57

Правило 58

59

О том, что Божественная Литургия должна совершаться натощак.

Мы слышали об исследовании (трактатов) веры в Никее: что касается Святых Таин, не совершающихся после вкушения пищи, истинно то, чтобы приносили их, как и следует, не вкусившие пищи. Тогда же это было утверждено.

Τούτων δὲ ἐναρχθέντων, Ὁνωράτος καὶ Οὐρβανός, οἱ ἐπίσκοποι τῆς Μαυριτανίας Σιτιφένσης χώρας, εἶπον· Ἐκ πολλοῦ, ὅτε πρὸς τὴν ὑμετέραν ἁγιωσύνην ἀπεστελλόμεθα, τὰ γραφέντα ὑπερεθέμεθα ταύτῃ τῇ κατανοήσει, ὅτι προσεδοκῶμεν ἀδελφοὺς ἡμῶν παραγενέσθαι τοποτηρητὰς Νουμιδίας· ἀλλ᾽ ἐπειδὴ οὐκ ὀλίγαι ἡμέραι εἰσίν, ἀφοῦ οἱ προσδοκώμενοι οὐδαμῶς κατέλαβον, περαιτέρω παριδεῖν τὰ ἐνταλέντα ἡμῖν ἀπὸ τῶν συνεπισκόπων οὐ δεῖ· καὶ διὰ τοῦτο, ἀδελφοί, τὴν ἀναφορὰν ἡμῶν προθύμως εἰσδέξασθε· περὶ τῆς πίστεως γὰρ τοῦ ἐν Νίκαιᾳ τρακτάτου ἠκούσαμεν· ἀληθές ἐστι περὶ τῶν γινομένων μετὰ τὸ ἄριστον ἁγίων, ἵνα ἀπὸ νηστικῶν, ὡς ἐστὶν ἄξιον, προσφέρωνται, καὶ τότε ἐβεβαιώθη.[1]

Толкования

Зонара. Из приходящих в православную веру от ересей, у одних требуются записки, то есть письменные изложения с осуждением их ересей; ибо слово λίβελλος по-римски значит изложение; и за сим по произнесении проклятия ересей таковые помазуются святым миром; а другие крестятся, как постановлено о них в 7-м правиле 2-го Вселенского Собора. Итак, отцы сего собора, сомневаясь, как кажется, о детях донатистов, приходящих в церковь Божию, должно ли крестить их, или только помазывать святым миром, положили спросить своих соепископов, дабы, говорят, то, чего они не сделали не по своей воле, но что случилось вследствие заблуждения родителей их, то есть что они крещены донатистами, не послужило для них, при обращении их в православную веру, препятствием и вступлению в служение олтаря, то есть к получению священнических степеней. Отцы сего собора надеялись, что придут местоблюстители из Нумидии, почему и откладывали исследования, ради которых собрались; а поскольку с течением времени никто оттуда не явился, то указанные епископы сказали, что не должно откладывать далее. И, таким образом, прежде изложили постановление о том, что святые дары не должны быть приносимы после обеда, то есть чтобы приношение (προσκομιδὴ) было совершаемо священниками не после принятия пищи, но не ядшими. А это, говорят, мы слышали и в исследовании (τρακτάτου) о вере Никейского собора, что и тогда было yтверждено. Слово τράκτατον – римское и в переводе на латинский язык означает рассмотрение, совещание. Но в правилах 1-го Никейского собора не находится ничего об этом предмете.

Аристен. Крещенным в младенчестве донатистами, если обращаются, это не должно служить препятствием ни в чем; и святые тайны должны быть приносимы, как достойно, только не ядшими.
Донатисты получили начало от некоего Доната в Африке; он предал им, чтобы они, в то время когда намерены приобщиться святых таин, держали в своей руке какую-то кость, и ее прежде целовали и потом уже причащались святых таин. Крещеным ими во младенчестве, если они обращаются и проклинают свою ересь, заблуждение их родителей не должно служить препятствием ко вступлению в свящeнничeское служение. А что святых таин не должно приносить после обеда, но оне должны быть совершаемы неядшими священниками, об этом было написано и в 41 (50) правиле.

Вальсамон. Из приходящих от ереси к православной вере одни крестятся, другие только помазуются святым миром по проклятии своих ересей. Итак, по-видимому, некоторые крещeные во младенчестве донатистами по произволению их родителей, которые также были донатисты, обращались к нашей непорочной вере и желали, по принятии, быть произведенными в священнические степепи. А поскольку они не без затруднения были к сему допускаемы, то возник вопрос: как должно поступать с таковыми. Это правило ничего не предлагает о данном вопросе, ибо не говорит, помазывать ли миром их должно, или крестить, и не определяет того, что нет препятствия к возведению их в церковную степень, как не определяет и противного. А ты прочти 7-е правило 2-ого собора и что содержится в нем, и узнаешь, что должно делать с таковыми. Но между тем как таким образом рассуждали об этом предмете, епископы Мавритании сказали, что если они и отлагали доныне предложить вопросы о порученном им, так как надеялись на прибытие нумидийских местоблюстителей, но поскольку прошло много времени и ожидаемые не явились, то не должно и еще отлагать вопрос. Посему и сказали, что святые тайны не должны быть приносимы священниками после вкушения ими пищи, но неядшими, потому что, говорят, это утверждено никейскими отцами в трактате, то есть в исследовании о вере (ибо τράκτατον у латинян значит испытание), но в правилах 1-го Никейского собора ничего не находится об этом предмете.

Славянская кормчая. Правило 47. Иже в младенчестве от донатиан крещеным, и обращающимся, ничтоже того ради не спакостит, и святая якоже есть достойно, токмо от алчных да принесутся.

Толкование. Донатиане еретицы суть, от Доната некоего во африкийстей стране начало ереси приемше. Сей бо Донат предал им кость некаку на руце их держати, егда хотят причаститися святых даров, и ту кость прежде целовати повеле, и потом причащатися им. Иже убо от тех еретик в младенстве крещени бывше, и обращающеся к правоверней вере, со всеми ересьми и свою ересь прокленше, от прелести родитель своих не имеют пакости, и в священническую службу да внидут. А еже святых даров по обеде не приносити, сиречь ядшим иереом службы в церкви не творити, но не ядшим и алчным святые дары приносити. Неции бо от древних приимше обычай держаху, еже по обеде творити божественую службу, паче же в великий четверток господския вечери творяху, извет имуще, яко Господь наш Исус Христос, по вечери тайную службу предал ученикам своим. О сем же и в 41-м правиле сего собора писано есть.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΜΖ´

Комментировать