не мешать спасению жен и детей. И… лодки ушли полузагруженными. Но на нижних палубах метались обреченные бедняки, там тоже были женщины и дети, которым уже невозможно было помочь. И мужчины-аристократы остались с ними. Через несколько лет эта история в точности повторится в охваченной революцией России.
Наверное, Камерону как художнику можно было бы простить бегство от документальности. Но он исказил саму суть случившегося в водах Атлантики. При этом символы «Нью эйдж» обыгрываются на протяжении всего фильма. Например, много места уделяется драгоценному камню. Это не случайность – кристаллы играют большую роль в учении «Нового века». И когда героиня в конце фильма жертвует драгоценностью, бросив ее в море, она как бы отрекается от мира, что очень подкупило, например, отца Андрея Кураева, написавшего об этом большой материал.
Но и в этом эпизоде есть одна подмена. Героиня не является подлинным владельцем камня, он случайно оказался у нее во время гибели корабля. Так же, как и сама идея самоотречения вырвана Камероном из «морально устаревшего» христианства. Ведь в «Нью эйдж» идут не умирать ради ближних, а жить ради себя.
Подтекст в картине играет огромное значение. Создатели корабля бросили некогда вызов Небу, заявив, что сам Господь не сможет потопить это судно. Не был делом случая и подбор его имени. «Титаник» можно буквально расшифровать как «Богоборец». Однако в первом же плавании этот громадный ковчег пошел ко дну. «Но Бог не смог пустить на дно жажду человека жить по собственной воле» – вот мысль Камерона, которая является стержнем его фильма.
Продолжая тему, скажем, что вслед за «Титаником» отец Андрей Кураев одобрил и «Гарри Поттера». Там также добро побеждает зло, правда, необычными методами. Но разве цель не оправдывает средства? К сожалению, эта тенденция – поиск жемчуга в нью-эйджевском навозе назло «ревнителям благочестия» – становится сейчас очень популярной. И вот в православных СМИ появляется похвала фильму «Матрица», где идеология «Нового века» проводится уже совершенно открыто.
И то, что христианская символика пронизывает всю картину, – это не ее достоинство, а попытка перелицевать нашу веру во что-то принципиально новое.
Речь в картине идет о мире, который не просто во зле лежит, но захвачен компьютером и его виртуальными агентами (читай – бесами). А все, что видят люди: вкусная еда, хорошая одежда и т.д., – это лишь видимость. И вдруг с героем фильма начинает происходить то, что описано в семьдесят втором псалме: «Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их». Герой открывает для себя правду. Что на самом же деле люди – обыкновенные рабы, батарейки для компьютера, которые висят, как мухи, в паутине каких-то проводов и питаются помоями.
Все это так увлекло православного пропагандиста картины, священника Вадима Семчук, что он пропустил тот момент, когда фильм начал приобретать откровенно оккультисткие формы.
В финале герой «Матрицы» Нео (новый) прошел «путь к себе» и обрел фантастические способности. Он погиб, а затем воскрес. Благодаря поцелую подруги-хакерши Тринити (Троицы) он познал, наконец, себя и стал вершиной эволюции – сверхчеловеком, спасающим мир, с помощью потрясающих воображение трюков плюс мордобоя, убийства. По сути, это рекламный ролик антихриста, где подчеркнуто его сходство со Спасителем и затушеваны различия.
Вот это и обмануло отца Вадима, увидевшего в фильме «христианскую интерпретацию». В ответ на его статью «Фильм «Матрица»: православный взгляд» появилось немало недоуменных откликов. В качестве оправдания священник сказал, что, будучи миссионером, он должен искать подход к молодежи.
Это справедливо. Вопрос – как и какой ценой. Еще недавно мы иронизировали над протестантами, которые привлекают людей поп-музыкой. А сегодня во время проведения одного из миссионерских съездов можно было наблюдать такую сценку. Сидят православные священники и миряне, смотрят, как на сцене девица в красном платье с разрезом до интимного места исполняет танго.
Откуда она взялась? Кто позвал? Устроители мероприятия, наверное, не смогут дать ответа. Само проскочило. Но трудно отделаться от мысли, что эта апокалиптическая картина была попущена Богом как некий урок всем нам. Сегодня все труднее разобрать, кто кого просвещает: христиане мир или наоборот, а также, где цель, а где средства. Так новое время иногда нас переигрывает.
Сложность сопротивления «Нью эйдж» в том, что добро для этого движения – больше чем добро, а хороший человек – больше чем профессия, и это невольно увлекает. Ведь первый этап культа провозглашает: радуйтесь, возвращайтесь к природе, не будьте фанатиками, ешьте экологически чистые продукты и т.д., и т.п. А если сами не хотите этого делать, не мешайте делать ближним.
И вот еще что. В отличие от любой другой сектантской деятельности, каждому из нас приходится сталкиваться с «Нью эйдж» почти ежедневно. Так что взгляд просто замыливается. Даже на Рождественских чтениях в Москве приходится видеть пропаганду соевых продуктов. Что может быть невиннее? Но это часть огромного по размаху бизнеса «Нового века».
Означает ли это, что нужно бороться с соей? Нет, конечно, но такие вопросы «Новый век» ставит перед нами непрестанно. И я лично, если сказать по совести, не имею права судить отца Андрея Кураева, хотя бы потому, что некоторые фильмы в духе «Нью эйдж» мне самому нравятся (а неумные нападки на них в православной прессе вызывают, скорее, раздражение). Слаб человек…
Беда в том, что за первым этапом наступает второй, где разница между Христом и антихристом стирается вовсе, как в «Матрице» или, еще более ярко, в романе Б.Акунина «Пелагия и красный петух».
Сюжет этой книги в том, что «Христос», провалившись в некую дыру во времени, попадает в XIX век, где за ним начинает охотиться обер-прокурор Синода (за прозрачным псевдонимом угадывается Константин Победоносцев). Но что из себя представляет акунинский мессия? В рамках книги создано новое «евангелие», согласно которому христианство – это удел отсталых умов, и красной нитью проходит наставление: в жизнь вечную не верь, в Бога не верь, Церковь отвергни, а только твори добро.
Надо сказать, что подано это с определенным блеском. Поэтому роман Акунина можно назвать своеобразной классикой «Нью эйдж» наряду с такими вещами, например, как «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Но это одна сторона, теоретическая.
Практическую цель решают семинары «Нью эйдж», помогая обывателю подняться на ту высоту, где он наконец получает возможность не только жить в свое удовольствие, но и гордиться собой.
Соблазн велик, но тот же пример Александра Чернавского напоминает нам, что мирозданием правит все-таки Бог и разрушить духовное здоровье человека не так-то просто.
На днях попал на распродажу библиотечных книг и увидел там дюжины изданий, которые наши первые нью-эйджеры на рубеже девяностых годов покупали за бешеные деньги – трактаты Шри Ауробиндо, например. Спросил у старичка, который ими торгует, сколько стоит. В ответ прозвучало: «Рупь штука».
Наш народ, мне кажется, движением «Нью эйдж» трудно будет прошибить. Гордыни, что ли, не хватает, а без нее и глупость человеческая – так, пар один. Во всяком случае, хочется в это верить.
июль 2003, № 443 «Вера»-«Эском», Христианская газета севера России
Комментировать