Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Деян.3:11–16; Ин.3:22–33)

Две у нас жизни, плотская и духовная. Дух наш как будто погребен во плоти. Когда, оживши благодатью Божиею, начнет он извлекать себя из сорастворения с плотью и являться в духовной чистоте своей, тогда он воскресает или воскрешает себя часть за частью. Когда же он всего себя исторгнет из этой связности, тогда исходит, как из гроба, в обновленной жизни, и, таким образом, дух становится, сам по себе жив и действен; а гроб плоти сам по себе мертв и бездействен, хотя то и другое в одном и том же лице. И вот тайна того, что говорит апостол: «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).

Это свобода от облежащего нетленный дух наш тления или от страстей, растлевающих естество наше. Этот дух, вступивший в свободу чад Божиих, то же, что привлекательно расцвеченный мотылек, выпорхнувший из своего клубочка. Вот его радужное расцвечение: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22–23).

Неужели подобная красота совершенства не сильна возбудить в нас соревнования?

Притча дня

Маленькая девочка возвращается из воскресной школы домой. Навстречу ей идёт атеист, который обратил внимание на радостную улыбку на лице ребёнка.

– Чему это ты так радуешься? – спросил атеист.

– Иду из воскресной школы.

– Ну, и что же вам сегодня там рассказывали? – он решил посмеяться над ребёнком.

– Нам рассказывали историю из Библии о том, как пророка Иону проглотила большая рыба.

– Как может рыба проглотить человека и тот после всего останется жив?

Девочка задумалась на секунду, но потом ответила:
– Я не знаю, как это произошло, но когда я буду в Раю, то встречу там Иону и спрошу у него.

– А если Иона попал в ад? – спросил атеист.

– Ну, тогда ты у него спросишь.

Основы православия

Тема 124. Заповеди блаженства.

Должен ли христианин любить себя? С одной стороны, самолюбие – корень всех страстей, с другой стороны, нам дана Богом заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39). Ответ кроется в правильном понимании любви к себе. В христианстве она понимается не как эгоизм, а как исполнение Заповедей Божьих (Рим.13:10): не краду – значит, люблю себя; не убиваю, не сплетничаю, не прелюбодействую – значит, люблю себя.

Тот, кто любит себя, стремится к счастью. Абсолютно, безусловно счастлив только Бог. Он создал нас для того, чтобы поделиться им и  является источником истинного счастья. В Нагорной проповеди Спаситель предлагает людям стать совершенными, даёт  девять Заповедей блаженства. В них Он  начертал образец жизни для христианЗаповеди блаженства содержатся в Новом Завете: Мф.5:3-12 и Лк.6:20-23. (Евангелист Лука писал Евангелие для язычников и ограничил перечень заповедей четырьмя).

Невозможно заставить человека быть счастливым, поэтому Господь не говорит должны, а говорит блаженны. Блаженство – это не просто сумма земных благ, а состояние души человека. Блаженство – это внутренняя, духовная радость, неугасающая радость от чувства единства с Богом. Бог всеблажен, соответственно, блаженство – это приобщение к блаженству Бога.

При этом нам важно понять, что: блаженство – это результат; средство его достижения – исполнение заповедей, целью чего является единение с Богом. Т.е. блаженство само по себе не является целью. Например, если мы любим человека, то для нас важно общение с ним, он сам, а радость от общения – это следствие общения с любимым.

Христианские добродетели, к которым призывают Заповеди блаженства, – это не абстрактные правила хорошего поведения, а качества Христа. Он смирен, милостив, кроток, чист сердцем, даже гоним. Даже плач, как сопереживание, явил нам Спаситель (Ин.11:35).

Практические советы

В субботу Светлой седмицы на литургии благословляется и разделяется артос.

Выражаясь условно, артос, по значимости, считается ниже, чем антидор, но выше просфоры (хотя, конечно же, надо помнить, что благодать подается человеку по вере). Святитель Иннокентий Херсонский в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет. Это запрещено и церковной властью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».

Случайный тест