Танцы

***

Та́нцы — 1) особые пла­сти­че­ские дви­же­ния, рит­мично совер­ша­е­мые в такт (дей­стви­тельно зву­ча­щей или вооб­ра­жа­е­мой) музыке либо ударам (в бара­бан, бубен и т. п.); 2) вид искус­ства, в рамках кото­рого через оформ­лен­ные музы­кально рит­ми­че­ские и пла­сти­че­ские дви­же­ния созда­ётся опре­де­лен­ный худо­же­ствен­ный образ; 3) уве­се­ли­тель­ное меро­при­я­тие, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее нали­чие тан­це­валь­ной про­граммы.

Время пла­кать, и время сме­яться; время сето­вать, и время пля­сать (Еккл.3:4)

***

Запре­щает ли Бог тан­це­вать?

Танцы явля­ются неотъ­ем­ле­мой частью куль­туры многих наро­дов, этни­че­ских групп. Когда именно воз­никли первые танцы и с какой целью, ска­зать трудно. С досто­вер­но­стью можно утвер­ждать лишь то, что они поль­зо­ва­лись боль­шой попу­ляр­но­стью и в вет­хо­за­вет­ные вре­мена, и во время зем­ного слу­же­ния Христа (Мф.14:6), и после созда­ния Церкви.

Несмотря на то, что танцы нередко служат пред­ме­том для осуж­де­ний, как тако­вые (вне зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств их испол­не­ния), их нельзя апри­ори оце­ни­вать ни как нечто гре­хов­ное, ни как нечто бла­го­че­сти­вое.

В раз­лич­ных ситу­а­циях танцы могут слу­жить, напри­мер, сред­ством: 1) отдох­но­ве­ния (отклю­че­ния) от забот и насущ­ных про­блем; 2) выра­же­ния радо­сти и весе­лья; 3) зна­ком­ства, обще­ния; 4) худо­же­ствен­ного само­вы­ра­же­ния; 5) эсте­ти­че­ского и физи­че­ского раз­ви­тия; 6) идео­ло­ги­че­ского вос­пи­та­ния или вли­я­ния; 7) вхож­де­ния в транс (в шама­низме).

Во вре­мена Вет­хого Завета уча­стием в пляс­ках был отме­чен такой Божий угод­ник как царь и псал­мо­пе­вец Давид (2Цар.6:16). Причем, когда его жена, Мел­хола, сочла за нужное выска­зать ему колкое обви­не­ние, он и не думал оправ­ды­ваться, но отве­тил ей встреч­ным упре­ком: «пред Гос­по­дом играть и пля­сать буду» (2Цар.6:21). Правота Давида впо­след­ствии обна­ру­жи­лась в том, что у Мел­холы, вплоть до конца её жизни, не было детей (2Цар.6:23).

До этого, ещё во вре­мена исхода Изра­иля из Египта, лико­ва­нием женщин, раз­де­лив­ших радость с сест­рой Моисея, Мариам, был отме­чен чудес­ный пере­ход через Крас­ное море (Исх.15:20–21). Слово «лико­ва­ние» (в Сино­даль­ном пере­воде), по сооб­ра­же­нию тол­ков­ни­ков, озна­чает «хоро­воды» и «танцы».

Мыль о хоро­во­дах, как о бого­угод­ном про­яв­ле­нии радо­сти, отме­чена в про­ро­че­стве Иере­мии о нис­по­сла­нии на Изра­иль Боже­ствен­ных благ: «снова будешь… выхо­дить в хоро­воде весе­ля­щихся» (Иер.31:4).

Нако­нец, Писа­ние прямо сви­де­тель­ствует о бла­го­во­ле­нии Бога к танцам бла­го­че­сти­вой направ­лен­но­сти: “да хвалят имя Его с ликами, на тим­пане и гуслях да поют Ему” (Пс.149:3).

Само собой разу­ме­ется, что танцы, направ­лен­ные на воз­буж­де­ние или про­яв­ле­ние чув­ствен­но­сти (скажем, танцы с раз­де­ва­нием на шесте), а также любые другие танцы, поро­ча­щие образ Божий, не могут быть отне­сены к бого­угод­ным. Такого рода танцев хри­сти­а­нам сле­дует избе­гать.

***

См. также: МУЗЫКА, ПЕНИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки