Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Воскресный
Тропарь воскресный, глас 2
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́:/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
Перевод:
Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
Кондак воскресный, глас 2
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и а́д ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тва́рь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Ада́м свесели́тся,// и ми́р, Спа́се мо́й, воспева́ет Тя́ при́сно.
Перевод:
Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо, ужасался, и мертвые восставали. И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.
На Вход Господень в Иерусалим
Тропарь на Вход Господень в Иерусалим, глас 1
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!» (Пс.117:25-26)
Ин тропарь на Вход Господень в Иерусалим, глас 4
Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш,/ безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся воскресе́нием Твои́м,/ и воспева́юще зове́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Перевод: Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш, мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим, и в песнях восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»
Кондак на Вход Господень в Иерусалим, глас 6
На престо́ле на Небеси́,/ на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же,/ А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние/ прия́л еси́ зову́щих Ти:// благослове́н еси́, гряды́й Ада́ма воззва́ти.
Перевод: На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»
Молитва на Вход Господень в Иерусалим
Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, в вы́шних со Отце́м на Престо́ле седя́й, вы́ну на крылу́ от Херуви́м носи́мый и пева́емый от Серафи́м, во днех же пло́ти Своея́ на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый на́шего ра́ди спасе́ния, и от дете́й воспева́ние прия́вый и во Святы́й град Иерусали́м пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи на во́льную страсть прише́дый, да спасе́ши мир Кресто́м, погребе́нием и Воскресе́нием Твои́м! И я́коже тогда́ лю́дие, седя́щие во тьме и се́ни сме́ртней, прие́мши ве́тви древе́с и ва́иа от фи́ник, срето́ша Тя, Сы́на Дави́дова Тя испове́дуя, та́кожде и нас ны́не в предпра́зднственный день сей в подража́ние о́нех ва́иа и ве́тви в рука́х нося́щих соблюди́ и сохрани́. И я́коже о́нии наро́ди и де́ти “оса́нна” Тебе́ приноша́ху, сподо́би и нам во псалма́х и пе́ниих духо́вных душа́ми чи́стыми и нескве́рными усты́ просла́вити вся вели́чия Твоя́ в пра́здник сей и во всю седми́цу стра́сти Твоея́ и неосужде́нно дости́гнути и причасти́тися Боже́ственныя ра́дости Святы́я Па́схи в пресве́тлые дни Живоно́снаго Воскресе́ния Твоего́, да воспое́м и просла́вим Твое́ Божество́ вку́пе со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом всегда́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание на Вход Господень в Иерусалим
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, Оса́нна в вы́шних и мы Тебе́ вопие́м Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Преподобному Никите Мидикийскому, исповеднику
Кондак преподобному Никите Мидикийскому, исповеднику, глас 2
Небе́сный ум и житие́ стяжа́в,/ сия́еши я́сно, я́коже со́лнце, све́тлостию дел,/ просвеща́еши су́щия во тьме жите́йстей, о́тче Ники́то,/ и, приводя́ всех к Бо́гу,// моли́ непреста́нно о всех нас.
Перевод: Небесный ум и образ жизни приобретя, сияешь ярко, как солнце, славой твоих деяний, просвещаешь находящихся во тьме житейской, отче Никита. Приводя всех к Богу, молись не переставая обо всех нас.
Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неувядаемый Цвет»
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неувядаемый Цвет», глас 5
Ра́дуйся, Богоневе́сто, же́зле та́йный,/ Цвет Неувяда́емый процве́тший,/ ра́дуйся, Влады́чице, Е́юже ра́дости наполня́емся // и жизнь насле́дствуем.
Перевод: Радуйся уневестившаяся Богу, таинственный Жезл, расцветший Неувядаемый Цветок, радуйся, Владычица, с Тобой же мы исполняемся радости и наследуем жизнь (вечную).
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неувядаемый Цвет»
О, Пресвята́я и Пренепоро́чная Ма́ти Де́во, наде́ждо христиа́н и прибе́жище гре́шным! Защити́ всех в несча́стиях к Тебе́ прибега́ющих, услы́ши стена́ния на́ша, приклони́ у́хо Твое́ к моле́нию на́шему. Влады́чице и Ма́ти Бо́га на́шего, не пре́зри тре́бующия Твоея́ по́мощи и не отри́ни нас гре́шных, вразуми́ и научи́ нас, не отступи́ от нас, рабо́в Твои́х, за ропта́ние на́ше. Бу́ди нам Мать и Покрови́тельница, вруча́ем себе́ ми́лостивому Покро́ву Твоему́. Приведи́ нас, гре́шных, к ти́хой и безмяте́жной жи́зни, да опла́чем грехи́ на́ши. О, Ма́ти Мари́е, на́ша преблага́я и ско́рая Засту́пнице, покры́й нас Свои́м хода́тайством, защити́ от враго́в ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злых люде́й, возстаю́щих на нас. О, Ма́ти Го́спода Творца́ на́шего! Ты еси́ Ко́рень Де́вства и Неувяда́ющий Цвет чистоты́ и целому́дрия, пошли́ по́мощь нам немощны́м и обурева́емым плотски́ми страстьми́ и блужда́ющим сердца́ми. Просвети́ на́ши душе́вныя о́чи, да ви́дим пути́ пра́вды Бо́жия. Благода́тию Сы́на Твоего́ укрепи́ на́шу сла́бую во́лю во исполне́ние за́поведей, да изба́вимся от вся́кия беды́ и напа́сти и оправда́ны бу́дем Твои́м пречу́дным заступле́нием на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́, Ему́же мы воздае́м сла́ву, честь и поклоне́ние ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Скрыть переводы
Мысли свт. Феофана Затворника
Неделя Ваий
(Флп.4:4–9; Ин.12:1–18).
Кого не было при сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову!» (Мф.21:9). Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: «распни, распни Его!» (Лк.23:21). Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. Таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, забываем все, – и свое благоговение, и Божию к нам милость, и предаемся по-прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: «распни!», а сами распинаем в себе Господа.
И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!
Развернуть
Притча дня
Мир вокруг нас
Недалеко от дороги стояло засохшее дерево.
Ночью мимо проходил вор. Он увидел вдалеке силуэт и подумал, что это стоит полицейский у дороги, испугался и убежал.
Вечером проходил влюблённый. Он ещё издали заприметил изящный силуэт и подумал, что это его любимая уже поджидает его. Его сердце радостно забилось. Он улыбнулся и ускорил шаг.
Днем мимо дерева проходила мать с ребёнком. Малыш, напуганный страшными сказками, подумал, что возле дороги притаился великан, и громко расплакался.
Но дерево всегда оставалось только деревом!
Мир вокруг нас – это отражение нас самих. Он такой, каким мы его видим!
Проповедь дня
- Митр. Филарет (Вознесенский). На Вход Господень в Иерусалим.
- Вход Господень в Иерусалим.
- Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 6-я Великого поста.
- Протопресвит. Александр Шмеман. Вербное воскресение.
- Митр. Макарий (Булгаков). Слово в неделю Ваий.
- Митр. Сурожский Антоний. О трезвости. Перед Страстной.
- Вход Господень в Иерусалим.
- Прот. Валентин Амфитеатров. Поучение в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим).
- Прот. Василий Михайловский. Неделя ваий или Цветоносная.
- Архим. Кирилл (Павлов). Слово на Вход Господень в Иерусалим. О встрече Господа.
- Свящ. Иоанн Павлов. Вербное Воскресенье.
- Прот. Григорий Дьяченко. Преподобный Никита исповедник.
- Еп. Виссарион (Нечаев). Прославление победы Христа над смертию. Поучение в неделю Ваий.
- Свт. Димитрий Ростовский. Слово историческое в неделю ваий, Мф.21.
- Свт. Андрей Критский. Слово в неделю Ваий.
- Св. праведный Алексий Мечев. Слово в Неделю Ваий, Ин.12:1–2.
- Свт. Филарет Московский. Слово в неделю Ваий.
- Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в неделю ваий.
- Прот. Родион Путятин. В Неделю Ваий.
- Прот. Вячеслав Резников. О Приближении Страстной седмицы. Неделя Ваий.
Развернуть
Развернуть
Основы православия
Тема 106. Что такое частные благочестивые богословские мнения?
Частные благочестивые богословские мнения — это мнения относительно тех или иных предметов нашей веры, высказанные тем или иным человеком, группой людей, церковным органом и т. п., не имеющие общецерковного признания, но и не отвергаемые Церковью, как если бы они были заведомо ложными. Такого рода мнения как минимум не противоречат Священному Писанию и Преданию Церкви (в этом состоит критерий допустимости частных богословских суждений).
Примерами частных благочестивых богословских мнений могут служить: предположения относительно дней творения (день — сутки; день — более длительный период); предположения о способе образования человеческих душ при размножении людей (душа творится Богом; душа происходит в соответствии с естественными законами от родителей); соображения о способе совершения частного суда и пр.
См. таблицу: Догматы и частные богословские мнения.
Практический совет
Можно ли верить снам?
«Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатью, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов». святитель Игнатий (Брянчанинов) Святые отцы предостерегают не достигших духовной зрелости верующих самостоятельно придавать снам какое-либо значение и тем более открывать их значения другим. Вместе с тем в аскетической литературе отмечается, что далеко не всякие сновидения заслуживают толкования.
См. Сны, сновидения.
Случайный тест
Календари