Библиотеке требуются волонтёры

Двери ада заперты изнутри

Андрей Дес­ниц­кий

Оглав­ле­ние


Почему хри­сти­ане гово­рят о спа­се­нии?

Для чего Хри­стос при­хо­дил на землю? Символ веры отве­чает пре­дельно четко: “Нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния”. Так в чем же состоит это спа­се­ние? Оно уже состо­я­лось или мы его еще только ожи­даем? И кого мы при­чис­ляем к “нам, чело­ве­кам” – все чело­ве­че­ство, своих еди­но­вер­цев или каких-то особых, святых людей?

Если спа­се­ние – то от чего?

Хри­сти­ане наста­и­вают на том, что спа­се­ние необ­хо­димо каж­дому чело­веку и что совер­ша­ется оно во Христе. Но когда раз­го­вор захо­дит о том, что же такое это самое спа­се­ние, и кто кон­кретно спасен, ответы могут быть раз­ными. Хотя все они будут осно­ваны на Библии! Так что же гово­рит Писа­ние о спа­се­нии? Разве оно не дает исчер­пы­ва­ю­щей инфор­ма­ции?

Библия сооб­щает чело­веку самое глав­ное, что ему надо знать. Но часто не пол­но­стью удо­вле­тво­ряет его любо­пыт­ство. Скажем, она гово­рит, что Хри­стос умер и вос­крес, но не уточ­няет – как именно. Совре­мен­ные врачи, читая опи­са­ние смерти Христа, пред­по­ла­гают, что при­чи­ной ее был разрыв сердца, но это всего лишь догадка; что каса­ется вос­кре­се­ния – это чудо, и точный его меха­низм неиз­ве­стен, да и не нужно нам, если разо­браться, знание этого меха­низма.

При­мерно так же обстоит дело и с самой важной темой Библии – спа­се­нием. Поэтому рас­смот­рим сна­чала про­стые вопросы – те, на кото­рые Библия дает одно­знач­ные ответы – и затем перей­дем к вещам спор­ным.

Каждый из нас знает, что любой чело­век несо­вер­ше­нен, у него полно недо­стат­ков, он совер­шает мно­же­ство ошибок. Но вместе с тем, в каждом есть нечто ценное, пре­крас­ное, уни­каль­ное. И, навер­ное, только Библия из всех духов­ных книг чело­ве­че­ства вос­при­ни­мает каждую грань этого пара­докса как нечто абсо­лют­ное, пре­дель­ное. С одной сто­роны, чело­век сотво­рен “по образу и подо­бию Божьему” (Быт.1:26). С другой сто­роны – “лукаво сердце чело­ве­че­ское более всего и крайне испор­чено” (Иер.17:9). Как же это полу­ча­ется?

Ответ очень прост – чело­век обла­дает сво­бо­дой воли и может выби­рать добро или зло. Бог не делает из чело­века послуш­ную Ему мари­о­нетку, Он пред­ла­гает сле­до­вать за Собой, но остав­ляет за чело­ве­ком право отка­зать и жить соб­ствен­ным умом: “Вот, я сего­дня пред­ло­жил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слу­шать запо­веди Гос­пода Бога твоего… то будешь жить и раз­мно­жишься, и бла­го­сло­вит тебя Гос­подь Бог твой на земле… если же отвра­тится сердце твое, и не будешь слу­шать, и заблу­дишь, и ста­нешь покло­няться иным богам и будешь слу­жить им, то я воз­ве­щаю вам сего­дня, что вы погиб­нете и не про­бу­дете долго на земле” (Втор.30:15-18). Соб­ственно, исто­рия Адама и Евы – именно о том, как люди по соб­ствен­ной воле отка­за­лись от обще­ния с Богом, раз­ру­шив дове­рие между Ним и собой.

На биб­лей­ском языке это назы­ва­ется “грех” и имеет самые серьез­ные послед­ствия. С одной сто­роны, чело­век ока­зы­ва­ется вино­ват перед Богом. С другой – вредит самому себе и окру­жа­ю­щим. Грех подо­бен нар­ко­тику: он не просто запре­щен зако­ном, его упо­треб­ле­ние меняет что-то в душе и теле самого чело­века и даже его детей. Тот, кто “сидел” на геро­ине, иногда может, путем тита­ни­че­ских усилий, выйти из нар­ко­ти­че­ской зави­си­мо­сти, но он уже нико­гда не будет таким, каким был до упо­треб­ле­ния нар­ко­тика. И окру­жа­ю­щие его – тоже.

Грех как пре­ступ­ле­ние и болезнь

Поэтому хри­сти­ане гово­рят не только о личных грехах против Бога и против ближ­него, кото­рые совер­шает каждый из нас, но и о пер­во­род­ном грехе, при­су­щем чело­ве­че­ству в целом. Это та самая неспо­соб­ность жить в соот­вет­ствии с соб­ствен­ными прин­ци­пами, кото­рую так часто нам при­хо­дится при­зна­вать: вот, хотел как лучше, а полу­чи­лось… Да, конечно, лично никто из нас не несет ответ­ствен­но­сти за выбор Адама и Евы, но мы насле­дуем их при­роду, иска­жен­ную грехом. И если почти сто лет назад наши предки устро­или рево­лю­цию и граж­дан­скую войну, мы можем не согла­шаться с их выбо­ром, но мы живем в усло­виях, сфор­ми­ро­ван­ных этим выбо­ром, и от этого никуда не деться. Вот так и первые люди решили когда-то жить без Бога, и мы по-преж­нему живем в мире, обу­слов­лен­ном их выбо­ром.

Спа­се­ние в хри­сти­ан­стве пони­ма­ется как осво­бож­де­ние от власти греха и смерти и вечная жизнь с Богом. Здесь можно задать вопрос: неужели Бог настолько обид­чив, что до сих пор не может про­стить пре­ступ­ле­ние Адама и Евы? Неужели Он не может просто даро­вать нам эту вечную жизнь, безо всяких усло­вий? Может, разу­ме­ется. Пред­став­ля­ете? Нас, такими, какие мы есть, всех скопом пус­кают в рай. Там не надо рабо­тать, никто не болеет и не уми­рает, люди живут вечно и обла­дают всем, чего только поже­лают. Но что это будет за веч­ность? Разве мы пере­ста­нем ссо­риться и оби­жать друг друга? Наобо­рот, у нас будут для этого совер­шенно неогра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти и неогра­ни­чен­ное коли­че­ство вре­мени. А ведь ника­кие болезни не срав­нятся с той болью, кото­рую посто­янно при­чи­няют друг другу люди; ника­кие сти­хий­ные бед­ствия – с ужа­сами войн и конц­ла­ге­рей. Вот такая нас ждет веч­ность, если ничто не поло­жит ей предел. И назы­ва­ется это – “ад”.

А чтобы войти в иную веч­ность, нам нужно достичь двух вещей: при­ми­риться с Богом и дру­гими людьми и пре­об­ра­зиться, чтобы сле­до­ва­ние добру было для нас радо­стью. И для этого нам, навер­ное, нужно обре­сти неко­то­рую общую Истину, иначе нас ждут войны за малень­кие, част­ные правды, причем нам нужно научиться вопло­щать эту Истину в своей жизни, а не только абстрактно рас­суж­дать о ней. Вот это все и входит в поня­тие “спа­се­ние”.

Как опи­сать спа­се­ние?

Именно поэтому хри­сти­ан­ство ука­зы­вает на Христа как на един­ствен­ный Источ­ник спа­се­ния. Он был не просто оче­ред­ным про­по­вед­ни­ком Истины (таких было немало), он был вопло­щен­ной Исти­ной, Богом и Чело­ве­ком, Кото­рый умер на кресте за наши грехи и вос­крес, побе­див тем самым смерть. Его жертва (смысл этого поня­тия мы раз­би­рали в про­шлом номере жур­нала) при­ми­рила людей с Богом и открыла им воз­мож­ность пре­об­ра­же­ния. Конечно, нрав­ственно совер­шен­ство­ваться и упраж­няться в доб­ро­де­тели можно и без Христа, такой путь знают прак­ти­че­ски все рели­гии мира, но поня­тия о совер­шен­стве у каж­дого свои. К при­меру, трое чело­век совер­шают подвиги в одной и той же стране, Индии: йог уходит в лес и неде­лями меди­ти­рует там в неудоб­ной позе почти без пищи; Ганди обхо­дит города и при­зы­вает к народ­ному един­ству и нена­силь­ствен­ному сопро­тив­ле­нию коло­ни­за­то­рам; а мать Тереза орга­ни­зует приюты для бро­шен­ных мла­ден­цев и тех, кто уми­рает на улицах. Это вели­кие, но очень разные подвиги – где же встре­титься этим людям?

Хри­стос и есть та самая точка встречи для веру­ю­щих в Него, среди кото­рых тоже встре­ча­ются и аскеты-затвор­ники, и обще­ствен­ные дея­тели, и бла­го­тво­ри­тели – да кто угодно. Но свои поступки они стре­мятся напра­вить на то, чтобы рас­крыть образ Божий в себе и в ближ­нем, упо­до­биться Христу. Каждый, кто верует в Него, идет своей доро­гой, но направ­лены все дороги к одному Центру, и потому они сбли­жа­ются.

Спа­се­ние неиз­бежно при­хо­дится опи­сы­вать в обра­зах и мета­фо­рах. Влюб­лен­ные, опи­сы­вая свои чув­ства, тоже гово­рят о звез­дах и цветах, а не об эндор­фи­нах и прочих объ­ек­тив­ных явле­ниях. Так и со спа­се­нием: Библия много гово­рит о нем, но не рас­кры­вает меха­низма. Поэтому у бого­сло­вов после­ду­ю­щих времен неиз­менно появ­ля­лось жела­ние уточ­нить: как именно совер­ша­ется спа­се­ние.

Одни делали упор на нака­за­нии за наши грехи, кото­рое доб­ро­вольно принял на Себя Хри­стос и тем самым изба­вил нас от вины; другие – на том обсто­я­тель­стве, что Он принял на Себя нашу чело­ве­че­скую при­роду и тем самым поз­во­лил нам при­бли­зиться к при­роде боже­ствен­ной. Эти два объ­яс­не­ния иногда еще назы­вают “юри­ди­че­ской” и “орга­ни­че­ской” тео­ри­ями спа­се­ния. На самом деле они опи­сы­вают две сто­роны одного и того же явле­ния, и до тех пор, пока ни одна из них не абсо­лю­ти­зи­ру­ется, они обе правы. В самом деле, чтобы при­ми­риться с Богом и ближ­ним, нам сна­чала нужно полу­чить про­ще­ние, а затем пре­об­ра­зиться.

Билет забро­ни­ро­ван?

Но гораздо важнее для нас другой вопрос – а кто, соб­ственно, был спасен? И на него Библия дает, на первый взгляд, разные ответы. Неко­то­рые выра­же­ния звучат так, что Хри­стос по воле Божьей спас все чело­ве­че­ство. Напри­мер: “…это хорошо и угодно Спа­си­телю нашему Богу, Кото­рый хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины. Ибо един Бог, един и посред­ник между Богом и чело­ве­ками, чело­век Хри­стос Иисус, пре­дав­ший Себя для искуп­ле­ния всех” (1Тим. 2:3-6). Или: “Не медлит Гос­подь испол­не­нием обе­то­ва­ния, как неко­то­рые почи­тают то мед­ле­нием; но дол­го­тер­пит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к пока­я­нию” (2Пет. 3:9).

Но есть и другие цитаты, из кото­рых можно заклю­чить, что Хри­стос спас лишь неко­то­рых, тех, кто изна­чально был пред­на­зна­чен ко спа­се­нию, тогда как всех осталь­ных людей ждет вечная гибель. Напри­мер: “Языч­ники, слыша это, радо­ва­лись и про­слав­ляли слово Гос­подне, и уве­ро­вали все, кото­рые были пред­устав­лены к вечной жизни” (Деян.13:48). Или: “…поми­ло­ва­ние зави­сит не от жела­ю­щего и не от под­ви­за­ю­ще­гося, но от Бога милу­ю­щего… кого хочет, милует; а кого хочет, оже­сто­чает. Ты ска­жешь мне: “За что же еще обви­няет? Ибо кто про­ти­во­ста­нет воле Его?” А ты кто, чело­век, что спо­ришь с Богом? Изде­лие скажет ли сде­лав­шему его: “Зачем ты меня так сделал?” Не вла­стен ли гор­шеч­ник над глиною, чтобы из той же смеси сде­лать один сосуд для почет­ного упо­треб­ле­ния, а другой для низ­кого?” (Рим.9:16-21).

Такое изби­ра­тель­ное пони­ма­ние спа­се­ния, дей­стви­тельно, харак­терно для неко­то­рых хри­сти­ан­ских кон­фес­сий. Наи­бо­лее после­до­ва­тельно оно изла­га­ется в учении Каль­вина: Бог сам выбрал тех, кого Он спасет, осталь­ные погиб­нут; такова Его воля, и вопросы здесь неуместны. Но пра­во­сла­вию это мнение чуждо, потому что так ума­ля­ется или вовсе отри­ца­ется сво­бода чело­ве­че­ской воли. Если Бог изна­чально решил, что Иван и Мария спа­сутся, а Петр и Татьяна нет, то, соб­ственно, они ничем не отли­ча­ются от под­опыт­ных кро­ли­ков, одних из кото­рых заре­жут, а других оста­вят жить, никого ни о чем не спра­ши­вая. Это плохо вяжется с тем, что мы узнаем о Гос­поде из Писа­ния и Пре­да­ния Церкви. Напри­мер, в Вели­кую Суб­боту (перед Пасхой) Цер­ковь поет: “На землю сшел еси, Гос­поди, да спа­сеши Адама, и на земли не обре­тох сего, Вла­дыко, даже до ада сниз­шел еси ищай”, – то есть, желая спасти Адама, Гос­подь, не найдя его на земле, спу­стился в ад. Можно ли пове­рить, что при этом Он хлад­но­кровно отпра­вил в этот самый ад поло­вину (если не боль­шин­ство) чело­ве­че­ства, не оста­вив им малей­шего шанса?

Нет. По-види­мому, даже там, где Писа­ние гово­рит об избран­ни­че­стве, речь не идет о “закры­тых спис­ках”. В число избран­ных может войти каждый чело­век, неслу­чайно на пир из еван­гель­ской притчи при­гла­сили всех. Просто не все при­няли при­гла­ше­ние. А неко­то­рые из тех, кто принял, не отнес­лись к нему серьезно и даже не потру­ди­лись пере­одеться во что-то при­лич­ное. И те, и другие сами лишили себя при­гла­ше­ния.

Итак, мы уже спа­сены Хри­стом. Каждый из нас. Но нам еще пред­стоит при­нять это спа­се­ние. Можно ска­зать, что билет на поезд в Цар­ствие Небес­ное каж­дому из нас забро­ни­ро­ван. Но надо собраться в дорогу, не поле­ниться прийти на вокзал, полу­чить билет в кассе, найти свой вагон, суметь не отстать от поезда… Те, кому дей­стви­тельно нужно ехать, навер­няка поза­бо­тятся обо всем зара­нее, придут задолго до отправ­ле­ния. А те, кто застря­нет за круж­кой пива в стан­ци­он­ном буфете – значит, не очень-то и хотели. Силком туда никого не пота­щат.

Апо­стол Павел гово­рит об этом такими сло­вами: “Со стра­хом и тре­пе­том совер­шайте свое спа­се­ние, потому что Бог про­из­во­дит в вас и хоте­ние и дей­ствие по Своему бла­го­во­ле­нию” (Флп.2:12-13); “ибо бла­го­да­тью вы спа­сены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хва­лился. Ибо мы – Его тво­ре­ние, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, кото­рые Бог пред­на­зна­чил нам испол­нять” (Еф.2:8-10). Все эти добрые дела очень важны, они есть про­яв­ле­ние нашей веры на прак­тике, “вера без дел мертва” (Иак.2:17), но спа­сают нас ни в коем случае не они (да и откуда нам их столько взять?), а Гос­подь. Даже сами эти добрые дела, даже одно жела­ние их тво­рить – и те от Гос­пода. Согла­сие с этим жела­нием, испол­не­ние его есть наш ответ на Его дар, наша бла­го­дар­ность, наше при­ня­тие этого дара. Сви­де­тель­ство нашей веры.

Отсюда сле­дует один очень важный вывод. На вопрос “спасен ли я?” веру­ю­щий может отве­тить “уже да, но еще не до конца”. То есть Хри­стос уже сделал все, что было нужно для моего спа­се­ния, я могу быть уверен в Нем. Но я не могу быть уверен в себе, каждый день моей жизни – это мно­же­ство шагов: либо к Нему, либо прочь от Него. Я могу только наде­яться, что итогом моей жизни будет окон­ча­тель­ное соеди­не­ние с Ним, но я не могу, как делают неко­то­рые не в меру рети­вые про­те­стант­ские про­по­вед­ники, утвер­ждать, что теперь спа­се­ние “лежит у меня в кар­мане”, и я раздаю его, кому поже­лаю.

А как же осталь­ные?

Но если спа­се­ние совер­ша­ется только Хри­стом и при­ни­ма­ется нами через веру, то что же – все, кто не были хри­сти­а­нами (да еще в пра­виль­ной церкви, доба­вят неко­то­рые), обре­чены, и у них нет ни малей­шего шанса? Хорошо ли будет пра­вед­ни­кам смот­реть с небес, как муча­ются в аду их родные и близ­кие? А как же те, кто вообще нико­гда не слышал о Христе? Такой вопрос нередко можно услы­шать.

Во-первых и в глав­ных: спа­се­ние – это таин­ство, его совер­шает Гос­подь, и нам просто не дано знать, кто и как будет спасен. Библия обра­ща­ется к нам самим, объ­яс­няя, как мы можем его достиг­нуть, но нигде не гово­рит, что больше его не достиг­нет никто. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции есть заме­ча­тель­ная икона “Соше­ствие во ад”. Она изоб­ра­жает Христа, сошед­шего между смер­тью и вос­кре­се­нием в ад, чтобы выве­сти оттуда Адама с Евой и мно­же­ство других пер­со­на­жей Вет­хого Завета. Об этом гово­рится и в Библии: “Он и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал” (1Пет.3:19). Напря­мую это нигде не ска­зано, но можно пред­ста­вить себе, что эту про­по­ведь слы­шали не только те, кто умер к моменту крест­ной смерти, но и вообще все люди, не знав­шие Христа при жизни. Может быть, в их число входят и те, кто слышал слова о Христе, но не встре­тил в жизни ни одного под­лин­ного хри­сти­а­нина – а таких у нас довольно много. Но, еще раз повторю, мы ничего не знаем об этом досто­верно.

Но можно быть уве­рен­ным, что Гос­подь, сошед­ший на землю ради нашего спа­се­ния, не оста­вит без помощи людей, кото­рым просто не повезло с местом и вре­ме­нем рож­де­ния. А как это про­изой­дет, мы можем спо­койно оста­вить на Его усмот­ре­ние. Нам важно знать то, что каса­ется именно нас, и пом­нить о тех, кому именно мы должны успеть рас­ска­зать, а глав­ное – пока­зать Христа.

И все же нельзя забы­вать, что воз­мож­ность вечной гибели стоит перед каждым из нас, поскольку Бог ува­жает сво­боду воли. Заме­ча­тель­ная совре­мен­ная книга, напи­сан­ная на эту тему, – “Рас­тор­же­ние брака” К. С. Льюиса. Ее герою при­снился сон про оби­та­те­лей “пред­две­рия ада”. Они, если поже­лают, могут отпра­виться на экс­кур­сию в “пред­две­рие рая” и даже остаться там. Неко­то­рые из них дей­стви­тельно едут посмот­реть, там их радостно встре­чают те, кого они знали на земле. Их готовы при­нять, от них тре­бу­ется только одно – при­ми­риться, про­стить былые обиды и начать труд­ное вос­хож­де­ние от своего болез­нен­ного замкну­того “я” к сво­боде бого­по­зна­ния и бого­об­ще­ния. Но мало кто из них готов к такому пово­роту… Боль­шин­ство пред­по­чи­тает вер­нуться в свой ад, скро­ен­ный по их мерке, где каждый варится в соку соб­ствен­ных стра­стей и обид. “Двери ада, – пишет Льюис, – заперты изнутри”. И он суще­ствует, пока хотя бы один чело­век гово­рит Богу “нет”.

Поэтому самое важное для нас – чтобы сама наша жизнь гово­рила Ему “да”. А в осталь­ном можно поло­житься на Него, уж Он-то не под­ве­дет!

журнал «Фома»

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки