• Основатель и Глава Церкви – Иисус Христос: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). В Церковь мы приходим в первую очередь ко Христу, а не просто в коллектив или ко священнику.
• Церковь – духовный организм (Еф.1:23, Еф.5:29-30), корабль спасения, а не политическая партия, призванная решать проблемы земного благоустройства людей, не клуб по интересам и не организация, где оказывают психологические консультации.
• Как мать рождает детей в жизнь временную, земную, так и Мать-Церковь духовно рождает в Таинстве Крещения своих детей – христиан.
Как мать питает их молоком, так и Церковь питает христиан Святыми Дарами, «лекарством бессмертия» в жизнь вечную.
Как мать воспитывает детей, так и Церковь научает христиан надмирным истинам и жизни духовной.
Как мать заботится о детях, так и Церковь защищает и укрепляет нас при содействии Божественной благодати.
Как мать молится о детях, так и Церковь не оставляет молитвы о детях, как в этом мире, так и в будущей жизни.
Как мать стремится сделать своих чад счастливыми, так и Церковь ставит целью привести своих детей к вечному блаженству в Царствии Божьем.
• Церковь именуется лечебницей на основании того, что все её члены пришли в неё за исцелением. Памятование этого позволяет не соблазняться грехами других людей, ибо как говорится, грешно слепому смеяться над хромым.
• Церковь — это общество объединенных во Христе разумно-свободных Божьих творений, людей, ангелов, душ усопших верных, возглавляемых Господом Иисусом Христом.
• Подлинное приобщение человека Богу возможно только в Церкви Христовой.
• Церковь создана в результате совершенного Иисусом Христом дела Искупления (спасения) человеческого рода. Усвоение плодов Искупления необходимо людям для достижения спасения, вечной блаженной жизни в Царстве славы.
• В число задач Церкви входит призывание всех людей в Царство Божие, просвещение их светом Христовой веры, освящение и духовное взросление верующих, единение их с Богом и с ближними.
• Условно различают Церковь Небесную (усопшие верные) и Земную (ныне живущие христиане).
• Без Церкви нет христианства. Со времен земной жизни Иисуса Христа под именем Церкви известна в истории первая община учеников Христа: вне связи с этой общиной христиан не существовало, и потому уверовать во Христа значило присоединиться к Церкви.
• Невозможно быть просто верующим христианином вне Церкви. В сам день своего основания она уже была собранием и таковой будет всегда. Церковь – собрание многих, которые благодатью «соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол.2:2).
• В церковь мало войти, нужно научиться жить в ней: выбрать правильную цель (Христа), задачу (стяжание благодати) и плоды (смирение, любовь).
• Важное место в жизни верующих должна занимать Евхаристия.
• В Церкви существуют различные виды служения, которые дополняют друг друга (1Кор.12:4-13, 28).
• Условное разделение Вселенской Церкви на Поместные не противоречит учению о единстве Церкви, так как носит административный характер.
Подробнее: Церковь, Воцерковление.
• Символ веры свидетельствует о 4-х существенных свойствах Церкви: единая, святая, соборная и апостольская.
Первое свойство Церкви – единство, то есть единственность. Это единство обусловлено единым Главой Церкви – Иисусом Христом, единым вероучением, едиными Таинствами (Еф.4:5)... Истинной Церковью может быть только одна, другой спасительной Церкви быть не может. В подобном случае был бы нарушен принцип единства во Христе и тогда следовало бы признать разделение Христа (1Кор.1:10-13).
Церковь свята святостью ее Основателя и Главы, свята Духом Святым, свята святыми ангелами и святыми людьми — как живыми, так и усопшими о Господе; свята святынями, свята призванием, целью, учением. Вступающие в Церковь получают особое освящение через Таинства. Вне Церкви не может быть Таинств, не может быть благодатных даров, необходимых для спасения.
Церковь соборна в том смысле, что в ней в полноте присутствуют благодатные дары, которые необходимы для спасения всего мира, в неё призваны все люди, в ней возможно исцеляться от всех видов грехов...
Церковь является апостольской, так как она основана на проповеди апостолов (Еф.2:20) и продолжает апостольское служение – то есть проповедь веры Христовой во всем мире (Мф.28:19). Кроме того, апостолы, как члены Небесной Церкви, и теперь участвуют в церковной жизни.
• Церковь призывает всех в Царство Божье, Царство святых, к тому, о чём исповедуем в Символе веры: «Чаю… жизни будущего века».
• Это мировоззрение не так далеко от атеизма, как может показаться на первый взгляд. Чем отличается тот, кто погибает в неведении, от того, кто знает о Спасителе, но не идёт к Нему, остаётся чужд практической духовной жизни? Так же и с болезнью: не желающий лечиться и желающий, но бездействующий почти не различаются.
• Когда современный человек говорит о Боге в душе, то для него эти слова далеко не всегда означают реального Богообщения, вовсе не означают живого присутствия Бога в его сердце. Да, цель христианской жизни – реальное пребывание в Боге, святость. Задача христианина – соединиться с Богом, ощутить Царство Божие в своей душе как реальное Божественное присутствие.
В храме христианин может обрести живое соединение с Богом, приобрести Божественную благодать, которая укрепит его в исполнении Заповедей Божиих. Именно в храме преподаются Таинства, соединяющие человека со своим Творцом. Богу угодно молитвенное единство верующих: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20), И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).
Подробнее: Церковь.
• Дар (благодать) священства – это особый сверхъестественный дар, который подается избранному человеку посредством совершения над ним особого церковного Таинства.
• Священник — это человек, избранный и посвященный:
— для совершения священнодействий, в том числе Таинств, включая Евхаристию;
— для пастырства, то есть духовного окормления верующих;
— проповедничества, учительства.
• Ошибка – считать священника формальным механическим посредником между Богом и людьми, между миром духовным и земным, своего рода шаманом, медиумом, совершителем определенных ритуалов. Другая ошибка – обожествлять священника.
• Всякое церковное Таинство установлено Самим Богом: Господь избрал апостолов, дав им власть совершать важнейшие священнодействия, которые стали называться Таинствами. Затем апостолы стали наделять этим правом своих преемников (а Бог наделял их особыми благодатными дарами).
• Таинства, в строгом значении слова, совершает сам Бог, поэтому Таинства действительны независимо от того, через достойного или недостойного священника они совершаются.
• Священника не может заменить мирянин: даже если этот мирянин воцерковлённый человек, благочестивый и образованный христианин, он не имеет власти совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение.
• Ошибочно считать, что нет принципиальной разницы, исповедоваться ли в Таинстве Покаяния, или самостоятельно озвучивать свои грехи перед Богом. Второе не отменяет, а дополняет первое. В Таинстве мы не просто сокрушаемся о грехах, а имеем возможность освободиться от них. Право апостолам разрешать (освобождать) от грехов в Таинстве Покаяния дал Сам Иисус Христос (Ин.20:22-23), апостолы же через рукоположение епископов передали им эту власть, а те — через рукоположение — и священникам.
Подробнее: Священник, О духовном отце.
• Слово «святость» имеет несколько смысловых оттенков. Оно может применяться как по отношению к Богу, так и по отношению к разумно-свободным творениям, и к неодушевленным предметам нашего мира.
• В абсолютном значении свят только Бог. Святость – сущностное свойство Божье, согласно которому Бог Сам в Себе есть чистейшее Добро, руководствуется в Своих определениях и действиях высочайшими побуждениями к добру, чужд какого-либо зла.
• Святость по отношению к разумно-свободным творениям означает их праведность и высокую степень духовной причастности (близости) Богу.
• Слово «святость», употребляемое по отношению к неодушевленным предметам, указывает на их особую связь с Богом, на их особую роль или место в проявлении Божественного Домостроительства, и пр. (например, Святое Евангелие, святые иконы, святые места).
• Только Бог свят по Своей природе. Мы можем быть святы лишь через причастие Святому Богу, по благодати.
• К святости призваны все христиане: апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также он пишет о христианах как о «святом народе».
Слово «святой» может употребляться в расширенном смысле, к примеру, «народ святой» (Втор.7:6; 1Пет.2:9). В данном случае речь не идёт о том, что все представители «народа» безгрешны, но указывается на его особую связь с Богом. В узком значении слово «святой» прилагается к праведникам, официально канонизированным Православной Церковью.
• Канонизация христианина означает признание, констатацию его святости Церковью. Между тем, количество лиц, удостоившихся Царства Небесного, значительно превосходит количество канонизированных святых (канонизация – не пропуск в Рай, а свидетельство Церкви). Имена всех святых знает Господь, нам же известна лишь часть святых.
• Почитание святых выражается в их прославлении в песнопениях, в изображении их на иконах, в молитвенном общении с ними, в изучении их Житий, благоговейном отношении к их мощам, освящении храмов в их честь и пр.
• Путь святости – это путь деятельного устремления к Богу. Святость достигается тогда, когда воля человека соответствует воле Божией, когда в жизни нашей осуществляется молитва: «Да будет Воля Твоя».
• Святость человека достигается при содействии Божьем.
Подробнее: Святые и подвижники.
• Духовная жизнь человека – это жизнь, осуществляемая в соответствии с его высшим призванием и предназначением, жизнь по заповедям Божьим, в единстве с Богом. Она включает в себя регулярную молитву, участие в Церковных Таинствах, духовное чтение, доброделание...
• Духовность
• Человек - существо духовно-телесное, под духовностью понимается как жизнь человеческого духа (высшей силы души, призванной к общению с Богом), так и действие Святого Духа в душе христианина.
• Духовная жизнь христианина формируется при содействии Божьем, в процессе синергии (соработничества) христианина и Бога. При содействии Божественной благодати человек преобразуется из плотского и душевного в духовного, уподобляется Богу, обоживается.
• В аскетическом плане духовная жизнь человека включает два направления: борьбу с грехами и страстями и стяжание (обретение) добродетелей.
• Духовная жизнь включает себя не только великие духовные подвиги, но и, казалось бы, «малозначительные» дела и поступки. «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).
• Духовная жизнь христианина не ограничивается рамками земной жизни – это жизнь вечная, жизнь с Богом. Начинать жить духовной жизнью следует, не откладывая этого на «когда-нибудь потом».
• Христианин относится к смерти не так, как атеист, понимая, что жизнь продолжается и после смерти. Между тем, он хорошо знает, что его посмертная участь зависит от образа его земного бытия. Вот, в частности, почему памятование о смерти может способствовать правильной организации земной жизни. В этой связи отцы-подвижники призывали к памятованию о смерти.
Подробнее: Духовная жизнь, Мистика христианская, Посты Православной Церкви.
«Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18).