Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.
Перевод:В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»
Кондак, глас 4
Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное.
Перевод:Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Ее воспевают Ангелы Божии; Она – скиния Небесная.
Я́ко зве́зды всесве́тлыя, просвеща́ющия концы́,/ апо́столы Христо́вы восхва́лим, Филимо́на сла́вного, и Архи́ппа свяще́ннаго,/ и Они́сима, и Ма́рка, и Аполло́са, с ни́миже и Апфи́ю всему́друю, вопию́ще:// моли́те непреста́нно о всех нас.
Перевод:Как звезд преярких, просвещающих все концы света, апостолов Христовых прославим, Филимона славного и Архиппа священного, и Онисима, и Марка, и Аполлоса, с ними же и Апфию премудрую, взывая: «Молите непрестанно обо всех нас».
Апостолу от 70-ти Архиппу Колосскому
Тропарь, глас 3
Учени́че Па́влов и апо́столе Христо́в, Архи́ппе,/ Ева́нгелия провозве́стниче и Колосса́ев учи́телю,/ ка́менное побие́ние прие́мый,/ а́ки драгоце́нное украше́ние,/ и́мже вене́ц муче́ния украси́в, вшел еси́ на весе́лие Ца́рствия,/ иде́же помяни́ нас пою́щих твою́ па́мять,// апо́столов сопресто́льниче.
Перевод:Ученик Павлов и апостол Христов, Архипп, Евангелия провозвестник и колоссян учитель, побиение камнями принявший, как драгоценное украшение, им же мученический венец украсив, взошел ты в радость Царства, где вспоминай нас, воспевающих твою память, разделяющий престол с апостолами.
Перевод:Как звезду великую, Церковь тебя почитает, Архипп, чудес твоих лучами просвещаемая, взывает к тебе: «Спаси с верой почитающих память твою».
Благоверному князю Михаилу Тверскому
Тропарь, глас 8
Возвы́сив ум твой к Бо́гу,/ и жития́ со А́нгелы возжеле́л еси́,/ тле́нную сла́ву земну́ю оста́вил еси́, блаже́нне,/ и положи́л еси́ ду́шу твою́ за лю́ди твоя́,/ восприя́л еси́ вене́ц проти́ву трудо́в твои́х, Богому́дре Михаи́ле,// моли́ Христа́ Бо́га о чту́щих любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Перевод:Возвысив ум твой к Богу и пожелав жития вместе с Ангелами, тленную славу земную оставил ты, блаженный, и отдал жизнь свою за людей своих, получил венец ты за труды, Богомудрый Михаил, моли Христа Бога о почитающих с любовью святую память твою.
Кондак, глас 2
Вы́шних ищя́ и земну́ю сла́ву презре́в,/ Це́рковь Бо́жию обагри́л еси́ твое́ю кро́вию,/ за Ню́же и пострада́л еси́, свя́те Михаи́ле,/ заколе́ние непра́ведное прие́м веселя́ся./ Те́мже со А́нгелы предстоя́ Христу́ Бо́гу,// моли́ непреста́нно за вся ны.
Перевод:К Небесному устремляясь и земную славу презрев, Церковь Божию обагрил ты твоей кровью, за Нее же и пострадал ты, святой Михаил, с радостью приняв несправедливую смерть. Потому с Ангелами предстоя Христу Богу, моли непрестанно обо всех нас.
Молитва
Ди́вный во страда́льцех святы́й благове́рный вели́кий кня́же Михаи́ле! Ве́лия по́двиги и труды́ твоя́, я́же за правове́рие, за Це́рковь Бо́жию и за оте́чество твое́ град Тверь положи́л еси́. Ты, возжела́в вы́шних, оста́вил еси́ тле́нную сла́ву земну́ю, и ревну́я подви́жником Христо́вым, до́блественно противуста́л еси́ я́рости царя́ нечести́ваго и преще́нию зломы́шленнаго его́ воево́ды. Ты, прие́м непра́ведное осужде́ние и заколе́ние, восприя́л еси́ Небе́сное Ца́рствие, и кро́вными ка́плями, я́ко пречу́дным ка́менем, украси́в на главе́ свое́й вене́ц, предстои́ши ны́не на Небесе́х Престо́лу всех Влады́ки с ли́ки А́нгел и со все́ми святы́ми Его́. Сего́ ра́ди, притека́юще к ра́це моще́й твои́х, лобыза́ем о́ныя серде́чными устна́ми и уми́льно к тебе́ взыва́ем: о тезоимени́те небе́сному воево́де вы́шних сил, вели́кий кня́же Михаи́ле! Моли́ся непреста́нно Христу́ Бо́гу за град твой, за лю́ди и за вся правосла́вныя христиа́ны. Бу́ди спобо́рник кре́пок на враго́в правосла́вия Це́ркви Христо́вой. Бу́ди и нам помо́щник улучи́ти вся, к по́льзе на́шей и ко спасе́нию благопотре́бная, охраня́й нас от искуше́ний и напа́стей, приходя́щих во вре́менней жи́зни, и не лиши́ нас хода́тайства твоего́ ко Христу́ Бо́гу, во е́же получи́ти нам прегреше́ний проще́ние и сподо́битися Небе́снаго селе́ния со избра́нными Его́, я́ко да и в сем сла́вится пречестно́е и великоле́пое и́мя Его́ во ве́ки. Ами́нь.
2-я Молитва
О, святы́й кня́же Михаи́ле! Испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), у Го́спода Бо́га предста́тельством твои́м мир, здра́вие, долгоде́нствие и во всем благоспе́шество. Бу́ди нам помо́щник вся, я́же ко спасе́нию и по́льзе на́шей, восприя́ти; охраня́й нас от искуше́ний и напа́стей, во вре́менней жи́зни приходя́щих, и не лиши́ нас хода́тайства твоего́ ко Христу́ Бо́гу, во е́же получи́ти нам прегреше́ний проще́ние и сподо́битися Небе́снаго селе́ния со избра́нными Его́, я́ко да и в сем сла́вится пречестно́е и великоле́пое и́мя Его́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод:(имена)
Благоверному князю Ярополку, в Крещении Петру, Владимиро-Волынскому
Тропарь, глас 4
Я́ко благове́рен и пра́веден,/ за любо́вь Христа́ Бо́га от свои́х си смерть прия́л еси́, Яропо́лче,/ страстоте́рпче святы́й, благове́рный кня́же Волы́нский,/ и пролия́л еси́ кровь твою́,/ я́коже пре́жде сро́дницы твои́ и страстоте́рпцы, Богоблаже́ннии Бори́с и Глеб,/ и́хже подвиго́м ревну́я благоче́стно,/ Го́сподеви взыва́л еси́ усе́рдно:/ да́руй ми кончи́ну, я́коже бра́тиям мои́м,/ да и аз омы́ю грехи́ моя́ кро́вию мое́ю/ и изба́влюся ми́ра сего́ тще́тнаго и мяте́жнаго./ Те́мже, днесь соше́дшеся в па́мять твою́,/ ве́рою и любо́вию сла́вим Го́спода,/ укрепи́вшаго Тебе́ в по́двизе напра́сныя сме́рти,/ я́коже бо а́гнец незло́бивый,/ от раба́ заколе́н еси́,/ и себе́ сама́го же́ртву непоро́чну Го́сподеви прине́сл еси́,/ Его́же моли́, присноблаже́нне,/ спасти́ Оте́чество твое́ // и сыново́м Росси́йским спасти́ся.
Перевод:Как благоверный и праведный, за любовь Христа Бога от своих смерть принял ты, Ярополк, мученик святой, благоверный князь Волынский, и пролил кровь твою, как ранее родственники твои и мученики, Богоблаженные Борис и Глеб, их же подвигам благочестиво ревнуя, к Господу взывал ты усердно: «Даруй мне кончину, как и братьям моим, чтобы и я омыл грехи мои кровью моей и избавился от мира этого тщетного и суетного». Потому сегодня, собравшись в память твою, с верой и любовью прославляем Господа, укрепившего тебя в подвиге внезапной смерти, ибо ты, как невинный агнец, был заколот рабом и самого себя принес в непорочную жертву Господу, Его же моли, вечно блаженный, спасти Отечество твое и сынам Российским спастись.
Кондак, глас 3
Возсия́ днесь пресла́вная па́мять твоя́,/ благоро́дне страстоте́рпче Христо́в, Яропо́лче Богому́жне,/ созыва́ющи нас к похвале́нию Христа́, Бо́га на́шего./ Те́мже, к тебе́ днесь притека́юще,/ с любо́вию взыва́ем ра́достно:/ блаже́нна земля́, упи́тавшаяся кровьми́ твои́ми,/ и свя́та селе́ния, прии́мшая дух твой,/ иде́же в раи́, нетле́нныя пи́щи наслажда́яся,/ не забу́ди нас, воспева́ющих тя,/ но при́сно помина́й в моли́твах твои́х к Бо́гу,/ да изба́вимся от всех бед и скорбе́й,// и́же при́сно па́мять твою́ почита́ющи.
Перевод:Воссияла сегодня удивительная память твоя, благородный мученик Христов, Ярополк Богомудрый, собирая нас к прославлению Христа, Бога нашего. Потому сегодня к тебе обращаясь, с любовью взываем радостно: блаженна земля, напоенная мученической кровью твоей и святы селения, принявшие дух твой. Там в раю нетленной пищей наслаждаясь, не забывай нас, воспевающих тебя, но всегда вспоминай в молитвах твоих к Богу, да избавимся мы от всех бед и скорбей, всегда почитающие память твою.
Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й;/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не све́дый серде́чная.
Перевод:Непоколебимых и богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах.
Перевод:Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак, глас 3
В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.
Перевод:В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, ибо Христово Евангелие исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных спас от смерти; потому был ты освящен, как великий служитель таинств Божией благодати.
Господь сказал ученикам о страдании Своем, но они ничего не уразумели из сказанного: «слова сии были для них сокровенными»(Лк.18:34). А после не судили, «что вéдети» верующим, «тóчию Иисуса Христа и Сего распята»(1Кор.2:2). Не пришло время, они ничего и не понимали в тайне сей; а пришло оно – поняли, и всем преподали и разъяснили. Это и со всеми бывает, да не в отношении только к этой тайне, но и ко всякой другой. Непонятное в начале со временем становится понятным; словно луч света входит в сознание и уясняет то, что прежде было темным.
Кто же это разъясняет? Сам Господь, благодать Духа, живущая в верующих, ангел-хранитель, – только уж никак не сам человек. Он тут приемник, а не производитель. При всем том, иное остается непонятным на целую жизнь, и не для частных только лиц, но и для всего человечества. Человек окружен непонятностями: иные разъясняются ему в течение жизни, а иные оставляются до другой жизни: там узрится. И это даже для богопросвещенных умов. Отчего же не открывается теперь? Оттого, что иное невместимо, стало быть, нечего и говорить о нем; иное не сказывается по врачебным целям, т. е. было бы вредно знать преждевременно. В другой жизни многое разъяснится, но откроются другие предметы и другие тайны. Сотворенному уму никогда не избыть тайн непостижимых. Ум бунтует против этих уз: но бунтуй – не бунтуй, а уз таинственности не разорвешь. Смирись же, гордый ум, «под крепкую руку Божию»(1Пет.5:6) и веруй!
Жил один монах в египетской пустыне. И так его измучили соблазны, что он решил отказаться от монашеской жизни и пойти куда глаза глядят. Натягивая сандалии, он увидел другого инока, который тоже торопливо обувался.
– Ты кто? – спросил монах незнакомца.
– Твое собственное «я», – услышал он в ответ. – Знай же, куда бы ты ни отправился, я все равно пойду с тобой.
Тема 339. Второе опровержение материализма: квалиа.
Квалиа – это термин, обозначающий наши субъективные переживания. Представим себе ученого, который безвылазно живёт на экваторе и никогда не испытывал холода. Он знает о холоде всё: как он воздействует на организм, как защитить людей в холодных странах от обморожения, что следует делать, если вы мёрзнете, но он никогда не мёрз сам.
Теперь представим себе, что он приехал в Россию и как следует замерз. Узнал ли он нечто новое? Очевидно – да. И этот новый опыт субъективного, личного переживания холода в принципе невыразим на языке науки, который описывает поведение материи.
Или другой пример. Допустим, ученый-оптик, страдающий дальтонизмом (он видит мир черно-белым из-за дефекта сетчатки), знает всё о красном цвете – длину волны, какие предметы являются красными и почему и т. д. Знает ли он, как выглядит красный цвет? Допустим, он чудесным образом исцелился от дальтонизма и увидел красный цвет, – узнал ли он что-то новое?
Таким образом, наш сознательный опыт в принципе не может быть сведён к движению материи и описан на языке материализма.
Практический совет
Не менее чем пост гастрономический, важен для современного человека и пост информационный. Ведь пресыщение информацией, можно даже сказать «информационное обжорство» – повсеместно распространённая страсть. Информационное переедание – бич именно нашего времени, поэтому в постном уставе про него не говорится; но это вовсе не значит, что оно влияет на нашу душу меньше, чем излишняя пища.
Один человек рассказывал, что он решил дать на месяц зарок от просмотра телевизора. Несмотря на то, что он не злоупотреблял им, он испытал ломку, подобную наркотической (даже просыпался ночью, чтобы втайне от семьи включить голубой экран). Ответьте честно, что вам важнее: варёная пища или компьютерные развлечения? (Речь не о работе, а именно о развлечениях: пустой болтовне и утолении праздного любопытства).
Несомненно, сам по себе телевизор или компьютер – это лишь инструмент, который может стать источником как доброго, так и порочного знания. Но кроме качества получаемой информации важно и разумное её количество. В пост можно посоветовать:
на время полностью отказаться от компьютера (вне работы) и телевизора и обратиться хотя бы на время к душеполезной литературе. Это поможет осознать, насколько мы привязаны к средствам массовой информации – она ли нам служит, или незаметно её слугами стали мы;
отказаться хотя бы от новостей. Если это кажется невозможным, то попробуйте вспомнить, какая была самая важная новость 3 дня назад? И решите, вам действительно столь жизненно необходим этот информационный пар? А если возникнет смущение от того, что пропустите нечто важное, то об этом не стоит переживать – окружающие не дадут вам возможности так и не узнать о важном событии.
Нестяжание не зависит от бедноты или достатка. Можно ничем не обладать и всем своим существом мечтать о богатстве, о том, чтоб что-нибудь мне принадлежало. Нестяжание заключается в том, чтобы ни к чему не быть привязанными и ни от чего не зависеть.