Акростих

Литература по теме

Акрости́х (греч. ἀκροστιχίς, букв. «край строк», «краестишие»; из ἄκρος край + στίχος стихотворная строка, стих; слав. краестрочие, краегране́сие) – внешняя форма поэтического произведения, в соответствии с которой начальные буквы строк или строф (всех или некоторых) формируют осмысленный текст или определенную последовательность (алфавит).

Акростих встречается:
1) в поэтических произведениях, стихотворениях;
2) в некоторых поэтических текстах Ветхого Завета;
3) в богослужебных песнопениях. Последний аспект особенно важен: акростих или «краегранесие», «краестрочие» представляет собою характерную отличительную особенность церковной гимнографии, в частности, греческих кондаков и канонов.

6 1 – Акростих
Акростих. Фрагмент «Орла Российского» Симеона Полоцкого. Москва, 1667 год. (БАН, П I А 1)

Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения (впервые акростих употребил греческий комик Эпихарм Сиракузский в V в. до Р. Х.). Это – чисто внешнее, техническое украшение гимнографической поэмы.

Особенно часто акростихи употребляются в канонах. Здесь они бывают 3-х видов:
1) образуются из всех строф канона (то есть из ирмосов и тропарей), обычно этим отличаются каноны преп. Космы Маюмского;
2) образуются только тропарями канона (каноны авторов IX–X вв.);
3) отражаются только в Богородичнах (обычно имя автора).

Акростих обычно представляет собой фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию и отражающему его суть. Особенно это характерно для канонов преподобного Космы Маюмского (например, его канон на Вход Господень в Иерусалим имеет акростих: ΩΣΑΝΝΑ ΧΡΙΣΤΟΣ ΕΥΛΟΓΗΜΕΝΟΣ ΘΕΟΣ = «Осанна Христос благословенный Бог»). Достаточно часто акростих открывает имя автора канона (что особенно ценно, так как иных способов атрибуции канона зачастую просто нет). Например, многие кондаки преподобного Романа Сладкопевца в полном виде имеют акростих ΤΟΥ ΤΑΠΕΙΝΟΥ ΡΩΜΑΝΟΥ – «смиренного Романа». Иногда имя автора (и соответственно, акростих) содержится только в Богородичнах: например, в каноне Недели о мытаре и фарисее акростих ΓεωργΙου (Георгия).

Особый вид акростиха представляет алфавитный акростих – последовательность, в которой каждая строфа (строка) начинается очередной буквой алфавита. Такой акростих используется в еврейском тексте Ветхого Завета: Пс.9, 24, 33, 36, 110, 111, 118, 144, «Гимн добродетельной жене» (Притч 31:10-31), Иер.1–4.

В церковной гимнографии алфавитный акростих используется особенно широко: такую отличительную особенность имеют несколько десятков канонов (в основном это каноны, написанные преподобным Иосифом Песнописцем). Кроме того, есть 4 гимнографических произведения, не являющиеся канонами, но имеющие алфавитный акростих: Акафист Пресвятой Богородице, стихиры Великого канона (поются на «Господи, воззвах…» в среду 5-й седмицы), хвалитные стихиры в предпразднство Рождества Христова (поются 20-23 декабря), воскресные стихиры на стиховне на великой вечерне (Октоих, гласы 1–8).

Понятно, что у греческих церковных песнопений «краегранесия» заметны и доступны только в их греческом оригинале. Некоторые каноны, составленные славянскими гимнографами, тоже имеют акростихи; отметим канон в службе «Собору святых, в земли Саратовстей просиявших», который имеет акростих «Святым земли Саратовския похвалу пою» (его образуют все тропари без ирмосов).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka