Несколько слов о выброшенных Евангелиях. Иерей <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/" target="_blank" title="Георгий Максимов, священник">Георгий Максимов</a><br><span class="bg_bpub_book_author">Иерей <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/" target="_blank" title="Георгий Максимов, священник">Георгий Максимов</a></span>

Несколько слов о выброшенных Евангелиях. Иерей Георгий Максимов
Иерей Георгий Максимов

Несколь­ко лет назад нака­нуне Пас­хи Сре­тен­ская семи­на­рия сде­ла­ла боль­шое дело: в каче­стве пас­халь­но­го подар­ка от Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха семи­на­ри­сты три дня под­ряд раз­да­ва­ли в мос­ков­ском мет­ро­по­ли­тене Еван­ге­лие от Мар­ка всем, кто желал такой пода­рок принять.

После это­го сайт «Православие.Ру» стал пуб­ли­ко­вать замет­ки сту­ден­тов Сре­тен­ской духов­ной семи­на­рии об их впе­чат­ле­ни­ях от акции.

Лейт­мо­ти­вом в вос­по­ми­на­ни­ях участ­ни­ков раз­да­чи про­хо­дит глу­бо­кое сожа­ле­ние от того, что неко­то­рые люди из тех, кто брал Еван­ге­лия, выбра­сы­ва­ли их по доро­ге: «У мно­гих из нас с ужа­сом сжи­ма­лось серд­це, когда вытас­ки­ва­ли порван­ное Свя­щен­ное Писа­ние из мусор­ных урн, про­жжен­ное сига­ре­та­ми или со сле­да­ми подошв на облож­ке. Не все были гото­вы к тому, что­бы уви­деть такое обра­ще­ние с Боже­ствен­ным Откро­ве­ни­ем» (Дио­ни­сий Пав­лов); «В тот момент меня пора­зи­ло: как же люди могут мять эту кни­гу и выбра­сы­вать в гряз­ную урну? За что чело­век может так нена­ви­деть Бога?» (Васи­лий Роди­о­нов); «Страш­но смот­реть, как неко­то­рые люди выбра­сы­ва­ли Еван­ге­лия, топ­та­ли, рва­ли» (Егор Мов­чан); «Очень небреж­ное отно­ше­ние к Еван­ге­лию. Осо­бен­но это каса­лось взрос­лых муж­чин и лиц несла­вян­ской внеш­но­сти. При­хо­ди­лось за ними ходить и вытас­ки­вать Еван­ге­лие из мусор­ных баков» (Иван Бука­рев); «Кто-то брал кни­гу, потом выбра­сы­вал, топ­тал нога­ми, пле­вал, тушил об нее сига­ре­ты. Тяже­ло было под­би­рать такую кни­гу в таком состо­я­нии» (Кон­стан­тин Нор­кин); «Тяже­лее все­го было пере­но­сить две вещи: выбро­шен­ные Еван­ге­лия и чело­ве­че­ское без­раз­ли­чие» (Иван Хохлов).

То, что рас­ска­за­ли ребя­та, дей­стви­тель­но очень печаль­но. Об этом тяже­ло даже про­сто читать, а уж как тяже­ло это было видеть.

Но вме­сте с тем, читая такие сло­ва, я вспо­ми­нал о том, с чего нача­лось мое путе­ше­ствие к Богу и к Его Церк­ви. А нача­лось оно как раз с выбро­шен­ных кем-то в мет­ро бро­шю­рок Еван­ге­лия. И мне захо­те­лось об этом рас­ска­зать. Имен­но в таком контексте.

Хотя по отцов­ской линии я про­ис­хо­жу из духов­но­го сосло­вия (мой пра­дед был свя­щен­ни­ком), в совет­ское вре­мя мои роди­те­ли были неве­ру­ю­щи­ми людь­ми, и я знал о хри­сти­ан­стве не боль­ше, чем основ­ная мас­са моих сверст­ни­ков. Соб­ствен­но гово­ря, прак­ти­че­ски ниче­го не знал. В нашей семье хра­ни­лась ста­рая доре­во­лю­ци­он­ная Псал­тирь на цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ке, кото­рую вме­сте с ико­на­ми моя пра­ба­буш­ка успе­ла спа­сти из дома перед тем, как его сожгли нем­цы. Пом­ню, как я в дет­стве раз­гля­ды­вал эту кни­гу, но про­чи­тать ее не мог.

Я не знал ниче­го о Боге, но, как и любой чело­век, я любил кра­со­ту. Кра­со­ту обра­за, кра­со­ту зву­ка, кра­со­ту запа­ха, кра­со­ту состо­я­ния, кра­со­ту слов, кра­со­ту мыс­ли, кра­со­ту поступ­ка и самую выс­шую — кра­со­ту Исти­ны.

Кажет­ся, на дво­ре был 1991 год. Одна из моих бабу­шек (не род­ная) в то вре­мя рабо­та­ла убор­щи­цей в мет­ро­по­ли­тене. И вот как-то раз она нашла выбро­шен­ные кни­ги — то было Еван­ге­лие от Луки. Бабуш­ка тогда испо­ве­до­ва­ла ате­изм, но вну­шен­ное с дет­ства почте­ние к кни­гам (а может быть, какое-то более глу­бо­кое чув­ство) заста­ви­ло ее под­нять их и при­не­сти к себе домой. Один экзем­пляр она при встре­че дала почи­тать мне, в то вре­мя под­рост­ку, а вто­рой оста­ви­ла себе.

Читать я любил, поэто­му про­чел и полу­чен­ную от бабуш­ки книж­ку. На мою душу она про­из­ве­ла силь­ней­шее воз­дей­ствие. Я почув­ство­вал, что опи­сан­ное в ней — не про­сто прав­да, как может быть прав­див исто­ри­че­ский источ­ник, но что это неиз­мен­ная кон­стан­та бытия — то, что боль­ше исто­рии, то, что боль­ше меня. Я почув­ство­вал, что не я оце­ни­ваю эту кни­гу; напро­тив, по этой кни­ге будут оце­ни­вать меня, неза­ви­си­мо от того, как я к это­му фак­ту отношусь.

И после про­чте­ния этой бро­шюр­ки, кем-то пре­не­бре­жен­ной и выбро­шен­ной, я стал веру­ю­щим чело­ве­ком. Я стал назы­вать себя хри­сти­а­ни­ном, хотя про­шло еще четы­ре года, преж­де чем я нако­нец воцер­ко­вил­ся.

Узнав Пра­во­сла­вие, я уви­дел незем­ную кра­со­ту его и полю­бил ее.

Гово­ря о кра­со­те Пра­во­сла­вия, я под­ра­зу­ме­ваю не эсте­ти­че­скую кра­со­ту хра­мов, икон, цер­ков­но­го пения… Речь идет о дог­ма­ти­че­ской кра­со­те. Сама вера пра­во­слав­ная, само уче­ние Церк­ви, сама Бла­гая Весть кра­си­ва. Бог стал чело­ве­ком — это кра­си­во! Тво­рец сни­зо­шел к Сво­е­му тво­ре­нию — это кра­си­во! Боже­ствен­ное еди­не­ние лиц Пре­свя­той Тро­и­цы в люб­ви — это кра­си­во! Я видел кра­со­ту каж­до­го дог­ма­та, каж­до­го сло­ва и поступ­ка Хри­ста, Его уче­ни­ков и их уче­ни­ков — свя­тых. И кра­со­та эта пле­ни­ла меня.

Это и есть кра­со­та Исти­ны. И впер­вые при­от­кры­ло ее для меня Еван­ге­лие, выбро­шен­ное кем-то в пере­хо­де метро.

Бабуш­ка, кото­рая дала мне ту бро­шюр­ку, за эти годы тоже обре­ла веру и при­шла в Цер­ковь. Но лишь мно­го лет спу­стя, раз­го­во­рив­шись с ней о том слу­чае, я с удив­ле­ни­ем узнал, что для нее пер­вым шагом к вере тоже ста­ло зна­ком­ство с экзем­пля­ром най­ден­но­го ею Еван­ге­лия от Луки — тем, кото­рый она оста­ви­ла себе.

И я рад засви­де­тель­ство­вать, что на нашей семье явным обра­зом испол­ни­лось ска­зан­ное Гос­по­дом: «Сло­во Мое, кото­рое исхо­дит из уст Моих, — оно не воз­вра­ща­ет­ся ко Мне тщет­ным, но испол­ня­ет то, что Мне угод­но, и совер­ша­ет то, для чего Я послал его» (Ис. 55:11).

Сла­ва Богу, что есть не толь­ко выбра­сы­ва­ю­щие сло­во Божие. Есть и под­би­ра­ю­щие. И об этом тоже засви­де­тель­ство­ва­ли ребя­та, тру­див­ши­е­ся на бла­гом послушании:

«Очень мно­го нево­цер­ко­в­лен­ных и непра­во­слав­ных людей, но при этом бла­го­го­ве­ю­щих перед свя­ты­ней, хотя ино­гда и чужой: мно­гие помо­га­ли соби­рать выбро­шен­ные кни­ги, осо­бен­но рабо­чие из Сред­ней Азии» (Иван Хох­лов); «Очень мно­гих воз­му­ща­ло, что мно­го Еван­ге­лий выбра­сы­ва­лось. Но все­гда Гос­подь посы­лал тех людей, кото­рые не боя­лись под­нять их, порой даже из гря­зи, и при­не­сти назад нам» (Денис Косто­ма­ров); «Ко мне подо­шел пожи­лой муж­чи­на при­ят­ной наруж­но­сти, он пред­ста­вил­ся и ска­зал, что он уче­ный, пре­по­да­ет в одном мос­ков­ском вузе. Этот чело­век рас­ска­зал, что, когда шел по пере­хо­ду, уви­дел валя­ю­ще­е­ся на полу Еван­ге­лие. Он под­нял его, ска­зал, что при­ве­дет его в поря­док и кому-нибудь пода­рит» (Алек­сандр Бобраков).

Иерей Геор­гий Максимов

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки