- Индия для индуистов
- «Догматизм и нетерпимость» православного христианства
- Индуизм полностью свободен от догматов
- Ведет ли адогматизм к миру?
- Контрольная группа
Индия для индуистов
Как сообщает «Индия Сегодня», «Генеральный секретарь радикальной организации Vishwa Hindu Mahasangh (Bharat) Тулика Шарма вызвала волну возмущения своим заявлением на религиозной церемонии в городе Морадабад, штат Уттар-Прадеш. Организация позиционирует себя как движение, добивающееся превращения Индии в Хинду-Раштру – “страну только для индуистов”.
“Мы хотим, чтобы правительство дало нам пять минут – пять минут разрешения делать всё, что нужно. Каждая матри-шакти (женщина) возьмётся за сто из них (не-индуистов)”.
Она добавила: “Мы учимся пользоваться оружием. Я сама учусь фехтованию на мечах…”»
Почему на это сообщение из далекой Индии стоит обращать внимание? Мало ли где какие бывают буйные экстремисты? Потому что оно еще раз подчеркивает одну популярную иллюзию, которой многие люди придерживаются здесь, в России.
«Догматизм и нетерпимость» православного христианства
«Христианство догматично и поэтому нетерпимо» – это тезис, который в наши дни люди подхватывают буквально из воздуха. «Догматизм-нетерпимость» – это произносится на одном дыхании.
В самом деле, Церковь настаивает на ясных вероучительных определениях, возводит высокие стены. Если вы верите в то, что Иисус – это просто один из «великих учителей человечества», вам скажут, что вы находитесь вне Церкви, а чтобы быть ее чадом, вам необходимо верить и исповедовать, что Иисус есть совершенный Бог и совершенный человек. И если, например, вы верите в реинкарнацию, вас тоже не допустят к Таинствам – по крайней мере, пока вы не согласитесь решительно пересмотреть ваши взгляды на посмертие и признать Воскресение мертвых, о котором говорится в Символе веры.
И пока вы этого не сделаете, обетования вечного спасения, которое Церковь возвещает своим верным чадам, вам не принадлежат.
Даже те, кто верят в Бога и Христа, но не так, как Церковь, получают неприятно звучащее наименование «еретики».
Не случайно – говорят критики христианства – история христианского мира полна таких страшных кровопролитий. Костры инквизиции! Крестовые походы! А в России – гонения на старообрядцев, погромы и еще куча безобразий. А все из-за догматизма!
Это же ясно как день: если вы верите, что для того, чтобы избегнуть ада и попасть в рай, человек должен строго придерживаться определенных догматов, вы постараетесь вбить в людей эти догматы кнутами и кострами – для их же вечного блага. А еретики с их ложной проповедью будут в ваших глазах убийцами душ, которых вполне естественно сжечь на базарной площади, чтобы другим неповадно было.
Правда, в ХХ веке, когда христианство сильно сдало свои позиции, с нетерпимостью и принуждением к «единственно верной позиции» стало еще хуже. Тоталитарные идеологии, которые относились к Церкви откровенно враждебно, воспроизводили худшие черты религиозных притеснений – но в еще больших масштабах.
Однако критики христианства видят тут все тот же «догматизм» – хотя «великие диктаторы» ХХ века не были христианами, они выросли в христианской культуре и впитали ее «догматизм и нетерпимость».
Индуизм полностью свободен от догматов
На этом мрачном фоне люди находят глоток свободы в адогматичных восточных религиях – и особенно в индуизме.
Индуизм действительно нельзя упрекнуть в догматизме. У него нет обязательного символа веры. Он удаляется от религиозного эксклюзивизма (веры в то, что существует только одна истинная вера) настолько далеко, насколько это вообще возможно.
Как пишет известный индуистский автор Свами Шивананда: «Индуизм, в отличие от других религий, не утверждает догматически, что окончательное освобождение возможно только с помощью его средств… Индуизм – это всего лишь средство достижения цели, и все средства, которые в конечном итоге приведут к цели, одинаково одобряются… Религиозное гостеприимство индуизма вошло в поговорку. Характер индуизма чрезвычайно всеобъемлющий и свободный. Это фундаментальная черта индуизма. Индуизм с уважением относится ко всем религиям. Он не уничижает никакую другую религию. Он принимает и чтит истину, откуда бы она ни исходила и в какие бы одежды ни облекалась».
Этот фундаментально адогматический характер индуизма коренится в самой его природе. Как пишет религиовед Стивен Джейкобс: «Как и все религиозные традиции, индуизм очень разнообразен. Однако можно сказать, что разнообразие индуизма совершенно иного порядка, чем разнообразие других религиозных традиций. Причина такого заявления о радикальном разнообразии заключается в том, что в индуизме нет фигуры основателя или основополагающего события, нет общепризнанного канона текстов, нет символа веры и всеобъемлющей институциональной структуры. Не существует единого источника авторитета, который был бы универсально применим ко всем индуистам на все времена».
Неудивительно, что популярные на Западе (и у нас) неоиндуистские движения вроде «Общество Сознания Кришны» подчеркивают, что их учение превосходно гармонирует с христианством – и грустно, если христиане этого не понимают.
Как говорил один из лидеров «Общества» Шрила Прабхупада: «Обращаясь к Кришне, индиец часто говорит “Кришта”. “Кришта” – санскритское слово, означающее “привлекательность”. Таким образом, когда мы обращаемся к Богу, называя Его “Христос”, “Кришта” или “Кришна”, мы имеем в виду одну и ту же всепривлекающую Верховную Личность Бога. Когда Иисус говорил: “Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое”, под именем Бога он подразумевал “Кришта” или “Кришна”…»
Современный человек, который далек от религии, зато усвоил, что высшая добродетель – это «терпимость», видит тут очевидное превосходство индуистского мировоззрения: пока христиане, замкнувшись в своем двухтысячелетнем догматизме, раздают анафемы, неоиндуисты раскрывают объятья всем – включая самих христиан.
О, если бы все народы усвоили индуистский адогматизм и терпимость! Тогда мы бы жили в гораздо более безопасном и добром мире! – думают многие.
Ведет ли адогматизм к миру?
Что же, ведет ли адогматизм к более мирной и человеколюбивой цивилизации, мы можем рассмотреть на примере самой Индии.
Увы, Индия была (и, увы, остается) ареной жесточайших межобщинных конфликтов.
Первая масштабная резня между индуистами, сикхами и мусульманами произошла в 1947 году, сразу же после прекращения британского колониального владычества. Тогда около миллиона человек погибло и около 15 миллионов были вынуждены бежать из своих домов.
С тех пор огонь вражды не угасал – кровавые беспорядки происходят каждые пару лет. Чаще всего индуисты сражаются с мусульманами, но нередко жертвами становятся и христиане.
Например, в 2008 году в Кандхамале сторонники хиндутвы (индуистского религиозного национализма) развязали масштабное насилие против христиан. Тогда, по официальным данным, было убито 39 христиан, по неофициальным – более пятисот. Было разрушено или подожжено более 395 церквей, разграблено или сожжено от 5600 до 6500 домов, разграблено более 600 деревень и более 60 000 – 75 000 человек остались без крова. Тысячи христиан были принудительно обращены в индуизм.
Индуистский субконтинент, увы, ничуть не более мирное место, чем все остальные страны этого падшего мира, и индуисты не выказывают большей гуманности и миролюбия, чем прочие народы.
Контрольная группа
Как-то я приводил эти факты моему собеседнику-кришнаиту, и он ответил, что в Индии, конечно, есть свои нацисты (как они есть много где), но индуизм интересует их только как предлог для вражды, такое поведение никак нельзя считать плодом индуистской духовности. С этим можно отчасти согласиться. Кровавая резня – не особенность Индии, история человечества вообще полна самых гнусных преступлений. Как полна она примеров того, как воинствующие националисты используют местную религию в качестве знамени – как правило, даже не пытаясь следовать ее этическому учению.
Но из индийского опыта можно сделать некоторые выводы. Религия, совершенно чуждая догматизма, вовсе не порождает более терпимую и миролюбивую культуру. Тезис «догматизм христианства порождает войны и нетерпимость» можно проверить на том, что ученые называют «контрольной группой».
«Контрольная группа» – важное понятие, когда ученые пытаются ответить на вопрос: «Вызывает ли фактор Х последствия У?»
Например, вызывают ли огурцы склонность к совершению серийных убийств? Как мы можем это точно определить? С одной стороны, в рацион всех серийных убийц, схваченных в Европе и Америке, входили огурцы. Но являются ли именно они причиной их злодеяний? Для того, чтобы выяснить это, мы должны найти контрольную группу – например, культуру, в которой огурцов не едят. Как там обстоит дело с серийными убийцами? Если отсутствие огурцов, увы, не избавляет страну от этого вида преступности, то мы должны признать, что ее порождают вовсе не огурцы.
Если мы видим весьма многочисленную и древнюю культуру, в которой отсутствует религиозный догматизм (а с нетерпимостью все, увы, по крайней мере не лучше, чем в Европе), значит, вовсе не догматизм является причиной беды.
Что же является?
Первородный грех – глубокая поврежденность человеческой природы, вызванная нашим отпадением от Бога. Как говорит Пророк, «лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9), а Христос говорит о том, что «ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21-23).
Именно из-за этой ужасающей поврежденности люди (в любых странах) склонны ко всякому злу и безумию.
Отказ от догматизма это повреждение явно не лечит – и даже не делает ситуацию хоть немного лучше. Мы нуждаемся в спасении, которое восстановило бы наши отношение с Богом и исправило бы наше сердце.
И это спасение Бог дарует в Своем единородном Сыне, Господе нашем Иисусе Христе, Который умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Мы усваиваем этот дар верой, пребывая в Церкви, которую Он основал. Мы проходим через долгий путь покаяния – мы исповедуем наши грехи и принимаем Его помощь в исправлении нашей жизни.
Если мы будем твердо держаться пути спасения, то войдем в ту жизнь вечную и блаженную, которую Христос обещает тем, кто в Него верит.
Но мир полон соблазнов, ошибок и заблуждений, поэтому очень важно не сбиться с пути. Именно поэтому нам необходимы догматы – как ограждения, возведенные Церковью вокруг Христова благовестия.




Комментировать