иеродиакон Николай (Летуновский)
История и содержание «Известия учительного»

Современный состав славянского служебника, как и прочих богослужебных книг, сложился не сразу. Начало его формирования восходит к XII–XIII векам, а завершается оно к концу XVII века. Заключительным актом этого долголетнего процесса явилось внесение в него «Известия Учительного, како долженствует иерею и дьякону служение в церкви святой совершати и приугоговлятися к священнодейству, наипаче же к божественной литургии, и каковы бывают бедственные и недоуменные в скорости случаи, како в том исправлятися».

Примечательно, что богослужебным книгам Греческой Церкви не известно «Учительное известие», хотя и некоторые из его предписаний встречаются в «Ιεροτελευστικον Τεύχος ρμηνενούμενος πο Ιερωνύμου Βογιάτης».

В первый раз «Известие» встречается в служебнике 1699 года, потом – 1705 и 1717 гг. В июне 1723 года протектор Московской типографии архимандрит Гавриил Бужинский1 запрашивал Святейший Синод «соблаговолит [ли тот] о напечатании при новоиздаваемых служебниках» приложенного к служебнику 1717 года «Учительного известия», в котором «многая тождесловная и сумнительная, некая же и весьма неудобная положена»?2 На данный запрос Святейший Синод постановил: «того о недоумеваемых случаях Известия при оных служебниках до времени не печатать, понеже обретаются в нем в некиих, при тайне евхарисии бывающих случаях, многая тождесловия и сумнительства, некая же и положена весьма неудобная, чего для, онаго Известия, до опасного разсмотрения, ныне к служебникам и не приобщать»3. Поэтому в служебнике 1723 года «Учительного известия» нет. Когда в 1730 году снова появилась нужда в издании служебника, директор Московской типографии Феодор Поликарпов4 спрашивал Святейший Синод печатать ли «Известие» или нет. Синодального решения на этот запрос, видимо, не было, поскольку такового в деле нет и поэтому «Известие» без каких-либо текстуальных изменений появилось в служебниках 1734, 1739, 1747 и последующих годов. Все они, за немногими исключениями, воспроизводят его содержание в современной редакции. Большинство особенностей сводятся к замене одних грамматических форм другими, а в целом «Учительное известие» вносится в служебник в готовом, сложившемся виде. Но если после 1699 г. оно не подвергалось каким-либо существенным изменениям, то этого нельзя сказать о его состоянии в более раннее время. Данные этого периода отмечают факт постепенного развития состава «Известия» и дают возможность проследить историю его образования до современных форм.

Древнейшую и основную редакцию «Учительного известия» содержит помещенная в Виленском служебнике 1617 года «Наука иереом до поряднаго отправования службы Божое велце потребная». Здесь, как в основном содержании, так и в подробностях, рубрики «пред служением», «в служении» и «по служении» и все последующие близки к современному «Учительному известию», а в некоторых пунктах даже буквально совпадают с его предписаниями.

В тоже время, совпадая с «Известием», «Наука» Виленского служебника имеет немало особенностей. Кроме ясно выраженного в отделе «о форме» католического учения о времени освящения Даров, сюда же относятся предписания о совершении Литургии священником, находящимся под клятвою, запрещением или отлучением; об отправлении службы в неосвященной епископом церкви или частном доме; о побуждениях наблюдать за чистотою и целостью илитона; о необходимости иметь намерение освятить весь Агнец, а не часть его, и при освящении держать хлеб вблизи себя, но не вдали; о раздроблении Агнца; указание, как поступать в том случае, если при произнесении слов «Твоя от Твоих» Агнец упадет в Чашу; указание о допущении к совершению Литургии вместо заболевшего священника, священника поевшего и находящегося в смертном грехе; разъяснение, как должен поступать этот второй священник, если первый умер, не успев произнести слов освящения; и, наконец, замечание о не совершении Таинства при опущении или искажении священником слов освящения. В некоторых случаях по поводу одного и того же недоуменного вопроса «Наука» дает два ответа, при этом один из них не только лишний, но и не совпадает с предписанием «Известия»5.

Другую особенность «Науки» по сравнению с «Известием» составляет как отсутствие в ней целого ряда отделов последнего6, так и многих частных предписаний7. Перечисленные особенности показывают довольно резкое различие между современным содержанием «Учительного известия» и его составом по «Науке» Виленского служебника 1617 года.

Первый шаг в деле их устранения и приближения к современным формам был сделан в евхаристических статьях «Требника»8 митрополита Петра (Могилы)9. Воспроизводя «Науку» Виленского служебника, митрополит Петр переработал его статьи – придал им современную редакцию, в том числе заменил малорусское наречие славянским, дополнил новыми разделами и частными предписаниями, а ряд предписаний «Науки» опустил. В свои евхаристические статьи он добавил положения, отсутствующие в «Науке»: «о пречистой и предивной тайне Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; о правильном, или законном служители Божественныя тайны Тела и Крови Господней, и о еже како подобает ему предъуготовляти себе к достойному служению Божественныя литургии и причащению Божественных Христовых Тайн; о времени служения; о вещех еже к самому служению приступати, и о тех еже в самом служении иерею хранити достоит; о материи, сиесть вещи тайне Тела и Крови Христовой; о случаях, в служении Божественныя литургии случитися могущих, еже от части материи, сиесть вещи, якоже и формы, сиесть образа или свершения, якоже и самаго служителя, сиесть священника; о еже что должен есть иерей по свершении Божественныя литургии творити, о подаянии, приятии, хранении и достодолжной чести и боголепном поклонении Божественнаго Тела и Крови Господней; о хранении Божественных Таин больных ради»10. Некоторые подробности «Науки» были опущены, поскольку аналогичные предписания уже были в служебнике (напр., «о раздроблении Агнца и разложении частей его на дискосе»), другие – как едва ли возможные (напр., «о ниспадении Агнца с дискоса в Чашу при произнесении слов «Твоя от Твоих»), третьи – как странные или трудно выполнимые (напр., «об отделении в рвоте Тела и Крови Христовой от других веществ»), иные – как стоящие в противоречии с уже существующими предписаниями служебника (напр., «о непроизнесении слов освящения»).

Измененная по форме и содержанию «Наука» Виленского служебника получила в «Требнике» Петра (Могилы) близкий к современному «Учительному известию» вид и только некоторые сохраненные в «Требнике» особенности «Науки» и часть новых добавлений составляют существенное отличие этой вторичной редакции «Учительного известия» от современной. На этом история развития «Известия учительного» в пределах Малороссии закончилась. Современный окончательный его состав был выработан в Москве.

В Москве была известна и «Наука» Виленского служебника, и «Требник» митрополита Петра. Результатом знакомства с ними стало появление первой московской редакции «Известия учительного». Мысль о его составлении и издании принадлежала Патриарху Иоакиму11. Видя недоумения и неграмотность духовенства в различных вопросах совершения Литургии, он решил составить указания на различные обстоятельства, какие могут случиться при совершении Церковных Таинств и Божественной литургии «для общей пользы и в научение всем священным паствы своея»12. Исполнителем воли Патриарха стал уставщик Чудова монастыря, ученик иеромонаха Епифания Славинецкого, инок Евфимий. Им «от книг киевских, белорусских и иных» было собрано «Воумление от архиерея, чинном служению Божественныя литургии и иных нуждных случаев ведение зело потребное. Емуже кийждо желаяй иерейства должен навыкнути и имети е на память во время своего рукоположения: и тако искусен сый со иным всяким достоинством возводится в чин иерейства. Несведущему же всех зде положенных не есть душеполезно восходити в чин иерейства»13. Почти все содержание этого «Воумления» заимствовано из евхаристических статей «Требника» митрополита Петра (Могилы), и лишь незначительная часть взята из «Науки» и других источников. В большинстве случаев статьи воспроизводятся с буквальной точностью и только иногда допускаются перефразировка, добавления, пропуски и изменения. В этой редакции, сохраненное у Петра (Могилы) католическое учение о времени освящения даров, было заменено православным. Однако, составленное с целью издания, «Воумление» так и не было напечатано, поскольку его инициатор Патриарх Иоаким скончался, а его приемник Патриарх Адриан14 не нашел возможности соборно обсудить это произведение для дальнейшей его публикации.

В то же время, пока «Воумление» ждало одобрения и печати, независимо от него «Известие учительное» появилось в служебнике 1699 года. В отличие от «Воумления» это «Известие» представляло собой повторение только одних евхаристических статей «Требника» митрополита Петра, причем с бoльшими, чем в «Воумлении», изменениями. В большинстве случаев они сведены к сокращению текстов «Требника», но изредка встречаются и добавления. Появившееся в служебнике 1699 года «Известие учительное» и являющееся почти точной копией евхаристческих статей «Требника», и по сей день сохраняется в издаваемых ныне служебниках, как их неотъемлемая и обязательная часть.

По содержанию «Известие учительное» представляет собой свод апостольских, святоотеческих, соборных и выработанных церковной практикой постановлений по различным, касающимся Евхаристии, вопросам. Рассмотреть подробно параллель этих правил и предписаний в небольшой статье невозможно, поэтому здесь будут рассмотрены только наиболее важные указания «Известия».

Начинается «Известие» замечаниями, касающимися совершения Литургии в освященном храме или на присланном от епископа антиминсе. Примечательно, что по древнегреческой и русской церковной практике антиминсы полагались лишь на престолы, не освященные епископом, освященные же престолы не имели их. В Греческой Церкви антиминсы стали посылаться во все церкви, как освященные, так и не освященные, с середины XIII века, а в Русской – этот обычай окончательно был закреплен собором 1667 года. Однако «Известие», требуя лишь одного из двух – или освящения храма, или присылки антиминса – воспроизводит не эту позднейшую, а более раннюю традицию.

«Одеяния священная иерей да имеет по установленному богопреданному чину: стихарь, епитрахилий, нарукавницы, пояс, фелонь. Дьякон же стихарь, нарукавницы и орарь, на левое плечо полагающийся, носит. И божественныя литургии без сего служити иepeю и дьякону отнюдь не подобает». Это постановление основано как на отеческих правилах, так и правилах Стоглавого собора 1551 года.

Здесь же идет речь и о веществе, употребляемом при совершении Евхаристии: «Вещь тайне сей приличная: просфоры муки чистые пшеничныя, квасныя, пять, и вино виноградное: из инаго же жита кроме пшеницы, или черствыя, или зацывелые просфоры или из иных древ, и ягодных соков вино. Или во уксусе претворшееся кислостию, никакоже да имать бытии», а заканчивается первая часть «Известия» грозным увещанием «аще служити кто дерзнет тако просто, или помрачен от многаго пиянства мало что весть, еже деет, не токмо святотатским грехом смертно согрешит, но и тайна тела и крове Христа Бога нашего никaкоже совершится».

В следующем разделе «како подобает служителю предуготовляти себе к достойному служению божественной литургии» говорится о правильности поставления иерея, каноничности его служения и препятствиях к достойному совершению Литургии.

«От мирского несвященного, но простого человека, такожде и от клирика, и от дьякона и иподьякона, кроме правильного иepeя, тайна святые евхаристии никогдаже освятится». 6 правило Гангрского собора15 таковых подвергает проклятию.

«Аще убо в клятве, во отлучении же и запрещении связан сый обретается, всяко да не дерзает служити литургии, дóндеже от связавшего его имущаго власть прощен и разрешен будет совершенно. Ибо кто не разрешен священнодействовати дерзнет, святотатства грех исполнит, и сновым, и повинен телу и крови Господни: богоубийца бо копно с неверными иудеи Христа убившими будет, и в суд себе и во осуждение пречистым тайнам причастится». Это постановление «Известия» вторит 28 Апостольскому правилу16 и 4 правилу Антиохийского собора17, лишающему права священнодействовать лиц, находящихся под клятвою, запрещенных или отлученных.

«Препинает же к достойному служению, и пречистых таин причащению, и cиe зело: аще кого иepeй или диякон уничижил есть, оскорбил же, или онеправдовал, и весть, яко той гневается и скорбит на него, или аще сам иepeй и диакон онеправдован, или оскорблен сый от кого, гневается и скорбит, да не дерзнет литургисати: но шед прежде, по Господню повелению, да смирится с братом своим, и тако да литургисает». Основываясь на заповеди Спасителя (Мф.5:23-24), предписание совпадает с «Поучением святительским новопоставленному священнику» святителя Василия Великого. Мира со всеми требует от священника и 124 статья Номоканона.

«К сему же достойному служению, и святых тайн причащению, препинает многоядение и питиe вечернее. Темже всяко воздержатися от брашен и питий с вечера достоит, или вельми что мало вкусити, от полунощи же конечно не подобает вкусити чесого: аще же и мало что вкучит от брашен и питий по полунощи, никакоже да дерзнет литургисати, зане от полунощи день естественный начинается». Служение и причащение натощак предписывается 50 правилом Карфагенского собора18.

«Всяк иepeй и дьякон имый жену, от смешения её пред литургисанием воздержатися всяко должен есть неколикия дни, но и по служении дне того: не воздержайся бо и служай тяжко согрешает». Воздержание от плотского общения с женою перед служением Евхаристии предписывается целым рядом правил: 4 и 81 правилами Карфагенского собора, и 13 правило IV Вселенского собора, которое возводит это требование к Апостольскому преданию. О воздержании после причастия говорит и Вальсамон19.

Всего этого не только иерей, «но и всяк христианин, хотяй достойно причаститися божественных Христовых таин, весьма блюстися должен есть, кроме точию недужных в смертной нужде».

