Обзор истории православных воинских чинопоследований

Оглав­ле­ние


I. Вве­де­ние

Войны, явля­ясь гре­хов­ным про­яв­ле­нием нена­ви­сти, сопро­вож­дали всю исто­рию чело­ве­че­ства после гре­хо­па­де­ния. Обра­ща­ясь к миру с благой вестью при­ми­ре­ния (Рим.10:15), хри­сти­ане в то же время, как живу­щие в «мире сем», пре­бы­ва­ю­щем во зле (1Ин.5:19), вынуж­дены счи­таться с неиз­беж­но­стью уча­стия в раз­лич­ных бранях, кото­рые всегда вос­при­ни­ма­лись как неже­ла­тель­ные, но вынуж­ден­ные сред­ства само­за­щиты. Охра­не­ние ближ­них и своего Оте­че­ства всегда бла­го­слов­ля­лось Цер­ко­вью, видев­шей осно­ва­ние для этого в жерт­вен­ном при­мере Спа­си­теля. Пра­во­сла­вие искони глу­боко почи­тало воинов, сохра­няв­ших ценой соб­ствен­ной жизни спо­кой­ствие и без­опас­ность ближ­них. Многие воины были при­чис­лены Цер­ко­вью к лику святых, как явив­шие своей жизнью пример хри­сти­ан­ской доб­ро­де­тели и испол­нив­шие запо­ведь Спа­си­теля: «Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

Особое попе­че­ние Церкви о воинах всегда было свя­зано с уси­лен­ной молит­вой о них, при­ни­мав­шей раз­лич­ные литур­ги­че­ские формы. По мысли Церкви зна­чи­мость таких свя­щен­но­дей­ствий объ­яс­ня­лась необ­хо­ди­мо­стью про­ти­во­бор­ства злу, опас­ность при­об­ще­ния к кото­рому сокрыта в самом при­ме­не­нии силы. Только победа над грехом в своей соб­ствен­ной душе явля­ется зало­гом пра­вед­ного про­яв­ле­ния силы. Из этого поло­же­ния выте­кают все литур­ги­че­ские темы так назы­ва­е­мых воин­ских чино­по­сле­до­ва­ний. Война, напа­де­ние ино­пле­мен­ни­ков, а тем более меж­до­усоб­ная брань, вос­при­ни­ма­лись как попу­ще­ние Божие за грехи, поэтому фон боль­шин­ства подоб­ных молитв явля­ется пока­ян­ным.

II. Исто­ри­че­ское раз­ви­тие воин­ских молит­во­сло­вий

а) Руко­пис­ная сла­вян­ская тра­ди­ция

Исто­рия бого­слу­же­ния знает раз­но­об­раз­ные воен­ные молитвы и чины. Отправ­ляв­шийся на войну царь или князь вместе с вой­ском полу­чал особое бла­го­сло­ве­ние Церкви на брань. Рус­ские руко­пис­ные треб­ники XVI в. содер­жат несколько подоб­ных молитв1. Все они отно­сятся к образ­цам клас­си­че­ской цер­ков­ной пись­мен­но­сти и выдер­жаны в высо­ком поэ­ти­че­ском стиле. Глав­ной темой этих молит­во­сло­вий явля­ется нис­по­сла­ние мира на землю и на вою­ю­щие сто­роны.

1. Молитва на войну иду­щему князю: «Вла­дыко Гос­поди Все­дер­жи­телю, Отче Гос­пода нашего Иисуса Христа, Тебе молимся и Тебе кла­няем ся, раба Твоего бла­го­вер­наго князя в мире… сохрани» была поза­им­ство­вана из гре­че­ских источ­ни­ков2.

2. Молитва о князех в раз­лич­ных потре­бах, паче же внегда потребе бывшу рат­ному вре­мени: «Гос­поди Боже наш, Царю цар­ству­ю­щих и Гос­подь гос­под­ству­ю­щих, Тебе просим и Тебе молимся, спаси князи наша». К данной молитве при­со­еди­ня­лась особая гла­во­пре­клон­ная молитва: «Тебе Еди­ному и Чело­ве­ко­лю­би­вому, иже Тобою вве­рен­ный, еже на земли кня­жити, пре­клони с нами выя и молит Ти ся, даруй мир во всех нас сердца».

Эти две молитвы, отно­ся­щи­еся в рус­ских треб­ни­ках к воен­ному вре­мени, подобно преды­ду­щей молитве, были заим­ство­ваны из гре­че­ской прак­тики. Однако в Визан­тии эти молитвы чита­лись над импе­ра­то­ром в мирное время и были при­уро­чены к чет­вергу Свет­лой сед­мицы, когда пат­ри­арх со своими помощ­ни­ками при­хо­дил в импе­ра­тор­ский дворец похри­сто­со­ваться с монар­хом3. Отсюда пошло и над­пи­са­ние этих молитв в гре­че­ских евхо­ло­гиях: εὐχὴ γινομένη ὁσάκις ελθη ὁ πατριάρχης εἰς τὸν βασιλέα ἐξαιρέτως τῇ μέμπτῃ τοῦ διακαινησίμον4.

На Руси визан­тий­ский обычай не при­жился, поскольку рус­ские госу­дари, согласно запи­сям цар­ских выхо­дов XVII в., хри­сто­со­ва­лись с пат­ри­ар­хом в первый день Пасхи после окон­ча­ния обряда пас­халь­ного при­вет­ствия духо­вен­ства в алтаре во время пения пас­халь­ных стихир «Да вос­крес­нет Бог». Поздрав­лять рус­ского царя с празд­ни­ком Пасхи пат­ри­арх ходил также в первый день празд­ника после окон­ча­ния Литур­гии5. Однако след визан­тий­ской тра­ди­ции поздрав­ле­ния с Пасхой царя и чтения молитв пат­ри­ар­хом на Свет­лой сед­мице остался и в сла­вян­ской пись­мен­но­сти, поскольку неко­то­рые сла­вян­ские треб­ники над­пи­сы­вают эти молитвы сло­вами: «Молитвы в чет­верг по Пасце, по цело­ва­нии» или «Молитвы о князех в раз­лич­ных потре­бех, паче же внегда потребе быва­ющу рат­ному вре­мени, на сопро­тив­ныя. Тоя же и в чет­верг свет­лыя недели».

3. Молитва иная о князех: «Вла­дыко Гос­поди Все­дер­жи­телю, Боже сил, Царю веков, при­к­лони ухо Твое на молитву нашу, Твой мир даруй князем нашим и всем людем Твоим», содер­жа­ща­яся в сла­вян­ских руко­пис­ных треб­ни­ках, также при­над­ле­жит гре­че­ской литур­ги­че­ской пись­мен­но­сти6.

4. Молитва на пога­ныя на брани: «Вла­дыко Гос­поди Боже наш, Иже пре­муд­ро­стию неиз­ре­чен­ным словом вся к созда­нию полез­ная творя» подобно преды­ду­щей молитве отно­сится к гре­че­ской тра­ди­ции7.

5. Молитвы на рать идущим: «Гос­поди Боже наш, послу­ша­вый Моисея, про­стер­шаго к Тебе руце и люди Изра­и­левы укре­пив на Ама­лика» и «Вла­дыко Гос­поди Боже отец наших, Тя просим… якоже изво­лил еси Сам изыти со угод­ни­ком Твоим Мои­сеем» из руко­пис­ных треб­ни­ков пере­шли и в печат­ные изда­ния8.

6. Молитва над судном ратным: «Боже, Боже наш, Иже в мори похо­ди­вый» также из руко­пис­ной тра­ди­ции пере­шла в печат­ную9.

б) Ста­ро­пе­чат­ные бого­слу­жеб­ные изда­ния

В ста­ро­пе­чат­ных бого­слу­жеб­ных книгах отдель­ные молитвы вклю­чены уже в кон­текст отдель­ных воен­ных чино­по­сле­до­ва­ний. Доре­фор­мен­ные треб­ники печа­тают особый Канон моле­бен ко Гос­поду нашему Иисусу Христу и ко всем святым Его, поемый за князя и за люди, егда исхо­дит из града против супо­стат, нахо­дя­щих на ны10. Про­ис­хож­де­ние этого канона неясно, поскольку гре­че­ские источ­ники его не содер­жат. В то же время иной, нежели в сла­вян­ских книгах, канон «в наше­ствие ино­пле­мен­ных» име­ется в гре­че­ском Евхо­ло­гии11. Перед сла­вян­ским кано­ном ука­зы­ва­ется тро­парь: «Спаси, Гос­поди» и Богородичен:«Предстательнице страш­ная и непо­стыд­ная». Ирмо­сами канона служат вос­крес­ные ирмосы 6 гласа: «Яко по суху». После канона12 ста­ро­пе­чат­ные треб­ники при­во­дят три, вос­хо­дя­щие к руко­пис­ной тра­ди­ции (см. выше пп. 2 и 1) молитвы за царя, к кото­рым при­со­еди­ня­ется еще особая молитва бла­го­сло­вити царя или князя («Гос­поди Боже наш, Царю цар­ству­ю­щих и Гос­поди гос­под­ству­ю­щих, Иже Саму­и­лом про­ро­ком избра­вый раба Своего Давида»), пер­во­на­чально читав­ша­яся над царем при вос­ше­ствии его на пре­стол. О послед­нем сви­де­тель­ствует содер­жа­ние молитвы и над­пи­са­ние ее в гре­че­ских евхо­ло­гиях13. Как молитву на «про­из­ве­де­ние царя» знают ее и неко­то­рые сла­вян­ские руко­пис­ные треб­ники14.

Мир­ской Потреб­ник 1639 г. при­бав­ляет к трем молит­вам Треб­ника 1625 г. еще четыре, кото­рые свя­заны с именем Кон­стан­ти­но­поль­ского Пат­ри­арха Кал­ли­ста (XIV в.)15. Они печа­та­лись в вене­ци­ан­ских евхо­ло­гиях XVII в. в чине, быва­е­мом в ратное время16, и именно оттуда, судя по отсут­ствию этих молитв в сла­вян­ской руко­пис­ной тра­ди­ции, были заим­ство­ваны печат­ным изда­нием Треб­ника 1639 г.

Первые южно-рус­ские изда­ния Треб­ника содер­жат только при­пи­сы­ва­е­мую Пат­ри­арху Фило­фею (XIV в.) и обра­щен­ную к Пре­свя­той Бого­ро­дице молитву о наше­ствии ратник («Дево Вла­ды­чице Бого­ро­дице, Яже Един­ствен­наго Бога… рождши»)17, заим­ство­ван­ную из гре­че­ской тра­ди­ции18 и встре­ча­ю­щу­юся также в бол­гар­ских памят­ни­ках19. Львов­ский Треб­ник 1645 г. уже при­во­дит довольно обшир­ный и извле­чен­ный из гре­че­ских печат­ных изда­ний чин в наше­ствие варвар, состо­я­щий из канона Пре­свя­той Бого­ро­дице20 и четы­рех молитв21 Пат­ри­арха Кал­ли­ста на зло­клю­че­ние людей22.

Треб­ник Мит­ро­по­лита Петра Могилы (1646 г.) свя­ти­теля, извест­ного дея­тель­но­стью в раз­лич­ных сферах цер­ков­ной жизни, в том числе и литур­ги­че­ской, и повли­яв­шего на совре­мен­ную рус­скую бого­слу­жеб­ную прак­тику, – изла­гает несколько воен­ных чинов.

1. Молеб­ное пение за царя и за люди, во время брани против супо­ста­тов, нахо­дя­щих на ны23 явля­ется плодом соб­ствен­ного литур­ги­че­ского твор­че­ства Мит­ро­по­лита. Данное чино­по­сле­до­ва­ние напи­сано по при­ня­тому в этом треб­нике образцу молеб­ных пений. Поря­док его сле­ду­ю­щий:

  • обыч­ные пред­на­чи­на­тель­ные молитвы;
  • псс. 19‑й и 20‑й (в при­сут­ствии царя на молебне) или пс. 34‑й (при отсут­ствии царя);
  • вели­кая екте­ния с осо­быми про­ше­ни­ями, свя­зан­ными с назна­че­нием молебна;
  • тро­парь «Спаси, Гос­поди» и Богородичен:«Предстательство страш­ное»;
  • особый канон, не встре­ча­ю­щийся в древ­них бого­слу­жеб­ных книгах и состав­лен­ный мит­ро­по­ли­том;
  • по 6‑й песни канона – третий сте­пен­ный анти­фон 6 гласа: «Наде­ю­щи­ися на Гос­пода врагом страшни»; про­ки­мен и чтение Еван­ге­лия (Мк.зач. 51). По Еван­ге­лии – сти­хира: «Посо­би­вый, Гос­поди, крот­кому Давиду».
  • в заклю­че­ние после­до­ва­ния пред­пи­сано чтение 4‑х молитв:
    о победе на враги царю и воем его на брань идущим: «Гос­поди Боже наш, пре­муд­ро­стию Своею и словом единем вся­че­ская соде­ла­вый»;
    о победе на враги воем хри­сти­ан­ским на брань идущим: «Гос­поди Боже отец наших, Ты еси Бог Един на небеси горе и на земли низу»;
    о победе на враги царю или гет­ману и воем его на брань идущим: «Гос­поди Боже наш, Едине креп­кий и силь­ный в бранех»;
    о победе на без­бож­ныя враги воем хри­сти­ан­ским: «Гос­поди Боже сил, Боже спа­се­ния нашего».

2. После­до­ва­ние молеб­наго пения, пева­е­маго в наше­ствии варвар и в нахож­де­ние языков24. Данное чино­по­сле­до­ва­ние, в отли­чие от преды­ду­щего, осно­вано на заим­ство­ван­ных Мит­ро­по­ли­том из вене­ци­ан­ских печат­ных изда­ний гре­че­ского Евхо­ло­гия каноне и молит­вах25 и по струк­туре напо­ми­нает первый чин его Треб­ника. Основ­ные отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти этого молеб­ствия сле­ду­ю­щие:

  • чита­ется пс. 78‑й;
  • мирная екте­ния также имеет особые про­ше­ния;
  • тро­парь по екте­нии состав­лен спе­ци­ально для дан­ного молебна: «Стра­шен еси, Гос­поди, и кто про­тиву пра­вед­ному Твоему гневу станет; Гос­поди, Гос­поди, Тебе вся­че­ская боятся и трепещут»;Богородичен: «Мати Божия Пре­чи­стая, при­бе­жище и покрове хри­сти­ан­ский»;
  • канон заим­ство­ван из гре­че­ских евхо­ло­гиев и сов­па­дает с содер­жа­щимся в Львов­ском треб­нике 1645 г.;
  • по 3‑й песни – сугу­бая екте­ния с осо­быми про­ше­ни­ями;
  • по 6‑й песни – сте­пенна 3‑й анти­фон 6 гласа и про­ки­мен перед Еван­ге­лием (Мк.51 зач.) – «Да вос­крес­нет Бог». По Еван­ге­лии – особая стихира:«Не остави нас в чело­ве­че­ское пред­сто­я­ние, Пре­чи­стая Вла­ды­чице».
  • в конце после­до­ва­ния ука­зано чтение шести молитв:
  • Мака­рия, архи­епи­скопа Фила­дель­фий­ского, в наше­ствии язык: «Вла­дыко Гос­поди Боже наш, кто упо­до­бится Тебе»;
    вторая, в наше­ствие язык: «Вла­дыко Гос­поди Боже наш, Тебе ся молимся»;
  • три молитвы Пат­ри­арха Кал­ли­ста: к двум ранее ука­зан­ным молит­вам этого свя­ти­теля ‘в наше­ствии варвар’ добав­лена третья – ‘за хри­сто­име­ни­тыя люди’;
  • выше­упо­мя­ну­тая молитва Пат­ри­арха Фило­фея ‘в наше­ствие ратник’, име­ю­ща­яся в Стря­тин­ском треб­нике.

3. К воин­ским чино­по­сле­до­ва­ниям Треб­ника Мит­ро­по­лита Петра Могилы можно отне­сти и чин освя­ще­ния воин­ской хоругви26, кото­рый встре­ча­ется в руко­пис­ных сла­вян­ских источ­ни­ках, и прак­ти­че­ски без изме­не­ний был внесен в совре­мен­ную Книгу молеб­ных пений27, будучи вос­при­нят совре­мен­ной бого­слу­жеб­ной прак­ти­кой.

в) Ныне упо­треб­ля­е­мые чино­по­сле­до­ва­ния

Реформа бого­слу­же­ния на Руси в XVII в. отра­зи­лась, кроме всего про­чего, на составе Треб­ника. Многие воин­ские чино­по­сле­до­ва­ния дони­ко­нов­ского вре­мени, отправ­ляв­ши­еся по ста­ро­пе­чат­ным изда­ниям, были пере­смот­рены или вовсе не вошли в исправ­лен­ные бого­слу­жеб­ные книги. Кроме того литур­ги­че­ская прак­тика обо­га­ща­лась вновь состав­ля­е­мыми после­до­ва­ни­ями, кото­рые отча­сти испы­ты­вали на себе вли­я­ние забы­тых к тому вре­мени древ­них молитв и чинов.

Боль­шой Треб­ник содер­жит два воин­ских чино­по­сле­до­ва­ния:

1. После­до­ва­ние молеб­наго пения, ко Гос­поду Богу пева­е­маго во время брани против супо­ста­тов, нахо­дя­щих на ны(глава 91)28. Данное чино­по­сле­до­ва­ние встро­ено в струк­туру общего молебна и имеет сле­ду­ю­щий состав:

  • общее начало и пс.142‑й;
  • «Бог Гос­подь» с тро­па­рем: «Спаси, Гос­поди» и Богородичном:«Предстательство страш­ное».
  • особый канон 8 гл., испол­ня­е­мый без ирмо­сов;
  • по 3‑й песни – сугу­бая екте­ния с осо­быми про­ше­ни­ями и седа­лен: «Цер­ковь вопиет Ти, Христе» и Бого­ро­ди­чен;
  • по 6‑й песни кондак Кресту, про­ки­мен вос­крес­ный 7 гл., Апо­стол (Евр.329 зач.) и общее Еван­ге­лие на всякое про­ше­ние (Мф.20 зач.), по Еван­ге­лии – сти­хира: «Посо­би­вый Гос­поди», ука­зан­ная в первом чине Треб­ника Петра Могилы; молитва литии: «Спаси, Боже, люди Твоя»;
  • по 9‑й песни пока­ян­ные тро­пари: «Поми­луй нас, Гос­поди, поми­луй нас» и сугу­бая екте­ния с особым про­ше­нием;
  • в заклю­че­ние чита­ется коле­но­пре­клон­ная молитва: «Гос­поди Боже сил, Боже спа­се­ния нашего».

2. Молитва Свя­тей­шаго Кал­ли­ста Пат­ри­арха о импе­ра­торе и воин­стве его (глава 92)29. Книга молеб­ных пений к после­до­ва­ниям Боль­шого Треб­ника добав­ляет еще:

– После­до­ва­ние молеб­наго пения ко Гос­поду Богу нашему за импе­ра­тора и за люди, пева­е­маго во время брани про­тиво супо­ста­тов (глава 3)30 не имеет канона и отли­ча­ется от тра­ди­ци­он­ного после­до­ва­ния молебна, лежа­щего в основе боль­шин­ства молеб­ных пений:

  • за общим нача­лом сле­дует необыч­ное для молеб­нов пение текста вели­кого пове­че­рия из книги прор. Исаии (глл. 8, 9): «С нами Бог»;
  • после мирной екте­нии с осо­быми про­ше­ни­ями поется «Бог Гос­подь» с теми же тро­па­рями, что на молебне в Боль­шом Треб­нике;
  • про­ки­мен «Гос­поди, силою Твоею воз­ве­се­лится царь», Апо­стол (2Кор.172зач.) и Еван­ге­лие молебна в Боль­шом Треб­нике;
  • сугу­бая екте­ния с осо­быми про­ше­ни­ями и чтение коле­но­пре­клон­ной молитвы «Гос­поди Боже наш, послу­ша­вый Моисея, про­стерша к Тебе руце» (см. выше);
  • по отпу­сте воз­гла­ша­лось мно­го­ле­тие импе­ра­тору.

– Чин бла­го­сло­ве­ния вод­наго судна рат­наго на сопро­тив­ныя отпу­ща­е­маго, еди­наго или многих, и бла­го­сло­ве­ния воином в них плыти хотя­щим (глава 12)31 может пред­ва­ряться совер­ша­е­мым в храме молеб­ном о победе на враги, изло­жен­ным в 3 гл. Книги молеб­ных пений. Чин же бла­го­сло­ве­ния рат­ного судна отправ­ля­ется на берегу моря или реки (перед кораб­лем) свя­щен­ни­ком, име­ю­щим с собой святую воду для окроп­ле­ния. Чин имеет сле­ду­ю­щую струк­туру:

  • обыч­ное начало и пс.45‑й;
  • вели­кая екте­ния со спе­ци­аль­ными про­ше­ни­ями и необыч­ным воз­гла­сом;
  • «Бог Гос­подь» с тро­па­рями: «К Тебе, Спасе, ныне при­бе­га­ю­щих», Слава: «Всю надежду и упо­ва­ние мое», И ныне: «Под Твой покров»;
  • пс. 120‑й;
  • молитва на освя­ще­ние судов и бла­го­сло­ве­ние плы­ву­щих: «Гос­поди Иисусе Христе Боже наш, по морю, яко по суху ходи­вый»;
  • гла­во­пре­клон­ная молитва вое­воде и воем на брань идущим: «Вла­дыко Гос­поди Боже отец наших, Тебе просим и Тебе сми­ренно мили ся деем»;
  • кроп­ле­ние свя­щен­ной водой судов и бла­го­сло­ве­ние с кроп­ле­нием воин­ства;
  • отпуст с поми­но­ве­нием Архи­стра­ти­гов Миха­ила и Гав­ри­ила со всеми Без­п­лот­ными Силами, вели­ко­му­че­ни­ков Геор­гия, Димит­рия, Про­ко­пия, Фео­дора Стра­ти­лата и Тирона;
  • пение дог­ма­тика 4 гл.:«Призри на моле­ния»;
  • бла­го­сло­ве­ние воин­ства.

– Чин освя­ще­ния воин­скаго зна­ме­ния, еже есть хоругви, и воем бла­го­сло­ве­ния на брань (глава 13)32 может совер­шаться в соеди­не­нии с преды­ду­щим чином или без него. Само­сто­я­тельно отправ­ля­е­мое, данное после­до­ва­ние при­ни­мает сле­ду­ю­щий вид:

  • общее начало и пс. 143‑й;
  • пение избран­ных стихов 17-го псалма с при­пе­вом: «С нами Бог, разу­мейте языцы»;
  • мирная екте­ния с осо­быми про­ше­ни­ями и спе­ци­аль­ном воз­гла­сом;
  • «Бог Гос­подь» с тро­па­рями молебна в Боль­шом Треб­нике;
  • кондак Кресту;
  • чтение двух молитв (2‑я – гла­во­пре­клон­ная) на освя­ще­ние зна­мени и окроп­ле­ние его святой водой;
  • вру­че­ние хоругви воину с уве­ща­нием;
  • пре­по­да­ние бла­го­сло­ве­ния войску;
  • пение сти­хиры: «Посо­би­вый, Гос­поди, крот­кому Давиду»;
  • отпуст, после кото­рого поется дог­ма­тик 4 гл.

При соеди­не­нии с молеб­ном о победе на враги, чин освя­ще­ния зна­мени, начи­ная с пения стихов 17‑й пс., совер­ша­ется после сугу­бой екте­нии, про­из­но­си­мой в заклю­че­ние молеб­ствия о победе.

– Чин бла­го­сло­ве­ния воин­ских оружий (глава 14)33 явля­ется довольно крат­ким и состоит из:

  • общего начала и пс. 34-го;
  • молитвы на освя­ще­ние оружия с после­ду­ю­щим кроп­ле­нием его;
  • отпу­ста.

– К воин­ским после­до­ва­ниям можно отне­сти и бла­го­дар­ствен­ный моле­бен в день Рож­де­ства Хри­стова в вос­по­ми­на­ние избав­ле­ния дер­жавы Рос­сий­ской от наше­ствия галлов в 1812 г. (Книга молеб­ных пений, гл. 19)34. Этот чин совер­шался после празд­нич­ной Литур­гии и имел неко­то­рые осо­бен­но­сти, не свой­ствен­ные после­до­ва­ниям молеб­нов и идущие враз­рез с прин­ци­пами, лежа­щими в основе пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния.

Струк­тура дан­ного молеб­ствия сле­ду­ю­щая:

  • неха­рак­тер­ный для молеб­нов воз­глас утрени (или все­нощ­ного бдения, начи­на­ю­ще­гося вечер­ней): «Слава Святей»35;
  • обыч­ное начало;
  • пение: «С нами Бог», встав­лен­ного в данный моле­бен, видимо, как эле­мент Рож­де­ствен­ского бого­слу­же­ния, или под вли­я­нием молеб­ного пения о даро­ва­нии победы (см. выше: Книга молеб­ных пений, гл. 3);
  • мирная екте­ния с осо­быми про­ше­ни­ями и обыч­ным воз­гла­сом;
  • «Бог Гос­подь» с пением в каче­стве пер­вого тро­паря рож­де­ствен­ской сти­хиры (!) по 50‑м псалме; второй тро­парь, подобно преды­ду­щему пес­но­пе­нию, начи­на­ется Рож­де­ствен­ским сла­во­сло­вием: «Слава в Вышних Богу»; Слава: тро­парь Кресту; И ныне: дог­ма­тик (!) 1‑го гласа36;
  • пари­мия (Ис.14 гл.), чита­е­мая при нали­чии несколь­ких диа­ко­нов одним из них, а не чтецом37;
  • про­ки­мен вели­кий38: «Кто Бог Велий»;
  • Апо­стол (Евр.329–331 зач.), Алли­лу­и­а­рий, стихом кото­рого явля­ется текст вос­крес­ного про­кимна 7 гл. и Еван­ге­лие (Мф.98 зач.);
  • сугу­бая екте­ния с осо­быми про­ше­ни­ями, начи­на­ю­ща­яся сло­вами: «Рцем вси»39;
  • коле­но­пре­клон­ная (!) молитва: «Боже Вели­кий и Непо­сти­жи­мый»;
  • пение вели­кого сла­во­сло­вия или гимна свя­ти­теля Амвро­сия Медио­лан­ского: «Тебе Бога хвалим»40;
  • особый, уни­каль­ный празд­нич­ный отпуст: «Иже во яслех виф­ле­ем­ских, яко Агнец воз­ле­гий, сопро­тив­ных же кре­пость, яко лев, сокру­ши­вый, и верныя овцы Своя на путь правды, и спа­се­ния, и мира наста­ви­вый и упасый, Хри­стос, истин­ный Бог наш…»
  • воз­гла­ше­ние мно­го­ле­тия импе­ра­тору с воин­ством, и вечной памяти импе­ра­тору Алек­сан­дру I.

г) Поми­но­ве­ние усоп­ших воинов

При опи­са­нии воин­ских чино­по­сле­до­ва­ний Церкви нельзя не упо­мя­нуть обособых днях поми­но­ве­ния усоп­ших воинов.

Кроме Все­лен­ских роди­тель­ских суббот (Мясо­пуст­ной и Тро­иц­кой), когда Святая Цер­ковь творит «память всех от века усоп­ших бла­го­че­сти­вых хри­стиан, отец и братий наших», вклю­чая и тех, кто погиб на поле брани, есть день, твердо уко­ре­нив­шийся в бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции Рус­ской Церкви как поми­но­ве­ние пре­иму­ще­ственно усоп­ших воинов – это Дмит­ри­ев­ская суб­бота перед памя­тью вели­ко­му­че­ника Димит­рия Солун­ского (26 октября). Име­ю­щее корни в древ­них, вос­хо­дя­щих еще к язы­че­ским вре­ме­нам, осен­них помин­ках41, в хри­сти­ан­ском кон­тек­сте это поми­но­ве­ние было уста­нов­лено вели­ким князем Димит­рием Дон­ским в 1380 г. после Кули­ков­ской битвы. Бого­слу­же­ние совер­ша­ется в этот день по 13‑й главе Типи­кона, преду­смат­ри­ва­ю­щего в любую суб­боту пери­ода пения Окто­иха42, не сов­па­да­ю­щую с празд­ни­ком43, отправ­ле­ние по жела­нию насто­я­теля так назы­ва­е­мого заупо­кой­ного Алли­луй­ного бого­слу­же­ния.

В 1769 г. по рас­по­ря­же­нию импе­ра­трицы Ека­те­рины II во время войны с тур­ками и поля­ками было уста­нов­лено совер­шать 29 авгу­ста в день вели­кого празд­ника Усек­но­ве­ния главы свя­того Иоанна Пред­течи поми­но­ве­ние пра­во­слав­ных воинов.

Опре­де­ле­нием Архи­ерей­ского Собора Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 1994 г. уста­нов­лено еже­год­ное поми­но­ве­ние 9 мая нового стиля усоп­ших воинов за веру, Оте­че­ство и народ жизнь свою поло­жив­ших и всех стра­даль­че­ски погиб­ших в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны 1941–1945 гг.

III. Заклю­че­ние

Рас­смот­рен­ные нами воин­ские чины в их исто­ри­че­ском раз­ви­тии поз­во­ляют сде­лать вывод о том, что попе­че­ние Святой Церкви о воинах имеет довольно бога­тую и древ­нюю исто­рию. Литур­ги­че­ские формы воин­ских молит­во­сло­вий были весьма раз­но­об­раз­ными и имели в своем ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии опре­де­лен­ные зако­но­мер­но­сти. Древ­ние бого­слу­жеб­ные книги, как пра­вило, не при­во­дят раз­вер­ну­тых чино­по­сле­до­ва­ний, даются лишь молитвы, кото­рые про­из­но­си­лись в опре­де­лен­ных слу­чаях в кон­тек­сте суще­ству­ю­щих к тому вре­мени чинов. Посте­пенно довольно крат­кий фор­му­ляр молитв начи­нает «обрас­тать» спе­ци­ально состав­ля­е­мыми после­до­ва­ни­ями. Струк­тура их в этом раз­ви­тии услож­ня­ется, и они пре­вра­ща­ются в гар­мо­нично сба­лан­си­ро­ван­ные литур­ги­че­ские кон­струк­ции, явля­ю­щи­еся сви­де­тель­ством Пре­да­ния и нахо­дя­щи­еся в нераз­рыв­ной связи с мно­го­ве­ко­вой тра­ди­цией Церкви. Сла­вян­ская бого­слу­жеб­ная прак­тика отли­ча­ется довольно интен­сив­ным умно­же­нием воин­ских чинов. Появ­ля­ются особые молеб­ствия на бла­го­сло­ве­ние орудий, воен­ного корабля и т.д. Это раз­ви­тие иногда про­ис­хо­дит не без вли­я­ния внеш­них уста­нов­ле­ний. В общем же, мно­го­об­раз­ное воин­ское бого­слу­жеб­ное насле­дие явля­ется выда­ю­щимся про­из­ве­де­нием цер­ков­ного твор­че­ства и рас­кры­вает глу­бину Литур­ги­че­ского Пре­да­ния.

С.А. Ваню­ков,
пре­по­да­ва­тель Пра­во­слав­ного Свято-Тихо­нов­ского
бого­слов­ского инсти­тута


При­ме­ча­ния:

1 См. При­луц­кий В., свящ. Част­ное бого­слу­же­ние в Рус­ской Церкви в XVI и первой поло­вине XVII в. К., 1912. М., 2000р. С. 318–324.

2 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.733.

3 De cerimoniis aulae Byzantinae (lib. 1.1–92), ed. A. Vogt. Le livre des ceremonies. Vol. 1. Paris: Les Belles Lettres, 1935. P. 84–88. De cerimoniis aulae Byzantinae (lib. 1.84–2.56), ed. J.J. Reiske. Constantini Porphyrogeniti imperatoris de cerimoniis aulae Byzantinae libri duo. Vol. 1 Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Bonn: Weber, 1829.. Lib. 2. P. 616–619. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P. 334.

4 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.733.

5 Выходы госу­да­рей, царей и вели­ких князей. М., 1844. С. 14, 30, 61. Геор­ги­ев­ский. Празд­нич­ные службы и цер­ков­ные тор­же­ства в старой Москве. М., 1896. С. 83–85.

6 Goar J. EuchologionVenetia, 17302. P.734.

7 Дмит­ри­ев­ский А.А. Опи­са­ние литур­ги­че­ских руко­пи­сей, хра­ня­щихся в биб­лио­те­ках Пра­во­слав­ного Востока. Т. 2.: Εὐχολόγια.. 1901. С. 290.

8 Треб­ник. М.: Печат­ный Двор, 1647. Л. 238. После­до­ва­ние молеб­ных пений. М.: Сино­даль­ная типо­гра­фия, 1905. СПб, 1996р. Л. 15 об.-21 об.

9 Треб­ник. М.: Печат­ный Двор, 1647. Л. 243.

10 Треб­ник. М.: Печат­ный Двор, 1625. Л. 8. Треб­ник. М.: Печат­ный Двор, 1636. Л. 445. Треб­ник мир­ской. М.: Печат­ный Двор, 1639. Л. 327.

11 EÙcolÒgion tÕ Mšga. «Aq»naij, 1902. Sel. 591. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P. 642.

12 Первый тро­парь 1 песни звучит сле­ду­ю­щим образом:«Крепкаго во бранех и силь­наго в кре­по­сти Гос­пода, молим Тя верно: снити с рабы Своими во время снятия т. е. снития. со враги и побе­дити их».

13 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.726.

14 При­луц­кий В., свящ. Част­ное бого­слу­же­ние в Рус­ской Церкви в XVI и первой поло­вине XVII века. К., 1912. М., 2000р. С. 322.

15 Треб­ник мир­ской. М.: Печат­ный Двор, 1639. Л. 333–336.

16 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P. 648–650.

17 Треб­ник. Стря­тин, 1606. Л. 419.

18 Дмит­ри­ев­ский А.А. Опи­са­ние литур­ги­че­ских руко­пи­сей, хра­ня­щихся в биб­лио­те­ках Пра­во­слав­ного Востока. Т. 2.: EÙcolÒgia.. 1901. С. 288.

19 При­луц­кий В., свящ. Част­ное бого­слу­же­ние в Рус­ской Церкви в XVI и первой поло­вине XVII века. К., 1912. М., 2000р. С.322.

20 Канон с ирмо­сами 6 гласа. Первый тро­парь начи­на­ется сло­вами: «Дер­жав­наго в кре­по­сти и силь­наго в бранех Гос­пода рождши, Чистая…» Треб­ник. Львов, 1645. Л. 261–267.

21 Евхо­ло­гион Гоара при­во­дит пять молитв Пат­ри­арха Кал­ли­ста. Пятая молитва, над­пи­сы­ва­е­мая EÙc¾ ˜tšra Øper toà cristwnÚmou laoà, в Львов­ском треб­нике опу­щена.

22 Треб­ник. Львов, 1645. Л. 268–274.

23 Треб­ник Мит­ро­по­лита Петра Могилы. К.: Тип. Печер­ской лавры, 1646. Ч. II. С. 136–157.

24 Там же. С. 157–182.

25 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.645–651. Дмит­ри­ев­ский А. А.Опи­са­ние литур­ги­че­ских руко­пи­сей, хра­ня­щихся в биб­лио­те­ках Пра­во­слав­ного Востока. Т. 2.: EÙcolÒgia. 1901. . 1901. С. 288.

26 Треб­ник Мит­ро­по­лита Петра Могилы. К.: Тип. Печер­ской лавры, 1646.Ч. II. С. 245.

27 После­до­ва­ние молеб­ных пений. М.: Сино­даль­ная типо­гра­фия, 1905. СПб, 1996р. Л. 111–117 об.

28 Треб­ник (Боль­шой). М.: Сино­даль­ная типо­гра­фия, 1884. СПб: изд. ТСЛ, 1995р. Л. 227 об. – 233 об.

29 Там же. Л. 233 об. – 234 об.

30 После­до­ва­ние молеб­ных пений. М.: Сино­даль­ная типо­гра­фия, 1905. СПб, 1996р. Л. 15 об. – 21 об.

31 Там же. Л. 105 об.-110 об.

32 Там же. Л. 111–117 об.

33 Там же. Л. 118 об.-120.

34 Там же. Л. 134 об.-145 об.

35 Этот воз­глас начи­нает еще нынеш­нее после­до­ва­ние: Бла­го­да­ре­ния о полу­че­нии про­ше­ния и о всяком бла­го­де­я­нии Божии. См. Треб­ник. М.,1991. С. 391–407.

36 Пение стихир в каче­стве тро­па­рей не харак­терно для пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния. Дог­ма­тики также явля­ются при­над­леж­но­стью сти­хир­ной системы Окто­иха и, по Уставу, поются на вечерне в заклю­че­ние стихир на: «Гос­поди, воз­звах».

37 При­сут­ствие в чино­по­сле­до­ва­нии молебна пари­мии не свой­ственно пра­во­слав­ному бого­слу­же­нию, поскольку моле­бен, упо­доб­ля­ю­щийся согласно Уставу утрене, в бого­слу­жеб­ном созна­нии Церкви сим­во­ли­че­ски обо­зна­ча­ю­щей ново­за­вет­ные вре­мена при­ше­ствия Мессии (о чем сви­де­тель­ствует про­ро­че­ский стих 117-го пс.:«Бог Гос­подь и явися нам»), не совсем согла­су­ется с чте­нием пари­мий, харак­тер­ных для вечерни. См.: Николь­ский К., прот. Руко­вод­ство к изу­че­нию бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви. М.: ПСТБИ, 2002. С. 99, 122.

38 Пение вели­кого про­кимна, отли­ча­ю­ще­гося от обыч­ного бoль­шим коли­че­ством стихов, обычно бывает только на вечерне, на осталь­ных служ­бах суточ­ного круга, име­ю­щих про­ки­мен, поются обыч­ные (с одним, а не тремя сти­хами).

39 Испол­не­ние полной (с пер­вого, а не тре­тьего про­ше­ния) сугу­бой екте­нии не встре­ча­ется в обще­при­ня­тых чинах молеб­ствий.

40 Попало в данный чин под вли­я­нием бла­го­дар­ствен­ного молебна. См. Треб­ник. Бла­го­да­ре­ние о полу­че­нии про­ше­ния… М., 1991. С. 405.

41 Афа­на­сий (Саха­ров), еп. О поми­но­ве­нии усоп­ших по Уставу Пра­во­слав­ной Церкви. СПб, 1999. С. 45.

42 В том числе и в эту.

43 Типи­кон ука­зы­вает 2 усло­вия, необ­хо­ди­мые для совер­ше­ния в суб­боту Алли­луй­ного бого­слу­же­ния вместо службы с Бог Гос­подь: если святой, память кото­рого выпала на этот день, не имеет тро­паря, и если насто­я­тель желает отправ­лять службу по 13‑й главе. Поскольку с уве­ли­че­нием коли­че­ства святых, про­слав­лен­ных Цер­ко­вью, умень­ша­ется коли­че­ство святых без тро­паря – ведь службы ново­про­слав­лен­ным святым, как пра­вило, состав­ля­ются поли­е­лей­ные или бден­ные – Помест­ный Собор Рус­ской Церкви 1917 года смяг­чил первое пред­пи­са­ние Устава и допу­стил ради сохра­не­ния уни­каль­ного типа бого­слу­же­ния совер­ше­ние Алли­луй­ной службы и при шесте­рич­ном святом, обя­за­тельно име­ю­щем свой тро­парь. Однако при отправ­ле­нии бого­слу­же­ния этот святой рас­смат­ри­ва­ется как не име­ю­щий тро­паря. См. Афа­на­сий (Саха­ров], еп. О поми­но­ве­нии усоп­ших по Уставу Пра­во­слав­ной Церкви. СПб, 1999. С. 51; Бого­слов­ские труды № 34. М., 1998. С. 333.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки