Библиотеке требуются волонтёры

К дню памяти всех святых

Люд­мила Илью­нина

Оглав­ле­ние


Как и когда уста­но­ви­лось почи­та­ние святых

Уже на самой заре хри­сти­ан­ства сфор­ми­ро­ва­лось почи­та­ние отдав­ших свою жизнь за Христа – Пре­да­ние гово­рит нам о том, что с любо­вью и бла­го­го­ве­нием веру­ю­щие соби­рали рас­тер­зан­ные останки муче­ни­ков, почи­тали их как вели­чай­шую свя­тыню, пом­нили и чтили дни памяти муче­ни­ков, и осо­бенно апо­сто­лов. Очень рано возник вошед­ший в цер­ков­ную прак­тику обычай, поме­ще­ния под пре­сто­лами алта­рей мощей (или их частиц) муче­ни­ков. В одном древ­нем источ­нике II века мы читаем: «Христа почи­таем мы, ибо Он есть Сын Божий. Муче­ни­ков мы достой­ным обра­зом любим как уче­ни­ков и под­ра­жа­те­лей Гос­пода ради их непре­взой­ден­ного устрем­ле­ния к их Вла­дыке и Учи­телю».

Позд­нее к лику почи­та­е­мых святых стали при­чис­лять еще при жизни поль­зо­вав­шихся извест­но­стью свя­ти­те­лей, а с воз­ник­но­ве­нием мона­ше­ства (IV век), отшель­ни­ков и игу­ме­нов мона­сты­рей. Почи­та­ние было вызвано и народ­ной любо­вью и необ­хо­ди­мо­стью дать для недав­них языч­ни­ков образцы для под­ра­жа­ния.

Вера в вечную жизнь явля­ется осно­ва­нием веры в то, что святые, пре­бы­ва­ю­щие в состо­я­нии бла­жен­ства, могут помо­гать страж­ду­щим на земле. Через них можно и нужно обра­щаться к Богу. Как сказал в Еван­ге­лии сле­по­рож­ден­ный: «Мы знаем, что греш­ни­ков Бог не слу­шает; но, кто чтит Бога и творит волю Его, того слу­шает» (Ин.9:31).

«Бог не есть Бог мерт­вых, но Бог живых» (Мф.22:32) – сказал Гос­подь, а в притче о богаче и Лазаре он при­от­крыл завесу, скры­ва­ю­щую то, что про­ис­хо­дит в «поту­сто­рон­нем мире». Неда­ром Цер­ковь про­сла­вила и почи­тает и вет­хо­за­вет­ных пра­от­цев, тем самым вслед за Гос­по­дом под­чер­ки­вая, пре­ем­ствен­ность свя­то­сти.

Обсуж­де­ние «бого­сло­вия свя­то­сти» при­хо­дится на VII–VIII века в связи с напад­ками ико­но­бор­че­ских импе­ра­то­ров на культ святых.

В этот период фор­му­ли­ру­ется раз­ли­чие между слу­жеб­ным покло­не­нием и покло­не­нием вне­слу­жеб­ным. Учение о почи­та­нии святых как неустра­ни­мая часть хри­сти­ан­ской дог­ма­тики было утвер­ждено VII Все­лен­ским собо­ром в Нике (787 г.). В дея­ниях этого собора гово­рится о необ­хо­ди­мо­сти молитв о «пред­ста­тель­стве пре­не­по­роч­ной Вла­ды­чицы нашей Бого­ро­дицы», а также «святых анге­лов и всех святых, кото­рым воз­да­ется почи­та­ние, равно как и святым их мощам, чтобы и мы были при­част­ни­ками их свя­то­сти».

Исто­рия дала и дает все новые и новые «виды свя­то­сти». Поэтому учение о свя­то­сти ока­зы­ва­ется посто­янно откры­тым для вос­при­я­тия нового откро­ве­ния Бога для чело­века через святых. Как гово­рится в одном науч­ном труде о свя­то­сти «про­цесс обна­ру­же­ния новых форм свя­то­сти неис­чер­паем и про­дол­жа­ется по сей день».

Бого­сло­вие свя­то­сти

Кра­е­уголь­ный камень бого­сло­вия свя­то­сти – это пра­во­слав­ное учение об обо­же­нии чело­века. Свя­тость коротко можно опре­де­лить как при­част­ность чело­века Богу, его обо­же­ние. Или пре­об­ра­же­ние под дей­ствием боже­ствен­ной бла­го­дати вет­хого чело­века в нового. Ветхий – по образу Адама, новый ‑по образу Христа. Вхож­де­ние в свя­тость совер­ша­ется через Христа Спа­си­теля. Как ска­зано в посла­нии апо­стола Петра: «Но, по при­меру при­звав­шего вас Свя­того, и сами будьте святы во всех поступ­ках; ибо напи­сано: будьте святы, потому что Я свят».

Учение об обо­же­нии – плод трудов вели­ких отцов Церкви: свт. Афа­на­сия Вели­кого, свт. Васи­лия Вели­кого, свт. Гри­го­рия Нис­ского. Они, борясь с ере­сями, уни­чи­жав­шими чело­ве­че­ское есте­ство в Христе, выра­зили упо­ва­ние Церкви: бла­го­даря тому, что Хри­стос-Бог сде­лался чело­ве­ком, чело­век может сде­латься богом по бла­го­дати, то есть стать при­част­ни­ком Боже­ства.

«Меха­низм» усво­е­ния чело­ве­ком свя­то­сти отцы объ­яс­няли при помощи учения (бого­от­кро­вен­ного, родив­ше­гося из Иису­со­вой молитвы) об энер­гиях. «Бог, неви­ди­мый по при­роде, дела­ется види­мым бла­го­даря энер­гиям», – писал Гри­го­рий Нис­ский. На иконах нетвар­ные боже­ствен­ные энер­гии, про­ни­зы­ва­ю­щие свя­того, изоб­ра­жа­ются в виде нимба. Так как явлены они были взору чело­ве­че­скому в виде света на горе Пре­об­ра­же­ния. По учению св. Гри­го­рия Паламы фавор­ский свет Пре­об­ра­же­ния – это и есть боже­ствен­ные энер­гии.

В учении о свя­то­сти таким обра­зом пре­одо­ле­ва­ется свой­ствен­ное языч­ни­кам про­ти­во­сто­я­ние твар­ного и нетвар­ного, веще­ствен­ного и духов­ного. Даже тело свя­того про­ни­зано духов­ными знер­ги­ями – о чем сви­де­тель­ствуют нетлен­ные мощи.

Святой – посред­ник в обще­нии людей с Богом, но он не такой посред­ник, какими были язы­че­ские герои или дай­моны. Для языч­ни­ков было харак­терно веро­ва­ние в суще­ство­ва­ние непро­хо­ди­мой грани, отде­ля­ю­щей «высшие силы» от всего, сохра­ня­ю­щего чело­ве­че­скую при­роду (что поз­во­лено Юпи­теру, не поз­во­лено быку). Пред­став­ле­ние о чело­ве­че­ской при­роде в язы­че­стве и хри­сти­ан­стве прямо про­ти­во­по­ложны.

Св. Максим Испо­вед­ник изна­чаль­ное назна­че­ние чело­века при его созда­нии Твор­цом видел в том, что он – образ и подо­бие Бога, «сде­лался богом через Гос­пода, потому что именно для этого чело­век полу­чил суще­ство­ва­ние – Бог и Гос­по­дин по при­роде».

Св. Иоанн Дамас­кин в «Точном изло­же­нии пра­во­слав­ной веры» раз­во­ра­чи­вает утвер­жде­ние прп. Мак­сима: Богами же, и царями и гос­по­дами назы­ваю их (святых) потому, что они цар­ство­вали над стра­стями и пре­одо­лели их, и в неиз­мен­ном виде сохра­нили Боже­ствен­ный образ и подо­бие, по кото­рому были созданы… Они соеди­ни­лись с Богом, приняв Его в себя, и сде­ла­лись по при­ча­стию и бла­го­дати теми же, что Он явля­ется по при­роде».

Эти выска­зы­ва­ния Святых отцов пояс­няют пара­док­саль­ное на первый взгляд апо­столь­ское рече­ние: «К свя­то­сти при­званы мы все, братия». К свя­то­сти, значит к освя­ще­ние, к очи­ще­нию, к соеди­не­нию с Богом.

Кого назы­вают святым сами святые

В капи­таль­ном труде епи­скопа Вар­навы (Беля­ева) «Основы искус­ства свя­то­сти» есть глава с тем назва­нием, кото­рое мы вынесли в загла­вие этой статьи. И назва­ние это очень харак­терно для пра­во­слав­ного миро­по­ни­ма­ния. Святые Отцы учат, что свя­тость может понять и почув­ство­вать только тот, кто сам стре­мится к свя­то­сти.

Епи­скоп Вар­нава опре­де­ле­ние свя­то­сти свя­тыми берет из Симеона нового Бого­слова, оно очень крат­кое и емкое: «Похвалу и убла­же­ние святых состав­ляют два сия – пра­во­слав­ная вера и доб­ро­де­тель­ное житие, и третье – дары Все­свя­того Духа».

Вера стоит на первом месте, потому что напри­мер в годы крас­ного тер­рора мил­ли­оны людей были уму­чены, но за Христа – тысячи. И Цер­ковь про­слав­ляет только тех, кто постра­дал именно за веру, а не бес­со­зна­тельно в резуль­тате «соци­аль­ной чистки». Кроме того, если взять тот же пример, в лаге­рях, в тюрь­мах люди вели себя по-раз­ному, об этом сви­де­тель­ствуют мно­го­чис­лен­ные вос­по­ми­на­ния. Ново­му­че­ники (те, кто уже про­слав­лен и еще будет про­слав­лен) не только не озлоб­ля­лись в этих нече­ло­ве­че­ски страш­ных усло­виях, но еще и помо­гали другим, укреп­ляли в людях веру, муже­ство, уте­шали, защи­щали. Это все отно­сится ко второй части опре­де­ле­ния прп. Симеона: усло­вие при­зна­ния свя­то­сти чело­века – это его «доб­ро­де­тель­ное житие».

Что каса­ется тре­тьей части опре­де­ле­ния свя­то­сти «дары Все­свя­того Духа», то и об этом мы нахо­дим сви­де­тель­ства тех, кто выжил. Испо­вед­ники Хри­стовы в своих вос­по­ми­на­ниях писали, что именно в тюрь­мах и лаге­рях их осе­няла и покры­вала такая бла­го­дать Божия, кото­рой они прежде нико­гда не испы­ты­вали.

Епи­скоп Вар­нава дает и свое опре­де­ле­ние свя­то­сти, более при­бли­жен­ное к пони­ма­нию «сред­него чело­века»: «те, кто живут во все­гдаш­нем само­при­нуж­де­нии, само­озлоб­ле­нии, само­сте­сте­не­нии, в про­из­воль­ных само­охот­ных лише­ниях полу­чают небес­ный дар…» А во всем своем 4‑х томном труде он рас­ска­зы­вает как совер­ша­ется это само­при­нуж­де­ние и само­озлоб­ле­ние, кото­рое и явля­ется «осно­вой искус­ства свя­то­сти». Сове­тую вни­ма­тельно почи­тать этот труд, для того, чтобы понять, почему мы все так далеки от свя­то­сти.

О раз­лич­ных слу­же­ниях

«Слу­же­ния раз­личны» – гово­рится об ангель­ских силах в апо­столь­ских посла­ниях. Но, почему-то, когда так гово­рят о святых, у неко­то­рых интел­ли­ген­тов это вызы­вает воз­му­ще­ние. Они высме­и­вают те кни­жечки, в кото­рых пере­чис­ля­ется какому свя­тому в каком случае над­ле­жит молиться, они усме­ха­ются над тем, когда слышат, что в храме ставят свечи пре­по­доб­ному Сергию для успеш­ной сдачи экза­ме­нов, а святых Флора и Лавра просят помочь в делах сель­ских. При­зна­юсь, я и сама совсем недавно при­над­ле­жала к таким «про­дви­ну­тым» цер­ков­ным интел­ли­ген­там. Да потом и под­твер­жде­ние нашла в вос­по­ми­на­ниях про­фес­сора Закр­жев­ского, как они веру­ю­щие интел­ли­генты 20‑х годов, не при­ни­мали этот обычай.

Но потом, не в ученой лите­ра­туре, а в житий­ной посто­янно стал­ки­ва­лась с при­ме­ром того, что в разных жиз­нен­ных слу­чаях при­нято при­бе­гать к заступ­ни­че­ству разных святых. При­веду пример из древ­него Отеч­ника. У прп. Дани­ила Скит­ского просил помощи некто, тяжко бори­мый блуд­ным помыс­лом. Старец послал его на гроб муче­ницы Фома­иды. И, когда пове­лен­ное было испол­нено, иску­ше­ние исчезло. Почему же помощь должна была прийти именно через эту муче­ницу? – Потому, что она в жизни своей прошла через тяжкое иску­ше­ние против ее цело­муд­рия и муче­ни­че­ски умерла за сохра­не­ние чистоты.

«Да иску­шен быв, может и иску­ша­е­мым помощи» – сказал о Гос­поде Апо­стол. Так и о святых можно ска­зать: то, в чем они сами были иску­шены, то, против чего они сами высто­яли, в том они и нам могут помочь. И в этом осо­бен­ность именно пра­во­слав­ного почи­та­ния святых – мы любим слу­жить молебны разным святым. Мы, таким обра­зом, их осо­бенно почи­таем. И, неда­ром такой попу­ляр­но­стью сейчас поль­зу­ются все­воз­мож­ные изда­ния ака­фи­стов святым, кано­нов, молит­во­сло­вов с осо­быми молит­вами отдель­ным святым, в раз­лич­ных обсто­я­ниях помо­га­ю­щим. Значит людям это нужно. Сама видела, как раду­ются люди, узнав, что и на этот случай и на другой случай есть особая молитва, можно обра­титься к какому-то опре­де­лен­ному свя­тому.

Конечно, это одно из про­яв­ле­ний «мла­ден­че­ства во Христе» и тому, кто живет пол­но­водно теку­щей духов­ной жизнью, такие под­порки на каждый шаг не нужны. Но, это не значит, что они вообще никому не нужны.

О чинах святых

Цер­ковь земную назы­ва­ются воин­ству­ю­щей, хри­стиан назы­вают вои­нами Царя Небес­ного, а святых и анге­лов «небес­ным воин­ством». Поэтому и у святых есть свои чины, о кото­рых мы и рас­ска­жем. Но сна­чала пере­чис­лим их: пра­отцы или пат­ри­архи вет­хо­за­вет­ные, про­роки, муче­ники, апо­столы, бла­жен­ные, бес­среб­рен­ники, испо­вед­ники, пре­по­доб­ные, святые пра­вед­ные, свя­ти­тели, стра­сто­терпцы, пре­по­доб­но­му­че­ники, рав­ноап­о­столь­ные и про­све­ти­тели, бла­го­вер­ные князья, столп­ники, чудо­творцы, свя­щен­но­му­че­ники, святые Цар­ствен­ные муче­ники. Есть в свят­цах всего лишь несколько святых, кото­рые носят титул «Вели­кий» и еще несколько, кото­рые носят титул «Бого­слов». А теперь о каждом чине по порядку.

Пра­отцы – это предки Гос­пода нашего Иисуса Христа по чело­ве­че­ству. К пра­от­цам прежде всего отно­сятся вет­хо­за­вет­ные пат­ри­архи, это десять допо­топ­ных пат­ри­ар­хов, все они по именам названы в Библии: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Мале­леил, Иаред, Енох, Мафу­сал, Ламех и Ной (Быт.5:1-32). После­по­топ­ные пат­ри­архи Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф. К пра­от­цам отно­сятся святые пра­вед­ные бого­отцы Иоаким и Анна – роди­тели Бого­ро­дицы, а так же пра­вед­ный Иосиф, обруч­ник Девы Марии.

Про­роки – вет­хо­за­вет­ные святые, почи­та­е­мые Цер­ко­вью как про­воз­вест­ники воли Божией, пред­рек­шие приход Христа.

Муче­ники – по-гре­че­ски муче­ник «мар­тю­рос» пере­во­дится как сви­де­тель, то есть эти святые смер­тью своей засви­де­тель­ство­вали свою веру в Иисуса Христа и его вос­кре­се­ние. Один­на­дцать из две­на­дцати апо­сто­лов Гос­пода закон­чили свою жизнь муче­ни­че­ски. В этом чине есть еще особый разряд – вели­ко­му­че­ники – те, кто пре­тер­пел осо­бенно тяже­лые и дли­тель­ные муче­ния.

Испо­вед­ники – те, кто отрыто про­воз­гла­шал свою веру во время гоне­ний, те, кто пре­тер­пел муче­ния за веру, но в отли­чие о муче­ни­ков остался жив.

Свя­щен­но­му­че­ники – муче­ник, при­над­ле­жав­ший к свя­щен­ному сану (свя­щен­ни­че­скому или епи­скоп­скому).

Стра­сто­терпцы – это наиме­но­ва­ние может при­ме­няться ко всем муче­ни­кам, пре­тер­пев­шим стра­да­ние во имя Хри­стово. Пре­иму­ще­ственно назы­вают так тех, кто принял смерть не от явных гони­те­лей хри­стиан, но от своих еди­но­вер­цев. В их подвиге под­чер­ки­ва­ется незло­бие, непро­тив­ле­ние врагам.

Апо­столы – 12 и 70 уче­ни­ков Гос­пода Иисуса Христа, послан­ные в мир с еван­гель­ской про­по­ве­дью. С бла­го­вест­ни­че­ской про­по­ве­дью апо­сто­лов пре­да­ние свя­зы­вает основ­ные пути рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства по всему миру.

Рав­ноап­о­столь­ные – святые, обра­тив­шие к вере целый народ.

Свя­ти­тели – святые из епи­скоп­ского чина, почи­та­е­мые Цер­ко­вью как пред­сто­я­тели отдель­ных цер­ков­ных общин, кото­рые своей святой жизнью и пра­вед­ным пас­тыр­ством осу­ще­ствили про­мы­сел Божий о Церкви.

Бес­среб­ре­ники – святые осо­бенно про­сла­вив­ши­еся своим бес­ко­ры­стием, отка­зом от богат­ства ради Христа. Наиме­но­ва­ние бес­среб­ре­ни­ков первым при­сво­или бра­тьям-врачам Косьме и Дами­ану.

Бла­жен­ные или юро­ди­вые – те, кто доб­ро­вольно принял на себя облик безу­мия, при­ни­ма­е­мый «ради пору­га­ния миру». Юро­ди­вые про­ти­во­по­ла­гает муд­рость века сего и веры во Христа и обли­чали «силь­ных мира сего», а так же и про­стых смерт­ных, име­но­вав­ших себя веру­ю­щими хри­сти­а­нами, в тво­ри­мых ими неправ­дах.

Пре­по­доб­ные – святые монахи. Свя­тость вос­при­ни­ма­лась всегда как осу­ществ­ле­ние мона­ше­ского при­зва­ния, кото­рый назван «ангель­ским чином», поэтому среди всех святых, пожа­луй, больше всего именно пре­по­доб­ных. Те святые монахи, кото­рые при­няли за Христа муче­ни­че­скую смерть име­ну­ются Пре­по­доб­но­му­че­ни­ками.

Бла­го­вер­ные князья – святые упра­ви­тели госу­дар­ства, извест­ные своим мило­сер­дием и забо­той об укреп­ле­нии пра­во­слав­ной веры.

Столп­ники – святые, избрав­шие особый подвиг – сто­я­ние на столпе или на камне, сосре­до­то­чив­шись в посто­ян­ной молитве.

Такие чины с тече­нием вре­мени при кано­ни­за­ции опре­де­лила Цер­ковь. Но, как уже было ска­зано, подвиги подвиж­ни­ков мно­го­об­разны. Потому один и тот же святой может быть и столп­ни­ком и юро­ди­вым, и пре­по­доб­ным или бес­среб­ни­ком и муче­ни­ком (как Косьма и Дамиан), или свя­ти­те­лем и рав­ноап­о­столь­ным и т.д. К именам неко­то­рых святых при­бав­ляют спе­ци­аль­ные эпи­теты. Напри­мер: прп. Пимен мно­го­бо­лез­ный, прп. Нестор Лето­пи­сец, прп. Алипий ико­но­пи­сец, прп. Прохор лебед­ник, прп. Моисей Угрин, свт. Иоанн мило­сти­вый и т.д.

… «У Гос­пода оби­тели многи суть».

Сокро­вищ­ница цер­ков­ная

«При­ни­кайте к свя­то­сти», «род­ни­тесь с небес­ными жите­лями» – учат нас отцы духов­ные. В наше время, когда на чело­века еже­дневно обру­ши­ва­ется лавина отри­ца­тель­ного опыта, так важно при­ни­кать к свя­то­сти, чтобы не стать пес­си­ми­стом, чтобы, даже нахо­дясь в цер­ков­ной ограде (а это, увы, слиш­ком рас­про­стра­ненно среди цер­ков­ных интел­лек­ту­а­лов) не сне­даться ядом иронии.

При­ни­кать к свя­то­сти можно по-раз­ному, но один из самых верных спо­со­бов – вни­ма­тельно вос­при­ни­мать сокро­вища цер­ков­ные – службы, посвя­щен­ные святым. Мои «бабушки» – вос­пи­ты­вав­шие меня бывшие члены рево­лю­ци­он­ных братств, учили прежде всего этому – ценить, доро­жить сокро­вищ­ни­цей бого­слу­же­ния. Каждый день начи­нался у них с того, что они откры­вали кален­дарь и смот­рели день какого свя­того празд­нует Цер­ковь. Вместе с ними Гос­подь спо­до­бил меня про­чи­тать службы святым по бого­слу­жеб­ным Минеям. Они пока­зали мне, как в служ­бах святым своим, Цер­ковь мудро соеди­няет рас­сказ о жизни подвиж­ника с дог­ма­ти­че­скими и нрав­ствен­ными настав­ле­ни­ями.

После этого чтения кра­сота бого­слу­же­ния откры­лась заново. А ведь каждая служба имеет и свои музы­каль­ные осо­бен­но­сти. Есть восемь цер­ков­ных напе­вов, кото­рые назы­ва­ются гла­сами. Но, кроме них, есть еще бес­ко­неч­ное мно­же­ство «подоб­ных» и «само­по­доб­ных». Соеди­не­ние содер­жа­ния и напе­вов дает такое богат­ство, такую кра­соту служб, такое раз­но­об­ра­зие, что, по словам епи­скопа Мефо­дия Кам­пан­ского († 1975), «вни­ма­тель­ный слу­ша­тель в церкви нико­гда не будет ску­чать, а будет полу­чать пищу для ума и для души. Вот почему не надо удив­ляться мона­хам, кото­рые из года в год часами про­во­дят в церкви и не тяго­тятся этим». По-насто­я­щему пожить в цер­ков­ном кален­даре дей­стви­тельно можно только в мона­стыре, когда ты не сне­да­ешься суетой и забо­тами о работе, о домаш­них и хозяй­стве. Изо дня в день выслу­ши­ва­е­мое бого­слу­же­ние дает ощу­ще­ние «пол­ноты времен» – напол­нен­но­сти всего дня вели­ким смыс­лом и даже при­об­ще­ния к «небес­ным жите­лям».

Так и хочется ска­зать тем, кто видит в нашей церкви одни недо­статки, кто спра­вед­ливо заме­чает в «прак­ти­ку­ю­щих хри­сти­а­нах» бездну фальши и лице­ме­рия и мно­же­ство других грехов: «Послу­шайте, какое у нас бого­слу­же­ние! Не поле­ни­тесь про­ник­нуть в его смысл. Попро­буйте, хотя бы одну службу про­сто­ять в храме, вни­ма­тельно вслу­ши­ва­ясь во все, что поется и чита­ется – вот, где наше сокро­вище. А все осталь­ное – мусор, кото­рый сгорит. Не даром апо­сто­лом Павлом ска­зано о том, что почти в каждом чело­веке есть этот мусор, кото­рый сгорит на Суде Божием. «Впро­чем, сам спа­сется, но как бы через огонь».

Да, на все спра­вед­ли­вые упреки нам неве­ру­ю­щих граж­дан мы должны отве­чать: «Не смот­рите на нас греш­ни­ков, смот­рите на святых. Они во все вре­мена были в Церкви, есть и сейчас». А памят­ник этой свя­то­сти, идущей через века – наши Месяч­ные Минеи – книги бого­слу­же­ний в память святых.

«Рели­гия и СМИ»

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки