Тест: Ударения в словах

  • 1. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «бла­го­вест»:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бла́говест – коло­коль­ный звон, кото­рым веру­ю­щие опо­ве­ща­ют­ся о нача­ле бого­слу­же­ния, мер­ные уда­ры в один боль­шой коло­кол. Уда­ре­ние на «Е» явля­ет­ся отступ­ле­ни­ем от нор­мы, хотя и встре­ча­ет­ся у поэтов, напри­мер, в сти­хо­тво­ре­нии поэтес­сы Ната­льи Соло­вье­вой: «Най­ду душе сво­ей покой, в руке сжи­маю крест, а путь – он тру­ден, но он мой: я слы­шу Благове́ст!..»


  • 2. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «ипа­кои»:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ипа­кои́ (от греч. «вни­ма­ние, послу­ша­ние») – крат­кое изме­ня­е­мое пес­но­пе­ние, поет­ся или чита­ет­ся на вос­крес­ной утрене (перед анти­фо­на­ми), пове­че­рии и полу­нощ­ни­це (вме­сто тро­па­рей), на празд­нич­ных утре­нях празд­ни­ков Рож­де­ства Хри­сто­ва, Бого­яв­ле­ния, Пас­хи и др. (после тре­тьей пес­ни кано­на), а так­же в соста­ве пас­халь­ных часов.


  • 3. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «Деи­сис»:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Де́исис (от греч. «про­ше­ние, моле­ние») – ком­по­зи­ция из трех икон: в цен­тре ико­на Иису­са Хри­ста Пан­то­кра­то­ра, сле­ва ико­на обра­щен­ной к Нему Бого­ро­ди­цы, спра­ва – Иоан­на Кре­сти­те­ля, пред­став­лен­ных в тра­ди­ци­он­ном жесте молит­вен­но­го заступничества.


  • 4. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «опрес­но­ки»:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Нор­ма уда­ре­ния в дан­ном суще­стви­тель­ном оста­ва­лась неустой­чи­вой на про­тя­же­нии дол­го­го вре­ме­ни, и ста­рин­ные сло­ва­ри сви­де­тель­ству­ют об этом: они при­во­дят то опресно́к, то опре́снок. В насто­я­щее вре­мя чаще дела­ют уда­ре­ние на «Е», одна­ко в неко­то­рых сло­ва­рях (напри­мер, Боль­шой тол­ко­вый сло­варь рус­ско­го язы­ка С.А. Куз­не­цов, Пер­вое изда­ние, 1998) мы и сей­час встре­ча­ем оба вари­ан­та. Опрес­но­ки – прес­ный, неква­ше­ный хлеб; опи­сан­ный в Вет­хом Заве­те празд­ник опрес­но­ков начи­нал­ся на вто­рой день Пас­хи и про­дол­жал­ся вме­сте с Пас­хой до семи дней.


  • 5. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «дог­мат»:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    До́гмат/догма́т – непре­ре­ка­е­мая исти­на веры, дан­ная через Боже­ствен­ное Откро­ве­ние, опре­де­лен­ная и сфор­му­ли­ро­ван­ная Цер­ко­вью на Все­лен­ских Собо­рах. Неко­то­рые ака­де­ми­че­ские сло­ва­ри не реко­мен­ду­ют (Орфо­эпи­че­ский сло­варь рус­ско­го язы­ка: про­из­но­ше­ние, уда­ре­ние, грам­ма­ти­че­ские фор­мы / Под ред. Р.И. Ава­не­со­ва, 1987) или даже счи­та­ют непра­виль­ной фор­му «догма́т» (Сло­варь уда­ре­ний рус­ско­го язы­ка / И.Л. Рез­ни­чен­ко, 2009), дру­гие же при­ни­ма­ют ее (Сло­варь труд­но­стей про­из­но­ше­ния и уда­ре­ния в совре­мен­ном рус­ском язы­ке / А.Ю. Юрье­ва, 2009; Боль­шой тол­ко­вый сло­варь рус­ско­го язы­ка / С.А. Куз­не­цов, 1998). В цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ке мы так­же нахо­дим два допу­сти­мых вари­ан­та уда­ре­ний: «догма́т» (см. Дог­мат трех сот шести­де­ся­ти сед­ми свя­тых отец сед­ма­го все­лен­ска­го собо­ра, Никей­ска­го. Об ико­но­по­чи­та­нии) и более рас­про­стра­нен­ное «до́гмат» (Пол­ный цер­ков­но­сла­вян­ский сло­варь / про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­чен­ко, 1899).


  • 6. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «тео­лог»:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тео́лог – бого­слов, чело­век, посвя­тив­ший свою жизнь изу­че­нию Бога.


  • 7. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «смо­ков­ни­ца»:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Смоко́вница – пло­до­вое дере­во, боль­ше извест­ное нам под назва­ни­ем инжир. Делая уда­ре­ние на «И», вы сле­ду­е­те нор­ме почти четы­рех­сот­лет­ней давности.


  • 8. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «ипо­стась»:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ипоста́сь – поня­тие пра­во­слав­но­го бого­сло­вия, при­ня­тое для выра­же­ния спо­со­ба бытия Боже­ствен­ной при­ро­ды (сущ­но­сти), рав­но­знач­но поня­тию «Лицо». Уда­ре­ние в дан­ном сло­ве сле­ду­ет делать на «А», на что ука­зы­ва­ет, напри­мер, Пол­ный цер­ков­но­сла­вян­ский сло­варь / про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­чен­ко, 1899.


  • 9. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «Алек­сий»:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Алекси́й – фор­ма име­ни до 1708 года и цер­ков­ная фор­ма муж­ско­го име­ни; в пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка — «защит­ник».


  • 10. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «воз­глас»:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Во́зглас/возгла́с – крат­кое молит­во­сло­вие, про­воз­гла­ша­е­мое свя­щен­ни­ком или архи­ере­ем. Неко­то­рые воз­гла­сы явля­ют­ся завер­ше­ни­ем тихо чита­е­мой молит­вы. Во́зглас – лите­ра­тур­ная нор­ма, в цер­ков­но­сла­вян­ском же язы­ке мы встре­ча­ем оба вари­ан­та (напри­мер, в боль­шин­стве треб­ни­ков уда­ре­ние сто­ит на «А» (см. Слу­жеб­ник), одна­ко Пол­ный цер­ков­но­сла­вян­ский сло­варь / про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­чен­ко, 1899, ука­зы­ва­ет уда­ре­ние на «О»).


  • 11. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «ирмос»:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ирмо́с (от греч. «связь, спле­те­ние, ряд») – пер­вая стро­фа пес­ни кано­на. В визан­тий­ских кано­нах ирмос слу­жит мело­ди­че­ским образ­цом для после­ду­ю­щих тро­па­рей пес­ни. Ирмос явля­ет­ся так­же смыс­ло­вым свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду биб­лей­ской пес­нью и тро­па­ря­ми пес­ни канона.


  • 12. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «отпуст»:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Отпу́ст – крат­кая молит­ва, про­из­но­си­мая свя­щен­ни­ком или архи­ере­ем, кото­рой окан­чи­ва­ет­ся бого­слу­же­ние. Отпуст содер­жит крат­кое про­ше­ние о мило­сти Божией.


  • 13. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «коли­во»:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ко́ливо/коли́во (от греч. «варе­ная пше­ни­ца») – варе­ная пше­ни­ца (или иной злак), под­сла­щен­ная медом или саха­ром. Сло­ва­ри пред­ла­га­ют оба воз­мож­ных вари­ан­та. Так, Пол­ный цер­ков­но­сла­вян­ский сло­варь / про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­чен­ко, 1899, ука­зы­ва­ет уда­ре­ние на «И», а Сло­варь цер­ков­но­сла­вян­ско­го и рус­ско­го язы­ка / А.Х. Восто­ков, 1847, – на «О».


  • 14. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «воз­дух» (в зна­че­нии «покров»):



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Возду́х – боль­шой четы­рех­уголь­ный покров, кото­рым покры­ва­ют­ся покры­тые покров­ца­ми дис­кос и потир. Воз­дух сим­во­ли­че­ски изоб­ра­жа­ет пла­ща­ни­цу, кото­рой было обви­то тело Иису­са Христа.


  • 15. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «куколь»:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ку́коль (от лат. «капю­шон») – верх­нее обла­че­ние мона­ха вели­кой схи­мы в виде ост­ро­ко­неч­но­го капю­шо­на с дву­мя длин­ны­ми, закры­ва­ю­щи­ми спи­ну и грудь поло­са­ми мате­рии; чер­но­го цве­та, с изоб­ра­же­ни­ем на нем кре­стов, сера­фи­мов и тек­ста трисвятого.


  • 16. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «цер­ков­ка»:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Це́рковка/церко́вка – малень­кая цер­ковь, церк­вуш­ка. Сло­во обра­зо­ва­но от сло­ва «цер­ковь» с помо­щью уменьшительно–ласкательного суф­фик­са. В насто­я­щее вре­мя сло­ва­ри (напри­мер, Рус­ский орфо­гра­фи­че­ский сло­варь / РАН. В.В. Лопа­тин и др., 1999), пред­ла­га­ют оба воз­мож­ных вари­ан­та (це́рковка/церко́вка), при­чем пред­по­чте­ние отда­ет­ся пер­во­му (напри­мер, Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка. Тол­ко­во-сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный / Т.Ф. Ефре­мо­ва, 2000).


  • 17. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «просфо­ра»:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Просфо­ра́ – (от греч. «при­но­ше­ние») – бого­слу­жеб­ный литур­ги­че­ский хлеб, упо­треб­ля­е­мый для Таин­ства евха­ри­стии и для поми­но­ве­ния во вре­мя про­ско­ми­дии живых и мерт­вых. Гото­вит­ся из квас­но­го (т.е. дрож­же­во­го) теста, состо­я­ще­го из пше­нич­ной муки, воды и соли. Сло­ва­ри (напри­мер, Пол­ный цер­ков­но­сла­вян­ский сло­варь / про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­чен­ко, 1899 и Сло­варь цер­ков­но­сла­вян­ско­го и рус­ско­го язы­ка / А.Х. Восто­ков, 1847), ука­зы­ва­ют уда­ре­ние на «А». Одна­ко мно­же­ствен­ное чис­ло – про́сфоры.


  • 18. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «окто­их»:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Окто́их (от греч. «вось­ми­глас­ный») – бого­слу­жеб­ная кни­га, содер­жа­щая тек­сты изме­ня­е­мых молит­во­сло­вий вось­ми гла­сов на каж­дый день недели.


  • 19. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «тра­пез­ная»:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тра́пезная/трапе́зная (от греч. «стол, куша­нье») – зда­ние в мона­сты­ре или хра­ме, в кото­рое соби­ра­ют­ся для при­ня­тия пищи, т.е. на тра­пе­зу. Сло­ва­ри пред­ла­га­ют оба воз­мож­ных вари­ан­та. Так, Пол­ный цер­ков­но­сла­вян­ский сло­варь / про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­чен­ко, 1899, ука­зы­ва­ет уда­ре­ние на первую «А», а Сло­варь цер­ков­но­сла­вян­ско­го и рус­ско­го язы­ка / А.Х. Восто­ков, 1847, – на «Е».


  • 20. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «вече­ря»:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ве́черя – вечер­няя тра­пе­за, ужин. Сло­ва­ри (напри­мер, Пол­ный цер­ков­но­сла­вян­ский сло­варь / про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­чен­ко, 1899 и Сло­варь цер­ков­но­сла­вян­ско­го и рус­ско­го язы­ка / А.Х. Восто­ков, 1847), ука­зы­ва­ют уда­ре­ние на «Е».

    Не сле­ду­ет путать сло­во «вече­ря» со сло­вом «вече́рня», в кото­ром уда­ре­ние ста­вит­ся на вто­рой слог.


  • 21. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «ску­фия»:


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ску­фья́ – голов­ной убор в виде неболь­шой пира­ми­даль­ной шапоч­ки чер­но­го или фио­ле­то­во­го цвета.


  • 22. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «кондак»:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Конда́к – неболь­шое пес­но­пе­ние, в парал­лель тро­па­рю рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность цер­ков­но­го праздника.


  • 23. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «инди­тия»:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Инди́тия (от греч. «оде­ваю») – верх­нее обла­че­ние пре­сто­ла, свет­лый, шел­ко­вый или пар­чо­вый плат.


  • 24. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «помян­ник»:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Помя́нник – неболь­шая книж­ка или тет­рад­ка с запи­сан­ны­ми в ней для молит­вен­но­го поми­но­ве­ния име­на­ми живых и усопших.


  • 25. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в име­ни «Зоси­ма»:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Зо́сима – лите­ра­тур­ная нор­ма (напри­мер, в романе Ф.М. Досто­ев­ско­го «Бра­тья Кара­ма­зо­вы»), на ико­нах же и в бого­слу­жеб­ных текстах мы встре­ча­ем уда­ре­ние на «И» (напри­мер, в Служ­бе Зоси­ме и Сав­ва­тию Соло­вец­ким). Зоси­ма – муж­ское имя; в пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка – «под­по­я­сан­ный».


  • 26. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «икос»:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    И́кос (от греч. «дом») – цер­ков­ное пес­но­пе­ние, содер­жа­щее про­слав­ле­ние свя­то­го или празд­ну­е­мо­го собы­тия. Икос и кондак сход­ны по содер­жа­нию и оди­на­ко­вы по изло­же­нию. Раз­ни­ца меж­ду ними та, что кондак коро­че, а икос пространнее.


  • 27. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «екте­ния»:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Екте́ния/ектения́ (от греч. «про­тя­же­ние») – молит­во­сло­вие, начи­на­ю­ще­е­ся с при­зы­ва к молит­ве и состо­я­щее из ряда про­ше­ний и заклю­чи­тель­но­го воз­гла­са, про­слав­ля­ю­ще­го Бога. В бого­слу­жеб­ных кни­гах почти все­гда уда­ре­ние сто­ит на послед­нем сло­ге (екте­ния́), одна­ко в спра­воч­ных изда­ни­ях встре­ча­ют­ся оба вари­ан­та. Напри­мер, «екте­ния́» в Пол­ном цер­ков­но­сла­вян­ском сло­ва­ре / про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­чен­ко, 1899; «екте́ния» в Новом сло­ва­ре рус­ско­го / Т.Ф. Ефре­мо­ва, 2000; и даже «ектени́я» в Сло­ва­ре цер­ков­но­сла­вян­ско­го и рус­ско­го язы­ка / А.Х. Восто­ков, 1847.


  • 28. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в име­ни «Авва­кум»:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Авва́кум/Авваку́м – биб­лей­ское имя еврей­ско­го про­ис­хож­де­ния. Воз­мож­ны оба вари­ан­та уда­ре­ния, одна­ко в насто­я­щее вре­мя чаще все­го уда­ре­ние ста­вят на послед­ний слог (Авваку́м), в ста­рой тра­ди­ции уда­ре­ние при­хо­ди­лось на вто­рой слог (Авва́кум) (см., напри­мер, «ико­ну» про­то­по­па Авва­ку­ма) и эта тра­ди­ция сохра­ня­ет­ся у ста­ро­об­ряд­цев. В пере­во­де с еврей­ско­го язы­ка – «Любовь Божия».


  • 29. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «епи­ти­мия»:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Епи­ти­мия́ (от греч. «нака­за­ние») – духов­но-испра­ви­тель­ные меры, накла­ды­ва­е­мые свя­щен­ни­ком или архи­ере­ем на испо­ве­ду­ю­ще­го­ся. Епи­ти­мия может состо­ять в допол­ни­тель­ном посте, покло­нах и т.п.


  • 30. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «миря­нин»:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Миря́нин – член Церк­ви, не вхо­дя­щий в состав духо­вен­ства и монашества.


  • 31. Поставь­те пра­виль­ное уда­ре­ние в сло­ве «мытарь»:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мы́тарь/мыта́рь – сбор­щик рим­ских пода­тей и пошлин. Воз­мож­ны оба вари­ан­та про­из­но­ше­ния. Напри­мер, в Сло­ва­ре Ака­де­мии Рос­сий­ской (1789–1794 гг.) дает­ся толь­ко фор­ма «мыта́рь»; почти сто­ле­ти­ем поз­же, В.И. Даль в сво­ем зна­ме­ни­том сло­ва­ре допус­ка­ет оба вари­ан­та: мы́тарь и мыта́рь; в «Пол­ном цер­ков­но­сла­вян­ском сло­ва­ре в 2‑х томах» (сост. Г. Дья­чен­ко, М., 1998; фак­си­миль­ное вос­про­из­ве­де­ние изда­ния 1900 г.) это сло­во даёт­ся с уда­ре­ни­ем на пер­вый слог: мы́тарь.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 58%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • natalyryazanceva, 20.10.2021

    Поче­му у меня в тестах после нажа­тия кноп­ки “ОТВЕТИТЬ” не всплы­ва­ет пра­виль­ный ответ?

    Ответить »
    • Ген­на­дий, 28.10.2021

      Про­верь­те настрой­ки бра­у­зе­ра или зай­ди­те через дру­гой браузер.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки