Богослужения
Каноны
Мысли свт. Феофана Затворника
(Рим.1:1–7, 13–17; Мф.4:25–5:13)
По Крещении Господа, когда на Него сошел Дух в виде голубине, Он низводится в пустыню искуситися. Таков и общий всем путь. Св. Исаак Сирианин замечает в одном месте, что, коль скоро вкусишь благодатное утешение или получишь от Господа какой дар, – жди искушения. Искушения прикрывают светлость благодати от собственных глаз человека, которые обычно съедают всякое добро самомнением и самовозношением.
Искушения эти бывают и внешние – скорби, унижения; и внутренние – страстные помышления, которые нарочно спускаются, как звери с цепей. Сколько поэтому нужно внимать себе и строго разбирать бывающее с нами и в нас, чтобы видеть, почему оно так есть и к чему нас обязывает.
Притча дня
– Отче, – спросил как-то один брат великого старца Антония, – почему ты не отвергаешь хвалы, которые тебе воспевают?
Отец монашества отвечал:
– Потому что мы отвергаем хвалы не из смирения, а чтобы получать их вдвойне.
Основы православия
Тема 172. Аскетизм – это не самосовершенствование.
Аскетизм – только средство к достижению христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером здесь может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или сёрфингист – силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделаться восприимчивыми к действию Бога в нас. Мы не самосовершенствуемся, а открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах.
Без Божьей благодати невозможно одолеть никакую страсть (укоренённый грех). Они настолько изворотливы, что одна будет постоянно подменяться другой. И человек никак не ухватит за корень.
Желательно отказаться от восприятия Бога как надзирателя, избрав образ Бога – Подателя благодати. И критерием своих поступков поставить не страх наказания, а благодать. Не был на службе – отказался от благодати, не молился – отверг благодать. Читал Св. Писание или помог ближнему – через это привлёк благодать. Итак, вся христианская духовная жизнь может оцениваться как потеря или приобретение Божьей благодати. И все победы в духовной жизни, безусловно, следует рассматривать не как личную заслугу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать и силу для достижения их.
См. Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни.
Практический совет
Как подготовиться к первой исповеди?
Подготовиться к Исповеди – значит проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божьих, помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. Самоосуждение – вот первое и главное, с чем надо приходить на Исповедь; не обвиняйте других, только себя самого. При необходимости можно записать грехи (богопротивные мысли, чувства и дела). Первым делом скажите священнику, что это ваша первая исповедь.