Акростих

Акрости́х (греч. aκρος – край­ний, στίχος – стих, строка в книге, слав. кра­естро­чие, крае­гра­не­сие) – внеш­няя форма поэ­ти­че­ского про­из­ве­де­ния, в соот­вет­ствии с кото­рой началь­ные буквы строк или строф (всех или неко­то­рых) фор­ми­руют осмыс­лен­ный текст или опре­де­лен­ную после­до­ва­тель­ность (алфа­вит).

Акро­стих встре­ча­ется:
1) в поэ­ти­че­ских про­из­ве­де­ниях, сти­хо­тво­ре­ниях;
2) в неко­то­рых поэ­ти­че­ских текстах Вет­хого Завета;
3) в бого­слу­жеб­ных пес­но­пе­ниях. Послед­ний аспект осо­бенно важен: акро­стих или «крае­гра­не­сие», «кра­естро­чие» пред­став­ляет собою харак­тер­ную отли­чи­тель­ную осо­бен­ность цер­ков­ной гим­но­гра­фии, в част­но­сти, гре­че­ских конда­ков и кано­нов.

Акро­стих заим­ство­ван из нехри­сти­ан­ской поэзии и очень древ­него про­ис­хож­де­ния (впер­вые акро­стих упо­тре­бил гре­че­ский комик Эпи­харм Сира­куз­ский  в V в. до Р. Х.). Это – чисто внеш­нее, тех­ни­че­ское укра­ше­ние гим­но­гра­фи­че­ской поэмы.

Осо­бенно часто акро­стихи упо­треб­ля­ются в кано­нах. Здесь они бывают 3‑х видов:
1) обра­зу­ются из всех строф канона (то есть из ирмо­сов и тро­па­рей), обычно этим отли­ча­ются каноны преп. Космы Маюм­ского;
2) обра­зу­ются только тро­па­рями канона (каноны авто­ров IX–X вв.);
3) отра­жа­ются только в Бого­ро­дич­нах (обычно имя автора).

Акро­стих обычно пред­став­ляет собой фразу, отно­ся­щу­юся к тому же празд­ну­е­мому собы­тию и отра­жа­ю­щему его суть. Осо­бенно это харак­терно для кано­нов пре­по­доб­ного Космы Маюм­ского (напри­мер, его канон на Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим имеет акро­стих: ΩΣΑΝΝΑ ΧΡΙΣΤΟΣ ΕΥΛΟΓΗΜΕΝΟΣ ΘΕΟΣ = «Осанна Хри­стос бла­го­сло­вен­ный Бог»). Доста­точно часто акро­стих откры­вает имя автора канона (что осо­бенно ценно, так как иных спо­со­бов атри­бу­ции канона зача­стую просто нет). Напри­мер, многие кондаки пре­по­доб­ного Романа Слад­ко­певца в полном виде имеют акро­стих ΤΟΥ ΤΑΠΕΙΝΟΎ ΡΩΜΑΝΟΥ – «сми­рен­ного Романа». Иногда имя автора (и соот­вет­ственно, акро­стих) содер­жится только в Бого­ро­дич­нах: напри­мер, в каноне Недели о мытаре и фари­сее акро­стих ΓεωργΙου (Геор­гия).

Особый вид акро­стиха пред­став­ляет алфа­вит­ный акро­стих – после­до­ва­тель­ность, в кото­рой каждая строфа (строка) начи­на­ется оче­ред­ной буквой алфа­вита. Такой акро­стих исполь­зу­ется в еврей­ском тексте Вет­хого Завета: Пс.9, 24, 33, 36, 110, 111, 118, 144, «Гимн доб­ро­де­тель­ной жене» (Притч 31:10-31), Иер.1–4.

В цер­ков­ной гим­но­гра­фии алфа­вит­ный акро­стих исполь­зу­ется осо­бенно широко: такую отли­чи­тель­ную осо­бен­ность имеют несколько десят­ков кано­нов (в основ­ном это каноны, напи­сан­ные пре­по­доб­ным Иоси­фом Пес­но­пис­цем). Кроме того, есть 4 гим­но­гра­фи­че­ских про­из­ве­де­ния, не явля­ю­щи­еся кано­нами, но име­ю­щие алфа­вит­ный акро­стих: Ака­фист Пре­свя­той Бого­ро­дице, сти­хиры Вели­кого канона (поются на «Гос­поди, воз­звах…» в среду 5‑й сед­мицы), хва­лит­ные сти­хиры в пред­праздн­ство Рож­де­ства Хри­стова (поются 20–23 декабря), вос­крес­ные сти­хиры на сти­ховне на вели­кой вечерне (Октоих, гласы 1–8).

Понятно, что у гре­че­ских цер­ков­ных пес­но­пе­ний «крае­гра­не­сия» заметны и доступны только в их гре­че­ском ори­ги­нале. Неко­то­рые каноны, состав­лен­ные сла­вян­скими гим­но­гра­фами, тоже имеют акро­стихи; отме­тим канон в службе «Собору святых, в земли Сара­тов­стей про­си­яв­ших», кото­рый имеет акро­стих «Святым земли Сара­тов­ския похвалу пою» (его обра­зуют все тро­пари без ирмо­сов).

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки