50 заметок о Святой Земле
12: Мария Магдалина
У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые твои.
Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.
Ноги я твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.
Будущее вижу так подробно,
Словно Ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.
Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.
Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.
Брошусь нá землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.
Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.
1949
Я очень люблю это стихотворение Бориса Пастернака, которое называется Магдалина. Единственное, что смущает: Пастернак отождествляет Магдалину с грешницей из Евангелия от Луки. С той, которая на пиру у Симона-фарисея облила ноги Христа слезами и помазала миром.
Это средневековые католические представления, которые Православная Церковь никогда не поддерживала. Впрочем, последние сто лет и католики от этого отказались.
Магдалина – не Евангельская грешница!.. Тогда – кто она?.. Об этом – сегодняшний очерк.
![E72A0192рр.jpg E72A0192рр.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14079-9f5fc3a1ca672483f02f7e7b6e8752a0.jpg)
Мария Магдалина у Императора Тиберия. Фреска в соборе монастыря св. равноап. Марии Магдалины в Иерусалиме.
...Кроме всего прочего замечательного, что я вижу в стихотворении Пастернака, мне кажется особо ценным, что стихотворение насквозь целомудренно.
О Магдалине сложено стихов больше, чем о ком бы то ни было из Апостолов. Людей привлекает и будоражит тема: молодой, прекрасный Иисус и женщина, которая сопровождает Его на всех путях Его жизни. Стоит у Креста, хоронит, первая приходит ко гробу, потом становится свидетельницей о Иисусе до края земли.
И все время в размышления о странной дружбе Иисуса с Магдалиной вплетаются какие-то искусительные мысли.
Надо сказать, что подобные мысли диагностируют нечистоту наших душ. Причем, под словами наших я имею в виду не наше поколение, а род человеческий. Потому что еще во 2-м веке существовали апокрифы (например, «Евангелие от Марии»), в которых в отношении Иисуса и Магдалины делались различные романтические намеки.
Но это абсолютно надуманные вещи. Евангелие лаконично и очень сдержанно повествует о Магдалине. Все остальное – от нашей фантазии. Чтобы не быть голословным, выпишу те Евангельские места, где говорится о Марии Магдалине:
Женщины в числе учеников Иисуса:
После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим (Лк. 8: 1-3);
Женщины у Креста:
Были и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим (Мк. 15: 40-41);
Женщины смотрят, как погребают Иисуса, и запоминают место:
Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба (Мф. 27: 57-61);
Женщины приходят ко Гробу и видят, что он пуст:
Магдалина была в числе других женщин: По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу (Мк. 16: 1-2).
Мария встречает Воскресшего Иисуса:
Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, [что] видела Господа и [что] Он это сказал ей (Ин. 20: 11-18)
Видим ли мы какие-то намеки на особые отношения Иисуса с Марией Магдалиной? Положа руку на сердце – нет. Мария – просто одна из учениц Христа. Нигде, кроме одного-единственного рассказа, Магдалина не упоминается одна, а всегда в обществе других учениц Христовых.
К слову, это было революцией, так как иудейские учителя никогда не брали женщин в круг своих учеников. Иисус размыкает свой круг для женщин. Слова Апостола Павла: Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3: 27-28) – не нововведение Апостола Павла, а следование пути Христа. Это Он впервые стал так поступать, призывая женщин в число Своих учеников. Можно предположить, что в стиле Иисуса было бы включить женщин и в круг Двенадцати Апостолов, однако современники Христа, мягко говоря, не поняли бы этого.
Еще раз задумайтесь: в то время, когда место женщины было четко указано и очерчено, Иисус Христос допускает следовать за собой и учиться у Него женщин. Евангелие от Луки донесло до нас прекрасный эпизод, который характеризует отношение Иисуса к этому вопросу:
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10: 39-42).
Мы все так хорошо знаем этот отрывок (он читается за Литургией во все Богородичные праздники), что от нас зачастую ускользает его смысл. А для современников Христа смысл был революционный! Слушать Христа и учиться у Него лучше нежели заниматься своими прямыми, в представлениях того времени, женскими обязанностями!
Итак, что мы можем знать об этой известной и чтимой Древней Церковью женщине? То, что она – уроженка Магдалы, города, название которого переводится как Башня (есть варианты перевода, например Сторожевая башня, Рыбная башня и проч.).
То, что она преданнейшая ученица Иисуса Христа. Она сопровождала Христа и училась от Него.
Знаем то, что Магдалина первая сподобилась быть свидетельницей Его Воскресения!
Возможно, она была в Иерусалиме вместе с Апостолами, когда в день Пятидесятницы на них сошел Святой Дух. После Вознесения Иисуса она была очень известна в Церкви и пользовалась уважением. То, что про Магдалину сообщают все предания о Христе, которые потом вошли в Евангелия и что Евангельские предания очень позитивно оценивают Магдалину, позволяет предположить, что и в последующее после Воскресения Христова время она занимала в жизни Церкви активную роль. Вероятно, она занималась миссионерством.
Но так же предания, с уважением подчеркивающие ученичество Магдалины, сообщают одну достаточно личную подробность ее биографии. Она стала ученицей Христовой благодаря тому, что пережила личный опыт чуда: из нее Иисус изгнал семь бесов.
Что это были за бесы, вернее, каково было их действие на Марию Магдалину? Сказать определенно мы это не можем. Во времена Христа бесовскому воздействию приписывались и телесные недуги, и душевные. Может быть, Магдалина была просто физически больной и Иисус ее поднял в прямом смысле со одра болезни. А может быть, у нее были проблемы с психикой.
Некоторые святые отцы предполагали, что Мария была грешницей и Иисус, изгнав бесов, исцелил ее от страстей. Но это вряд ли, так как иудеи одержимость отличали от сознательного греха. Одержимость – это болезнь, бесовская атака; человек тут не виноват – он бессознательная жертва. А вот грех – это сознательное деяние. Мы привыкли к святоотеческому учению, что грешник сам открывает канал своей души для проникновения в нее бесов. Это верно, но не было известно в Евангельскую эпоху. Открытие и обоснование этого духовного закона – заслуга христианского богословия эпохи аскетов-подвижникв (4–5-го веков).
Поэтому в отношении Марии Магдалины корректно говорить о каких-то телесных или душевных ее проблемах, но не о греховности.
Вот, собственно, и все, что достоверно известно о Марии Магдалине. В последующие века появилось много легенд, доказать или опровергнуть которые не представляется возможным… В любом случае, перед нами – не влюбленная в Иисуса страстная женщина, а глубоко уверовавшая и преданная ученица. Та, которая служила делу Христову еще многие годы после того, как Иисус ушел к Отцу Небесному.
…
Сегодня мы с вами побываем на родине Марии Магдалины. В это сложно поверить, но это правда: древний город Магдала был погребен в земле. В 2006, 2008 и 2009-м годах католики приобрели 4 больших участка территории и сразу приступили к раскопкам. Сегодня, менее десяти лет спустя, перед нами – раскопанные кварталы и остатки домов времен Христа, самый центр древнего города. Может такое быть, что один из раскопанных домов принадлежал Марии Магдалине? Очень даже может!
![21...0.JPG 21...0.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14062-615f218458a60970d25fed31684173ec.jpg)
Вид на окрестности Галилейского озера. Очерченный красным кругом район – место древней Магдалы. Сегодня этот район раскапывают. (Снимок с горы Арбель.)
![21...1..а.jpg 21...1..а.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14063-a95fb01b220d0ac7770a3d1f68da81a3.jpg)
Мы в самой Магдале. Перед нами – горы. Этот пейзаж, несомненно, видела и Мария Магдалина. Неэстетичный синий павильон – накрытое пленкой место археологических раскопок.
![21...2.JPG 21...2.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14064-3175eb5672895876eb206eb74c1a5ebb.jpg)
Мы в вестибюле католического храма.
![21...3ааа.jpg 21...3ааа.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14065-122271ea4a09e7391121d4e06bad4e95.jpg)
Здесь четыре маленьких алтаря и один большой. Перед нами – один из маленьких алтарей. Престол, а за ним мозаика: воскрешение дочери Иаира. Это воскрешение произошло в Капернауме, который находится от Магдалы на расстоянии нескольких километров.
По-моему, мозаики этих крошечных алтарей замечательны! Кроме всего прочего, они точно изображают нам быт людей времен Христа.
![21...4.JPG 21...4.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14066-2b8bfb5c2e817b1b2530806cf464f1a5.jpg)
Чуть крупнее – фрагмент предыдущей фрески. В галилейских деревнях возле многих домов археологи находят каменные прудики-корытца. В них держали живой пойманную галилейскими рыбаками рыбу. Таким образом, рыба оставалась свежей и ее можно было постепенно продавать. Или, брать для собственных нужд.
Можно представить, что такие прудики были и у наших Апостолов-рыбаков.
![21...5а.jpg 21...5а.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14067-6d17687aadfbc04d060ab808463fdc4f.jpg)
Обратите внимание, как из Марии Магдалины вылетают семь бесов, изгнанных Христом.
![21...6а.jpg 21...6а.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14068-05808b2ca245719ed241335f648166c5.jpg)
...
![21...7а.jpg 21...7а.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14069-3c156bf4081941b939af63f06bc35625.jpg)
Удивительный храм с алтарем в виде лодки. Крест – парус.
![21...8аа.jpg 21...8аа.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14070-7749cf9acc86e2fbed49c4979bc6f4e1.jpg)
Наша группа сфотографировалась на память у такого удивительного алтаря. Пастырь (автор этих строк) взошел на место кормчего и воздел руки (тогда казалось, что это уместно, на фотографии оказалось глуповато
). Во время службы на этом месте стоит священник.
![21...10.JPG 21...10.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14071-6f4092218d289333e152ce8c911ad047.jpg)
Если спуститься из храма под землю, попадаешь в странное помещение: посередине стол, по кругу скамьи. На самом деле мы в раскопанной древней синагоге. В Магдале было несколько синагог. Одна большая и несколько маленьких. Сейчас мы в маленькой.
![21...11.JPG 21...11.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14072-1af24afdba0d009ed4320b077ed6ab50.jpg)
Можно посидеть на каменных скамьях, на которых сидела и Мария Магдалина.
![21...12.JPG 21...12.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14073-cf951c93b6440a0eb636642cb29e18c4.jpg)
Раскопанные кварталы жилых домов.
![21...13.JPG 21...13.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14074-4748863c477333de6a2e8071ae32b295.jpg)
Это самый центр города (поскольку рядом – главная городская синагога). Здесь самые богатые дома. Возможно, здесь жила св. Мария Магдалина. Из Евангелий мы знаем, что она служила Христу имением, то есть давала средства к существованию Христу и Его ученикам. Значит, Мария была совсем не бедной.
![21...18.JPG 21...18.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14075-dca7d507bb2b29671e260d7b8d1b5dfc.jpg)
Раскопанная синагога 1-го века.
![21...19а.jpg 21...19а.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14076-aa6c1fc4aabd473e600d60f4cec2658b.jpg)
Кому интересно, можно познакомиться с тем, как выглядела синагога и что найдено при раскопках.
![21...20.JPG 21...20.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14077-910128d25a004fcc0b5b871853421c36.jpg)
Элемент декора из синагоги с изображением меноры – ритуального семисвечника Иерусалимского Храма.
![21...30.JPG 21...30.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14078-4b480c56ae65f8b94790a9f043416fbe.jpg)
Вот такая мозаика найдена на полу большой синагоги.
12: Мария Магдалина
У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые твои.
Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.
Ноги я твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.
Будущее вижу так подробно,
Словно Ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.
Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.
Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.
Брошусь нá землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.
Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.
1949
Я очень люблю это стихотворение Бориса Пастернака, которое называется Магдалина. Единственное, что смущает: Пастернак отождествляет Магдалину с грешницей из Евангелия от Луки. С той, которая на пиру у Симона-фарисея облила ноги Христа слезами и помазала миром.
Это средневековые католические представления, которые Православная Церковь никогда не поддерживала. Впрочем, последние сто лет и католики от этого отказались.
Магдалина – не Евангельская грешница!.. Тогда – кто она?.. Об этом – сегодняшний очерк.
![E72A0192рр.jpg E72A0192рр.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14079-9f5fc3a1ca672483f02f7e7b6e8752a0.jpg)
Мария Магдалина у Императора Тиберия. Фреска в соборе монастыря св. равноап. Марии Магдалины в Иерусалиме.
...Кроме всего прочего замечательного, что я вижу в стихотворении Пастернака, мне кажется особо ценным, что стихотворение насквозь целомудренно.
О Магдалине сложено стихов больше, чем о ком бы то ни было из Апостолов. Людей привлекает и будоражит тема: молодой, прекрасный Иисус и женщина, которая сопровождает Его на всех путях Его жизни. Стоит у Креста, хоронит, первая приходит ко гробу, потом становится свидетельницей о Иисусе до края земли.
И все время в размышления о странной дружбе Иисуса с Магдалиной вплетаются какие-то искусительные мысли.
Надо сказать, что подобные мысли диагностируют нечистоту наших душ. Причем, под словами наших я имею в виду не наше поколение, а род человеческий. Потому что еще во 2-м веке существовали апокрифы (например, «Евангелие от Марии»), в которых в отношении Иисуса и Магдалины делались различные романтические намеки.
Но это абсолютно надуманные вещи. Евангелие лаконично и очень сдержанно повествует о Магдалине. Все остальное – от нашей фантазии. Чтобы не быть голословным, выпишу те Евангельские места, где говорится о Марии Магдалине:
Женщины в числе учеников Иисуса:
После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим (Лк. 8: 1-3);
Женщины у Креста:
Были и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим (Мк. 15: 40-41);
Женщины смотрят, как погребают Иисуса, и запоминают место:
Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба (Мф. 27: 57-61);
Женщины приходят ко Гробу и видят, что он пуст:
Магдалина была в числе других женщин: По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу (Мк. 16: 1-2).
Мария встречает Воскресшего Иисуса:
Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, [что] видела Господа и [что] Он это сказал ей (Ин. 20: 11-18)
Видим ли мы какие-то намеки на особые отношения Иисуса с Марией Магдалиной? Положа руку на сердце – нет. Мария – просто одна из учениц Христа. Нигде, кроме одного-единственного рассказа, Магдалина не упоминается одна, а всегда в обществе других учениц Христовых.
К слову, это было революцией, так как иудейские учителя никогда не брали женщин в круг своих учеников. Иисус размыкает свой круг для женщин. Слова Апостола Павла: Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3: 27-28) – не нововведение Апостола Павла, а следование пути Христа. Это Он впервые стал так поступать, призывая женщин в число Своих учеников. Можно предположить, что в стиле Иисуса было бы включить женщин и в круг Двенадцати Апостолов, однако современники Христа, мягко говоря, не поняли бы этого.
Еще раз задумайтесь: в то время, когда место женщины было четко указано и очерчено, Иисус Христос допускает следовать за собой и учиться у Него женщин. Евангелие от Луки донесло до нас прекрасный эпизод, который характеризует отношение Иисуса к этому вопросу:
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10: 39-42).
Мы все так хорошо знаем этот отрывок (он читается за Литургией во все Богородичные праздники), что от нас зачастую ускользает его смысл. А для современников Христа смысл был революционный! Слушать Христа и учиться у Него лучше нежели заниматься своими прямыми, в представлениях того времени, женскими обязанностями!
Итак, что мы можем знать об этой известной и чтимой Древней Церковью женщине? То, что она – уроженка Магдалы, города, название которого переводится как Башня (есть варианты перевода, например Сторожевая башня, Рыбная башня и проч.).
То, что она преданнейшая ученица Иисуса Христа. Она сопровождала Христа и училась от Него.
Знаем то, что Магдалина первая сподобилась быть свидетельницей Его Воскресения!
Возможно, она была в Иерусалиме вместе с Апостолами, когда в день Пятидесятницы на них сошел Святой Дух. После Вознесения Иисуса она была очень известна в Церкви и пользовалась уважением. То, что про Магдалину сообщают все предания о Христе, которые потом вошли в Евангелия и что Евангельские предания очень позитивно оценивают Магдалину, позволяет предположить, что и в последующее после Воскресения Христова время она занимала в жизни Церкви активную роль. Вероятно, она занималась миссионерством.
Но так же предания, с уважением подчеркивающие ученичество Магдалины, сообщают одну достаточно личную подробность ее биографии. Она стала ученицей Христовой благодаря тому, что пережила личный опыт чуда: из нее Иисус изгнал семь бесов.
Что это были за бесы, вернее, каково было их действие на Марию Магдалину? Сказать определенно мы это не можем. Во времена Христа бесовскому воздействию приписывались и телесные недуги, и душевные. Может быть, Магдалина была просто физически больной и Иисус ее поднял в прямом смысле со одра болезни. А может быть, у нее были проблемы с психикой.
Некоторые святые отцы предполагали, что Мария была грешницей и Иисус, изгнав бесов, исцелил ее от страстей. Но это вряд ли, так как иудеи одержимость отличали от сознательного греха. Одержимость – это болезнь, бесовская атака; человек тут не виноват – он бессознательная жертва. А вот грех – это сознательное деяние. Мы привыкли к святоотеческому учению, что грешник сам открывает канал своей души для проникновения в нее бесов. Это верно, но не было известно в Евангельскую эпоху. Открытие и обоснование этого духовного закона – заслуга христианского богословия эпохи аскетов-подвижникв (4–5-го веков).
Поэтому в отношении Марии Магдалины корректно говорить о каких-то телесных или душевных ее проблемах, но не о греховности.
Вот, собственно, и все, что достоверно известно о Марии Магдалине. В последующие века появилось много легенд, доказать или опровергнуть которые не представляется возможным… В любом случае, перед нами – не влюбленная в Иисуса страстная женщина, а глубоко уверовавшая и преданная ученица. Та, которая служила делу Христову еще многие годы после того, как Иисус ушел к Отцу Небесному.
…
Сегодня мы с вами побываем на родине Марии Магдалины. В это сложно поверить, но это правда: древний город Магдала был погребен в земле. В 2006, 2008 и 2009-м годах католики приобрели 4 больших участка территории и сразу приступили к раскопкам. Сегодня, менее десяти лет спустя, перед нами – раскопанные кварталы и остатки домов времен Христа, самый центр древнего города. Может такое быть, что один из раскопанных домов принадлежал Марии Магдалине? Очень даже может!
![21...0.JPG 21...0.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14062-615f218458a60970d25fed31684173ec.jpg)
Вид на окрестности Галилейского озера. Очерченный красным кругом район – место древней Магдалы. Сегодня этот район раскапывают. (Снимок с горы Арбель.)
![21...1..а.jpg 21...1..а.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14063-a95fb01b220d0ac7770a3d1f68da81a3.jpg)
Мы в самой Магдале. Перед нами – горы. Этот пейзаж, несомненно, видела и Мария Магдалина. Неэстетичный синий павильон – накрытое пленкой место археологических раскопок.
![21...2.JPG 21...2.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14064-3175eb5672895876eb206eb74c1a5ebb.jpg)
Мы в вестибюле католического храма.
![21...3ааа.jpg 21...3ааа.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14065-122271ea4a09e7391121d4e06bad4e95.jpg)
Здесь четыре маленьких алтаря и один большой. Перед нами – один из маленьких алтарей. Престол, а за ним мозаика: воскрешение дочери Иаира. Это воскрешение произошло в Капернауме, который находится от Магдалы на расстоянии нескольких километров.
По-моему, мозаики этих крошечных алтарей замечательны! Кроме всего прочего, они точно изображают нам быт людей времен Христа.
![21...4.JPG 21...4.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14066-2b8bfb5c2e817b1b2530806cf464f1a5.jpg)
Чуть крупнее – фрагмент предыдущей фрески. В галилейских деревнях возле многих домов археологи находят каменные прудики-корытца. В них держали живой пойманную галилейскими рыбаками рыбу. Таким образом, рыба оставалась свежей и ее можно было постепенно продавать. Или, брать для собственных нужд.
Можно представить, что такие прудики были и у наших Апостолов-рыбаков.
![21...5а.jpg 21...5а.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14067-6d17687aadfbc04d060ab808463fdc4f.jpg)
Обратите внимание, как из Марии Магдалины вылетают семь бесов, изгнанных Христом.
![21...6а.jpg 21...6а.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14068-05808b2ca245719ed241335f648166c5.jpg)
...
![21...7а.jpg 21...7а.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14069-3c156bf4081941b939af63f06bc35625.jpg)
Удивительный храм с алтарем в виде лодки. Крест – парус.
![21...8аа.jpg 21...8аа.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14070-7749cf9acc86e2fbed49c4979bc6f4e1.jpg)
Наша группа сфотографировалась на память у такого удивительного алтаря. Пастырь (автор этих строк) взошел на место кормчего и воздел руки (тогда казалось, что это уместно, на фотографии оказалось глуповато
![21...10.JPG 21...10.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14071-6f4092218d289333e152ce8c911ad047.jpg)
Если спуститься из храма под землю, попадаешь в странное помещение: посередине стол, по кругу скамьи. На самом деле мы в раскопанной древней синагоге. В Магдале было несколько синагог. Одна большая и несколько маленьких. Сейчас мы в маленькой.
![21...11.JPG 21...11.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14072-1af24afdba0d009ed4320b077ed6ab50.jpg)
Можно посидеть на каменных скамьях, на которых сидела и Мария Магдалина.
![21...12.JPG 21...12.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14073-cf951c93b6440a0eb636642cb29e18c4.jpg)
Раскопанные кварталы жилых домов.
![21...13.JPG 21...13.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14074-4748863c477333de6a2e8071ae32b295.jpg)
Это самый центр города (поскольку рядом – главная городская синагога). Здесь самые богатые дома. Возможно, здесь жила св. Мария Магдалина. Из Евангелий мы знаем, что она служила Христу имением, то есть давала средства к существованию Христу и Его ученикам. Значит, Мария была совсем не бедной.
![21...18.JPG 21...18.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14075-dca7d507bb2b29671e260d7b8d1b5dfc.jpg)
Раскопанная синагога 1-го века.
![21...19а.jpg 21...19а.jpg](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14076-aa6c1fc4aabd473e600d60f4cec2658b.jpg)
Кому интересно, можно познакомиться с тем, как выглядела синагога и что найдено при раскопках.
![21...20.JPG 21...20.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14077-910128d25a004fcc0b5b871853421c36.jpg)
Элемент декора из синагоги с изображением меноры – ритуального семисвечника Иерусалимского Храма.
![21...30.JPG 21...30.JPG](https://azbyka.ru/forum/data/attachments/14/14078-4b480c56ae65f8b94790a9f043416fbe.jpg)
Вот такая мозаика найдена на полу большой синагоги.