Несколько лет назад накануне Пасхи Сретенская семинария сделала большое дело: в качестве пасхального подарка от Святейшего Патриарха семинаристы три дня подряд раздавали в московском метрополитене Евангелие от Марка всем, кто желал такой подарок принять.
После этого сайт «Православие.Ру» стал публиковать заметки студентов Сретенской духовной семинарии об их впечатлениях от акции.
Лейтмотивом в воспоминаниях участников раздачи проходит глубокое сожаление от того, что некоторые люди из тех, кто брал Евангелия, выбрасывали их по дороге: «У многих из нас с ужасом сжималось сердце, когда вытаскивали порванное Священное Писание из мусорных урн, прожженное сигаретами или со следами подошв на обложке. Не все были готовы к тому, чтобы увидеть такое обращение с Божественным Откровением» (Дионисий Павлов); «В тот момент меня поразило: как же люди могут мять эту книгу и выбрасывать в грязную урну? За что человек может так ненавидеть Бога?» (Василий Родионов); «Страшно смотреть, как некоторые люди выбрасывали Евангелия, топтали, рвали» (Егор Мовчан); «Очень небрежное отношение к Евангелию. Особенно это касалось взрослых мужчин и лиц неславянской внешности. Приходилось за ними ходить и вытаскивать Евангелие из мусорных баков» (Иван Букарев); «Кто-то брал книгу, потом выбрасывал, топтал ногами, плевал, тушил об нее сигареты. Тяжело было подбирать такую книгу в таком состоянии» (Константин Норкин); «Тяжелее всего было переносить две вещи: выброшенные Евангелия и человеческое безразличие» (Иван Хохлов).
То, что рассказали ребята, действительно очень печально. Об этом тяжело даже просто читать, а уж как тяжело это было видеть.
Но вместе с тем, читая такие слова, я вспоминал о том, с чего началось мое путешествие к Богу и к Его Церкви. А началось оно как раз с выброшенных кем-то в метро брошюрок Евангелия. И мне захотелось об этом рассказать. Именно в таком контексте.
Хотя по отцовской линии я происхожу из духовного сословия (мой прадед был священником), в советское время мои родители были неверующими людьми, и я знал о христианстве не больше, чем основная масса моих сверстников. Собственно говоря, практически ничего не знал. В нашей семье хранилась старая дореволюционная Псалтирь на церковнославянском языке, которую вместе с иконами моя прабабушка успела спасти из дома перед тем, как его сожгли немцы. Помню, как я в детстве разглядывал эту книгу, но прочитать ее не мог.
Я не знал ничего о Боге, но, как и любой человек, я любил красоту. Красоту образа, красоту звука, красоту запаха, красоту состояния, красоту слов, красоту мысли, красоту поступка и самую высшую — красоту Истины.
Кажется, на дворе был 1991 год. Одна из моих бабушек (не родная) в то время работала уборщицей в метрополитене. И вот как-то раз она нашла выброшенные книги — то было Евангелие от Луки. Бабушка тогда исповедовала атеизм, но внушенное с детства почтение к книгам (а может быть, какое-то более глубокое чувство) заставило ее поднять их и принести к себе домой. Один экземпляр она при встрече дала почитать мне, в то время подростку, а второй оставила себе.
Читать я любил, поэтому прочел и полученную от бабушки книжку. На мою душу она произвела сильнейшее воздействие. Я почувствовал, что описанное в ней — не просто правда, как может быть правдив исторический источник, но что это неизменная константа бытия — то, что больше истории, то, что больше меня. Я почувствовал, что не я оцениваю эту книгу; напротив, по этой книге будут оценивать меня, независимо от того, как я к этому факту отношусь.
И после прочтения этой брошюрки, кем-то пренебреженной и выброшенной, я стал верующим человеком. Я стал называть себя христианином, хотя прошло еще четыре года, прежде чем я наконец воцерковился.
Узнав Православие, я увидел неземную красоту его и полюбил ее.
Говоря о красоте Православия, я подразумеваю не эстетическую красоту храмов, икон, церковного пения… Речь идет о догматической красоте. Сама вера православная, само учение Церкви, сама Благая Весть красива. Бог стал человеком — это красиво! Творец снизошел к Своему творению — это красиво! Божественное единение лиц Пресвятой Троицы в любви — это красиво! Я видел красоту каждого догмата, каждого слова и поступка Христа, Его учеников и их учеников — святых. И красота эта пленила меня.
Это и есть красота Истины. И впервые приоткрыло ее для меня Евангелие, выброшенное кем-то в переходе метро.
Бабушка, которая дала мне ту брошюрку, за эти годы тоже обрела веру и пришла в Церковь. Но лишь много лет спустя, разговорившись с ней о том случае, я с удивлением узнал, что для нее первым шагом к вере тоже стало знакомство с экземпляром найденного ею Евангелия от Луки — тем, который она оставила себе.
И я рад засвидетельствовать, что на нашей семье явным образом исполнилось сказанное Господом: «Слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:11).
Слава Богу, что есть не только выбрасывающие слово Божие. Есть и подбирающие. И об этом тоже засвидетельствовали ребята, трудившиеся на благом послушании:
«Очень много невоцерковленных и неправославных людей, но при этом благоговеющих перед святыней, хотя иногда и чужой: многие помогали собирать выброшенные книги, особенно рабочие из Средней Азии» (Иван Хохлов); «Очень многих возмущало, что много Евангелий выбрасывалось. Но всегда Господь посылал тех людей, которые не боялись поднять их, порой даже из грязи, и принести назад нам» (Денис Костомаров); «Ко мне подошел пожилой мужчина приятной наружности, он представился и сказал, что он ученый, преподает в одном московском вузе. Этот человек рассказал, что, когда шел по переходу, увидел валяющееся на полу Евангелие. Он поднял его, сказал, что приведет его в порядок и кому-нибудь подарит» (Александр Бобраков).
Комментировать