Препятствиями к достойному служению Литургии по правилам «Известия» также являются: рассеяние помыслов, тоскливость, уныние и осквернение во сне. Все эти недостатки могут быть искоренены теплой молитвой, сердечным раскаянием и слезами. Что же касается молитвенного правила, то перед совершением Евхаристии «Известие» предписывает совершить вечерню, повечерие и молитвы ко сну и определенные себе каноны и акафисты, в утреннее время – полунощницу, утреню, часы первый, третий, шестой и девятый и изобразительны (если Литургии не будет). «Аще же иерей и диакон, или кто к причащению готовяся, пердречнное правило церковное и божественному причащению подобающее, самохотне от разления, или небрежения, или все, или часть некую оставить, смертно согрешит. Аще же в нуждных иерей человеческому спасению духовных вещей себе упраждняя, сиесть, слушанием исповеди больных или здравых, или причащением, или крещением больных, времени же приспевающу божественныя службы, правило оставити принужден будет, не согрешит: точию по божественной литургии оставленное все да совершит: молитвы же ко причащению неотложно да глаголет пред литургиею. Темже и хотящии причаститися таинства, должни суть пение церковное, и правило к святому причащению исполнити вседушно, и о размышлении страстей Господних тщатися…».

В физическом отношении от совершителя Таинства требуется, чтобы все его тело, как и душа, также было чисто: «Иерей и диакон к служению божественныя литургии, якоже душею, сице и телом должен есть чист бытии: ибо якоже тело чисто, тако и не себе чисты и целыя одежды имети достоин. Аще же будут вельми рудныя, или раздраныя, иерей же дерзнет в них служити, смертино согрешит: понеже Христа Бога уничижает, в пречитсых таинах своих истинно сущаго. Темже всяко тщатися должно священнослужителем, аще и нищитны, но благообразны и чисты священныя одежды да будет, к сему, главу учесанную, лице и уста измовены, пазнокти же обрезаны да имать: сице честни ради божественных таин. Такожде и люди на него зрящии, и руку его лобызающии, чимлибо да не огорчатся.

Добре убо всяк сотворит причаститися хотящий, аще зубы с вечера исчистит, и уста своя измыет, яко да не что воутрие от воды в гортань [егда измывает уста] впадет, и запят будет служити, или причаститися кто. Аще же и воутрие сохранино уста измыет, во еже ничтоже от воды поглотити, без усумнения да служит20».

Соблюдая завет апостола Павла коринфянам (1Кор.11:27-30), священослужители также должны регулярно исповедоваться перед духовником.

Что касается времени совершения Литургии, то «Известие», опираясь на мнения Матфея Властаря, митрополита Иоасафа Ефесского и Никона Черногорца указывает «время служения есть, по древнему обычаю церковному, третий час дне: но убо может и ранее, и позднее начатися и совершатися божественная литургия, аще потреба сицевая надлежати будет: точию не прежде свитания дне, ниже по полудни. Сyть убо дни от церкве отделенне урочныя, в нихже по полудни подобает литургисати, наипаче же егда литургиа вкупе с вечернею совершается, сиесть, преждеосвященныя, в четыредесятнице, в великую же субботу, и в навечерии Христова Рождества, и богоявлений, и в день пятьдесятный».

В разделе «вещи пред служением и в служении достоит иереем хранити» говорится о чистоте и целости тканного или бумажного антиминса21, о правильном и подобающем облачении святого престола, об освящения церкви, когда случится ее осквернение от пролития крови, язычников или еретиков, и о невозможности совершать Евхаристию в оскверненных храмах до их очищения. Все эти правила опираются на практику и постановления Восточной церкви, которые к XVII–XVIII векам были тщательно и детально разработаны.

Далее рассказывается об употребляемых при богослужении сосудах – Чаше, дискосе, звездице и лжице – и трех покровцах. Интересно заметить, что об употреблении именно трех покровцов впервые встречается в одном из древнейших списков литургии святителя Иоанна Златоуста XII в., но их употребление в это время не было повсеместным. Славянские списки Литургии XIII–XIV веков не знают покрытия чаши и дискоса воздyхом. Подобная неустойчивость наблюдалась в Русской Церкви до XVI века, пока Стоглавый собор авторитетно не постановил покрывать Чашу и дискос третьим покровом. «Известие» в вопросе выбора материала для сосудов запрещает делать их из меди, железа или дерева. «Книга служебник всяко есть потребна к служению, на память же молитв да не глаголет: ибо аще иерей служити будет памятнее, без книги, смертно согрешит». Это правило стремится упразднить весьма распространенную на Руси практику служения Евхаристии на память, которая была распространена вплоть до XVIII века. «В конец же, послужитель во олтари всяко мужеский пол да будет». Содержащееся в данном запрещении входить в алтарь женщинам основывается на 44 правиле Лаодикийского собора22 «не подобает женщине в алтарь входить». «Во всем служении божественныя литургии иepeй должен быти кроток, тих, примирен, и благоговенн, умными очима взирая на своего владыку, перед ним же стоит, ему же служит, и егоже образ на себе носит. Молитвы со всяким благоговением, благочестно, и велиим вниманием, прилежно и всецело, ничтоже оставляя, да чтет, известно ведый, яко Бог от уст его, якоже некия многоценныя бисеры, сия приемлет. Служити же страхом и трепетом иepeй должен есть, смиренным же зрением очес, и благовейнным поднесением рук, и всем действом, благочестивым стоянием, и всею поставой внешнею, изобразити имать внутреннюю свою веру, еюже же крепко извествуется, яко престол есть седалище царя небесного, судии живых и мертвых, на немже истинно он сидит, и тьмы ангел окрест его со страхом невидимо предстоят». Подобные наставления неоднократно встречаются у святых отцов и символично, что «Известие» придает им обязательный характер для совершителя Таинства.

В следующих разделах «О вещи тайны самого тела Христова» и «О вещи крове Христовы» содержатся наставления служить только на квасном хлебе и только на виноградном вине. Совершение Литургии не на вине запрещено 3 Апостольским правилом. Обычай употреблять для Евхаристии виноградное вино и соединять его с водой узаконен 46 правилом Карфагенского собора и 32 каноном Трулльского собора23.

В нескольких последующих главах подробно рассматриваются различные случаи, которые могут произойти при совершении Литургии.

1) Случаи, касающиеся святого хлеба, освящаемого в Таинстве.

Если совершающий Евхаристию в самом начале, при проскомидии, не заметил, что Агнец, приготовляемый для таинства «растленный, или житных семен каковых, или мало прицвелый, или пресный» а заметил это по перенесении Даров с жертвенника на престол, или пред самым освящением Даров, или по освящении, или даже при причащении, должен его отложить и заменить новым, совершенным во всех отношениях. Новый Агнец должен быть приготовлен точно так же, как и прежний, т.е. над ним должно быть совершенно все чинопоследование проскомидии, положенное для приготовления Агнца. Начинается оно, как и обыкновенно, словами «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и оканчивается прободением Агнца; совершается тайно, а не вслух. В первом случае, т.е. если негодность Агнца обнаружилась вскоре по перенесении Даров с жертвенника на престол, надо прервать богослужение, приготовить новый Агнец для Таинства, и продолжить службу обычным порядком с того места, на котором последовала остановка. Во втором и третьем случаях, – когда это случилось или пред самым произнесением совершительных слов или уже по освящении Даров, то, совершив проскомидию только над просфорой, далее начинает от молитвы «С сими и мы блаженными силами…». Слова положенных при сем молитв, произносимые вслух, произносятся только тайно, если они были уже произнесены, притом произносятся только те слова, которые касаются собственно хлеба, а те, которые касаются вина, не произносятся. Первый освященный Агнец потребляется или сразу по причащении, или на жертвеннике вместе с остатками Даров. Если же поймет это при причащении, то «взем свежую пшеничную просфору, и прочитав над нею, и сотворив вся проскомидийная, да измет агнец, закалает же и прободает, и от сего места начнет: В нощь, в ниже предашеся: и словеса Господня яже над хлебом токмо глаголати [над чашею же ничтоже глаголя да преминет, понеже вся изречена быша], чтя же молитву: Поминающе убо: и Твоя от твоих: да поднесет точию дискос с божественным агнцем, таже чтя молитву: Еще приносим тебе: и, Господи, иже пресвятаго твоего Духа: со стихами, надагнцем да глаголет, в совершение освящения: И сотвори убо хлеб сей честнок тело Христа тоего, преложив его духом твоим святым. Да чтет же и молитву: Якоже бытии причащающымся: вся же сия тайно да глаголет, ничтоже второе возглашая».

По этим правилам дoлжно поступать и в том случае, когда перед великим входом или по входе, Агнца на дискосе не оказалось по причине чуда, или мыши утащили24, или упал и его невозможно найти. По чину проскомидии должен быть приготовлен новый Агнец, и затем совершение Таинства необходимо начать с того места, на котором последовала остановка. Но если перед освящением Даров окажется, что приготовленный хлеб неприличен для совершения Таинства, а другого, лучшего, не будет, служба должна быть прекращена. Если же окажется это уже по освящении Даров, служба должна быть окончена.

Во избежание подобных случаев, кроме строгого надзора над пекущими, «Известие» требует, чтобы сверх положенного количества просфор всегда была одна лишняя. Священник, приступая к совершению проскомидии, должен разломить хоть одну просфору, чтобы узнать, каковы вообще принесены просфоры, «уведев же потребну бытии хлебу, без всякаго смущения и усумнения, чистою и мирною совестию литургисати имать».

2) Случаи, касающиеся вина, освящаемого в Таинстве.

Все указанные правила относительно хлеба имеют приложение и к вину, освящаемому в Кровь Христову. Если священник уже по освящении хлеба, пред самым освящением вина узнал, что в Потире одна только вода, и вовсе нет вина, – в таком случае он должен вылить эту воду в какой-нибудь чистый сосуд, и влить в Потир вина в соединении с малым количеством воды, при произнесении слов «Един от воин копием ребра ему прободе…», потом начать от слов «Подобне и чашу по вечери, глаголя», – и затем совершать все по порядку. Все молитвы опять должны совершаться тайно. Если священник обнаружил это после слов освящения или во время причащения, то надо поступить также, как при приготовлении хлеба.

Вода, вылитая из Потира, по совершению Божественной службы, и по потреблении остатков Божественных Таин, должна быть снова влита в потир, вместо очищения, и потреблена.

Если пред освящением Чаши священник вспомнил что на проскомидии, вливая вино в святую Чашу, он забыл присоединить к нему воды, – в таком случае он должен сделать это незамедлительно, с произнесением слов: «Един от воин копием ребра ему прободе…». Но если вспомнит это уже по освящении вина, не должен вливать воду, а только влить в обычное время теплоту.

Если служащий иерей забыл, говорил он слова освящения или нет, то правило предписывает ему, не долго смущаясь, тихо произнести от слов «В нощь, в нюже  предаяшеся...» и далее.

Ряд следующих правил повествует о том, как надо поступать со святыми Дарами в случаях внезапной тяжелой болезни или смерти служащего иерея.

Если священник пред освящением Даров тяжко занеможет, так что не в состоянии будет докончить службу, или скоропостижно умрет, – служба оставляется.

Если это случится после освящения Даров и если найдется в церкви другой священник, готовый к причащению святых Таин, в таком случае он должен докончить Литургию, начав с того места, на котором остановился первый и потребить Дары. Но если нельзя будет найти другого священника, который мог бы закончить Литургию и потребить Дары, в таком случае диакон, а если нет и диакона, кто-нибудь из благоговейных мужей, должен взять покровец и осторожно, не касаясь нагою рукою Даров, должен покрыть их так, чтобы ничто не могло упасть на дискос или в святую Чашу, пока не явится другой священник. Этот последний должен совершить новую Литургию сполна, и употребить прежде освященные Дары вместе с освященными в этот день. Но если Дары еще не были освящены, то он должен потребить их, по потреблении освященных, но не как Тело и Кровь Христовы, а как благословенные хлеб и вино.

Если священника, служащего Литургию, позовут напутствовать святыми Тайнами умирающего, или окрестить опасно больного младенца, то служение останавливается, если в служении Литургии он не дошел до великого входа. Священник да «идет борзо тамо, и сотворив болезненному в самой смерти надежно спасение, и возвратився, докончает божественную службу: в церкви же велит чтением апостола или псалмов или канонов, или поучением ко спасению полезным, пришедшыя люди пользовати в тое время». Но если он замедлит с возвращением, а службу оставил сразу по совершении проскомидии, то может совсем оставить службу на этот день, а на следующий день, совершив вновь сполна Литургию и потребив святые Дары, должен и прежде приготовленные хлеб и вино употребить особо. По великом же входе служба не должна быть оставлена, а больной должен быть оставлен на волю Божию.

Церковные правила относят крещение детей к числу неотлагаемых треб, о чем говорит, например, 58 статья Номоканона. Что же касается требования во время отсутствия священника занять богомольцев чтением Апостола или Псалтири, то оно находит себе полную параллель в Типиконе Великой Константинопольской церкви. Описывая крещение оглашенный за Литургией Великой субботы, устав говорит, что для его совершения Патриарх удалялся в особую крещальню, а в церкви во время его отсутствия читали паремии.

Если в случае скоропостижной смерти служащего священника освященные или неосвященные честные Дары, за неимением другого священника, надолго останутся не потребляемыми, так что в них начнется разложение, т.е. они заплесневеют или прокиснут до того, что употребить их будет невозможно, в таком случае священник должен вылить их в текущую реку.

Правило «Аще который иepeй кроме сицевого случая литургисав не причастится божественных таин, тяжко смертно вельми согрешит, и извержения вине подлежит» почти дословно повторяет 8 апостольское постановление: «если епископ или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка, при совершении приношения, не причастится, да представит причину, и если есть благословна, да будет извенен. Если же не представит, да будет отлучен от общения церковного…».

Если перед освящением Даров в потир попадет муха, паук или нечто ядовитое, это дoлжно вынуть, завернуть в бумагу и сжечь; вино должно быть вылито из чаши в другой приличный сосуд, а в потир должно быть влито новое вино, с произнесением проскомидийных слов: «Един от воин копием ребра ему прободе...». Прежнее же вино, по окончании службы, должно быть вылито в текущую реку.

Если это случится после освящении Даров, и священнику будет противно проглотить впавшее животное вместе с Дарами, то он должен вынуть его из Чаши со всею осторожностью, чтобы ни одна капля Божественной Крови не пролилась; потом должен трижды измыть его вином над другим Потиром или каким-нибудь приличным сосудом, завернуть животное в бумагу или чистый плат, и, по окончании Литургии, на чистом камне сжечь, пепел зарыть в таком месте, где земля не бывает попираема ногами, а вино, которым измыто впавшее животное, должно быть вылито в реку, а если река далеко – в яму под престолом. Святую же кровь надлежит оставить.

Предусмотренные «Известием» случаи не раз обсуждались в церковной истории. Эти вопросы затрагивали Никифор Исповедник25 и Родосский митрополит Нил (XIV в.). Подобное, как и в «Известии» решение, предлагает Киевский Номоканон 1620 года.

Во время совершения Евхаристии, или приобщения святых Даров, служащие всячески должны блюсти, чтобы от Божественной Крови «не уканула капля» или на антиминс, или на одежды, или на что-нибудь другое, а тем более остерегаться, чтобы совершенно не пролить Чашу. Те же предосторожности должны быть соблюдаемы и относительно Божественного Тела, т.е. чтобы частицы его не рассыпались на престоле, а тем более не упали с престола. За пролитие святых Даров ненамеренно определяется церковная епитимия, по усмотрению духовной власти. По 158 правилу Номоканона, невольно проливший подвергался шестимесячному запрещению, а за намеренное пролитие, по тому же правилу Номоканона и определению Святейшего Синода от 28 ноября 1727 года, виновные лишались сана.

Если же случилось, что от Божественной Крови уканула капля на доску или голую землю, или камень, священник, если можно, должен языком вылизать то место, на которое упала капля. Если же это невозможно – хорошенько вытереть его губкой, потом выстругать его (если упала капля на доску или на голую землю), или вымыть чистой водой (если капля упала на камень), потом стружки сжечь на чистом камне, а пепел закопать под престолом, воду же вылить туда же или в текущую реку. Подобным образом дoлжно поступать и в тех случаях, когда капли Божественной Крови уканули на индитии престольные, антиминс, покровец или одежду. Иерей, по окончании службы, должен высосать то место, потом начисто вытереть его губкою, трижды вымыть в чистой воде над потиром или антидорным блюдом, и воду вылить или в реку, или под престол. Те же правила соблюдаются и в том случае, когда упадет на землю частица Божественного Тела. Иерею же подобает «усердно плакати таковаго ради случая».

Все эти предписания «Известия учительного» относительно пролития святых Даров являются повторением наставлений блаженного Симеона Солунского26 и Иоанна Китрского.

«Аще по причащении святых таин, aбиe приключится иepeю изблевати, блевотины да сберутся в льняная cгpeбиa, и в чистый сосуд да вложатся, и сохранятся, дондеже добре изсохнут, и тогда в текущую реку да измещутся, или на плинфе, или чистом камени да сожгутся. Такожде и земля, на нейже падоша, да остругана и сожжена будет, пепел же под престол да вкопается, или в реку да измещется». Предусматриваемый «Известием» случай, отмечается русским епископом Нифонтом и он назначает за это сорокадневную епитимию. 144 статья Номоканона приписывает назначение епитимии Иоанну Постнику, в других памятниках это приписывается Никифору Исповеднику и Феодору Студиту. О наказании за изблевание говорит и Иоанн Китрский.

Еще одно правило относительно внешнего вида священнослужителя предписывает ему иметь аккуратные усы: «Аще священник имеяй косматы усы, от нерадения омочит тыя в божественной крови, согрешает, но убо оусты своими добре да осмоктает оныя прежде, потом же покровцем да отрет: паче же прежде добре тыя да управит, и греха сего возможет убежати».

Дальше идут правила, определяющие порядок приобщения и образ действий священнослужителей после причащения святых Даров. По церковному установлению служащие, при совершении Литургии, непременно должны причащаться. Низшие священнослужители, по иерархическим степеням, принимают приобщение от высших, диаконы от священников, священники от епископов, притом к Тайнам приступают сперва высшие, потом низшие. В «Известии» подробно определяется сам способ приобщения священнослужителей.

Заканчивается раздел двумя важными предписаниями: «В конец же да весть приходский иepeй, яко в кийждо великий праздник и неделю, к сим же и в куюждо субботу должен есть литургисати, под смертным грехом: ибо аще литургисати не будет, многим от слушания божественныя службы запнет, юже от божияго и церковнаго повеления, киждо христианин, в кийждо святый деь слушати должен есть. К сему да весть и сие, яко едину точию на день литургию, на едином престоле должен есть иерей совершити: сия бо единость святыя жертвы знаменует едину смерть христову, юже единою нас ради подят, и едину страсть его, юже единою о нас пертерпе». Обычай совершать Евхаристию в воскресный день восходит ко временам апостольским (Деян.20:7-8); в качестве дня евхаристических собраний он упоминается в памятниках II века – в письме Плиния Младшего императору Траяну, в 1‑й апологии Иустина Мученика27 и в Дидахэ28. Что же касается субботы, стремление к ее чествованию и выделению из разряда обыкновенных дней возникает с III века и уже в IV веке она почитается наравне с воскресеньем. Об особом значении субботы говорят Апостольские Постановления29, 49 правило Лаодикийского собора, 13 правило Тимофея Александрийского и правила Василия Великого. О совершении Евхаристии в праздничные дни также свидетельствуют многие древние памятники.

Далее следуют подробные указания о том, что должен делать священник с благоговением и осторожностью по совершении Литургии. Причастившийся не должен обращаться «ко иному коему делу, но время некое да пребудет в молитвах и размышлении толикаго дара сподобився во святей литургии, и благодаря Бога, да просит, еже во вся дни жизни его сицеваго дара домтойно приятии сподобит его. В сий убо день да сохранится от излишняго ядения, пития и сна, наипаче же имеяй супружницу, от телеснаго совокупления, и от всякия плотския любве, ради любве и чести небесного царя, егоже в храм и обиталище души своея прият».

Предписания предпоследнего отдела «Известия» «Како хранити божественные тайны больных ради» полностью изложены в II Деянии Московского собора 1666 года. Приведенное предписание заимствовано отцами Московского собора из Требника митрополита Петра (Могилы).

Запасные святые Дары для причащения больных обычно приготовляются в Великий четверток, но могут быть приготовляемы и во всякое другое время. В тех же храмах, где Литургия совершается ежедневно, частицы Божественных Даров ежедневно могут быть оставлены, ради смертных случаев, от одной Литургии до другой, потому особенно приготовления этих Даров, какого требуют запасные Дары на продолжительное время, не требуется.

Приготовление же запасных Даров, ради причащения больных, на более или менее продолжительное время, должно совершаться следующим образом. Кроме того Агнца, который изъемлется из просфоры для совершения Литургии, из другой просфоры, таким же точно образом с произнесением всех проскомидийных слов, изъемлется другой Агнец и поставляется рядом с первым на дискосе. Освящение обоих этих Агнцев совершается вместе, а не порознь, т.е. не над каждым произносятся совершительные слова и делается благословение.

По освящении Даров, пред причащением священник берет Агнец, приготовленный для запасных Даров, и понемногу лжицею напояет его Божественною Кровию, держа над Потиром. При этом требуется великая осторожность, как бы не перемочить агнец, и как бы от излишества не упала куда-либо капля Божественной Крови. Напоенный агнец полагается в кивот или дарохранительницу до окончания Литургии30.

По окончании Литургии агнец вынимается из кивота и высушивается на престоле. Это делается так: развертывается антиминс, потом вынимается из кивота Агнец и полагается на дискосе на антиминсе. Затем совершается кругом престола крестообразное каждение, делается пред престолом подобающее поклонение и раздробляется Агнец копием на малые частицы со всяким благоговением.

По раздроблении священник берет чистый камень или кирпич и полагает его при крае антиминса, по правую сторону от себя. На этот камень поставляется чистый и новый сосуд (жаровня) с горящим углем. По совершении подобающего святыне поклонения священник берет дискос с Божественными раздробленными Тайнами и поставляет его, или держит в руке над сосудом с горящим углем и таким образом постепенно и мало-помалу просушивает Дары, переворачивая их копьем, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, снимает его и ставит на антиминс или на покровцы. Когда дискос немного остынет, снова ставит его над сосудом с углем. Действия эти продолжаются до тех пор, пока Дары не высохнут. Сухие же Дары со всяким благоговением влагаются в кивот и хранятся на престоле.

«Известие» предписывает, чтобы священник ежедневно или раз в три дня со всяким благоговением и вниманием, после надлежащего поклонения, должен осматривать Божественные Тайны, хранящиеся в кивоте. Брать кивот, а тем более касаться святых Тайн он должен чисто вымытыми руками. Если он заметил, что Тайны несколько отсырели или близки к этому, в таком случае он должен раскрыть антиминс на святом престоле, поставить на него дискос и, вынув их из кивота, положить на дискосе. Затем растворить окна и просушивать их на воздухе, не отходя от престола, но всячески наблюдая, как бы не коснулась святых Таин муха или что-нибудь подобное. Зимою, когда окна отворять неудобно, можно употреблять тот же способ просушивания, каким вообще приготовляются запасные Дары, т.е. просушивать их над жаровней. Если случится так, что, просушивая святые Тайны над сосудом с горящими углями, священник припалил их, или от небрежения или лености допустил в них порчу и разложение, в таком случае Тайнами этими не дoлжно уже никого причащать, но на следующий же день должна быть совершена Литургия и приготовлены вышеизложенным способом новые Дары для причащения больных, а испортившиеся должны быть всыпаны на жертвеннике в потир и потреблены с остатками вновь освященных Таин.

В последнем разделе «Известия» в главе «о подаянии, приятии, хранении к поклонении божественных таин» рассказывается о том, как надо мирянам готовиться к причастию и как священник должен их причащать.

«Приходстии же иepeи, и прихожан своих о том да поучают: еже бы в чистой совести, всякий пол аще возможно в праздники, аще ли же ни, всячески бы в четыре посты в лете приуготовлялися на то: должни убо суть смиренным и чистым тела утроением приступати к сицевыс тайнам божественным. Аще убо кроме постов четырех обычных приступити к святому причащению восхотят: седмь дней прежде да постятся, в молитвах церковных и домашних пребывающее [сие же не в нужде: в нужде бо три дни, или един день да постятся точию] и предуготовляющее себе к чинному исповедению грехов своих. Сущии же в супружестве, от супружескаго совукупления в тыя дни да воздержатся всяко». Здесь правило требует от мирян причащаться минимум четыре раза в году во время четырех постов, однако, и Номоканон, и Московский собор 1666 года рекомендует приступать к святым Тайнам «почасту». Перед причастием необходимо семь (в особых случаях три или один) день поститься и воздерживаться от общения с женой. Последующие правила говорят о необходимости для причастника накануне причастия исповеди и не вкушения пищи с полуночи, также желающий должен прочитать правило к причащению. После же причастия – стоять благоговейно и по окончании Литургии прочитать молитвы по святом причащении.

Далее следуют указания церковнослужителям о их благопристойном поведении в храме и предписания следить за чистотой: «в церкви же и паперти, пономари, такожде образы, стены, потолок, кровли от праха и паучины, землю же от уметий часто очищати должни. Уметия же олтарная и церковная не достоит на места непотребная изметати, но или в реку, или в неходнос и непопираемом месте».

Никто не должен уклоняться от причащения святых Таин, кому не запрещено причащение от духовного отца на исповеди, о чем говорит 2 правило Антиохийского собора. Священникам же вменяется в обязанность наблюдать не только нравственное, но и даже физическое состояние кающихся, и не всем без различия преподавать Причастие. Священник, согласно 102 правилу Трулльского собора, должен рассматривать «качество греха и готовность согрешившего к обращению и так употреблять приличное недугу врачевание, дабы не соблюдая меры в том и другом, не утратить спасения недугующего». До причастия не должны допускаться «иже клятву не себе от епископа, или запрещение отца духовнаго, и отлучение кое имущие, и явнии грешницы, блудники и блудницы, наложниц имеющии, и самыя тыя наложницы, прелюбодеи, лихоимцы, чародеи, ворожбиты всякия, святотатцы, картовники, зерщики, хульники, срамословцы, и всякое безчинство, зазор же и укор творящии, и инии сим подобнии: и сии донележе истинно не покаются, и плоды достойны покаяния не сотворят, и соблазны, ихже яве содеяша, и соделовают, покаянием совим явленно не потребят, причастия святых таинств никакоже да сподобятся».

Одно из последних правил «Известия» повторяет, что «Изумленным, или обмершым божественныя тайны подавати никакоже достоит, точию егда в себе приходят, и умны, и в сочувствии от обумертвия бывают, и егда в сокрушении сердечном исповедание грехов своих творят, к церкви приходят, Богу молятся, и церковных молитв слушают». Обмершие, то есть оцепеневшие от сильного внезапного чувства, обомлевшие, здесь приравниваются к умершим, а причащение последних запрещено 18 правилом Карфагенского собора.

Заканчивается «Учительное известие» воодушевляющим наставлением «За истинное убо благочинное и правильное смотрительство, еже благоугождати Господу Богу всяким тщанием, и хранити церковное предание в чистоту телесную и душевную, повсюду людем своим даст Господь мир и милость, и благоденство всем благочестно живущым на земли: посеем и наследие в небесех всерадостных вечных красот подарствит. Еже и буди получити христианским православны душам благодатию Иисус Христовою, и предстательством всеславныя пречитыя девы Богородиы Марии, и молитвами всех святых аминь».

Как уже было сказано, «Известие» представляет собой свод апостольских, святоотеческих, соборных и выработанных веками церковной практикой постановлений. Это наглядно видно из выявленных параллелей его статей с этими церковными памятниками. Строгая определенность священнодействий при совершении Литургии, подробное описание недоуменных и редко встречающихся случаев сближает этот устав литургических священнодействий с латинскими бревиариями31. Западное влияние могло легко проникнуть в служебник 1699 года, в котором впервые появилось «Известие», от тогдашних справщиков – первых воспитанников греко-латинской школы – иеромонаха Тимофея, ее первого смотрителя, и ее учителя Феодора Поликарпова32. Они могли внести известную долю своих литургических знаний для удовлетворения тогдашних церковных нужд и, вероятно, содействовали составлению и напечатанию при Служебнике особого руководства для священнослужителей33.

Надо констатировать, что на сегодняшний день «Известие учительное» является в Русской Церкви наиболее древним, полным и авторитетным руководством для священнослужителей при совершении самого главного Таинства – Евхаристии. Ныне оно столь же необходимо для современных пастырей, как и три столетия назад, когда оно впервые было помещено в качестве приложения к Служебнику34.


Примечания:

1 Гавриил Федорович Бужинский (ок. 1680 — 14 [25] апреля 1731 гг.) — писатель и переводчик, сторонник реформ и либерального течения, соприкасавшегося с протестантизмом. Член Святейшего Синода, протектор всех подведомственных Синоду школ и типографий (до 1726 г.); с 1726 года — епископ Рязанский и Муромский.

2 По: Петровский А., свящ. Учительное Известие при славянском служебнике // Христианское Чтение (далее — ХЧ), 1911, с. 552.

3 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. Т. 3. — СПб., 1872. № 1057. С.93.

4 Феодор Поликарпов (ум. 1731) — видный деятель русской культуры XVIII века, писатель и переводчик, автор учебных книг по грамматике и русской истории, директор Московской типографии.

5 Так, например, это ярко видно в случае, если в чашу после освящения Даров впадет насекомое.

6 В «Науке» отсутствуют разделы «Како хранити божественные тайны больных ради» и «О подаянии, приятии, хранении же и поклонении божественных таин».

7 «Наука» не знает предписаний о необходимости для священнослужителя быть в мире со всеми, примириться с обидчиками и обиженными, воздерживаться перед служением от общения с женой, иметь приличный вид, не указано здесь подробное церковное правило и ряд других предписаний «Известия».

8 «Большой Требник» митрополита Петра (Могилы) впервые был издан в 1646 году.

9 Митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила), экзарх Константинопольский (1597–1647 гг.) — воеводич молдавский. Образование получил в Львовском братском училище. Выслушал полный курс словесных наук и богословия в Парижском университете, служил в польских войсках. Около 1624 г. поступил в Киево-Печерскую Лавру, а с 1626 г. стал ее архимандрит. 28 апреля 1632 г. хиротонисан в Львове во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого. В 1640 г. собрал собор в Киеве для опровержения сочинения Кассиана Саковича и утверждения православного исповедания веры. Скончался 31 декабря 1646 г. (в ночь на 1647 г.). Согласно завещанию, погребен в склепе Великой Церкви Киево-Печерской Лавры, в средней части храма.

10 Петровский А., свящ. Учительное Известие при славянском служебнике // ХЧ, 1911, с. 562.

11 Патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савелов) (1620–1690 гг.) происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову и на 35 году жизни (в 1655 г.) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря. В 1657 г. назначен патр. Никоном строителем Новгородского Иверского монастыря. Вскоре, по ходатайству боярина Ртищева, переведен в Москву строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского монастыря. С 1664 г. — архимандрит Чудова монастыря. 22 декабря 1672 г. хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. 26 июля 1674 г., после годового междупатриаршества, избран Патриархом Московским. Скончался 17 марта 1690 г. Погребен в Успенском соборе Московского кремля.

12 ГИМ, Син., № 433, Л. 8 об. — 9.

13 Цит. по: Петровский А., свящ. Учительное Известие при славянском служебнике // ХЧ, 1911. С. 564.

14 Патриарх Московский и всея Руси Адриан (1627 или 1637 или 1639–1700 гг.). Родился в Москве. О жизни его до пострижения в монашество не сохранилось никаких сведений. Известность в истории он получил уже будучи архимандритом Чудова монастыря (1678–1686 гг.) и доверенным лицом патриарха Иоакима. В монастыре он прославился строительной деятельностью и зарекомендовал себя и как строгий поборник иноческого целомудрия. 21 марта 1686 года был хиротонисан патриархом Иоакимом во епископа Казанского и Свияжского с возведением в сан митрополита. О деятельности митр. Адриана в Казанской епархии также почти не сохранилось никаких сведений. После четырехлетнего управления Казанской епархией, 24 августа 1690 года, митрополит Адриан был возведен на всероссийское патриаршество. Скончался патриарх Адриан 16 октября 1700 года. Тело его погребено в Успенском соборе Московского кремля.

15 Поместный Гангрский собор состоялся в середине IV века, около 340 года, в Гангре, главном городе Пафлагонии, по поводу Евстафия, епископа Севастийского, полуарианина, и его последователей, которые проповедовали безрассудный аскетизм и вследствие того вызвали в Церкви много беспорядков. Председательствовал на соборе святитель Евсевий Никомидийский, а присутствовало тринадцать епископов. В канонических сборниках значится двадцать одно правило этого собора, а именно: двадцать правил против евстафиан, а двадцать первое составляет эпилог всех правил.

16 В настоящем своем содержании и количестве Апостольские правила устно передавались от апостольских времен и получили свою законченную форму к концу III века. Они приняты Вселенскою Церковью, по словам второго правила Трулльского собора «ко исцелению душ и уврачеванию страстей». Эти правила находятся во всех официальных сборниках поместных Православных Церквей.

17 Поместный Антиохийский собор проходил в Антиохии в 341 году. На нем присутствовало 97 епископов, собравшихся на освящение новой «златой» церкви. После освящения собравшиеся епископы составили собор для издания некоторых постановлений в интересах повсеместного единообразия церковного управления. Председательствовал на этом соборе епископ Антиохийский Плакет. Собор издал двадцать пять правил, которые все вошли в общецерковный канонический сборник.

18 Правила Карфагенского собора были приняты на Соборе 217 епископов в Карфагене в 419 году под председательством епископа Карфагенского Аврелия. Поводом к созыву собора послужило возникновение вопроса о праве Римского Папы принимать апелляции на определения Собора Африканской Церкви. Отвергнув это право, отцы собора приняли несколько новых правил и пересмотрели правила, принятые на предыдущих Соборах. Таким образом были собраны во едино правила четырнадцати Соборов с 348 по 418 г. включительно. Нумерация этих правил в разных канонических сборниках неодинакова, т.к. отдельные правила разделены на два, три и пять правил.

19 Федор Вальсамон (ок. 1140 — после 1195 гг.) — Патриарх Антиохийский и знаменитейший из законоведов греческой Церкви. Родился в Константинополе, в столице начал и свое служение Церкви. При императоре Мануиле он уже занимал должности патриаршего номофилакса и хартофилакса. Вальсамон прославился как знаток церковного и светского права; и эта его слава способствовала его возведению на Антиохийский престол в 1193 г. при императоре Исааке Ангеле. Кроме многих канонических сочинений, он оставил комментарий на полный свод церковных правил (Фотиев Номоканон). Его толкования обширны и подробны; местами дополняются разрешением вопросов практического свойства. Главная цель этого труда — разъяснить темные места канонов, указать и устранить встречающиеся между ними разночтения и противоречия с государственными постановлениями. Кроме того, он исправил в Фотиевом Номоканоне ссылки на государственные законы, согласно их новым сводам (по Базиликам) и дополнениям.

20 16 правило святителя Тимофея, епископа Александрийского разрешает причащаться, даже если «измывая уста или находясь в бане, нехотя проглотил воду».

21 Об употреблении в Русской Церкви и бумажных антиминсов свидетельствуют сохранившиеся бумажные антиминсы середины XVII века.

22 Поместный Лаодикийский Собор собрался в Лаодикии, главном городе Фригии, в Малой Азии. Точный год Собора не установлен. Одни относят созыв его к 343 г., а другие к более поздним датам. Шестой Вселенский Собор в перечислении Соборов (прав. 2), коих правила должны приниматься Церковью, упоминает Лаодикийский Собор до Сардикийского, который имел место в 343 г. и потому едва ли правильно относить время его созыва позднее этого года. Собор составил 60 правил.

23 Трулльский, Вселенский V–VI собор состоялся с целью дополнения правил V и VI вселенских соборов, которые занимались исключительно догматическими вопросами, но не издали ни одного предписания относительно церковной дисциплины. Между тем была неотложная нужда в том, чтобы авторитетом вселенского собора были изданы такие правила, которые бы утвердили ослабленную вследствие еретических смут дисциплину; нужно было восстановить силу прежних соборов и новыми правилами водворить строгий порядок в Церкви. Так как отцы VI Вселенского Собора разошлись тотчас после догматического определения этого собора, то потребовалось созвать их в другой раз, чтобы они издали необходимые правила и тем дополнили то, что не было сделано ранее. Собор, соответственно таковой своей задаче, и назван пято-шестым, а так как этот собор не что иное, как продолжение собора 681 года и происходил он в том самом отделении царских палат, где были заседания последнего VI собора, то и правила, им изданные, называются правилами VI Вселенского Собора Трулльского.

24 Надо заметить, что похищение или съедение агнца мышами происходило довольно часто не только на Руси, но и на Востоке. Этот вопрос специально обсуждался на патриаршем соборе в XIII веке, на котором постановили, что священник за подобное «не подлежит епитимии, так как многое подобное часто бывает».

25 Святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века, получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги. В царствование Льва IV (775–780) святой Никифор получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту Православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. После VII Вселенского Собора Никифор несколько лет оставался при дворе, но вскоре оставил службу и поселился в уединении, при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Святой Никифор построил церковь, основал монастырь и вел строгую иноческую жизнь. Был возведен на патриарший престол 12 апреля 806 года. При императоре иконоборце Льве V еретический собор отлучил от Церкви святого Патриарха Никифора и сослал сначала в монастырь в Хрисополь, а затем — на остров Проконнис в Мраморном море. После 13 лет лишений и скорбей 2 июня 828 года святой Патриарх Никифор скончался в изгнании. 13 марта 847 года нетленные мощи святого Патриарха Никифора с торжеством были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святой Софии. Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, «украшением века и кафедры» и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие — многочисленные труды исторического, догматического и канонического содержания.

26 Святитель Симеон, архиепископ Солунский (? — ок. 1429 гг.) — византийский богослов и выдающийся церковный деятель, один из ученейших людей своего времени, архиепископ Фессалоникийский с 1406 г. В сане архиепископа Солунского явился мужественным защитником религиозной и политической независимости своей паствы; благодаря его усилиям осажденная султаном Муратом Солунь не сдалась туркам и была взята вторичным приступом лишь после смерти архиепископа, в 1429 г. Помимо ряда полемических сочинений, направленных преимущественно против католиков, Симеон Солунский написал ряд сочинений, в которых подробно раскрываются и символически истолковываются все стороны православного богослужения и церковной жизни, объясняется назначение и смысл различных обрядов и священных предметов.

27 Святой Иустин Мученик (ок. 100–165 гг.) — философ и греческий апологет. После принятия христианства около 135 года приехал в Рим и активно проповедовал христианское учение. Хотел доказать правительству, что христиане не группа заговорщиков, а честные граждане, не заслуживающие политических преследований. С этой целью он написал ряд произведений, из которых до нас сохранилось только три: две «Апологии» и «Диалог с Трифоном иудеем».

28 Текст «Дидахэ» был найден митрополитом Филофеем Вриением в 1875 году в библиотеке Святогробского подворья в Стамбуле. Греческий пергаменный сборник (Codex Hierosolymitanus 54) состоял из 120 листов, на последнем листе стояла подпись писца — Льва нотария и грешника, а также дата вторник, 11 июня 6564 года от сотворения мира. В переводе на современное летоисчисление памятник датируется 1056 годом. Сборник содержал ряд произведение. На 76–80 листах рукописи находился текст, озаглавленный как «Учение двенадцати апостолов». Впервые текст был опубликован митрополитом Филофеем в 1883 году в Стамбуле (Константинополе) и сопровожден комментариями. Учение было написано в Египте или Сирии около 100 года н.э. Автор будучи христианином из иудеев, о чем свидетельствует его прекрасное знание еврейской религиозной традиции и культуры, вероятнее всего, не выходил непосредственно из круга Двенадцати. Адресат — христиане из язычников. Памятник цитируется александрийскими авторами Климентом и Оригеном.

29 Апостольские Постановления — обширный свод церковных постановлений и правил, составленных, по преданию, двенадцатью апостолами Иисуса Христа и переданных через святителя Климента, четвертого епископа Римского. В действительности они собраны и изданы ок. IV в. неизвестным автором (по-видимому, арианином) в Сирии или Константинополе. Трулльский собор отверг Апостольские постановления как искаженные еретиками. Сочинение пользовалось большим авторитетом, и отрывки из него впоследствии были включены в различные кодексы канонического права Восточной церкви.

30 Точно таким же порядком приготовляются агнцы для Литургии Преждеосвященных Даров.

31 Бревиарий (лат. breviarium от brevis — краткий), католическая литургическая книга, содержащая последования всех служб суточного, седмичного и годового круга, отрывки из Библии, трудов отцов церкви, молитвы и гимны, употребляемые в богослужении.

32 По: Мансветов И.Д. Как у нас правились церковные книги. Материал для истории книжной справы в XVI столетии (по бумагам архива Типографской библиотеки в Москве). — М., 1883. С. 542.

33 По: Никольский А.И. История печатного служебника Русской Православной Церкви // ЖМП, 1978. № 7 с. 70–77; № 9 с. 70–79; № 11 с. 68–75.

34 С сожалением приходится отмечать, что в последнее время появилась нездоровая тенденция издавать служебники без этого весьма важного и полезного приложения. Так, например, даже в служебниках, изданных официальным печатным органом Русской Православной Церкви — издательским советом Московской Патриархии, это приложение, как и «Прaвило готовящымся служити, и хотящым причаститися святых божественных таинств тела и крове Господа Иисуса Христа» не включено в состав этой богослужебной книги.

Московские Епархиальные Ведомости

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka