Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Развернуть

Притча дня

Один отшельник пришёл жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своём уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось без труда по нескольку дней проводить без еды.

– Не удивляйся этому, сын мой, – ответил ему старец. – В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре. И удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, было для тебя слаще обеда.

Основы православия

Тема 82. Церковь как лечебница, больница.

Церковь часто сравнивается с лечебницей, ибо именно в ней происходит уврачевание души от греха и духовной смерти (обратим внимание, сейчас – больница – от слова боль, а раньше – лечебница, лазарет). Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши,— напоминает священник перед исповедью. Одно из имён Бога – Врач.

Все мы больны смертельной болезнью, любой грешник – больной душой и телом человек. Спасение понимается и как исцеление. Церковь – лечебница: Христос – врач, верующие – пациенты (Мф.9:12-13); священники – медперсонал; духовник – участковый (лечащий врач, хорошо знающий наше состояние); Причастие – лекарство бессмертия.

Инфекция, от которой мы лечимся, называется злом, выражается грехом, как нарушением Божьих Заповедей, стимулируется падшими духами. В этом отношении процесс лечения именуется духовной борьбой (бранью).

Исходя из определения Церкви как лечебницы, нелепыми кажутся истории о том, что кто-то ушёл из Церкви из-за обиды на кого-либо. Это как уйти из больницы перед жизненно важной операцией из-за обиды на медсестру.

Практический совет

Приходится слышать от отпавших (невоцерковлённых) людей сожаление, что они не постятся, потому что не получается...

Итак:
1. Пост – это аскетическая практика. Она требуется тому, кто уже живёт духовной жизнью (как минимум ежедневно регулярно молится). Поэтому лучше начать с организации христианской духовной жизни.
2. Пост – это не только ограничения в пище. Наряду с гастрономическим постом, есть ещё пост информационный (отказ от информации, отвлекающей от богопознания и рассеивающей внимание).
3. У каждого своя мера поста, Церковный Устав (Типикон) – это образцовая монастырская норма. Для кого-то временно отказаться от мяса или сладостей – это уже подвиг. Можно начать с уменьшения количества приёмов пищи или привычного размера порции.

Таким образом, у желающего поститься есть целый спектр возможностей для постепенного научения этой форме аскетического делания.

Случайный тест