О территориях служения епископов, обратившихся и ереси донатистов.
Угодно было: если кто-либо после издания законов обратит какую-нибудь местность к кафолическому единству и в течение трех лет (притом что никто не потребует ее назад) будет удерживать ее, в дальнейшем уже не должно требовать у него этой местности, однако при условии, что в течение этого трехлетия был епископ, обязанный потребовать, но он молчал. Если же епископа не было, то пусть он не терпит ущерба из-за описи, но, когда вдовствующая местность получит епископа, с этого дня ему можно будет в течение трех лет потребовать эту местность. Подобным образом, если епископ из приверженцев Доната обратится к кафолическому единству, пусть он не терпит ущерба из-за списка по причине установленного срока, но с того дня, когда он обратится, пусть имеет право в течение трех лет требовать места, которые принадлежат его кафедре.
Ὁμοίως ἤρεσεν, ἵνα, ἐάν τις μετὰ τοὺς νόμους, τόπον τινὰ πρὸς τὴν καθολικὴν ἑνότητα μεταστρέψῃ, καὶ τοῦτον ἐπὶ τριετίαν μηδενὸς ἀναζητοῦντος κατάσχῃ, τοῦ λοιποῦ παρ᾽ αὐτοῦ μὴ ἀναζητηθῇ, ἐὰν μέντοι ἐντὸς τῆς αὐτῆς τριετίας ὑπῆρχεν ἐπίσκοπος ὁ ὀφειλῶν ἀναζητῆσαι, καὶ ἡσύχασεν· εἰ δὲ μὴ ἦν, μὴ προκριματισθῇ ἐν τῇ μάτρικι· ἀλλ᾽ ὅτε ὁ χηρεύων τόπος λάβῃ ἐπίσκοπον, ἐξὸν εἴη αὐτῷ ἀπ᾽ αὐτῆς τῆς ἡμέρας ἐντὸς τριετίας ἀναζητῆσαι. Ὁμοίως δέ, καὶ ἐὰν ἐπίσκοπος ἐκ τῶν τοῦ Δονάτου μερῶν πρὸς τὴν καθολικὴν ἐπιστρέψῃ, μὴ προκριματισθῇ ἐν τῇ μάτρικι περὶ τοῦ ὁρισθέντος χρόνου, ἀλλ᾽ ἐξ ἧς ἡμέρας ἐπέστρεψεν, ἐχέτω ἐξουσίαν ἀναζητεῖν ἐντὸς τριετίας τοὺς τόπους τοὺς τῇ αὐτοῦ ἀνήκοντας καθέδρᾳ.[1]
Толкования
Зонара. По ходатайству отцев этого собора, изданы были, вероятно, императором Гонорием, который тогда управлял Западом, особенные законы (о донатистах). Настоящее правило говорит, что если после этих законов епископ обратит к единству кафолической церкви какое-либо место, т. е. епархию или приход, т. е. тамошних жителей, и будет владеть тою епархией в течение 3-летия без всякого с чьей либо стороны противодействия, то с тех пор она должна сделаться его принадлежностию, т. е. никому уже нельзя будет предъявлять на нее свои права. А если в епископии, которой принадлежало место, в это 3-летие не было епископа, который бы мог освоить его, если т. е. епископия вдовствовала без предстоятеля, то она не подвергнется предосуждению из-за метрики, т. е. не должна потерпеть ущерба вследствие того, что оно будет внесено в опись как принадлежащее той церкви, которая владела им в течение 3-летия; напротив, тому, кто имеет быть постановлен туда епископом, должно быть позволено искать и освоить себе то место в течение 3-летия, считая с того дня, в который он сделался епископом. То же должно иметь силу и по отношению к донатистам, так что если епископ их, каким-либо местом которого владел другой епископ, обратится и присоединится к кафолической церкви, то он получает право искать мест, принадлежащих его церкви, в течение 3-летия, считая со дня его обращения.
Аристен. Обращающий в православие, если в течение 3-летия удержит за собою обращенную страну, да будет свободен от всяких притязаний к нему; равным образом и епископ, обращающийся от Доната, если хочет предъявить иск в течение 3-летия с того дня, как обратился, пусть предъявляет.
Прежде царских указов, как было написано в 117-м (131) правиле, если кто из епископов обращал какой-либо приход из ереси в православие, то владел им с тех пор, и никто из епископов, прежде владевших тем местом, не мог требовать его себе. А после законов об этом собор заблагорассудил, чтобы тот, кто обратит в православие какую-либо страну и будет владеть ею в течение 3-х лет, не будучи беспокоим никем, кто бы требовал ее себе, оставался свободним от всяких притязаний, и чтобы уже не требовали ее от него, если только в течение 3-летия существовал епископ, который мог искать ее, и молчал. Ибо если церковь, имевшая право на эту местность, обращенную от ереси, не имела епископа: то истечение 3-летнего срока должно служить в ущерб ему с тех пор, как он сделался в ней епископом. Равным образом, если какой-нибудь приход донатистского епископа обратится к кафолической церкви и продолжительное время будет состоять во владении того, кто обратил его в православие, затем если приступит к единению с кафолическою церковию и епископ донатист, то должно быть дозволено ему в течение 3-летия с тех пор, как обратился, требовать себе принадлежавшие его престолу приходы.
Вальсамон. По-видимому, пред этим были изданы законы об епархиях. Но поскольку и после того, как они были изданы, являлись пререкания: то отцы определили, чтобы если какой-нибудь епископ обратит к православной вере какое-либо место, т. е. приход, имеющий еретиков, и в течение 3-летия будет владеть им, при жизни притом того епископа, который имеет на него право и молчит, уже не был тревожим. А если в епископии, которой, как говорят, принадлежит место, не было епископа, то истечение 3-летия не должно служить препятствием для избранного после того требовать себе этой области. То же самое должно иметь силу и по отношению к обращающимся донатистам. Таково содержание правила. А ты знай, что церковные права о пределах и о прочем, поскольку могут быть предъявлены к (другой) церкви, прекращаются 30-летием, а если к лицам, то 40-летием. Прочти еще 3-ю главу 3-го титула 5-й книги Василик и последнюю главу 2-го титула той же книги, где говорится: «всякий иск, принадлежащий священному дому, личный ли, или залоговой, не переходит за 40 лет, так что принадлежащие каждому таковому священному дому давностные сроки сохраняют свою силу во все это время». Таким образом настоящее правило упразднилось сими законами, взятыми из Юстиниановых новелл.
Славянская кормчая. Правило 119. Обращаяй на правоверие и держав 3 лета обращенную им страну, без осуждениа им есть. И обращаяся епископ от донатиан, аще прежде скончаниа 3-х лет, отнележе обратися, взыщет своего, и да возмет.
Толкование. Прежде убо царского закона, якоже и во 117-м правиле писано есть, аще который епископ, от ереси некия, на правоверие обратит предел некий, оттоле да владеет им, и не может епископ, под ним же бе правление предела того взыскати его. По царстем же законе, иже того ради изложен бысть, изволиша отци собора сего епископу обратившему на правоверие, предел некий держати 3 лета и обладати им. И аще не воспомянет его кто, ни взыщет за 3 лета, по 3-х же летех, и аще есть епископ хотяй взыскати его, и за 3 лета умолча, и не воспомяну о нем, оттоле аще и взыщет, не возмет его, но да держит и без боязни епископ, обративый его на правоверие. Аще же вдова есть церковь, и не имущи епископа, под нею же бе предел той, обративыйся на правоверие, не спакостит ей преход времене искати своего предела. Но аще будет поставлен в ней епископ, по поставлении прежде скончаниа 3-х лет, да взыщет предела своея церкве. Но аще и предел некий, донатианскиа епископ, к соборней церкви обратится, и за много время обладает им епископ, обративый его на правоверие. Потом же приступит к единению вери соборные церкве и донатианский епископ, его же бе предал, достоит ему прежде кончаниа 3-х лет взяти предел своея церкве престола.
Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.
Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.
Комментировать