Антоний Скрынников – совершенно разносторонний молодой священник

Антоний Скрынников – совершенно разносторонний молодой священник

Чуде­са все-таки суще­ству­ют и слу­ча­ют­ся совсем рядом. В пред­две­рии Рож­де­ства мне повез­ло бли­же узнать очень инте­рес­но­го чело­ве­ка – моло­до­го пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка Анто­ния Скрын­ни­ко­ва, мис­си­о­не­ра, уче­но­го, писа­те­ля, обще­ствен­но­го дея­те­ля, насто­я­те­ля хра­ма в честь вои­на Димит­рия Дон­ско­го в Став­ро­по­ле, редак­то­ра сай­та Став­ро­поль­ской мит­ро­по­лии, руко­во­ди­те­ля двух отде­лов епар­хии – по делам моло­де­жи и мис­си­о­нер­ско­го, чле­на обще­ствен­но­го сове­та ГУВД по СК, след­ствен­но­го коми­те­та СК, миню­ста СК… А так­же кан­ди­да­та наук, люби­мо­го мужа Анны, любя­ще­го отца четы­рех­лет­не­го сыниш­ки Никиты.

Чест­но гово­ря, с тру­дом мог­ла себе пред­ста­вить чело­ве­ка, спо­соб­но­го упра­вить­ся со столь­ки­ми – и нема­лы­ми – обя­зан­но­стя­ми. К тому же чело­ве­ка, отнюдь не отя­го­щен­но­го гру­зом лет, отцу Анто­нию все­го 32 года! А сколь­ко ему уда­лось и уда­ет­ся сде­лать – хва­ти­ло бы на пятерых.

По слову пастыря

Его доро­га к хра­му была уди­ви­тель­ной – слу­чай­но-неслу­чай­ной. Он жил тогда с мамой Оль­гой Ана­то­льев­ной в род­ном горо­де Эли­сте. До 16 лет был далек от церк­ви, как мно­гие сверст­ни­ки, что было, в общем-то, типич­но для того вре­ме­ни. И вот одна­жды Антон ока­зал­ся у хра­ма, ждал чело­ве­ка, а к нему подо­шел сам епи­скоп Эли­стин­ский и Кал­мыц­кий Зоси­ма, поин­те­ре­со­вал­ся, что паре­нек здесь дела­ет. Раз­го­во­ри­лись, а потом вла­ды­ка неожи­дан­но пред­ло­жил: при­хо­ди зав­тра, будешь помо­гать на служ­бе. Так же неожи­дан­но для само­го себя Антон согла­сил­ся, прав­да, при­знал­ся, что еще не кре­щен. Да и не знал ниче­го о сути бого­слу­же­ния. Вла­ды­ку это не сму­ти­ло, вопрос о кре­ще­нии был быст­ро решен. Види­мо, что-то очень важ­ное смог раз­гля­деть в парень­ке архиерей.

– Сей­час пони­маю, что то был про­мысл Божий, – раз­мыш­ля­ет отец Анто­ний. – Чело­век свет­ский может ска­зать: сов­па­де­ние, слу­чай­ность… Но я‑то уве­рен, что, если бы тогда вла­ды­ка про­сто про­шел мимо, воз­мож­но, и вся жизнь моя сло­жи­лась ина­че. А вла­ды­ка про­явил такое уча­стие, и я стал ему искрен­ним помощником.

Уди­ви­тель­ным было все: и оте­че­ское вни­ма­ние епи­ско­па к абсо­лют­но незна­ко­мо­му юно­ше, и то, как быст­ро и орга­нич­но вошел Антон в осо­бый мир жиз­ни церк­ви. Хотя род­ствен­ни­ки и дру­зья пона­ча­лу вос­при­ня­ли это как новое увле­че­ние. Ока­за­лось, судь­ба. И когда уже стал сту­ден­том Севе­ро-Кав­каз­ско­го тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та, избрав новую для вуза спе­ци­аль­ность «социо­ло­гия», Антон сохра­нил в себе жела­ние про­дол­жать делать полез­ное для церк­ви. По бла­го­сло­ве­нию тогдаш­не­го вла­ды­ки Гедео­на он орга­ни­зо­вал моло­деж­ный пра­во­слав­ный клуб, собрал груп­пу сту­ден­тов, тянув­ших­ся к вере. Ста­ра­лись орга­ни­зо­вать встре­чи нефор­маль­но, соби­ра­лись не про­сто пого­во­рить, а при­гла­ша­ли и свя­щен­ни­ков, и мно­го дру­гих инте­рес­ных людей – извест­ных спортс­ме­нов, дея­те­лей куль­ту­ры, исто­ри­ков-кра­е­ве­дов, путе­ше­ствен­ни­ков, вме­сте совер­ша­ли раз­лич­ные палом­ни­че­ские поезд­ки. Клуб суще­ству­ет до сих пор, уже с новы­ми поко­ле­ни­я­ми сту­ден­тов. А вла­ды­ка Фео­фан в 2005 году поощ­рил его рабо­ту недель­ной поезд­кой в Иерусалим.

Миссия – каждый день

С момен­та воцер­ко­в­ле­ния Анто­на не остав­ля­ла мысль о свя­щен­ни­че­ском слу­же­нии. Но сна­ча­ла хотел узнать жизнь пол­нее, побыв свет­ским чело­ве­ком, понять, как устро­ен мир. После окон­ча­ния уни­вер­си­те­та какое-то вре­мя рабо­тал жур­на­ли­стом, мно­го ездил по Кав­ка­зу, сотруд­ни­чал с рядом изда­ний. Это была отлич­ная воз­мож­ность посмот­реть на реги­он сво­и­ми гла­за­ми, само­му пооб­щать­ся с жите­ля­ми кав­каз­ских рес­пуб­лик, в том чис­ле со свя­щен­ни­ка­ми хра­мов в этих рес­пуб­ли­ках. Накап­ли­вал­ся про­фес­си­о­наль­ный, житей­ский опыт, и вера под­дер­жи­ва­ла его всегда.

Свя­щен­ни­че­ский сан при­нял в 2009‑м в Эли­сте, руко­по­ло­жил его архи­епи­скоп Зоси­ма, потом был год слу­же­ния в хра­ме горо­да Сочи, после чего вер­нул­ся в став­ший род­ным Став­ро­поль. Засту­пив­ший на кафед­ру вла­ды­ка Кирилл пред­ло­жил ему, име­ю­ще­му опыт жур­на­лист­ской рабо­ты, стать глав­ным редак­то­ром сай­та мит­ро­по­лии. Так что теперь при­хо­дит­ся сов­ме­щать несколь­ко ипо­ста­сей. В ста­дии стро­и­тель­ства храм в воен­ном город­ке Став­ро­по­ля, он будет двух­пре­столь­ным: верх­ний в честь вои­на Димит­рия Дон­ско­го, ниж­ний в честь Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го. Кро­ме того, отец Анто­ний слу­жит в часо­вен­ке вели­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры при стро­и­тель­ном тех­ни­ку­ме – вот еще один канал свя­зи с моло­деж­ной ауди­то­ри­ей, кото­рая ему так близка.

– Мне все­гда была инте­рес­на мис­си­о­нер­ская рабо­та: пере­дать дру­гим то, что тебе доро­го, – пояс­ня­ет отец Анто­ний. – Кто-то пред­по­чи­та­ет ново­сти об оче­ред­ной рас­про­да­же и уде­шев­ле­нии това­ров, но с точ­ки зре­ния веч­но­сти – это ничто. Люди зача­стую делят­ся с дру­зья­ми и сосе­дя­ми мел­ки­ми, ниче­го не зна­ча­щи­ми ново­стя­ми, а о глав­ном, духов­ном, слов­но стес­ня­ют­ся сказать.

По сути же, мне кажет­ся, все мно­го­чис­лен­ные обя­зан­но­сти собе­сед­ни­ка и есть мис­си­о­нер­ская рабо­та в раз­ных ее про­яв­ле­ни­ях. Неда­ром, видя уча­стие свя­щен­ни­ков в тех или иных меро­при­я­ти­ях, мы вос­при­ни­ма­ем их имен­но как пред­ста­ви­те­лей церк­ви… Но ведь пред­ста­ви­тель­ством дело не огра­ни­чи­ва­ет­ся. Мис­сия, счи­та­ет отец Анто­ний, по боль­шо­му сче­ту, без­гра­нич­на. Напри­мер, он регу­ляр­но пишет в соц­се­тях, а там доволь­но боль­шая ауди­то­рия, и каж­дое его сооб­ще­ние – та же про­по­ведь, в этом его интер­нет-мис­сия. А свои кни­ги он бес­плат­но раз­да­ет в шко­лах, вузах и дру­гих ауди­то­ри­ях. По бла­го­сло­ве­нию вла­ды­ки два года под­ряд ездил в Бир­му, про­по­ве­до­вал жите­лям Юго-Восточ­ной Азии, жела­ю­щим при­нять пра­во­сла­вие (об этом – ниже).

Конеч­но, глав­ная интер­нет-мис­сия – епар­хи­аль­ный сайт как источ­ник все­воз­мож­ной инфор­ма­ции о жиз­ни церк­ви. В еже­днев­ном состав­ле­нии основ­но­го кон­тен­та помо­га­ют сотруд­ни­ки инфор­м­от­де­ла епар­хии – редак­ции газе­ты «Бла­го­вест», пресс-служ­бы, теле­сту­дии. При­сы­ла­ют ново­сти и при­хо­ды из рай­о­нов края, порой при­хо­дит­ся редак­ти­ро­вать до 150 сооб­ще­ний в месяц. Быва­ет, опи­сы­ва­е­мое собы­тие уже уста­ре­ло или не столь зна­чи­мо. Отец Анто­ний сам зани­ма­ет­ся и тех­ни­че­ским раз­ме­ще­ни­ем, не видя в этом ника­кой слож­но­сти при нынеш­нем уровне про­грамм. Недав­но на сай­те появи­лась новая руб­ри­ка «Задать вопрос архи­ерею»: не все­гда люди могут спе­ци­аль­но при­е­хать в Став­ро­поль, да и вла­ды­ка часто занят, теперь же вопро­сы ему мож­но задать напря­мую, мит­ро­по­лит Кирилл сам их чита­ет и отве­ча­ет, отец Анто­ний раз­ме­ща­ет на сайте.

Сектанты – народ хитрый

С пер­во­го же кур­са уни­вер­си­те­та Анто­на заин­те­ре­со­ва­ла тема сек­тант­ства. Тогда сту­ден­там уда­лось создать Севе­ро-Кав­каз­ский пра­во­за­щит­ный центр, помо­гав­ший тем, кто хотел вый­ти из сект или вышел, но под­вер­гал­ся пре­сле­до­ва­ни­ям. Ребя­та из цен­тра высту­па­ли с лек­ци­я­ми в став­ро­поль­ских вузах. И тема эта до сих пор оста­ет­ся важ­ным направ­ле­ни­ем его нынеш­ней рабо­ты. Это со сто­ро­ны она может пока­зать­ся не столь акту­аль­ной, как еще несколь­ко лет назад, когда раз­но­го тол­ка сек­тан­ты чуть не тол­па­ми бро­ди­ли по горо­дам и весям…

– Визу­аль­но их ста­ло дей­стви­тель­но мень­ше, они про­сто сме­ни­ли мето­ди­ку и прак­ти­ку, «рабо­та­ют» на ожив­лен­ных ули­цах, где боль­ше охват наро­да, это меж­ду­на­род­ная их прак­ти­ка, – пояс­ня­ет отец Анто­ний. – С ули­цы ушли в Интер­нет, на каком толь­ко сай­те их нет, выби­ра­ют самые мас­со­вые… Мы же не уста­ем под­чер­ки­вать, что борем­ся не с отдель­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми той или иной сек­ты, а с фор­ми­ро­ва­ни­я­ми, жерт­ва­ми кото­рых те ста­ли. Все это, по сути, кор­по­ра­ции ком­мер­че­ско­го толка.

Сре­ди наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ных сект, дей­ству­ю­щих сего­дня на Став­ро­по­лье, отец Анто­ний выде­ля­ет Сви­де­те­лей Иего­вы, кото­рых уж точ­но не ста­ло мень­ше, они и по поли­кли­ни­кам по-преж­не­му ходят, и в Интер­не­те акти­ви­зи­ро­ва­лись. На вто­ром месте – дви­же­ние неопя­ти­де­сят­ни­ков, вклю­ча­ю­щее сот­ни мел­ких сект, име­ю­щих раз­ные финан­со­вые инте­ре­сы (Исход, Новое поко­ле­ние, Сло­во жиз­ни и т. п.), но объ­еди­нен­ных назва­ни­ем и идео­ло­ги­ей. Любо­пыт­но, что имен­но неопя­ти­де­сят­ни­ки были удар­ной силой пер­во­го Май­да­на на Укра­ине. На тре­тье место мож­но поста­вить неоязы­че­ство, или род­но­ве­рие, потен­ци­аль­но спо­соб­ное стать про­бле­мой номер один в совре­мен­ном обще­стве. Это чаще все­го уча­щи­е­ся ПТУ, дале­ко не уни­вер­си­тет­ская моло­дежь, при­чем, как пра­ви­ло, физи­че­ски весь­ма креп­кие люди, посе­ща­ю­щие спорт­за­лы. При этом пози­ци­о­ни­ру­ют себя пат­ри­о­та­ми, ищут, так ска­зать, «искон­ные» корни…

– Да, они игра­ют на этой теме, актив­ны в интер­нет-сре­де, нена­ви­дят пра­во­сла­вие, и для кого-то род­но­ве­рие ста­но­вит­ся пря­мым путем в вах­ха­бизм, о чем гово­рит при­мер мно­гих исла­ми­стов. Это весь­ма опас­ная экс­тре­мист­ская сре­да, мы зна­ем име­на став­ро­поль­цев, под вли­я­ни­ем сек­ты уехав­ших вое­вать на Укра­ине на сто­роне кара­тель­ных бата­льо­нов. Еще в крае име­ет место, увы, «рус­ский вах­ха­бизм», куда попа­да­ют сла­вян­ские жен­щи­ны и девуш­ки, не вызы­ва­ю­щие у спец­служб таких подо­зре­ний, как жен­щи­ны в ислам­ском обла­че­нии. Им лег­че про­не­сти взрыв­чат­ку… Мы при­вык­ли думать, что запре­щен­ная в Рос­сии груп­пи­ров­ка ИГИЛ где-то дале­ко, на самом деле – неред­ко на рас­сто­я­нии вытя­ну­той руки. Актив­ная вер­бов­ка рус­ско­языч­ных иги­лов­цев при­зва­на посто­ян­но попол­нять их ряды.

О резуль­та­тах этой рабо­ты свя­щен­ни­ку гово­рить, конеч­но, слож­но: ника­кие «заме­ры» тут невоз­мож­ны. Но есть кон­крет­ная цель – про­фи­лак­ти­ка. В кон­це декаб­ря отец Анто­ний побы­вал в десят­ках школ четы­рех рай­о­нов, бесе­до­вал со стар­ше­класс­ни­ка­ми о сек­тах. Он уве­рен: если сей­час, пока эти ребя­та еще школь­ни­ки, в их селах нет сек­тан­тов, но зав­тра они при­едут в горо­да учить­ся в вузах и кол­ле­джах, и тогда его бесе­ды могут им при­го­дить­ся. За послед­ние десять лет лек­ции Анто­ния Скрын­ни­ко­ва услы­ша­ла не одна тыся­ча чело­век, и в жиз­ни мно­гих они обя­за­тель­но сыг­ра­ют свою роль. Преж­де все­го не поз­во­лят попасть в сек­ту. По бла­го­сло­ве­нию вла­ды­ки в епар­хии гото­вит­ся боль­шой тираж листо­вок, рас­кры­ва­ю­щих суть дви­же­ний Сви­де­те­лей Иего­вы и неоязыч­ни­ков. Сло­вом, рабо­та эта ком­плекс­ная, мно­го­ас­пект­ная. При­хо­дит­ся еще и посто­ян­но отсле­жи­вать ситу­а­цию, ведь сек­ты име­ют пора­зи­тель­ную спо­соб­ность воз­ни­кать из ниче­го, а сек­тан­ты – хит­рый народ: все, что нуж­но, – арен­до­вать под­вал, пове­сить кра­си­вую вывес­ку по воз­мож­но­сти при­вле­ка­тель­но­го харак­те­ра, чаще все­го ком­мер­че­ско­го, спор­тив­но­го, эко­ло­ги­че­ско­го, обще­ствен­но­го. К при­ме­ру, в ста­ни­це Тем­но­лес­ской одно вре­мя сек­та дей­ство­ва­ла под мар­кой… кре­стьян­ско-фер­мер­ско­го хозяйства.

Мир смотрит на православие

Лек­ции отца Анто­ния слу­ша­ют не толь­ко на Став­ро­по­лье, а теперь уже, мож­но ска­зать, по миру. И зару­беж­ные коман­ди­ров­ки дав­но ста­ли для него при­выч­ным, хотя, конеч­но, ответ­ствен­ным делом. В этом году участ­во­вал в боль­шой меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции в Бол­га­рии, где пред­ста­ви­те­ли всех пра­во­слав­ных церк­вей обсу­ди­ли, в част­но­сти, и тему вах­ха­биз­ма в Рос­сии и Евро­пе. Отту­да сра­зу поехал в Мюн­хен по при­гла­ше­нию тамош­не­го хра­ма Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви за гра­ни­цей, читал лек­ции по твор­че­ству Льва Тол­сто­го: отно­ше­ния клас­си­ка с цер­ко­вью до сих пор оста­ют­ся весь­ма обсуж­да­е­мы­ми и спор­ны­ми. Зовут его и пра­во­слав­ные общи­ны при­бал­тий­ских рес­пуб­лик. И уж совсем экзо­тич­ны­ми сто­рон­не­му взгля­ду могут пока­зать­ся поезд­ки рус­ско­го свя­щен­ни­ка в Юго-Восточ­ную Азию. Вот уже два года под­ряд по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Воло­ко­лам­ско­го Илла­ри­о­на, гла­вы отде­ла внеш­них цер­ков­ных свя­зей Мос­ков­ско­го Пат­ри­ар­ха­та и мит­ро­по­ли­та Став­ро­поль­ско­го и Невин­но­мыс­ско­го Кирил­ла отец Анто­ний посе­ща­ет Бир­му (вто­рое назва­ние – Мьян­ма). Дело в том, что мест­ная груп­па хри­сти­ан-бап­ти­стов, чиний­цев по наци­о­наль­но­сти, захо­те­ла при­нять православие.

– Несколь­ко лет назад их пас­тор Томас учил­ся в Швей­ца­рии в эку­ме­ни­че­ской шко­ле, где впер­вые близ­ко узнал пра­во­слав­ных хри­сти­ан, общал­ся с ними, а вер­нув­шись домой, напи­сал пись­мо в Моск­ву с поже­ла­ни­ем перей­ти в пра­во­сла­вие, – рас­ска­зы­ва­ет отец Анто­ний. – Он объ­явил об этом сво­ей пастве, и часть общин пошла за ним. Зна­е­те, мне неволь­но вспо­ми­на­ет­ся Вели­кий князь Вла­ди­мир, кото­рый кре­стил Русь. Он так же обра­тил­ся к сво­им под­дан­ным, и они ска­за­ли: если ты счи­та­ешь, что это хоро­шо, то мы тебе дове­ря­ем. И Тома­су его паства пове­ри­ла, даже не зная, что такое православие!

Отец Анто­ний почти ровес­ник с пас­то­ром Тома­сом, кото­ро­му 35 лет, и чув­ству­ет­ся, что этот уди­ви­тель­ный свя­щен­ник очень сим­па­ти­чен мое­му собе­сед­ни­ку. Они, есте­ствен­но, о мно­гом успе­ли пере­го­во­рить: Томас (а теперь уже пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин Фома) рас­ска­зы­вал, что его не устра­и­ва­ло в евро­пей­ском хри­сти­ан­стве – чрез­мер­ный рас­цвет «либе­ра­лиз­ма», появ­ле­ние жен­ско­го свя­щен­ни­че­ства, руко­по­ло­же­ние гомо­сек­су­а­ли­стов, вен­ча­ние одно­по­лых пар и т.п. Все это подвиг­ло выучить рус­ский язык, несколь­ко лет учить­ся в цер­ков­ной аспирантуре.

Бир­ма про­из­ве­ла впе­чат­ле­ние неиз­гла­ди­мое. Стра­на в неко­то­ром смыс­ле застря­ла по уров­ню раз­ви­тия глу­бо­ко в XVI-XVII веках. Если сто­ли­ца и несколь­ко горо­дов более-менее совре­мен­ны, то в деревне тяже­лый моно­тон­ный физи­че­ский труд, отсут­ствие све­та, газа, воды, газет, денег. Насе­ле­ние – бед­ней­шие кре­стьяне, выра­щи­ва­ю­щие рис, бана­ны, уха­жи­ва­ю­щие за ско­ти­ной. При­езд рус­ско­го чело­ве­ка стал для них насто­я­щим чудом.

– В одной деревне до нас нико­гда не виде­ли бело­го чело­ве­ка, – отец Анто­ний и сего­дня слов­но не верит сам себе. – И для меня это было шоком, я уж думал, что на зем­ле нет таких мест, но ока­за­лось, что высо­ко в горах Бир­мы такие места есть. Встре­чав­ший нас ста­рей­ши­на про­сто рас­пла­кал­ся и через Тома­са пояс­нил, что за свои 85 лет впер­вые видит белых. В дет­стве роди­те­ли ему об этом рас­ска­зы­ва­ли, но он думал, что это выдум­ка… Потом попро­сил раз­ре­ше­ния потро­гать нас. Неве­ро­ят­ное ощу­ще­ние, когда тебя тро­га­ют, пыта­ясь понять, есть ли ты на самом деле!

В этой дере­вуш­ке живут две­сти чело­век, все они там роди­лись, вокруг еще ряд мел­ких дере­ву­шек побли­зо­сти – вот весь соци­ум это­го чело­ве­ка. Нам это кажет­ся страш­ным, а они так живут, для них это есте­ствен­но. С одной сто­ро­ны, было жаль этих людей, но с дру­гой – они нахо­дят­ся в есте­ствен­ной для себя сре­де, бир­ман­цы счи­та­ют, что весь мир живет так же, как они. В общем, счаст­ли­вые люди, пото­му что не зна­ют, что на самом деле про­ис­хо­дит. Поня­тия не име­ют о Рос­сии. И рас­спра­ши­ва­ли по-сво­е­му: водят­ся ли у нас вол­ки, у них там много…

Как вла­сти стра­ны вос­при­ни­ма­ют внед­ре­ние новой веры? Вооб­ще-то, им не до это­го – Бир­ма раз­ди­ра­е­ма граж­дан­ской вой­ной, часть рай­о­нов недо­ступ­на… Зада­чей отца Анто­ния было, во-пер­вых, уви­деть этих людей, поже­лав­ших стать пра­во­слав­ны­ми, понять, какая фор­ма мис­сии там воз­мож­на. При­вез туда лите­ра­ту­ру на англий­ском, посколь­ку на бир­ман­ском пра­во­слав­ных изда­ний, конеч­но, нет.

Сре­ди зару­беж­ных марш­ру­тов отца Анто­ния про­шлых лет – Сло­ве­ния, Вели­ко­бри­та­ния, Кипр… В этом году было при­гла­ше­ние рус­ско­языч­но­го пра­во­слав­но­го при­хо­да в Мель­бурне, но вла­сти Австра­лии поче­му-то отка­за­ли в визе…

О таинстве и Жизни

Нема­ло­важ­ной точ­кой при­ло­же­ния сил оста­ет­ся для отца Анто­ния нау­ка, впро­чем, тоже близ­кая его повсе­днев­ной про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти. Не так дав­но, минув­шим летом, защи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию по теме «Соци­о­куль­тур­ная дина­ми­ка про­цес­сов инфор­ма­ти­за­ции в совре­мен­ном обще­стве». И уже дума­ет над док­тор­ской, воз­мож­но, по пси­хо­ло­гии. Поль­зу­ют­ся спро­сом и кни­ги А. Скрын­ни­ко­ва. В состав­ле­нии ряда учеб­ных посо­бий он высту­пал в соав­тор­стве с дру­ги­ми свя­щен­ни­ка­ми. Есть и три сво­их – «Кар­ман­ные запис­ки моло­до­го свя­щен­ни­ка», «Таин­ство вен­ча­ния», «Отве­ты вопро­ша­ю­щим». Соб­ствен­но, уже из назва­ний вид­но, что все свя­за­ны с прак­ти­кой свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния. В том чис­ле и сле­ду­ю­щая, чет­вер­тая, кото­рая будет посвя­ще­на таин­ству смерти.

– Заме­тил, что совре­мен­ные люди как-то гипер­тро­фи­ро­ван­но боят­ся смер­ти, – раз­мыш­ля­ет отец Анто­ний. – Без­услов­но, мы, хри­сти­ане, тоже не хотим про­сто взять и уме­реть, но мы пони­ма­ем, что есть гораз­до более важ­ные вещи – жизнь наших близ­ких, наших детей, наша вера, наше Оте­че­ство, все то, за что мож­но отдать свою жизнь. Хри­сти­а­нин осо­зна­ет: смерть – не конец, а иное нача­ло жиз­ни. Есте­ствен­но, каж­до­му из нас хоте­лось бы боль­ше побыть здесь, что-то успеть сде­лать, но и вос­при­ни­мать смерть как фаталь­ное, непре­лож­ное зло непра­виль­но. Есть жизнь после смер­ти, об этом хочет­ся пого­во­рить со сво­им читателем…

Тема, конеч­но, необъ­ят­ная, слож­ная. Ею мно­го зани­ма­лись рус­ские лите­ра­тур­ные клас­си­ки. Отец Анто­ний в послед­ний год актив­но углу­бил­ся в твор­че­ство Льва Тол­сто­го, вокруг фигу­ры писа­те­ля мно­го мифов, кото­ры­ми опе­ри­ру­ет часть либе­раль­ной интел­ли­ген­ции и ате­и­стов, утвер­жда­ю­щих, что его отлу­чи­ли от церк­ви. На самом деле нель­зя отлу­чить от церк­ви того, кто в ней не состо­ит. И Льва Нико­ла­е­ви­ча никто не отлу­чал, было опре­де­ле­ние Свя­щен­но­го сино­да с кон­ста­та­ци­ей фак­та: сам Тол­стой гово­рит, что он не хри­сти­а­нин. Да, он был рели­ги­оз­ным чело­ве­ком, несо­мнен­но, ищу­щим, но при­нял ли он пока­я­ние перед кон­чи­ной, в кото­ром бы гово­ри­лось о жела­нии при­ми­рить­ся с Богом, до сих пор не ясно. Доку­мен­тов о послед­них мину­тах его жиз­ни не най­де­но. Зато есть его при­жиз­нен­ные пись­ма, где он хулит Бого­ро­ди­цу и Еван­ге­лие. Изве­стен «пере­вод» Тол­стым «Чет­ве­ро­е­ван­ге­лия», кото­рое он, по сути, отре­дак­ти­ро­вал, исхо­дя из соб­ствен­ных воз­зре­ний. Что ж, гении тоже могут заблуж­дать­ся. И если чело­век гени­а­лен, это не зна­чит, что он все­гда прав…

Что я подарю Христу?

В нашем вос­при­я­тии тай­на смер­ти неот­де­ли­ма от тай­ны рож­де­ния. А вели­чай­шая тай­на Рож­де­ства Хри­сто­ва совер­шен­но осо­бая. Отец Анто­ний с сожа­ле­ни­ем кон­ста­ти­ру­ет: в совре­мен­ном обще­стве, осо­бен­но на Запа­де, Рож­де­ство ста­ло ассо­ци­и­ро­вать­ся преж­де все­го с рас­про­да­жа­ми това­ров, скид­ка­ми и т.п. А суть Рож­де­ства – кто родил­ся и поче­му это отме­ча­ют – ухо­дит на вто­рой-тре­тий план… Свя­той Нико­лай транс­фор­ми­ро­вал­ся в рож­де­ствен­ско­го деда, при­но­ся­ще­го подар­ки. Но для хри­сти­а­ни­на Рож­де­ство – заме­ча­тель­ный повод поду­мать: что я могу пода­рить родив­ше­му­ся Хри­сту? Не в том, разу­ме­ет­ся, смыс­ле, сколь­ко денег чело­век потра­тил в хра­ме, хотя дело это богоугодное.

– Часто спра­ши­ва­ют: где же Бог, если в мире столь­ко наси­лия? Но если бы Гос­подь каж­дый раз являл­ся бы поли­ти­кам, депу­та­там или улич­ным дра­чу­нам, выхо­ди­ло бы, что весь мир – что-то вро­де теат­ра мари­о­не­ток… Гос­подь дал нам вели­чай­ший дар – сво­бо­ду воли: мы можем, услов­но гово­ря, начать вой­ну, а можем делать что-то доб­рое. Так и с Рож­де­ством: один может напить­ся и подрать­ся, а дру­гие поста­ра­ют­ся быть более мило­серд­ны­ми к окру­жа­ю­щим, нуждающимся.

Часто в нецер­ков­ной сре­де под­ни­ма­ет­ся вопрос несов­па­де­ния рож­де­ствен­ских дат у като­ли­ков и пра­во­слав­ных. А ведь глав­ное не кон­крет­ное чис­ло, самое важ­ное, что мы вспо­ми­на­ем собы­тие рож­де­ния Хри­ста, кото­ро­му волх­вы при­нес­ли в дар смир­ну, ладан и золо­то, а мы при­но­сим доб­рые дела.

Отец Анто­ний встре­ча­ет Рож­де­ство, как и поло­же­но свя­щен­ни­ку, на служ­бе в хра­ме. Пока еще это про­ис­хо­дит в при­спо­соб­лен­ном вагон­чи­ке на тер­ри­то­рии стро­я­ще­го­ся хра­ма. Нико­гда не забыть ему самую первую Рож­де­ствен­скую служ­бу: вдруг в вагон­чи­ке сло­мал­ся элек­тро­ге­не­ра­тор. А уже глу­бо­кая ночь, элек­три­ка искать нере­аль­но… Но это был луч­ший празд­ник его в жиз­ни, как и в жиз­ни всех при­хо­жан. Было зажже­но боль­шое коли­че­ство све­чей, лам­пад, наро­ду наби­лось мно­го, даже без бата­рей жарко.

– Воз­ник­ло ощу­ще­ние, что мы и на самом деле слу­жим в том самом вер­те­пе Хри­ста Мла­ден­ца, где две тыся­чи лет назад так же не было све­та, горе­ли лишь лам­па­ды, было сыро и про­хлад­но… В общем, я был про­сто счаст­лив, что этот гене­ра­тор сло­мал­ся! И такое чудо с нами про­изо­шло, – улы­ба­ет­ся батюш­ка сво­им воспоминаниям.

Ско­рее все­го, на сле­ду­ю­щее Рож­де­ство отец Анто­ний будет слу­жить не в вагон­чи­ке, а в зда­нии при­ход­ско­го духов­но-про­све­ти­тель­ско­го цен­тра, кото­рое появит­ся преж­де само­го хра­ма, зато там будут и спор­тив­ный зал, и биб­лио­те­ка, и учеб­ные клас­сы. Архи­тек­ту­ра хра­ма гораз­до слож­нее и доро­же… Хотя строй­ка идет сво­им ходом. Так назы­ва­е­мо­го гене­раль­но­го спон­со­ра нет, но есть сорат­ни­ки, помо­га­ю­щие строй­ма­те­ри­а­ла­ми и мно­ги­ми дру­ги­ми необ­хо­ди­мы­ми веща­ми. Они вме­сте тру­дят­ся над общим руко­твор­ным чудом, и кажет­ся, сам этот про­цесс даже важ­нее буду­ще­го результата.

 

Ната­лья Быкова

Источ­ник: газе­та «Став­ро­поль­ская правда»

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки