Про­гресс

***

Прогре́сс – дви­же­ние чело­ве­че­ства к конеч­ной цели миро­зда­ния, заклю­ча­ю­щейся в совер­шен­ном вос­ста­нов­ле­нии падшей при­роды чело­века через веру в Иисуса Христа. Хри­сти­ан­ское пони­ма­ние про­гресса имеет своим осно­ва­нием факт Вос­кре­се­ния Иисуса Христа, факт победы Бого­че­ло­века над смер­тью.

 «Слово «про­гресс» в бук­валь­ном смысле озна­чает любое дви­же­ние вперед. Посред­ством все­воз­мож­ной дея­тель­но­сти своей – рели­ги­оз­ной, фило­соф­ской, науч­ной, тех­ни­че­ской, эко­но­ми­че­ской – род чело­ве­че­ский оче­видно дви­жется вперед, идет вперед к чему? Нет сомне­ния, к смерти, как послед­ней реаль­но­сти. Рож­ден­ные в мель­нице смерти и вырос­шие в ней люди, все люди, со всеми своими про­грес­сами ока­зы­ва­ются в конце концов смо­ло­тыми смер­тью…

Хри­стова победа над смер­тью своим Вос­кре­се­нием обес­пе­чила без­гра­нич­ный про­гресс чело­века и чело­ве­че­ства к боже­ствен­ному совер­шен­ству. По сути: истин­ный про­гресс состоит в победе над смер­тью, в обес­смер­ти­ва­нии и души, и тела, в спа­се­нии от смерти, а иными сло­вами, в спа­се­нии от греха и зла, един­ствен­ных твор­цов смерти…

Вос­кре­се­ние Хри­стово – пере­во­рот, первый ради­каль­ный пере­во­рот и рево­лю­ция в исто­рии чело­ве­че­ства. Оно поде­лило исто­рию на две части; в первой части царил девиз: «смерть явля­ется необ­хо­ди­мо­стью»; в другой части начи­нает царить девиз: «вос­кре­се­ние явля­ется необ­хо­ди­мо­стью, бес­смер­тие явля­ется необ­хо­ди­мо­стью». Вос­кре­се­ние Хри­стово есть мель­ница исто­рии чело­ве­че­ства: до Него истин­ный про­гресс был невоз­мо­жен, с Него он стал воз­мо­жен…

Из факта Вос­кре­се­ния Хри­стова роди­лась фило­со­фия вос­кре­се­ния, кото­рая неоспо­римо пока­зы­вает и дока­зы­вает, что необ­хо­ди­мость – это не смерть, а бес­смер­тие, не победа смерти, а победа над смер­тью. В этом, един­ственно в этом, факте и в жизни, постро­ен­ной на этом факте, Вос­кре­се­ния Хри­стова, воз­мо­жен истин­ный про­гресс…

Иустин (Попо­вич), преп.

***

«По хри­сти­ан­скому учению, конеч­ная цель миро­зда­ния, как и отдель­ной чело­ве­че­ской жизни, заклю­ча­ется в совер­шен­ном вос­ста­нов­ле­нии через веру в Иисуса Христа нару­шен­ного в гре­хо­па­де­нии един­ства с Богом. Ибо «соеди­ня­ю­щийся с Гос­по­дом есть один дух с Гос­по­дом» (1Кор. 6:17). В это един­ство должны войти не отдель­ные, ничем не свя­зан­ные между собой люди, а люди, объ­еди­нен­ные в таин­ствен­ное Тело Хри­стово, в святую Цер­ковь. Это должно быть един­ство в Боге не только чело­века, но и всей жизни. Ибо «и сама тварь осво­бож­дена будет от раб­ства тлению в сво­боду славы детей Божиих» (Рим. 8:21). Это должно быть един­ство не только всей жизни, но и всей все­лен­ной, ибо «мы, по обе­то­ва­нию Его, ожи­даем нового неба и новой земли, на кото­рых оби­тает правда» (2Пет. 3:13). Словом, «да будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28). Вот что стоит в конце миро­вой жизни, вот что дает смысл исто­ри­че­скому про­цессу, и вот при­бли­же­ние к какой цели дает осно­ва­ние этот про­цесс име­но­вать про­грес­сом».

прот. Вален­тин Свен­циц­кий «О про­грессе в конце миро­вой исто­рии»

***

Хри­сти­ан­ское пони­ма­ние про­ви­ден­ци­а­лизма и про­гресса

С.В. Посад­ский

Говоря о санк­ци­о­ни­ро­ван­ных Богом формах огра­ни­че­ния чело­ве­че­ской сво­боды в соци­аль­ной жизни, мы гово­рим о Боже­ствен­ном про­мысле. Хри­сти­ан­ское пред­став­ле­ние о Боже­ствен­ном про­мысле  носит назва­ние про­ви­ден­ци­а­лизма (от лат. providentia – про­ви­де­ние). Суть про­ви­ден­ци­а­лизма можно выра­зить точ­ными сло­вами свя­ти­теля Иоанна, мит­ро­по­лита Тоболь­ского: «Что есть Про­ви­де­ние? Это одно из свойств Божиих – видеть все дей­ству­ю­щее, дей­ство­вав­шее и име­ю­щее дей­ство­вать в буду­щем, как насто­я­щее, и иметь все­мо­гу­щую и непре­стан­ную заботу о Своем тво­ре­нии»1. Св. Иоанн Дамас­кин о Про­ви­де­нии гово­рит так: «Про­ви­де­ние есть воля Боже­ствен­ная, кото­рою все содер­жится и все разумно управ­ля­ется»2. В Пра­во­слав­ном Испо­ве­да­нии про­ви­ден­ци­а­лизм рас­кры­ва­ется сле­ду­ю­щим обра­зом: «от малого до вели­кого Бог знает все в точ­но­сти, и о всяком тво­ре­нии в осо­бен­но­сти про­мыш­ляет» (чл. 1, отв. на вопр. 29).

Про­ви­ден­ци­а­лизм нераз­рывно связан с позна­нием  Лич­ного Бога. Оче­видно, что Бог как Суще­ство Личное есть не только Созда­тель мира, но и его Пра­ви­тель.  Личный Бог не явля­ется без­участ­ным зри­те­лем миро­вых про­цес­сов, но имеет непре­стан­ную заботу о Своем тво­ре­нии. Он активно участ­вует в миро­вой жизни, причем, участ­вует, не нару­шая сво­бод­ного само­опре­де­ле­ния своих разум­ных созда­ний. Будучи все­б­ла­гим, Он все направ­ляет ко благу и забо­титься как о мире в целом, так и каждом отдель­ном суще­стве.

Пра­во­слав­ный бого­слов и фило­соф В. Д. Куд­ряв­цев-Пла­то­нов отме­чает, что сама идея Про­мысла осно­вы­ва­ются на двух вза­и­мо­свя­зан­ных поло­же­ниях. Во-первых, Бог пред­стает как Суще­ство Личное и абсо­лютно совер­шен­ное. Во-вторых, мир пред­стает как сово­куп­ность существ огра­ни­чен­ных и несо­вер­шен­ных. Под­черк­нем, что несо­вер­шен­ным мир пред­стает в двух аспек­тах. Прежде всего, он несо­вер­ше­нен в срав­не­нии с абсо­лют­ным Боже­ствен­ным бытием, все­со­вер­шен­ным, нетвар­ным и все­цело само­быт­ным. Далее, он стал несо­вер­шен­ным по при­чине гре­хо­па­де­ния чело­века, повре­див­шего свою при­роду и все под­чи­нен­ное ему миро­зда­ние.

Поня­тие о Боге как Личном суще­стве пред­по­ла­гает живое и дея­тель­ное обна­ру­же­ние Его свойств в мире. Поня­тие же о Боге как все­со­вер­шен­ном Личном Суще­стве пред­по­ла­гает все­со­вер­шен­ный харак­тер этой дея­тель­но­сти. Огра­ни­чен­ный и несо­вер­шен­ный мир ста­но­вится объ­ек­том дея­тель­но­сти неогра­ни­чен­ного и все­со­вер­шенн­ного Бога, Кото­рый стре­миться усо­вер­шен­ство­вать этот мир через соеди­не­ние с Собой, через изли­я­ние на него Своего нетвар­ного  совер­шен­ства. Таким обра­зом, сущ­ность Про­ви­де­ния не сво­дится лишь к сохра­не­нию и управ­ле­нию, но пред­по­ла­гает и актив­ное усо­вер­шен­ство­ва­ние мира со сто­роны Бога. Так, через пони­ма­ние про­ви­ден­ци­а­лизма мы при­хо­дим к хри­сти­ан­скому пони­ма­нию  идеи про­гресса.

  Как отме­чает рус­ский рели­ги­оз­ный фило­соф, В. Эрн обычно думают, что идея про­гресса яви­лась впер­вые только в XVIII веке, и ее открыли, «как Колумб Аме­рику», пред­ста­ви­тели Про­све­ще­ния. Но такие взгляды дер­жатся лишь незна­нием исто­рии хри­сти­ан­ства. Именно хри­сти­ан­ство, орга­ни­че­ски свя­зан­ное с вели­кими еврей­скими про­ро­ками, утвер­дило в чело­ве­че­стве идею про­гресса.

В. Эрн чрез­вы­чайно точно заме­чает неиз­вест­ность  чув­ства про­гресса дохри­сти­ан­ской язы­че­ской древ­но­сти. В гре­че­ском и рим­ском миро­вос­при­я­тии золо­той век оста­вался позади, исто­рия не могла дви­гаться вперед к наи­выс­шей цели. «Исто­рия не стре­мится к нему, как своему идеалу, а уходит от него, как от счаст­ли­вого, но слу­чай­ного про­шлого», – кон­ста­ти­рует мыс­ли­тель. Также и рели­ги­оз­ные учения Индии буд­дизм, инду­изм, джай­низм раз­ви­вали лишь пред­став­ле­ния о вечных и бес­смыс­лен­ных при­род­ных кру­го­во­ро­тах, где исто­рия чело­ве­че­ства была лишь мик­ро­ско­пи­че­ски малым и вполне повто­ри­мым отрыв­ком при­род­ной жизни. «Впер­вые еврей­ские про­роки внесли в мир идею посту­па­тель­ного раз­ви­тия чело­ве­че­ства, – гово­рит В. Эрн. – Взор их устрем­лен в буду­щее. Когда насту­пит время, придет Мессия и утвер­дит во всей земле, по всему миру цар­ство Все­выш­него. Золо­той век впе­реди, и вся исто­рия царств, сози­да­е­мых и раз­ру­ша­е­мых по веле­нию Иеговы, направ­ля­ется к тому вре­мени…»3.

С точки зрения пра­во­слав­ного бого­сло­вия про­гресс есть осу­ществ­ле­ние цели миро­зда­ния. «По учению хри­сти­ан­скому, про­гресс – это такой про­цесс изме­не­ния жизни, в кото­ром дости­га­ется общая цель миро­зда­ния», – ука­зы­вает извест­ный пра­во­слав­ный бого­слов и фило­соф про­то­и­е­рей Вален­тин Свен­циц­кий4. Послед­няя же и окон­ча­тель­ная цель миро­зда­ния – бла­го­дат­ное Цар­ство Божие, осу­ществ­лен­ное в тво­ре­нии.  Это Цар­ство имеет своим сре­до­то­чием обо­же­ние чело­века,  все­ле­ние в него нетвар­ной Боже­ствен­ной бла­го­дати, пре­бы­ва­ние Бога в чело­веке и чело­века в Боге. Конеч­ная цель миро­зда­ния нераз­рывно свя­зана именно с судь­бой чело­века, с самой чело­ве­че­ской исто­рией. Цар­ство Божие озна­чает, прежде всего, цар­ство­ва­ние Бога в чело­веке, и только через чело­века оно может рас­про­стра­ниться во вне, на весь мир. Цар­ство Божие ста­но­вится дости­жи­мым во всей пол­ноте, когда Сам Бог, вопло­ща­ясь, входит в исто­рию, при­ни­мает чело­ве­че­скую при­роду, осво­бож­дает чело­ве­че­ский род от власти греха, рас­про­стра­няет на всех уве­ро­вав­ших бла­го­дать обо­же­ния. Цар­ство Божие рас­кры­ва­ется через Бого­че­ло­века Иисуса Христа, в Кото­ром соеди­нены Боже­ствен­ная и чело­ве­че­ская при­рода. Потому и конеч­ная цель миро­зда­ния, как и отдель­ной чело­ве­че­ской жизни, заклю­ча­ется «в совер­шен­ном вос­ста­нов­ле­нии через веру в Иисуса Христа нару­шен­ного в гре­хо­па­де­нии един­ства с Богом».

Чело­ве­че­ская исто­рия являет  про­стран­ство про­гресса в Бого­по­зна­нии и Бого­еди­не­нии. Субъ­ек­том про­гресса в ней высту­пает стре­мя­ща­яся к позна­нию Бога чело­ве­че­ская лич­ность. Разу­ме­ется, цели хри­сти­ан­ского про­гресса недо­сти­жимы чело­веку одними соб­ствен­ными  уси­ли­ями. Вопрос о Бого­по­зна­нии  есть вопрос о пре­вос­хож­де­нии твар­ного есте­ства, о сопри­част­но­сти есте­ству Боже­ствен­ному. Бог ждет от чело­века про­из­во­ле­ния,  само­опре­де­ле­ния его воли. В ответ на чело­ве­че­ское воле­вое усилие Он нис­хо­дит к чело­веку Сам, рас­кры­ва­ется ему. В этом смысле хри­сти­ан­ский про­гресс есть про­гресс синер­гий­ный. В нем отра­жа­ется согла­со­ва­ние двух воль – Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской. Он пред­став­ляет живое сотруд­ни­че­ство Бога и чело­века, направ­лен­ное на позна­ние Бога. И в этом живом сотруд­ни­че­стве осу­ществ­ля­ется посту­па­тель­ное, нарас­та­ю­щее пре­об­ра­же­ние чело­века Боже­ствен­ной бла­го­да­тью, при­сут­ствует вос­хо­дя­щее, про­грес­си­ру­ю­щее Бого­по­зна­ние.

Хри­сти­ан­ский про­гресс в исто­рии пред­став­лен несколь­кими эта­пами. Среди них выде­ляют два круп­ных пери­ода – вет­хо­за­вет­ный и ново­за­вет­ный. Ново­за­вет­ный период должен выйти за рамки исто­ри­че­ского про­цесса. Он будет увен­чан этапом нади­сто­ри­че­ским, эсха­то­ло­ги­че­ским.

Вет­хо­за­вет­ный этап начи­на­ется с отри­ца­тель­ного момента, с утраты Цар­ства Божьего, с гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей. После этой утраты Бог пред­стает пре­иму­ще­ственно как Бог спа­са­ю­щий. И сам про­гресс нераз­рывно свя­зы­ва­ется с ико­но­мией (oikonomia греч. – искус­ство управ­ле­ния домом, домо­управ­ле­ние, домо­стро­и­тель­ство; oikos, – дом, nomos – закон), то есть с домо­стро­и­тель­ством чело­ве­че­ского спа­се­ния. Вет­хо­за­вет­ный этап был под­го­то­ви­тель­ным этапом. В нем чело­ве­че­ство гото­ви­лось к осу­ществ­ле­нию той высо­кой миссии обо­же­ния, кото­рая не была им испол­нена. Причем, гото­ви­лось в совер­шено небла­го­при­ят­ных усло­виях. Боль­шин­ство чело­ве­че­ства отвер­ну­лось от Бога, встало на путь язы­че­ских, идо­ло­по­клон­ни­че­ских рели­гий, где добро и зло поте­ряли четкую грань. Пред­видя гря­ду­щее обра­ще­ние к Себе, Бог  избрал изра­иль­ский народ, чтобы удер­жать в нем моно­те­и­сти­че­ское знание, чтобы сохра­нить Откро­ве­ние для гря­ду­щих поко­ле­ний. Изра­иль­ский народ ста­но­вится носи­те­лем Боже­ствен­ной бла­го­дати, хра­ни­те­лем опыт­ного Бого­по­зна­ния, сре­до­то­чием нетвар­ных Боже­ствен­ных дей­ствий. Бла­го­да­тью Свя­того Духа про­ро­че­ствуют про­роки, пред­ска­зы­вая новый этап позна­ния Бога, этап, реши­тельно пре­вос­хо­дя­щий пред­ше­ству­ю­щий.

С тече­нием вре­мени жажда Бого­по­зна­ния про­сы­па­ется среди языч­ни­ков. Языч­ники ищущие Бога, это уже не отдель­ные люди, но народы и целые куль­тур­ные миры. Вопро­ша­ние о Пер­во­прин­ципе бытия, несу­щим в Себе всю пол­ноту нрав­ствен­ной жизни, начи­нает про­ни­зы­вать куль­тур­ные ареалы язы­че­ского мира. В духов­ный поиск вовле­ка­ется Греция, Рим, Египет, вар­вар­ская Европа… Попу­ляр­ность идо­ло­по­клон­ства падает, скеп­ти­цизм растет не только по отно­ше­нию к богам, но и к фило­соф­ским систе­мам, стре­мя­щимся объ­яс­нить мир на осно­ва­нии разума. Народы про­сы­па­ются и ищут Бога. На их поиск Бог отве­чает иной  формой Откро­ве­ния, пре­вос­хо­дя­щей все мыс­ли­мые для чело­века воз­мож­но­сти совер­шен­ства. Он Сам ста­но­вится чело­ве­ком, рас­кры­вает для чело­ве­че­ства всю воз­мож­ную пол­ноту Бого­по­зна­ния, всю воз­мож­ную пол­ноту соеди­не­ния с Собой. Так рож­да­ется высший ново­за­вет­ный, бого­че­ло­ве­че­ский про­гресс, где «чело­век дове­ден до конца про­гресса к Богу, чело­век усо­вер­шен­ство­ван Боже­ствен­ным совер­шен­ством, чело­век бес­смертно и вечно соеди­нен со все­со­вер­шен­ным Богом».

Хри­сти­ан­ство учит о про­грессе со всей уль­ти­ма­тив­но­стью. Оно дохо­дит до послед­них пре­де­лов в учении о про­грессе и потому все осталь­ные теории про­гресса выгля­дят перед хри­сти­ан­ским уче­нием неосно­ва­тельно. Хри­сти­ан­ский про­гресс есть про­гресс нрав­ствен­ный, про­гресс само­опре­де­ле­ния в добре. Но его нрав­ствен­ность не озна­чает абстракт­ный, вне­он­то­ло­ги­че­ский мора­лизм. Хри­сти­ан­ская нрав­ствен­ность сопри­ка­са­ется с высшей реаль­но­стью, с абсо­лют­ным бытием, с живым Богом.

Хри­сти­ан­ство не может при­нять учение о про­грессе как посте­пен­ном дости­же­нии мате­ри­аль­ного бла­го­по­лу­чия, в чем бы это бла­го­по­лу­чие не выра­жа­лось. Ни улуч­ше­ние соци­аль­ного строя, ни рост богатств с их после­ду­ю­щим рав­но­мер­ным рас­пре­де­ле­нием не явля­ется про­грес­сом в точном смысле слова. Соци­ально-эко­но­ми­че­ский про­цесс не тож­де­стве­нен реаль­ному про­грессу, потому что он имеет свои четкие пре­делы. И эти пре­делы свя­заны с пре­хо­дя­щим харак­те­ром исто­ри­че­ского бытия чело­века, свя­заны с его смер­тью. Все блага и насла­жде­ния, пред­ла­га­е­мые нехри­сти­ан­скими тео­ри­ями про­гресса – вре­мен­ные блага и насла­жде­ния. Их полу­че­ние повле­чет за собой разо­ча­ро­ва­ние и неиз­беж­ную утрату, они даны чело­веку на огра­ни­чен­ный срок. Смерть – это враг вся­кого исклю­чи­тельно зем­ного про­гресса, враг, избе­жать кото­рого невоз­можно. «Если чело­век без пред­рас­суд­ков всмот­рится в исто­рию этого стран­ного мира, он должен при­знать, что мир сей – огром­ная мель­ница смерти, кото­рая без­оста­но­вочно сма­лы­вает необо­зри­мые вере­ницы людей, от пер­вого чело­века вплоть до послед­него, – гово­рит св. Иустин Попо­вич.  – … Нет победы, кроме той, кото­рая побеж­дает смерть; и нет про­гресса, кроме той победы; и нет мощи, кроме той мощи; и нет силы, кроме той силы…»5.

Хри­стос побеж­дает смерть. Его дело – реаль­ность не только духов­ная, но и физи­че­ская, телес­ная, био­ло­ги­че­ская… «На кресте смерть погло­щена жизнью. Во Христе смерть входит в Боже­ство и в Нем испе­пе­ля­ется, ибо «не нахо­дит себе в Нем места”», – гово­рит В. Н. Лос­ский6. Искуп­ле­ние – это борьба жизни со смер­тью и совер­шен­ная победа жизни. Победа жизни во Христе рас­про­стра­ня­ется на тво­ре­ние. С побе­дой Христа начи­на­ется бла­го­дат­ное вос­ста­нов­ле­ние твари, вос­ста­нов­ле­ние, кото­рое несет в себе потен­ции пол­ного пре­об­ра­же­ния мира, совер­шен­ного изгна­ния смерти.

Хри­стос сози­дает Цер­ковь как сооб­ще­ство веру­ю­щих в Него и при­об­щен­ных Его Жизни людей. В Церкви бла­го­дать обо­же­ния изли­ва­ется на чело­века, пре­об­ра­жая иска­жен­ное грехом есте­ство, вновь соеди­няя чело­века с Богом.  Цер­ковь уже не имеет одних земных и вре­мен­ных пре­де­лов. Ее бытие про­еци­ру­ется в конец исто­рии, в веч­ность, где после вос­кре­се­ния всех, вре­мени уже не будет (Апок. 10:6). Цер­ковь –   это реаль­ность земная, небес­ная и эсха­то­ло­ги­че­ская. Она живет ожи­да­нием нового бытия, когда сама тварь осво­бож­дена будет от раб­ства тлению в сво­боду славы детей Божиих (Рим. 8:21), ожи­да­нием нового и земли и неба, где оби­тает правда (2Пет. 3:13), пред­ощу­ще­нием той меры еди­не­ния тво­ре­ния с Богом, когда  Бог будет все во всем (1Кор. 15:28).

1 Свя­ти­тель Иоанн (Мак­си­мо­вич), мит­ро­по­лит Тоболь­ский. Илио­тро­пион или cооб­ра­зо­ва­ние с Боже­ствен­ной волей.

2 Цит., по: мит­ро­по­лит Иоанн Мак­си­мо­вич. Илио­тро­пион или cооб­ра­зо­ва­ние с Боже­ствен­ной волей.

3 Вла­ди­мир Эрн. Идея ката­стро­фи­че­ского про­гресса.

4 Про­то­и­е­рей Вален­тин Свен­циц­кий. Диа­логи. Диалог девя­тый: О про­грессе и конце миро­вой исто­рии.

5 Пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич). Про­гресс в мель­нице смерти.

6 Лос­ский В. Н. Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие.

См. СМЫСЛ ЖИЗНИ, ПРО­СВЕ­ЩЕН­СТВО

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки