Дни памяти:

Житие

Клин­ская зем­ля – древ­ний под­мос­ков­ный край, ко­то­рый бо­гат ис­то­ри­ей, пра­во­слав­ны­ми свя­ты­ня­ми и тра­ди­ци­я­ми бла­го­че­стия. Из­древ­ле здесь жи­ли тру­до­лю­би­вые лю­ди, укра­шав­шие свою ро­ди­ну пре­крас­ны­ми хра­ма­ми и мо­на­сты­ря­ми, про­слав­ляв­шие ее доб­ры­ми де­ла­ми. В про­шлом на со­пре­дель­ных с Кли­ном зем­лях под­ви­за­лись пре­по­доб­ные Сер­гий Ра­до­неж­ский, Ме­фо­дий Пеш­нош­ский, Иосиф Во­лоц­кий, Сав­ва Сто­ро­жев­ский, пре­по­доб­ные Зо­си­ма и Адри­ан Клин­ские (ос­но­вав­шие в XV в. Клин­скую Сест­рин­скую пу­стынь). В XIX в. го­род по­се­щал ве­ли­кий мос­ков­ский свя­ти­тель Фила­рет (Дроз­дов), в Кли­ну бы­ла чу­дес­но яв­ле­на чти­мая Клин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Од­на­ко пре­да­ния ста­ри­ны не до­нес­ли до нас из­ве­стий о яв­лен­ных древ­них по­движ­ни­ках, ко­то­рых мож­но бы­ло бы по пра­ву на­звать мест­ны­ми свя­ты­ми, по­кро­ви­тель­ству­ю­щи­ми го­ро­ду. А меж­ду тем вер­на на­род­ная муд­рость, гла­ся­щая, что "не бы­ва­ет го­род без свя­то­го, а се­ло – без пра­вед­ни­ка".

Но­во­му­че­ни­ки и ис­по­вед­ни­ки Клин­ские

На­вер­ное, есть осо­бый про­мы­сел Бо­жий в том, что в гроз­ные го­ды XX сто­ле­тия, слов­но "в один­на­дца­тый час", по сло­ву Хри­сто­ву (см. Мф.20:1-16), при­нес­ла Клин­ская зем­ля Гос­по­ду кровь сво­их свя­тых му­че­ни­ков. Тем са­мым она об­ре­ла сво­их осо­бен­но близ­ких мо­лит­вен­ни­ков и за­ступ­ни­ков пред Бо­гом. Па­мять о них хра­нит­ся в серд­цах ви­дев­ших их лю­дей, а при­сут­ствие незри­мо ощу­ща­ет­ся в сте­нах хра­мов, где они нес­ли свое слу­же­ние. Как ска­зал вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ший мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий и Ко­ло­мен­ский Юве­на­лий, "но­во­му­че­ни­ки Рос­сий­ские – са­мые близ­кие нам лю­ди, по­чти на­ши совре­мен­ни­ки, мно­гие, жи­ву­щие ныне, име­ют сво­и­ми от­ца­ми и де­да­ми свя­тых му­че­ни­ков".

По­двиг му­че­ни­че­ства и ис­по­вед­ни­че­ства в те­че­ние де­вя­ти сто­ле­тий пред­ше­ству­ю­щей ис­то­рии Рус­ской Церк­ви – слу­чай ско­рее ис­клю­чи­тель­ный. Пре­тер­пе­ва­ние му­че­ни­че­ства и стра­да­ний, по мас­шта­бам не усту­па­ю­щих, ес­ли не пре­вос­хо­дя­щих из­вест­ные в рим­скую эпо­ху го­не­ния на хри­сти­ан, ста­ло уде­лом боль­шин­ства рус­ских свя­тых XX ве­ка. Се­го­дня на­ше об­ще­ство толь­ко на­чи­на­ет осо­зна­вать ве­ли­чие Гол­го­фы, на ко­то­рую взо­шли те лю­ди, ко­то­рых П.Д. Ко­рин на­звал "Русью ухо­дя­щей". Но эта Свя­тая Русь не бы­ла "ухо­дя­щей" в да­ле­кое про­шлое, как то­го хо­те­ли ее го­ни­те­ли и па­ла­чи. Не в про­шлое, а в веч­ность ухо­ди­ла она, сле­дуя за Хри­стом, не раз­лу­ча­ясь с Ним на сво­ем крест­ном пу­ти.

Сре­ди мно­гих угол­ков ве­ли­кой Рос­сии те­перь про­слав­ле­на ис­по­вед­ни­ка­ми ве­ры и Клин­ская зем­ля. Сей­час да­ле­ко не обо всех ее по­движ­ни­ках мож­но рас­ска­зать по­дроб­но. Со­став­ле­ние ка­но­ни­че­ских жи­тий свя­тых, сбор вос­по­ми­на­ний и сви­де­тельств – де­ло бли­жай­ше­го бу­ду­ще­го. По­ка же из­ве­стия ску­пы и от­ры­воч­ны, в ма­те­ри­а­лах к ка­но­ни­за­ции но­во­му­че­ни­ков обыч­но пуб­ли­ку­ют­ся крат­кие био­гра­фи­че­ские до­сье, ос­но­ван­ные на до­ку­мен­тах след­ствен­но­го де­ла. По­рой труд­но бы­ва­ет отыс­кать да­же фо­то­гра­фии, име­ет­ся толь­ко тю­рем­ное фо­то, сде­лан­ное пе­ред рас­стре­лом. Са­ми про­то­ко­лы до­про­са да­ле­ко не все­гда от­ра­жа­ют под­лин­ные сло­ва свя­тых му­че­ни­ков, по­сколь­ку пре­сле­до­ва­лась за­да­ча "под­вер­стать под ста­тью" по­ка­за­ния аре­сто­ван­ных.

Да­же в этих крат­ких жиз­не­опи­са­ни­ях свя­тых мож­но от­ме­тить мно­го об­ще­го – боль­шин­ство бы­ло "про­сто­го про­ис­хож­де­ния", т.е. из тех со­ци­аль­ных сло­ев, о ко­то­рых буд­то бы и за­бо­ти­лась но­вая власть; они по сло­ву Хри­сто­ву (см. Мф.5:10) пре­тер­пе­ли из­гна­ния и ски­та­ния по­сле за­кры­тия хра­мов и мо­на­сты­рей; бы­ли окле­ве­та­ны толь­ко за то, что они – хри­сти­ане (см. Мк.13:13); им вме­ня­лась "контр­ре­во­лю­ци­он­ная и ан­ти­со­вет­ская де­я­тель­ность и аги­та­ция", под пред­ло­гом ко­то­рой и вы­но­си­лись при­го­во­ры. Но са­мое глав­ное, что их объ­еди­ни­ло – вер­ность Хри­сту "да­же до кро­ве", вен­цы му­че­ни­че­ства и веч­ная сла­ва с Ан­ге­ла­ми и все­ми свя­ты­ми. По­пы­та­ем­ся вос­про­из­ве­сти крат­кий об­зор су­деб свя­щен­но– и цер­ков­но­слу­жи­те­лей Клин­ской зем­ли пер­вой по­ло­ви­ны XX ве­ка.

По­сле ре­во­лю­ции в Кли­ну, как и по Рос­сии в це­лом, на­ча­лись ре­прес­сии, с осо­бен­ной яро­стью об­ру­шив­ши­е­ся на Цер­ковь. Цер­ков­ный ко­рабль сре­ди бу­шу­ю­щих волн вел свя­тей­ший пат­ри­арх Ти­хон, ко­то­рый пер­вым сре­ди но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских стал по­чи­тать­ся на Клин­ской зем­ле[3]. В на­ча­ле 20-х гг. пат­ри­арх на слу­чай аре­ста или да­же ги­бе­ли пра­вя­ще­го ар­хи­ерея в каж­дой епар­хии бла­го­сло­вил по­став­ле­ние ви­кар­ных епи­ско­пов, да­же в тех го­ро­дах, где их рань­ше не бы­ло. Так по­яви­лась ар­хи­ерей­ская ка­фед­ра в под­мос­ков­ном Кли­ну. 7 но­яб­ря 1921 г. во епи­ско­па Клин­ско­го был ру­ко­по­ло­жен ар­хи­манд­рит Ин­но­кен­тий (Ле­тя­ев). В 1922 г. епи­скоп Ин­но­кен­тий при­мкнул к об­нов­лен­цам. Неко­то­рое вре­мя об­нов­лен­цы пы­та­лись со­хра­нить ви­ди­мость сво­ей при­над­леж­но­сти к ка­но­ни­че­ской цер­ков­ной вла­сти, ве­ро­ят­но, по­это­му ка­кое-то вре­мя по­ми­на­ли в Тро­иц­ком со­бо­ре г. Кли­на пат­ри­ар­ха Ти­хо­на. "Об­нов­лен­цы со­зда­ва­ли как бы ил­лю­зию со­хра­не­ния цер­ков­ной жиз­ни там, где ее уже не бы­ло". Епи­скоп Ин­но­кен­тий в 1923 г. при­нес по­ка­я­ние, по­сле че­го слу­жил на раз­лич­ных ка­фед­рах, а с 1936 г. на­хо­дил­ся в за­клю­че­нии, где и скон­чал­ся.

В сен­тяб­ре 1923 г. пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном во епи­ско­па Клин­ско­го был ру­ко­по­ло­жен иеро­мо­нах Гав­ри­ил (Все­во­лод Ви­та­лье­вич Крас­нов­ский). Он был сы­ном мос­ков­ско­го про­то­и­е­рея, окон­чил За­и­ко­но­спас­ское ду­хов­ное учи­ли­ще и Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, за­тем юри­ди­че­ский фа­куль­тет Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. В чине под­по­ру­чи­ка во­е­вал на Ру­мын­ском фрон­те (1916–1917 гг.), где был кон­ту­жен. Он стал ар­хи­ере­ем в то вре­мя, ко­гда власть вся­че­ски пы­та­лась раз­гро­мить ка­но­ни­че­ское управ­ле­ние Рус­ской Церк­ви. Ор­га­ни­зо­вы­ва­лись пре­пят­ствия да­же для цер­ков­но-адми­ни­стра­тив­ных свя­зей меж­ду епи­ско­па­ми. 10 де­каб­ря 1925 г. был аре­сто­ван пат­ри­ар­ший ме­сто­блю­сти­тель мит­ро­по­лит Петр (По­лян­ский). 14 де­каб­ря 1925 г. с по­сла­ни­ем к епи­ско­пу Клин­ско­му Гав­ри­и­лу об­ра­тил­ся Ни­же­го­род­ский мит­ро­по­лит Сер­гий (Стра­го­род­ский), объ­явив­ший о сво­ем вступ­ле­нии в управ­ле­ние выс­шей цер­ков­ной вла­стью в ка­че­стве на­зна­чен­но­го мит­ро­по­ли­том Пет­ром за­ме­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го ме­сто­блю­сти­те­ля.

Епи­ско­пу Гав­ри­и­лу до­ве­лось пе­ре­жить аре­сты в 1924, 1925, 1927, 1932 гг. По­след­ний арест по­влек за со­бой трех­лет­нее за­клю­че­ние. По­сле осво­бож­де­ния епи­скоп Гав­ри­ил, болев­ший ту­бер­ку­ле­зом, по­се­лил­ся в Кры­му, где тай­но слу­жил. В ап­ре­ле 1941 г. был вновь аре­сто­ван и 18 ав­гу­ста 1941 г. рас­стре­лян.

С осо­бен­ной си­лой го­не­ни­ям под­вер­га­лись не толь­ко ар­хи­ереи, но и дру­гие лю­би­мые цер­ков­ным на­ро­дом свя­щен­но­слу­жи­те­ли, об­ла­дав­шие ду­хов­ны­ми да­ра­ми рас­суж­де­ния и уте­ше­ния, при­том весь­ма да­ле­кие от по­ли­ти­че­ской борь­бы. Ис­хо­дя из био­гра­фи­че­ских дан­ных и от­ве­тов под­след­ствен­ных на до­про­сах, оче­вид­но, что клин­ские свя­щен­но­слу­жи­те­ли бы­ли вполне ло­яль­ны к су­ще­ству­ю­ще­му по­ли­ти­че­ско­му строю: свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Та­ра­сов да­же ра­бо­тал в про­шлом в Нар­ко­ма­те, свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий Кры­лов слу­жил в Крас­ной ар­мии. То есть под­лин­ной при­чи­ной их пре­сле­до­ва­ния бы­ли пра­во­слав­ная ве­ра и вер­ность ка­но­ни­че­ско­му цер­ков­но­му строю.

Еще од­на осо­бен­ность тех лет свя­за­на с из­гна­ни­ем и ча­стым из­ме­не­ни­ем ме­ста слу­же­ния по­движ­ни­ков. Из-за но­во­го адми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го де­ле­ния рай­о­нов, ги­бе­ли ду­хо­вен­ства и за­кры­тия хра­мов про­ис­хо­ди­ло объ­еди­не­ние бла­го­чи­ний, со­вер­ша­лись ча­стые пе­ре­во­ды свя­щен­но­слу­жи­те­лей. По­это­му мно­гие но­во­му­че­ни­ки по­чи­та­ют­ся не толь­ко в тех ме­стах, от­ку­да они бы­ли от­прав­ле­ны под арест и на рас­стрел (ино­гда в ме­сте по­след­не­го слу­же­ния они мог­ли на­хо­дить­ся все­го несколь­ко ме­ся­цев или да­же дней), но и там, где они ро­ди­лись или нес­ли свое слу­же­ние.

Од­ним из пер­вых в Кли­ну го­не­ни­ям под­верг­ся свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Алек­сий Во­ро­бьев (1888–1937). Он про­ис­хо­дил ро­дом из Вят­ской гу­бер­нии, в юно­сти нес по­слу­ша­ние ка­но­нар­ха в ка­зан­ском мо­на­сты­ре св. Иоан­на Пред­те­чи и в Сед­ми­е­зер­ной пу­сты­ни, был ду­хов­ным сы­ном стар­ца схи­ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла (Зы­ря­но­ва). С 1911 по 1918 гг. слу­жил в ар­мии в обоз­ных ча­стях. Вско­ре по­сле де­мо­би­ли­за­ции пе­ре­ехал в Моск­ву, где в 1920 г. учил­ся на пас­тыр­ско-бо­го­слов­ских кур­сах при хра­ме св. мч. Три­фо­на[8]. В 1921 г. был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к церк­ви Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в с. Се­лин­ское Клин­ско­го уез­да. Здесь свя­щен­ник Алек­сий ор­га­ни­зо­вал при хра­ме за­ня­тия За­ко­ном Бо­жи­им. Он про­ти­во­сто­ял по­пыт­кам за­хва­та церк­ви об­нов­лен­ца­ми, но по­сле то­го, как вла­сти все-та­ки пе­ре­да­ли ее рас­коль­ни­кам, иерей Алек­сий был вы­нуж­ден по­ки­нуть при­ход. Ски­та­ясь, он слу­жил в Вин­ни­це, Аст­ра­ха­ни. Стой­кость свя­щен­ни­ка бы­ла осо­бо от­ме­че­на пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном[9]. Осе­нью 1924 г., вер­нув­шись в Клин, о. Алек­сий был аре­сто­ван во вре­мя про­по­ве­ди вме­сте с на­сто­я­те­лем Успен­ской церк­ви Кли­на свя­щен­ни­ком Алек­си­ем Ни­ко­но­вым. По об­ви­не­нию в аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти "пу­тем ис­по­ве­ди-во­прос­ни­ка, со­чи­нен­но­го им са­мим" был при­го­во­рен к двум го­дам за­клю­че­ния. На­ка­за­ние о. Алек­сий Во­ро­бьев от­бы­вал в СЛОН (Со­ло­вец­ком ла­ге­ре осо­бо­го на­зна­че­ния). По­сле осво­бож­де­ния в 1927 г. слу­жил под Уфой, по­сколь­ку на три го­да был ли­шен пра­ва про­жи­ва­ния в глав­ных го­ро­дах. В 1930 г. вер­нул­ся в Моск­ву, по­лу­чил на­зна­че­ние в Вос­кре­сен­ский со­бор г. Пав­лов­ский По­сад. По­сле пе­ре­да­чи со­бо­ра в 1935 г. об­нов­лен­цам слу­жил еще в двух хра­мах Пав­ло­во-По­сад­ско­го рай­о­на. 8 ав­гу­ста 1937 г. его аре­сто­ва­ли, а 19 ав­гу­ста вы­нес­ли при­го­вор, по ко­то­ро­му на сле­ду­ю­щий день про­то­и­е­рея Алек­сия рас­стре­ля­ли на Бу­тов­ском по­ли­гоне. В 1989 г. про­то­и­е­рей Алек­сий Во­ро­бье­в был ре­а­би­ли­ти­ро­ван, в 2000 г. про­слав­лен Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­фор­ный про­то­и­е­рей Петр Со­ко­лов (1873–1938) ро­дил­ся в Че­ре­по­вец­ком уез­де в се­мье свя­щен­ни­ка. По­сле окон­ча­ния в 1893 г. Нов­го­род­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии по­лу­чил на­зна­че­ние на ме­сто пса­лом­щи­ка в Двин­ский во­ен­ный кре­пост­ной со­бор. В 1896 г. был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и слу­жил в церк­ви ар­тил­ле­рий­ских ча­стей Мос­ков­ско­го окру­га при Ру­мян­цев­ском му­зее, а с 1902 г. – в церк­ви I Гре­на­дер­ской арт­брига­ды на Ходын­ском по­ле. В 1908 г. был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ка хра­ма Сер­ги­е­во-Ели­за­ве­тин­ско­го тру­до­во­го убе­жи­ща. В 1919 г. пе­ре­ве­ден и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Кон­стан­ти­но-Еле­нин­ско­го хра­ма с. Май­да­но­во Клин­ско­го уез­да (рай­о­на). В 1925 г. воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен бла­го­чин­ным Клин­ско­го рай­о­на, а с 1936 г. – и Сол­неч­но­гор­ско­го. С 1930 г. про­то­и­е­рей Петр Со­ко­лов был на­сто­я­те­лем Скор­бя­щен­ской церк­ви г. Кли­на. 2 фев­ра­ля 1938 г. про­то­и­е­рей Петр был аре­сто­ван по лож­но­му об­ви­не­нию в том, что "вел сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, на­прав­лен­ную про­тив по­ли­ти­ки пар­тии и со­ци­а­ли­сти­че­ско­го стро­и­тель­ства, вы­ска­зы­вал по­ра­жен­че­ские на­стро­е­ния". На до­про­сах в предъ­яв­лен­ных об­ви­не­ни­ях аре­сто­ван­ный ви­нов­ным се­бя не при­знал. 11 фев­ра­ля трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Пет­ра Со­ко­ло­ва к рас­стре­лу. 17 фев­ра­ля свя­щен­но­му­че­ник Петр был рас­стре­лян, ме­сто его за­хо­ро­не­ния неиз­вест­но.

Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Алек­сий Ша­ров (1882–1938) ро­дил­ся в с. Ири­нин­ское По­доль­ско­го уез­да в се­мье по­чет­но­го граж­да­ни­на Дмит­рия Фила­ре­то­ви­ча Ша­ро­ва. Окон­чив в 1900 г. Дон­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще и в 1906 г. Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, он до 1908 г. ра­бо­тал учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. В 1908 г. был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка в Кре­сто­воз­дви­жен­скую цер­ковь по­го­ста Дмит­ров­ско­го, что в Кру­гу (ныне с. Воз­дви­жен­ское). Здесь он и про­слу­жил всю свою жизнь вплоть до аре­ста по до­но­су лже­сви­де­те­лей 26 ян­ва­ря 1938 г. 17 фев­ра­ля он был рас­стре­лян в Бу­то­во.

Свя­щен­но­му­че­ник иерей Ва­си­лий Кры­лов (1899–1938) про­хо­дил слу­же­ние в хра­мах как Клин­ско­го, так и со­сед­не­го Дмит­ров­ско­го рай­о­нов, по­это­му он по­чи­та­ет­ся и в сон­ме но­во­му­че­ни­ков Дмит­ров­ских[11]. Ва­си­лий Кры­лов ро­дил­ся в с. Ас­са­у­ро­во Дмит­ров­ско­го уез­да в се­мье пса­лом­щи­ка. В 1918 г. окон­чил Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был при­зван в ре­зерв Крас­ной ар­мии. По­сле де­мо­би­ли­за­ции в 1922 г. был ру­ко­по­ло­жен епи­ско­пом Клин­ским Ин­но­кен­ти­ем (Ле­тя­е­вым) во диа­ко­на, а через три го­да – Клин­ским епи­ско­пом Гав­ри­и­лом (Крас­нов­ским) во свя­щен­ни­ка Пре­об­ра­жен­ской церк­ви с. Спас-Кор­ко­ди­но. В 1931 г. по­сле за­кры­тия хра­ма (ныне он раз­ру­шен пол­но­стью) свя­щен­ник Ва­си­лий был вы­нуж­ден вре­мен­но устро­ить­ся сто­ро­жем и сче­то­во­дом в сов­хоз "Ди­на­мо" Клин­ско­го рай­о­на. По­сколь­ку о. Ва­си­лий не скры­вал сво­е­го свя­щен­но­го са­на, ру­ко­вод­ство сов­хо­за в 1933 г. по рас­по­ря­же­нию рай­он­но­го на­чаль­ства уво­ли­ло его с ра­бо­ты. То­гда же иерей Ва­си­лий по­лу­чил на­зна­че­ние в цер­ковь с. По­кров­ский по­гост Кон­стан­ти­нов­ско­го рай­о­на, ко­то­рую вла­сти за­кры­ли через че­ты­ре го­да. О. Ва­си­лия пе­ре­ве­ли в с. Сур­ми­но Дмит­ров­ско­го рай­о­на, где пол­го­да спу­стя ему при­шлось сно­ва пе­ре­жить за­кры­тие хра­ма. По­след­ним ме­стом слу­же­ния иерея Ва­си­лия ста­ла По­кров­ская цер­ковь с. Ан­дре­ев­ское Дмит­ров­ско­го рай­о­на. По­всю­ду при­хо­жане за­пом­ни­ли ба­тюш­ку как доб­ро­го, ти­хо­го и скром­но­го че­ло­ве­ка. 13 ап­ре­ля 1938 г. о. Ва­си­лий был аре­сто­ван, а 1 июля рас­стре­лян по при­го­во­ру трой­ки НКВД на Бу­тов­ском по­ли­гоне.

Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Иоанн Та­ра­сов (1867–1937) ро­дил­ся в Клин­ском уез­де в кре­стьян­ской се­мье. По­сле окон­ча­ния шко­лы слу­жил у мно­гих круп­ных куп­цов и тор­гов­цев. По­сле ре­во­лю­ции до 1921 г. ра­бо­тал в Нар­ко­ма­те пу­тей со­об­ще­ния. Бу­дучи уво­лен­ным по воз­рас­ту и бо­лез­ни, по­сту­пил пса­лом­щи­ком в мос­ков­ский храм Тро­и­цы в Ли­стах, в 1923 г. ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, в 1924 г. – во свя­щен­ни­ка. В 1925 г. был пе­ре­ве­ден в храм с. Обу­хо­во (в про­шлом от­но­сив­ший­ся к Клин­ско­му бла­го­чи­нию; ныне – в Сол­неч­но­гор­ском рай­оне). В 1930 г. был пе­ре­ве­ден в Кон­стан­ти­но-Еле­нин­ский храм с. Май­да­но­во (ныне в чер­те г. Кли­на), где до это­го слу­жил о. Петр Со­ко­лов. В 1935 г. про­то­и­е­рей Иоанн был на­зна­чен в цер­ковь Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри с. Во­ро­ни­но, а через год пе­ре­ве­ден в с. Фро­лов­ское. В 1937 г. был на­зна­чен в храм по­го­ста Ныр­ки (сей­час с. Несте­ро­во Оре­хо­во-Зу­ев­ско­го рай­о­на). 26 ок­тяб­ря 1937 г. был аре­сто­ван и 8 де­каб­ря рас­стре­лян на Бу­тов­ском по­ли­гоне.

Свя­щен­но­му­че­ник иерей Ге­ор­гий Ар­хан­гель­ский (1872–1937) ро­дил­ся в се­мье пса­лом­щи­ка в се­ле Яро­по­лец Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да. По­сле окон­ча­ния ду­хов­но­го учи­ли­ща один год обу­чал­ся в ду­хов­ной се­ми­на­рии. Нес по­слу­ша­ние пса­лом­щи­ка, в 1908 г. был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на; в 1917 г. был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. С 1926 г. есть све­де­ния о нем как о на­сто­я­те­ле Пре­об­ра­жен­ской церк­ви с. Дор­ше­во Клин­ско­го рай­о­на, где он про­слу­жил до 5 ап­ре­ля 1933 г. В 1935 г. был на­прав­лен на слу­же­ние в цер­ковь Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи с. Афи­не­е­во На­ро-Фо­мин­ско­го рай­о­на, а с мар­та 1936 г. был на­зна­чен на­сто­я­те­лем церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы с. Руд­не­во. Пред­се­да­тель сель­со­ве­та с. Руд­не­во до­ло­жил на­чаль­ни­ку На­ро-Фо­мин­ско­го рай­от­де­ла НКВД, что "свя­щен­ник Ге­ор­гий Ар­хан­гель­ский объ­еди­нил мо­на­хинь за­кры­то­го мо­на­сты­ря Зо­си­мо­вой пу­сты­ни и яв­ля­ет­ся их ру­ко­во­ди­те­лем… Пе­ние мо­на­хинь от­вле­ка­ет ве­ру­ю­щих от кол­хоз­ной ра­бо­ты; по­ли­ти­ка Ар­хан­гель­ско­го со­сто­ит в том, чтобы при­влечь как мож­но мно­го (так в след­ствен­ном де­ле! – прим. ав­то­ра) ве­ру­ю­щих в храм". 4 сен­тяб­ря 1937 г. от­ца Ге­ор­гия аре­сто­ва­ли и предъ­яви­ли об­ви­не­ние в со­зда­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции "пу­тем со­чув­ствия рас­стре­лян­ным из­мен­ни­кам ро­ди­ны и вра­гам на­ро­да". 9 ок­тяб­ря трой­кой НКВД свя­щен­ник Ге­ор­гий Ар­хан­гель­ский был при­го­во­рен к рас­стре­лу. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние 14 ок­тяб­ря 1937 г. на Бу­тов­ском по­ли­гоне.

Пре­по­доб­но­му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Се­ра­фим (Вла­ди­мир Ва­ви­лов, 1899–1938) ро­дил­ся в яро­слав­ской ку­пе­че­ской се­мье. Обу­че­ние про­хо­дил в Пет­ро­гра­де – в кон­сер­ва­то­рии, на юри­ди­че­ском фа­куль­те­те Пет­ро­град­ско­го уни­вер­си­те­та, в Ака­де­мии ху­до­жеств и на Выс­ших Бо­го­слов­ских кур­сах. С 1919 г. он свя­зы­ва­ет свой путь с Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­рой, где 26 фев­ра­ля 1920 г. при­ни­ма­ет мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Се­ра­фим. Во вре­мя го­не­ний и рас­ко­лов он со­хра­нял вер­ность ка­но­ни­че­ской Церк­ви. В 1935 г. был вы­слан вла­стя­ми из Ле­нин­гра­да. С 13 мар­та 1936 г. стал слу­жить в Скор­бя­щен­ской церк­ви г. Кли­на. 26 ян­ва­ря 1938 г. был аре­сто­ван, 8 фев­ра­ля невин­но осуж­ден и 17 фев­ра­ля рас­стре­лян на Бу­тов­ском по­ли­гоне. В на­ши дни уже за­вер­ше­но стро­и­тель­ство хра­ма в честь пре­по­доб­но­му­че­ни­ка ар­хи­ди­а­ко­на Се­ра­фи­ма в во­ен­ном го­род­ке Клин-9.

В жи­во­пис­ном угол­ке Клин­ско­го рай­о­на в с. Ака­то­во ныне воз­рож­да­ет­ся Тро­иц­кий Алек­сан­дро-Нев­ский жен­ский мо­на­стырь. Об­щи­на, ос­но­ван­ная по­пе­че­ни­ем клин­ско­го куп­ца Ф.С. За­ха­ро­ва в 1890 г., во­семь лет спу­стя бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в мо­на­стырь[15]. Неза­дол­го до ре­во­лю­ции в мо­на­сты­ре на­счи­ты­ва­лось бо­лее сот­ни на­сель­ниц. По­сле то­го, как в 1927 г. оби­тель бы­ла за­кры­та и на ее тер­ри­то­рии обос­но­ва­лось хо­зяй­ство НКВД, на­сель­ни­цы бы­ли вы­нуж­де­ны ски­тать­ся. Часть мо­на­хинь по­се­ли­лась в с. Мок­ру­ша Ист­рин­ско­го рай­о­на, где они про­дол­жа­ли хра­нить устав­ный об­раз жиз­ни.

В 1937 г. бы­ло сфаб­ри­ко­ва­но мас­штаб­ное де­ло свя­щен­ни­ков и мо­на­хинь быв­ше­го Ака­тов­ско­го мо­на­сты­ря. Про­хо­див­шие по нему ли­ца бы­ли при­го­во­ре­ны ли­бо к рас­стре­лу, ли­бо к дли­тель­ным сро­кам за­клю­че­ния. Сре­ди об­ви­ня­е­мых бы­ла пре­по­доб­но­му­че­ни­ца по­слуш­ни­ца Ека­те­ри­на Чер­ка­со­ва (1892–1938), по­сту­пив­шая в мо­на­стырь в 1915 г. 20 ян­ва­ря 1938 г. в с. Мок­ру­ша по лож­но­му сви­де­тель­ско­му по­ка­за­нию она бы­ла аре­сто­ва­на, а 5 фев­ра­ля рас­стре­ля­на в Бу­то­во.

Дру­гая пре­по­доб­но­му­че­ни­ца, по­слуш­ни­ца Ана­ста­сия Боб­ко­ва (1890–1938) по­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря при­слу­жи­ва­ла в хра­ме с. Ше­ста­ко­во Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на. В 1930 г. "за со­про­тив­ле­ние пред­ста­ви­те­лям вла­сти" при по­пыт­ке за­кры­тия хра­ма она бы­ла при­го­во­ре­на к трех­ме­сяч­но­му за­клю­че­нию. По­сле воз­вра­ще­ния в се­ло по до­но­су сек­ре­та­ря Ше­ста­ков­ско­го сель­со­ве­та 2 мар­та 1938 г. бы­ла аре­сто­ва­на за "контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность" и 5 ап­ре­ля рас­стре­ля­на на Бу­тов­ском по­ли­гоне.

Воз­мож­но, в бу­ду­щем Гос­подь от­кро­ет нам име­на дру­гих но­во­му­че­ни­ков, по­стра­дав­ших на Клин­ской зем­ле, и они так­же бу­дут че­ство­вать­ся в день Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Клин­ских. Да­та со­бор­но­го празд­но­ва­ния их па­мя­ти из­бра­на не слу­чай­но – имен­но 17 фев­ра­ля 1938 го­да бы­ли рас­стре­ля­ны бла­го­чин­ный мит­ро­фор­ный про­то­и­е­рей Петр Со­ко­лов, про­то­и­е­рей Алек­сий Ша­ров и ар­хи­ди­а­кон Се­ра­фим (Ва­ви­лов).


При­ме­ча­ния

[1] Мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий и Ко­ло­мен­ский Юве­на­лий. Ка­но­ни­за­ция свя­тых в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. До­клад на XII Меж­ду­на­род­ных Рож­де­ствен­ских Об­ра­зо­ва­тель­ных чте­ни­ях 25 ян­ва­ря 2004 го­да. М., 2004. С. 1.

[2] В Клин­ском бла­го­чи­нии цен­тром та­кой ра­бо­ты яв­ля­ет­ся Скор­бя­щен­ская цер­ковь г. Кли­на, где она воз­глав­ля­ет­ся на­сто­я­те­лем про­то­и­е­ре­ем Бо­ри­сом Ба­ла­шо­вым и ар­хи­ви­стом Н.В. Глу­хой­ки­ной.

[3] При­ме­ча­тель­но, что бу­ду­щий пат­ри­арх ро­дил­ся в по­го­сте Клин То­ро­пец­ко­го уез­да, а в 1992 г. уже в под­мос­ков­ном Кли­ну был освя­щен пер­вый в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви храм в честь свя­ти­те­ля Ти­хо­на, пат­ри­ар­ха все­рос­сий­ско­го.

[4] См.: По­спе­лов­ский Д. Рус­ская Пра­во­слав­ная цер­ковь в XX ве­ке. М., 1995. С. 80.

[5] См.: Прот. Ге­ор­гий Мит­ро­фа­нов. Ис­то­рия рус­ской пра­во­слав­ной Церк­ви. 1900–1927. СПб., 2002. С. 326.

[6] См.: Прот. Вла­ди­слав Цыпин. Ис­то­рия Рус­ской Церк­ви 1917–1997 // Ис­то­рия Рус­ской Церк­ви. Кн. 9. М., 1997. С. 139.

[7] В Клин­ском бла­го­чи­нии го­то­вит­ся об­щий "По­мян­ник свя­щен­но­слу­жи­те­лей, цер­ков­но­слу­жи­те­лей, ино­ков и ми­рян, в го­ды го­не­ний по­стра­дав­ших", где бу­дут пред­став­ле­ны име­на по­движ­ни­ков, судь­бы ко­то­рых так или ина­че свя­за­ны с Клин­ской зем­лей.

[8] См.: Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий (Во­ро­бьев) / Сост. свя­щен­ник Мак­сим Мак­си­мов // Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских XX ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Июнь-Ав­густ / Под ред. митр. Юве­на­лия. Тверь, 2003. С. 112–116.

[9] См.: Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. Т. I (А – Алек­сий Сту­дит). М., 2000. С. 650.

[10] См.: Клин Пра­во­слав­ный. 13.02.2004. С. 7.

[11] См.: Но­во­му­че­ни­ки Дмит­ров­ские // Мос­ков­ские епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти. № 1–2 / 2003. С. 109.

[12] См.: Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий (Кры­лов) / Сост. игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский) // Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских XX ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Июнь– ав­густ / Под ред. митр. Юве­на­лия. Тверь, 2003. С. 38–40.

[13] См.: Прот. Олег Пэнэж­ко. Го­род Клин и хра­мы Клин­ско­го рай­о­на. Вла­ди­мир, 2003. С. 60.

[14] Ис­поль­зо­ва­ны све­де­ния, под­го­тов­лен­ные Н.В. Глу­хой­ки­ной по ар­хив­ным ма­те­ри­а­лам ГАРФ. Ф. 10035. оп. 1. д. 19045.

[15] См.: Юдин В.С. Край наш Клин­ский. Клин, 1999. С. 193–194.

Богослужения

Служба собору новомучеников и исповедников Клинских

На Велицей вечерни

На Господи воззвах, стихиры праздника – 3,

и новомученикам – 5, гл. 5, подобен «Радуйся»:

Радуйтеся, новомученицы Клинстии! / Упование на Господа возложивше, / лютую смерть от безбожных претерпесте / Сладчайшаго ради Иисуса, / не убоястеся от убивающих тело, / лишше же что не могущих сотворити, // сего ради нарекостеся чада Христова.

Радуйтеся, стражие небеснии земли нашея! / День от дне в заточении мучемии, / нощь же от нощи сна лишаемии, / от лукавых человек притворно вопрошаемии, / утесняемии и устрашаемии, / за всеми же сими беззаконно убиваемии, / верни в любви ко Господу пребывше, / Царствия венцы улучили есте, // на небеси и на земли прославляемии друзи Христовы.

Радуйтеся, новии исповедницы Клинстии! / В скорбех и страданиях ваших / чающе избавления от Господа,/ не пеклися есте, како или что отвещавати, / или что рещи, вопрошаеми, / от Духа же Свята научени бысте, / яже подобает рещи безбожным: / нимало не согласилися есте лжи оклеветающих, / но Сына Божия исповедали яве пред человеки, / сего ради и Христос нарече вы во Царствии Своем // равныя ангелом сыны воскресения.

Радуйтеся, доблии наши сродницы, / священнии мученицы Петре и Алексие / купно с преподобномучеником Серафимом! / Созовите в день памяти вашея, / вся Клинския новомученики и исповедники / моление соборное составити / о чадех ваших, зде предстоящих и молящихся, / память вашу днесь верно совершающих, / Господа прославляющих вас прославившаго, // и молитвами вашими нас спасающаго.

Радуйтеся, Клина новии мученицы, / священницы, монаси и мирстии, / мужие и жены, / веру сохраньшии в годину страшную, / Церкве Православныя утверждение и похвало, / просиявшии яко солнце во Царствии Отца Небеснаго, // яко страданьми за Христа праведницы явистеся.

 

Слава, гл. 6:

Кую песнь воспоим Господеви, / память совершающе новых мучеников земли нашея? / Кую похвалу принесем образную их подвигом? / Кое ли слово не обличит нашего недостоинства? / Со дерзновением воскликнем же, братие: / молитвами Тебе ради пострадавших / спаси, Господи, люди Твоя, // соборную их память днесь совершающих.

И ныне, праздника.

Вход. Прокимен дне. Чтения новомучеников.

(см. службу Собору новомучеников и исповедников Российских).

 

На литии, стихиры, гл. 8.

 

Страстоносцы преславнии, / подвигом добрым подвизастеся, / правды ради и кротости пострадавшии, / течение скончасте, / земнаго жительства лишеннии, / верою взыскасте основания имущаго града, / емуже художник и содетель Бог, / граждане небеснии явилися. / Поминайте нас, память вашу празднующих, // и молите спастися душам нашим.

Клина града цвети духовнии, / терпеливодушнии мученицы, / аще и безвестно погребена быша телеса ваша, / душами ныне Всеведцу предстоите, / Церкви Христовой явлени есте. / Лобызаем образы ваши преславныя, / благочестно соборную память вашу совершаем, // и молим спастися душам нашим.

Слава, гл. 6.

Небеснии наши хранителие и молитвенницы, / кровьми вашими восход спасительный совершивше, / небесная славная дарования прияли есте / от руки Судии Праведнейшаго. / Безмезднии врачеве душ и телес наших, / поминайте нас, страдания ваша поминающих, // и молите спастися душам нашим.

И ныне, праздника.

 

На стиховне стихиры праздника,

Слава, новомучеником, гл. 4:

Непрестанно гоними и преследуеми, / окружени скорбьми и злохуленьми, / с места на место преходяще, / подражатели Христовы явистеся, / новомученицы Клинстии. / Терпением души ваша стяжавше, / смертная же страдания приемше, / достигли есте Царствия Небеснаго, // молятся присно о душах наших.

Ины стихиры, новомучеников, гл. 2,

подобен «Доме Евфрафов»

Земле Клинская / днесь память совершает, / сонма новомучеников своих,/ собравшися в Дому Божием / единомышлением.

Стих: Господи, Господь наш, / яко чудно Имя Твое по всей земли.

Нивы Господней пределов Клинских / стократное приношение, / чада Христтовы Петр и Серафим со Алексием / купно с братиями и сестрами прославленнии // ныне во славе небесней на земное отечество милостивно взирают.

Стих: Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения Своя в них.

Соборе святых пастырей Клинских, / заповедь Христову до конца исполнивше, / души за чада духовныя положили есте. / Умолите Судию Всемилостиваго о земном отечестве вашем // и о паствы вашея наследницех.

Слава, глас и подобен той же.

Новый Доме Евфрафов, / небесныя избранницы, / возвеселитеся ныне, / о земном отечестве вашем, // и веру православную в нем утвердите.

И ныне, глас 8, подобен «О, преславнаго чудесе»

О, преславнаго чудесе! / Во пророцех предуведенное ныне исполняется,/ яко от мертвых воскресает Отечество наше, / и в немощех наших сила Божия совершается: / православная вера расцветает, / храмы святыя из руин возстают, / новомученицы российстии прославляются, / и народ ко истинней вере возвращается, / и Христос от всех величается, / зима безбожия истаевает, / и лето Господне приятно к нам вновь приходит / молитвами святых, за веру пострадавших, / наипаче же предстательством Пречистыя Владычицы нашея Богородицы // и Приснодевы Марии.

 

Тропарь новомучеников, гл. 4

Первопрославленнии святии Клинския земли, / новомученицы и исповедницы ея, / в годину безбожную за Христа пострадавшии / и до смерти верни Ему пребывшии, / в небесней славе ныне ликуют, блаженнии, /и молятся о земнем отечествии своем // и спасении душ наших.

На Утрени

По 1-м стихословии, Седален, гл. 1:

Новомученицы Клинстии, / рцыте нам, како в темницах воспевасте: / «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки». / Рцыте нам, како смерти лютыя не убоястеся, / како помощию Вышняго победисте врага и местника, / како вкушаете ныне манну сокровенную / и плоды древа жизни посреде рая Божия. / Научите нас, обнищавших верою, // да последуем стопам вашим.

Слава, и ныне, праздника.

 

По 2-м стихословии, Седален, гл. 7:

Преподобномученицы Акатовския, / Анастасие, Екатерино и Александро, / купно с сестрами вашими о Господе / по всей земли нашей на страдания безбожными разсеянныя, / ныне же во обителех небесных совокупльшияся / и вечныя жизни наслаждающияся, / услышите нас, память вашу днесь совершаюших, // и молитеся о душах наших.

Слава, и ныне, праздника.

По полиелее, Седален, гл. 5.

Пастырие духовнии, / стадо Христово добре упасшии / и от раскола погибельнаго паству Клинскую сохраншии, / за верность преданию Церкви Православныя, / преданы бысте в темницы и на мучения, / ведоми ко властем и владыкам, / да мнимозаконно умертвят вы, / во еже разрушити Православие на Раси. / Не ведаша бо гонители безумнии, / ни Писания, ни силы Божия: // не одолеют бо врата адова Церковь Христову.

Слава, и ныне, праздника.

Прокимен новомучеников, гл. 4: Проидохом сквозе огнь и воду,/ и извел ны еси в покой. Стих: Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Евангелие от Матфея, зачало 36.

 

По 50-м псалме, стихира, гл. 6.

Отца Безначальнаго чада возлюбленная, / Сына Единороднаго друзи истиннии, / Духа Святаго сосуди избрании, / новомученицы земли нашея, / Бога прослависте в телесех ваших, / ихже пройде оружие смертное, / яко жертва чистая принесостеся Святей Троице, // и ныне молятся о душах наших.

 

Канон праздника со ирмосом на 4, и канона два новомучеником, на 8. Канон новомучеников 1-й, г.лас 8.

Песнь 1

Ирмос: Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко Един славно прославися.

Новомученицы Клинстии, удела Божия людие избраннии, царское священие, кую песнь празднственную ныне воспоем о вас Господеви, Един бо славно прославися.

Огустеша волны моря житейского, внегда шествовати вам путем крестным; воинство же фараонитское мгла вечная покры, внегда восходити вам во обители света невечерняго, идеже ныне пение хвалебное приносите Господеви, Един бо славно прославися.

Владыки Едомския новыя и князи Моавитския беззаконныя страх и трепет постиже, егда видеша даже до смерти верность вашу Господеви, святии мученицы, Той бо Един в вас славно прославися.

Богородичен: О, Всепетая Мати! Не презри грешных молений гласы, но с мученицами новыми умоли о нас Сына Твоего водворитися купно с ними в уготованном жилищи святыни Его, Един бо славно прославися.

 

Ин канон, глас тойже, те же и ирмосы.

Песнь 1

В скорбное время гонения безбожнаго не устрашился еси прещений и преследований князей века сего, Петре священномучениче, Троицкаго села окормителю, но добре упасл еси стадо Христово, в чадех духовных веру утверждая, и в домех , и в храме непрестанно убеждая их пребывати внутрь спасительнаго ковчега – Церкви Православныя, вне же Ея море погибельное фараона мысленнаго.

Апостолу первоверховному тезоименитый, сему уподобился еси, агнцы Христовы на пажити верности Богу изводя и пред ними усердно шествуя, сего ради восприял еси и славную кончину онаго, во исполнения вящшей заповеди: ты по мне гряди.

Проповедию о мире Христовом злобу мира сего обезсилил еси, Петре священнейший, и четыредесятолетное служение алтарю Господню безпорочно исполнив, яко пустынное шествие среди гонений и уз темничных совершил еси, не в землю обетования, но в самое Небесное Царствие восшел еси, венцем мученическим увенчанный и в Церкви Божией прославленный.

Богородичен: К Пречистей Богоматери молитвенное воздыхание усердно принесем, да сподобит и нас, недосойных, блаженной части Царствия Сына Своего.

Песнь 3

Ирмос: Утверждей в начале небеса разумом, и землю на водах основавый, на камени мя Христе заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе, Едине Человеколюбче.

Миру якоже отребие вменистеся, святии новомученицы, поносими и оклеветаеми Господа ради, велия радования исполнястеся, многу мзду на небесех провидяще и вопиюще: несть свят паче Тебе, Господи!

Утвердися в Бозе сердце твое, Петре священномучениче, града Клина похвало и собора святых его возглавителю, апостольскою бо ревностию преукрашен, стадо Христово добре упасл еси, душу свою за овцы полагая и взывая: несть свят паче Тебе, Господи!

Человече Божий Петре досточудне, Единому Владыце дванадесятолетное служение благочиннаго принесл еси, адаманте веры несокрушимый, казнь лютую от безбожных приял еси, и по смерти возвещаеши: несть свят паче Тебе, Господи!

Богородичен: Едина Чистая, Едина Благословенная, благословила еси смиреннаго угодника Божия Петра на служение во храме Твоем, всем скорбящим от безбожных радость сотворяющи, не лиши и нас Покрова Твоего, но возстави пети: несть свят паче Тебе, Господи!

Ин.

Милосердствуя о страждущем народе Божием, Сергие свщен-номучениче, посещал еси жен немощных в непосильных трудехпребывавших, участием и словом укрепляя веру их, добрый патырю Христов.

Прроповедию о милости Божией утешал еси заблудших чад стада Христова, сего ради возненавиден был еси служителями тьмы века сего, и от них в темницу ввержен, и жизнию и смертию своею прославил Бога.

От лжесвидетелей оклеветанный, паче всякаго железа крепчайший духом показался еси, пастырю Николо-Железовский, аще и пятидневно истязуемый непрестанно, и советом нечестивых безвинно осужденный. Смертию же своею зубы львов зловерных сокрушил еси, непобедимою благодатию Божиею осененный кроткий служителю Христов.

Богородичен: Мати Дево Всемилостивая! Святыми молитвами Твоими умягчи окаменевшия сердца нашада возможем и мы милосердовать о ближних наших, и да помиловании будем по слову Сына Твоего.

Кондак и икос праздника.

Седален мученикам, глас 5

Благословени есте, Господни мученицы, цвети благоуханнии земли нашея, невечерняго света причастницы и славы Божественныя восприемницы! Молите непрестанно Благосердаго Владыку ущедрити и спасти души наша.

Слава и ныне, праздника

Песнь 4

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив, тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава Человеколюбче.

Ныне отпущаеши рабы Твоя, Владыко, по глаголу Богоприимца Твоего, ко оному блаженному покою; ныне собирается пшеница в житницу Господню, скорбьми от плевел очищенная, ныне плоду созревшему серп посылается, – новии мученицы в веселии взываху, – яко слышим слух Твой, и разумеем дела Твоя, и прославляем премудрость Твою, Человеколюбче.

Инок от юности пребыл еси славныя Лавры Александро-Невския, новый воин Христов явился еси, суеты мира сего отвергшеся, преподобномучениче Серафиме. Богоотступниками от столиц изгнанный, притекл еси ко граду нашему и обрел тамо святаго Петра пастыря, емуже неразлучно даже до кончины сослужил еси, благодаряще Господа: смотрению Твоему слава, Человеколюбче.

Клина града прославление, Церковь Христова тобою украсися, преподобномучениче, ангелом небесным уподобился еси, мучителем безбожным посрамление и вечное осуждение быв, яко не прияша, Клинский Серафиме, свидетельства твоего: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Богородичен: О преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица избранных служителей Своих Петра и Серафима во единый день раеви сподобила еси, уготованныя славы венцы возлагая сим, взывающим: Царствию Твоему слава, Человеколюбче.

Ин.

Купли житейския изведав, служение сим оставил еси, богомудре Алексие свщенномучениче, ко служению церковному притекл еси, и талант приемши бытии верным Христу, Тому усердно последовал, и куплю истинную совершив, приобрел еси един многоценен бисер Царствия Нетленнаго.

Соблазны мира сего отвергл еси, священномучениче Алексие, Успенскаго храма усердный служителю, и собрания татей церковных, учинявших раскол, обличил , богомудре, и верность Церкви патриаршей сохранил еси,темничнаго заключения нимало не смущаясь, и вся ради Христа претерпел еси.

Трикратное темничное заключение и изгнания многолетная смиренно подъял еси, блаженнее Алексие, и в крае северном течение верно скончав, в руце Отца Небеснаго душу свою предал еси, и Судии Всемилостивейшаго услышал еси глас: «Вниди в радость Господа Твоего, рабе Мой верный» .

Богородичен: Ублажаем Тя, Всеблаженная, Богородице Приснодево, и молим Тя прилежно, умоли Сына Твоего и Господа нашего, да наставит нас благодатию Своею со страхом Божиим и верою прейти стезю жизни нашея и сподобиться Царствия Его.

Песнь 5

Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою, Твой мир подаждь нам Человеколюбче.

Мир Божий, иже паче всякаго ума, в сердцах ваших ношасте, Свет во откровение языков, иже паче всякаго света зрясте, славу людей Божиих вовеки восприясте, сродницы наши духовнии, сладость Христову вечную вкушаете, блаженнии, поюще: разве Тебе инаго Бога не вемы.

Клинстей земли явился еси украшение, Алексие священниче: тридесять лет во единем храме непорочное служение совершая, и Правду Божию возвещая на земли, небеснаго отечества достигл еси, праведне. От лжесвидетелей оклеветанный, служителями тьмы века сего осужденный, умерщвлен был еси злодеями во един день с собратиями твоими Петром и Серафимом, с нимиже ныне всех Владыке сладко возглашаеши: разве Тебе, Христе, инаго Бога не вемы.

Ликостояния блаженных сподобился еси, священне Алексие, на земли бо воздвизая руки горе в предстоянии претолу Божию храма Крестовоздвиженскаго, созерцал еси умно славу страстей Христовых, и о сей единей ревновал еси. Сего ради и Господь воздвиже тя во свидетельство пред властьми нечестивыми исповедати силу крестную и веру истинную, яко разве Христа инаго Бога не знал еси.

Богородичен: Иверия славится и Казань веселится, Тихвин умиляется и Почаев ликует, Владимир красуется и Смоленск торжествует, ликами чудотворными Твоими, Пресвятая, украшени. Ныне же и град Клин, аще и малый в братии своей, не отлучен есть Твоея милости, Всечистая – имеяй бо чудный образ Твой, новомучениками своими воспевает Ти: разве Сына Твоего инаго Бога не вемы.

Ин.

Многотрудную жизнь мирскаго служения прешед, священномучениче Иоанне, напоследок призван был еси от всевидящаго Бога на служение церковное, яко пришедый во единонадесятый час, нимало не смущаясь временам гонений пришедшим, со всеусердною ревностию труды пастырския подял еси, словом и делом, и самым обличием своим благолепным вверенную ти паству наставлял еси, научая богобоязненному исполнению заповедей евангельских.

Многократно премещаемый от священноначалия, во еже избавити тя от преследований врагов Церкви Божией, с радостию приимал еси всякое новое служение, предзрев Господа выну одесную себе, надежду полагая на Его крепкую десницу, и всюду пребывал еси яко свеща горящая на свещнике Христовом.

Егда прииде исполнения времени жизни твоея, неколебиме Иоанне, по слову псалмопевца семидесятолетное, заключен был еси в темницу от бебожных, и оклеветанный от лжесвидетелей, осужден был яко повинный смерти. Обаче за пределом жизни временныя провидел еси жизнь истинную и вечную, и с несумненною верою и надеждою воскресения, в Царствие Света Невечерняго восшел еси, венцем мученическим увенчанный.

Богородичен: Моливами Пречистыя Твоея Матери и святых новомучеников Клинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, избави нас от лукаваго ловления тьмы века сего сподоби деснаго предстояния при страшннем и славнем пришествии Твоем.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли Боже, возведи мя.

Наказание народу нашему, лестию от безбожных уловленному и жизни евангельския отступившему, волею приясте, безвиннии; жертву себе Господеви уготовисте в подобие жертвы Христовы, из глубины души вопиюще, блаженнии мученицы: от тли, Боже, возведи ны.

Алексие, священниче Селинский, Преображенскаго храма настоятелю, дерзновенно проповедал еси держатися Патриаршия Церкве, в нейже единей истина пребывает и сей не отвращатися во след раскольников новых. Сего ради изгнание претерпел еси от беззаконных, узником Соловецким совокупился еси, единеми усты с ними моляся: от тли, Боже, возведи ны.

Проходя путь узкий и прискорбный, Алексие священномучениче, врат тесных достигл еси Царствия в празднование славного Преображения Господня, молился бо еси выну ко Христу: от рова истления, Боже, возведи мя в гору святую Твою.

Богородичен: Егда постиже страну нашу година испытания, открышася помышления сердец многих, на падение вечное неверных и на славу нескончаемую избранных, иже возлюбиша Крест Сына Твоего, Пречистая, и душу Свою уготовиша на пронзающее оружие. И ныне молим Тя: изведи от тли живот наш, якоже и оных помиловала еси.

Ин.

Измлада в служении церковном пребывал еси, священномучениче Георгие Доршевский, егда же прииде година великаго мятежа и богоборнаго гонения на Церковь Христову в земле Российстей, и чада века сего отвергались веры истинныя и преходили к безбожному зловерию, ты отвергл еси сумнительныя страхования, и прием на рамо благое иго священнаго служения, добре упасл еси стадо словесных овец, вверенных тебе десницей Божией.

Верный в малом, на большее призван был еси, священне Георгие, егда инокинь разоренной Зосимовой пустыни приял ко храмовому служению и духовному окормлению. Тем и ярость и рыкание звериное от ненавистников Церкви навлекл еси на себе, избранный Божий служителю.

За верность Христу и безпорочное служение Ему от безбожных в темницу ввержен быв, Георгие непобедиме, жестокие избиения претерпел еси, лжебратиями оклеветанный, язвы Господа на теле своем носити сподобился еси, и тако достигл еси вскоре и смерти за Христа, и славы безконечнаго Царствия Его.

Богородичен: Воспеваем Тя, Пресвятая Дево, и молимся усердно, да заступлением Твоим сподобимся милости Господней и прощения безчисленных грехов и прегрешений наших.

Кондак, гл. 5

Жертва Богу благоприятная, / благодатный начаток земли Клинския, / новомученицы и исповедницы ея, / празднующе днесь память вашу, / лобызаем за Христа приятыя раны и страдания, / восхваляем неколебимое в вере и правде стояние, / величаем и бесстрашное мук смертных попрание, / и молимся прилежно: // умолите Господа о спасении душ наших.

Икос

О, святи мученицы преславнии! Молитвами вашими Церковь Русская утверждается, храмы Божии созидаются, лесть бесовская и тьма идольская отгоняются, люди же безбожнии к покаянию обращаются и во умилении благодарственно взывают: радуйтеся, новомученицы и исповедницы края Клинскаго.

Песнь 7

Ирмос: Божия снисхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи радованною ногою яко во цветнице ликующе, пояху: благословен еси Боже отец наших.

Новых мучеников Российских дружина добрая святии Клинстии, мужие и жены, монаси и священницы, простецы и премудрии, вернии послушницы явистеся Евангелия, обретосте бо души своя, погубивше их Христа ради, огненнаго искушения не отвергостеся, но очистившись, злату уподобистеся и воспевасте яко отроческими гласы: благословен еси, Боже отец наших.

Иерее блаженне Василие Спас-Коркодинский, смирением и терпением и непоколебимою верою силы вражия преобидел еси, изгнание и безместное пребывание, унижения, оклеветания и поношения приял еси, благословляя радостно Бога отец наших.

Егда приближися день славнаго отшествия твоего, священномучениче Василие, от непрестающего притеснения к свободе вечной чад Божиих, благодатию предвкусив уготованную ти славу, всем сердцем возопил еси: благословен еси, Боже отец наших.

Богородичен: Препетая, Пречистая Богоневесто Владычице, со святыми мученики Клинскими умоли Сына Твоего, да низпослет мир Отечеству нашему и душам нашим велию милость: да будем Ему чада верныя, благословловляюще единими усты Бога отец наших.

Ин.

От юности отверглся еси мира, и безумных соблазнов исуетных мятежей его, богоразумный Гаврииле преподобномучениче, и посреде бед и гонений безбожных строителей рая земнаго, узким путем следования Христу потекл еси, верность ему превыше всякаго блага предъизбрав.

Пастырское служение восприял еси, преподобномучениче, яко послушание от Господа, правдой Божией зловерие и ложь суемудрых служителей тьмы безбожныя обличая, овцы стада Церковнаго во истинней вере наставил еси, во еже последовати Христу даже до смерти, якоже древни мученицы, и жизнию своею слово сие исполнил еси.

Первое заключение в северном крае претерпев правды ради Христовой, вернулся еси ко церковному священнослужению, обаче по пришествии лютейшаго гонения от лукавых лжесвидетелей оклеветан быв, мученическою смертию Бога прославил еси, Гаврииле, преподобномучение всеблаженне.

Богородичен: Архангельское обрадование древле услышавши, Благодатная, умоли о нас сына Твоего, да пребудет с нам милость его вовеки, и да сподобит вечнаго радования Царствия Своего со всеми избранными Божиими.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь, халдейский мучитель, богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею, спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.

Радостотворным благоуханием кровей ваших, пролитых за Христа, исполнили Отечество наше, новомученицы Клинстии, телеса же ваша, купно со тысящами и тьмами безвинно убиенных, во общих рвах погребенныя, яко святыя мощи от бесов избавление и от страстей свобождение даруют нам, егда память вашу в соборе со всеми Бутовскими мученики совершаем. Сего ради Избавителю нашему поим: отроцы благословите, священницы воспойте, людие, превозносите Христа во веки.

Иныя не ведехом красоты и доброты, еже токмо жити нам о Господе вкупе, – плакашася сестры обители Акатовския, изгоняемыя и преследуемыя. Прощай же, драгая обителе, отныне не услышиши зде гласа нашего: отроцы благословите, священницы воспойте, людие, превозносите Христа во веки.

Николиже тако бысть в земли Российстей, обаче грех ради наших претерпим вся, вне стен спасительных якоже внутрь суща, прейдем служение наше Господеви, за люди Его умоляюща, – реша святыя инокини и послушницы, – и да воскликнем во отвержении нашем: отроцы благословите, священницы воспойте, людие, превозносите Христа во веки.

Богородичен: О Тебе возрадовашася, Благодатная, инокини и послушницы, обители Александро-Невския иже во Акатове лишенные, но Тобою не оставленныя и хранимыя, от них Екатерину, Анастасию и Александру избранных венцем преподобномучениц увенчала еси, всегда хваливших, благословлявших и поклонявшихся Господеви, и ныне поющих и присно превозносящих Его во веки веков.

Ин.

От юности твоея в дому Божииизволил еси приметатисямучениче Андрее Воздвиженский, чтением церковным яко хлебом насыщаяся и пением божественных служб яко вином наслаждаяся. Хором церковным умело руководствуя, своея жизни поприще десною стезею шествовал еси, от трудов крестьянских питаяся и Бога благодаря в простоте сердца. Ненавистниками всякия правды и тьмодержителями века сего осужденный и безвинно убиенный, заповедь блаженства Евангельскаго исполнил еси.

Благолепию службы Божественней и благостоянию святаго храма Божия посвятил еси жизнь свою, наипаче стоянию в правде, блаженне мучениче Андрее. Вверженный же в пещь искушений смертных новаго Вавилона, вся до конца претерпел еси, дондеже удостоился орошения благодатию Духа во Царствии возлюбленнаго тобою Христа, Емуже пения небесныя с ангельскими вои присно воспеваеши.

Новомученицы святи, не всуе прешел путь тернисиый вашего служения землю Клинскую, но в ней ли, вне ли ея скончали славное свое течение, во веки память ваша здесь совершается и чадами церковными чтится и прославляется.

Богородичен: Богородице и Мати Живота! Призри на немощь нашу, и нищету духовную, и укрепи к правому хождению в заповедех Христовых спасительных, и отврати от лукаваго последования путей погибельных.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес: тем Тя Богородицу, ангелов и человек чиноначалия величают.

Святии края Клинскаго, новии мученицы Христовы, ни смерть, ни живот, ни ангели, ни ина кая тварь не разлучиша вы от любве Божия. Такожде ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина да не разлучат нас от любве вашея и заступничества пред Господем, вас бо присно величаем.

Ин мир ожидает нас, жительство уготованное избранным на небеси, идеже вы, святии новомученицы, в незаходимем свете пребываете. Умолите за ны Господа удостоитися части блаженнаго Царствия Его, да тамо ходатаев наших безмездных присно величаем.

Моления и молитвы многи на земли творили есте, богоноснии мученицы, во стяжание крепости душ ваших ко безбоязненному исповеданию веры Христовой. И ныне на небеси умолите Всемилостиваго Создателя всяческих, сподобити и нас доброты оныя душевныя и веры спасительныя сердечныя, да купно с вами присно Его величаем.

Богородичен: О, Преславная Мати, Богоневесто Владычице! Не отрини грешных молений наших, но предстательством святых мучеников края Клинскаго приими их милостивно и принеси Сыну Твоему и Богу во спасение наше, да Тя, Богородицу, мы, недостойнии, присно величаем.

Ин.

Вас, святи священномученицы, пастырие Клинстии, Петре, Алексие, Иоанне, Георгие, Алексие, Василие, Алексие, Сергие и Петре, ныне прославляем, воспоминая труды и страдания ваша, и молим вас,непрестанно молитеся о нас, чадех ваших, да пребудем в вере спасительней, да исполнимся надежды несумненныя, и да достигнем любви истинныя, и да сподобимся внити в вечное Царствие Христово.

Вас, святи преподобномученицы Серафиме и Гаврииле, купно со Акатовскими преподобномученицами Александрою, Анастасиею и Екатериною, ныне ублажаем, и тя, мучениче Христов Андрее, купно со онеми величаем радосто, и молимся вам: испросите нам от Господа дар истиннаго покаяния, смирения, терпения, Богу и ближним неленостнаго служния, чистоты и целомудрия, благодарнаго скорбей пренесения и всех добродетелей чистаго исполнения. Наипаче научите нас молитве внимательней и сердечней, да вашим стопам последуя, сподобимся десную часть спасаемых улучити.

Святи новомученицы Клинстии, ведомии и неведомии, прославлении и Промыслом Божиим доныне сокровеннии! Не отлучайтеся от нас, чад ваших, но яко имущии велие дерзновение ко Господу, умолите избавитися нам от безумнаго служения пагубным страстем, исправити стопы наша к хождению во спасительных заповедях Евангельских, и помиловати нас, недостойных рабов Его.

Богородичен: О, Воеводо Возбранная! О, Сладчайшая Мати и всея вселенныя упование! Услыши моление наше, от недостойных уст Тебе приносимое, и умоли Сына Твоего, непостижимом Советом Божиим воплотившагося от Тебе нашего ради спасения, да Ему Единому ведомыми путями приведет нас к покаянному исправлению жизни нашея и спасет души наша, молитвами святых новомучеников Клинских и Твоим всесильным предстательством.

Светилен, глас 8:

Светолития Божественнаго таинницы, сосуды избраннии благодати, соборную вашу память ныне празднующе, молимся усердно о еже просветитися сердцам нашим светом познания Божия – сия бо есть жизнь вечная, страдании вашими улученная.

На хвалитех стихиры, праздника – 3 , и новомученикам – 3, гл. 8,

подобен «О преславнаго чудесе»:

О преславнаго чудесе! / Новомученицы Клинстии / песнопеньми всехвальными / прославляют днесь Отца Небеснаго / и молят Вседержителя / о земном отечестве своем, / во еже утвердити в нем Церковь Православную, / разширити ю, умножити, умирити, / и непреобориму адовы враты сохранити / до скончания века, // и помиловати души наша.

О преславнаго чудесе! / Собезначальное Слово Отчее, / Божий Сын Единородный, / днесь милостивно приемлет новомучеников Клинских молитву: / о, Иисусе Пречудный, / славословим Твое безмерное благоутробие, / пощади и помилуй град сей, / и люди Твоя в нем и окрест сущия, / приведи их к покаянию / и богоугодному жительству, // и души их спаси и помилуй.

О преславнаго чудесе! / Новомученицы Клинстии / молят Царя Небеснаго Утешителя, / везде сущаго и вся исполняющаго: / о вожделеннейший Душе Истины, / прииди к людем заблуждающим земли нашея, / и очисти их от всякия скверны, / благодатию Твоею просвети сердца их, / во еже знати Единаго Истиннаго Бога / и посланнаго Им Иисуса Христа, // и спаси, Блаже, души их.

Слава, гл. 6.

Да отверзется дверь небесная днесь, / во еже умно узрети преславное: / новомученицы Клинстии / прославляются вои небесными, / и предстояще престолу Владычню, / воздевают честныя своя руки, / умоляюще всеблагаго Господа, / освятити благостию Своею души наша // и помиловати нас.

И ныне, праздника.

НА ЛИТУРГИИ

Блаженна праздника на 4, и новомучеников, от втораго канона песнь 9, на 4.

Прокимен, Апостол, Аллилуарий, Евангелие, Причастен - дне и новомучеников (см. службу Собору новомучеников и исповедников Российских).

Молитвы

Тропарь собору новомучеников и исповедников Клинских

глас 4

Днесь светло красуется земля Клинская, / прославляющи новомученики и исповедники своя, / тии бо верою Христовою утвердившеся, / даже до крови за Христа пострадаша. / Сего ради победныя венцы прияли есте, / и ныне Пресвятей Троице предстояще молитеся: // умирити мир и спасти души наша.

Кондак собору новомучеников и исповедников Клинских

глас 3

Днесь ликуют новомученицы Клинстии, / в сретение Господеви исходяще, / подвиги своя яко елей благоухания, / приносяще Царю и Богу, / и Тому взывающе и вопиюще: // Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

показать все

Молитва собору новомучеников и исповедников Клинских

О святи новомученицы и исповедницы Клинстии, в годину лютых гонений за Христа пострадавши, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него получившии! Вы во дни искушения тяжкаго, пришедшаго на Церковь Российскую от безбожных и злых, верность и любовь ко Господу сохранили есте, поношения и прещения, заточения и оклеветания, хуления и посмеяния, беззаконное убиение безбоязненно прияли есте, вкупе же и безчестное и безвестное погребение претерпели есте, образ непостыднаго упования и стояния во истине мужественно явили есте. И ныне, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите, и присно хвалу и ходатайство со ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите. Сего ради мы, недостойнии, молим вас: не забудите места земнаго служения и подвига вашего, грехами братоненавидения и братоубийства, поруганием святынь безбожием и нашими беззаконии отягощеннаго. Умолите Господа сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в многомятежном мире сем, да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира, да приведет покаянием чада Своя заблудшия ко единению с Собою в Церкви Своей святой, да восплачем пред Господем, сотворшем нас, о безчисленных наших прегрешениях, да водворятся в душах наших мир, любовь и благоговение, да исполнятся уста наша непрестаннаго благодарения, хвалы и славословия Спасителю нашему. Да возродится во Отечестве нашем ревность о славе Божией и о всяком делании правды вашим святым предстательством, да сподобимся присно с вами прославляти Единаго во Святей Троице истиннаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Случайный тест