Светилен

Свети́лен (экса­по­сти­ла­рий) — крат­кое пес­но­пе­ние, кото­рое поется по 9‑й песни канона. Све­ти­лен в стро­гом смысле не явля­ется завер­ше­нием канона, это – пол­но­стью само­сто­я­тель­ное пес­но­пе­ние.

Тер­мины «све­ти­лен» и «экса­по­сти­ла­рий»

Термин све­ти­лен (греч. φωταγωγικόν) ука­зы­вает на внут­рен­нюю сто­рону пес­но­пе­ния, так как в све­тиль­нах (осо­бенно в вели­ко­пост­ных све­тиль­нах, к кото­рым этот термин отно­сился изна­чально) содер­жится про­ше­ние о про­све­ще­нии моля­ще­гося нетвар­ным Светом Божиим (напри­мер, вели­ко­пост­ный све­ти­лен 8‑го гласа: «Свет сый Христе, про­свети мя Тобою»). Поня­тие экса­по­сти­ла­рий (от гла­гола εξαποστέλλω — «высы­лать») ука­зы­вает на образ испол­не­ния пес­но­пе­ния: для пения све­тильна кано­нарх «высы­лался» на сере­дину храма (сейчас такая прак­тика встре­ча­ется в неко­то­рых храмах на Страст­ной сед­мице).

И све­ти­лен, и экса­по­сти­ла­рий появи­лись в IX веке и изна­чально обо­зна­чали разные типы пес­но­пе­ний: све­ти­лен – крат­кое и состо­я­щее из несколь­ких стихов пес­но­пе­ние напо­до­бие анти­фона, кото­рое поется с повто­ре­нием основ­ного рефрена, экса­по­сти­ла­рий – более объ­ем­ное пес­но­пе­ние раз­ме­ром при­мерно с тро­парь или седа­лен, кото­рое поется само­сто­я­тельно, без связи с дру­гими стро­фами. В нашем бого­слу­же­нии «искон­ными» све­тиль­нами явля­ются только све­тильны сед­мич­ных дней Вели­кого поста и «Свят Гос­подь Бог наш», все осталь­ные пес­но­пе­ния, назы­ва­е­мые в Минеях све­тиль­нами, по факту явля­ются экса­по­сти­ла­ри­ями. В позд­не­ви­зан­тий­ский период про­изо­шло сме­ше­ние тер­ми­нов из-за того, что пес­но­пе­ния обоих типов упо­треб­ля­лись в одном месте бого­слу­же­ния, так что тер­мины «све­ти­лен» и «экса­по­сти­ла­рий» стали фак­ти­че­ски сино­ни­мами (сейчас в литур­ги­че­ской лите­ра­туре они исполь­зу­ются как вза­и­мо­за­ме­ня­е­мые). В насто­я­щее время раз­ли­чие между све­тиль­ном и экса­по­сти­ла­рием зави­сит от бого­слу­жеб­ной книги: в Минеях экса­по­сти­ла­рии по 9‑й песни назы­ва­ются све­тиль­нами, в Окто­ихе и Три­о­дях – экса­по­сти­ла­ри­ями; в гре­че­ских книгах все пес­но­пе­ния этого жанра назы­ва­ются экса­по­сти­ла­ри­ями.

Наи­бо­лее извест­ные све­тильны

Один из самых древ­них све­тиль­нов — «Свят Гос­подь Бог наш». Это стих псалма (Пс.98:9), кото­рый поется на каждой вос­крес­ной утрене и часто пред­ва­ряет собою испол­не­ние воскрес­ного экса­по­сти­ла­рия, а иногда поется само­сто­я­тельно, без других све­тиль­нов (в Неделю ваий и Вели­кую Суб­боту). При­ме­ча­тельны вос­крес­ные экса­по­сти­ла­рии, также име­ну­е­мые еван­гель­скими (так как каждый вос­крес­ный экса­по­сти­ла­рий пред­став­ляет собой пери­фраз соот­вет­ству­ю­щего утрен­него Еван­ге­лия); они появи­лись в X веке. Есть мнение, что они состав­лены импе­ра­то­ром Костан­ти­ном VII Баг­ря­но­род­ным 1; однако эта атри­бу­ция спор­ная. Также извест­ными пред­ста­ви­те­лями этого жанра явля­ются экса­по­сти­ла­рий первых четы­рех дней Страст­ной сед­мицы «Чертог Твой…» и пас­халь­ный «Плотию уснув…».

Вос­крес­ные и сед­мич­ные экса­по­сти­ла­рии нахо­дятся в при­ло­же­ниях Окто­иха, тогда как другие све­тильны — в служ­бах соот­вет­ству­ю­щих празд­ни­ков и святых в Минее или Триоди.

О мело­дии све­тиль­нов и бого­слу­жеб­ном испол­не­нии

Све­ти­лен — более тор­же­ствен­ное пес­но­пе­ние, чем тро­парь, сти­хира или седа­лен, он имеет свой уни­каль­ный распев, непо­хо­жий на тро­пар­ный или сти­хир­ный. При­ме­ча­тельно, что у све­тиль­нов не обо­зна­ча­ются гласы, что явля­ется нагляд­ным пока­за­те­лем уни­каль­но­сти их мело­дии; они между собой раз­ли­ча­ются только по мет­рико-мело­ди­че­ским харак­те­ри­сти­кам, кото­рые обо­зна­ча­ются через систему подоб­нов (есть неко­то­рые све­тильны-образцы, по ним поются все осталь­ные пес­но­пе­ния этого жанра). Све­тильны поются только по 9‑й песни канона, в других местах бого­слу­же­ния не встре­ча­ются.

В при­ход­ской прак­тике те све­тильны, кото­рые явля­ются искон­ными пред­ста­ви­те­лями этого жанра: «Свят Гос­подь Бог наш» и вели­ко­пост­ные — всегда поются, тогда как экса­по­сти­ла­рии – в основ­ном чита­ются; впро­чем, как исклю­че­ние поются экса­по­сти­ла­рии Страст­ной сед­мицы и Пасхи («Плотию уснув…»); также в неко­то­рых храмах есть прак­тика пения све­тиль­нов неко­то­рых дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков (на Воз­дви­же­ние Креста, Рож­де­ство Хри­стово, Пре­об­ра­же­ние Гос­подне, Успе­ние Бого­ро­дицы).


При­ме­ча­ние:

1 Ска­бал­ла­но­вич М. Н. Тол­ко­вый Типи­кон. М.: Изд-во Сре­тен­ского мона­стыря, 2008. С. 702.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки