Тута Ларсен: «После потери ребенка и предательства мужа пришел Христос» <br><span class="bg_bpub_book_author">Тута Ларсен</span>

Тута Ларсен: «После потери ребенка и предательства мужа пришел Христос»
Тута Ларсен

Татьяна Романенко (творческий псевдоним — Тутта Ларсен) родилась в 1974 году в Донецкой области Украины. Стала широко известна во время работы виджеем на телеканале «MTV Россия» с 1998 по 2008 годы. Сейчас ведет программы на православном радио «Вера», а также делает собственное «субъективное телевидение» TUTTA.TV о семье и материнстве. С мужем, Валерием Колосковым, они зарегистрировали брак и обвенчались в 2009 году. Воспитывают троих детей: Луку (10 лет), Марфу (5 лет) и Ивана, который родился летом 2015 года.

 — В интервью Вы говорите с другими людьми о вере. А как Вы сами пришли к Богу? Вы как-то упоминали, что впервые стали всерьез думать о жизни, о Боге — в больнице, куда попали после смерти ребенка, то есть прошли через очень большие испытания. Эти события стали решающими?

— История началась раньше: меня покрестили в 9 лет благодаря бабке-знахарке, которая взялась лечить мою мать. Маме не могли помочь медики, и она обратилась к такой «бабушке», а та сказала: «Буду лечить, но только после того, как ты покрестишь дочерей и покрестишься сама». И вот благодаря бабке, казалось бы, абсолютно не христианскому персонажу, я стала православной христианкой. Меня покрестили. И в юном, трепетном возрасте — до университета, до 18 лет — меня очень сильно тянуло в храм. На Донбассе, где мы жили, практически не было таких городов, где можно было бы зайти в храм. Донецк, Макеевка — промышленный индустриальный гигант, построенный при Сталине. И когда я ездила куда-то путешествовать и оказывалась в старинных городах, в Киеве, Одессе, Владимире, меня безудержно тянуло в церковь. Мне обязательно нужно было первым делом найти храм в городе, зайти туда, постоять, подышать этим воздухом, посмотреть на иконы. А дальше я совершенно не знала, что надо делать! Ну, свечку, может, еще поставить. Этот запах, эта атмосфера внутри храма меня всегда притягивали. И в Москве тоже, когда я поступала на журфак, мы ходили с мамой в храм Иоанна Воина на Якиманке, молились, как умели. Разумеется, ни разу к исповеди не подошли, к Причастию, потому что понятия не имели, что это такое и надо ли это нам.

В 18 лет я осталась в Москве, предоставленная самой себе, передо мною весь мир и столько соблазнов: и алкоголь, и тусовки какие-то, и влюбленность, и концерты, музыка, и вся эта молодежная субкультура… Все это далеко меня увело от Церкви.

Я думаю, что вся моя жизнь с первым мужем была криком о помощи и поиском какого-то духовного обоснования моего существования. Я помню очень хорошо, как меня заносило в эзотерику, в медитации, в философию Кастанеды. И, надо сказать, когда загадываешь желание в Новый год или, ну бывает же, билетик счастливый съедаешь, желание загадываешь — многие грешили этим, — я никогда не загадывала ни жениха хорошего, ни новую сумочку, ни денег побольше, ни автомобиль, ни мира во всем мире. Я просила учителя, всегда. Видимо, я очень амбициозный человек, горделивый, мне казалось, что у меня какой-то особенный путь, что я могу стать сверхчеловеком. И для этого мне нужно найти мистического учителя, который проведет меня к совершенству…

В моем первом браке, и в тогдашней работе тоже, было очень много тревожных звоночков. Надо было остановиться, оглядеться и понять, кто ты, зачем ты живешь, что ты делаешь… Но остановилась и огляделась я только тогда, когда потеряла ребенка, оказалась на больничной койке в очень тяжелом состоянии…

Понимаете, нельзя сказать, что Господь меня наказал болезнью. Господь не наказывает, это были последствия моего выбора! Господь меня звал, звал, а я не шла, не шла, не шла, а шла — в другую сторону, пока меня не «расплющило» о бетонную стену… И вот когда «расплющило», тут я услышала, что меня Господь зовет.

Поэтому говорить, что Господь попустил со мной случиться несчастью, попустил умереть моему ребенку, что надо было принести ребенка в жертву Господу… Думаю, это полная чушь. Это мы сами, по своей воле делаем ошибку за ошибкой, а Господь продолжает нас любить, и звать, и ждать.

Мне надо было дойти практически до края, почти умереть, остановиться, абсолютно обездвижиться, в буквальном смысле слова, похудеть до 40 килограмм, быть не в состоянии самой сходить в туалет, чтобы вообще задаться вопросом: а для чего со мной все это происходит? Не «за что?», а именно «для чего мне это?». Как мне с этим нужно быть, чтобы жить дальше? И как только ты начинаешь на всю свою жизнь смотреть через призму этого вопроса, что-то начинает меняться.

— Вы думали о самоубийстве?

— Нет, таких мыслей совсем не было, но и никакой мотивации для дальнейшего существования я найти не могла. Меня вернула к жизни врач. Она была первым человеком, который сунул мне в руки молитвослов и сказал: «Хватит самой рулить своей жизнью. Посмотри, куда ты дорулила. Может быть, ты уже предоставишь распоряжаться твоей жизнью Тому, Кто тебя создал и Кто с тобой рядом, Кто тебя все время зовет и говорит тебе: “Приди, попроси, помогу”?» И для меня это было таким удивительным откровением! Я начала постепенно возвращаться к жизни. Стали происходить какие-то чудеса, начиная с моего выздоровления и заканчивая тем, что мне стали встречаться удивительные люди… «Сумасшедшие», прекрасные знакомства и разговоры, события цеплялись одно за другое и выводили меня на мой путь.

Каждый раз, когда мне человек говорит: «Я атеист, я в Бога не верю», я думаю: как ему не страшно, как не страшно жить с сознанием, что ты в этом мире один, что ты сам должен все себе «нарулить», а потом все равно умрешь, тебя сожрут черви и тебя не станет? И зачем все это было?

— Человек может просто не думать о смысле, о смерти, блокировать эти мысли — так и жить…

— Я этого не понимаю. С моей точки зрения, это какое-то подростковое поведение — упорно игнорировать очевидные вещи. Человек до 80 лет доживает и говорит: «Я в Бога не верю», а я думаю: «Человек с образованием, прекрасный, интересный, развитый, высокоинтеллигентный… Неужели в твоей жизни ни разу не было чуда?» Чудо — это ведь абсурд, «случайность». «Да, было, конечно, но при чем тут Бог?» Ну о чем тут говорить…

— Вы как-то рассказывали, что Ваш дедушка в 76 лет крестился. Он ведь тоже был атеистом?

— Он был атеистом, да. Мой дедушка — вообще уникальный человек, единственный, как мне кажется, в своем роде. Он был еврей-сталевар, притом заслуженный. Вы где-нибудь слышали такое сочетание? В Макеевке был гигантский металлургический завод имени Кирова, где дедушка много лет проработал. И он всегда говорил: «Зачем вашему Богу такой нерадивый сын, как я? Я в Него все равно не верю. И не трогайте меня!» Потом он заболел и… испугался. Он позвал нас с сестрой и сказал: «Послушайте, я кое-что понял. Я очень остро почувствовал, что на этом свете жизнь не заканчивается. И мне стало страшно, что я на том свете могу с вами оказаться в разных точках пространства, и я вас никогда больше не увижу… Давайте меня покрестим, чтобы не расставаться». И знакомый священник покрестил его дома — наш знакомый монах крестил. Но, к сожалению, мы не успели дедушку перед его уходом ни причастить, ни соборовать.

— Когда читаешь Ваши более поздние интервью, создается впечатление, что после тяжелых жизненных испытаний у вас получилось в той или иной мере научиться доверять Богу, а не полагаться исключительно на собственные силы. Это правда, или Вы на каком-то этапе пути к доверию?

— Ну, я вообще считаю себя маловером, и, конечно, не научилась еще доверять Богу. Я человек, склонный к панике, к унынию и каким-то резким реакциям на все события в моей жизни. И, например, если происходит нечто, что выбивает меня из колеи, о молитве я вспомню в двадцать пятый раз, а сначала — паника: начинаю искать в своей телефонной книжке нужных людей, звонить, что-то судорожно придумывать или плакаться кому-нибудь. Поэтому мне придется еще очень много и долго работать над этим. Пожалуй, действительно, когда я только воцерковлялась, в неофитском пылу, это был самый острый момент доверия Богу: я была беременна Лукой и знала, что все будет хорошо. Ходила, как в коконе: меня вообще ничего не волновало! Но, к сожалению, мирская суета, да и весь мой образ жизни не способствуют диалогу с Богом — честному, прямому… И чаще я себя ловлю на том, что «зависаю» в Фейсбуке, вместо того чтобы помолиться.

— Вы упомянули про честный и нечестный диалог с Богом. Что это, по-вашему, за опасность — нечестность?

— Мне кажется, нечестность, это когда существует некая торговля: ты — мне, я — тебе. И когда ты Бога воспринимаешь как волшебника с бородой, которому надо пару заклинаний прочесть в виде «Отче наш», и тогда Он тебе что-то даст. А ты при этом сам над собою особо не работаешь, ничего не меняешь в себе…

Вообще, мне очень повезло: на радио «Вера» я общаюсь с очень мудрыми епископами и священниками. И они открывают мне какие-то такие вещи, о которых я никогда не задумывалась. Вот, например, протоиерей Алексий Уминский… У нас был целый час разговора о любви, после которого я вышла из студии с полным ощущением своего абсолютного неумения любить. Разговор был о том, что Бога вроде бы любить легко, все Бога любят, а ты поди человека полюби, который с тобой рядом. А мне вот Бога очень нелегко любить. Это чувство искреннее в себе я до сих пор не нащупала. Я знаю, что надо всем сердцем, всей душой, и для этого мне нужно максимально довериться и умалиться… Но для меня пока это скорее абстрактное чувство, нежели личное, которое я переживаю и от которого у меня сердце очищается или начинает прыгать от радости.

— Что Вы запомнили из слов отца Алексия, что Вас поразило?

— Запомнилась мысль о том, что почти ни в ком из нас настоящей любви нет. Мы бьем поклоны, ездим по святым местам, причащаемся, исповедуемся, а о том, что такое любовь и как любить, — часто даже не позволяем себе в эту сторону думать! Потому что это очень страшно… Просто посмотреть внутрь себя и понять, что там любви даже на донышке не наскребешь!

Один раз протоиерей Андрей Ткачев довел меня до слез в эфире, когда зашел разговор о наказаниях, епитимиях, ну и об исповеди, ее последствиях. А он ведь очень пассионарный, очень эмоциональный, живой человек, и он сказал об этом так: «Вы посмотрите на нас, как мы живем. Да у современного человека вся жизнь — сплошная епитимия!» У меня сразу ком в горле стал, защипало в носу, хлынули слезы, потому что эти слова в самую точку, в болевую точку попали.

Всегда очень трогательное общение у нас получается с епископом Пантелеимоном (Шатовым), потому что всякое интервью с ним для меня превращается в своего рода исповедь. Он никогда не говорит в общем, даже когда ему общий вопрос задашь, например: с вашей точки зрения, дозволительно ли христианину бороться за место под солнцем? А он говорит: «А у вас как, Танюша?» И, сама того не замечая, начинаешь ему рассказывать о себе и в эфире радиостанции каешься в каких-то своих немощах. Это всегда невероятно очистительное, полезное и радостное общение!

— Я читала, что Ваш муж Валерий присутствовал при родах Вани и… просто сидел и читал молитвослов. Когда Вы познакомились с мужем, он уже был верующим человеком или вы как-то вместе этот путь проходили?

— Он был верующим, но не воцерковленным. Валера из настоящей казачьей семьи, его папа и мама — первые городские жители в его роду, а до того все жили на хуторах в Волгоградской области. Так что у него за плечами поколения многодетных семей, крепких браков. Бабушка, мамина мать, даже староверка. Поэтому у него вера — в гораздо большей степени в крови и в наследии, чем у меня, где все были атеисты, коммунисты, члены партии и парткомов. Моя бабушка преподавала историю партии и обществоведение в училище, например, поэтому я от Церкви была в детстве бесконечно далека. А у Валеры бабка каждый день в 5 утра вставала и молилась так неистово… Ей было уже за 90, когда мы поехали к ним в гости знакомиться, и ночью я проснулась от странного звука в квартире: какой-то плач, какой-то стон непонятный. Я испугалась, а оказалось, что это бабушка молится. Она встает в 5 утра на колени, молится за всю семью и просто плачет навзрыд. И каждый день так. И муж вырос в этом. Так что он очень быстро воцерковился, гораздо быстрее, чем я. И сейчас он главный наш рулевой православного образа жизни в семье! Держит среду и пятницу, помнит все праздники, ходил на богословские курсы. И, собственно, он был инициатором нашего венчания.

Читать историю полностью: Православие.ру

Комментировать